Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Гаражная яма своими руками размеры. Смотровая яма в гараже. Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

Правильно обустроенная гаражная яма позволяет провести самостоятельный осмотр или мелкий ремонт автомобиля без обращения на СТО. Создавая комфортные условия для работы, нельзя забывать о нормах безопасности конструкции и оборудования ямы.

Каких размеров должны быть смотровые ямы?

В первую очередь на месте обустройства смотровой ямы необходимо выяснить уровень нахождения грунтовых вод. Если он находится на отметке 2,5 м от уровня почвы, то про идею устройства ямы лучше забыть. Вода постоянно будет скапливаться на дне и никакие меры не помогут спасти днище авто от появления коррозии. Лучше для осмотра машины установить на улице около гаража эстакадную конструкцию.

Перед разметкой для рытья траншеи определяются с размерами ямы.

При этом обычно руководствуются следующими данными:

  • Глубина смотровой ямы обычно закладывается исходя из роста автовладельца. Оптимальной считается высота от дна ямы на 10–15 см большая, чем рост человека. Только в этом случае обеспечиваются наиболее комфортные для работы условия, когда не приходится приседать, нагибаться либо высоко тянуться.
  • Ширина должна быть увязана с габаритами автомобиля. Однако при расчетах следует учесть все возможные модификации. Оптимальными размерами считаются 70–80 см, но при большей ширине колесной пары и яма тоже может быть на столько же шире.
  • Оптимальная длина как минимум на 1 м больше размера авто. Это обеспечивает беспрепятственный удобный спуск в яму. Обычно в процессе проектирования предусматривают обустройство небольшой лестницы либо ступеней.

При устройстве смотровых ям на СТО руководствуются в первую очередь принципом универсальности этого объекта и поэтому размеры там несколько другие. Так например для поста СТО РУУК, где производят легковых машин, размеры ямы 1000x5500x1800 мм (ширина, длина, высота). Причем для СТО высота указывается не до уровня пола, а до поверхности, на которой должны стоять во время ремонта. На СТО такие рабочие поверхности не всегда находятся на одном уровне с полом.

Если строится яма для обслуживания грузовиков, то ее размеры несколько меняются. У больших автомашин различных моделей между колесами весьма разное расстояние. Поэтому за основу берут ширину базы собственного транспорта. Яму надо делать уже, чем эта характеристика, на 30–40 см. Если ширина смотровой ямы окажется меньше, то будет проблематично или невозможно добраться до всех нужных узлов грузовика.

Когда яма нужна для осмотра и грузовой, и легковой машины, ее ширину усредняют. При ширине для одного автомобиля 120 см, а другого 80 см искомый размер – 1 м.

Разметка и рытье траншеи под смотровую яму

Прежде чем правильно разметить границы копаемой траншеи под яму необходимо предварительно определиться с строительным материалом ее будущих стен. Если планируется возводить кирпичные шириной в ½ кирпича, то толщина этих стен будет составлять около 12 см (у этого материала разных марок габариты отличаются) и в этом случае к размерам ямы прибавляют по 24 см. Полученные значения будут длиной и шириной траншеи. Когда предполагается кладка в 1 кирпич, то, соответственно, толщина стен будет примерно 24 см, а к длине и ширине ямы добавляют по 40 см. Если планируется бетонировать стены, то их толщина принимается равной 20 см (этого вполне достаточно), а к размерам прибавляют по 40 см.

На полу гаража обозначаем колышками либо рисуем прямоугольник траншеи. Затем, исходя из качества устойчивости копаемого грунта, делаем приблизительный отступ от намеченного периметра для формирования уклона стенок траншеи без потери размеров будущей ямы.

Роют траншею своими руками, потому что ее пропорции довольно небольшие. При этом делают припуск на глубину в 20–25 см. Пол и стены тщательно выравнивают – это значительно упростит дальнейшие операции.

До рытья траншеи необходимо обязательно выбрать место для складирования грунта, потому что часть земли впоследствии понадобится при засыпке промежутка между стенками траншеи и смотровой ямы. Стандартный объем подобных земляных работ обычно составляет 9 м 3 . При вызове транспорта для вывоза грунта надо учитывать, что у разрыхленного грунта объем на 20–25 % больше, чем у траншеи.

Строительство и обустройство смотровой ямы

Должна быть предусмотрена гидроизоляция смотровой ямы, выполняемой своими руками. Бюджетный вариант – использование жирной глины, которую смешивают с отходами переработанных нефтяных масел. Современные варианты:

  • полимерные мембраны – самый надежный и дорогой материал, бывают одно- и многослойные;
  • проникающая – такая гидроизоляция смотровой ямы часто используется на СТО, удобна в работе;
  • битумная в рулонах – простой в укладке и недорогой материал: рубемаст, рубероид, еврорубероид, специальные смазки.

Непосредственно перед бетонированием пола обязательно подготавливают его основание:

  • насыпаем своими руками на дно траншеи 10-сантиметровым слоем гравий, тщательно его утрамбовываем и выравниваем;
  • засыпаем сухой песок слоем 5 см;
  • делаем гидроизоляцию – можно применить жирную глину, а поверх нее уложить пленку из полиэтилена;
  • выполняем своими руками армирование арматурой 4–5 мм и стальной проволочной сеткой с размером ячеек 150×150 мм.

После этого выполняют бетонирование. После полного застывания пола необходимо уложить еще 1 слой гидроизоляции и выполнить финишную отделку (после возведения и отделки стен).

Если планируется делать стены из бетона или кирпича, то можно изготовить своими руками или заказать специальную раму для предотвращения опасных заездов на яму:

  • свариваем закладную деталь (объемную раму) из стальных швеллера или уголков;
  • из арматуры выполняем анкера («усы») по контуру рамы длиной 50 см;
  • раму сажаем в траншею на уровне пола гаража;
  • закрепляем анкера (можно подгибать, если деталь по высоте до конца не входит).

Такая «обойма» дополнительно укрепит углы стен. Если предполагается заливка бетоном, то деталь устанавливают внутрь опалубки. После гидроизоляции своими руками стен их можно укрепить сеткой-рабицей. Под бетонирование изготавливаем опалубку и устанавливаем в 3 см от стены. При этом предусматриваем устройство ниш для инструмента и цилиндрических для светильников. Их потолок армируем стержнями арматуры диаметром 8–10 мм. После бетонирования работы приостанавливаем на 1 неделю. Затем своими руками делаем обратную засыпку грунта, а спустя еще 2 недели снимаем опалубку.

