Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как общаться с учителем. Советы ученику. Способы эффективного общения "учитель-ученик" Памятка правила общения учителя с младшими школьниками

В новом учебном году встретиться с учителями предстоит не только ученикам, но и родителям. Повод для такого общения может быть разным - от обычного родительского собрания до вызова в школу классным руководителем. Все мамы и папы любят своих детей, поэтому чаще оказываются на их стороне, заранее негативно воспринимая учителя. Часто это приводит к новому витку проблем.

Как же правильно построить отношения с учителем, чтобы все оставались довольны друг другом – и родители, и педагог, и ученики?

Ситуация первая. Родительское собрание

Как себя вести?

Родительское собрание – это коллективная встреча. Педагог должен вынести на обсуждение проблемы класса, организационные вопросы, ознакомить родителей с новыми приказами и постановлениями. Беседы с учителем «тет-а-тет» от родительского собрания ждать не стоит. Главная задача родителя – внимательно слушать: записывать важное, отмечать для себя темы, которые нужно обсудить с ребенком. Если преподаватель захочет пообщаться с кем-то из родителей отдельно, он сам скажет об этом. Навязываться с разговорами о вашем ребенке во время коллективного обсуждения классных проблем не нужно, и уж тем более не нужно при всех спрашивать, успешен ли тот или иной ученик. Представляете, в какую нелепую ситуацию вы попадете, если неуспешен? Да даже если и успешен, то вряд ли об этом будет интересно слушать другим родителям.

В крайнем случае, можно спросить, когда учитель готов вас принять, чтобы обсудить накопившиеся у вас вопросы. Но никогда не забывайте, что коллективные проблемы не менее важны, чем личные, ведь ваш ребенок – часть коллектива и его успеваемость во многом зависит от того, что его окружает в школе.

Ситуация вторая. Учитель вызвал родителей в школу, потому что недоволен ребенком

Как себя вести?

Во-первых, не пренебрегайте встречей. Как бы заняты вы ни были, нужно найти время для общения с учителем, ведь одна нерешенная проблема может перерасти в серьезный конфликт. Во-вторых, диалог с учителем стоит начинать с позитивной ноты. Например, так: «Спасибо, что вы нашли время встретиться со мной, и обсудить проблемы моего ребенка. Я надеюсь, что мы найдем верное решение» . Разговор между двумя взрослыми людьми должен происходить на равных. Не пытайтесь «давить», если вы старше педагога. Не пойдет на пользу и обратная ситуация – когда учитель старше и родитель преклоняется перед его авторитетом, и соглашается со всеми умозаключениями педагога, не внимая доводам разума.

Если в процессе беседы выяснится, что педагог был прав и его претензии к ребенку обоснованы, лучше всего признать это. Если же , по вашему мнению не прав, то стоит выслушать его молча, принять все услышанное к сведению и уже после без эмоций решать, как вести себя дальше. Споры, демонстрация своего превосходства лишь усугубят ситуацию. В обоих случаях, когда учитель прав или не прав, разговор можно перевести в мирное русло спокойной фразой: «Спасибо, что рассказали о проблеме. Я приму к сведению. А есть ли у моего ребенка какие-нибудь успехи?»

Часто случается так, что успеваемость ребенка снижается из-за проблем в семье. В этой ситуации нужно быть предельно откровенными с учителем и честно рассказать ему о том, что произошло дома. Если школьник переживает внутреннюю драму, педагог должен знать об этом, чтобы выбрать модель взаимодействия с ребенком.

Ситуация третья. Родители решили поговорить с учителем, потому что ребенок жалуется на несправедливые оценки

Как вести себя?

Встречу с учителем нужно назначать заранее (например, по телефону или по электронной почте), а не врываться в класс в середине урока с криками: «Почему вы поставили моему сыну двойку?» . Уважайте время учителя: во-первых, незапланированная встреча может отвлечь его от проверки контрольных работ или подготовки к уроку, а во-вторых, из-за занятости педагог не сможет уделить достаточно внимания вашей проблеме.

Вопрос, который вас беспокоит, нужно сформулировать заранее, чтобы говорить конкретно и по делу.

Если причиной визита в школу стала недавно полученная двойка, родителям перед встречей с учителем стоит открыть учебник и спросить, что знает ребенок по теме, которая была оценена неудовлетворительно. В большинстве случаев оказывается, что . Дети, даже если они учатся на «хорошо» и «отлично», действительно могут не подготовить домашнее задание. Тогда цель вашего разговора с учителем – понять, как помочь ребенку освоить сложный материал.

Но даже если учитель не прав, вести диалог нужно в уважительной манере. В этом случае вы можете предложить педагогу еще раз проверить знания ребенка и дать ему шанс исправить плохую оценку. Ни в коем случае не берите с собой на встречу ребенка! Разговор родителей и учителя – это разговор взрослых людей.

