Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

"воистину, верующие - братья". Все верующие — братья которые войдут в Рай

« Воистину, верующие - братья » (Худжурат 49/11)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат 49/13)

Первое: Народы, языки и семьи – это знамения Аллаха

Если человек отвергает своих родителей, семью, родственников, игнорирует их, пренебрегает ими - все это совершенно безнравственно.

То, что человек рождает в какой-то семье, растет в какой-то языковой среде и в каком-то обществе, становится зрелым – это совершенно естественно. Как следует из аята «… Мы разделили вас на племена и народы…» каждый народ – знамение Аллаха.

Поддерживание родственных связей, благодеяния родителя – это все вменено нам в обязанность.

Второе: Ислам проклинает национализм

Очевидно, что начинать спор по этому вопросу бессмысленно.

Дозволенное известно, запретное известно. В этих ясных и определенных границах национализм занимает место в разделе запретного. Очевидно, что претендующие на исключительность своей нации подобны рожденным в прелюбодеянии. Это неоспоримая истина.

Третье: «Я думал, он мусульманин, а он, оказывается, грузин…»

Бывает и так, что выказывают национализм в отношении представителей других мусульманских народов. Например, среди нас (турок) встречается пренебрежительное отношение к мусульманам из армян, курдов, греков, этнических евреев, арабов, народа заза, туркменов, юрюков, албанцев, боснийцев, помаков, македонцев, сербов, осетин, абазов, черкесок, чеченцев и т.п.

Если кто-то свои семейные связи и этническую идентичность осознает отдельной от мусульманской общины в целом, старается создать особые отношения, тот, вне всякого сомнения «подобен рожденному в прелюбодеянии». Наш высокочтимый Пророк выказывал предупреждения в отношении именно этого национализма.

Четвертое: люди, занимающие какой-либо пост, предпочитают собирать вокруг себя представителей своей нации…

Будь это какой-либо бюрократ, будь мэр, будь депутат, министр или премьер-министр, каждый человек те полномочия, которые предоставил ему весь народ, видит в качестве средства реализации своего микро-национализма. И если он собирает свою команду, своих министров, депутатов, бюрократов, советников только по национальному признаку, пренебрегая критериями профессионализма и заслуг, то мы объявляем его «подобным рожденному в прелюбодеянии».

По-моему, в Турции наряду с декларацией доходов от политиков надо требовать и генеалогическое древо. Это генеалогическое древо необходимо и для того, чтобы узнать, с кем они сотрудничают в политике и ради каких «подобных рожденным в прелюбодеянии» направлены их политика, речи, лозунги, если они противоречат чаяниям нации. Лично меня очень интересует этнические корни последнего кабинета министров. Лично я очень хотел бы узнать этнические корни и родственные связи высшей бюрократии Стамбульской мэрии. Лично я умираю от любопытства, желая узнать родственные связи, генеалогические древа депутатов нашего парламента.

Если человек получил свои полномочия от всего народа, пусть и старается для всего народа. Пока он не отделится от ратующих о своем личном капитале, о своем микро-национализме, о своих интересах и гордыни, пока не объявит их «подобным рожденным в прелюбодеянии», он не дождется нашей благосклонности.

Вассалям.

Мехмет Йылмаз

Источник: http:// zipciktimyilmaz. blogspot. com/

Связанные с темой аяты :

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Тауба 9/71)

«Неужели Мы мусульман приравниваете к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Калям 68/35-36)

«Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (Ан’ам 121)

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (Аль-Худжурат 49/10)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (аль-Худжурат 49/13)

«Он [Аллах] сказал: “ О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” » (Худ 11/46)

«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Тауба 9/23)

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Муджадаля 58/22)

Связанные с темой хадисы:

