Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Место падения Башен-близнецов (Ground Zero). Кто взорвал башни-близнецы

Конечно-элементная модель этажа ВТЦ, позволяющая оценить конструктивную систему здания

Габариты сооружения в плане 63,4х63,4 м, ядра жесткости - 26,8х42,1 м. Башни ВТЦ были сконструированы по типу "труба в трубе" (стволовая конструктивная схема), для того, чтобы создать на этажах непрерывное пространство, не разделенное стенами или колоннами . Это было достигнуто за счет того, что наружная стена башни, фактически, представляла собой множество установленных рядом колонн, берущих на себя основную вертикальную нагрузку, в то время как ветровая нагрузка приходился в основном на силовые колонны, находящиеся в центре башни (ядро жесткости). Начиная с десятого этажа, каждая стена башни была составлена из 59 колонн, в центре башни было установлено 49 силовых колонн Все лифты и лестничные клетки проходили в ядре жесткости, оставляя между ядром и периметром башни большое свободное пространство для размещения офисов .

Конструкция этажного перекрытия представляла собой 10 см легкого бетона, уложенного на несъемную опалубку из профилированного настила . Профнастил укладывался на второстепенные (вспомогательные) фермы (балки), опирающиеся на главные фермы, передающие нагрузку на центральные и периферийные колонны. Главные фермы имели длину 11 и 18 метров (в зависимости от пролета), и укладывались с шагом 2,1 м., и были с внешней стороны прикреплены к перемычкам, соединяющим периферийные колонны на уровне каждого этажа, а с внутренней - к центральным колоннам. Пол крепился через эластичные демпферы , призванные снижать воздействие колебаний здания на работающих в нем людей .

Эта система ферм позволила оптимизированное перераспределение груза диафрагм пола между периметром и ядром с улучшенной работой между различными материалами гибкого стального и твердого бетона, позволяющего структуры момента передать влияние в сжатие на ядре, которое также главным образом поддержало башню передачи.

Башни также включили "связку аутригера (консоли)", расположенную между 107-ыми и 110-ыми этажами, которые состояли из шести ферм вдоль продольной (длинной) оси ядра и четырех вдоль короткой (поперечной) оси, которая служила для перераспределения нагрузки и повышения общей устойчивости здания, а также для поддержки шпиля антенны , которая была установлена только на одну из башен. NIST установил, что эта конструкция сыграла ключевую роль в последовательности событий, приведших к полному разрушению башен .

Возможности противостояния пожару и попаданию самолётов

Как и все современные высотные здания, башни ВТЦ проектировались и строились в расчете на противостояние обычному пожару . Многие противопожарные элементы закладывались еще на этапе проектирования и строительства, другие были добавлены после пожара 1975 года , который охватил шесть этажей, прежде чем был локализован и потушен . Произведенные еще до катастрофы тесты показывали, что стальные конструкции башен находятся в соответствии с текущими требованиями устойчивости к огню, или даже превосходят их .

Инженеры по строительным конструкциям, проектировавшие Всемирный торговый центр, учитывали возможность того, что со зданием может столкнуться самолёт. В июле 1945 года бомбардировщик B-25 Mitchell потерял ориентацию в тумане и врезался в 79-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг . Годом позже двухмоторный самолёт C-45 Beechcraft столкнулся с небоскрёбом на Уолл-стрит, 40 , а другой самолёт был близок к ещё одному столкновению с Эмпайр-стейт-билдинг .

NIST заявлял, что «Американские стандарты строительства не содержат требований к устойчивости зданий при попадании в них самолета. … и таким образом, здания не проектируются с расчетом на противостояние удару полностью заправленного коммерческого авиалайнера.» , тем не менее конструкторы и архитекторы ВТЦ обсуждали эту проблему, и признавали ее важность. Лесли Робертсон (англ.), один из главных инженеров Всемирного торгового центра, вспоминал, что рассматривался сценарий попадания в здание реактивного авиалайнера Boeing 707 , потерявшего ориентацию в тумане и летящего на относительно низкой скорости в поисках аэропорта имени Джона Кеннеди или аэропорта Ньюарк Либерти . Джон Скиллинг, другой инженер ВТЦ, говорил в 1993 году, что его подчинённые проводили анализ, который показал, что самой большой проблемой в случае столкновения башен ВТЦ с Boeing 707 станет то, что всё топливо самолёта попадёт внутрь здания и приведёт к «страшному пожару» и множеству человеческих жертв, но само здание останется стоять . FEMA писала, что здания ВТЦ строились с учётом столкновения с реактивным авиалайнером Boeing 707, весящим 119 тонн и имеющим скорость около 290 км/ч, что намного меньше по весу и по скорости, чем те самолеты, которые были использованы в атаках 11 сентября .

NIST обнаружил в архивах трёхстраничный доклад, суммирующий исследование, моделировавшее попадание в здание Boeing 707 или Douglas DC-8 на скорости 950 км/ч. Исследование показывало, что здание не должно разрушиться в результате такого попадания . Но, как отмечали эксперты NIST, «исследование 1964 года не содержало моделирования эффекта пожара , вызванного распылением авиационного топлива по зданию» . Также NIST отметил, что в отсутствии первоначальных расчетов, используемых для моделирования ситуации , дальнейшее комментирование данной темы будет, в основном, «спекуляцией» . Другим документом, найденным NIST, было вычисление периода колебаний здания в случае попадания самолёта в 80-й этаж башни ВТЦ, но в нём не было сделано никаких предположений о судьбе здания после столкновения . В отчёте об оценке имущественного риска, подготовленного для Silverstain Properties, случай попадания самолёта в башни ВТЦ рассматривался как маловероятный, но возможный. Авторы отчёта ссылались на инженеров по строительным конструкциям ВТЦ, по мнению которых башни должны были выстоять в случае столкновения крупного пассажирского самолёта, но горящее топливо, стекающее из самолёта до уровня земли, повредило бы обшивку здания . Часть документов, связанных с анализом сценария попадания самолёта в башни, была утеряна в результате разрушения WTC 1 и WTC 7, в которых хранились документы Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси и Silverstain Properties .

Попадание самолётов в башни

Террористы направили в башни два реактивных авиалайнера Boeing 767 , рейс 11 American Airlines (767-200ER) и рейс 175 United Airlines (767-200). Северная башня (1 WTC) была поражена в 8:46 рейсом 11, между 93 и 99 этажами. В южную башню (2 WTC) в 9:03 врезался рейс 175, между этажами 77 и 85.

Авиалайнер Boeing 767-200 имеет длину 48.5 м, размах крыльев 48 м, несет на борту от 62 тонн (-200) до 91 тонн (-200ER) авиационного топлива . Самолеты врезались в башни на очень большой скорости. Рейс 11 летел со скоростью примерно 700 км/ч, в тот момент, когда он врезался в северную башню; рейс 175 врезался в южную на скорости около 870 км/ч . В дополнение к тому, что попадания привели к серьёзным разрушениям несущих колонн, они вызвали взрыв приблизительно 38 тонн авиационного топлива в каждой башне , что привело к почти мгновенному распространению сильного пожара на нескольких этажах, где находилась офисная мебель , бумага , ковровые покрытия, книги, и другие горючие материалы. Ударная волна от попадания в северную башню распространилась вниз до первого этажа, как минимум по одной шахте скоростного лифта , выбила стекла на первом этаже, отчего пострадало несколько человек.

Пожар

Легкая конструкция башен и отсутствие сплошных стен и перекрытий привели к тому, что авиационное топливо распространилось в достаточно большом объеме зданий, приведя к многочисленным возгораниям на нескольких этажах, близких к зонам попадания самолетов. Само авиационное топливо выгорело в течение нескольких минут, но горючие материалы в самом здании поддерживали интенсивные пожары еще в течение часа или полутора . Возможно, что если бы на пути самолетов оказались более традиционные конструкции, то пожары не были бы настолько централизованными и интенсивными - обломки самолетов и авиационное топливо могли остаться преимущественно в периферийной области здания, а не проникнуть непосредственно к его центральной части. В этом случае, башни возможно устояли бы, или во всяком случае, простояли бы существенно дольше .