Согласно норм техники безопасности для освещения ямы допустимо использовать только низковольтные переносные и стационарные светильники. На СТО как правило применяются светильники на 36 В с встроенным трансформатором для понижения напряжения 220/36 В. Можно также использовать светильники или переноски с лампами на 12 В и 24 В, подключенными к понижающим трансформаторам или аккумулятору.

Крышку для ямы собирают из досок (можно составную). Она защитит автовладельца от падения, а кузов авто – от влаги, конденсирующейся в смотровой яме.

То, что полноценный гараж должен оборудоваться смотровой ямой, используемой для периодического осмотра и ремонта автомобиля, не вызывает ни у кого сомнений. Яму для осмотра днища автомобиля имеет смысл делать даже в том случае, когда его хозяин не владеет навыками самостоятельного обслуживания принадлежащей ему техники. Что же касается водителей со стажем, то последние без всяких сомнений от наличия ямы только выигрывают. И действительно, в случае самостоятельного обслуживания автомобиля они получают довольно существенные преимущества, заключающиеся в следующем:

  • заметно снижаются производственные расходы, связанные с ремонтом машины;
  • исполнитель, как правило, получает моральное удовлетворение от проделанной своими руками работы.

Кроме того, в капитальном гараже смотровая яма очень удобна тем, что через неё можно будет организовать доступ в погреб .

Аргументы «за» и «против» смотровой ямы

И, тем не менее, перед тем как делать смотровую яму в гараже вам следует ознакомиться как с доводами в пользу её обустройства, так и с аргументами против этого. За её обустройство говорят следующие весомые аргументы:

  • возможность проведения периодических профилактических осмотров ходовой части автомобиля и выявление возможных технических неисправностей;
  • заметная экономия средств, затрачиваемых на текущий ремонт машины за счёт выполнения его собственными силами;
  • исключение из процесса возможных затрат, связанных с недостатками обслуживания в автосервисе.

Обратите внимание! К аргументам против смотровой ямы следует отнести вероятность подтапливания гаража, а также опасность появления конденсата на её стенках и на автомобиле.

В случае недостаточной проработки проекта смотровой ямы, не учитывающего особенностей грунта в месте её расположения (в частности – предполагаемого уровня почвенных вод) проблемы с её эксплуатацией вам гарантированы. Единственным выходом из подобной ситуации является использование специальной дренажной системы, способной отводить подземные воды со дна ниши.

Что касается конденсата, образующегося на днище автомобиля, постоянно находящегося в гараже, то этот недостаток устраняется путём перекрытия смотровой ниши многосекционной крышкой.

Из всего вышесказанного следует, что при обустройстве смотровой ямы своими руками, особое внимание необходимо уделять действующим строительным нормативам, регламентирующим порядок сооружения этого элемента гаражной архитектуры с учётом его основных характеристик.

Габариты смотровой ниши

Для эффективного использования площадей, выделенных под гаражную застройку, желательно ещё на стадии проектирования проработать вопрос зонирования участка, предполагающего его оптимальную разбивку в пределах периметра строения.

Вполне логично, что при проведении этих работ пристальное внимание должно уделяться рабочей зоне с расположенной в её пределах смотровой ямой. Кроме того (при условии, что площадь строения достаточно велика), необходимо заложить в проект и зону стоянки, находящуюся в стороне от смотровой ниши. Это позволит вам уберечь свой автомобиль от накапливания конденсата, способного оказать разрушающее воздействие на его днище.

При выборе линейных размеров будущей смотровой ниши следует исходить в первую очередь из габаритов самого автомобиля, а также из соображений удобства работы в ней, т.е. учитывать физические данные работающих в яме людей).

Обратите внимание! При подготовке котлована под смотровую яму его длина выбирается с небольшим запасом, необходимым для обустройства нескольких спусковых ступенек. В гаражных помещениях большого размера ступеньки могут быть стационарными, тогда как в небольших по площади гаражах используется более экономичный вариант – так называемая приставная лестница . Для безопасного спуска в яму длина проекции лестницы на дно котлована не должна быть менее 1 метра.

Для определения ширины котлована следует исходить из параметров колесной базы автомобиля с учётом возможных модификаций. В том случае, если вы ещё не определились с моделью машины – выбирайте усреднённое значение этого габарита (порядка 75-80 см).

Глубина ямы выбирается с учётом индивидуальных особенностей владельца, что позволяет создать достаточно комфортные условия работы в ней. При этом оптимальное значение этого параметра устанавливается по формуле: рост человека +12-15 см.

Дополнительные требования к габаритам

При проведении ремонтных работ в смотровой яме непременно потребуется набор инструментов, при доступе к которому не должно возникать каких–либо затруднений. Вот почему в смотровой яме должны быть предусмотрены специальные ниши, в которых можно будет хранить самый востребованный инструмент, а также часть подсобного инвентаря, используемого при обслуживании автомобиля (ёмкости с ГСМ, ветошь и т.п.)

Кроме того, желательно предусмотреть многосекционную «крышку» для ямы, которая позволяла бы закрывать её по мере необходимости. В качестве такой крышки допускается использовать сборные щиты из обрезной доски, изготовленные по размеру ямы с небольшим напуском.

Обустройство дна и стен котлована

Окончательные размеры подготавливаемого котлована определяются с учётом толщины стенок и импровизированного пола будущей ямы, состоящего из чередующихся слоёв хорошо утрамбованных песка и гравия.

Если грунт в месте расположения ямы имеет высокую влажность – поверх слоя песка укладывается толстая прослойка из глины, которая засыпается затем гравием. При этом слой глины играет роль гидроизоляции, защищающей нишу от влажных испарений. В связи с этим следует отметить, что неплохими гидроизоляционными показателями обладает глина, смешанная с отходами переработки нефтяного масла. Поверх глины застилается полиэтиленовая пленка, и лишь после этого заливается бетонный раствор.