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: “Кто будет по обычаям времен невежества призывать к национализму, тот из обитателей ада”. Один человек спросил: “О, Посланник Аллаха, да ж е если он будет совершать намаз и поститься?” Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: “Да, даже если он совершал намаз и постился! Вы призвайте [людей] к тому, кем вас назвал Аллах! А Аллах назвал вас мусульманами, верующими и рабами Аллаха. И вы призывайте людей к этому!» («Ат-Таргиб ват-тархиб»)

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кто призывает к национализму – обычаю времен невежества, тот не из нас» (Насаи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Во времена Мусы (а.с.) два человека перечисляли своих предков. Один сказал: “Я сын такого-то, а он сын такого-то, а он сын такого-то… ” И перечислил своих предков до девятого колена, а потом спросил у другого: “А ты кто?” Второй человек сказал: “Я такой-то, сын такого, а он сын сына Ислама”. Тогда Аллах послал такое откровение Мусе: “О, Муса! Скажи тем двоим: ‘О, ты, перечисливший своих предков до девятого колена! Все один девять в аду, а ты десятый с ними! О, ты, который связал род с двумя людьми, попавшими в рай! Ты третий с ними! ’”» (Ахмад, Насаи, Табарани).

Посланник Аллаха сказал: «О, люди! Хвала Аллаху, который избавил вас от грехов и гордыни времен невежества! О, люди, все человечество делится на две группы. Первая группа – это творящие благие дела, благонравные и избегающие грехов. Они возвышены в глазах Аллаха. Вторая группа же – это грешники и непокорные, они не имеют ценности в глазах Аллаха. А так все люди – потомки Адама, а Адама Аллах создал из глины». О том, что нет никакой основы для претензий на превосходство по национальному признаку, говорится и в другом хадисе: «Все вы сыновья Адама. А Адам сотворен из глины. Людям следует отказаться от того, чтобы хвастаться своими отцами и дедами, потому что в глазах Аллаха их ценность меньше ценности муравья» (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Думают, что члены моей семьи (ахль аль-байт) ближе ко мне, чем другие люди. Но это не так. Мои друзья это богобоязненные из вас, к какой бы нации они не принадлежали и кем бы ни были» (Ибн Ахи Асим, Сунна).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Араб может превосходить неараба только богобоязненностью» (Бухари, Муслим).

Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «В Судный день Аллах не будет спрашивать вас о вашем роде-племени. Поистине, самый лучший из вас перед Аллахом тот, кто больше остальных избегает дурного».

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Аллах не смотрит на ваше богатство и одежды, Он смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зухд, 9).

(Ş amil Ansiklopedisi , Kavmiyet ç ilik Maddesi )

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Дорогие братья и сёстры! Всевышний Аллах сделал нас из числа мусуль-манской общины и братьями по вере. В Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُـونَ إِخْوَةٌ (الحجرات،10 )

«Поистине, верующие – братья » (сура «аль-Худжурат», аят10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притеснит его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное родство. Ведь кровное братство ограничено дольним миром, а братство по вере существует как на этом, так и на том свете. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, ан-Насаи).

Величайшим благом для нас является то, что Всевышний вознаграждает нас за любовь к своим братьям по вере и за оказание им помощи.

В хадисе говорится, что некий человек отправился в путь, чтобы посетить своего брата по вере в другом селе. И Аллах послал к нему ангела в человеческом обличии. Встретив его по пути, ангел спросил: «Куда направляешься?» Человек ответил: «Хочу пойти к брату по вере в этом селе». Ангел поинтересовался: «У тебя есть какая-нибудь нужда к нему?» «Нет, кроме той, что я полюбил его ради Аллаха»,– ответил путник. Тогда ангел сказал: «Я послан Аллахом к тебе, чтобы сказать о том, что Аллах полюбил тебя так же, как и ты полюбил его ради Меня» (Муслим).

Другой хадис, переданный Муслимом, гласит: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не будете любить друг друга. Так, не указать ли мне на то, совершение чего приведёт вас к взаимной любви?! Распространите меж собой приветствие (салям) ».