Развитие ситуации

  • 9:52 - вертолёт пожарного департамента сообщает по радио, что «большие куски здания могут упасть с верхних этажей южной башни. Мы наблюдаем большие части здания, находящиеся в подвешенном состоянии».
  • 9:59 - с вертолёта сообщают, что южная башня падает.

Также с вертолётов сообщали о развитии ситуации с северной башней ВТЦ .

  • 10:20 - вертолёт пожарного департамента сообщает, что верхние этажи северной башни могут быть неустойчивы.
  • 10:21 - сообщается, что покоробился юго-восточный угол башни, и что башня начинает клониться в южную сторону.
  • 10:27 - сообщается, что крыша северной башни может обрушиться в любую минуту.
  • 10:28 - пожарный департамент получает сообщение, что северная башня обрушилась.

Перегрузка диспетчеров и плохая работа коммуникаций привели к тому, что пожарный и полицейский департаменты Нью-Йорка испытывали большие проблемы с обеспечением своевременного взаимодействия, как со своими подразделениями, так и друг с другом. В результате пожарные команды, находившиеся в башнях, не получили приказа об эвакуации и при обрушении зданий погибло 343 пожарных .

Обрушение башен ВТЦ

В 9:59 обрушилась южная башня, через 56 минут после удара. Северная башня простояла до 10:28, 102 минуты после попадания в нее самолета. Обрушившиеся башни создали огромное облако пыли , которое покрыло значительную часть Манхэттена . В обоих случаях произошел похожий процесс, верхняя поврежденная часть здания обрушилась на нижние этажи. Обе башни упали практически вертикально, хотя наблюдалось значительное отклонение от вертикали верхней части южной башни. Наблюдалось также, что из окон здания ниже быстро продвигающейся зоны обрушения вылетали обломки и пыль.

Механизм обрушения башен

Расследование NIST показало, что по причине того, что самолеты попали в башни неодинаковым образом, процесс разрушения северной и южной башни также несколько отличался, хотя в целом был одинаковым в обоих случаях. После попадания самолетов, были серьёзно повреждены внутренние силовые колонны, хотя внешние колонны пострадали относительно слабо. Это вызвало серьёзное перераспределение нагрузки между ними. Значительную роль в этом перераспределении сыграла верхняя силовая структура башен .

Попавшие в здания самолеты ободрали огнеупорное покрытие со значительной части стальных конструкций, что привело к тому, что они оказались под непосредственным воздействием огня. За 102 минуты, предшествовавшие падению северной башни, температура пожара, хотя и была значительно ниже точки плавления металла , достигла достаточной величины, чтобы вызвать ослабление силовых колонн в центре здания, которые стали деформироваться и изгибаться под весом верхних этажей. Отчет NIST описывает эту ситуацию так:

Можно представить центральный силовой каркас северной башни в виде трех секций. Нижняя секция (ниже зоны разрушений) представляла собой жесткую устойчивую неповрежденную структуру, имеющую температуру, близкую к нормальной. Верхняя секция, выше зоны разрушений, также представляла собой жесткую коробку, имеющую к тому же, большой вес. Средняя секция, находящаяся между ними, была повреждена ударом и взрывом самолета, а также была ослаблена пожаром. Верхняя часть силового каркаса стремилась провалиться ниже, но ее удерживала верхняя ферменная конструкция, опирающаяся на периферийные колонны. В результате эта конструкция создала большую нагрузку на периметр здания.

Оригинальный текст (англ.)

At this point, the core of WTC 1 could be imagined to be in three sections. There was a bottom section below the impact floors that could be thought of as a strong, rigid box, structurally undamaged and at almost normal temperature. There was a top section above the impact and fire floors that was also a heavy, rigid box. In the middle was the third section, partially damaged by the aircraft and weakened by heat from the fires. The core of the top section tried to move downward, but was held up by the hat truss. The hat truss, in turn redistributed the load to the perimeter columns.

Отчет NIST, стр 29

Похожая ситуация была и в южной башне (были серьёзно повреждены внутренние силовые колонны). Периферийные колонны и структуры пола обеих башен были ослаблены огнем, что вызвало оседание пола на поврежденных этажах и создание значительной нагрузки на периферийные колонны, направленной внутрь здания.

В 9:59, через 56 минут после удара, оседающий пол вызвал серьёзное изгибание внутрь внешних колонн на восточной стороне южной башни, верхняя силовая структура передала это изгибающее усилие на центральные колонны, что вызвало их разрушение и начало коллапса здания, верхняя часть башни при этом отклонилась в сторону поврежденной стены. В 10:28 покоробилась южная стена северной башни, что вызвало приблизительно такую же последовательность событий. В результате последовавшего коллапса верхних этажей полное разрушение башен стало неминуемым, из-за огромного веса той части зданий, которые находились выше зоны повреждений.

Причиной того, что северная башня простояла дольше южной, стало сочетание следующих трех факторов: зона попадания самолета в северную башню была выше (и вес верхней части здания, соответственно, меньше), скорость попавшего в башню самолета была ниже, кроме того, самолет попал на этажи, противопожарная защита которых была ранее частично улучшена .

Теория полного прогрессирующего коллапса

Руины Южной башни (справа) и Северной башни (слева), а также других зданий Всемирного торгового центра

Огромное облако пыли закрыло разрушающиеся башни, что сделало невозможным установить точную продолжительность разрушения на основе визуальных свидетельств.

Поскольку отчет NIST касается в основном механизмов первоначального обрушения, он не затрагивает вопрос последующего за ним полного коллапса обеих башен ВТЦ. Первоначальные анализы объясняли коллапс тем, что кинетическая энергия падающих верхних этажей была намного больше того, что могли выдержать межэтажные перекрытия, которые также разрушались, добавляя падающему зданию кинетической энергии. Этот сценарий развития событий повторялся со все увеличивающейся скоростью до тех пор, пока башни не разрушились полностью. Несмотря на то, что это наиболее широко распространенная среди строительных инженеров точка зрения , она критиковалась за то, что в ней не учитывается сопротивление низлежащих структур, которое должно было замедлить коллапс башен, или даже остановить его.

Обрушение здания 7 WTC

Первоначальное исследование FEMA получилось неубедительным , и обрушение 7 WTC не вошло в окончательный отчет NIST, опубликованный в сентябре 2005 года . За исключением письма, опубликованного Металлургическим Журналом , в котором предполагалось, что стальной каркас здания мог расплавиться от пожара , никаких других исследований данного вопроса в научных журналах опубликовано не было. Падение 7 WTC расследовалось отдельно от падения 1 WTC и 2 WTC, и в июне 2004 года NIST выпустил рабочий отчет, в котором содержалось несколько гипотез произошедшего. Одной из гипотез стало разрушение одной из критически важных опорных колонн здания, вызванное пожаром или попаданием крупных обломков падающих башен, что привело к «диспропорциональному коллапсу всей структуры» .

Диаграмма NIST, показывающая изгиб колонны 79 (обведено оранжевым), в результате которого началось прогрессирующее разрушение здания.

Порядок разрушения 7 WTC на схеме из предварительного отчёта NIST 2004 года. Колонна 79 отмечена кругом в центре красной зоны.

Модель падения 7 WTC, разработанная NIST. В первой части видеофрагмента слева направо изображены колонны 81, 80 и 79.