Стенки ямы перед заливкой бетона также отделываются глиной с последующим закреплением на ней полиэтиленовой плёнки. Затем вдоль всего периметра ямы сооружается опалубка сборного типа, набирающаяся из готовых щитов или сколачиваемая из обрезных досок. Для повышения надёжности конструкции при изготовлении опалубки обязательно используются дополнительные распорки и подкосины. С целью повышения прочности бетонных простенков при их заливке нередко используются специальные армирующие элементы (сетку-рабицу, например).

После того как опалубка готова, всё свободное пространство за ней заполняется приготовленным ранее бетонным раствором с заполнителем. В процессе заливки готовый раствор основательно уплотняется с помощью специальной «трамбовки».

Обратите внимание! Наиболее удобным способом обустройства стенок считается использование при их монтаже заранее сваренного металлического каркаса или рамы. Такое каркасное основание может быть изготовлено из металлических уголков или швеллеров самостоятельно; причём фиксация его в опалубке производится с помощью специальных элементов крепления (анкеров).

Верхний срез каркаса должен несколько возвышаться над уровнем пола , что обеспечивает надёжную защиту от случайного попадания колес машины в створ смотровой ямы. Снимать опалубку следует не ранее, чем через пару недель, после чего стены должны «отстояться» ещё как минимум месяц, что позволит бетону набрать необходимую прочность.

Возможен ещё один способ отделки смотровой ямы, состоящий в выкладывании её стенок из обычного кирпича. Но если по какой-то причине все перечисленные способы отделки стен вам не подходят – можете выбрать самый дешёвый вариант, состоящий в застилке дна и стенок ямы рубероидом и с последующей обшивкой всей поверхности промасленными досками (как вариант – обычными плоскими шиферными листами).

Гидроизоляция

Перед тем как построить смотровую яму вас необходимо будет определиться с гидроизоляционным материалом, выбор которого на современном рынке достаточно велик. При этом среди бесконечного ряда изолирующих материалов особо выделяются следующие позиции:

  • гидроизоляция проникающего типа;
  • гидроизоляционная защита, выполненная на основе полимерных мембран;
  • битумная гидроизоляция.

Проникающая гидроизоляция продаётся в виде жидкой смазки, которую допускается наносить даже на увлажненную поверхность. Ее защитная функция состоит в глубоком проникновении в материал бетонной (кирпичной) отделки и блокировании процесса образования влаги.

Мембранный метод гидроизоляции поверхностей и ограждений применяется только при проведении внутренних отделочных работ и считается наиболее оптимальным. Правда, решение о применении этого метода следует принимать лишь после того, как вы оцените связанные с его реализацией затраты.

Дело в том, что нанесение защитного слоя мембранного типа возможно лишь при наличии специальных распылительных приборов, стоимость которых, как правило, достаточно велика. Помимо этого, ещё до работы с этими приборами вам необходимо будет освоить приёмы спайки отдельных участков мембранного покрытия. В том случае, если всё эти условия для вас выполнимы – вы получите идеальную гидроизоляцию, срок службы которой практически не имеет ограничений.

Гидроизоляция смотровой ямы на основе битумных рулонных материалов (рубемаст, рубероид и т.п.) является самым дешёвым способом защиты поверхностей сооружений от проникающей влаги. В процессе монтажа материалов рулонного типа на защищаемую поверхность отдельные заготовки необходимо укладывать с небольшим перекрытием порядка 15 см.

При этом стыки смежных рулонных листов должны пропаиваться посредством специальных нагревательных приспособлений или же склеиваться при помощи готовых к использованию составов.

Утепление ямы

Понятно, что необходимым условием эффективности производимых в смотровой яме работ является поддержание в ней комфортной температуры. Вот почему перед тем, как делать смотровую яму в гараже, вам следует основательно проработать вопрос о её утеплении. Помимо всего прочего, надёжная теплоизоляция позволит вам сэкономить на электроэнергии, расходуемой на обогрев всего гаража в целом.

Большинство специалистов считает, что самым подходящим для утепления ямы материалом с неплохим соотношением цены и качества является хорошо известный нам пенополистирол. Тем более что он обладает рядом достоинств, присущих большинству используемых в строительстве полимеров:

  • высокая устойчивость к гниению;
  • хорошая водонепроницаемость;
  • возможность надёжного сцепления с кирпичными или бетонными основаниями.

Для утепления стен подойдёт синтетический материал типа ПСБ-С-25, а для пола обычно используется полистирол марки ПСБ-С-35 толщиной 50 мм. Поверх утеплителя стены и пол можно отделать керамической плиткой, материал которой отличается устойчивостью к воздействию реактивов и влаги.

Освещение и вентиляция

При изготовлении смотровой ямы своими руками обязательно следует побеспокоиться о том, чтобы в ней имелось электрическое освещение , без которого ремонтные работы под днищем автомобиля просто невозможны.

Необходимая освещённость в месте проведения работ должна обеспечиваться специальными переносными светильниками, питающимися от трансформатора с выходным напряжением не более 36 В. При этом строительные нормы не предполагают установку каких-либо розеток в пределах смотровой зоны, что является грубейшим нарушением требований ТБ.

Повысить комфортность условий пребывания в смотровой яме можно будет за счёт обустройства в ней простейшей вентиляционной системы, состоящей из гибкого шланга, подающего в зону работ свежий воздух.

Видео

Своими руками изготовленная смотровая яма в гараже, понадобится всем автолюбителям, независимо от обслуживания авто на СТО. А человеку, который все привык ремонтировать сам, обойтись без такого устройства очень трудно.

Какая нужна глубина смотровой ямы в гараже, как ее правильно сделать предлагает узнать эта статья. При строительстве гаража смотровая яма является неотъемлемой его частью.

Особенности устройства в гараже

В гараже смотровая яма имеет несколько преимуществ:

  • Она необходима для удобного обслуживания своего автомобиля.
  • Некоторые автолюбители могут самостоятельно, без помощи мастера, выполнить достаточно сложные операции, имея в собственном гараже небольших размеров СТО. Другие обращаются к специалистам, работающим в технических центрах, но и они не отрицают полезности смотровой ямы.
  • Часто на дорогах возникают ситуации, когда следует по возвращении домой осматривать днище машины. Выбоины больших размеров или камни, встречаются на дорогах каждый день, и после каждого удара не слишком удобно посещать автослесаря.
  • В собственном гараже, где спокойная обстановка, без очереди и в любое удобное время можно проверить, нет ли сильных повреждений у автомобилей. позволяет осмотреть днище авто и решить, какие работы понадобятся для ремонта.