Любовь ради Аллаха

Согласно Корану и хадисам, дружба ради Аллаха является столь достойным качеством, что мы должны знать, что же является дружбой ради Всевышнего.

Дружбой ради Аллаха является то, когда ты любишь брата, прежде всего, следуя Корану, который говорит нам, что верующие – это братья. Далее мы должны стремиться в своей дружбе с братом по вере ради довольства Аллаха, и тогда наша дружба будет ради Создателя.

К примеру, мы любим учителя, который обучает нас религии, и эта связь с учителем будет связью ради Аллаха. Или мы любим тех, кто помогает нам в богоугодных делах, и такая любовь так же будет ради Аллаха. Или если человек занят приобретением шариатских знаний или же поклонением Аллаху, а кто-то взял на себя обеспечение его и членов его семьи, и за это он любит его, то и тогда эта любовь является любовью ради Аллаха. Даже если человек женился, чтобы уберечь свою религию от наущений сатаны или же чтобы у него родилось праведное потомство, то тогда и любовь к жене является любовью ради Аллаха. Даже несмотря на то, что мы можем любить жён за их красоту, нрав или же за удовольствие, которое они нам доставляют, то и тогда любовь может быть ради Аллаха, если мы женились ради Него. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы любовь к родителям, детям, жене, к родным и близким, ко всем мусульманам – всё это было ради Аллаха.

Но мы должны понимать, что дружба предполагает также и обязанности по отношению к своим братьям. Перечислим некоторые из этих обязанностей.

1. Обязанность, связанная с имуществом . Что касается этой обязанности, то самая низкая степень – это когда ты расходуешь на нужды своего брата из излишка своего имущества. Но тогда чем твоя помощь отличается от помощи, которую ты оказал бы попрошайке с улицы?! Ведь и ему ты готов отдать часть своего излишнего богатства.

Более высокая степень, когда твой брат может распоряжаться твоим имуществом так же, как и ты.

Ещё выше ступень тех, кто предпочитает тратить свои средства на решение проблем своих братьев прежде, чем на решение своих проблем. И к этой степени мы должны стремиться. Вы, наверное, слышали историю сподвижников, которые умирали после одной битвы, и когда к одному из них поднесли воду, он сказал, чтобы дали его брату по вере, который был рядом, а тот – другому, а когда вода по кругу возвратилась к первому, то он уже покинул этот мир.

2. Также обязанностью по отношению к своему брату является оказывать помощь и поддержку в его нужде . И в этом деянии также имеются степени. Самая низкая степень – это когда твой брат обращается к тебе за помощью и ты, выказывая ему радость, с удовольствием спешишь на помощь. Это начальная степень. Ни в коем случае твой брат не должен чувствовать, что тебя затрудняет его просьба. Это уже за рамками самой низкой ступени оказания помощи.

Один из праведников говорил: «Если ты попросил своего брата о чём-либо, и он не сделал этого, то напомни ему, может, он забыл. А если и после этого он не выполнил, то соверши за ним заупокойную молитву». То есть его уже не существует для тебя в качестве брата по вере.

Но если ты стремишься к совершенству, тебе не стоит ожидать, пока твой брат попросит тебя о чём-либо. Необходимо самому интересоваться, имеются ли у него проблемы, и постараться решить их. И даже после его смерти не должны забывать о нём. Мы должны проявлять заботу о его семье. Среди праведных предшественников были такие, кто в течение сорока и более лет заботился о семье брата по вере, который покинул этот мир. Иной раз дети умершего видели от него больше внимания, помощи, участия в их делах, чем от своего отца.

3. Третья обязанность связана с твоим языком .

Во-первых , ты должен оберегать свой язык от всего, что может доставить неудобство твоему брату или же может опечалить или разозлить его. К примеру, ты видишь, как он отправляется куда-то, но скрывает это от тебя. Потому что в таком случае ему пришлось бы соврать тебе.

