Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Автоматизированные системы управления финансами. Автоматизация управления финансами Автоматизация управления финансов на предприятиях

АССА, к.э.н., DipIFR, генеральный директор ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ»

  • Более 5 лет опыт работы в роли финансового директора групп компаний разных отраслей;
  • Более 10 лет опыт работы сфере налогового и бухгалтерского консалтинга, аудита;
  • Более 5 лет опыт участия и руководства проектами в области разработки и внедрения информационных систем, в том числе SAP и 1С;
  • Более 14 лет опыт преподавательской деятельности на кафедре налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ;
  • Основная специализация на проектах по внедрению информационных систем – проведение обследования и моделирование бизнес-процессов и разработка методологии управления финансами.

Экспертиза:

  • В области проведения обследования и моделирования процессов; в сфере разработки и внедрения систем по управлению денежными средствами, бюджетирования, управление договорами и др.;
  • Написание регламентирующих документов в части казначейства, документооборота и управления финансами;
  • Бизнес-анализ, анализ налоговых рисков, аудит и реинжиниринг процессов работы финансово-экономического блока (включая все виды учета, налоговые риски, бюджетирование, бизнес-планирование).

директор департамента казначейских продуктов ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ»

С 2009 по 2015 гг. работала в казначействе ГК «Видео Интернешнл». С 2015 г. — в ГК «РОЛЬФ», где с 2015 по 2016 гг. занималась реализацией проекта «Фабрика платежей» (создано централизованное казначейство, что позволило повысить дисциплину и уровень автоматизации платежного процесса). Екатерина выстроила рабочий процесс сотрудников фабрики платежей (создана специальная архитектура для консолидации всех заявок на платежи с разграничением на виды, маршруты согласования, по ГК введен платежный регламент, внедрена система отчетов, написаны доработки в системе 1С).

22 июня 2016 г. Екатерина совместно с ПАО Московская Биржа запустили проект «М-Депозиты». РОЛЬФ, в качестве первого участника в биржевом сегменте денежного рынка, провел депозитный аукцион с использованием системы электронных торгов.

В 2016 г. Екатерина одержала победу в Национальной премии «Казначей года» в номинации «Проект года в области совершенствования казначейской функции».

С 2017 г. Екатерина возглавила группу управления казначейскими продуктами. Под ее руководством были разработаны и запущены в ГК РОЛЬФ проекты по оптимизации размещения свободной ликвидности – проект «М-Депозиты» уже на основании единой документации на базе инфраструктуры ПАО «Московская Биржа» и депозиты с Центральным контрагентом.

29 мая 2017 г. РОЛЬФ стал первой коммерческой организацией, которая провела депозитный аукцион с использованием системы электронных торгов и единой документации.

24 июля 2017 г. РОЛЬФ получил возможность размещать средства в депозиты с центральным контрагентом по рыночным ставкам биржевого репо. Со стороны РОЛЬФ проект курировала Екатерина.

С 2016 г. Екатерина также является руководителем группы проекта ДОРЗ («Денежный открытый рынок заимствований») Ассоциации корпоративных казначеев.

С августа 2017 г. Екатерина присоединилась к ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ».

О компании

Лидер в области разработки программного обеспечения для автоматизации корпоративного казначейства. Компания реализовала более 30 проектов по разработке и внедрению систем казначейства для крупных корпоративных клиентов и госкорпораций. В 2013 году услуги компании по автоматизации управления и учета на предприятии заказчика были сертифицированы BUREAU VERITAS Certification по стандарту ISO 9001:2008.

ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ» обладает готовыми и индивидуальными решениями для автоматизации корпоративного казначейства на базе платформы 1С, решениями по прямой интеграции с АБС банков, методологией управления финансами корпораций, решениями по автоматизации планирования, всех видов учета, управления закупками, кадрами, производством и логистикой на 1С. Компания занимается также разработкой и внедрением системы электронного документооборота, управленческим, бухгалтерским и налоговым учетами, созданием системы управления налоговыми рисками и глубокой автоматизацией бизнес-процессов в области валютного контроля.