Имея такое сооружение, можно свободно осмотреть:

  • Ходовую часть.
  • Днище и его защиту.
  • Глушитель.
  • Коробку передач.
  • Поддон картера.
  • Выхлопную трубу.

Ее устройство позволяет самостоятельно поменять масло, а цена такой процедуры в мастерской достаточно большая. К достоинствам смотровой ямы относится возможность выполнения осмотра перечисленных частей авто, без помощи специалистов, что не требует вложение никаких средств, а сам навык выполнения работ своими руками будет очень полезен.

Просторных размеров яма позволяет хранить в ней инструменты для ремонта и запчасти для машины, особенно в тех помещениях, где мало свободного места.

К недостаткам такой полезной конструкции в гараже относятся:

  • Опасность близкого расположения грунтовых вод. При избытке влаги, с плохо выполненной гидроизоляцией, даже при отсутствии подтопления вода станет накапливаться на стенах устройства из-за перепадов температур в зимний период.

Совет: Следует знать, что к образованию конденсата на дне автомобиля, приводит любая смотровая яма. Это происходит за счет больших перепадов температур, возникающих на разных уровнях сооружения.

Недостатки у ямы будут лишь при нарушениях в технологии строительства и отсутствии учета особенностей участка при проведении инженерных работ по его исследованию.

Как выполнить смотровую яму

Строительство устройства будет одинаковым при возведении будущего гаража и сооружении ее в уже готовом помещении.

Инструкция по проведению работ включает:

  • Подготовку и разметку ямы.
  • Ее отделку.
  • Проведение коммуникаций.

При этом каждому шагу требуется грамотное исполнение со знанием нескольких тонкостей.

К ним относятся:

  • Знать, на каком уровне залегают грунтовые воды на разрабатываемом участке. Для оправданного сооружения он должен быть минимум 2.5 метра. Проверку лучше выполнять самостоятельно: бурится отверстие в земле, как можно глубже на участке, где намечается строительство.

Совет: Если размеры смотровой ямы в гараже и самого гаража достаточно большие, устройство можно сделать с боковым входом. В этом случае ее пропорции будут Г-образные, как показано на фото, что позволит сократить длину траншеи и сделать в нее спуск более удобным и простым, при нахождении машины на осмотре.

  • Размечается ширина устройства. При этом здесь должно быть удобно работать, и не создавать опасности при перемещении автомобиля. Размеры ямы в гараже по ширине обычно берутся примерно 70 сантиметров, к ним можно добавить еще до 10 сантиметров.
  • Более сложно выбирается длина смотровой ямы гаража. Она должна быть не менее двух метров. В противном случае весь смысл устройства меняется, но ее увеличение может при правильном использовании быть очень полезным. Если будут выполнены стационарные ступени, тогда их длина должна прибавляться к минимальной величине.

Если вы хотите обустроить свой гараж таким образом, чтобы он обладал максимальной функциональностью, то его пространство необходимо дополнить смотровой ямой. При этом вы сможете не только хранить в нем свой автомобиль, но и складировать вещи, ремонтировать и осматривать машину.

Особенности смотровой ямы

Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, размеры нужно выбрать еще на первом этапе. Но важно подумать, так ли уж вам необходима такая составляющая. Еще два десятилетия назад наличие этого элемента в гараже не обсуждалось, однако с развитием СТО появилась категория автовладельцев, которые не видят смысла самостоятельно производить обслуживание машины. Смотровая яма в гараже своими руками из железа может быть обустроена. Но если вы не хотите тратить время и силы на самостоятельный технический осмотр, то она вам будет не нужна. Некоторые утверждают, что углубление в гараже может негативно повлиять на элементы машины, ведь со дна поднимаются испарения. Это верно только лишь в том случае, когда работы производятся не по технологии. Ведь важно утеплить яму, сделать ее удобной для собственного использования. Снабдив подпольное пространство герметичной крышкой, вы можете быть уверены в том, что даже плохо утепленная яма не будет источником испарений.

Когда нет возможности обустроить смотровую яму

Смотровая яма в гараже своими руками может быть обустроена не во всех случаях. Это будет зависеть от линий залегания подземных вод. Если их уровень выше 2 метров, то проведение подобных работ будет нецелесообразно, это обусловлено тем, что пространство будет наполняться водой. Но если есть необходимость, даже самые критические условия могут быть преодолены методом наличия хорошей дренажной системы, а также качественный гидроизоляции. Смотровая яма в гараже своими руками из бетона достаточно часто строится, ее тоже необходимо дополнить дренажом, но эта задача достаточно сложна, заниматься ею должны исключительно знающие люди на этапе возведения гаража. Если предстоит создавать данную систему на существующей застройке, это может сопровождаться приложением большого количества сил и средств. Помимо прочего, такие манипуляции не всегда оказываются эффективными.

Если залегание грунтовых вод под существующей постройкой указывает на то, что от ямы стоит отказаться, то к данной подсказке необходимо прислушаться. Альтернативным решением может выступить оборудование лежачей ямы, которая вполне может заменить полноценную в некоторых случаях. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то необходимо пригласить соответствующих специалистов, которые будут способны проанализировать уровень залегания подземных вод. Если вы решили потратить наименьшее количество денежных средств на проведение данных манипуляций, то осуществить проверку можно самостоятельно, однако это займет гораздо больше времени. Для этого следует выкопать котлован, однако сразу же бетонировать его не стоит. Нужно дождаться сезона паводка, подойдет и сильный дождь. После этого вы сможете оценить его последствия.

Габариты смотровой ямы

Если вам кажется, что смотровая яма - достаточно стандартная часть гаража, вы можете ошибаться. Такое устройство может обладать несколькими вариантами. Его можно совместить с погребом и подвалом, сделать узкое углубление, которое будет эксплуатироваться с помощью приставной лестницы, а также устроить лежачую яму, которая была упомянута выше. Габариты следует выбрать в зависимости от мастера, который наиболее часто будет пользоваться ямой. Важно учесть и размеры автомобиля, а также его предполагаемое размещение. Ширина не должна оказаться меньше 80 сантиметров, в качестве оптимального параметра можно выбрать 1 метр. В глубину яма должна иметь размеры от 1,8 до 2 метров. Этот параметр является самым важным, а зависеть он будет от роста человека. Наиболее подходящим вариантом считается глубина, которая больше роста мастера на 15 см. Наиболее часто в качестве длины использует размер пределах 2 метров. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то при планировании необходимо учесть, что упомянутые показатели приведены не для самого котлована. Выкапывать его необходимо с припусками в 50 см на ширину и длину. Что касается глубины, то увеличить ее нужно на 25 см. Если вы планируете теплоизолировать стены, то размеры котлована необходимо увеличить на ширину утеплителя, наиболее часто этот показатель равен 50 миллиметрам.

