Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Самому сделать казахское седло в домашних условиях. Седло для лошади: виды и предназначение. Ленчик можно создать из разных материалов

Опытные наездники знают как важно правильно подобрать седло для лошади. Комфорт человека и животного в этом случае на первом месте. Амуниция, подобранная исключительно под наездника может причинить неудобство и даже боль лошади, а если под коня, то здоровье человека также под угрозой. Чем отличается женское седло от универсального? На что обратить внимание при изготовлении седла, чтобы прогулки на лошади были одинаково приятны для обоих?

Виды седел

В зависимости от функционального назначения различают следующие виды:

Спортивные , подразделяются на подвиды: выездковое, конкурное, скаковое и троеборное. Используются в различных видах соревнований по верховой езде. От конфигурации седла зависит правильное исполнение сложных движений лошади и наездника в тандеме.

Строевое и рабочее - наиболее комфортные. В конструкции предусмотрена дополнительная набивка. Разрабатывалось с целью уменьшения нагрузки на позвоночник животного в длительных походах и максимально возможного времени нахождения наездника верхом. Используются в армии, в фермерских хозяйствах. Данная группа делится на подвиды:

  • пастушье;
  • ковбойское;
  • походное;
  • военное;
  • парадное.

Виды седел

Охотничье . На охоте сейчас практически не используется. Можно увидеть на выставках. Сконструировано так, чтобы всадник мог удерживать равновесие, отпустив поводья, и одновременно стрелять из ружья. Специальная конструкция облегчала всаднику преодоление препятствий.

Дамское . По отзывам девушек очень неудобная вещь. Левая нога наездницы должна находиться в стремени, а правая располагаться на луке. Для того чтобы девушка не соскальзывала, седло обивали замшей или бархатом.

Современные дамы предпочитают ездить в обычных, а женские седла теперь чаще используются в торжественных выходах, театрализованных и костюмированных представлениях. Ранее дамские седла для лошадей использовались для того, чтобы дама во время езды верхом выглядела максимально элегантно.

Универсальное . Подходит для легких дневных прогулок, используется в бытовых ситуациях, если под ним лошади ходить недолго и по хорошей дороге. Изготавливается из различных материалов, поэтому разница в стоимости может быть довольно ощутимой.

Попробуем свои силы

Самостоятельное изготовление этого предмета снаряжения довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому если отсутствуют навыки, седло для лошади лучше приобрести готовое или работать под присмотром опытного седельщика. Если же мастер уверен в своих силах и готов к работе, начинаем работу.

Ленчик

Самая важная деталь. Ее изготавливают с учетом габаритов лошади. Берут гибкую жесткую проволоку, выкладывают на спину животного, слегка надавливают по очертаниям спины лошади и получают каркас. Полученный силуэт переводим на картон и вырезаем. Получаем заготовку для макета. Прикладываем к спине лошади и проверяем, чтобы все параметры были соблюдены. Если заготовка идеально ложится на спину животного, продолжаем.

Далее находим самую высокую точку на холке. Отмечаем место на 4 пальца ниже лопатки, здесь будет находиться передняя лука. Потом находим место, в котором закончится задняя лука и спинную впадину, от верхней точки холки до окончания седла.

Материалом для ленчика служит дерево. Встречаются ленчики из фанеры и из стеклоткани. Т.к. в самом элементе много изгибов, до идеального совпадения его подгоняют специальными инструментами.
После удаления шероховатостей и недочетов еще раз прикладываем ленчик к спине коня и еще раз окончательно подгоняем.

Важно! Расстояние от спины животного до седла должно быть не меньше 2-3 пальцев. Если помещается 4 пальца, то животному под ним будет неудобно. Так же вредно, если седло сдавливает бока лошади. Также плохо, когда оно широкое, т.е. расстояние меньше 2 пальцев.