Примеры реализованных проектов:

— система единого казначейства АО ОСК и ДЗО Группы ОСК;
— система единого казначейства Группы Полюс. За данный проект компания «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ» стала победителем конкурса GlobalCIO в номинации «Лучшее бизнес приложение» в 2016 г.;
— система управления денежными средствами Геотек Холдинг;
— система управления денежными средствами, краткосрочного планирования денежных потоков и финансового контроля ГК Медси;
— система управления денежными средствами АО РЖДстрой;
— система управления денежными средствами, управления ценными бумагами, управления сложными контрактами на закупку оборудования в Группе «Акрон»;
— автоматизация платежного процесса и управление внутригрупповыми займами в АО «ГИДРОМАШСЕРВИС»;
— разработка концепции управления ликвидностью на уровне группы в корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ;
— host-to-host в АО «НПК «Уралвагонзавод»;
— система электронного документооборота в компании Roxar (является частью международной группы Emerson) и многие другие проекты.

Сейчас мы работаем над проектом по развитию автоматизированной системы для решения задач централизации и автоматизации казначейской и финансовой функции ПАО «Россети» и всех его дочерних и зависимых обществ.
Также наша команда разработала и внедряет в холдинги уникальное интеграционное решение host-to-host сразу с несколькими банками. Архитектура, предлагаемая ООО «КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ», включает в себя собственное уникальное решение по web-серверу, конвертеру сообщений в формат банка, системе подписей сообщений, транспортной системе, системе журналирования, мониторинг работы шлюза, системе независимого подтверждения платежей.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ на рынке более 10 лет. Компания обладает выдающейся соответствующей компетентностью, является известным лидером российского рынка и внедряет лучшие решения в казначейские процессы компании.

Автоматизированная система финансового управления представляет собой часть общего управления финансами и базируется на применении методов математического и экономического характера, а также электронно-вычислительной техники, современных средств связи и оргтехники. Использование данной системы повышает качество принимаемых управленческих решений на различных уровнях. Сегодня она является неотъемлемым элементом в структуре финансовых органов и способствует более эффективному управлению денежными средствами.

Автоматизированная система управления финансами (АСУФ) является неотъемлемой частью реализации мер по активизации составных частей и всего финансового механизма. Это особенно важно во время перехода к рыночным отношениям, когда изменяется объем и характер информации. Сегодня даже большое количество управленцев, пользующихся старыми техническими средствами и методами, не способно справиться с нарастающим потоком финансовой информации. Принимая управленческие решения, касающиеся финансов, необходимо располагать самой достоверной и актуальной информацией об оборотных средствах, прибыли, амортизации, последствиях данных решений и т.д.

Компетентное управление денежными средствами невозможно без информационного обслуживания на базе автоматизированных систем управления финансами, а также финансовых расчетов. Обработка информации на основе ЭВМ обеспечивает качественно новые управленческие решения, позволяет наиболее эффективно осуществлять передовые методы маркетинга.

Использование АСУФ в разы увеличивает эффективность аналитической работы за счет сокращения сроков на осуществление анализа, замены упрощенных и приближенных вычислений точными расчетами, постановки и решения многомерных аналитических задач, которые нельзя выполнить традиционными методами и т.д.

Автоматизированные системы финансовых расчетов обладают новыми возможностями анализа за счет высокой производительности ЭВМ, их надежности, простоты эксплуатации и обслуживания, автономности и гибкости использования, наличия развитого ПО, диалогового режима работы и низкой стоимости производимых расчетов.

Автоматизированное управление денежными средствами подразумевает планирование финансовой деятельности, управление наличными денежными средствам, ведение учета движения основных финансовых потоков, расчетов с кредиторами и дебиторами и др.