20 ноября 2008 года NIST опубликовал окончательный отчёт по падению 7 WTC . В отчёте NIST основной причиной разрушения назывался пожар вместе с отсутствием воды для борьбы с огнём у пожарных и в системе автоматического пожаротушения. NIST восстанавливает последовательность событий следующим образом: в 10:28 обломки от падающего 1 WTC вызвали повреждения в рядом стоящем 7 WTC. Также возникли возгорания, вероятно, от горящих обломков из 1 WTC. К 7 WTC сразу приехали пожарные, но в 11:30 обнаружили, что в пожарных гидрантах нет воды для борьбы с огнём - вода поступала из городской системы водоснабжения, разрушенной в результате падений башен 1 WTC и 2 WTC. Пожарный департамент Нью-Йорка (англ. ), опасаясь за жизнь пожарных в случае разрушения 7 WTC, в 14:30 отозвал пожарных и прекратил борьбу за сохранение здания. Огонь наблюдался на 10-ти этажах от 7-го до 30-го, а на этажах 7-9 и 11-13 пожар вышел из под контроля . Тепловое расширение нагревшихся до приблизительно 400 °C балок вокруг колонны 79 в восточной части здания в районе 13-14 этажа привело к провалу ослабленных пожаром перекрытий, смежных с колонной 79, с 13-го до 5-го этажа. Разрушение перекрытий лишило колонну 79 горизонтальной поддержки, и она начала изгибаться, что стало непосредственной причиной полного разрушения здания через несколько секунд . Изгиб колонны 79 привёл к переносу нагрузки на колонны 80 и 81, которые также начали изгибаться, в результате чего были разрушены все связанные с этими колоннами перекрытия до верха здания. Падающие перекрытия разрушили ферму 2, что привело к падению колонн 77, 78 и 76. В результате увеличения нагрузки, перешедшей с согнувшихся колонн, падения сверху обломков перекрытий и отсутствию горизонтальной поддержки со стороны разрушенных перекрытий все внутренние колонны с востока на запад стали последовательно изгибаться. Вслед за этим в районе этажей 7-14 начали изгибаться и внешние колонны, на которые перешла нагрузка с опустившихся внутренних колонн и центра, и все этажи выше согнутых колонн начали опускаться вниз как единое целое, что завершило окончательное разрушение здания в 17:20 .

Некоторые авторы критиковали решение городских властей о размещении на 23-м этаже 7 WTC штаб-квартиры Офиса чрезвычайных ситуаций (англ. Office of Emergency Management ). Предполагалось, что это могло стать существенным фактором в разрушении здания. Особенно отмечалось размещение в здании больших резервуаров с дизельным топливом , которые должны были служить для питания аварийных электрогенераторов . NIST пришёл к выводу, что дизельное топливо не сыграло роли в разрушении здания, но быстрая эвакуация Офиса чрезвычайных ситуаций стала одной из причин плохого взаимодействия различных служб и потери контроля над ситуацией . Основной причиной разрушения здания стал пожар, повреждения от обломков падающего 1 WTC ускорило падение здания, но расчёты NIST показали, что 7 WTC разрушилось бы и от одного только неконтролируемого пожара .

Ход расследований

Первая реакция

Разрушение башен ВТЦ оказалось сюрпризом для строительных инженеров. «До 11 сентября, - писал журнал New Civil Engineer , - мы совершенно искренне не могли предположить, что строение такого масштаба может постигнуть подобная судьба» . Несмотря на то, что повреждения от ударов самолетов были весьма серьёзны, они затронули всего несколько этажей каждого здания. Для инженеров стало вызовом выяснить, каким образом подобные локальные повреждения стали причиной полного прогрессирующего коллапса трех, одних из самых больших в мире, зданий . В интервью каналу BBC , данном в октябре 2001 года , английский архитектор Боб Халворсон вполне удачно предсказал, что последуют многочисленные «дебаты, о том мог ли Всемирный торговый центр обрушиться таким образом, как он это сделал.» В полный анализ должны войти архитектурные и конструкторские планы ВТЦ, показания свидетелей, видеозаписи разрушения, данные исследования обломков, и т. д. Подчеркивая сложность этой задачи, Халворсон сказал, что разрушение башен ВТЦ находится «далеко за гранью обычного опыта» .

Авторитетность исследований

Сразу после катастрофы возникла ситуация неопределенности в том, кто имеет достаточный авторитет для проведения официального расследования. В противоположность той практике, которая существует при расследовании авиакатастроф , ясных процедур расследования обрушения зданий просто не существовало .

Через небольшое время после катастрофы на базе Института Строительных Инженеров (англ. Structural Engineers Institute (SEI)) Американского Сообщества Гражданских Инженеров (англ. American Society of Civil Engineers ASCE), была создана рабочая группа, куда также были привлечены специалисты Американского Института Стальных Конструкций (англ. American Institute of Steel Construction ), Американского Института Бетона (англ. American Concrete Institute ), Национальной Ассоциации Противопожарной Защиты и Сообщества Инженеров Противопожарной Защиты (англ. Society of Fire Protection Engineers ) . ASCE также пригласило присоединиться к работе этой группы Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA), которая позже получила совместное управление ASCE-FEMA . Это расследование впоследствии критиковалось американскими инженерами и юристами , тем не менее авторитет вышеупомянутых организаций был достаточен для ведения расследования и для обеспечения доступа на место катастрофы для экспертов группы. Одним из наиболее острых моментов расследования стало то, что расчистка места катастрофы фактически привела к уничтожению оставшихся компонентов здания . Действительно, когда NIST опубликовал свой финальный отчет, в нем была отмечена «нехватка физических свидетельств», которая стала одной из основных проблем расследования. Только доли процента останков здания остались доступными для расследования после окончания работ по расчистке, всего удалось собрать 236 отдельных стальных фрагментов .

FEMA опубликовало свой отчет в мае 2002 года . Несмотря на то, что NIST уже декларировал свою вовлечённость в расследование в августе того же года, в октябре 2002 года под нарастающим давлением общественности, требовавшей проведения более детального расследования, Конгресс принял билль о создании новой группы под управлением NIST, которая опубликовала свой отчет в сентябре 2005 года .

Теория FEMA «стопка блинов»

В своих ранних расследованиях FEMA разработало теорию, объясняющую коллапс башен ВТЦ, названную «теорией стопки блинов» (англ. pancake theory ). Эта теория защищалась Томасом Ига и широко освещалась телекомпанией PBS . Согласно этой теории произошло разрушение соединения между поддерживающими пол перемычками и колоннами здания, в результате чего пол провалился этажом ниже, создав для его конструкции нагрузки, на которые тот не был рассчитан . Некоторые отдельные публикации предлагали другие наборы факторов, вызвавших коллапс башен, но в целом большинство приняло эту теорию .

Основным ключевым фактором в данной теории оставались пожары. Томас Ига, профессор материаловедения MIT , описывал пожары как «наиболее непонятную часть коллапса башен ВТЦ» . Несмотря на то, что первоначально считалось, что пожары «расплавили» стальные конструкции, Ига заявил, что «температура пожаров в башнях ВТЦ была необычно большой, но всё же определенно недостаточной для того, чтобы вызвать расплавление или серьёзное размягчение стали». Возгорание авиационного керосина как правило приводит к обширным пожарам, но эти пожары не имеют очень высокой температуры. Это привело Ига, FEMA и других исследователей к мнению, что существовала слабая точка, и этой точкой были названы крепления пола к несущим конструкциям здания. Из-за пожара эти крепления ослабли и, когда они разрушились под весом пола, начался коллапс . С другой стороны, отчёт NIST полностью и недвусмысленно заявляет о том, что эти крепления не были разрушены. Мало того, именно их прочность и явилась одной из основных причин обрушения, поскольку через них на периферийные колонны было передано усилие, согнувшее колонны внутрь.

При температурах выше 400-500 °C происходит резкое снижение предела прочности и предела пластичности (в 3-4 раза), при 600 °C они близки к нулю и несущая способность стали исчерпывается .

Отчёт NIST

Организация исследования

В результате нарастающего давления со стороны экспертов, лидеров строительной индустрии и членов семей погибших, возникшего после опубликования отчета FEMA, Национальный Институт Стандартов и Технологии (NIST) Департамента Коммерции провел трёхлетнее расследование причин разрушения и коллапса башен ВТЦ, стоившее 24 миллиона долларов . Исследование включало в себя серию экспериментов, кроме того, в него были вовлечены ведущие специалисты многих сторонних организаций:

  • Structural Engineering Institute of the American Society of Civil Engineers (SEI/ASCE)
  • Society of Fire Protection Engineers (SFPE)
  • National Fire Protection Association (NFPA)
  • American Institute of Steel Construction (AISC)
  • Council on Tall Buildings and Urban Habitat (CTBUH)
  • Structural Engineers Association of New York (SEANY)

Область исследования и ее ограничения

Область исследования NIST была ограничена изучением вопроса о «последовательности событий от момента попадания самолета до начала обрушения каждой башни», а также включала в себя «небольшой анализ структурного поведения конструкции башни после того, как были достигнуты условия ее разрушения, и коллапс стал неизбежен» . Так же, как и многие другие инженеры, занимавшиеся этим вопросом, эксперты NIST сосредоточились на попаданиях самолетов в башни, моделируя эффекты попаданий, такие как разрушение конструкций, распространение огня и т. д. с очень высокой степенью подробности. NIST разработал несколько очень высокодетализированных моделей различных компонентов здания, таких как поддерживающие пол перемычки, кроме того, были смоделированы здания целиком, но уже с меньшим уровнем детализации. Эти модели были статическими, или квазистатическими, включали в себя моделирование деформаций, но не включали в себя моделирования движения структурных элементов после их рассоединения друг с другом. Таким образом, модели NIST полезны для выяснения причин начала коллапса башен, но не дают возможности смоделировать сам коллапс.

