Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Подготовка к огэ информатика с решениями. Личный опыт: как сдать ОГЭ по информатике

Приветствуем вас на нашем сайте!

Имею честь представлять замечательный коллектив

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 208 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Мотивом для создания сайта сталo огромное количество информации об ЕГЭ и ОГЭ, как в средствах печати, так и в Интернете.

Цель данного сайта помочь школьникам, учителям информатики, родителям разобраться в вопросах что же такое ОГЭ и ЕГЭ по информатике.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ОГЭ – Основной Государственный Экзамен по информатике и ИКТ является экзаменом по выбору в 9 классе. Это означает, что учащийся может самостоятельно принять решение о том, нужно ли ему сдавать данную дисциплину или нет. Если вы планируете связать свою дальнейшую жизнь с направлением информационных технологий или еще пока не определились с выбором профессии и хотите продолжить обучение на старшей ступени школы в классе информационно — технологического профиля, а может просто интересуетесь возможностями современных компьютеров и программированием, то стоит выбрать информатику и ИКТ для аттестации 9 классе.

Итак, экзамен выбран, и хоть он и не носит характер обязательного, как математика или русский язык, подготовка к нему должна быть не менее интенсивной.

Экзамен по информатике и ИКТ в 9 классе не относится к категории сложных, однако здесь вам понадобится некоторое количество специфичных знаний, которые вы не получите в обычной жизни: таких как навыки программирования или работа с формулами алгебры логики. Звучит угрожающе, не правда ли? Однако пугаться не стоит, все задания решаемы и легко поддаются пониманию.

Стоит сразу огорчить тех, кто на экзамене по информатике ожидает увидеть такие задания как: создать презентацию в Power Point, отредактировать текст в Word, нарисовать картинку в Paint – всего этого в ОГЭ по информатике 2018 вы не встретите. Многие ребята выбирают информатику в полной уверенности, что их ждут именно такие задачи и очень удивляются, когда видят реальные КИМ ОГЭ по ИКТ. Это связано с тем, что в школах часто используются несколько устаревшие программы обучения информатике, где каждый год ученики проходят такие темы, как: «устройство компьютера», «периферийное оборудование», «что такое сеть Интернет» и т.п.

Все эти темы, конечно, необходимы учащимся, но стоит помнить, что информатика - очень динамично развивающаяся наука, а современные дети зачастую знают об устройстве компьютера больше, чем взрослые. Поэтому давно пришла пора уделить этим темам в школьном курсе меньше времени, а на первый план поставить задачи формирования навыков алгоритмического мышления и программирования.

В прогрессивных школах и профильных классах эти идеи уже воплощаются в реальность, поэтому дети, обучающиеся в такой среде, знают информатику и ИКТ на порядок лучше ребят из общеобразовательных школ. Но этот фактор абсолютно не является причиной отказываться от сдачи ОГЭ по информатике 2018 в 9 классе. Существует масса способов подготовки к экзамену, среди которых обязательно найдется тот, который придется вам по душе. Итак, перечислим некоторые из них.

Конечно, ученик, который выбрал для сдачи ОГЭ по информатике и ИКТ, с компьютером и Интернетом на «ты», поэтому многие знают о специальных образовательных сайтах и порталах. В первую очередь хотелось бы сказать об открытом банке заданий Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ), где есть всевозможные задания по информатике и ИКТ, которые могут войти в КИМ ОГЭ. Но это уже скорее для тех, кто хоть немного готов к экзамену и хочет больше практиковаться. Для тех, кто еще совсем не представляет, как подступиться к ОГЭ, есть другие варианты подготовки.

Например, видео-уроки по разбору заданий. Минус только в том, что нельзя задать вопросы преподавателю и, как правило, на таких уроках не дают набор заданий для тренировки, только объясняют алгоритм решения на небольшом количестве примеров, чаще всего - на одном. Поэтому для отработки полученных навыков, необходимо самостоятельно искать аналогичные задачи.

Также существует огромное количество сайтов, где можно найти образцы решенных заданий по каждому номеру экзаменационного КИМа. Как правило, на этих же сайтах можно найти огромное количество заданий для тренировки, а также генераторы вариантов ОГЭ по информатике. Это дает возможность прорешать большой объем заданий и быть готовым к экзамену.

МАТЕРИАЛЫ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Огромное количество книг, методичек и просто сборников заданий можно найти на полках книжных магазинов. Как правило, в таких сборниках есть не только примеры заданий, но и ответы с решениями - отличный способ тренировки и самопроверки. Если уже есть хоть какая-то база знаний, то остается только купить подобный сборник и отрабатывать темы. Если же знаний пока нет никаких, тогда надо искать дополнительные возможности для подготовки к ОГЭ по информатике 2018.

СЛОЖНО ЛИ СДАВАТЬ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Конечно же, лучший способ подготовиться к экзамену – это живое общение и постоянные консультации с преподавателями. Обязательно (даже в первую очередь) стоит сообщить своему школьному учителю, что вы выбрали для сдачи именно его предмет. В школе организуются дополнительные занятия, и каждый желающий ученик может посещать их абсолютно бесплатно.

Итак, подготовка к ОГЭ в 9 классе по информатике, конечно же, необходима, какими бы хорошими ни были ваши знания по предмету в школе. Задания экзамена могут отличаться от школьной программы. Поэтому будьте готовы ко всему и сделайте это вовремя.

