Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Св феодосий кавказский. © Олег Болтогаев. Молитва преподобному Феодосию Кавказскому

Множество святых прославил Господь за долгие века существования Церкви. И сегодня, несмотря на кажущееся оскудение людей верующих, а тем более святых, в мире, несмотря на потоки информации, очерняющей Церковь и пропагандирующей грех, узнают люди о многих чудесах в наше время. Так недавно был прославлен и преподобный Феодосий Кавказский. Он пока малоизвестен в народе, однако поистине является не только необычным святым, но и уникальным человеком нашего времени. Еще живы свидетели его жизни и прижизненных чудес.

В советское время он не скрылся за границей, а жил в СССР и под видом юродства, под яркой рубашкой в цветах, скрывал свои духовные подвиги и высокую эрудицию — достаточно сказать, что он свободно владел четырнадцатью языками. Для настоятеля афонской обители в честь Положения Пояса Богоматери это неудивительно; больше изумляет, что он выжил в ссылках и тюрьмах, уготованных ему советской властью и в жизни понес тройное служение: монашеское, юродивое и старческое (духовническое).

Из нашей статьи вы узнаете житие чудотворца нашего времени, совершенные им чудеса, историю обретения святых мощей, а также найдете в ней сильную редкую молитву и акафист святому Феодосию Кавказскому.

ИКОНА СТАРЦА

Образ старца похож на образ многих преподобных святых Церкви. Обратите внимание, что каждая икона подписывается, поэтому любого святого всегда легко распознать, приглядевшись к надписи.
Иконы святого пишутся с его фотографий, в академическом (живописном) стиле. Зачастую иконой становится сама фотография святого с нимбом. На нее тоже можно молиться.

На образе преподобный предстает старцем с седыми волосами и объемной бородой. Он одет в коричневый плащ с черным капюшоном схимы, под плащом также видна часть схимнического облачения — парамана (черного цвета, состоит из капюшона и широкой полосы ткани, вышитой особыми крестами). Иногда святой держит в руках образ Казанской Божией Матери.

ЖИТИЕ

Множество испытаний выпало на жизненном пути старца. Он родился на севере Сибири, а оказался на юге страны — на Кавказе; он был настоятелем монастыря, а стал юродивым странником.

По словам исследователей биографии святого он родился около 1862 года в бедной крестьянской семье Кашиных, при рождении имел имя Федор. Его родители были людьми верующими и воцерковленными, своих детей они воспитывали в вере и благочестии. Однако даже рождение будущего святого уже было ознаменовано необычным для этой семьи характером ребенка. Уже принимавшая роды женщина, повитуха, по некоторым признакам предсказала родителям, что мальчик станет священником. Ребенком он просил маму петь псалмы, а сам слушал и запоминал. Затем с малолетства будущий старец полюбил молиться в лесу: по преданию, он творил свои детские молитвы у камня, и некий небесный голос сказал, что камень этот называется Раев (Райский).

Многие люди видели, что малыш — избранник Божий. Его шутку звали Батюшкой, напоминая таким образом предсказание повивальной бабки. Родители Федора стали свидетелями чуда: во время общего семейного обеда из-за икон появился белый голубь и слетел прямо на руку мальчику. Погладив его, будущий старец пустил голубя вверх, и тот снова скрылся за образами.

По разным сведениям, когда святому было то ли 9, то ли 19 лет, он тайно от родителей ушел на Афон: просто гуляя по берегу реки, сел на баржу, и незамеченным уплыл из села, а затем с паломниками дошел до Афона. Святая Гора — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери.

В Иверской обители, известной тем, что она хранит великую православную реликвию — Честной Пояс Пресвятой Богородицы — юноша, горевший желанием посвятить жизнь Богу, остался до поры. Его приняли в монастырь, когда он назвался сиротой — обычно в обитель брали только после получения родительского благословения. Однако никаких скидок и жалости он не получал, напротив, трудился на самых черных работах, возрастая в смирении и послушании.

Еще не будучи постриженным в иноки он совершил чудесное исцеление больной жены русского генерала. Как известно, женщин не пускают на Афон во избежание искушений для монахов. Этот обычай положила Сама Пресвятая Богородица. Генерал приехал в обитель, поскольку его жена была одержимой: в нее вселился бес, и изгнать его не могли долгое время. Однажды во сне ей было возвещено Ангелом или Самим Господом, что поможет ей только молодой афонский инок Иверской обители. Среди иноков генерал не узнал описанного женой спасителя, и лишь случайно увидел Феодора — сочли невозможным, что у него столь быстро явились духовные дарования, поскольку он еще не был пострижен. Именно он был показан в видении жене генерала, и по его молитве из женщины вышел бес.

По преданию, после этого братия монастыря начала завидовать ему. Узнав откуда-то, что Феодор не является сиротой, они передали это настоятелю, который направил послушника домой за родительским благословением. Однако тяготы пути не сломили подвижника: с родного Урала он вернулся с Казанской иконой Богородицы, благословленный родителями, и был пострижен в монахи с именем Феодосий. Несколько десятков лет он трудился в Иверском монастыре, причем стал настоятелем кельи — принадлежащего монастырю небольшого скита, места, где жило лишь несколько человек братии — и духовником обители, несмотря на то, что в Греции такое послушание дается лишь опытным пожилым монахам, которых зовут «геронда» («старец»). Он представлял Иверскую обитель в Константинополе, где жил продолжительное время, и в Иерусалиме, куда несколько раз совершал паломничества с богослужениями у Гроба Господня.

В 1913 святой в сане иеромонаха (священника, постриженного в монашество) вернулся в Россию. Нет сведений о том, что побудило его это сделать, как непонятно и то, почему он уехал на Кавказ. Известно, что к тому времени он уже говорил на многих языках, был опытным начальником, духоносным иноком. Возможно, что он провидел испытания, которые ожидали России в ходе войны и революции. Есть свидетельства, что в Иерусалим, где он находился, прибыл некий военный и уговорил его уехать в Россию, обещая помогать в создании обители на родной земле.

На Северном Кавказе святой поселился в одной из станиц, где сначала обустроил дом престарелых с больницей и небольшим храмом, а после революции основал у поселка Темные Буки недалеко от города Крымск женский монастырь. (Подобные случаи основания монастырей из почитательниц старца были в Русской Православной Церкви, например, у святого Серафима Саровского, преподобного Амвросия Оптинского). Этот край во многом не был просвещен светом Христовой веры, но молва о новом иеромонахе, который помогал многим и советом, и чудотворной молитвой распространилась так быстро, что люди стали во множестве посещать новообразованный монастырь.

При помощи благочестивых людей в обители была создана церковка и кельи. Монахи кормились обучением детей. В эти годы святой принял великую схиму (высший сан в монашестве с наложением большой ответственности за подвиги), став иеросхимонахом. Перед Пасхой Христовой 1925 или 1927 года преподобный неожиданно сказал, что праздновать будут без него: и действительно, в Великую Субботу пришли его арестовывать. Офицерам он сказал, что давно ждал гостей, и и даже склонился в земном поклоне перед гонителями.

Неизвестно, где отбывал шестилетний срок отец — вероятно, в страшном Соловецком лагере, ставшем местом мученичества многих святых Церкви. После освобождения он смог вернуться только в город Минеральные Воды. Именно здесь произошел ряд известных чудес старца, здесь он взял на себя подвиг юродства и в этом же городе он почил в 1948 году.

СВЯТОЙ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

Записи о жизни и чудесах святого оставили его духовные дочери. Известно, что он многим завещал молиться Иисусовой молитвой — это известная сильная молитва, на протяжении тысячелетий используемая и монахами, и мирянами Церкви.

Считается, что Иисусова молитва была создана на греческом языке и всегда особо практиковалась афонитами, то есть насельниками монастырей Святой Горы Афон. Очевидно, они и принесли ее на Русь, а затем активно распространяли в России. Одним из таких людей был и подвижник. Существует несколько вариантов Иисусов молитвы на русском. Она имеет и длинную, и короткую форму, однако смысл один: этими словами мы просим Господа Христа помиловать нас. То есть человек обращается к Богу с просьбой о милости, милосердии, о том, чтобы Господь не оставил его своей помощью в земной жизни и спас его душу после смерти. Обратите внимание, что главное слово в этом молитвенном прошении — обращение «помилуй»:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.
Господи, Иисусе Христе, помилуй меня.
Господи, помилуй.