Параллельные расследования

В 2003 году три инженера Университета Эдинбурга опубликовали доклад, в котором предполагалось, что одного только действия пожаров, даже без учета разрушительного действия ударов самолетов, было достаточно для полного разрушения башен ВТЦ. По их мнению, конструкция башен делала их исключительно уязвимыми для обширных пожаров, охватывающих сразу несколько этажей Когда вышел отчет NIST, Барбара Лейн и английская инженерная компания Arup критиковали содержащееся в нем заключение, что разрушения, вызванные попаданием самолётов, стали необходимым фактором для начала разрушения зданий .

Критика

Некоторые инженеры предлагали свое понимание механизма коллапса башен, разрабатывая анимированные последовательности разрушения, основанные на динамических компьютерных моделях, и сравнивая получившиеся результаты с видеосъемками с места катастрофы. В октябре 2005 года журнал New Civil Engineer относительно компьютерной модели, созданной NIST. В ответ NIST привлек Колина Бейли из Университета Манчестера и Робера Планка из Университета Шеффилда, для того, чтобы они создали компьютерную визуализацию, необходимую для работ по коррекции моделей коллапса башен, и приведение этих моделей в полное соответствие с наблюдаемыми событиями .

Другие здания

Части внешней стены северной башни напротив останков здания 6 WTC, получившего очень серьёзные повреждения в результате падения северной башни. В правом верхнем углу останки здания 7 WTC.

11 сентября 2001 года был разрушен весь комплекс зданий Всемирного торгового центра и маленькая православная греческая церковь Св. Николая , стоявшая на Либерти-стрит напротив южной башни ВТЦ. Кроме того, в той или иной степени пострадали многие окружающие комплекс здания.

Последствия

Расчистка места катастрофы

Огромная гора обломков на месте ВТЦ продолжала гореть и тлеть еще в течение трех месяцев, попытки справиться с огнем не имели успеха до тех пор, пока не было вывезено значительное количество обломков и мусора . Расчистка стала весьма масштабной операцией, координацией которой занимался Строительный Департамент (DDC). Предварительный план расчистки был подготовлен еще 22 сентября, компанией Controlled Demolition Inc. (CDI) из Феникса. Марк Лозо, президент CDI, особенно подчеркивал важность защиты глиняной стены (или «ванны»), которая предохраняла фундамент ВТЦ от затопления водами Гудзона . Расчистка велась круглосуточно, с привлечением большого количества подрядчиков, и обошлась в сотни миллионов долларов . В начале ноября, после того как была убрана примерно треть мусора, правительство города стало сокращать участие в расчистке полицейских и пожарных, занимавшихся поиском останков погибших, и перенесло приоритеты на вывоз мусора. Это вызвало возражения пожарных . По состоянию на 2007 год продолжался снос некоторых окружающих ВТЦ зданий, на фоне строительства замены ВТЦ, мемориального комплекса и «Башни Свободы» (Freedom Tower).

Версии контролируемого сноса

Существует версия, что башни ВТЦ могли быть разрушены в результате спланированного контролируемого сноса, а не в результате попадания самолетов. Эта теория была отвергнута NIST, который пришел к заключению, что в процессе обрушения башен не было участия взрывчатых веществ . NIST заявил, что он не выполнял тесты для поиска остатков взрывоопасных веществ в любом роде в обломков ввиду того, что в этом не было необходимости:

12. Did the NIST investigation look for evidence of the WTC towers being brought down by controlled demolition? Was the steel tested for explosives or thermite residues? The combination of thermite and sulfur (called thermate) "slices through steel like a hot knife through butter."

NIST did not test for the residue of these compounds in the steel.

The responses to questions number 2, 4, 5 and 11 demonstrate why NIST concluded that there were no explosives or controlled demolition involved in the collapses of the WTC towers.

В отчёте 2008 года NIST также проанализировал гипотезу взрыва в башне 7 WTC и пришёл к выводу, что взрыв не мог вызвать наблюдаемых последствий. В частности, наименьшее количество взрывчатки, которое смогло бы разрушить колонну 79, вызвало бы шум в 130-140 децибел на расстоянии 1 км от 7 WTC, но такой шум не был замечен ни звукозаписывающей аппаратурой, ни свидетелями . Данная теория стала заметной частью большинства всех «теорий заговора», возникших в результате событий 11 сентября .