Автоматизированное управление финансовыми потоками осуществляется на основе различным программных продуктов, одним из которых является программа «Финансы» от «Мегаплана». Ее особенность заключается в том, что она включает весь необходимый функционал, который используется в российских компаниях. При наличии этой программы пропадает необходимость в приобретении более дорогих АСУФ, поскольку около 80 % их функционала в работе просто не используется.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ становятся неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Все это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы финансовых расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов Российской Федерации функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости, сбора, обработки и анализа информации, обеспечением многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализацией структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит 4 подсистемы, в которых решается комплекс задач: по сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решением задач в области планирования АСУФ помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу низовых финансовых органов. Особенно это актуально для работы налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна быть активизирована и проводиться в органической связи с АСФР Министерства финансов Российской Федерации.

При всем положительном значении и важности АСУФ в то же время нельзя преувеличивать ее возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им несвойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляют качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

Как быть успешным?

Ответ прост. Для начала необходимо разработать методологически верную систему управления финансами, которая будет соответствовать индивидуальным потребностям предприятия. У компании должна быть необходимая финансовая структура, разработаны бюджеты и показатели внутреннего анализа, описаны процессы планирования и управленческого учета, созданы необходимые для собственников, топ-менеджеров и инвестора отчетные формы, отражающие состояние дел на предприятии.

Разработка методологи - это только первая задача для создания эффективной корпоративной системы финансового управления, хотя и самая важная, поскольку если не сделан первый шаг или сделан не в ту сторону, дальнейшее движение будет происходить в ложном направлении. Однако вопросы по разработке методологии - это тема отдельного обсуждения. Сейчас представим, что у нас уже имеются разработанные финансовая и бюджетная структура, практика управленческого учета, система планирования и внутреннего анализа. Данные разработки закреплены в приложениях, которые являются регламентными документами для всех сотрудников, участвующих в процессе бюджетного управления. Возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы работа началась, а не осталась на бумаге? Вроде бы понятно - начать работать по закрепленным в документах регламентам. Но для этого нам потребуется:

  • Сделать эту работу эффективной
  • Снизить трудозатраты сотрудников на ведение бюджетирования и управленческого учета
  • Повысить оперативность предоставления данных
  • Обеспечить полноту и достоверность
  • Снизить транзакционные и коммуникативные расходы при взаимодействии участников процесса финансового управления

Большинство из вышеперечисленного волнует нынешних топ-менеджеров и собственников, понимающих особую важность повышения эффективности управления за счет сокращения как материальных, так и информационных расходов, и многие сегодня начинают интенсивно решать данные задачи с использованием информационных технологий.

Автоматизация финансов. Зачем и для чего?

Задумываясь об автоматизации, для начала необходимо определиться с целями данного процесса, а затем, исходя из целей, - предъявить требования к автоматизированной системе управления. Требования, как показывает практика, могут быть различными в зависимости от индивидуальных специфических особенностей деятельности компании. Самое главное, такая информационная система управления в процессе работы должна предоставлять полные, достоверные и оперативные сведения о функционировании предприятия, то есть является такой системой сбора и планирования финансовых результатов, опираясь на которую руководитель смог бы принять обдуманное решение для своего бизнеса. При этом под полнотой понимают весь перечень необходимой информации, который содержится в информационной системе, под достоверностью - то, что сведениям, находящимся в системе, можно доверять без дополнительных проверок и ревизий. Оперативность подразумевает, что информация в автоматизированной системе отражает реалии именно сегодняшнего дня. Далее все требования, цели, критерии успешности и риски проекта по автоматизации, ситуация «как есть» и «как должно быть» с приложением плана работ должны быть зафиксированы в уставе проекта - основном регламентирующем документе, описывающем проект по автоматизации бюджетирования и управленческого учета в компании.

Выбор ИТ решения

С какими задачами сталкиваются сотрудники, ответственные за выбор того или иного информационного решения?