Многие родители жалуются на то, что педагог специально занижает оценки ученикам, чтобы затем предложить свои услуги как репетитора. Если вы оказались в такой ситуации, то все равно не нужно самостоятельно доказывать свою правоту. Лучше, если разговор с учителем зашел в тупик и выход из конфликтной ситуации не был найден, обратиться к директору школы, но при этом вы должны быть готовы к тому, что администрация учебного заведения проверит знания ребенка по предмету.

Если же окажется, что ученик действительно плохо владеет материалом, не пытайтесь «задобрить» учителя подарками. Поговорите с педагогом откровенно, признайтесь, что были не правы, а все презенты оставьте до того момента, когда проблема будет решена.

Идти же к директору школы сразу после возникновения проблемы, минуя кабинет учителя, не стоит. Это распространенная ошибка, которую допускают многие родители. Учитель должен чувствовать, что вы готовы к диалогу с ним, а не думать, что в любой ситуации вы будете жаловаться на него руководству.

Учитель – один, а детей много. Об этом стоит помнить любому ответственному родителю, поэтому не нужно игнорировать просьбы педагога прийти на встречу, но и ходить в школу слишком часто тоже не стоит, навязчивость вызовет раздражение у педагога и помешает благополучному разрешению конфликта.

Однако, если вы видите, что успеваемость ребенка снизилась, не ждите «схода лавины», а лучше сразу поговорите с учителем. Педагог оценит вашу заинтересованность, и вместе вы сможете найти выход из любой сложной ситуации.

Поддерживая с учителем доброжелательные отношения, рассказывая ему о домашних проблемах, которые могли повлиять на успеваемость или поведение школьника, сохраняя при этом тактичность и уважение, вы сможете создать почву для позитивного взаимодействуя с педагогическим коллективом школы. Любой профессиональный педагог всегда пойдет навстречу ребенку, видя, что родители заинтересованы в преодолении трудностей.

Юлия Шершакова

Оставим в стороне споры о том, стоит ли вообще родителям вмешиваться в учебу детей. Как бы то ни было, у каждого из нас - свой опыт взаимоотношений со школой, свое отношение к учебному процессу и свои взгляды на будущее наших детей.

Сколько ни уговаривай взрослых оставить учебу в сфере ответственности ребенка - сделать это могут только самые смелые и самые отчаянные родители. У остальных периодически (или постоянно) возникает необходимость прийти в школу и разобраться с отметками.

Как это сделать конструктивно?

Начнем с общих положений. Сегодня вся система образования официально «заточена» на потребности ученика. Любая спорная отметка округляется в пользу ребенка.

Четвертная отметка выставляется по строгим правилам (среднее арифметическое письменных работ с возможным увеличением в сторону преобладающего балла). Годовая - выводится как среднее арифметическое четвертных (и никаких «я смотрю по третьей четверти» - эта норма уже не действует. Считаем сумму, делим на четыре и округляем в пользу ученика).

Нормы оценки знаний строго контролируются и находятся в общем доступе на любом профильном сайте.

Большинство школ ведут электронные журналы , в которых родители в режиме реального времени могут следить за накоплением отметок. То есть если учитель вдруг начнет «занижать»показатели - вы это заметите раньше, чем выставятся четвертные и годовые отметки. А чем раньше вы это заметите, тем проще будет решить вопрос.

Но! Стоит понимать, что ребенок далеко не всегда прав и далеко не всегда говорит вам правду. Его низкая оценка может быть заслуженной - и тогда ваши претензии могут иметь неприятные последствия: школа может создать комиссию, которая оценит знания вашего школяра, и правота учителя будет доказана публично. Вряд ли потом вы сможете о чем-то договариваться с коллективом. Поэтому, прежде чем идти разговаривать насчет отметки, всесторонне изучите проблему:

может быть, ваш ребенок попросту не заслуживает той оценки, о которой вы идете просить?

Если же вы уверены в своем правоте, тогда:

Соберите и сведите воедино всю информацию об успеваемости вашего ученика, об оценках по другим предметам, о написанных им контрольных и самостоятельных работах, пролистайте его рабочие тетради по предмету и четко сформулируйте свои опасения, подозрения и предложения по исправлению ситуации.

Может быть, ваш ребенок слишком медлителен и вы просите для него дополнительные задания на дом? Может быть, ученик много болел и ему нужны дополнительные занятия?

А может быть, учитель не замечает его склонностей и способностей, которые так ярко раскрываются вне урока? Или он просто обсчитывается раз за разом, выводя средний балл? И даже может быть, он откровенно придирается и реализует свои собственные комплексы, издеваясь над детьми?

По возможности спокойно сделайте выводы и наберите номер классного руководителя.

Не обсуждайте ситуацию с другими родителями из класса , не выносите ее на обсуждение своего двора или отдела на работе. Праздное любопытство и пустопорожние эмоции других людей, у каждого из которых свой опыт, свои школьные травмы и свои эмоциональные реакции, собьют вас с конструктивной волны. Звоните напрямую классному руководителю и просите о встрече.