Вы можете прочитать Иисусову молитву единожды (один раз), например, если внезапно оказались в опасности; испугались чего-то; оказались во внезапном затруднении перед принятием решения и т,д. Можете читать ее утром и вечером вместо молитвенного правила. Стоит повторять слова Иисусовой молитвы, когда вы находитесь в состоянии раздражения, озлобленности, гнева или ярости: вы можете навредить своим ближним словом или делом и согрешить пред Господом, а молитва обратит ваше сердце к Богу и успокоит вас.

Используют Иисусову молитву для ограждения от порчи и сглаза. Известно, что человек, который редко посещает храм и редко молится, не приступает к Таинствам Церкви, может быть подвержен воздействию колдовских сил. Но если вы обращаетесь к Богу с молитвой и стараетесь не согрешать, Господь оградит вас от зла.В опасности начинайте читать Иисусову молитву, 90-й псалом или молитву самому преподобному онлайн и наизусть:

Всю жизнь Господу Христу ты отдал, о преподобный отец наш, подвиги молитвы, ссылок и тюремных заточений, стояния у Гроба Господня, поста и воздержания, даже юродства ты ради Христа терпел до конца. Потому и Сам Христос долголетием и чудесами тебя прославил, и сегодня люди всей нашей страны к мощам твоим приходят с верой и надеждой, получают необходимое. Отец наш и чудотворец, молись ко Господу Богу и Владыке всех людей о хранении в стране Российской веры Православной, спасении мира и входе нашем в Царствие Небесное. Аминь.

В практике православных христиан Иисусова молитва читается определенное количество раз, для чего используют четки. Это нить или проволока с нанизанными на нее бусинами из камней или обычной пластмассы. За 10 минут вы прочитаете Иисусову молитву в самой распространенной форме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — около 150 раз. Каждый раз, говоря эту молитву, передвигайте бусину. То есть, повторив Иисусову молитву 150 раз, вы 15 раз пройдете отрезок из 10 малых бусин между большими. Такая молитва заменяет утреннее и (или) вечернее молитвенное правило.

ЧУДЕСА И МОЩИ

В обитель подвижника до его ареста ехали люди со всего СССР (неудивительно, что его сослали в лагеря, ведь он наставлял людей в православии, проповедовал своим примером Христову веру). Известен ряд случаев его прозорливости:

    • Из группы семи приехавших паломниц он благословил лишь шестерых, а одной сказал возвращаться в город, вернуть жене мужа и детям — отца, только потом подходить под благословение (очевидно, женщина грешила связью с женатым мужчиной).
    • В военные годы уже в Минеральных Водах человек стал свидетелем того, как святой один перекатил на несколько десятков метров три вагона с боеприпасами. Они стояли неподалеку от больницы, и на их место упала бомба — если бы не он, вагоны бы взорвались и уничтожили больницу с ранеными.
    • С помощью игры святой отец вывел детей и воспитателей из детского сада, куда затем попал снаряд. Дети любили святого и называли его «дедушка Кузюка». Никто не подозревал, что это один из умнейших людей своего времени. Святой носил рубашку с цветами, запомнившуюся многим жителям городка, и все время что-то рассказывал. Так и в тот раз — подбежав к детям, он позвал их: «Гули-гули, детки, бегите за мной», таким образом отведя от здания, внезапно вспыхнувшего от бомбы.

В 1990-е годы, через 40 лет после смерти святого, Церковь решила изучить свидетельства о чудесах святого и его останки. В 1995 году, 11 апреля они были обретены, то есть вынуты из земли, положены в раку — ковчег для мощей — и выставлены для общего поклонения.

Хранятся они в новом кафедральном Покровском соборе Минеральных Вод. В 1998 году семидесятитысячным крестным ходом почитателей святого, съехавшихся со всей страны на Кавказ, мощи были перенесены сюда из из Михаило-Архангельского храма, куда часто на богослужения ходил подвижник. Неподалеку от собора на кладбище показывают могилку, бывшее место захоронения святого, которое также почитается в народе. Известно, что над ней иногда виден столп сияющего света — указание на святость преподобного.

В соборе ведется постоянная фиксация чудес по молитвам к святому. Он почитается как месточтимый, канонизация его состоялась усилиями митрополита Гедеона Ставропольского и Кавказского. Есть свидетельства о следующей помощи, которую и вы можете также просить у святого:

  • Исцеление от нервных заболеваний детей и взрослых. Зафиксирован случай излечения ребенка от серьезной болезни после помазыванная маслом от мощей.
  • Выход полипов, избавление от доброкачественных и раковых опухолей.
  • Помощь в сделках с недвижимостью, продаже квартиры.
  • Принятие жизненно важных решений.
  • Избавление от опасности.
  • Укрепление веры, доверия Богу.
  • Исцеление различных ранений и болезней.
  • Помощь в семейном мире и взаимопонимании.
  • При депрессии, суицидальных мыслях, об ограждении близких от самоубийств.
  • В военное время, при необходимости участия в конфликтах.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ

Многие отдыхающие на Кавказе поклоняются святым мощам преподобного. Однако если вы не можете съездить в такое паломничество, всегда можно помолиться дома. В храме вашего региона, если только вы не живете на территории Ставропольское и Владикавказкой епархии, иконы преподобного не будет: Церковь почитает его как месточтимого. Смысл этого звания в том, что свидетельств о жизни святого немного, и лишь устные предания, почитание по памяти святого людей определенной местности (в данной случае — на Кавказе) могут рассказать о его святости.

Молитва — это разговор со святым, ни в коем случае не заговор. Слова сами по себе не имеют силы, но «работают» лишь в вашем мысленном обращении, диалоге, желании услышать волю Божию.

    • Начните молиться с погружения в себя. Встаньте перед образом, подождите некоторое время. Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте изображение святого в руку или край одежды, затем вновь перекреститесь и поклонитесь. Зажгите купленную в храме тонкую восковую свечу на подсвечнике или лампаду — по возможности, это необязательно.
    • Читайте слова молитвы не торопясь, можно вслух. После каждой молитвы креститесь.
    • Не забывайте о молитве в храме и посещении богослужений.
    • Можно молиться своими словами, особенно если у вас на душе есть тяжесть.

Читать молитву святому можно онлайн на русском языке:
О святой угодник Божий, преподобный отец наш Феодосий! Ты с юности любил Господа Иисуса Христа, следовал лишь за Ним одним, ушел на Афонскую Гору Святую, в удел Божией Матери, откуда ко Гробу Господню жить пришел. Там в сане священника много лет ты пребывал и совершал молитвы усердные за Русскую землю, Церковь Православную и весь русский народ.
Когда же пришли страшные годы безбожия на Руси, ты забыл и Афон, и Иерусалим, вернулся в Отечество свое, чтобы разделить беды и страдания твоего народа и Святой Церкви Православной, как верный монах и священник, попав в тюремное заточение. Но твоя вера и смирение, кротость и терпение умиляли даже жестокие сердца заключенных с тобою людей.
В военные годы ты, отец Феодосий, помогал людям православным в битве с врагом, многих спас и от уныния, и пытавшихся самоубийством жизнь покончить. Твоей помощью люди верные укреплялись в надежде своей, что Господь не оставит Отечества наше, что Матерь Его сохранит страну Свою, и гнев Божий, посланный по грехам отцов, на милость сменится.
Твой подвиг юродства во многих трудах удивил людей земных и Ангелов, тебе являвшихся: все может молитва праведника с верой крепкой. Ты знаешь, преподобный отец наш Феодосий, нужды и беды, и печали наши, знаешь и желание наше с Господом всегда пребывать. Проходя трудный и тернистый путь жизни земной, ты сам нес бремя горестей и нападений и от твоих братьев, и от иноверцев, и от родных. Вспомни же нас, старец Божий, у Престола Господня, ведь ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе, помянув в молитвах. Твоя же память не исчезает, отец наш Феодосий, в Кавказской земле до сего дня: потому с верой и надеждой приходят все люди православные к могилке твоей и раке твоих честных мощей, прося заступничества перед Богом и молитвенной помощи.
Просим же тебя, о преподобный отец наш Феодосий: помоги нам в трудные дни нашей жизни, во всех бедах, скорбях и страданиях, молись ко Господу, Начальнику всего мира, чтобы смягчил Он злые и ожесточившийся сердца людские, чтобы подал мир народам Кавказа, разрушил неверные совещания раскольников и еретиков, нападающих на Церковь Святую Православную.
Твоими молитвами, угодник Божий, пусть Господь простит нам все грехи, пусть минуют нас стрелы и интриги врагов, соблазны и искушения дьявольские. Попроси нам у Творца и Владыки жизни нашей время на покаяние, избавление от гибели, здравие больным, исправление согрешившим, утешение скорбным, детям воспитание в страхе Божием, уходящим в жизнь загробную добрую обитель райскую, скончавшимся покой и Царствия Небесного жизнь вечную.
Будь, отец наш Феодосий, покровитель и помощник всем православным земли Кавказской и всей России. Пусть крепнет и умножается на ней и по всей Великой Руси Святая Православная вера, мы же, по молитвам твоим святым, укрепляемые Господом, да прославим Троицу Пресвятую и твое заступничество и ходатайство сегодня и во веки все. Аминь.