Примечания

  1. Relatives gather at ground zero to mark 9/11 , The Associated Press / MSNBC (September 9, 2007). Проверено 3 ноября 2007.
  2. PartIIC - WTC 7 Collapse (pdf). NIST Response to the World Trade Center Disaster . National Institute of Standards and Technology (April 5, 2005). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 1 ноября 2006.
  3. Hamburger, Ronald, et al (pdf). Federal Emergency Management Agency. Архивировано
  4. Snell, Jack, S. Shyam Sunder NIST Response to the World Trade Center Disaster (pdf). National Institute of Standards and Technology (November 12, 2002). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 27 июля 2006.
  5. Chapter 1 // . - NIST. - P. p. 6.
  6. National Construction Safety Team Final Report on the Collapse of the World Trade Center Towers . - NIST.
  7. Barrett, Devlin Steel type in WTC met standards, group says . The Boston Globe . Associated Press (2003). Проверено 2 мая 2006.
  8. Glanz, James and Eric Lipton . The Height of Ambition (англ.) , The New York Times (8 September 2002).
  9. Adam Long . PILOT LOST IN FOG; SCENE OF PLANE CRASH LAST NIGHT AIRPLANE CRASHES INTO SKYSCRAPER Ceiling Reduced by Fog (англ.) , The New York Times (24 May 1946).
  10. (pdf). NIST NCSTAR 1-1 Pages 70-71 Архивировано
  11. Leslie E. Robertson. Reflections on the World Trade Center (англ.) // The Bridge . - National Academy of Engineering, 2002. - Т. 32. - № 1. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2010.
  12. Fahim Sadek. NIST NCSTAR 1-2. Baseline Structural Performance and Aircraft Impact Damage Analysis of the World Trade Center Towers (англ.) . - NIST , September 2005. - С. 3-5, 308.
  13. Nalder, Eric . (англ.) , The Seattle Times (27-02-1993).
  14. Ronald Hamburger, et al. World Trade Center Building Performance Study . - Federal Emergency Management Agency . - С. 1-17.
  15. NIST’s Working Hypothesis for Collapse of the WTC Towers (Appendix Q) . NIST (June 2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 21 декабря 2007.
  16. NIST was informed by the Port Authority that the documents cited were destroyed in the collapse of WTC 1 and the WTC owners documents held in WTC 7 were also lost.
  17. Lew, H.S.; Richard W. Bukowski and Nicholas J. Carino Design, Construction and Maintenance of Structural and Life Safety (pdf). NIST NCSTAR 1-1 Page 71 . National Institutes of Standards and Technology (2006). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 15 октября 2007.
  18. Jane"s All the World"s Aircraft Boeing 767 . Jane"s (2001). Проверено 19 августа 2007.
  19. Field, Andy A Look Inside a Radical New Theory of the WTC Collapse . Fire/Rescue News (2004). Проверено 28 июля 2006.
  20. Gross, John L., Therese P. McAllister Structural Fire Response and Probable Collapse Sequence of the World Trade Center Towers (pdf). Federal Building and Fire Safety Investigation of the World Trade Center Disaster NIST NCSTAR 1-6 Архивировано
  21. Wilkinson, Tim World Trade Center - Some Engineering Aspects (2006). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  22. Lawson, J. Randall, Robert L. Vettori. NIST NCSTAR 1-8 - The Emergency Response P. 37. NIST (сентябрь 2005). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012.
  23. McKinsey Report - Emergency Medical Service response . FDNY / McKinsey & Company (August 9, 2002). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 12 июля 2007.
  24. McKinsey Report - NYPD (August 19, 2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 10 июля 2007.
  25. NY Firefighters attack Giuliani. BBC News, July 12, 2007 http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/6294198.stm
  26. Bažant, Zdeněk P.; Yong Zhou (2002-01-01). «Why Did the World Trade Center Collapse?-Simple Analysis ». J Engrg Mech 128 (1): pp. 2-6. DOI :0.1061/(ASCE)0733-9399(2002)128:1(2) . Проверено 2007-08-23.
  27. Bažant, Zdeněk P.; Mathieu Verdure (March 2007). «Mechanics of Progressive Collapse: Learning from World Trade Center and Building Demolitions ». J. Engrg. Mech. 133 (3): pp. 308-319. DOI :10.1061/(ASCE)0733-9399(2007)133:3(308) . Проверено 2007-08-22.
  28. Cherepanov, G.P. (September 2006). «Mechanics of the WTC collapse». Int J Fract (Springer Netherlands) 141 (1-2): 287-289. DOI :10.1007/s10704-006-0081-8 . Проверено 2007-10-07.
  29. Hayden, Peter WTC: This Is Their Story . Firehouse Magazine (April 2002).(недоступная ссылка - история )
  30. Observations, findings and Recommendations (pdf). World Trade Center Building Performance Study, (Chapter 8.2.5.1) . Federal Emergency Management Agency. Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  31. Barnett, J.R.; R.R. Biederman, R.D. Sisson Jr. An Initial Microstructural Analysis of A36 Steel from WTC Building 7 . Feature: Letter . The Journal of Materials (2001). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 12 мая 2006.
  32. Key Findings of NIST’s June 2004 Progress Report on the Federal Building and Fire Safety Investigation of the World Trade Center Disaster . Fact sheets from NIST . National Institute of Standards and Technology (2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  33. Interim Report on WTC 7 (pdf). Appendix L . National Institute of Standards and Technology (2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  34. NIST Releases Final WTC 7 Investigation Report . National Institute of Standards and Technology (20 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 августа 2009.
  35. Robert MacNeill, Steven Kirkpatrick, Brian Peterson, Robert Bocchieri. Global Structural Analysis of the Response of World Trade Center Building 7 to Fires and Debris Impact Damage (англ.) . - November 2008. - С. 119-120.
  36. Questions and Answers about the NIST WTC 7 Investigation (англ.) . National Institute of Standards and Technology (21 April 2009). Архивировано из первоисточника 1 марта 2010.
  37. Barrett Wayne Grand Illusion: The Untold Story of Rudy Giuliani and 9/11 . - Harper Collins. - ISBN 0-06-053660-8
  38. Replying to Giuliani
  39. Oliver, Anthony Lasting lessons of WTC . New Civil Engineer (June 30, 2005).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.
  40. Whitehouse, David WTC collapse forces skyscraper rethink . BBC News (2001). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  41. Snell, Jack. «The Proposed National Construction Safety Team Act.» NIST Building and Fire Research Laboratory. 2002.
  42. Experts Debate Future of the Skyscraper in Wake of Disaster, Engineering News-Record (September 24, 2001).
  43. Glanz, James and Eric Lipton. «Nation Challenged: The Towers; Experts Urging Broader Inquiry In Towers" Fall». New York Times December 25,
  44. Dwyer, Jim. «Investigating 9/11: An Unimaginable Calamity, Still Largely Unexamined». New York Times . September 11,
  45. NIST. «NIST’s Responsibilities Under the National Construction Safety Team Act»
  46. Thomas Eagar. The Collapse: An Engineer’s Perspective . NOVA (2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.
  47. Eagar, Thomas W.; Christopher Musso (2001). Why Did the World Trade Center Collapse? Science, Engineering, and Speculation. JOM, 53 (12). The Minerals, Metals & Materials Society. Retrieved on 2006-05-02.
  48. Clifton, G. Charles Collapse of the World Trade Centre Towers (pdf) (2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.

15 лет назад случился самый кровавый и чудовищный теракт в истории человечества. Два самолёта врезались в башни Всемирного Торгового центра.

За это время мир стал только опаснее, а ублюдки продолжают убивать невинных людей. Но жизнь - продолжается.

Вместо двух разрушенных башен-близнецов построили несколько новых небоскрёбов под тем же названием World Trade Center и открыли мемориал погибшим.

1 Самое высокое из комплекса зданий, WTC 1 или “Башня Свободы”, было открыто в 2014 году.

2 Чтобы попасть внутрь, нужно знать кого-то из сотрудников. Меня туда провёл Дима newyorkrealty , работающий риэлтором в Нью-Йорке. Но иметь знакомых мало, предстоит зарегистрироваться и пройти проверку, как в аэропорту: отправить вещи на рентген-сканер, а самому пройти через рамку металлоискателя. После этого вам вызовут лифт, на котором можно подняться только на несколько разрешённых этажей. Лифта даже два: первый идёт с 1 по 45 этаж, второй с 46 по 90-й.

3 Шестьдесят четвёртый этаж - обзорная площадка.

4 Сколько раз был в Нью-Йорке, ни разу не поднимался на туристические смотровые. Бесполезная трата денег. Самостоятельно можно посмотреть на не менее захватывающий вид, но более оригинальный. В данном случае, увы, мешает стекло, но однажды мы забрались на крышу свежепостроенного 80-этажного небоскрёба, и вот там была красотища!

5 Двадцатью этажами выше расположился сам коворкинг Общественное пространство занимает один этаж, ещё на двух разместились переговорные, мини-офисы и столовая для арендаторов.

6 Внешне он не очень отличается от обычного офиса, разница только в том, что здесь почти нет закреплённых мест. Люди приходят и уходят, когда им нужно. Но и вещички свои, в этом случае, нужно таскать с собой.

7 Если не можете работать без любимой кружки, коврика для ног и фотографии собаки - “горячий стол” не для вас. Не закреплённое место, когда занимаешь любой свободный стол, стоит 450 долларов в месяц.

8 В сети участвует 155 коворкингов, и членство даёт возможность работать в любом из них. Только в Нью-Йорке четыре локации. Ещё в США есть в Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско, но главное, что такие же коворкинги есть в десятках стран мира: хочешь поработать из Австралии? Пожалуйста, есть офисы в Сиднее и Мельбурне.

9 Путешествуешь в Китае и срочно нужен офис? Ищи ближайший в Пекине, Гонконге, Шанхае или Гуанчжоу. Занесла нелёгкая в Ливан? Даже в Бейруте есть один. В России и Украине - увы, пока офисы не открыли.

10 Каждый работник офиса мечтает освободиться от “рабства” и стать фрилансером. Каждый фрилансер рано или поздно понимает, что работать в офисе эффективнее. Так и появились коворкинги, которые сегодня растут, как грибы, причём во всём мире.

11 Сюда можно приходить работать только ради такого вида!

12 Если вас возбуждает урбанистика и высокие узкие башни, виды из окна дадут +10 к работоспособности!

13 Когда смотришь на Нью-Йорк сверху, это действительно мотивирует.

14 На месте башен-близнецов теперь разбит мемориальный парк с двумя бассейнами (на фото виден один), повторяющими контуры зданий.

15 Бруклинский и Манхэттенский мосты.

16 Внизу бурлит привычная нью-йоркская жизнь.

17 Кондиционеры на крыше - отличный способ не уродовать фасады зданий.

18 Статуя Свободы - как на ладони!

19 Мост Веррацано, один из самых больших в мире висячих мостов.

20 Отдохнуть от работы резиденты коворкинга могут за партией в настольные игры, пинг понг или в шаффлборд.

21 Это такая разновидность настольного кёрлинга, игровую доску нужно посыпать солью, чтобы шайба лучше скользила.

22 Никогда раньше такого не видел!

23

24

25

За экскурсию большое спасибо Диме

Прошло 16 лет с момента страшного падения башен-близнецов в Америке, произошедшего 11 сентября 2001 года. Но воспоминания того дня все еще преследуют миллионы американцев. Судьбы многих людей были изменены навсегда.

Сколько человек погибло?

