Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Тупейный художник рассказ (Лесков Н С). Анализ рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», план

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Ивановский Государственный Университет

Исторический факультет

Кафедра истории и культуры России

Контрольная работа по курсу

Введение в литературоведение

Тема работы: Н. С. Лесков «Тупейный художник»

Выполнила: Студентка 1 курса

Федотова Ю.С.

Проверил: Николаев А.И.

Иваново 2009

Рассказ «Тупейный художник», был написан Н.С. Лесковым в 1883 году, а также был впервые опубликован в Художественном журнале, 1883, № 2, с датой: «С. Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». Он вошел (с изменениями) в Собрание сочинений (т. 6. СПб., 1890).1Сюжет этого рассказа основан на истории о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика).

По главной задумке писателя «Тупейный художник» служит нам верным и справедливым примером настоящего русского характера, сравнимый с состоянием современной русской души. Недаром у Лескова рассказ главной героини обращен к ребенку. В этом раскрывается основная идея автора: избавить русских людей от эстетического наследия эпохи крепостного права, искоренить темные начала в русской душе, а также отразить в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа - верность, силу духа, мужество, талантливость, способность к настоящей любви.

Главные герои произведения - Люба и Аркадий - олицетворяют лучшие черты национального характера. Они оба красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев творчески одарен. Здесь Лесков говорит о том, что художниками могут быть не только писатели, скульпторы, или живописцы, но и самый обычный человек, видящий красоту и пытающийся достигнуть в своем деле совершенства. Именно такой и есть Аркадий. Он не просто причесывал, он «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в прекрасных барышень и героинь, а, при необходимости создавал благородный образ для братьев Каменских. Его талант заключался в способности создать облик с помощью «макияжа» и сделать его ярким и красивым. Исполняя работу «тупейного художника», герой переживает моменты творческих озарений. Юная Любовь Онисимовна предстает перед нами тихой и кроткой девушкой, не смеющей противостоять своему хозяину. Она не задумывается о высшем назначении человека, о своеобразии человеческого мира, но она видела счастье – испытала настоящую любовь. Ее талант в блестящей актерской игре.

Совсем иными предстают Братья Каменские. Первый «был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил», второй же «был еще собой хуже». Они почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования.

Главные герои показаны в рассказе в самый важный момент в своей жизни. Перед ними стоит трудный выбор: покориться, стерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, или же восстать против обычаев и законов, сковывающих человеческое достоинство, идя на страшный риск погибнуть. Именно здесь и начинают раскрываться таящиеся до сих пор решительность, смелость, гордость. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда наступает жестокая расплата.

Рассказ был написан от лица литературного героя, бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. События, составляющие сюжетную основу «Тупейного художника», воспроизводятся старой бабушкой. Она рассказывает мальчику историю своей жизни, а повествователь уже зрелым человеком делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живое единство времен. Возникающие в этом общении взаимопонимание между няней и мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. В первую очередь Лесков не спешит называть точные даты, потому что эта не самая важная черта рассказа: при каком Каменском служил Аркадий (ведь в рассказе их упоминалось трое, и все слыли тиранами), в какое время это было - крепостное право и крепостники. Прототипы графов Каменских были во все времена, и так или иначе Аркадия в любом случае ожидала та же судьба.

В «Тупейном художнике» Лесков следует художественным законам народного рассказа - сохраняет основную суть рассказа, свободно нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так автор создает свой художественный образ, который выражает эпоху. Он не является изображением конкретного факта действительности, и тем не менее верно отражает основную идею того времени. Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого и судьбу определенных людей - он показывает эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.

Трогательную любовь молодых крепостных графа Каменского ждут тяжелые испытания. Бывшая актриса Люба должна пополнить список наложниц развратного барина. Надеясь помешать этому, Аркадии решается на отчаянный поступок - он увозит свою возлюбленную, не думая о возможных последствиях побега, не продумав его как следует… Естественно, его непродуманный план дает трещину и главных героев все-таки нагоняют и ловят. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, счастье было так близко. Однако героям все-таки не суждено быть вместе. Героев губят не «хозяева жизни» - Каменские, а «свои». Вначале влюбленных предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой простого дворника.

Автор искренне сочувствует героям. Взаимная любовь двух прекрасных людей подвергается самым страшным испытаниям этого мира. Но хуже всего то, что нет света в душах окружавших их людей. Ни помещики, ни крепостные не сострадают главным героям. Даже тогда каждый человек искал выгоду только для себя. Я согласна с мнением Лескова. Для меня тяжело еще было видеть то, что уже постаревшая Любовь Онисимовна «заливала свое горе» выпивкой. Трудно сказать, как бы я поступила в подобной ситуации. На мой взгляд, вино, не самый лучший лекарь души.