Обустройство пола

После того как котлован будет подготовлен с учетом выбранных размеров, можно заняться полом. Если грамотно подходить к проведению строительства, то вопросов с сыростью в процессе эксплуатации возникать не будет. Таким образом, необходимо учесть, что смотровая яма в гараже, своими руками обустроенная, должна быть снабжена вентиляцией. Для этого в полу оставляется отверстие, через которое под землю и на поверхность вводится гибкий шланг. Он представляет собой воздуховод, на который надевается крышка. Первоначально необходимо засыпать подготовку для бетона. Она будет представлена двумя слоями, первый из которых предполагает наличие гравия, тогда как второй - песка. Первый слой засыпается толщиной в 10 сантиметров, второй - в 5 сантиметров. Каждый из них должен быть полит водой и хорошо уплотнен. Поверхность пола следует обработать глиной и уложить слой гидроизоляции. Далее монтируется арматура и производится бетонирование. Как только слой раствора наберет свою прочность, следует положить еще один слой гидроизоляции, только после мастер может начинать финишную отделку.

Альтернативный вариант обустройства пола

Если вы не хотите чрезмерно утруждать себя, то можно пойти более легким путем, для этого дно смотровой ямы достаточно выложить кирпичом. Однако этот подход можно считать рациональным только лишь в том случае, если подземные воды располагаются на достаточной глубине. Это обусловлено тем, что хорошей гидроизоляции при этом добиться не удастся.

Выбор материалов для гидроизоляции

Если вами будет обустраиваться самодельная смотровая яма в гараже своими руками, размеры ее вы можете выбрать самостоятельно. Однако важно подумать и над гидроизоляцией. На рынке таких материалов представлено великое множество, но следует учесть, что выбранный вами должен обладать эффективностью. Это особенно важно по той причине, что яма будет подвергаться сильным нагрузкам в вопросе переизбытка влажности. Однако важно исключить вариант переплаты. Руководствуясь упомянутыми соображениями, из ряда имеющихся продаже материалов можно особенно выделить полимерные мембраны, которые представлены в однослойном варианте. Их толщина может варьироваться от 1,5 до 2 миллиметров. Что касается двухслойных мембран такого типа, то их толщина максимально может быть равна 3,1 миллиметра. Этот материал характеризуется стойкостью и долговечностью. Но он обладает наиболее внушительной ценой по сравнению с другими. Вернее, обойдется дорого установка, которая предполагает необходимость наличия специальных инструментов и определенных навыков.

Если есть желание сэкономить, то следует выбирать битумные материалы, к ним относятся рубероид и битумная смазка. Устанавливать их достаточно легко, однако не стоит рассчитывать на срок службы, который превышает 20 лет. Сооружаемая смотровая яма в гараже своими руками, размеры которой были упомянуты выше, может быть гидроизолирована битумными составляющими. Материал реализуется в рулонах, его вы сможете нарезать по необходимым габаритам, а после наклеить с обеспечением нахлеста в 15 см. Можно осуществить склеивание методом нагревания или с помощью битумного растворителя. Альтернативным решением двух вышеупомянутых способов считается гидроизолирующая смазка. Она изобретена сравнительно недавно и стоит недорого. Наносить ее достаточно просто. Поверхность должна быть влажной, тогда материал полностью пропитает бетон и защитит его от переизбытка влажности.

Утепление смотровой ямы

Смотровая яма в гараже своими руками (фото которой представлены в статье) утепляется достаточно редко. Специалисты утверждают, что неопытные мастера напрасно пренебрегают данной манипуляцией.

В особенности это касается тех гаражей, которые отапливаются. Если произвести теплоизоляцию, то вы минимизируете расходы на обогрев.

Утеплитель необходимо наклеивать на кирпич или бетон, после стены и пол могут быть подвергнуты декоративной отделке. Если при проведении гидроизоляционных работ вы можете сомневаться в выборе определенного материала, то в роли утеплителя специалисты советуют использовать пенополистирол. Однако важно учесть маркировку. Таким образом, для пола отлично подойдет ПСБ-С-35, тогда как для стен может быть использован ПСБ-С-25.

Строительство стен

Если обустраивается смотровая яма в гараже самодельная, то для ее стен можно выбрать одно из двух наиболее распространенных решений. Одно из них предполагает использование бетона, тогда как другое - применение кирпича. Если есть желание, то оба варианта могут быть оштукатурены или обложены плиткой, а также стекловолокном. Подготовка перед использованием бетона или кирпича выглядит одинаково. Поверхность стен покрывается слоем глины, на которую застилается плотный полиэтилен. На следующем этапе производится монтаж опалубки, толщина при этом должна быть равна пятнадцати сантиметрам.

Когда выполняется самодельная смотровая яма в гараже своими руками, возведение стен должно сопровождаться выполнением двух условий. Одно из них предусматривает необходимость наличия страховочной рейки. В качестве ее задачи выступает предотвращение попадания колеса машины в яму. Помимо прочего, она препятствует попаданию воды с колес непосредственно в яму. Ее следует выполнить в виде планки, которая напоминает по форме буквы Т. В ее основе содержится металл, а укрепить элемент необходимо к опалубке, расположив его вровень с поверхностью пола. Эта планка будет выступать в качестве опоры для крышки. Среди дополнительных составляющих - ниши и выступы в стене, они станут полками для различных инструментов и нужных вещей. Мастер сможет оценить удобство таких выступов при первом же использование ямы по назначению.