Начинаем работать с внутренней обивкой

Чтобы ленчик не впивался в спину лошади и не натирал, используют поролон в несколько слоев. Подкладочный материал выкраивают по контурам ленчика с припусками в 2-3 см. Собираем в таком порядке: к ленчику прикладываем форму из фанеры, затем к ней прибиваем гвоздями многослойный поролон. Гвозди по длине выбираем такие, чтобы они смогли «зацепиться» за сам ленчик.

Важно! Внутреннюю обивку нужно равномерно разместить по всей площади.

Внешняя обивка подвергается интенсивной нагрузке

Поэтому материал для нее нужно подбирать прочный и износостойкий. Чаще всего используют кожу или кожзаменитель. Работа с кожей требует дополнительных затрат времени и определенных навыков. Проще использовать грубый нескользкий материал, например, драп. Но тканевая обивка изнашивается очень быстро, поэтому мастеру надо быть готовым к частой ее замене. Закрепляем материал.

Симметрично закрепляем подпруги и стременные путлища

Для этого изнутри седла устанавливаем крепеж, а к нему прикрепляем путлища и стремена. Затем пришиваем ремни подпруг. Если же мастер желает сделать их съемными, то придется предусмотреть дополнительные крепления. Подпруги, путлища, кольца, стремена и пристежки лучше приобрести в специальном магазине.

Все, седло готово. Обязательно примеряем его на лошадь и отправляемся в пробную поездку. Если проявились недостатки, их можно смягчить потниками из мягкой плотной ткани, например войлока. Потник должен повторять форму седла. Если наездник и лошадь не чувствует дискомфорта, значит все идеально. Поздравляем, вы справились!

Седло является самой дорогой и важной частью снаряжения. Качество ручной работы, разнообразие материалов, которые применяются в изготовлении седел напрямую влияют на его стоимость. Наездники с опытом советуют правильно подбирать седла в зависимости от того, как будут использоваться ездовые животные, не жалеть средств на седло для лошади.

Изготовление седла: видео

Седло для лошади — один из самых важных элементов снаряжения для верховой езды. Это своего рода проводник между скакуном и всадником, а его правильность формы обусловливает комфорт и животному, и человеку. Поэтому важно не просто правильно надеть седло на лошадь, но и правильно подобрать, ведь оно оказывает влияние не только на движение скакуна, но и на его здоровье. Неправильно выбранный элемент снаряжения окажет животному дискомфорт, может привести к физическим повреждениям (потертости, намины) и даже травмам спины. Какие есть основные виды и из чего оно состоит давайте рассмотрим вместе.

[ Скрыть ]

Разновидности седел

Седло наряду с уздечкой — один из самых древних предметов конного снаряжения. Но если самые первые примитивные «сидения» представляли собой лишь небольшую накидку с ремешками, то сегодня об его правильной конструкции и форме беспокоится сама наука. Современное «сидение» призвано заботиться об комфорте и здоровье как скакуна, так и всадника. Именно поэтому существует огромное разнообразие видов седел, которые используются в разных конных дисциплинах с учетом уровня сложности, нагрузки на спину и суставы, времени нахождения человека верхом. Предлагаем узнать, какие существуют виды конного седла и чем они отличаются.