  1. Автоматизация всего цикла управления финансами в одном контуре
  2. Обеспечение реализации разработанной методологии
  3. Гибкость ИТ решения, возможность оперативного внесения изменений
  4. Обеспечение информационным решением удобства работы пользователей
  5. Интеграция ИТ решения с информационными системами, предоставляющими фактические данные
  6. Автоматическое и моментальное получение отчетности
  7. Автоматическое планирование бюджетов
  8. Возможность ведения бюджетирования по международными стандартам
  9. Интеграция финансов с процессами и проектами
  10. Возможность удаленного доступа к программному средству
  11. Дополнительно: многосценарность и многовалютность планирования и учета, различные варианты бюджетирования.

Остановимся более подробно на каждом пункте.

Автоматизация всего цикла управления финансами в одном контуре. Планирование, учет, внутрихозяйственный контроль и анализ должны проводится в единой информационной среде для возможности в конечном итоге принять обдуманное и системное решение и сформировать управленческое воздействие. Отсутствие единой и комплексной системы управления финансами, объединяющей в себе все этапы финансового цикла (рис.1) приводит к тому, что сотрудники финансовой службы предприятия постоянно вынуждены тратить время на согласование данных разных систем, ИТ-сотрудники компании - прописывать шлюзы передачи данных из одной системы в другую. Данный процесс - прямая причина возникновения транзакционных расходов в компании, выражающихся в виде потери времени и материальных ресурсов.

Обеспечение реализации разработанной методологии. Программный продукт должен всесторонне и гибко реализовывать разработанную методологию ведения бюджетирования и управленческого учета, закрепленного в положениях, с возможностью осуществления оперативных донастроек, связанных с изменением принципов, методики и техники внутреннего планирования и учета. Это очень важная характеристика информационного решения, которая должна приниматься во внимание, в первую очередь, при выборе программного обеспечения, призванного автоматизировать финансовый учет компании, от которого непосредственно зависит величина расходов на внедрение и сопровождение данной системы.

Гибкость ИТ-решений, оперативного внесения изменений. Все составляющие модели бюджетирования и учета должны обладать вариативностью, то есть специалисты финансовой службы обязаны в оперативном режиме донастроить, изменить, скорректировать модель финансового управления (рис 2). Это возможно лишь тогда, когда конкретно сам предметный специалист и создает данные настройки, а также ключевые элементы системы такие как: финансовая структура, модели бюджетов, счета и правила получения фактических данных. Они не являются «зашитыми» на уровне кода константами про-граммы, а могут быть созданы и изменены на пользовательском уровне с учетом требований безопасности системы.

Выполнение данных требований к программным продуктам значительно способствует росту эффективности управления, поскольку позволяет непосредственному владельцу системы, коим в большинстве случаев является финансовый директор, быть настоящим «хозяином» (то есть быть компетентным в настройке) своей финансовой системы.

Пример 1

Рассмотрим случай из практики. В компании, занимающейся производством технического оборудования, бюджетное планирование и управленческий учет были реализованы сотрудниками ИТ в одном из программным продуктов, автоматизирующих бюджетирование, с учетом всех методологических требований специалистов финансового отдела. Удаленные подразделения вели планирование в книгах MS Excel и еженедельно высылали свои планы и отчеты в головную компанию, что значительно усложняло процесс консолидации данных в итоговых бюджетах и приводило к практической невозможности составления управленческого баланса. В компании была разработана система финансовой ответственности через бюджеты, то есть разработаны необходимые формы документов для ввода плана и получения отчетности, принципы автоформирования получения фактических данных и необходимые регламентные процедуры (закрытие счетов, разнесение косвенных расходов и пр.). Спустя два-три месяца изменения ситуации на рынке повлекли за собой необходимость организационных изменений внутри компании и, следовательно, изменение финансовой структуры и методологии ведения управленческого учета. Специалистами компании, внедрявшими систему бюджетного управления около шести месяцев, пришлось заново переписывать всю логику настроек программного продукта. Таким образом, можно сказать, что ведение бюджетирования в таких жестких, оперативно не изменяемых программных продуктах, схоже с реализацией бюджетирования и учета в Excel, когда происходит потеря оперативности и гибкости, а также невозможно полноценно отразить специфику деятельности компании.