Также тебе нельзя распространять что-либо о нём или о его семействе, что может ему не понравиться, будь это его недостатки или ошибки. Даже если ты с ним поссорился и между вами нет уже дружбы, то и тогда ты не должен упоминать о каких-либо недостатках, которые ты замечал у него. Любой секрет, который он поведал тебе, ты не должен разглашать.

Арабы говорят: «Сердца досточтимых людей являются могилами секретов ». При необходимости мы можем даже соврать, чтобы не разглашать секреты или недостатки наших братьев.

Также ты должен оставить по возможности всякий спор с братьями по вере, даже если ты прав. Ты не должен доводить до него что-либо, что опечалит или разгневает его, будь это сказанное кем-либо в его адрес и т. д. Если же про него сказали что-либо, что обрадует его, то тогда стоит довести это до него.

Не подобает молчать, если кто-то отзывается плохо о твоём брате по вере или поносит его. Нужно наставить этого человека. Один из праведников говорил: «Если при мне кто-то упоминал моего брата с плохой стороны, я представлял, что этот мой брат находится рядом и защищал его так, как если бы он на самом деле находился рядом. Ведь когда кто-либо поносит нашего брата по вере, он подобен собаке, которая разрывает его мясо. Спросите себя, стали бы вы молчать, если бы видели, что вашего брата рвут на части собаки ».

Также нам следует исправлять нашего брата, когда мы видим, что он пре-ступает через рамки дозволенного по Шариату. Однако наставлять его мы должны не при людях (ибо в таком случае мы позорим его), а в уединении, в спокойной обстановке, в мягкой форме.

4. Следующая обязанность по отношению к своему брату – это снисходи-тельность к его ошибкам и недостаткам.

Ибн Мубарак говорил: «Верующий ищет оправдание, а лицемер ищет ошибки и промахи ».

Также в хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Просите у Аллаха защиты от плохого соседа, который, если видит что-либо хорошее от тебя, то скрывает это, а если видит что-либо плохое, то распространяет это ».

Ты должен понимать, что у тебя также есть много недостатков, с которыми ты не можешь справиться. И так же, как тебе не нравится, когда говорят о твоих недостатках, и брату твоему это не понравится. Не бывает людей, кроме Пророков или тех, кого Аллах оберёг, чистых от каких-либо недостатков. Если ты начнёшь искать для дружбы тех, кто чист от всех недостатков, то вряд ли найдёшь того, с кем можешь дружить. Если хороших качеств у верующего больше, чем плохих, то это великое дело в наше время.

Праведники говорили: «Если увидел какое-либо неподобающее действие у своего брата, то найди ему 70 оправданий. И если после этого ты находишь в своём сердце недовольство, то тогда тебе стоит обвинять себя, ибо если бы ты был ему на самом деле братом, ты нашёл бы оправдание так же, как находишь себе ».

5. Следующая обязанность по отношению к брату по вере это твоя мольба за него . В хадисе говорится: «Когда человек возносит мольбу за брата по вере в его отсутствии, то ангел говорит : «И тебе то же самое! »». В другом хадисе говорится, что мольба за брата по вере, сделанная в его отсутствии, не отвергается.

Мусульманину необходимо обращаться с мольбой за своих братьев, как при их жизни, так и после их смерти. Абу Дарда говорил: «Я обращаюсь с мольбой за 70 моих братьев в земном поклоне, перечисляя их имена ».

Праведник Мухаммад бин Юсуф аль-Асбахани говорил: «Где же найдёшь подобного брату по вере?! В то время когда твои родные заняты разделом твоего наследия и пользуются вовсю твоим имуществом, брата по вере занимает твоё положение. И под покровом ночи он обращается с мольбой за тебя, в то время когда ты лежишь под покровом земли».

6. Следующая обязанность по отношении к своему брату по вере это, чтобы твоя связь с ним продолжалась до самой его смерти, а после смерти у тебя была связь с его родными и друзьями.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошла старая женщина, и он оказал ей большой почёт. Когда его спросили об этом, он ответил: «Она приходила к нам в то время, когда Хадиджа была жива… ».