Освещение

Если будет выстраиваться смотровая яма в гараже своими руками, освещение ей просто необходимо. Некоторые мастера выступают против наличия осветительных приборов внутри. Ряд автолюбителей использует переносные лампы, которые обладают мощным аккумулятором. Однако если учесть уровень комфортности, то о наличие внутреннего освещения стоит задуматься. Если есть желание обустроить все по правилам, то стоит руководствоваться СНиПом, которые указывают на то, что напряжение в розетке внутри ямы не должно превышать 36 В. Для такого напряжения можно найти специальные лампы. Использовать стандартные 220 вольт внутри категорически запрещено, так как они могут стать угрозой для жизни.

Крышка ямы

Когда обустраивается смотровая яма в гараже своими руками, из досок можно создать надежную крышку. Для этого следует использовать древесину, толщина которой равна 50 мм. Однако будет достаточно толщины в 35 миллиметров. Обусловлено это тем, что доски не будут испытывать постоянной нагрузки. Крышка может выполняться из разных материалов, это будет зависеть от того, из чего формировалась окантовка ямы. Если это стальной уголок, то крышку можно выполнить из нескольких щитов. В их нижней части можно зафиксировать маленькие ролики. Щиты могут быть сформированы из деревянных планок, ширина которых варьируется от 30 до 35 миллиметров. Когда выполняется смотровая яма в гараже своими руками из кирпича, то крышку можно сформировать по принципу роллет. Для этого следует использовать доски, толщина которых равна 40 миллиметрам, тогда как длина будет соответствовать ширине ямы. На каждой доске с двух концов нужно сделать пазы, в которые продевается стальной трос. Между ним и планкой следует установить пружины, которые будут обеспечивать мобильность. Трос фиксируется на последней доске, тогда как с противоположного конца устанавливается ручка. Необходимо будет только лишь немного потянуть за неё, что позволит открыть яму настолько, насколько это необходимо для проведения определенного рода работ. Вообще же для изготовления любой части ямы и ее составляющих можно использовать почти все материалы.

Смотровая яма в гараже выручает многих автолюбителей, с помощью ее можно осуществить мелкий ремонт и обслуживание, произвести детальный осмотр нижней части автомобиля, продиагностировать ходовую часть. Но чтобы правильно сделать яму, необходимо выполнить некоторые условия, соблюсти определенный порядок выполнения работ.

Если смотровую яму (СЯ) делать не по правилам, она будет неудобной в использовании, ее может затопить водой, и долго она вряд ли прослужит. В статье мы рассмотрим, каких критериев следует придерживаться при создании СЯ, порядок действий, необходимые материалы, инструмент, существующие технологии строительства.

С чего начинать делать смотровую яму

Любое строение всегда начинается с расчетов, прежде чем приступать к выкапыванию котлована, необходимо заранее определить:

  • размеры;
  • место, где будет находиться яма;
  • используемые материалы (кирпич или бетон).

Следует сказать, что делать СЯ проще, когда нет гаража, и он только в проекте, особенно в тех случаях, когда грунтовые воды находятся на глубине выше под землей, чем 2,5 м, так как в этом случае требуются дренажные работы. Если же воды слишком высоко пролегают под готовым гаражом, возможно, от смотровой ямы придется отказаться, так как выполнить дренаж будет очень проблематично.

Итак, сначала определяемся с размерами:

  • длина – обычно берется примерно на один метр больше, чем стандартный автомобиль. Если гараж предназначен для ремонта и обслуживания легковых машин, подразумевается типичный размер 4,5 м, значит, длина ямы должна быть примерно 5,5 метров;
  • ширина – не должна быть слишком маленькой, необходимо, чтобы взрослый человек смог в СЯ размещаться комфортно, не может быть широкой, иначе не каждый легковой авто сможет заехать на яму без риска провалиться вниз, съехав с колеи. Обычно ширина берется 0,75-0,8 м, это самый типовой размер;
  • глубина – рассчитывается с учетом роста взрослого мужчины (170-180 см) плюс запас для удобного совершения осмотра и ремонта (15-20 см), типичная глубина ямы — 1,85-2,00 м.

Вообще всегда строители стараются выкопать СЯ чуть глубже — уменьшить глубину достаточно легко с помощью подставок, прокладки дополнительного слоя материала на дне. А вот углубить яму сложно, так как приходится разрушать нижний слой, заново выкладывать пол, проводить гидро- и теплоизоляцию.

Своими руками можно сделать яму различной конструкции:

  • обычную, с полом и укрепленными стенами;
  • с нишами, в которых можно будет раскладывать инструмент, снятые с машины небольшие детали;
  • с погребом для хозяйственных или бытовых нужд.

Котлован всегда выкапывается с запасом не только по глубине, но и по ширине и высоте, так как нужно рассчитывать, что все поверхности будут укрепляться бетоном или кирпичом, придется делать гидроизоляцию, в идеальном варианте неплохо бы предусмотреть и теплоизоляцию.

Как сделать пол в яме гаража

Сделав чертеж ямы, можно приступать к ее выкапыванию, но если в гараже уже выложен бетонный пол, его придется разрезать и частично убирать, для этого понадобится дисковая пила с дисками по камню, отбойный молоток, в крайнем случае, можно использовать перфоратор с зубилом. Размечается будущая яма мелом, для создания ровных линий используется уголок.

Выкапывая яму необходимого размера, используем строительный индикатор или отвес, необходимо, чтобы стены были ровными, а землю следует выносить сразу же за пределы гаража. Затем вплотную занимаемся полом в яме гаража, на дне создаем опору-подушку:

  • выкладываем ровный слой щебня (приблизительно толщиной 5-10 см);
  • трамбуем, насыпаем слой песка;
  • сверху «слоеный пирог» покрываем глиной, прокладываем рубероид;
  • для прочности размещаем сверху арматуру;
  • заливаем полученную конструкцию бетонным раствором, даем ему высохнуть.

Бетон можно изготовить из различных компонентов и в разной пропорции, самый классический состав смеси – три части строительного песка и одна часть сухого цемента. Поверх бетона выкладывается слой гидроизоляции, здесь также возможны всякие варианты, есть несколько рецептов. После гидроизолирующего слоя будет не лишним позаботиться о теплоизоляции, обычно для этих целей используется листовой пенопласт. Затем вся конструкция повторно заливается бетоном (слой 15-20 мм), после укладки необходимо, чтобы раствор основательно просох.