Обеспечение информационным решением удобства работы пользователей.Программный продукт должен учитывать требования пользователей, работающих в системе, по содержанию и внешнему виду документов, с которыми приходится работать. Иными словами, ИТ-решение должно поддерживать принцип ведения коллективного планирования в компании, когда специалисты различных отделов вводят свои финансовые планы в единой информационной среде.

Интеграция ИТ-решения с информационными системами, представляющими фактические данные. Очень важно, чтобы программное средство для ведения бюджетирования и управленческого учета имело возможность легкого объединения с источником данных по фактической деятельности компании, коим является бухгалтерский и оперативный учет. От данного свойства ИТ-решения серьезнейшим образом зависят оперативность получения достоверных данных в управленческом учете и возможность проведения планфактного анализа деятельности компании, что влияет в конечном итоге на скорость принятия управленческих решений топ-менеджментом компании.

Пример 2

Компания занимается производством фотопродукции. Бухгалтерия ведется в системе 1С Предприятие 8.2. Существует сильный штат программистов, хорошо знающих свое дело. Руководством компании была поставлена задача «дописать» типовую конфигурацию 1С и создать базу для ведения управленческого учета, в которую бы попадали фактические «очищенные» бухгалтерские данные. Теперь программистами были написаны правила переноса и трансформации данных в управленческий контур, необходимые отчетные формы для целей руководства компании. Планирование ведется в таблицах MS Excel, при этом часть планов компании составляется сотрудниками финансового отдела, часть - сотрудниками других функциональных служб (маркетинг, отдел продаж). Проблемы можно выделить следующие:

  1. 1. Двойной ввод фактических данных для целей проведения план-фактного анализа (планирование ведется в таблицах MSExcel, управленческий факт собирается в дописанной 1С).
  2. 2. Бизнес компании интенсивно развивается, и от учетной системы постоянно требуются новые данные для анализа, что трудно осуществимо, в связи с отсутствием гибкой информационной системы:

a. тратится время на написание технического задания программистам;

b. перевод задач, стоящими перед сотрудниками финансовой службы, соответственно с языка финансиста на технический язык программистов занимает длительное время;

c. обратная связь от программистов также идет на техническом языке терминов.

3. Сложность консолидации бюджетных данных. В компании был разработан довольно внуши-тельный перечень бюджетов (функциональные), которые необходимо сводить в итоговые бюджеты движения денежных средств, бюджет доходов и расходов. Данный процесс занимал много времени и сил, поскольку требовал постоянной сверки плановых бюджетных данных на их корректность и сопоставимость друг с другом.

4. Не сводился управленческий итоговый баланс. Такой вариант бюджетного управления не может являться образцовым примером, хотя тоже имеет свое право на существование. С этого начинают небольшие компании с несложным видом деятельности, когда штат специалистов еще не такой большой и транзакционные расходы не оказывают прямого и сильного воздействия на функционирование компании. Если же копания динамично развивается на рынке, то такой вариант автоматизации системы финансового управления приводит лишь к росту проблем и потере ориентации в пространстве.

Таким образом, в идеале система финансового управления должна обеспечивать достоверными плановыми данными, так и фактическими данными руководство компании в одной программной среде.

Автоматическое и моментальное получение отчетности. Программное решение должно позволять получать комплексную систему управленческой отчетности в любой момент времени. В любых интересующих разрезах для осуществления оперативного контроля за финансовым состоянием компании. Высшим пилотажем будет автоматическое построение управленческого баланса.

Автоматическое планирование бюджетов. Для сокращения трудозатрат на осуществление планирования, в программном продукте должны быть предусмотрены механизмы автоформирования плановых данных в зависимости от различных условий (планирование приходов от расходов, различные регламентные процедуры и т.д.)