Помимо граждан Америки в число погибших попали и представители других стран. Среди умерших было 96 граждан из бывшего Советского Союза. По завершении поисково-спасательных операций специалистами было констатировано, что на месте падения зданий было обнаружено примерно 10 000 фрагментов человеческих костей и тканей, что значительно увеличивает показатели изначальной статистики происшествия. Фрагменты были найдены и значительно позже, в 2006 году, когда реконструировался "Дойче-банк". Средний возраст погибших составил 40 лет.

Ход событий

9 сентября террористы захватили четыре самолета и смогли направить два из них в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а один сориентировать на Пентагон. Оставшийся самолет потерпел крушение в Пенсильвании, после того как пассажиры смогли одолеть угонщиков.

День, который начинался с ясного голубого неба, закончился массой извилистой тлеющей гари от искореженного металла, где когда-то стояли огромные строения торгового центра. В результате этого происшествия погибло 2977 человек.

Народная память

Трагедия 11 сентября произошла почти два десятилетия назад. Четверть американцев слишком молоды, чтобы помнить об этом будоражащем событии. «У меня трое детей, которые вообще не помнят о происшествии, так как еще не родились. Но мы, конечно, не хотим забывать, даже когда мы живем и сталкиваемся с новыми вызовами», — говорит один из американцев.

Таким образом, в память того дня здесь висит 23 изображения, которые служат напоминанием того, что не должен забывать ни один американец. Трагедия приобрела огромные масштабы. Свидетели случившегося могут поведать многое.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра были символами для жителей Нью-Йорка. На протяжении десятилетий люди поднимали глаза на них, и сооружения были незыблемыми. Это было обнадеживающее зрелище. По воспоминаниям американца, он много раз посещал башни и много раз смотрел на них. Утром 11 сентября он только что закончил голосование в Бруклине, когда поднял глаза и увидел, что одна из башен горит. Всего несколько минут спустя второй самолет врезался в другую башню. Что-то было не так.

Когда президенту Джорджу Бушу сообщили о трагическом происшествии, в это время он находился на школьном мероприятии. Выражение на его лице, запечатленное на фотоснимке, выражает практически все эмоции. На тот момент никто из членов правительства не знал, какие серьезные последствия нес этот теракт для страны.

Крупный пожар

Воздействие двух огневых струй было разрушительным. Оно сломало стальную конструкцию башен и способствовало возгоранию пожаров, которые в конечном итоге привели к разрушению зданий. Боевые самолеты вышли в небо. Каждому невоенному полёту в воздушном пространстве США было приказано приземлиться.

Тысячи людей оказались в настоящей ловушке на верхних этажах башен. Многие погибли мгновенно, когда самолеты врезались в строения, и еще больше людей умерло, когда вспыхнули пожары и башни начали рушиться. Некоторые граждане выпрыгивали из окон, чтобы избежать пожара и дыма. Всего в башнях погибло 2606 человек.

Погода стояла чудесная, небо было ярко-синим. Ветер нес массивный шлейф дыма над городом и гаванью Нью-Йорка. «Манхэттен выглядел так, как будто в нем взорвалось 10 мегатонн», — писал позже британский писатель Мартин Амис.

Ужасный исход

Структура башен была настолько повреждена, что их крах был неизбежным следствием удара. В то время, однако, никто не ожидал такого ужасного исхода. Люди на улицах вокруг Всемирного торгового центра бежали в панике. Здания стали оседать одно за другим и наполнять улицы щебнем и пылью.

Пожары горели часами и тлели в течение нескольких дней в массе извилистой стали и щебня. Нижний Манхэттен, ниже 14-й улицы, позднее будет закрыт для движения, не участвующего в спасательных работах.

Район вокруг Всемирного торгового центра был сценой полного опустошения. В воздухе висел дым и пыль. Было уничтожено бесчисленное количество автомобилей, грузовиков и спасательных машин.

Разрушенная конструкция башен

Ощущение трагедии витало повсюду. Департамент пожарной охраны в Нью-Йорке потерял своего капеллана, преподобного Михаила, который был убит падением обломков.

Мало чего осталось от элегантных фасадов Twin Towers, которые японский архитектор Минору Ямасаки спроектировал с включением узких оконных проемов и парящих арок.

Две 110-этажные башни, возвышающиеся над городом, были сжаты до искореженной массы расплавленного металла. Сварщики провели месяцы, отрезая сталь, чтобы можно было разобрать поврежденную конструкцию.

Спасательные работы

Служащие подразделения пожарной охраны Нью-Йорка бросились на место происшествия и понесли невероятно высокие потери среди своих работников, пытаясь спасти людей из горящих башен. В результате 343 члена бригады погибли в ходе операции по тушению. Сильные мужчины не выдерживали, по их щеками то и дело стекали слезы.

В последующие дни спасатели прибыли в Нью-Йорк из соседних городов и штатов. Вид тел в обломках приводил в неописуемый ужас. Контрастирующим знаком несгибаемости стал момент, когда над местом трагедии были подняты американские флаги.

Близкие люди выложили фотографии пропавших друзей и членов семьи в отчаянной надежде, что они могут оказаться живыми.

Трагедия сплотила всех

Город, сплоченный воедино, — это то, чего многие американцы никогда не видели. Горожане выстроились на улицах, чтобы подбодрить Национальную гвардию и спасателей, когда те прибыли в Манхэттен с целью выполнения миссии, которая стала известна как Ground Zero.

Американцы были охвачены жаждой отмщения. Вскоре национальные войска были дислоцированы в Афганистане.

Эти нападения не ограничились только Нью-Йорком. Пентагон также получил мощный удар, в результате которого погибло 125 человек.

Вид Пентагона был также ужасающим, но само здание военного штаба не обрушилось.

Новая башня поднялась на Ground Zero вместе с мемориалом. Это вызвало у многих американцев чувство гордости в момент его открытия. Но этого недостаточно, чтобы заставить людей забыть этот страшный день, в который было оборвано множество жизней. Сама Америка в этот момент в корне изменилась.

Новая архитектура нижнего Манхэттена гордо возвышается над Нью-Йорком. Вот знаменитый Окулус, откуда еще раз можно взглянуть на бескрайнее пространство города сверху.

Памятный мемориал

В знак памяти об огромных потерях при терактах 2001 года в Нью-Йорке был открыт музей, экспозиция которого неустанно расширяется. По сообщениям СМИ Америки, мемориал посетило более 900 тысяч человек.

Здесь можно увидеть фрагменты каркаса небоскребов из стали, искореженную машину пожарных, которая участвовала в ликвидации огня, множество фотографий с изображением погибших в тот злополучный день и потрясающие видеоролики.

Также зрители могут лицезреть куртку бойца, принимавшего участие в ликвидации крупнейшего террориста Усамы бен Ладена, и символическую монету, которая принадлежала сотруднику ЦРУ, выследившему опасного террориста.

Экспонаты, представленные в мемориале, предоставляют гражданам возможность отдать дань почтения смелости множества людей, которые пожертвовали для своей страны жизнями.

11 сентября 2001 года в США осуществили серию терактов,которые повлекли за собой гибель 2977 человек. По официальной версии, разрушительные атаки были осуществлены членами группировки «Аль-Каида»*, однако есть факты способные опровергнуть общепринятую точку зрения.

Быстрая версия

Официальная версия произошедшего такова. Рано утром 11 сентября 2001 года четыре пассажирских «Боинга» были захвачены в воздухе арабскими террористами. Угонщики были вооружены лишь канцелярскими ножами и газовыми баллончиками. Два воздушных судна атаковали башни-близнецы Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена, третий самолет был направлен в здание Пентагона, четвертый не долетел до Капитолия и рухнул посреди поля в штате Пенсильвания.

Эта версия сформировалась буквально через несколько дней после трагедии и американское правительство больше ее не меняло. Подобные скоропалительные заключения наводят на мысль, что в Вашингтоне к этому готовились заранее.

Мы уже сталкивались с ситуацией, когда в Белом доме "точно знали", что Саддам Хусейн разрабатывает оружие массового уничтожения, Муаммар Каддафи спонсирует международный терроризм, а Башар Асад использует химоружие.