Житие и чудеса Преподобного Феодосия Кавказского

Будущий преподобный родился в бедной крестьянской семье в Пермской губернии. Год его рождения спорный - или 1800-й или 1841-й (16 мая н. ст.) . Родители святого, Федор и Екатерина Кашины, нарекли мальчика Феодором. По преданию, повивальная бабка предсказала новорожденному судьбу великого священника, увидев его в "монашеской камилавке". И действительно - с детских лет Федя полюбил молитву. Еще маленьким удалялся он в лес, где проводил время наедине с Богом, молясь на большом камне. Ему даже был голос: "Камень, на котором ты молишься, называется Раев". Был и другой случай, указывающий на то, что мальчик отмечен Богом. Однажды из красного угла вылетел голубь, сел ему на руку, а затем, вспорхнув и описав круг, скрылся за иконами.

Предание говорит, что еще будучи совсем юным, Федя покинул дом и добрался с богомольцами до Афона. Там, у врат обители Положения пояса Богоматери, он попросился войти: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все вам делать". Мальчика пустили, а игумен даже взял его себе в келейники. Путь его был тернист. В четырнадцатилетнем возрасте отрок исцелил одержимую бесом жену генерала. На вопрос, кому же он молится, Федор отвечал: "Золотенькой Божией Мамочке". Для исполнения воинского долга игумен отправил его на родину. Но Федора признали негодным к военной службе и он вернулся в обитель. А в 1859 году молодой послушник был пострижен в монахи с именем Феодосий.

Пять лет прослужил он в Царьграде (Константинополе) в афонском подворье, называемом "Русский странноприимный дом Положения пояса Богоматери". Затем, по преданию, святой служил в Иерусалиме. В 1879 году - возвращение на Афон. В 1901-м, после смерти игумена Иоанникия, Феодосий становится во главе обители. Однако, вскоре сложив с себя обязанности настоятеля, он вернулся в Иерусалим, где принял схиму с тем же именем. Оттуда, вместе со своей духовной дочерью, инокиней Татианой, старец вернулся в Россию, везя с собой драгоценные святыньки.

Устроился отец Феодосий в 27 километрах от станицы Крымской, там, где сейчас располагается поселок Горный, выстроил небольшую церковь, вокруг - келии, завел хозяйство - коз, пасеку. Из недр земных на прежде сухом месте забил родник. В пустыньку потянулись послушницы, среди которых было многих детей, в частности, Люба и две Анны. Одну Анну родители отказались отпустить к старцу. О. Феодосий дал ее матери яйцо: "На тебе Петьку, он будет петь, как Петр отрекся от Господа." Из яйца вылупился драчливый петушок. И действительно, Анна вышла замуж за Петра, драчуна и пьяницу, родила от него двух калек.

Прозорливый старец предвидел и свой арест. "Будете разговляться, а меня с вами не будет. Поезжайте в Минводы, живите там," - говорил он. В 1927 году, на Крещение, в воде появилось много чудесных рыбок, о которых отец Феодосий сказал, что останутся только четыре. (После его ареста в пустыньке осталось только четыре послушницы). Пришедшим его арестовывать старец умыл ноги, накормил. Его отправили в ссылку, куда за ним последовала Люба. Другие послушницы, м. Тавифа и м. Наталия, перебрались в Минводы, где купили небольшой домик. Туда же вернулся после ссылки и о. Феодосий. Там он жил до своей кончины, там же принимал и приходивших к нему людей. Причащал, исцелял, давал советы, некоторых постригал в монахи. Посетители приносили гостинцы, но преподобный брал не у всех. "К Богу пришли?" - спрашивал старец приходящих и нему.

Однажды он спас от самоубийства человека, от которого ушла жена. Жена вернулась. Вассе, жене ростовского коменданта, исцелил отрубленный палец. А свою почитательницу Антонину Порфирьевну Донченко (в схиме - Ангелину) с дочерью Ларисой накормил необыкновенным пловом. "Но вот диво дивное, берем и берем ложками, а кушанье не убывает," - вспоминала она. Во время одного из своих визитов, Антонина никак не могла сосредоточиться на словах старца. Тогда он взял крест и начал ходить вкруговую по комнате, крестя каждый угол. Выгнал беса, тогда она сразу поняла, о чем говорил преподобный: какие сады на небе, реки молочные, реки медовые, какие большие фрукты, какие душистые цветы без ветра качают своими головками, а Ангелочки летают и ножками цепляют за цветочки.

О. Феодосий вылечил от туберкулеза сестру Антонины, Юлю, предсказав ей горькую жизнь в замужестве. Параскеве, их матери, он даже хотел дать постриг, но она не успела приехать и замерзла в лесу.

Многих старец постригал тайно. Григория, военкома Кавказских Минеральных Вод, он постриг вместе с семьей, предварительно обвенчав с женой и покрестив их дочь Зою. Жили тихо, справляя семейной общинкой монашеское правило. Монах Михаил - такое имя получил в постриге военком - и в миру являл собой пример христианской добродетели. Шестнадцатилетнего Федю, будущего епископа Лазаря, святой постриг во иноческий чин, сказав: "Пожалуй, я тебе, Федя, крылышки приделаю". Монахиня Мариамна (в миру - Мария) тоже была пострижена отцом Феодосием. Господь даровал ей разумение славянской грамоты. Болящей Вере Афанасьевне Моза преподобный нарек в постриге имя в честь великомученицы Варвары и часто говорил, что когда умрет, оставит на нее свою паству. Она отошла ко Господу в 1961 году и была похоронена недалеко от могилы старца.

Известно, как о. Феодосий во время войны спас детей. Вбежав в школу, дед Кузюк (так еще называли преподобного), шутками увел детей за собой, а потом на место школы упала бомба. Или еще - вагон на рельсах стоит, а старец толкает его, приговаривая: "Господи, благослови". Подошел патруль: "Что ты, дед, делаешь?" - "Так Божичка повелел". Отец Феодосий ушел, а через некоторое время на то место, где стоял вагон, попала бомба, а в вагоне находились снаряды. Если бы бомба попала в вагон, от города бы ничего не осталось. Антонине Порфирьевне старец предсказал грядущий голод, а потерявшим своих родственников во время войны говорил, живы ли они.

Себя он иносказательно называл "мой дяденька", (последние семнадцать лет жизни он нес подвиг юродства): "Когда мои деточки стоят, мой дяденька отдыхает. А когда мои деточки падают, мой дяденька день и ночь молится за них".

"Нам, детям, говорили: не называйте его батюшкой, он Дедушка," - вспоминала Александра, послушница отца Феодосия. Марию, одну из своих почитательниц, преподобный как-то спросил: "Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, я не знаю". - "Истинно говорю тебе и неложно, Господь свидетель, мне тысяча лет". Потом опять говорит: "Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Боженька знает, я не знаю". - "Истинно говорю и неложно, Господь свидетель, мне шестьсот лет". Помедлив немного, в третий раз спрашивает: "Как ты думаешь, Мария, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, я не знаю". - "Истинно, неложно говорю, Господь свидетель, мне четыреста лет". Святых Христовых Таин приобщался он у отца Евгения, тоже афонского монаха, на станции Кавказской.

Однажды зимой, в последний год своей жизни, старец Феодосий упал и сильно ушибся. Его на саночках отвезли домой.