7. Следующая обязанность по отношении к брату по вере это не обременять его своими проблемами. Подобает, чтобы твоя дружба с человеком была лишь ради Аллаха, и целью твоей дружбы с человеком должно быть лишь довольство Аллаха. Потому не следует нам обременять братьев своими проблемами. Напротив, ты должен думать о том, чем ты можешь помочь своему брату. Лучший из братьев это тот, кто не обременяет своего брата и рядом с которым ты никогда не испытаешь неудобства или затруднение.

Во всём мы должны приносить облегчение для наших братьев.

Ещё одним примером этого является то, чтобы не упрекал брата по вере из-за оставления желательных деяний. Допустим, если ты видишь, что он не соблюдает желательные посты, ты не должен спрашивать, почему он их не соблюдает и, наоборот, если он всё время постится, ты не должен спрашивать, почему он всё время соблюдает пост.

Это лишь часть обязанностей, которые мы должны соблюдать по отношению к нашим братьям по вере. В данной статье мы не можем раскрыть подробно всё.

Кому-то может это показаться трудным. Однако ради облегчения мирских проблем мы готовы терпеть характер разных начальников и руководителей, готовы жертвовать, работать на чужих людей, получая маленькую зарплату, тратить самое драгоценное, что у нас есть, то есть наше время, на то, чтобы обогатить этого человека. Когда ради мирского удела мы тратим столько сил и усердий, разве не стоит оно того, чтобы мы потратили хотя бы столько ради того, чтобы оказаться из числа тех, которыми Аллах будет доволен и кто будет под сенью Арша в Судный день?!

(10) Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.

Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Они же передали хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок.

Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.

Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти.

Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины.

Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.

Братство в Исламе

Исламская умма в наши дни стала подобна морской пене, которая упоминается в достоверном хадисе. Исламская умма разделена и не едина, а разделение, как известно, несет в себе слабость и поражение, просим Аллаха избавить нас от этого. Единство же несет в себе силу и победу. Добиться единства мы можем, следуя важному исламскому принципу: братству в Исламе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал единобожников в Мекке, независимо от их цвета кожи, знатности, и происхождения.

Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может вы будете помилованы» (Комнаты, 10).

Это был первый этап братания. После переселения в Медину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал мединские племена Аус и Хазрадж, которые долгое время враждовали друг с другом. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побратал мухаджиров (переселенцев из Мекки) и ансаров (жителей Медины). И это то братство, которое человечество никогда не видело.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал братание мухаджиров с ансарами, он побратал АбдуРрахмана ибн Ауф с Са’дом ибн ар-Раби’ аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими. Са’д сказал своему брату АбдуРрахману: «О, брат мой! Я самый крупный собственник в Медине, и у меня есть два сада. Выбери сам из этих двух садов один, который тебе приглянется, и я уступлю его тебе,».

АбдуРрахман ответил своему брату Са’ду: «Да благословит Аллах тебя, твоих близких и твоё имущество... Но мне хотелось бы, чтобы ты показал мне, где здесь базар...»

Са’д показал АбдуРрахману базар, и он начал торговать там, покупать и продавать товар, извлекать доходы и копить средства.

Очень скоро АбдуРрахман собрал необходимые средства для махра (имущество, выделяемое мужем жене при заключении брака), женился, а затем пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распространяя вокруг себя ароматы благовоний…

Что с тобой? - удивлённо воскликнул пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Я женился, - ответил АбдуРрахман.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

А какой махр ты выделил своей жене?

Я дал ей один науат (небольшой кусочек золота, весом с косточку плода) золота, - ответил АбдуРрахман.