Название Фото Краткая характеристика
Кавалерийское (строевое) Кавалерийское седло относится к группе строевых и рабочих, предназначено для длительного нахождения всадника верхом на коне. Ленчик сделан из прочных материалов (сталь или дерево), что обеспечивает большую износостойкость, а также правильное распределение нагрузки на спину лошади. Оно традиционно использовались в армии, а также в длительных кавалерийских походах, поэтому оснащено дополнительными креплениями для вьюков и оружия.
Казачье
Казачье седло также предназначено для длительного нахождения человека верхом, но его форма кардинально отличается от остальных. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такая конструкция позволяет всаднику во время езды привстать на ровных ногах без необходимости «облегчаться» на рыси. Особая форма и наличие небольшой рукояти позволяет седло применять для джигитовки.
Дамское или женское
Дамское седло или женское было придумано и сконструировано еще в 14 веке, чтобы придать элегантности посадке женщины верхом. Его особая форма позволяет дамам располагать ноги с одной стороны лошади, при этом одна нога (чаще левая) вставляется в стремя, а другая располагается на верхней луке. После 1920-х годов, когда дамы переоделись в брюки, дамское седло ушло в некое забытье. В нынешнее время интерес к нему опять возвращается и дамское седло все чаще можно увидеть не только на конных шоу и выставках, но и на некоторых соревнованиях.
Конкурное
Конкурное седло предназначено для конкура и имеет свои некоторые особенности: крылья выдвинуты немного вперед, что позволяет всаднику плотнее прижимать ноги, обеспечивая тем самым более устойчивую посадку во время прыжка лошади. Задняя лука делается либо круглой, либо квадратной формы, что упрощает посадку. Достаточно популярным являются спортивное снаряжение компании Кентавр (Кentaur).
Выездковое
При выездки посадка всадника должна быть максимально глубокой с хорошо выпрямленной ногой для большего контакта с боком лошади. Поэтому выездковое седло с укороченным сидением обеспечивает глубокую посадку, а узкие и достаточно длинные крылья поддерживают ногу в нужном положении. Кроме того, для того чтобы лошадь хорошо улавливала изменения посадки всадника и его команды корпусом, обивка уменьшена и сделаны короткие узкие полки. Как и конкурное, выездковое седло также делает компания Кентавр.
Универсальное
Седло универсальное благодаря своей универсальной формы подходит для любого вида конного спорта и верховой езды в целом. Оно используется чаще всего конниками-любителями, а также подходит для охоты, прогулок, постижения основ выездки или тренировки.
Троеборное
Троеборное седло по внешнему виду очень напоминает седло универсальное и также успешно может использоваться во всех видах конного спорта и верховой езды. Однако троеборное седло имеет отличие — более выдвинутое вперед крыло с подушкой, что позволяет всаднику принять полевую посадку во время кросса.
Скаковое
Скаковое седло предназначено для скачек, когда всадник принимает особую посадку – стоя в коротких стременах. У него упрощенная форма, практически плоское сидение и очень короткое путлище. Такая конструкция позволяет максимально снизить его вес, например, стандартное скаковое весит около 400 грамм. Не стоит путать безленчиковое седло со скаковым.
Офицерское (Варшавское)
Офицерское седло было придумано специально для езды на военных парадах, а также для командного состава конной полиции и армии. Его форма, а именно изгиб седла, очень удобна для лошади, не набивает спину, распределяет вес. Сегодня его также используют для конных длительных пробегов, в походах или при полевой езде. Оно оснащается множеством колечек, куда можно прикрепить необходимые вещи и оружие.
Вестерн Седло Вестерн, оно же ковбойское изначально использовалось ковбоями в Америке во время выпасания скота. Его форма позволяет максимально обеспечить комфортную и устойчивую посадку ковбоя во время резких движения и остановок лошади. Кроме того, главная особенность – наличие рожка (для лассо), а также специальная глубокая форма и высокая задняя лука обеспечивает освобождение рук всадника. Также ковбойское седло хорошо сконструировано с точки зрения комфорта лошади, его широкие луки распределяют вес всадника, поэтому его можно выбрать для длительной верховой езды.
Австралийское
Австралийское седло пастушье очень похоже на Вестерн, имеет подобную форму и конструкцию. Из отличий можно отметить более выраженные полки как в строевом, что обеспечивает более удобную глубокую посадку, как на стуле. Оно также предназначено для длительной верховой езды, комфортно для лошади и человека.
Безленчиковое
Безленчиковое седло имеет мягкую конструкцию и благодаря пластичной формы плотно прилегает к спине лошади. Оно более комфортно с точки зрения здоровья спины коня, поэтому подходит даже для скакунов с проблемами и травмами. Безленчиковое седло может подбираться под любую лошадь и всадника.
Для пони
Седло для пони по форме и конструкции ничем не отличается от обычного универсального. Разница только в размере и в возможности его подогнать под ребенка. Такие седла для пони бывают разных видов, в зависимости от потребности, например, есть для пони Вестерн, конкурное, седло универсальное для пони или безленчиковое седло.
Вьючное
Вьючное седло предназначено для перевозки на лошадях достаточно большого и объемного груза. Например, в туристических и горных походах. Его конструкция обеспечивает более плотное прилегание к телу, предусмотрены широкие подпруги и шлеи, препятствующие сползанию груза во время движения в гору или вниз. Также вьючное седло имеет много креплений для вьюка.
Испанское
Испанское седло – это то же австралийское седло, только его европейский аналог. Оно также удобно, но отличается более высокими бортами. Требует некого мастерства при работе с шенкелем.