Святой провидел и свою кончину. За три дня до своей смерти он сказал: "Через три дня конец свету". И еще: "Когда хозяин уйдет, все животные будут плакать: и корова, и курочка". Так и сбылось - ревела корова, кудахтали куры, жалобно мяукала кошка. Одна женщина незадолго до его смерти видела облако, а в нем Господь держит душу преподобного. "Я уже был мертв, но упросил Боженьку оставить меня пожить еще немного," - признавался старец.

Летом 1948 года он умер. Хоронили без музыки, зная, что Дедушка этого не любил. От гроба шло такое сияние, что фотографу было трудно снимать. Когда же пронесли гроб до окраины города, подошли четыре красивых юноши, с волосами до плеч, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и легких сапожках. Они подняли гроб и несли его без перемены до самого кладбища. Когда стали созывать на поминальную трапезу, оказалось, что юноши исчезли.

Своим духовным чадам старец Феодосий часто говорил: "Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду".

Через многое пришлось пройти некоторым угодникам Божиим. Феодосий Кавказский родился и вырос в Сибири, на Юге оказался уже в зрелом возрасте, здесь и встретил конец своей жизни. Преподобный является местночтимым святым, но паломники на могилку его едут со всей страны.


Житие Феодосия

Точно неизвестна дата рождения святого и обстоятельства жизни до того, как он явился в один из монашеских скитов на Афоне - там, где хранится пояс Пресвятой Богородицы. Братия приняла его, вскоре юноша был рукоположен в священный сан, также имел право принимать исповедь (в Греции оно дается не всем, обычно духовник должен набраться опыта). Было это в 1897 г. Феодосий Кавказский в монастыре вместе с братией возделывал землю.

Житие Феодосия Кавказского составлено по разным источникам. В нем не описаны точные причины, по которым он покинул святую гору. Часто батюшка путешествовал в Константинополь, где тесно общался со своими духовными дочерьми. Там вокруг него образовалась небольшая община, чем было недовольно монашеское начальство - монахам было принято проживать лишь на Афоне.

Одна из его почитательниц в мужской одежде приехала с Феодосием на Афон. После разоблачения последовал громкий скандал и изгнание, как свидетельствуют светские источники. Инок удалился в Константинополь, где прожил несколько лет. Затем переехал в святую землю, где служил возле Гроба Господня. Там святой Феодосий Кавказский познакомился с одним влиятельным чиновником, который уговорил его вернуться в Россию. Таким образом старец вернулся в Россию, остановившись на Кавказе.


Жизнь Феодосия Кавказского В России

Поселился Феодосий Кавказский в старом домике на месте разрушенного монастыря. Чудеса сопровождали его постоянно - народ шел бесконечным потоком. Часами молился в ущелье, даже сподобился явления Божией Матери, как гласит предание. Во время революционных времен (в 20-е годы) старец подвергался аресту. По свидетельству его духовных детей, он велел им готовиться к Пасхе, а сам ожидал, что за ним придут. Так и случилось.

Где пребывал старец, точно неизвестно, возможно, на Соловках. Не было его в течении шести лет. Затем из заключения он был отпущен и прожил еще долгое время. В Минеральных водах он стали известен, как юродивый. Носил яркую рубашку, бегал с детворой. Народ очень полюбил доброго старца.


Чудеса

В пустынь Феодосия Кавказского ехали люди со всей страны - многих он исцелял, давал наставления. Но некоторым отказывал - одной женщине велел вернуться домой и расстаться с незаконным мужем. Только после этого обещал ее принять. В военные годы также совершал много чудес, о которых составили повествование его духовные дочери.

  • Однажды проходил Феодосий Кавказский мимо вагонов с боеприпасами. Очевидцы видели, как силой молитвы он их сдвинул в сторону. Позже был налет и в это место попал вражеский снаряд.
  • Во время наступления немцев, старец вывел детей из детского сада. Позже он подвергся обстрелу, но никто не погиб.

Также святой обучал местных детей грамоте, те приносили вместо платы продукты. Своим посетителям завещал молиться - всегда читать молитву Иисусову. После его отшествия в мир иной, люди продолжали приходить в пустыньку, просить помощи. В 90-е года церковь решила изучить жизнь подвижника, поскольку в народе он почитался как святой.

Мощи

Мощи Феодосия Кавказского были подняты в 1995 г. Сегодня они хранятся в Минеральных водах, в Покровском кафедральном соборе. Сюда продолжают идти страждущие, которые оставляют свидетельства о помощи.

  • Исцеление ребенка от заболеваний нервной системы по молитве и после помазывания маслом от мощей.
  • У женщины вышли полипы, которыми она страдала много лет.
  • Помощь в продаже квартиры.

Обращаться к преподобному можно в любых нуждах. Святому Феодосию Кавказскому составлены молитва и акафист - читать можно перед образом в любое время.

Молитва Феодосию Кавказскому

Всю жизнь Христу Богу отдал еси, преподобне отче Феодосие, подвиги молитвы, стояния у Гроба Господня, поста, воздержания, юродства, темничнаго заточения Его ради претерпел еси до конца. Темже и Христос долголетием и чудесами тя обогати, яко и доныне людие земли нашея к мощем твоим притекают с верою и получают просимое. Отче наш Феодосие предивный, моли Господа Бога и Владыку всех о сохранении в стране Российстей Православия, умирениии мира и спасении душ наших.

Феодосий кавказский - икона, мощи, житие, молитва was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

На Кубани сотни христианских мест. Одно из них расположено в 60 км от Анапы, в 19 км от границ города Крымска и в 16 км от ближайшего квартала Новороссийска (территория, о которой пойдет речь, входит в состав одноименного округа). Находится святая достопримечательность в населенном пункте под названием поселок Горный. Пустынь Феодосия Кавказского – так чаще всего называют объект религиозного поклонения тысячи паломников-россиян. Они оставили в сети свои отзывы.

Где находится святыня Кубани?

Храм, родник и пустынь Феодосия Кавказского лежат на самой границе городского округа Новороссийск и Крымского района Краснодарского края, перед выездом из пос. Горный.

На карте пустынь располагается таким образом:

Открыть карту

История появления

Церковь – как и все, что находится на обозначенном пятачке русла источника – посвящены интересной личности, сыгравшей важную роль в сложной биографии православия.

Феодосий, получивший от народа преномен «Кавказский», родился в Пермской губернии. В миру его звали Федор Кашин. Одним из мест, где служил этот иеромонах, начиная со времен Первой мировой войны, был Кавказ – в здешних лесах, в окрестностях расположенной в предгорьях станицы Верхнебаканской. Многое в жизни Феодосия покрыто мраком – некоторые утверждают, что ему было отказано в канонизации, другие говорят, что он дожил до 148 лет, третьи в мемуарах вспоминают, что он осознал себя как личность уже в три года (!) и (ведомый Богом) ушел на Афон.

Достоверно подтверждены только два факта из жития популярного на Кавказе подвижника. Он действительно был в храмах греческого Афона, так же как в Стамбуле, Иерусалиме и иных уголках Западного и Центрального Кавказа. А еще Федор Федорович превратил 14-летнюю девицу из Верхнебаканской в монахиню и основал храм (про него и идет разговор в этой статье), «украсив его золотыми вещицами, вывезенными из Иерусалима». Местные считали его Учителем. Кстати, старая пустынь разрушена.

Легенды

Благодаря местным мифам кое-кто верит в исцеление, которое способно давать урочище. Источник Феодосия Кавказского появился как чудо – в момент, когда преподобным совершалась молитва.

Посещение Пустыни Феодосия Кавказского

Святой источник Феодосия Кавказского для глубоко верующих жителей Горного и станицы Верхнебаканской является чем-то вроде ближайшего «Чуда Света». Сюда не «зарастала тропа» еще в дни большевистских гонений на Русскую Православную церковь.

Храм вышеназванного мученика устроен посреди густого букового леса, выросшего когда-то на склонах низкой гряды. За ней уже протекает длинная река Кудако (Святая). От начала тоннеля до начала православного комплекса идти всего 100 м. За переходом вы продвигаетесь по лесной тропе. Далее перед вами открываются:

  • православная часовня;
  • церковь Феодосия Кавказского (новодел из красного кирпича в духе Храма Василия Блаженного);
  • оборудованный колодец источника;
  • входы в землянки аскетов-отшельников;
  • металлический крест, на месте которого Феодосий произнес (перед смертью в конце 40-х гг. прошлого века): «С тем, кто меня будет призывать, я буду всегда…»;
  • скамейки;
  • беседка на 10 человек;
  • торговая лавка по продаже меда;
  • церковный магазинчик;
  • подсвечник для установки свечей: в радость, в помощь и за упокой (на камне, где иеромонах молился 7 дней).