И обязательно устрой угощение, подав хотя бы одного барашка, и да благословит тебя Аллах в твоём имуществе... - сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«После этих слов (т.е. «и да благословит тебя Аллах в твоём имуществе»), - сказал АбдуРрахман, - жизнь сама устремилась ко мне на встречу, мне даже показалось, - стоит поднять любой камень, как я найду под ним золото или серебро».

Это небольшая история того братства, которое было между нашими праведными предшественниками. Единобожие и братство объединяли их в одно целое, благодаря чему они были сильны. Это и есть настоящее, неприукрашенное братство.

Мусульманин должен уважать и любить своего брата мусульманина.

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: чтобы Аллах и Его посланник были более любимыми для него, чем все остальное; чтобы полюбил человека только ради Аллаха; и чтобы не желал возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в Огонь» (хадис согласован).

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Справедливый правитель;

Юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху;

Тот чье сердце было постоянно привязано к мечети;

Два любящих человека, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые объединились ради Него, а потом ради Него расстались;

Тот, который был приглашен (к совершению греха) богатой, красивой женщиной, но отказался, говоря: Поистине, я страшусь Аллаха;

И тот, кто дает милостыню втайне, (не выставляя это напоказ), так что левая рука не знала, что творит правая;

И тот, чьи глаза наполняются слезами при поминании Аллаха в уединении».

Под «тенью», в хадисе подразумевается тень Трона Аллаха, как это пришло в хадисе, который приводит имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике. Передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Любящие друг друга ради Аллаха, в Судный день будут восседать на креслах из света, под тенью Трона». Подобное понимание этого хадиса упоминали многие ученые, из них: Ибн Касир, Ибн Раджаб Ханбали, Ибн Хаджар Аскалани и др.

(Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима).

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если встретишь мусульманина, то поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)».

Также передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу, и будьте братьями, о, рабы Аллаха…»

Поистине, зависть и ненависть являются одними из самых опасных болезней сердца, просим у Аллаха защиты от этих недугов. Один брат завидуя другому брату мусульманину, у которого дела идут хорошо, забывает, что он не доволен тем, как Аллах распределяет удел среди Своих рабов. И пускай побоится Аллаха тот, кто это делает, и пускай он просит у того, Кто распределяет удел среди Своих рабов.

Аллах Всевышний сказал:

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный» (Сбор, 10).

Верующий должен помогать своему брату, которого ущемляют так же, как он должен удерживать того, кто ущемляет других.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах:

«Однажды когда мы сидели рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Сейчас к вам придет человек из обитателей Рая». И пришел человек из ансаров, с его бороды капала вода, в левой руке он держал свою обувь. На следующий день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опять повторил сказанное, и вновь пришел тот человек, в том же виде. На третий день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь сказал эти слова, и повторилась та же история. Когда этот человек уходил, Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, отправился за ним. Он сказал этому человеку: «Я поругался с отцом, и следом поклялся, что три дня не стану ходить к нему. Если ты посчитаешь нужным приютить меня до тех пор, пока не истечет срок моей клятвы, то я хотел бы остаться с тобой». Человек дал свое согласие. Анас, да будет доволен им Аллах, продолжил: «Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что он провел с этим человеком три ночи. Он сказал, что на протяжении всей ночи, тот человек не поднимался на молитву. Лишь лежа на своей постели, он поминал Аллаха, восхвалял его, говоря «Аллаху Акбар». Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Но наряду с этим я не видел, чтобы он говорил, что-либо кроме добра. Через три ночи, я уже почти что считал его деяния малыми. Я сказал ему: «О, раб Аллаха! Не было у меня с отцом ни спора, ни разлуки. Я трижды слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о тебе: «Сейчас к вам придет человек из обитателей Рая». Поэтому я решил провести с тобой три дня, чтобы узнать, что ты делаешь, и следовать твоему примеру. Но я не нашел тебя совершающим много деяний. Чем же ты достиг того уровня, о котором говорит пророк, да благословит его Аллах и приветствует?». Человек ответил: «Нет ничего, кроме того, что ты видишь». Когда я покидал его, он, позвав меня, сказал: «Нет ничего, кроме того, что ты видишь, только я не обманываю никого из мусульман, и не завидую ничему, из того, что Аллах дарует кому-то». На это Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вот то, благодаря чему ты достиг этого, а мы не можем это осилить» (Ахмад).