По своей должностной инструкции классный руководитель обязан отслеживать показатели детей своего класса и решать любые конфликтные ситуации между педагогами и детьми. Если он этого не делает - мягко, но решительно настаивайте и давайте понять, что настроены разобраться в ситуации до конца.

Как правило, на этом этапе мелкие и случайные конфликты разрешаются эдаким учительским междусобойчиком в пользу ученика: вам дадут подробный отчет по поводу его работы на уроке, предложат что-то подучить или подтянуть, пожалуются на дисциплину - и ситуация выправится. Если же классный руководитель на контакт не пойдет - двигайтесь дальше.

Не кричите, не угрожайте, не переходите к оскорблениям - спокойно, но твердо просите о встрече с учителем-предметником. Отказать вам не имеют права, точно так же не имеют права не пустить на урок. Вы можете договориться прийти в класс, посидеть на уроке, посмотреть, как строятся взаимоотношения детей и учителя, как отвечает ваш школяр. Вы имеете право посмотреть контрольную тетрадь по предмету (они всегда хранятся в школе, домой их уносить нельзя) и сверить нормы выставления оценок с тем, как выставляются оценки вашему ученику.

На этом этапе нормальный адекватный «предметник» должен составить с вами конструктивную беседу и составить вместе с вами план «спасения» вашей оценки. Если движения навстречу нет - идем дальше.

Теперь - кабинет директора . Лучше позвонить и договориться о встрече заранее - потому что неизвестно, в какой момент вы застанете директора спонтанно. Должность эта нервная, а ваш вопрос надо решать спокойно и обстоятельно. Если надо, попросите, чтобы на встрече присутствовал школьный психолог.

Не ведитесь на попытки перевести разговор в эмоциональную плоскость, если вдруг таковые начнутся. Как правило, оставшиеся несколько процентов затяжных конфликтов на этом этапе получают позитивное разрешение - ученику дают дополнительное задание, учителю - положенные рекомендации.

Но если ваш конкретный конфликт, ваша конкретная отметка не сдвинется с мертвой точки и здесь - звоните в РОО. Можно и сходить - только предварительно уточнить график приема граждан начальником. Конечно, после такого звонка вашему ребенку и всем участвующим учителям придется нелегко, потому что школу перевернут с ног на голову, проверяя качество процесса. Такое редко прощается, но зато вы доведете свое дело до логического завершения.

Отметку - если вы ее, конечно, заслуживаете - вам выставят какую положено по нормам, учителя накажут, администрации поставят на вид.

Но, если честно, по-настоящему заниженные отметки встречаются очень редко.

Так что прежде чем требовать - подумайте хорошенько: а ваш обиженный точно-преточно знает предмет на высокую оценку?

VELVET: Анна Северинец

Общение преподавателя и студента - тема не новая, но глубоко обсуждаемая, ведь именно из-за неправильного поведения обеих сторон возникают конфликты, которые портят жизнь и педагогу, и учащемуся.

Проще говоря, существует определенная этика общения преподавателя и студента, правилам которой необходимо следовать для достижения эффективной коммуникации.

Правила общения студента с преподавателем

Хотите вы этого или нет, но знать, как разговаривать с учителем, не просто желательно, а чрезвычайно необходимо. Почему? Элементарный этикет не раз спасет вашу пятую точку от неприятных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться из-за простого незнания, как общаться с преподавателем.

Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:

  • взаимное уважение;
  • открытость;
  • отсутствие панибратства.

Уважайте друг друга

И это касается не только студента, но и преподавателя. Нередко встречается пренебрежительное отношение к студенту именно среди педагогического состава. Выражается оно в неподобающем поведении учителя на занятии: высмеивании недостатков, повышении голоса, занижении отметок и прочих злоупотреблениях, которые позволяют себе преподаватели только потому, что власть на их стороне.

Студент, в свою очередь, хамит, срывает занятия, открыто пользуется шпаргалками, систематически не готовится, огрызается, вступает в полемику и всячески выказывает свое негативное отношение к преподавателю.

Такое противостояние не закончится ничем, кроме как потраченным временем и нервами. А все дело в элементарном уважении друг к другу, что требует от старшего поколения терпения и мудрости, а от младшего - воспитанности и благоразумия.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Не переходите границы дозволенного

Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?

Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает "садиться на голову" и вести себя как его "кореш", то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.

Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы - это не значит стать преподавателю "друганом", которому можно "давать краба". Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.

В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения - в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.

А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.

Задавайте хорошие вопросы

Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.

Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.

Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана

Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.

Регулярно присутствуйте на занятиях

Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.

Будьте внимательны

На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или "торчите" в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.

А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ . Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис , ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко, и конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по дру-гим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать, в особенности в адрес одного ученика при всем классе. Он не должен высмеивать одного челове-ка при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом, и Царем. Конечно, у него больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнала в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтна, не провоцируешь ли ты сама спорную ситуацию? Ведь если учитель всегда не прав, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлива, отзывчива. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритична. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но меры кардинальные, после того, как были использованы уже все методы наладить отношения.

Похожие публикации