В помещении культового сооружения проходят службы, здесь выставлен довольно богатый иконостас. Новый храм, занявший площадь разрушенного большевиками, построен лишь в 2011 г. и носит название в честь здешней иконы — «Живописный источник». Как следствие, многие огорчаются, желая видеть оригинал. К паперти ведет парадная лестница с балюстрадой (здание стоит на наклонной плоскости). Больше всего паломников съезжаются 8 августа – в день Преподобного Феодосия. Люди приезжают в поисках утешения и оздоровления, получают заряд бодрости и уверенности в своих силах.

Как добраться (доехать)?

Двигаться к «святому» ручью удобнее по подъезду, начинающемуся перед северо-восточным въездом в поселок Горный, а именно там, где кончается улица Железнодорожная. Нужно пройти через тоннель под ЖД (на входе в него висит иконка).

На машине самостоятельно доехать до православной достопримечательности из вы сможете таким образом:

Открыть карту

Контактная информация

  • Адрес: п. Горный, Новороссийск, Краснодарский край, Россия.
  • Координаты GPS: 44.873966, 37.748420.

Надеемся, вам понравится участие в организованной экскурсии (с опытным гидом из «стана» фанатов-краеведов) или самостоятельный поход к живописному уголку, которое считается у местного населения «точкой силы и благодати». Нужно лишь добраться на маршрутке до села Горного (от последнего жилого массива Новороссийска путь до тоннеля составит 16 минут), а дальше – прогуляться несколько километров по густому лиственному лесу. Говорят, вода, набранная в источнике Феодосия, дарует всем силы и здоровье. Фото описанных тут красот имеются на нашем сайте – убедитесь в их великолепии. Однако путешественники жалуются на толпы попрошаек, регулярно приходящих в храм. В заключение предлагаем видео про эту краснодарскую святыню.

Преподобный Феодосий (в миру Кашин Федор Федорович) родился в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Многие источники временем его рождения называют 1800 год, а днем - 3/16 мая. Родители его, Федор и Екатерина, были люди добрые, исповедовали православную христианскую веру, и жили благочестиво. Несмотря на бедность и многодетность, тому же учили и своих детей. Всей семьей посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол без молитвы, без молитвы не выходили за порог, с молитвы начинали всякое дело, полагаясь во всем на волю Божию.

При рождении Федора повивальная бабка сказала родителям, что он будет великим священником. Вся последующая невероятно долгая жизнь отца Феодосия и его деяния показали, сколь пророческими оказались слова той благочестивой старушки.

Ребенок рос и развивался необычайно быстро. Господь от материнского чрева соделал его Своим избранником и сподобил особенных благодатных дарований. В совсем еще малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей своей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенец летами, разумом далеко превосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благотворно действовал и на душу мальчика. Достигнув двухлетнего возраста, Федор воспылал пламенной любовью к Богу, и выражал свою любовь в детской молитве, которую впитал с молоком матери.

Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. Если случалось ему быть одному дома, при закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом, и ночью, когда, уставшие от дневных забот, все домашние засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу. В лесу был большой камень, на котором маленький Федор долго, по-детски, горячо молился. Однажды во время молитвы был к нему голос: «Камень, на котором ты молишься - Раев». Так и называл он его: «Раев камень».

Семья, в которой рос Федор, была большая, и собирались все вместе обычно во время обеда: тогда небольшая изба едва вмещала всех жильцов. Однажды, когда все собрались к обеду и уселись за стол, от Святого угла, прямо из икон вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Федора, тот с любовью погладил его, а мать сказала: «Отпусти голубя, хватит тебе с ним играть, надо кушать». Федор поднял голубя на руке насколько мог: голубь взлетел с детской ручки, и скрылся за иконами. Все очень удивились такому чудному гостю, и обрадовались, и лишь спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.

Отец со старшими детьми трудился во дворе или на поле, а мать, управившись с делами на кухне, садилась за прялку. За этим занятием она всегда пела своим певучим приятным голосом псалмы и молитвы, а Федор, примостившись у ног матери, любил их слушать и, не отходя от нее, запоминал слова. В детстве все называли его Батюшкой, помня слова повивальной бабки. Так он и рос в своей семье тихим, спокойным молитвенником, укрепляясь духом и телом.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Никому и в голову не пришло, что он без родителей. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где его родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили: «Куда же ты едешь?» - «На Афон, в святую обитель», - ответил он. Все были удивлены: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

На Афоне паломники подошли к воротам «Положения Пояса Богоматери». У ворот стоял привратник. Мальчик упал ему в ноги, поклонился и попросил позвать игумена.

Удивителен Промысел Божий, научивший дитя такому поведению. Привратник пришел к игумену и говорит: «Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена». Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться, и буду вам все делать». Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик; оказалось, что ничей, одинокий; рассказали игумену, что он ехал на пароходе в обитель как сирота. Игумен еще больше удивился и, увидев в этой необычной истории Промысел Божий, принял его в обитель и устроил на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда Федору исполнилось 14 лет, Афон посетил один русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления. Больной во сне было сказано, что она получит исцеление на Афоне. Вход на Афон женщинам воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему все и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен помолиться за нее Господу, и тогда она исцелится.

Игумен велел всей братии, кроме послушника Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Федора, и когда тот подошел и женщина увидела его, то закричала бычьим голосом: «Вот этот меня изгонит». Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его: «Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?» - «Золотенькой Божией Мамочке». Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водичкой и принести эту воду ему. «Отче, дай мне подержать пост три дня» - просил Федор. Игумен благословил его на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, горячо помолился, полил ее водичкой, и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их, она стала громко кричать: «Куда ты меня гонишь?» Отслужили молебен над больной, покропили ее водой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: «Отдайте это игумену на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды. Ибо Сам Целитель душ и телес наших через Свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, Их и благодарите». Это было первое чудо, сотворенное по молитвам послушника Федора, Первое время братия монастыря очень притесняла Феодора, а после такого явного чуда просто восстали против него. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что на Афоне монахи подвергаются одному сильному искушению: «Все эти люди принесли жертву, имя которой: "мне мір распялся, и я мipy» (Гал, 6, 14), После этой жертвы, не достигая искомого, монах подвергается особому искушению - духовной зависти, подобно тому, как Каин, видя, что жертва брата принята Богом, а его отвергнута, от зависти дошел до братоубийства, и монахи если не убивают своего брата физически, то нередко создают для него чрезвычайно трудные духовно условия».

Должно быть, инокам обители тоже трудно было видеть, как юный послушник быстро преуспевает в молитве и духовном делании, дважды хотели опорочить его и изгнать, но оба раза Царица Небесная и Архангел Михаил помогали Своему избраннику. Наконец, когда Федор должен был принять иноческий постриг, игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и рассказал ему все, что ему было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где, по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он подошел, наконец, к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Вспомним, что Федор ушел из дому в три года от роду, и конечно, никто из родных не мог бы узнать в юном страннике маленького Федю. Да и сам он едва ли мог кого признать.

Встретила его мать, и на просьбу о ночлеге впустила в дом; сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел ко Господу. Мать всех называла, обо всех рассказывала. И в конце со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок, и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца: если бы, мол, знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были, Мать, вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны, и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына, и, казалось, радости ее не будет конца. Кто может передать материнскую печаль и материнскую радость!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с родительским благословением снова отбыл на Афон в свою обитель, По прибытии в обитель он принял постриг в иноки с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем - в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Прибыв в Святую Землю, он обошел святые места, поклонился всем святыням. Обойдя Святую Землю, Феодосий пришел в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня. К тому времени Господь дал ему дар говорить на многих языках. Говорят, у гроба Господня в Иерусалиме о. Феодосий прослужил 60 лет. Сохранилась фотография тех лет, где из благословляющей руки отца Феодосия исходит сияние.