Пример 3

Рассмотрим производственное предприятие агропромышленного сектора, имеющее достаточно сложный производственный цикл с большим количеством хозяйственных операций. Учет данных операций ручным способом занимал львиную долю времени сотрудников финансового отдела. За счет ис-пользования возможности программного обеспечения по автозаполнению статей бюджетов в зависимости от движений по другим статьям были значительно сокращены трудозатраты на ведение управленческого учета и планирования в компании, повысились эффективность планирования учета, что в конечном итоге привело к сокращению материальных затрат на 10 %.

Возможность ведения бюджетирования и учета по международным стандартам. В связи с интенсивными процессами интеграции со странами ммеждународного сообщества и возможностью выхода компаний на международный рынок капитала данное свойство программного продукта играет все большую роль при выборе средства для автоматизации системы управления финансами. Отечественный топ-мененджмент смотрит в будущее, и многие понимают, что через два-три года получать отчетность по стандартам МСФО будет уже насущной необходимостью.

Интеграция финансов с процессами и проектами. Процессное управление становится все более популярным в последнее время. Когда предприятие строит свою деятельность вокруг процессов - это считается верхом мастерства. Таким образом, программный продукт по бюджетированию и управленческому учету должен автоматизировать сам процесс ведения бюджетирования и управленческого учета, ранее разработанный на бумаге. Пример процесса планирования бюджета доходов и расходов предоставлен на рис. 3.

Возможность удаленного доступа к программному средству. Компании с географически распределенной филиальной структурой не всегда имеют финансовые возможности, чтобы приобрести программный продукт для каждого офиса. Да и топ-менеджерам, находящимся в командировках и поездках, необходимо постоянно держать руку на пульсе управления компанией. Поэтому сегодня одним из значимых качеств программного решения является его возможность обеспечить удаленный доступ через Интернет к базе данных организации.

Многосценарность и многовалютность планирования и учета, различные варианты бюджетирования. У предприятия обычно существует несколько вариантов развития на будущее, то есть не-сколько сценариев планов, например, оптимистический, реалистический и пессимистический. При этом чем дальше временной горизонт планирования, тем больше может быть различных вариантов. Плюс ко всему значительное число компаний осуществляет свою деятельность не только в отечественной валюте, но и в других национальных валютах. Следовательно, для оптимального ведения автоматизированного планирования и учета программным средством должны поддерживаться все вышеперечисленные характеристики.

Заключение

Таким образом, если вы решили автоматизировать систему управления финансами в своей компании, для того чтобы получить максимальный эффект от данного процесса, вам необходимо понимать следующее: ИТ-решение - это средство реализации целей финансового управления, и оно должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к нему финансовые специалисты компании. Только тогда выбранное ИТ-решение будет полноценным инструментом внутрихозяйственного планирования, учета и анализа, а расходы на автоматизацию будут инвестициями в повышение качества корпоративного управления.

Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в финансовой сфере.

Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами).

АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.

Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все предприятия страны.

Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.

Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов :

1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему).

2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.

3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование(e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше.

Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.

Последствия автоматизации :
1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается.
2. Изменения в области качества работы финансистов.
3. Решения в области финансов будут более обоснованными.
4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.

3. Финансовый контроль: понятие, значение, формы, виды, методы. Организация финансового контроля в РФ. Бюджетный контроль: содержание, задачи, классификация.

Финансовый контроль.

Это стоимостной контроль исполнительных и законодательных органов всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением экономических методов.

Финансовый контроль – это один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов всеми звеньями финансовой системы. Под финансовый контроль подпадают те отношения, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Таким образом, финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Роль и значимость финансового контроля определяется тем, что он:

является средством обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности;

является этапом управленческого цикла (сравниваются фактические результаты с принятыми решениями и предписаниями).

Классификация финансового контроля.

