Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Яхтенные термины. Морская практика для новичков. Яхтенные термины Снасть для растягивания парусов

Тросы для парусов обычно используется на яхтах, которые идут под парусом. Тросы или канаты, что используются для парусов – это очень крепкие и прочные соединения из качественного материала. Чаще всего эти канаты и тросы применяют как снасти для яхт, но на самом деле сфера их применения очень широкая.

Троса для яхт, обладают различными свойствами, из-за больших нагрузок, требования к таким канатам очень разные. В зависимости, где трос применяется, от этого могут и менять требования и характеристики к тросу.

Фаловые и шкотовые канаты.

Трос для управления парусами называется – фаловым и шкотным канатом. Основные требования к таким тросам – долговечность, а также трос не должен растягиваться, быть очень прочным. Чаще всего в этом случаи применяют канаты из высокопрочного полиэфира.

Швартовые и якорные канаты.

Канаты и тросы, что используют для того, чтобы судно закрепилось у причала, называют швартовым концом или швартов. Для этого дела, канат должен быть эластичным, очень прочным, а также должен поглощать всю энергию.

Раньше применяли стальные тросы, но современные синтетические материалы, полностью вытесняли их. Ведь благодаря современным технологиям, свойство новых канатов: долговечность, безопасность, эластичность, мягкость, делают эти канаты очень популярными среди любителей яхт.

Трос для растягивания паруса называется – шкот.

При выборе этого троса нужно учитывать, чтобы он был мягкий, гибкий, при этом долговечный, обладать максимальной гибкостью. Самые высокие требования яхтсмены выдвигают именно к шкотам, ведь в дальнейшем троса заводятся в стопор, поэтому снаружи такой трос немного шероховатый.

Веревка для корабельных снастей.

Корабельными снастями очень часто называют все веревки и троса, которые используются на судне. Раньше такие веревки использовались только из натуральных материалов, сейчас в век технологий, обычно эти веревки синтетического состава. Главным свойством и достижением в синтетическом составе стало то, что такие веревки практически не поглощают влагу.

Чаще всего троса, которые нужны для управления парусами:

  • трос для нижнего паруса.
  • трос для подъёма парусов.
  • трос для парусов.

Представленные троса объединяют в одну большую группу, которую называют бегучий такелаж. Такие троса на яхте куда проще заменять. Но чтобы подобрать правильный трос, поговорим о том, какие же волокна в нем используют.

Виды волокон для бегучего такелажа

  1. Чаще всего используют в волокнах полиамид, он дает возможность изготавливать прочные канаты, которые обладают амортизационными свойствами при рывках, а также такие канаты снижают динамическую нагрузку, если их устанавливать на якорь.
  2. Полипропиленовые волокна в тросах дают возможность обладать им свойствами плавучести.
  3. Полиэфирные волокна чаще всего используются для яхт в парусах. Благодаря их свойствам, а именно поглощение ультрафиолетовых лучей, они обладают минимальной растяжимостью, а также очень доступная цена.
  4. Модифицированный полиэтилен стало возможно использовать благодаря современным технологиям. Такие канаты получаются очень гладкие, скользящие. Чаще всего их выпускают в специальных оплетках, чтобы их было удобно крепить.

Когда вы берете на прокат яхту в нашей фирме в Хорватии вы можете не беспокоится о том, какого качества к ней идут тросы. Так как мы ручается за безопасность наших клиентов.

Наши специалисты подскажут и помогут определиться, какой трос или веревка вам необходима.

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут - мачта и реек, паруса - фок и кливер, стоячий такелаж - снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж - снасти для подъема и управления парусами (рис. 19).

Фок-мачта , клеенная из сосны или ели, длиной 5,5 м служит опорой для парусов (рис. 20). Нижний четырехгранный конец мачты - шпор для прочности обшит металлической оковкой . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степса. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм)-в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты - топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4-6 мм) крепят мачту. В оба конца вант вплеснены коуш и - металлические кольца с желобками.

Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:
1 - слаблинь; 2 - третная стропка; 3 - ракс-бугель; 4 - бугель; 5 - топ; 6 - фал; 7 - шкала; 8 - полубензель; 9 - реек; 10 - Военно-морской флаг; 11 - флюгарка; 12 - ван- тина; 13 - фок (парус); 14 - боуты; 15 - кренгельсы; 16 - фока-шкот; 17 - риф-банты; 18 - коуш; 19 - тросовый талреп; 20 - кливер-шкот; 21 - степс; 22 - оковка; 23 - бугель с галсовым гаком; 24 - фока-галс; 25 - кливер-галс; 26 - банты; 27 - риф-штерты; 28 - коуш; 29 - кливер; 30 - ликтрос; 31 мачта; 32 - люверс


Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты - концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.


Рис. 20. Мачта:
1 - гоп мачты; 2 - бугель с обухами для крепления верхних концов вант; 3 - вантйна; 4 - шкив для фала; 5 - ракс-бугель; 6 - бугель с гаком для крепления фока-галса; 7 - шпор мачты в оковке; 8- коуш; 9 - крепление штерта к вант-путенсу (талрепный узел); 10 - вант-путенс


Фока - фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель (рис. 19 и 22) - металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

Рис. 21. Реек:
1 - реек; 2 - шкала; 3 - третная стропка; 4 - полубензели; 5 - зарубка на ноке рейка


Реек (рис. 21) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками . Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов - фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м 2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами , окантованы тросом пологого спуска - ликтросом . Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение - вверху. Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины - бантами и полосами из парусины - боутами , нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельными . Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока - задним нок-бензельным углом . Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми , задние - шкотовыми .


Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока: 1- ликтрос; 2 - слаблинь; 3 - третная стропка; 4 - ракс-бугель; 5 - фал; 6 - полубензель


По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия - люверсы, по краям обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины (рис. 22).

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя - риф-штерты для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф - банты.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже - флюгарка размером 30 X Х50 См. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон цришиты четырехугольники парусины размером 30x30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы - петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24).


Рис. 23. Закрепление
риф-штертов: 1 - парус; 2 - риф-бант; 3 - узел; 4 - риф-штерт


Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.


Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:
1 - ликтрос; 2 - бант; 3 - полотнище; 4 - люверс; 5 - кренгельс; 6 - коуш; 7 - обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)


Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см) обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом , галс кливера - кливер-галсом .

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-шкотами или кливер-шкотами . Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты - 9 м.


Рис. 25. Рангоутный чехол: 1 - люверсы; 2 - сшитая часть чехла; 3 - петли (стропки)


Рангоутный чехол (рис. 25) выкраивается из парусины в виде прямоугольника, большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

Вперед
Оглавление
Назад

снасть удерживающая парус

Альтернативные описания

Положение судна, идущего под парусом, относительно ветра

Курс, положение судна относительно ветра

Линия пути корабля от поворота до поворота

Положение парусного судна относительно ветра

Путь от поворота до поворота

Отрезок пути корабля (судна) от поворота до поворота при плавании переменными курсами

Снасть бегучего такелажа парусного корабля (судна)

Российский искусственный спутник

Курс судна относительно ветра

Курс против ветра

Бортом к ветру

Курс корабля бортом к ветру

Курс судна по ветру

Курс судна бортом к ветру

Курс относительно ветра

Линия пути корабля

Лавировка

Курс судна согласно ветру

Курс судна

Курс по ветру

Ветренное изменение курса

Отрезок пути при лавировке

Курс судна относит. ветра

Курс согласно ветру

Бортом к верху

Курс с учетом ветра

. «ветреный» курс судна

Курс корабля

Курс судна относительно ветра

Положение судна относительно ветра

Отрезок пути корабля от поворота до поворота

. "ветреный" курс судна

Курс парусника

Курс поперек ветра

М. морск. веревка, снасть, натягивающая нижний наветренный угол нижних и косых парусов: подветренная называется шкот. На Волге, галс наз. становая, шкот отпускная. Так как галс натягивается (садится) снаветра, то слово это, с прибавкой: правый, левый, обозначает также с которой стороны ветер, при крутом ходе (см. беть, бейдевинд); идти правым галсом, по левую сторону от (против) ветра, который и будет дуть справа. Название снасти галсу дается по парусу: грота-галс, фока-галс и пр. Шкот тянут, а галс садят. Галсовый, до галса относящийся. Галс-клямпа ж. морск. скважина в борте, где проходить галс. Галс-тали ж. мн. тали, блоки с основой, для садки галса при свежем ветре

Трос нижнего паруса

Ветреное изменение курса

Похожие публикации