Строение седла

Современное седло имеет достаточно сложную и обусловленную конструкцию. Основа седла состоит из твердого каркаса – ленчик, форма которого определяет форму. Что еще входит в конструкцию и какие есть части седла смотрите на схеме,а также на видео (автор видео — Tech Blog)

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом. Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене. Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.
Запрос вернул пустой результат.

Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  3. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  4. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  5. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  6. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  7. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  8. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  9. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  10. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат. Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Мастер конских седел »

В этом видео предлагаем вам еще больше углубиться в великое таинство изготовления конских седел. (автор видео — Mak White)

Седло - приспособление, кладущееся на спину лошади для удобства посадки всадника и равномерного распределения его веса по спине лошади. Первые седла появились в 1 тысячелетии до н. э. и представляли собой покрывала, которые держались на спине животного с помощью хвостового и нагрудного ремней. Седла сегодня - конструкции с жесткой основой, которые крепятся вокруг груди лошади с помощью особых ремней-подпруг. Седла для соревнований и шоу делаются из высококачественной кожи, учебные и тренировочные седла - из более дешевых материалов.

Самое простое седло состоит из нескольких деталей :

  • деревянная, пластиковая или металлическая основа-ленчик из двух частей-лавок, соединенных спереди и сзади дугами-луками;
  • два кожаных крыла, предупреждающие контакт ног всадника с пряжками приструг и путлищ;
  • два кожаных подкрылка;
  • кожаное сиденье, дающее всаднику возможность правильно и удобно расположиться;
  • две подушки из плотной материи, обычно набитые шерстью и расположенные под сиденьем, дабы минимизировать воздействие веса всадника на позвоночник лошади;
  • войлочный потник, смягчающий давление седла и подушек на тело лошади, препятствующий образованию потертостей;
  • тесьмяная, прорезиненная или кожаная подпруга, плотно облегающая тело животного и не дающая седлу сползать вбок или вдоль спины (некоторые виды седел имеют по две-три подпруги);
  • две или четыре приструги, к которым крепится подпруга;
  • два кожаных или металлических стремени (куда вставляются ступни всадника) с двумя ремнями-путлищами для крепления к седлу путем продевания в пряжки-шнеллеры.

Существует множество разновидностей седел в зависимости от их назначения и места происхождения. Они различаются по форме, размерам, конфигурации и наличию специальных деталей.

Так, безленчиковые седла , как ясно из названия, не имеют жесткой основы-ленчика. Седла-вестерн отличаются специальным рогом впереди для крепления лассо пастухов и особой конфигурацией стремян. Скаковые очень малы по массе и размеру и обладают небольшим весом. Длинные дамские имеют всего одно стремя (слева) и два рожка спереди, чтобы женщина могла сидеть в седле в платье, перекинув обе ноги на одну сторону. Казачьи оснащены толстой подушкой на сиденье для облегчения долгого пути в них. Седла для выездки отличаются длинными крыльями и высокими луками, обеспечивающими плотную посадку всадника. Вольтижировочные имеют специальные упоры для выполнения гимнастических упражнений на лошади. Многие страны и местности имеют свои, именные седла с различными особенностями: португальское, австралийское и др .