Выделяют следующие виды финансового контроля:

бюджетный (Парламент РФ, Счетная палата, Федеральное казначейство, правоохранительные органы);

налоговый (Государственная налоговая служба, правоохранительные органы, Федеральное казначейство);

банковский (Центральный банк, аудит, правоохранительные органы);

за страховой деятельностью (Министерство финансов, правоохранительные органы);

таможенный (Государственный таможенный комитет, другие органы);

валютный (Центральный банк, другие органы);

общественный (условный).

II. По времени:

предварительный (до факта осуществления финансовой операции);

последующий.

III. По формам проведения:

обязательный (внешний);

инициативный (внутренний).

Тема 6. Государственные финансы – основы анализа.

2. Структура государственных финансов.

3. Теории государственных финансов зарубежных и российских экономистов.

4. Планирование, моделирование и прогнозирование в системе государственных финансов

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны. Гос финансы - сов-ть денеж фондов, управляемых гос органами общей и спец компетенции с целью обеспечения общегос-х и соц-х потребностей.

Гос финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанное с формированием ресурсов в распоряжение гос-ва и гос-х предприятий и использованием гос средств на нужды общ-ва.

Субъектами денеж отношений в данной сфере явл гос-во (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Гос финансы состоят из федеральных финансов, финансов субъектов федерации, местных финансов, гос бюджета, внебюджетных фондов, гос кредита и финансов предприятий.

Гос финансы призваны:

обеспечивать определенные темпы развития ведущих отраслей народного хоз-ва;

разумно перераспределять фин ресурсы м/у отраслями и м/у регионами страны;

м/у производственной и непроизводственной сферами;

выравнивания баланса внешнеэк-х сделок;

охрана информации и т.д.

Основными фин регуляторами гос-ва явл налоги, инвестиции, дотации, кредиты, учетные ставки, льготы и др.

Главное звено гос-ва - это бюджет, который является основным фин планом гос-ва, имеющим силу закона.

Гос бюджет - это денежные отношения м/у гос-вом, юр и физ лицами по поводу перераспределения нац дохода и части нац богатства в связи с образованием расходования бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это средства правительства и властей, связанных с финансированием расходов, не включенных в бюджет; это форма перераспределения и использования фин-х ресурсов, привлекаемых гос-вом для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. К экономич внебюджетн фондам относ: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, федер-ый эколог-ий фонд РФ, фонд борьбы с преступностью К соц-ым внебюджет фондам относ: пенсионный фонд, фонд обязат-го мед страхования, фонд занятости Гос кредит предст собой кредитные отн-ния между гос-вом, от имени кот выступают органы исполнительной власти и хоз субъектами, физ. лицами по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения, (т.е. когда гос-во берет на себя ответст-ть за погашение займов или выполнение др обязвт-в взятых физ. и юр. лицами).

Гос кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации временно свободных ден средств хозяйс-х субъектов и населения на возвратной и платной основе для финансирования гос расходов.

Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

Финансы предприятий можно рассматривать как сис-му денеж подходов. Именно финансы предп-ия являются реальной основой финансов вообще. Они обслуживают матер производство, участвуют в создании ВВП и от их состояния зависит полнота обеспечения централизованных фондов гос-ва.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.

Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный бюджет. Его ресурсы предназначаются для государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления. Федеральный бюджет имеет важное значение для правильного решения экономических и социальных задач в масштабе всей России.

В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций. Концентрируемые в республиканских бюджетах средства распределяются в отраслевом и территориальном разрезах в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства, усиления социальной направленности развития экономики, поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной республики, обеспечения им гарантированных конституцией прав и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ, финансировании возрастающего объема социальных расходов, обусловленных повышением требований к росту качества жизни.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.). Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов государственной власти.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.

С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

2. Структура государственных финансов .


Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения национального богатства и национального дохода, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.

Главная система государственных финансов – бюджетная, в которую включаются наряду с бюджетами соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Похожие публикации