Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Конспект на тему знакомство с цифрой 5. Дидактический материал по математике. Число и Цифра «5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Тема: Число и цифра 5

Цели : дать представление об образовании числа 5 (познакомить с числом, показать его состав); познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим число 5; научить считать до пяти.

Материал : карточка с цифрой 5, круги, квадраты.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 5, цифрой 5

У Мышонка есть бабушка. Она связала ему перчатки. Правильно ли бабушка это сделала? Да, вы заметили ошибку: она связала домики не для всех пальцев. Сколько домиков она связала? (Четыре.) Я добавлю еще один домик. Сколько сейчас домиков? Теперь достаточно? Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

Посчитайте пальцы на одной руке. Покажите пять пальцев.

Мышонок решил отблагодарить бабушку и дать ей пять конфет. Положите на стол пять кругов. А еще пять печений. Положите пять квадратов.

Число 5 обозначается цифрой 5. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 5.) На что она похожа? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Задание 1. Мышонок познакомился с цифрой 5. Он говорит, что она красивая. А вы как считаете?

Давайте научимся писать цифру 5. Напишите эту цифру сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите по образцу не только цифру 5, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 7.)

Задание 2. Сколько пальцев у нас на одной руке? А на другой? (Ответы детей.)

Посмотрите на картинки или на свою руку. Сделайте так, как на картинках: к загнутым пальцам прибавляйте незагнутые. Посчитайте и впишите в клеточки нужные цифры. А теперь рассмотрите таблицу. Каких цифр здесь не хватает? Впишите их. Эту таблицу нужно хорошо запомнить. Она поможет вам решать примеры.

3. Физкультминутка

Будем ручки поднимать.

Сколько раз? Конечно, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем весело скакать.

Сколько раз? Конечно, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем головой кивать.

Сколько раз? Конечно, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножку поднимать.

Сколько раз? Конечно, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем тихо выдыхать.

Сколько раз? Конечно, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

4. Работа в тетради

Задание 3. Посчитайте предметы и запишите количество цифрой. Задание 4. Нарисуйте божьей коровке пять точек па спинке, ежику - пять иголок, а кошке - пять полосок.

Задание 6. Утром к Мышонку в гости заходила Белочка. Они пили чай. Потом приходили и другие друзья. Определите, сколько конфет было съедено. Впишите в клеточки нужные цифры.

5. Игра «Я знаю пять имен»

Воспитатель дает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок должен назвать пять имен мальчиков и подбросить мяч. Например: «Я знаю пять имен мальчиков: Миша - раз, Саша - два, Коля - три, Сережа - четыре, Ваня - пять».

Другие задания: имена девочек, названия животных, цветов, городов, деревьев, овощей, фруктов, предметов мебели, одежды, обуви и т. д.

Конспект занятия "Знакомство с числом 5 и цифрой
5"
Цель: знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5,умение считать до пяти,
закрепление геометрических фигур, развитие логического мышления, памяти, внимания,
мелкой моторики пальцев рук, воспитываем чувство сострадания и желание помочь героям
сказки.
Ход занятия
Сегодня хочу вам рассказать сказку «Репку». Сказку необычную с математическими
заданиями.
Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не
может. Позвал дед бабку. А бабка говорит: «Выполнят детки задание, тогда и помогу тебе
дед».
­ Сколько на столе тарелочек? (4)
­Сколько ложек? (3)
­ Тарелочек больше или ложек? (Тарелочек больше, а ложек меньше)
­ Какое число меньше 3 или 4?
­ Какое число больше 3 или 4?
­ Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить
одну ложку)
­ Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)
­Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)
А бабка и говорит:
­ Ах, вот еще у меня одна тарелочка.
­ Сколько стало тарелочек? (5)
­ Как получилось пять тарелочек? (к 4 тарелочкам прибавили еще одну тарелочку,
получилось 5 тарелочек)
­ Тарелочек 5, а ложек сколько? (4)
­ Больше тарелочек или ложек? (тарелочек)
­ Число 4 больше 5? (меньше)
­ Число 5больше 4? (больше)
­ Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 ложку)
­ Что мы сделали, чтобы ложек стало 5? (к 4 ложкам добавили еще 1 ложку)
­ Сколько тарелочек? Сколько ложек?
Бабка:
­Спасибо, малыши, помогли старому человеку тарелки разложить. Помогу и я деду репку
тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Внучка и говорит:
­ Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.
­ На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)
На столе лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто не сможет правильно выбрать
цифру 5, вопросы:
­ Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)
­ Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число5)
Показ цифры 5. Беседа о цифре.
­ Давайте вместе с внучкой обведем на листочках по точкам цифру 5. (работа на
листочках).
Внучка:
­ благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5.
Помогу и я бабушке.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка говорит:
­ Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.
Физминутка:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть
не могут. Жучка позвала кошку.
Кошка:
­ Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.
­ На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник,
ромб, квадрат).
­ На столе у вас лежат геометрические фигуры, какие? (ромб, треугольник)
­ Из ромба и треугольника сделайте рыбку.
Кошка:
­ Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут
потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.
Мышка:
­ Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, с какой цифрой познакомились?
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».

Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?

  • Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
  • Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.

Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.

Спросите малыша:

  • Какое число больше (меньше) 4 или 5?
  • На сколько число 5 больше, чем число 4?

При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).

Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.

При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.

Дидактический материал по математике.

Число и Цифра «5»

Веселые стихи

А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать –

Говори скорее пять.

С. Маршак

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы.

С. Коган

Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

Пятерка пляшет,

Платочком машет.

А как она изгибается,

Весело нам улыбается.

«Пять» в дневнике получается,

Если ученик постарается.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит – все в порядке.

Загадки

Веселые задачки

Два щенка-баловникаБегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?

В снег упал Сережка,А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  Птичек просто сосчитать:

Два да три… Их будет… (пять.)

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Только я в лесок зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Двое девчат и трое парней

В танце кружились всех веселей.

На дискотеке ребят было сколько?

Считайте! Не ошибитесь только!

  Зайка серенький, скажи:

Сколько будет два плюс три?

Два котенка – на диване,

Три котеночка у Вани.

Теперь спросим у ребят:

«Сколько было всех котят?»

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

(Сколько малышей село на качели?)

Считалки

  Три, четыре, пять –

Мышь пошла гулять.

Пять, четыре, три –

Кот идет, смотри.

Кот разинул рот,

Вот и кончен счет.

  Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Выходи один водить.

Цели :

1. Сформировать у учащихся:

  • представление о числе 5,
  • умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
  • его место в числовом ряду,
  • научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
  • записывать число 5 с помощью цифры 5;
  • формировать представление о пятиугольнике.

2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;

3. Закреплять количественный и порядковый счёт;

4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;

5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Наборы цифр от 1 до 5.

3. Счетные палочки

Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Слайд Игра "Молчанка".

Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.

Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)

Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Введение числа и цифры 5

Загадка

Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.

Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.

А на улице зато Они работают пером,

Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)

Слайд

Обведите свою руку

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.

У человека пять пальцев на руке.

Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5.

Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД

- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число

Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.

Какие числа соседи 5?

На каком месте в ряду чисел стоит 5?

Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Слайд – Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

  • На серп, конечно, как не знать.

-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?

Пять – лучшая оценка в школе:

Слайд

Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!

Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!

Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.

Слайд

  • Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
  • 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
  • Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
  • Пять лучей у звезды .
  • 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
  • 5 углов у пятиугольника,
  • – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
  • – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Письмо цифры 4.

Слайд

1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифру 5,

Слайд

2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ

Из каких элементов эта цифра состоит?

(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Ладонью,

Сложив три пальчика клювиком,

Двумя руками одновременно,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,

Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Геометрический материал.

1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?

(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? -Какая фигура получилась?

? – Чем отличаются фигуры?

(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Творческое задание . - Работа со счетными палочками.

Покажите 5 палочек.

Что можно сложить из 5-ти палочек?

ИТОГ

? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)

Всех прекрасней цифра пять!

Вот всегда бы пять и пять!

Презентацию можно скачать .

Урок по теме:

«Знакомство с числом и цифрой 5»

Цель: формирование понятий: «цифра 5», «число 5».

Задачи:

формирование умений писать цифру 5;

называть последующие и предыдущие числа (числа 5);

умение работать по образцу;

совершенствовать навыки конструирования из плоских геометрических фигур;

знакомство с геометрической фигурой – пятиугольником;

развитие логического мышления и умения решать простые задачи.

1. Организационный момент.

Учитель:

Внимание!

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок.