«Души их во благих водворятся»… Эти слова, приведенные в эпиграфе говорят о том, что все хорошие поступки, совершаемые человеком, ненапрасные. Аркадий, выступал здесь за образ Добра, и когда он вел борьбу за счастье быть с любимой, он защищал добрые, истинно человеческие начала жизни. Все то, что произошло с ними, произошло не зря, даже если эта история оказала такое моральное влияние хотя бы на одного человека. Чувства сострадания и любви, к которым призывала старая няня ("… никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё страдате-ли.."), запечатлевшиеся в душе ребенка, на всю жизнь вооружат человека страстным стремлением к добру и красоте.

История Любы и Аркадия, описанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, так как это было бы не свойственно суровой действительности того времени. Герои рассказа не единожды оказываются близки к достижению заветной цели, но, увы, все их надежды рушатся. Кроме двух сложившихся неудач, автор намекает в рассказе и на третью, которая вполне могла ожидать влюбленных, если бы побег удался. Беглецы стремились в «турецкий Хрущук», «куда, - как объясняет Любовь Онисимовна, - тогда много наших людей от Каменского бежали». «Турецким Хрущуком» тогда называли Рущук - болгарский город на Дунае, находившийся под властью турок. Не единожды во время русско-турецких войн того времени город был разрушен, и поэтому никак не мог быть убежищем беглецов. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как мифы о Беловодье. Но все-таки Лесков сохраняет в рассказе тот мифический город, как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

В конце рассказа «Тупейный художник» проставлена дата «19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В основе сюжета произведения — история любви крепостной актрисы и крепостного парикмахера, т. е. тупейного художника, спасшего свою возлюбленную от судьбы наложницы. Почему же вдруг, спустя 20 лет после отмены крепостного права, когда уже русская литература стала забывать эту тему, Лесков вновь возвращается к ней? И не просто возвращается: по существу, рассказ написан на известный сюжет.

Дело в том, что театр графов Каменских (а именно он послужил прообразом крепостного театра в «Тупейном художнике») уже был описан в литературе: в 1848 году А. И. Герцен создал повесть «Сорока-воровка» о крепостной актрисе и ее судьбе. В конце 40-х годов тема звучала очень актуально. Но сейчас, в начале 80-х?! Этот ли факт, или то, что был напечатан в «Художественном журнале», ориентированном на очень узкий круг читателей, но событием в литературной жизни рассказ не стал. Даже серьезной критики не вызвал.

Настоящее читательское открытие произведения состоялось в середине 20-х годов XX века. Оно и понятно: в рассказе обличались «мрачные годы царизма», ужасы крепостного права. И читатели словно поддались на лукавство автора: «В каких именно было годах — точно не помню, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)». А если автору самому вроде как не важно точное время действия, то читателю оно тоже, наверное, ни к чему. Главное — при крепостном праве. Такое «освоение» рассказа шло более чем успешно: адаптировался авторский текст (снималось посвящение и эпиграф), убирались целые фрагменты (например, первая глава целиком), произведение превращалось в очередную социальную картинку на сюжет «крепостники и их нравы». Вроде бы все правильно, такая «работа» с текстом только усиливала авторскую идею. Ведь сам Лесков заметил однажды: «...Насмотревшись на страдания... и узнав крепостного крестьянина не из книг, а лицом к лицу, всеми силами души возненавидел это крепостное право». И этот взгляд сохранил даже тогда, когда многие пересматривали и сдавали свои позиции. И не просто сохранил, готовя рассказ к переизданию в собрании сочинений, разоблачительное начало даже усилил, небольшими штрихами добавив такие подробности, от которых до сих пор мурашки по коже пробегают. Однако трактовать произведение только как антикрепостническое — значит обеднить его содержание.

Давайте обратимся к тексту рассказа. Кто виноват в том, что счастье героев не сложилось? Граф? Безусловно, он жестоко покарал Аркадия, но дал шанс ему выжить, сыграл в «благородство», разумеется, вполне в своем духе. Кто сделал Любу вечной вдовой? Опять-таки граф, но не он один. Здесь сюжет рассказа делает совершенно неожиданный поворот: обыкновенный дворник, польстившись на деньги Аркадия, убил его и, выдержав сорок три кнута, клейменный пошел на каторгу. Традиционный сюжет под пером Лескова получил трагическое освещение. Только вот виновных в этой трагедии вроде как нет, а есть только великие страдальцы. За свой талант страдает «тупейный художник» Аркадий Ильич, за любовь к нему — Любовь Онисимовна. Воспринимают перипетии судьбы своей они как-то очень по-русски. «Теперь над нами будь Божья воля», — скажет Аркадий своей возлюбленной, когда решит с ней венчаться. «Тут что мне, верно, на роду было назначено не с милым, а с постылым, — той судьбы я и не минула», — так воспримет свою участь графской одалиски Люба, а ее реакция на известие о смерти Аркадия поражает своей страшной простотой: «...Сразу весь плакон выпила. Противно было, но спать без того не могла, и на другую ночь тоже... выпила». И поминает она своего любимого тоже «капелькой из плакончика».

«Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал» — так заканчивается повествование об этих ужасных событиях, повествование нарочито бесстрастное, ведь на всю жизнь Любовь Онисимовна и другие крепостные оказались «приучены к страху и к мучительству». И только однажды вырвется у нее: «А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей: потому что простые люди всё ведь страдатели». На этом эмоциональном всплеске закончит рассказ о своей любви старая няня, бывшая крепостная актриса, и зазвучит голос мальчика-рассказчика, который в свои девять лет почувствовал обыденность произошедшей трагедии, и она потрясла его. И это свое «детское» потрясение передал читателю.

Действительно, случившееся поражает своей страшной правдой и в то же время обыденностью: «Один простой человек зарезал другого простого человека из-за денег; третий простой человек запил... Герцену такое не снилось» (Л. Аннинский). Где же тот герой Лескова, простой русский человек, который был велик именно в своей повседневной жизни? Или ему все меньше и меньше места остается на русской земле? Но почему? Почему «простые люди... страдатели»? За что или по чьей вине они страдают? Вот о чем заставляет задуматься рассказ Лескова "Тупейный художник".


Рассказ впервые опубликован в «Художественном журнале» в 1883 году. Лесков указывает место и точную дату его написания: «С.-Петербург. 19 февраля 1883 года». После названия следовал многозначительный подзаголовок: «День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В Собрании сочинений дата написания и подзаголовок заменены посвящением: «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года». А в подзаголовке содержится указание на жанровое своеобразие произведения: «Рассказ на могиле». Лесков сознательно уравнивает значение понятий «усопшие» и «крепостные» и сразу дает читателю возможность уловить общий колорит произведения и в какой-то степени его содержание.

Рассказ основан на исторически достоверном материале.

В Орле действительно долгое время существовал крепостной театр графов Каменских. Из истории этого крепостного театра взят сюжет известной повести А. И. Герцена «Сорока-воровка» (1848), но он не мог в то время назвать имя хозяина театра.

Описанные Герценом события происходили при С. М. Каменском (1771-1835), «просвещенном» театрале, сыне убитого своими крепостными крестьянами за жестокость в 1809 году генерал-фельдмаршала М. Ф. Каменского.

Не менее потрясающая история крепостного гримера Аркадия и молодой актрисы Любы содержится и в рассказе Лескова.

Конечно, Лесков, как и Герцен, не списывал своих героев с каких-то живых лиц, а воссоздавал их с помощью своего творческого воображения. При этом он опирался на вполне конкретные факты, свидетелем которых был сам или слышал о них от очевидцев.

В жанре социальной сатиры - это одно из сильнейших произведений русской литературы.

377. ...во благих...- в праведниках.

Сазиков П. И. (ум. в 1868 г.), Овчинников П. А. (1830-1888) - московские скульпторы и чеканщики по золоту.

Гейне вспоминал про портного, который «был художник» и «имел идеи»...- «Художником» Гейне назвал не портного, а сапожника Сакоского («Лютеция», ч. 1, гл. XII. Поли. собр. соч., т. 9. М.-Л., «Academia», 1936, с. 84); об «идеях» портного Гейне говорит в произведении «Путевые картины, II. Идеи. Книга Le Grand», гл. XIV. Поли, собр. соч., т. 4. М.-Л., «Academia», 1935, с. 240.

Шнип - мысок у женского пояса, лифа.

Брет-Гарт Френсис (1839-1902) - знаменитый американский писатель. Речь идет о его рассказе «Разговор в спальном вагоне» (1877).

С. 380. Воображение - здесь: выражение.

Алферъева Акилина Васильевна (1790 - ок. 1860) - бабушка Лескова со стороны матери.

С. 381. «Подпури» - попурри (мелодия, состоящая из отрывков различных произведений).

С. 382. «Камариновые серьги» - аквамариновые (аквамарин - драгоценный камень голубовато-зеленого цвета).

Одалиска - рабыня; здесь: наложница.

С. 383. ...внимательного призрения...- внимания.

«Заволохател» - здесь: зарос волосами.

С. 384. Водвою - одновременно, сразу.