В 1879 г. отец Феодосий отправился на Афон - место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель "Положения Пояса Богоматери», он, по откровению Свыше, остался служить в ней, находясь в послушании настоятеля о. Иоанникия до 1901 г., а с 1901 г., после смерти отца Иоанникия, он, по преемственному праву, стал настоятелем обители. Отец Феодосий тяготился своими новыми обязанностями, ибо надо было много хлопотать по руководству обителью, а его влекло к живой молитве Богу, и в 1907 г.", по усиленной просьбе, его освободили от должности настоятеля, и он отправился в Иерусалим, где принял схиму. Ему было тогда уже 107 лет.

В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской заехал отставной генерал, и встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию.

Сюда старец с собой привез святыньки, которые вызывали лютую ярость демонов. Впоследствии, когда о. Феодосий примет подвиг юродства, он будет говорить о себе в третьем лице: «Мой дяденька». Вот что он говорил одной своей духовной дочери: «Мой дяденька шестьдесят лет служил у Гроба Господня в Иерусалиме, а потом Мамочка Боженькина велела ему возвращаться домой в Россию. Он уносил с собой святыни, а бесы гнались за ним по пятам, хотели отнять».

Пожив некоторое время в Челябинске, батюшка переселился на Северный Кавказ. Кавказ - место знаменательное, как Афон и Иерусалим. Когда по Вознесении Господнем ученики и Пречистая Матерь пребывали в Сионской горнице, апостолы бросили жребий: кому где проповедовать. Богородице выпала Иверская земля. Она тотчас хотела ехать туда, но Ангел остановил Ее: «Не отлучайся теперь из Иерусалима». Так Кавказские пределы стали уделом Владычицы, пославшей вместо Себя на проповедь равноапостольную Нину.

Эти места были оглашены апостольской проповедью задолго до Крещения Руси. Слово Божие возвещали здесь Андрей Первозванный и Симон Кананит. Сюда Благая Вратарница и привела схииеромонаха Феодосия, причастника благодати первого и второго Ее уделов. Это был Ее третий удел, и в этом видится тайна Святой Троицы, которая воплотилась в служении о. Феодосия в трех Богородичных уделах. На небосводе Русской Церкви зажглась новая звезда.

Некоторое время о. Феодосий жил на хуторе Романовский, в станице Кавказской, а позже, по откровению Божию, поселился в пустыни Темные Буки, что в 27 км от города Крымска.

Обитель укрылась на хребте Кавказских гор, между Анапой и Новороссийском, в густом буковом лесу, откуда и произошло название обители. Его основателем был схимонах Иларион, проведший 25 лет на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре. Известно, что он жил там тогда же, когда и о. Феодосий служил в обители "Положение Пояса Богоматери». Возможно, они были знакомы еще на Святой Горе. Схимонах Иларион опочил в 1916 году, похоронен под часовней в Темных Буках, где совершались богослужения.

После переселения схииеромонаха Феодосия в Темные Буки молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.

В пустыни, в ущелье на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье. Возможно, что именно при первом явлении Богородицы о. Феодосию в этом ущелье, Пречистая оставила отпечаток Своей стопочки на камне, который до времени был не известен.

На указанном Богородицей месте, на склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне отец Феодосий с помощью близ живущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы.

В свободное время о. Феодосий обучал местных детишек грамоте.

К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день: с Кавказа, Кубани, Сибири, Украины, Белоруссии, России, со всеми беседовал на их родном языке. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: «Будешь, будешь в монастыре», или: «Благословляю повенчаться», или: «О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь».

Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом, иных утешал в скорбях. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения. Он заранее знал, кто, и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь же по молитвам отца Феодосия забил из-под земли источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих.

Много чудес сотворил здесь батюшка, даруя каждому по его потребности для спасения.

Привезли как-то в пустыньку человека на костылях. Долго говорил с ним батюшка, обличал во грехах, о которых больной и помнить перестал, и горько заплакал тот покаянными слезами. Старец принес ему кружку мутной воды, и говорит: «Крестись истинно и пей до дна. Здесь все твои грехи». Осенил его крестом, и дал крест поцеловать. И совершилось чудо - мужчина встал и, отбросив костыли, сделал несколько шагов. Он был здоров. Бросился на колени перед отцом Феодосием, и возблагодарил со слезами Бога и старца. Батюшка же сказал ему: «Иди в мир и не греши». Рассказ об этом мгновенно облетел все окрестности, и молва сделала свое дело: в пустыньку стали стекаться еще более многочисленные паломники.

Молва о необыкновенном старце распространялась, и к нему стали приходить за благословением и советом и крестьяне, и люди знатные.

Рассказывают, как-то собрались к старцу Феодосию паломники - взрослые и дети. Шли долго, и на дорогу, ведущую к пустыньке, вышли только к вечеру. Неожиданно выскочили собаки, сторожившие отару овец. Люди в страхе остановились. И вдруг видят: к ним быстро приближается человек с палкой. Это был отец Феодосий. «Я вышел вас встречать, чтобы вы не устрашились». «Батюшка, а откуда Вы знали, что мы идем?». «Царица Небесная сказала. Иди, говорит, встречай, идут к тебе рабы Божий, они забоялись в дороге».

Однажды о. Феодосий до глубокой ночи молился на камне. В то время духовная дочь старца, Екатерина из Ростова несла послушание сторожа. Она стала свидетелем необычайного явления. Вдруг горы как бы вспыхнули, и все ущелье осияло необыкновенным, радужным светом. Женщина неземной красоты в лучах чудесного сияния подошла к батюшке и беседовала с ним. Екатерина упала ниц, и потеряла ощущение времени. Когда батюшка поднялся с камня, от него исходило мягкое свечение, которое медленно таяло. На вопрос Екатерины о. Феодосий сказал: «Мамочка Боженькина приходила посетить нас». И просил до времени умалчивать об этом.

Раба Божия Варвара приехала в пустыньку помолиться, поработать. Одновременно батюшку посетили два странника, которые три дня жили в келлии старца и вели с ним тайные беседы. Варвару разбирало любопытство. Наконец странники собрались в путь, и Варвара вызвалась их провожать. Одеты эти люди были странно, в рубище и без обуви - босиком, без сум, только посохи в руках. Варвара, простая добрая душа, подумав, что у них, наверное, и денег-то нет на проезд, стала предлагать рубль на билеты, горячо уговаривая. Странники посмотрели друг на друга и, улыбнувшись, сказали: «Мы путешествуем без билетов». На станции Варвара вдруг потеряла их из виду, будто сквозь землю провалились ее спутники. Вернувшись в пустыньку, она поделилась своими смущениями с батюшкой, на что тот сказал: «Тот, кому ты рубль давала - Илья-пророк, а другой - Иаков, брат Господень, но не открывай этого до моей кончины никому».

Когда в пустыньке гостила странница Мария, небо среди ночи заиграло всеми цветами радуги. «Пожар!» - испугалась она, выбежала из келлии и видит: о. Феодосий преклонил колена на камне, руки воздеты к небу. Рядом два прекрасных мужа с молниевидными ликами, такими яркими, что невозможно взирать, собеседуют с батюшкой. Она впала в забытье, и не помнит, что было дальше. Очнувшись, Мария подошла к церквице - батюшка уже облачался к службе. «Кто были эти двое?» - прошептала она. Старец запретил спрашивать об этом, но после настойчивых расспросов все же открыл, что его посетили библейские пророки Илия и Енох.

Енох - допотопный праведник, седьмой человек на земле от Адама, был восхищен на небо, минуя смерть. Пророк Илия, обличитель беззаконных правителей и их народов, вознесен на небо в огненной колеснице. Оба пророка, взятые живыми на небо, до сих пор живут во плоти в райских селениях. Так и будет со святыми, взятыми Господом, до начала мировой скорби, до наступления апокалипсического суда. Но перед этим Господь пошлет Своих пастырей Илию и Еноха, чтобы они в последний раз испробовали обратить людей к Богу перед лицом торжествующего зла.

О чем была беседа со старцем? Нам неведомо. Но можно сказать одно, что мы живем накануне...

Антихрист еще не открылся миру, но уже на подходе.