Ни одно из этих обвинений так и не подтвердилось. Однако эти подозрения стали предлогом для санкционированного властями США применения вооруженных сил в Ираке, Ливии и Сирии. Ожидаемо, что после событий 11 сентября американцы активизировали военные действия в Афганистане.

Сразу после взрывов глава «Аль Каиды»* Усама бен Ладен заявил о своей непричастности к терактам. Необычное поведение для человека, который всегда с удовольствием брал на себя ответственность за террористические атаки, который совершались при его участии. Позднее бен Ладен все же признался в причастности к событиям 11 сентября, однако, как утверждают некоторые, это было лицо только похожее на лидера «Аль Каиды»*.

Странные разрушения

Наверное, не все знают, что при атаке на Нью-Йорк обрушилось три здания Всемирного торгового центра (ВТЦ). Кроме известных всем башен-близнецов №1 и №2 был еще и небоскреб №7. Правительственная комиссия, созданная для расследования событий 11 сентября, предпочла об этом факте умолчать. Дом под номером 7 – это 47-этажная высотка, заметно уступающая своим собратьям-близнецам в росте.

В ней, в частности, располагалось нью-йоркское отделение штаб-квартиры ЦРУ. Это здание избежало попадания самолета, однако к 5 часам вечера рухнуло по той же схеме, что и башни-близнецы.

По заявлению властей, причиной обрушения здания были горящие фрагменты, упавшие на него с рушившихся небоскребов, а также последовавший за этим пожар. Однако гораздо ближе к башням были здания ВТЦ под номерами 3, 4, 5 и 6, и все они уцелели. Может у падения 7-го дома была другая причина?

Что касается башен-близнецов, то исследователей по-прежнему волнует любопытный вопрос: почему обрушились не только верхние этажи здания, но и нижние? Официальная версия неумолима: при разрушении здания верхушка увлекла за собой и его остальную часть.

Однако и тут возникает неувязка. Части конструкции башни падали не в разные стороны, а сложились прямиком под основание, словно карточный домик.

Проектировщики ВТЦ все как один заявляют, что при возведении высоток учитывалось возможное попадание в них самолета, как это бывает со всеми небоскребами. Если катастрофический сценарий все же происходит, то, по их словам, он не может привести к разрушительным последствиям такого масштаба.

На кадрах катастрофы хорошо видно, что самолеты совершенно по-разному врезаются в здания: в северную башню лайнер «вошел» прямо по центру, в южную – под острым углом, обрубив край высотки. При этом разрушение башен было на удивление единообразным и симметричным, как при подготовленном взрыве. А далее происходит странное: первой рушится менее пострадавшая от взрыва южная башня, и лишь через полчаса падает северная, где последствия катастрофы должны были быть более впечатляющими.

Специалисты проанализировали видео крушения башен и практически единодушно заявили, что именно так происходит промышленный снос зданий. И действительно, если внимательно просмотреть замедленную съемку катастрофы, то видно как по всей высоте здания на равных расстояниях пробегают взрывные волны – как если бы детонировал заранее заложенный заряд.

Вот еще два факта, которые заставят задуматься. Незадолго до теракта этажи, в которые впоследствии влетели самолеты, закрыли на ремонт. А за несколько недель до трагедии владелец башен-близнецов Ларри Силь­верс­тайн застраховал их на 3 млрд. долларов, причем страховка от террористических атак была прописана отдельным пунктом.

Избирательный пожар

Если верить официальным выводам, то в чудовищном по силе пожаре расплавились сотни тысяч тонн стальных конструкций, а сотни тонн бетона были стерты в пыль.

Возможно ли такое, чтобы воспламенившийся авиационный керосин, температура горения которого меньше 1000°C заставил «дрогнуть» закаленную сталь, которая плавится не меньше чем при 2000°C. При этом произошла критическая потеря прочности сразу 50 массивных несущих балок, что возможно только в том случае, если топливо равномерно разлилось по все площади этажа.

В результате взрывов от пассажиров обоих «Боингов» остались обугленные и не поддающиеся опознанию частицы тел. Между тем, паспорт Мохаммеда Атты, одного из угонщиков самолета, ставший одной из главных улик свидетельствовавшей в пользу вины «Аль Каиды»*, оказался абсолютно невредимым. Согласно данным комиссии, документ чудом пережил мощный взрыв, выпал из самолета и благополучно приземлился около здания.

Правительство США так торопилось прийти к нужному заключению, что даже не собиралось обращать внимание на подобные казусы. Дальше – больше.

Следственная комиссия заявила об опознании части пассажиров и членов экипажей самолетов по «остаткам ДНК». И это после того, как пожар фактически целиком уничтожил корпус лайнера, изготовленного из устойчивого к высоким температурам авиационного алюминия.

Любопытно, что несмотря на сохранившиеся фантастическим образом «остатки ДНК», черные ящики были признаны полностью уничтоженными пожаром. Глядя на это, только и останется уверовать, что огонь действовал избирательно, совершенно не руководствуясь законами физического мира.

Без следов

Третий угнанный «Боинг», выполнявший рейс №77 компании American Airlines, согласно официальным данным врезался в здание Пентагона. Чтобы нанести наиболее чувствительный урон постройке и людям, террористы направили лайнер по максимально низкой траектории. Известно, что высота «Боинга 757» составляет 13 метров, Пентагона – 24 метра.

Исходя из этого, заключительные километры полета лайнера должны были проходить на высоте всего нескольких метров над землей, что является практически невыполнимым заданием для пилотов, только что закончивших экспресс-курсы.

Более того, подобный маневр был абсолютно неоправдан, так как, по мнению многих специалистов, не привел бы к такому ущербу, как при падении под углом. Промахнуться в таком случае было бы сложно даже неопытному пилоту, учитывая внушительную площадь Пентагона – 117 363 кв.м. Получается, что террористы, тщательно планировавшие теракт, выбирали более сложный и менее эффективный путь.

Однако главный казус впереди. Независимых исследователей изучавших фотографии катастрофы насторожил тот факт, что «Боинг» при ударе о здание не оставил следов от крыльев. Не было обнаружено их обломков и рядом. Более того, и внутри разрушенного участка здания отсутствовали всякие намеки на фрагменты самолета. Согласно официальным выводам, все они были уничтожены мощными взрывом и пожаром, что очень сомнительно.

Все перечисленные факты наводят на мысль о другой причине разрушений в Пентагоне – спланированном взрыве. Но если допустить, что Боинг 757 в Пентагон не врезался, куда тогда исчезла сама машина с пассажирами и экипажем этого злополучного рейса?

Что касается четвертого «Боинга», который не долетел до Капитолия и упал в полях Пенсильвании, то к нему меньше всего вопросов. Однако несостыковки все же есть. Власти утверждают, что причиной гибели людей был удар о землю, но обнаружить сколь-нибудь значительное число фрагментов самолета на предполагаемом месте падения не удалось. Очевидцы говорят, что обломки были разбросаны на многие километры. По предположению исследователей, не разделяющих официальную точку зрения, лайнер мог быть подбит еще в воздухе ракетой, пущенной с истребителя.

Официальная версия гласит: пассажиры, связавшись по мобильным телефонам с родными, узнали о том, что два самолета уже врезались в здания на Манхэттене и решили воспрепятствовать планам угонщиков. Именно в результате завязавшейся на борту борьбы самолет сбился с курса и ушел в крутое пике. Однако специалисты утверждают, что возможность пользоваться сотовой связью в полете появилась лишь с 2005 года.

Избежать разночтений

В этой истории настораживает все, в том числе и поведение высших американских должностных лиц. Так, президент Джордж Буш долго игнорировал приглашение выступить перед Конгрессом, но когда согласился на встречу, выставил на первый взгляд неподдающиеся логическому объяснению условия. Он настаивал на ограничении беседы по времени – не более часа и обязательном приглашении на мероприятие вице-президента Дика Чейни. По требованию главы Белого дома от комиссии, расследовавшей трагедию, должны были присутствовать только два человека.

После длительных прений все же удалось согласовать участие 10 членов комиссии и снять ограничение по времени. Все ожидали во время встречи услышать от президента исчерпывающую, а главное достоверную информацию о случившемся, но все оказалось куда сложнее. Буш не разрешил производить видеосъемку, аудиозапись и даже стенографировать встречу. Кроме того, Буш и Чейни отказались давать присягу, которая могла бы заверить слушателей в правдивости сказанного.