С. 386. Подоплека - здесь: подкладка рубашки (в основном у крестьян) от плеч до середины груди и спины.

С. 387. ...крячкомскрячивали...- Кряч - толстая веревка. Скря-чивать - закручивать.

«Приползут, - говорит, - змеи и высосут очи...» - слова из сербской песни «Марко-Кралевич в темнице» (перевод А. X. Востокова).

С. 388. Тьма промежная - тьма кромешная.

Турецкий Хрущук - болгарский город Рущук.

С. 389. Со сносом - с ворованным.

Лобанчик - золотая монета.

С. 390. Козырь - стоячий воротник.

С. 391. ...под моим покойцем...- Покоец - покой, спальня.

С. 392. ...в признак пришла - пришла в сознание.

Плакон - флакон.

С. 394. Тальки - мотки пряжи.

Загнетка - передняя часть русской печи.

С. 396. Постоялый дворник - содержатель, владелец постоялого двора.

Старики, которые помнили, как за жестокого графа наказывали...- Речь идет о действительном событии - убийстве в 1809 году известного своими жестокостями крепостника М. Ф. Каменского.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» - малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова . При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.

Главные герои

Историю о тупейном художнике читатели слышат из уст Любови Онисимовны. Автор рассказа описывает ее как «высокую, сухую, но очень стройную старушку» с тонкими и нежными чертами лица. Раньше она была актрисой крепостного театра графа Каменского. Когда с ней встречается читатель, Любовь Онисимовна нянчит младшего брата автора. О характере женщины сказано следующее: «Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое… и иногда запивала».

Образ Любови Онисимовны создается в первую очередь при помощи ее речи. По тому, как она ведет рассказ, какую лексику употребляет, становится многое о ней понятно. Например, то, что перед нами – малообразованная, но при этом добрая и способная к сопереживанию женщина. Любовь Онисимовна, несмотря на все перенесенные несчастья, не перестала хорошо относиться к людям. Более того – она умеет прощать. Рассказывая о предательстве попа, Любовь Онисимовна называет его ласково «старичком-священником».

Возлюбленный главной героини – парикмахер Аркадий, крепостной графа Каменского. Его Лесков и называет тупейным художником. Аркадий обладал особым талантом – «придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения». Любовь Онисимовна описывает его как красавца, который всем нравился. По ее словам, «ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские и добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался».

Аркадий предстает человеком не только талантливым, но и храбрым. Он не побоялся пойти против воли барина и подстриг его брата. Затем попытался бежать с Любовью Онисимовной. Когда влюбленных поймали, Аркадий взял всю вину на себя, сказав, что увез девушку силой. Кроме того, он осмелился плюнуть в лицо предавшему их священнику. Затем «тупейный художник» хорошо проявил себя на военной службе, куда граф Каменский отправил его после неудачного побега. Аркадий не раз проливал кровь, сражаясь за государя, за что получил «офицерский чин и благородное звание».

Основные темы

Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, - тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов». Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники. Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом.

Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру. Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной. Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.

Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий. Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне. Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа. Однажды он натравил собак на священников.

Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.

Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, - спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.

Композиция

«Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой. Иногда ее повествование прерывает автор, так как няня могла не все помнить и не все знать. Например, вряд ли она сама слышала разговор между братьями Каменскими. В финале последней главы – короткое заключение. В нем автор говорит, что «как сейчас» видит и слышит Любовь Онисимовну. Он рассказывает, как няня вставала по ночам и прикладывалась к «плакончику», поминая Аркадия.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова

Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя-той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи-сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен-ских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести расска-зывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет не-ограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка».

Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рас-сказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле». Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих во-дворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями по-вествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повество-ватель приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупей-ный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Даже при-давая благородство и важность лицу графа-крепостника, жестко-го по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудыш-нем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается имен-но в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенча-та, так как здесь сложно переплетаются разные времена. Собы-тия, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроиз-водятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими вос-поминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рож-дается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего. Материал с сайта

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, озна-чают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Ар-кадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, ис-тинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказа-ла такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного чело-века — повествователя. События чужой судьбы, возникшие в па-мяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ре-бенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлени-ем к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, про-стые люди все ведь страдатели».

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголев-ского» литературного направления.

План

  1. Рассуждение о художниках.
  2. Няня Любовь Онисимовна.
  3. Тупейщик Аркадий.
  4. Благосклонность графа.
  5. Неудачный побег.
  6. Возвращение Аркадия с войны и его гибель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • урок по лескову тупейный художник
  • что объединяет у лескова постникова и левшу
  • ваше впечатление от рассказа тупейный художник
  • план сказа тупейный художник автор н.с.лесков
  • план рассказа тупейный художник

Похожие публикации