В это время по всей Святой Руси богоборцы-большевики, злодейски восхитившие власть и умучившие Святого Царя-Мученика Николая и все Августейшее Семейство, развернули жесточайшие гонения против Церкви Христовой. Расстрелы, пытки, разрушения церквей, конфискация церковных ценностей, осквернение святых мощей. Не довольствуясь явными гонениями, богоборцы создали собственную лжецерковь - обновленческую, выступившую против Святого Патриарха Тихона и хранимого им Истинного Православия.

Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в середине 20-х гг., освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: «Столько здесь рыбок, а останутся только четыре». Что это значило, стало ясно, когда старца арестовали, а его духовные дети разошлись кто куда, и в пустыньке остались только четыре женщины.

Скорбя о бедствиях, постигших Церковь Христову и Святую Русь, старец Феодосий выступил ревностным хранителем чистоты Истинного Православия, сохраняя верность заветам Святого Патриарха-Исповедника Тихона, отвергая соглашательство с богоборчеством и обновленчеством.

Вскоре Русскую Церковь постигла новая скорбь: митрополит Сергий (Страгородский) по требованию гонителей издал богоотступническую Декларацию о признании Церковью советской антихристианской власти, ранее анафематствованной Святейшим Тихоном. Ревностное сердце старца Феодосия с таким отступлением от Христа не могло примириться. Когда ему прислали Декларацию, он сжег ее при всем народе.

А вскоре, в марте 1927 г., за две недели до Пасхи, Батюшка велел матушкам Талиде и Елене печь пасхальные куличи и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника - и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до Страстной пятницы, а в Страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички, и сказал: «Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и там живите».

Как только он это сказал, вдруг заходят трое чекистов в черных кожаных куртках и говорят: «Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости».

«А я вас уже жду», - ответил Батюшка.

У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: «Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь». Еще раз благословил всех и сказал чекистам: «Я готов».

Его увезли в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. О пребывании в лагерях и заключениях старец-исповедник практически никогда ничего не рассказывал. Говорят, его отправили в лагерь на Соловки. Этап проходил через Краснодар, там он пробыл месяц, еще месяц - в Ростове, а затем отправили, уже без задержек, до места назначения. Позже его перевели в лагеря Казахстана. А ведь старцу тогда уже было сто двадцать девять лет.

В заключении и ссылке ветхий старец Феодосий пробыл 5 лет. В 1932 г. его освободили, и он приехал в Минводы. Здесь матушки Тавида и Елена, которые по благословению старца еще сразу после его ареста переехали из пустыньки в город, с Божией помощью приобрели хатку и остались на жительство, ожидая возвращения батюшки.

Поселившись в неприметной хатке, батюшка принял подвиг юродства Христа ради: ходил по улицам разодетый в цветную рубашку (что тогда считалось смешным), играл с детьми, бегал и скакал с ними, за что дети называли его "дедушка Кузюка». Вероятно, это было единственное верное для того времени и того положения, в котором оказался старец Феодосий, решение - и единственно возможное, чтобы продолжать служить Господу. Такой подвиг принял на себя в те годы и Епископ Варнава (Беляев), знаменитый сейчас духовный писатель, да и вообще очень многие исповедники Православия. Это позволяло им не просто выжить в тяжелейших условиях советских концлагерей, но и открыто проповедовать Христа среди заключенных. Лагерное начальство их за это не трогало: ну что взять с дурачков?

В домике старца одна комната была жилая, а в другой помещалась тайная домовая церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца и благостного отца. Своим духовным чадам старец не налагал строгих епитимий, объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. «Есть грех по естеству, а есть через естество, - говорил он. - По естеству - это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай "Отче наш», "Богородицу», "Верую», и Господь простит. А через естество - это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника, исправлять». Тайно каждый день он служил Божественную Литургию, причащался сам и причащал своих духовных чад.

Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озерной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное заключение, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а по соседству на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала им пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца, и вдруг видит, что дед Кузюка что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором, и бросил деньги по ошибке, как бы спрятал их, - юродивый ведь, и вид у него такой, не знает по своему неразумению, куда бросить деньги. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: «Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите». «Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души», - ответил ей Батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: «А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок». «Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло», - сказал ей Батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, зарыдала, упала на колени, в ноги батюшке и со слезами благодарила Бога и Его милосердие, обнимала ноги Батюшке и слезами омывала их. Он же поднял ее и сказал: «Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии». Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых они воспитали честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Ночью как-то пришел Батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: «Пойдем скорее на угольный склад». Дочь их Люба поднялась и пошла за Батюшкой, дорогой вспомнила и говорит: «Я книжку угольную не взяла» - «Сегодня она не нужна, иди быстрее», - ответил Батюшка. Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: «Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдет твоя душа?! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу». Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах - веревочная петля. Человек собирался повеситься, а Батюшка спас его душу, не дав диаволу его добычу. Не допустил Господь погибели, но ждет покаяния.

Известны случаи, когда юродивый необычным образом пытался предостеречь людей от трагедий...

Однажды Батюшка бросил в сенцы к соседке белую простынь. «Сумасшедший, что с него взять. Что взбредет в голову, то и делает», - подумала женщина, и не обратила внимания на предостережение, не забеспокоилась. А утром ее сына привезли мертвым: убило сцепкой вагона.

К другому соседу дед Кузюка зашел с веником и стал мести из углов, с подоконников, полок. Хозяин стал возмущаться, выгонять... А наутро к этому дому подкатила машина. Имущество конфисковали, семью выслали.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: «Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия».

Юродствуя, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и, опять-таки, совершал чудеса.

Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений... И вдруг стук в окно. Открывает - там юродивый. Протягивает конфеты: «На вот пока. А хлеб у тебя будет». Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. «Что же ты надумала, губить четырех человек? - встретил женщину отец Феодосий. - Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?» Он велел ей работать и молиться. Потом простился и сказал, что хлеб у нее теперь будет всегда. Скоро слова старца стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее теперь всегда бывала сыта.

Неся свой подвиг юродства, он совершал необыкновенной силы чудеса.

Когда немцы подступили к Минводам, был такой случай. Быстро-быстро подбегает дед Кузюка в своей цветной сорочке к детскому саду и кричит: «Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите» - и побежал в сторону, высоко и смешно задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил снаряд и разрушил его, но никто не пострадал, все убежали за чудачливым старичком, всех спас прозорливый старец.

И еще один случай. Рядом с железнодорожными путями в Минеральных Водах находилась городская больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином, а рядом вагоны с боеприпасами. Вдруг стрелочники заметили быстро бегущего деда Кузюку. В одной руке у него крест, другой силится столкнуть с места вагоны. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Глянули - и глазам не верят: вагоны потихоньку сдвинулись и покатились по путям. И только они успели откатиться - мощный взрыв потряс воздух. На место, где стояли вагоны, упала бомба, не причинив вреда ни больнице, ни людям, работающим неподалеку.

Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста, а о многих знает только Бог и те люди, которым в тяжкую годину пришел на помощь старец.

Главная ценность этих свидетельств - в описаниях опыта духовной жизни, которые можно назвать «голосом заботливого предостережения».

Часто отец Феодосий говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу. Он наставлял творить молитву Иисусову, и креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Сам он Евангелие знал наизусть. Порой без книг читал вслух без перерыва. Лампадка и свечи в его комнате сутками не потухали. Советовал своим чадам почаще читать откровение Иоанна Богослова: «Тогда страх Божий у вас будет».

Однажды приехала к батюшке духовная дочь Антонина из Новороссийска, а в те годы советская власть стала вдруг открывать церкви. И поделилась радостью: «Дедушка, рядом храм Божий, благословите посещать, а то раньше я ездила далеко». Старец покачал головой: «Там священничек толстенький, водочку пьет, папиросочки курит. Впрочем, если иногда зайдешь, не согрешишь. Слушай, как поют, читают. Иконы не осквернены, крест не осквернен, можешь приложиться, но под благословение не подходи».

В последние годы жизни старец Феодосий обитал с послушницами в небольшой хатке с очень низкими потолками. В ней было сыро. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Учил своих духовных детей: «Скажете не больше семи слов в сутки - спасены будете». Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой на устах: на лоб со словами «Господи», на грудь «Иисусе Христе», направо «Сыне Божий», налево «помилуй мя грешного». «И всегда читайте молитву Иисусову, идешь ли, стоишь ли, сидишь ли. Залезь в «колодезь» и твори там молитву, чтобы не видеть и не слышать ничего», - поучал старец.