Есть у нас девиз такой:

Все что надо под рукой.

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну «Математики». Познакомимся с новым числом и цифрой. Будем выполнять много интересных заданий.

2. Актуализация знаний.

Игра Передай мяч».

По сигналу ученики передают мяч друг другу по цепочке с называнием чисел до 10 по возрастанию, пока мяч не вернётся опять на первую парту. Затем так же передают мяч с называнием чисел от 10 по убыванию.

Слайд № 2

Мы попали на лесную полянку. Здесь цветки и бабочки. В центре каждого цветка цифра. А у каждой бабочки пример. Давайте поможем бабочкам найти свой цветок.

Слайд № 3

Колобок прислал нам игру «Назови соседей числа».

Нужно назвать соседей чисел 2, 3, 4.

3. Этап открытия нового.

Слайд № 4

Назовите количество предметов, изображённых на слайде. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети предполагают: "Число 5").

Слайд № 5

Каждое число в числовом ряду имеет соседей. Назовите соседей числа 5.

Получение числа 5.

Слайд № 6

Возле школы росло 4 ёлочки. Ребята посадили ещё 1. Сколько всего ёлочек растёт теперь около школы?

Как получили число 5? (К 4 прибавили 1).

Слайд № 7

В спортивном зале было 5 мячей. Ученики для игры взяли 1 мяч. Сколько мячей осталось?

Как получилось число 4? (Отняли 1).

Демонстрация решения задачи на слайде.

4. Этап первичного закрепления.

Работа по учебнику.

Посмотрите на рисунок в учебнике.

Сколько грибов росло под деревом?

Сколько грибов появилось после дождя?

Их стало больше или меньше?

Что спрашивается в задаче?

Чтение решения задачи в учебнике.

Посмотрите на второй рисунок.

Как изменилось количество грибов под деревом?

Вторую задачу читает учитель.

Зачем Машенька пришла в лес?

Сколько грибов она сорвала?

Что спрашивается в задаче?

Чтение и разбор решения задачи в учебнике.

Почему в решении задачи использован знак «минус»?.

5. Физминутка.

Ветер тихо клён качает.

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клён.

6. Этап закрепления нового материала.

Работа в тетрадях на печатной основе

Тетрадь стр. 30 № 1.

Сколько подружек пошли с Машенькой в лес по грибы?

Сколько всего девочек пошли в лес по грибы?

Разбор решения задачи. Запись решения в тетрадь.

Тетрадь стр.30 № 2.

Задачу читает учитель или хорошо читающий ученик.

Сколько всего грибов нашли девочки?

(Учитель прикрепляет картинки грибов к доске).

Сколько белых грибов они нашли?

Сколько подберёзовиков у них в корзинке?

7. Письмо цифры 5.

Слайд № 8

Из каких элементов состоит цифра 5?

Работа в тетради.

1-я строка – написание двух элементов: короткой наклонной линии и полуовала

2-я строка – написание третьего элемента (полуовала).

3-я строка – написание цифры 5.

8. Этап применения знаний.

Слайд № 9

Назовите номера фигур, состоящих из пяти квадратов

Слайд № 10

Работа с геометрическим материалом.

Задание на слайде соответствует заданию с геометрическими фигурами стр. 30 в тетради.

Найдите все четырёхугольники и раскрасьте их жёлтым цветом.

Сколько четырёхугольников вы раскрасили?

Отметь вершины остальных фигур синим цветом, а стороны обведи зелёным.

Сколько вершин у каждой из оставшихся фигур? (5)

Сколько сторон? (5)

Как вы думаете, как называются эти фигуры? (Пятиугольники)

Сколько их? (5)

Конструирование.

А) Учебник № 3.

Составление геометрических фигур из квадратов по образцу.

Составьте свою фигуру из пяти квадратов.

Б) Учебник. № 4.

Составь из палочек фигуру по образцу.

Сколько получилось треугольников?

Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника.

Решение логической задачи.

9. Этап подведения итогов.

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

Какие виды работ выполняли на уроке?

С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

10. Этап релаксации.

Возьмите зелёный кружок, если на уроке было всё понятно и вопросов нет.

Возьмите жёлтый кружок, если есть некоторые вопросы.

Возьмите красный кружок, если много непонятного, есть много вопросов.

Похожие публикации