Дамская езда - верховая езда в особом боковом седле. Ранее была единственно возможным вариантом для женщин, сегодня используется в костюмированных шоу и выступлениях.

Помимо полноценных седел, существуют урезанные их варианты (гурты, седелки и пр.), специально модифицированные для выполнения определенных задач. О используются, например, для вольтижировки или иппотерапии .

Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.

Основа седла

Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).

Рисунок 1

Современные ленчики бывают нескольких видов:

  • Деревянные, изготовленные из цельного массива дерева, часто сочетаются с металлическими гребнями.
  • Из клееной древесины. Они менее прочные, чем древесные, зато более легкие и гибкие.
  • Металлические.
  • Из синтетических материалов (стеклоткань, фиберглас).

У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им - синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.

Внутренняя и внешняя обивка седла

К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории - пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.

Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.

Английское седло в деталях


Рисунок 2

Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем . У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) - самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.

Спереди седло ограничено невысокой передней лукой , которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой , она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.

Боковые части седла - это крылья . Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.

Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер - металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем . Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.


Рисунок 3

Под большим крылом спрятаны приструги , обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга - широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад - пристегнуть подперсье . Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.

Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем , которое не дает коже и металлу натирать бока.

Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.

Рисунок 4

1 - Задний бенфутор 2 - Передний бенфутор 3 - Приструги

Рисунок 5

1 - Передняя лука

2 - Сиденье

3 - Задняя лука

4 - Подушки

5 - Петля-держатель для заправки конца путлища

6 - Задний бенфутор

8 - Передний бенфутор

9 - D-образное кольцо для пристегивания подперсья

Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского. Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди. А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

    Показать всё

    Типы седел

    В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Вольтижировочное

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Вольтижировочное седло

    Английское

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок. Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности - 1-2 часа. Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.

    Изменения в конструкции седел не принципиальны, но создают больше удобств для работы всадника и лошади.

    Английское конкурное седло

    Полочное

    В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

    У полочных тоже есть несколько видов:

    • кавалерийское;
    • казачье;
    • пастушье;
    • дамское;
    • пробежное.

    Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

    Пастушье

    Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам - удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.


    Наиболее распространенные сегодня модификации пастушьих седел - вестерн и австралийское. У седел вестерн тоже несколько подвидов, приспособленных для конкретного вида работы со скотом. Общие требования к ним - глубокая и крепкая посадка, удобство всадника и лошади при работе в течение всего светового дня.

    Дамское

    Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.


    Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

    Кавалерийское

    Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

    Имеет длинные полки и толстый потник под седло. Ранее имело 12 размеров, предназначавшихся для лошадей с разной формой спины. Отличались они углом наклона полок. Постепенно количество их сокращалось, и сейчас несколько фабрик выпускают все седла одного размера.


    Казачье

    Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.


    Пробежное

    Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

    Одна из моделей пробежных седел

    Вьючное

    Современное вьючное седло

    Древняя конструкция вьючного седла

    Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

    Самостоятельное изготовление

    Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

    Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

    Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

    Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

    Ленчик кавалерийского (строевого) седла

    Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм - не менее 3 м²;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм - 1 м²;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной - 2 м²;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).

    Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

    Войлок

    Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.


    Подготовка ленчика

    Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

    В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.


    Проверяют правильность изготовления полок, положив ленчик на лошадь. Он не должен качаться или «топорщиться».

    Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

    Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

    А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

    Живец

    Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.


    В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

    В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:


    Войлочная подбивка полок

    Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.

    В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

    Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:


    Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

    Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол. Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины. В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

    Подпруги и приструги

    Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.

    Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

    Подпруга круговая

    Приструга – ремень, "намертво" прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

    Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

    Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие - тесьмяные или гелевые.


    Потник

    Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

    Потник экономкласса с кирзовой крышкой

    Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

    Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

    Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

    В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

    Путлища

    Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

    Горизонтальная прорезь – место под путлище

    Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу - выдерживать вес всадника и не рваться.

    Крышка

    Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

    Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

    Правильное положение

    Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки. В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади. Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

    Крыло

    Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.


    На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

Похожие публикации