Житие отца Феодосия - это непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, - это дела, сделанные ради Христа.

Как-то отец Феодосий говорит: «Молил я Боженьку: «Возьми меня, Боженька, хватит мне жить». А Боженька говорит: «Поживи еще немножечко, у тебя миллион духовных деточек, ты всех их любишь и всякую тварь жалеешь». Стало быть, немного еще поживу».

Старец Феодосий всем напоминал, что со времени земной жизни Спасителя только в Православии ничего не изменилось, и необходимо строго придерживаться апостольского учения и правил Святых Отцов. Он предсказывал, что Православная Церковь не лишится благодати, пока будет приноситься бескровная жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений.

В последний год жизни старца Феодосия пригласили в легальную сергианскую Покровскую церковь посмотреть, как там все красиво устроили. Стояла зима, старец был очень слаб, но пошел, зачем-то взяв с собою саночки. Около храма на глазах у всех он поскользнулся и сильно разбился - на его же саночках старца Феодосия отвезли обратно домой. Не было воли Божией на посещение сергианского храма... Тогда многие так и поняли: нельзя посещать красную церковь, можно духовно сильно разбиться. Это была одина из последних проповедей-уроков юродивого Христа ради и для нас немощных.

Вскоре Батюшка сказал, что через три дня наступит конец света. Все подумали о Страшном Суде, а он говорил о своей кончине. Говорил, что после его смерти будут плакать и курочки, и петушок, и котики, и птички. Рядом дежурила Мария. Старец взглянул на нее внимательно, как-то по-особенному, и спросил: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» - «Один Боженька знает, а я не знаю». - «Истинно говорю тебе и неложно, Господь свидетель, мне тысяча лет». Потом опять говорит: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» - «Боженька знает, я не знаю». - «Истинно говорю и неложно, Господь свидетель, мне шестьсот лет». Помедлив немного, в третий раз спрашивает: «Как ты думаешь, Мария, сколько мне лет?» - «Один Боженька знает, я не знаю».- «Истинно, неложно говорю, Господь свидетель, мне четыреста лет». Что за тайна скрыта за этими цифрами?

«Я уже был мертв, но упросил Боженьку оставить пожить еще немного», - признался Батюшка. «Хоть бы годик», - подумала Мария. «Нет, мало, совсем мало», - ответил на ее мысли Батюшка. На шестой день поднялся по веревочке, вышел на улицу, собрал детей, бегал и играл с ними. На седьмой день слег и больше не вставал.

Перед смертью старец попросил умыть его руки крещенской водой, потом всех благословил. При нем было пять человек, и они говорили между собою, как хоронить, если умрет? Спросить стеснялись. Батюшка сам сказал: «Дети, читайте Иисусову молитву и правильно креститесь, а меня Господь Сам управит, Сам пришлет человека».

Перед самой кончиной о. Феодосий сказал: «Вы не знаете, кто я такой, а когда Господь придет во славе во время Второго Своего славного Пришествия, глазам не поверите, где я буду». И еще говорил: «Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду».

Полина стояла у порога. Батюшка поднял руку для благословения. «Иди скорее, Поля», - шепчутся все, а она стоит, бледная как полотно, с места не может сдвинуться. Люба притянула ее к одру, и батюшка успел благословить. «Я видела, Сам Спаситель стоял за батюшкой и держал его душу, как младенца». Когда старец испустил дух, многие услышали, что в святом углу, как на Пасху, вдруг зазвонили колокола, такие долгие и благозвучные. Старец окончил свой земной путь. Произошло это 26 июля / 8 августа 1948 года.

Перед отпеванием появился неизвестный странник в сандалетах с крестобразными ремешочками, в руках посох с крестом на конце: «Благословите пропеть», - попросил странник. Исполнив положенный чин необычайно красивым голосом, он приложился к покойнику со словами: «Спаситель ушел уготовать место Своим ученикам, а ты идешь уготовать место своим чадам».

Иулиания пошла провожать неизвестного странника и хотела купить ему билет, а он сказал: «Господь мне не велит покупать билетов». И когда все-таки Иулиания пошла к кассе, странник исчез.

Перед выносом на кладбище люди захотели в последний раз сфотографироваться с Батюшкой, но от гроба шло такое сияние, что снимать было трудно. Даже фотограф спросил: «Кто был этот человек, что вокруг него столько света?»

Когда похоронная процессия приближалась к кладбищу, с полевых работ возвращалась супружеская пара. «Никак солнце из гроба сияет?» - изумившись, сказала женщина мужу.

А вот что рассказал о погребении преподобноисповедника житель Минеральных Вод С.Г. Дидик: «Народу было - не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес - легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают. Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал - смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой».

Рассказывают, что когда вынесли гроб и пронесли до окраины города, подошло четверо красивых юношей, с волосами по плечи, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и сапожках, что по тем послевоенным временам было роскошью. Они подняли гроб на руки и несли без перемены до самого кладбища. Когда опустили гроб в могилу, бросили по горсточке земли, заровняли холмик и собрались идти поминать, хотели пригласить и этих юношей, но среди присутствующих их не оказалось. Они были очень приметны, но никто не видел, куда они скрылись. Между тем место вокруг открытое, все стороны проглядываются на несколько километров. Многие подумали тогда: ангелы, что ли, его несли в виде юношей, и сам Предтеча отпевал?

И после смерти Батюшка Феодосий не оставил своих духовных чад. На его могилке и до наших дней совершаются неисчислимые чудеса. Механизаторы, работавшие на поле близ кладбища, часто видели над могилкой о. Феодосия сильное свечение, как бы световой столп поднимается к небу.

Когда раба Божия Екатерина молилась здесь вместе с послушницей старца инокиней Лидией, она увидела три огненных столпа. Они уходили ввысь, и чем выше поднимались, тем ярче были видимы. Стоял непогожий серенький день, а над могилкой небо отверзлось: нестерпимо яркий квадрат, куда вливаются сияющие столпы, как три пламенных ручья.

Иногда, когда восходило солнце, люди видели радужное сияние, лики Спасителя и Пречистой, голубей. Чудесные птицы прилетали на могилку и садились на ограду.

Раба Божия Екатерина, жившая неподалеку, видела, как в утренней дымке над кладбищем показался собор с куполами, не похожими на русские, более плоскими и выпуклыми. Недаром могилку Батюшки называли «вторым Иерусалимом». Когда приезжали к Батюшке богомольцы, он говорил: «В Иерусалим приехали». По пророчествам, в Иерусалим в конце времен будут сходиться скрывавшиеся в пустынях православные. Недаром Царство Божие называют Новым Иерусалимом - живая скиния, святилище правой веры, где обитает Святая Троица...

Дивный случай. Когда люди возвращались с кладбища, после похорон Батюшки им встретился мальчик, который задорно спросил людей, чем-то омраченных: «Вы откуда идете?» - «Да вот, батюшку Феодосия похоронили». А мальчуган переспросил: «Деда Кузюку?» - «Да»,- ответили ему. А мальчуган улыбнулся и сказал: «А я его только что видел. Он из могилки вылез, земельку отряхнул с себя и пошел».

Преподобный Феодосий, принявший на себя подвиги монашества, старчества и юродства, был наделен от Господа даром чудотворений. Люди вспоминают, что однажды по его молитве во время жаркой засухи пошел долгожданный дождь.

А вот как свидетельствует Владимир Ляшенок из Армавира:

«Когда-то очень сильно я болел туберкулезом, и сам, будучи врачом, не мог излечиться от этой болезни. Она прогрессировала, мне становилось все хуже и хуже. Однажды поехал на могилку старца Феодосия, почитал акафисты, каноны, помолился. Взял с могилки земли, воды, масла. Стал регулярно употреблять их. Вскоре пошел на рентген. И врач удивился - легкие были совершенно чистыми. Сейчас я и не вспоминаю о болезни. Слава Господу и Его угоднику преподобному Феодосию!»

Множество подвигов и чудес, совершенных отцом Феодосием за его долгую-долгую жизнь, сокрыто от нас. Некоторые, милостию Божией, ныне открываются нашему грешному взору для нашего назидания и укрепления.

Перед смертью старец говорил: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду...»

Скольких еще исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет преподобный старец! «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду...» - завещал великий старец.

Похожие публикации