Мусульманин скрывает недостатки своего брата мусульманина и просит у Аллаха за него прощения. И это одна из самых важных обязанностей перед братом мусульманином, потому что каждый из сынов Адама, да будет мир над ним, ошибается.

Ученые сказали, что люди делятся на две категории:

1) люди, которые известны своими праведными деяниями и отдаленностью от совершения грехов. Если такой мусульманин впадет в какой-нибудь грех, то нужно скрыть этот недостаток в нем;

2) люди, которые открыто совершают грехи, не скрывая их и не стесняясь при этом ни Господа, ни людей.

Такой человек является нечестивцем, и не достоин он того, чтобы его грехи скрывали.

О, верующие! Мы должны быть братьями, и мы должны укреплять братские узы, так как в этом для нас большое благо, как в мире этом, так и в мире ином.

Аллах Всевышний сказал:

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми» (Трофеи, 46).

Аллах Всевышний сказал:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Семейство Имрана, 103).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«…и будьте братьями, о, рабы Аллаха…»

Заключение: Бойтесь Аллаха, и знайте, что рука Аллаха над общиной мусульман. И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь, и помните, что разногласия и разделения, ведут к немощности и слабости, а единство и братство, ведут к силе и мощи.

И вся хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому, Всемилосердному.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

– это джамаат, община последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Община крепнет, когда все верующие достойно относятся друг к другу, любят друг друга, уважают, помогают и делятся знаниями. Дружба ради довольства Аллаха, вот что отличает искренне верующего человека от других. Объединённые сердца не ограничиваются пребыванием только этой жизнью, но и переходят вместе в вечность.

Для мусульманина друг – это человек, спутник, с которым можно вместе идти по истинному пути Ислама. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), какой из спутников лучший. Он ответил: «Тот, вид которого напоминает об Аллахе, речь которого увеличивает ваши добрые поступки, и дела которого напоминают о вечной жизни на том свете».

Есть много хадисов и аятов, объясняющих важность и пользу дружбы между мусульманами. Приведём некоторые из них.

Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9: 71).

Аллах указывает на главные обязанности друзей – побуждать к выполнению обязательств перед Всевышним.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Это означает, что не следует брать себе в друзья людей далёких от Ислама, людей развратных и грешных. Мусульманину должен быть в кругу своих единоверцев, пребывать с праведными и достойными рабами Аллаха.

Зачастую люди остаются одинокими, никто с ними не дружит, и они начинают думать, что весь мир на них озлобился. На самом деле всё зависит от человека. Как он относится к людям, так и они к нему. Мир — это зеркало, отражающее нас самих.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу». Этот хадис передали Ахмад (2/167), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (115), ат-Тирмизи (1944), Ибн Хиббан (518, 519).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда двое любят друг друга ради Аллаха, более достойным из них всегда является тот, кто больше любит своего товарища”» . Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (544), Ибн Хиббан (566), аль-Хаким (4/171)

Высказывания ученых и сахабов

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

О джамаате

Временами в жизни каждого человека бывают моменты, когда его вера нестабильна. Что помогает в подобной ситуации? Поддержка других мусульман, хороший джамаат и руководство, которое невозможно иметь в одиночку.

Исламский социум основывался не на простом партнёрстве, а на любви и дружбе всех верующих.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Этот хадис передали аль-Бухари (6026) и Муслим (2585).

Ислам – это дорога, по которой не обязательно идти одному, особенно учитывая, что наша религия так высоко ценит дружбу и товарищество. Богобоязненный джамаат сподвигает человека на благие дела, что является прямым путём в Рай.

Похожие публикации