Выкладка стен ямы

При формировании боковых поверхностей СЯ первым слоем на стены наносится глина, затем на ней закрепляется полиэтиленовая пленка, расстилается рубероид. Как и в варианте с полом здесь также предусматривается гидроизоляционное покрытие, материалом могут служить однослойные или многослойные полимерные пластины, битум, жидкая резина, минеральные смеси и так далее. Если нужна теплоизоляция, прокладываем пенопласт, важно при гидро- и теплоизоляции тщательно обработать все стыки и швы, необходимо обеспечить герметичность. При выкладке стен бетоном необходимо:

  • изготовить опалубку, она выполняется из деревянных брусков, фанеры или обрезной доски;
  • перед заливкой произвести армирование стальной сеткой с диаметром прутьев 10-12 мм;
  • залить бетонный раствор, после его полного высыхания удалить опалубку;
  • при необходимости сделать в стенах ниши.

Если в яме предусматривается освещение, необходимо позаботиться о прокладке внутренней проводки, провода должны быть спрятаны в гофру, и они обычно закрепляются на армированной сетке перед заливкой бетоном (например, пластиковыми стяжками). Раствор заливается не весь сразу, а в несколько этапов снизу вверх участками по 0,3-0,4 м, каждому слою необходимо дать время высохнуть (на бетонирование может уйти от двух до трех дней). Также стены можно выложить из кирпича, но здесь уже требуется несколько другая технология.

Как правильно выложить стены в яме из кирпича

Перед выкладкой стен кирпичом так же, как и при работе с бетоном, боковые поверхности сначала промазываются красной глиной, укладывается полиэтиленовая пленка, рубероид, гидро- и теплоизоляционный слой. Кладка выполняется с соблюдением следующих условий:

  • кирпичи размещаются в шахматном порядке;
  • кладка выполняется в один слой по ширине кирпича;
  • швы тщательно затираются, а углы делаются в надежной связке;
  • верхний кирпичный ряд должен выступать над поверхностью сооружения примерно на 5-10 см. Это делается для того, чтобы автомобиль не смог свалиться в яму, также чтобы в нее не соскальзывал инструмент.

При выкладке ямы из кирпича нужно не забывать про ниши, для удобства можно соорудить опалубку (но необязательно). Сразу после выполнения работ пользоваться ямой нельзя, необходимо подождать примерно пять дней, чтобы раствор хорошо схватился и просох, а кладка устоялась.

Как правильно сделать гидроизоляцию ямы в гараже

Гидроизоляционная защита – очень важная составляющая смотровой ямы, особенно в том случае, когда грунтовые воды достаточно высоко пролегают в земле. При высокой влажности:

  • яма может папа подтапливаться водой;
  • днище автомобиля, постоянно находящегося на СЯ, начинает ржаветь;
  • при недостаточно качественной изоляции выкопанный котлован постепенно разрушается и приходит в негодность.

Чтобы смотровая яма могла служить долго, необходимо сделать гидроизоляцию яму в гараже очень качественно, использовать такие материалы, которые смогли бы обеспечить гидрозащиту на долгие годы. В качестве гидроизоляционных материалов обычно используются:

  • различные виды рубероидов;
  • битумная смесь (рассчитана на 10-15 лет службы постройки);
  • полимерная пленка (геотекстиль, может служить не один десяток лет);
  • сухие смеси минеральные, перед непосредственным использованием разводятся водой;
  • жидкая резина на латексной основе, ее срок службы — от 20-ти лет и более;
  • смесь нефтепродуктов с жидкой глиной (для первоначальной обработки стен и пола).

Если грунтовые воды проходят достаточно высоко, даже качественная гидроизоляция не гарантирует надежную защиту от влаги, здесь поможет только грамотно выполненная дренажная система с отводом воды в естественный или искусственный резервуар.

Сооружение ямы в гараже по всем правилам

Чтобы грамотно сделать яму по всем правилам, недостаточно только рытья котлована, укрепления стен и пола, также необходимо:

  • установить естественную и принудительную вентиляцию;
  • смонтировать электросветильники;
  • соорудить укрытие (закладную раму), оно защитит от случайного падения в яму;
  • продумать систему спуска (соорудить съемную лестницу или выложить в яме ступеньки).

Еще более «продвинутый» вариант — сделать погреб в смотровой яме, в этом случае в гараже можно будет хранить соленья на зиму, свежие овощи.

Как сделать овощную яму в гараже

Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:

  • длина – 2,5-3 м;
  • ширина – 2-2.5 м;
  • глубина – примерно 1,7 м.

Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:

  • защиту от влаги;
  • вентиляцию;
  • засыпной пазух.

Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:

  • нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
  • грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.

Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:

  • на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
  • укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
  • заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
  • заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
  • даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).

Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.

Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.

В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.

Теплоизоляция ямы

В условиях достаточно холодного климата теплоизоляция в гараже имеет немалое значение, добавление теплоизоляционного слоя позволяет сэкономить на отоплении, обеспечить более комфортную температуру в помещении. В качестве теплоизоляционного материала в основном используется экструдированный пенопласт, полистирол, также помогает сохранить тепло керамзитовая подушка.

Обычно пенопласт прокладывается сверху пароизоляционной пленки, затем заливается бетоном. Керамзит укладывается на дно смотровой ямы, исполняя роль не только утеплителя, но и стабилизатора пола строения.

Расположение погреба и ямы для автомобиля

Смотровая яма в гараже может иметь разное расположение, размещаться как по центру, так и ближе к краю. Нахождение по центру удобно в том случае, если гараж достаточно узкий, и в нем нет или минимум верстаков, столов, другой мебели, нет отдельной комнаты. Когда в гаражных условиях организована небольшая автомастерская, удобнее яму сдвинуть к одному краю, но так, чтобы на нее мог безопасно и свободно заехать автомобиль. Погреб может находиться в любом месте, разумеется, если в гараже нет смотровой ямы. Когда яма имеется в наличии, погреб желательно разместить в конце гаражного помещения, сзади СЯ.

Дренажная система гаража

Система отвода воды необходима в случае высокого уровня грунтовых вод, повышенной влажности грунта. Дренаж может быть выполнен по различной схеме, но существуют основные правила его построения:

  • водоотводная траншея копается вглубь до уровня фундамента ямы;
  • рвы должны располагаться за пределами гаража, где-то на расстоянии полуметра от строения по его периметру;
  • для дренажа необходим водоотводный колодец;
  • дренажные трубы представляют собой единую замкнутую систему с отводом воды.