В апреле 2004 года выступление, наконец, состоялось. Однако и по сей день неизвестно, что Буш и Чейни наговорили конгрессменам. Многие обращают внимание на абсурдность данной ситуации. Она выглядит так, если бы один свидетель соглашался выступать в суде только в присутствии другого свидетеля. Зачем это нужно? Вероятно для того, чтобы избежать несогласованности в дачи показаний.

В мире с каждым годом крепнет убеждение, что теракты были спланированы спецслужбами США, чтобы оправдать действия американских военных на Ближнем Востоке. Но окончательные выводы делать преждевременно. Пока можно с уверенностью сказать лишь следующее: если власти США и не устроили теракты сами, то они, по крайней мере, не помешали их спланировать.

*Аль-Каида - террористическая группировка, запрещена на территории РФ

1946 год. Китай ожидает новую гражданскую войну. Япония до сих пор не может прийти в себя после страшной атомной атаки. Европа поглощена руинами. А все прекрасно: доллар признали международной валютой, происходит и Международного Банка, начинается строительство новых зданий. США рассчитывает, что в скором времени они станут могущественной державой и «подожмут» под себя весь мир.

В этом же году сильные мира сего, а именно руководство Нью-Йорка, выступают с предложением построить в Нижнем Манхэттене ВТЦ - Всемирный 1. Они предполагают, что послевоенные страны начнут вести международную торговлю. Но этому могла помешать холодная война: русские с сильнейшей в мире сухопутной армией обзаводятся атомной бомбой, бросают ледяные взгляды на Европу и укрепляют доброжелательные отношения с Азией: помогают корейцам завершить войну и навечно скрепляют свои отношения с Китаем. Тогда-то американцам и приходится отложить строительство ВТЦ на неопределенное время.

История возникновения башен-близнецов

Главный архитектор ВТЦ как будто предчувствовал, что однажды спроектированное им сооружение сыграет роковую роль для США. Минору Ямасаки писал, что, если бы это было возможно, «я бы решал встающие передо мной архитектурные вопросы, проектируя одноэтажные дома».

Началось все по инициативе директора Управления нью-йоркского порта Августа Тобина - это он в 46 году прошлого столетия выдвинул предложение построить Всемирный торговый центр 1. Грубо говоря, он хотел создать то, что приносило бы большой доход.

Законодательные органы дают разрешение на возведение 21 здания на берегу Ист-Ривер - это земля, которая принадлежит Управлению. Разрабатывается проект, и когда он уже был готов (в 1949 году), утвердительный документ был отозван.

В середине 1950-х разработанный проект видит Дэвид Рокфеллер. Только его цель иная - восстановление привлекательности нижней части города Нью-Йорк (Манхеттен). В 1958 начали разрабатывать план по увеличению деловой активности, а в 1960-м приступили к оценке проекта ВТЦ. По нему комплекс должен был располагаться на 53 Га земли, принадлежащей Управлению порта, а также здесь был 300-метровый выставочный зал в окружении 50- и 70-этажных отелей и офисов. Были предусмотрены развлечения, такие, как театры, рестораны и магазины. Но только в сентябре 1962 был назначен главный архитектор (Минору Ямасаки), который проводил работу над окончательным проектом, и в 1965 приступили к строительству.

Ямасаки внес свои коррективы: он безоговорочно отверг возможность возведения группы зданий и предложил остановить свой выбор на двух башнях-близнецах высотой в 80 этажей. Из этого следовало, что нужно полностью менять проект. Однако все происходило очень быстро: в конце 1970 монтировали самый верхний элемент несущей конструкции в торжественной обстановке, а в 1973 здания были сданы в эксплуатацию.

События 11 сентября 2001 года

Почти 30 лет близнецы ВТЦ являлись самыми высокими заданиями в мире. Первая трагедия случилась 26 февраля 1993. В этот день на втором этаже Северной башни, где располагалась подземная парковка, взорвался грузовик, в котором была заложена бомба. Омар Абдель-Рахман (лидер исламистов и организатор теракта) рассчитывал, что башня начнет рушиться и заденет вторую, то есть произойдет полное уничтожение небоскребов. Но просчитался - творения талантливого архитектора устояли. Жертвами обрушения стали 6 человек, пострадало примерно 1000, здание полностью перестало функционировать.

102 минуты - самые страшные в 2001 году. Всего полтора часа, и Всемирный торговый центр 1 прекратил свое существование. В 8:46 утра самолет с террористами на борту протаранил первую башню, а в 10:28 другой "Боинг" - вторую, и эти страшные секунды были запечатлены на видео. Этот теракт является самым крупным за всю историю человечества. Его жертвами стали почти 3000 человек, еще 24 пропали без вести.

Ревитализация здания

21 ноября 2006 был днем, когда приступили к первому этапу строительства современного ВТЦ 1. На этот проект ушло много времени и финансов - почти 4 миллиарда долларов и 7 лет (как и его предшественник, разрушенный 11 сентября 2001 года). Высота башни составляет 541 м (вместе со шпилем, вес которого более 700 тонн). Сегодня это архитектурное творение является самым высоким в Нью-Йорке, США и на всем Западном полушарии.

На тех местах, где ранее стояли башни-близнецы, были установлены 2 мемориала в виде бассейнов, выполненных из гранита, и по периметру обложенных плитами из бронзы с выгравированными именами погибших. Они находятся именно там, где был заложен фундамент зданий. А сам ВТЦ 1 располагается в западном углу площадки. Получается, что новые здания как бы окружают Ground Zero (мемориал памяти).

Характеристики современного здания

Всемирный торговый центр 1, или Башня Свободы, представляет собой торгово-офисное здание. Структура сильно напоминает своих предшественников. Это легкой спиралевидной формы здание с огромным шпилем наверху. Оно остеклено снаружи, а внутри центральной части имеется крупный по размерам холл. Высота помещения составляет 24 м, и отсюда осуществляется доступ к офисам, ресторанам, информационным центрам и выставочным залам.

Подземная часть оснащена вестибюлями, соединенными с железнодорожными линиями и городским метро. На самом верху, конечно же, рестораны, открывающие поразительный пейзаж. Также на верхних уровнях есть смотровые площадки. Нижняя часть Freedom Tower облицована стеклом призматической формы, а верхняя - голубым.

  • Большая часть бюджетных средств была предназначена для обеспечения безопасности в случае теракта.
  • В 1776 году была принята США. Высота здания - 1776 футов, и это неспроста.
  • Стеклянные панели, которые выбрали в качестве облицовочного материала, сокращают на 20%, так как благодаря им внутренние помещения наполнены дневным светом.
  • Мемориал памяти людям, которые погибли и пропали без вести, когда обрушились предшествующие небоскребы Манхэттена, по различным оценкам, самый посещаемый, но проект раскритиковали за огромную стоимость и отсутствие эстетики.

Что нужно знать туристам?

Любая экскурсия по Нью-Йорку включает в себя посещение Всемирного торгового центра 1. Также можно попасть в него самостоятельно. Стоимость входного билета на смотровую площадку составляет порядка 30 долларов. Как и во многих других странах и городах, здесь можно приобрести New York Pass и посещать все желаемые места (в том числе ВТЦ 1) бесплатно.

Смотровые площадки в Башне Свободы (Нью-Йорк, Манхеттен) находятся на 100, 101 и 102 уровнях. Вверх поднимают скоростные лифты, в стены которых вмонтированы дисплеи, показывающие этапы развития города по мере его «взросления».

Учитывая страшную трагедию, которая произошла на этом месте 15 лет назад, многие люди боятся посещать ВТЦ 1. Когда здание было сдано в эксплуатацию, владельцы долго ждали арендаторов помещений - мало кто хотел так рисковать. Но, как известно, снаряд не попадает в одну и ту же воронку дважды, и хочется надеяться, что это на самом деле будет так.

Всемирный торговый центр 1 - ответ терроризму

ВТЦ 1 является не просто красивым архитектурным объектом с панорамной смотровой площадкой. Это достойный ответ мировому терроризму, а также место, в котором можно почтить память погибших людей. Современное нью-йоркское здание является одной из главных достопримечательностей, которую наиболее часто посещают местные жители и туристы.

Похожие публикации