Сайт находится состоянии разработки, развития, свои предложения и замечания высылайте через форму

с уважением администратор сайта Коняхин Анатолий Васильевич — учитель информатики

Реклама

ОГЭ – это Основной Государственный Экзамен для выпускников 9 классов общеобразовательных и профильных школ нашей страны. Экзамен в формате ОГЭ может носить обязательный и добровольный характер. Так, ОГЭ по русскому языку и математике являются обязательными к сдаче для получения школьного аттестата.

Испытания по остальным школьным предметам являются экзаменами по выбору. Ученик сам выбирает, какой предмет сдавать в зависимости от своих приоритетов и жизненных целей. Если вы планируете продолжить образование в профильном классе или школе по направлению «Информационные технологии», или планируете уйти в колледж и обучаться данной специальности, или же просто интересуетесь компьютерными технологиями и программированием, то стоит выбрать для сдачи информатику.

Что можно брать на ОГЭ по информатике 2018: что разрешается?

В преддверии экзаменов выпускники школ интересуются, что можно взять с собой на экзамен? Традиционно понадобится паспорт, 2 черные ручки, не возбраняется шоколадка без обертки и вода без этикетки.

При сдаче некоторых предметов при сдаче Государственной итоговой аттестации (ГИА) можно и нужно пользоваться разрешенными справочными и вычислительными материалами.

Ниже приведен список разрешенных к использованию дополнительных материалов:

Русский язык — орфографический словарь;

Математика (алгебра) — таблица квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Калькуляторы на экзамене не используются;

Физика — непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование;

химия — периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор;

Биология — не используются дополнительные материалы;

География — линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8 и 9-х классов (любого издательства);

Обществознание — не используются дополнительные материалы;

История России — не используются дополнительные материалы;

Литература — полные тексты художественных произведений и сборники лирики;

Английский / немецкий / французский / испанский язык — звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура для аудирования и записи ответа на устный вопрос.

Информатика — для 1 и 2-й частей не используются дополнительные материалы, для 3-й части - компьютер со знакомым ученику программным обеспечением;

Что можно брать на ОГЭ по информатике 2018: как сдать?

ОГЭ по информатике – это экзамен при окончании 9-го класса, может сдаваться по выбор самим учеником или может быть назначен всем ученикам на региональном уровне.

При сдаче ОГЭ по информатике ученик заранее указывает, с каким программным обеспечением он знаком и на каком языке программирования он собирается выполнять часть 2.

Для выполнения части 2 – с написанием кода – ученику предоставляется компьютер. Как варианты языков программирования принимаются: С или С++, Basic, Pascal или естественный язык.

Экзамен в этом году совсем не отличается от прошых лет, потому многие готовились к нему по материалам и 2016-го, и 2017 года.

Время проведения экзамена: 150 (2,5 часа).
Разрешенные материалы: для 1 и 2-й частей не используются дополнительные материалы, для 3-й части – компьютер со знакомым ученику программным обеспечением.
Минимальный балл (соответствует тройке): 5.
Максимальный балл: 22.
Количество заданий: 20

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

В данном разделе вашему вниманию представлена информация по экзамену в 9 классе "Информатика" в формате ОГЭ. Доступны демонстрационные варианты, справочники с теорией, спецификации к экзамену и тренировочные тесты. С информацией и о формате экзамена Вы можете ознакомиться ниже.

Информация об экзамене

Экзамен по информатике состоит из двух частей и 20 заданий.

Первая часть содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности

  • 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры
  • 12 заданий , подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов

Вторая часть содержит 2 задания высокого уровня сложности.

Задания второй части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.

Среди заданий 1– 6 представлены задания из всех тематических блоков, кроме заданий по теме «Организация информационной среды, поиск информации»; среди заданий 7–18 – задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания части 2 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной формах, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 20 дается в двух вариантах: задание 20.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 20.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования. Экзаменуемый самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Система подготовки к ОГЭ по информатике

На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го класса. Результаты экзамена используются при комплектовании профильных 10 классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования. В настоящий момент главным результатом учительского труда принято считать успешность выпускников на ОГЭ. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ (ГИА). Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Итак, с чего начинать?..

Первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют следующие темы

    Информация и информационные процессы

    Информационные технологии

    Алгоритмы и исполнители

    Основы логики

Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы:

- в программе под руководством И.Г. Семакина полностью отсутствует тема «Основы логики». Не затрагиваются разделы «Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации», «Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)».

- в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы: «Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования».

В данных примерных программах полностью отсутствуют такие темы как: «Преобразование логических выражений»,«Построение таблиц истинности и логических схем». Частично используется тема: « Технологии программирования».

Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ГИА не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки).

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ.

Только системная работа в течение всего курса информатики позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что начиная с 5-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ. После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми тестами по основным разделам информатики. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам - выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом "Примеры заданий из ОГЭ" . Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.

Например, в конце 8 класса можно провести итоговое тестирование в форме ОГЭ по следующим темам:

    Количественные параметры информационных объектов.

    Файловая система организации данных.

    Кодирование и декодирование информации.

    Скорость передачи информации.

    Осуществление поиска информации в Интернете.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.

Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Каждое задание из демоверсии ОГЭ анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ОГЭ, чтобы закрепить тему. В ходе подготовки к ОГЭ ученики под моим руководством повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные задания, показываю разные способы решения задачи. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ОГЭ, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. (такой мониторинг провожу на каникулах после 3 четвери). Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С учащимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации.(4 четверть на отработку)

Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Похожие публикации