Чтобы дренажная система не повредилась, снизу в траншее прокладывается песчано-гравийная подушка слоем примерно 10 см, затем трубопровод укрывается геотекстильной пленкой. Колодцем для дренажа может служить овраг, если рядом с гаражом нет естественных углублений, необходимо использовать любую подходящую емкость, соблюдая условия:

  • располагаться колодец должен ниже, чем 20 см от уровня самой низкой точки трубопровода;
  • к емкости обязательно подходит отводная труба дренажной системы;
  • в качестве накопителя воды используется в основном пластиковая емкость, железный сосуд подвержен ржавлению, гораздо быстрее выйдет из строя и не сможет работать по своему назначению.

Сверху дренажных трубок также делается песчано-гравийная подушка, утрамбовывать грунт поверх дренажа следует аккуратно, стараясь не повредить трубопровод, вода от гаража должна отводиться на расстояние не менее 5-ти метров.

Освещение ямы

Светильники в смотровой яме обеспечивают комфортные условия работы, в качестве осветительных приборов обычно используются:

  • стационарные светильники в плафонах, рассчитанные на напряжение 36 или 220 Вольт;
  • переноска, лучше, если она будет с длинным проводом;
  • маломощные 12-вольтовые лампы;
  • светодиодные светильники;
  • LED-светильники на аккумуляторах.

Осветительные 36-вольтовые приборы – самые популярные светильники для проведения авторемонтных работ, как правило, выполняются в водонепроницаемом корпусе, безопасны в применении. Достаточно часто устанавливаются в гараже и лампы 220 Вольт, так как они не требуют понижающего трансформатора, но здесь приходится позаботиться о надежном заземлении, и работать с такими лампами необходимо, соблюдая технику безопасности.

Аккумуляторные осветительные приборы довольно дорого стоят, сложны в ремонте, но иногда без них не обойтись, например, если в гараже нет стационарного питания. Как вариант можно наладить переноску, взяв напряжение 12 V от автомобильного аккумулятора, но в этом случае свет будет довольно тусклым.

Закрывание ямы

Крышка, закрывающая яму, может изготавливаться из различных материалов:

  • сварных металлических прутков;
  • обрезной доски;
  • пластика.

Также она может быть изготовлена из комбинированных материалов. Два самых важных качества укрытия ямы – прочность и небольшая масса, конструкция должна легко отодвигаться и выдерживать вес человека. Если автомобиль часто или надолго оставляется на яме, целесообразно сделать плотную крышку, например, из доски/ брусков «сороковки», в этом случае влага практически не будет оседать на днище машины.

Деревянный щит следует зашкурить, пропитать лаком, а металл зашкурить и покрасить, такая рама будет служить долго, не заржавеет и не сгниет. Для удобства снятия и установки крышку следует дополнить одной или двумя ручками, можно в конструкции предусмотреть и откидной механизм.

Вентиляция ямы в гараже

Тип вентиляции во многом зависит от размеров гаража, для достаточно больших гаражных конструкций можно ограничиться естественной вентиляцией, для маленьких помещений необходимо принудительное вентилирование. Вытяжное отверстие практически всегда выполняется сверху, у потолка, в помещении закрывается металлической или пластиковой решеткой, приточная вентиляция устанавливается внизу, не выше, чем 0,5 м от пола.

Вытяжное отверстие естественной вентиляции стараются проделывать с подветренной стороны, обычно оно снаружи защищено от дождя и снега гаражной крышей. Питание для электровентилятора берется от местной электросети или аккумулятора, направление движения лопастей подбирается опытным путем.

Инструменты для создания ямы

Количество используемых инструментов при выкапывании смотровой ямы зависит от сложности монтажа, как минимум понадобится:

  • рулетка для измерения;
  • мел для разметки;
  • штыковые/ совковые лопаты;
  • емкости для разведения растворов (ведра, бочки);
  • строительный уровень или отвес;
  • кирка;
  • электродрель;
  • молоток;
  • большая линейка, измерительный уголок;
  • материалы для обработки поверхностей – наждачная бумага, терки и т. п.

Если потребуется разогревать битум, будет нужна газовая горелка, приготавливать цементный раствор проще и быстрее с помощью бетономешалки. Также дополнительно чаще всего требуется:

  • сварочный аппарат;
  • углошлифовальная машинка;
  • нож или ножницы для резки материалов;
  • валик для укладки битума.

Если придется демонтировать бетонный пол, не обойтись без бетонореза, отбойного молотка или мощного перфоратора. При разрезке бетонной плиты следует учитывать, что под слоем бетона расположена стальная арматура (на глубине примерно 50-100 мм), ее придется разрезать дисковой пилой.

Используемые материалы

Практически для любой нормально оборудуемой смотровой ямы потребуется бетон, он может представлять собой:

  • цементно-песчаный раствор в пропорции цемент/ песок 1:3 или 1:4;
  • смесь цемента, строительного песка и щебня в соотношении 1/3/4,5 (черновой бетон).

Также для изготовления стен и пола будут нужны:

  • щебень, гравий;
  • керамзит;
  • жидкая глина;
  • гидроизоляционные материалы (рубероид, битумная мастика и смола);
  • пароизоляционная пленка;
  • стальной уголок/ швеллер;
  • доски и деревянные брусья;
  • теплоизоляционные материалы (пенопласт, полипропилен, стекловата и т. д.);
  • стальные прутья или готовая армированная решетка;
  • гвозди;
  • кирпич (в случае использования кирпичной кладки).

Если предусматривается дренажная система, понадобятся трубы ПВХ, соединительные части, возможно, емкость для смотрового колодца. Для придания эстетичного внешнего вида смотровую яму снаружи можно декорировать кафельной плиткой или другими материалами для декоративной отделки.

Срок службы СЯ в немалой степени зависит от качества используемых материалов, аккуратности работников, тщательности проведения гидроизоляции, соблюдения всех правил строительства. Добротно выполненная смотровая яма прослужит не один десяток лет, будет весьма полезна при проведении ремонта, обслуживании автомобиля, например, с помощью ее очень удобно менять масло в двигателе, КПП, ремонтировать ходовую часть.

Похожие публикации