Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Николай гаврилович чернышевский сторонник. Краткая биография чернышевского самое главное

(1828-1889) русский публицист, литературный критик, прозаик

Чернышевский Николай Гаврилович родился в семье священника и первоначальное образование получил дома под руководством отца. С 1842 года учился в Саратовской семинарии, но, не закончив ее, в 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского университета, где занимался изучением славянских языков.

Во время учебы в университете (1846-1850) Николай Чернышевский определил основы своего мировоззрения. Сложившееся твердое убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т. д. - что нужды?. , мирное, тихое развитие невозможно».

После окончания университета Чернышевский короткое время работал репетитором, затем учителем словесности в Саратовской гимназии.

В 1853 году он вернулся в Петербург, преподавал и одновременно готовился к экзаменам на степень магистра, работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Диссертация была представлена осенью 1853 года, диспут по ней состоялся в мае 1855 года, а официально утверждена она была только в январе 1859 года. Эта работа была своего рода манифестом материалистических идей в эстетике, поэтому вызвала раздражение университетского начальства.

Одновременно с этим Николай Чернышевский работал в журнальных изданиях, сначала в «Отечественных записках», а с 1855 года, выйдя в отставку, - в «Современнике» Н. А. Некрасова. Сотрудничество в «Современнике» (1859-1861) совпало с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Некрасова и Чернышевского, а позже и Добролюбова сформировалось революционно-демократическое направление этого издания.

Николай Гаврилович Чернышевский вел в журнале отдел критики и библиографии. В 1857 году он передал его Добролюбову, сосредоточившись на политических, экономических и философских темах. После реформы Чернышевский написал «Письма без адреса» (опубликованы за границей в 1874 году), в которых обвинял самодержавие в ограблении крестьян. Надеясь на крестьянскую революцию, «Современник» прибегал к нелегальным формам борьбы. Так, Николаем Чернышевским была написана прокламация «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

В период пореформенной реакции его деятельность привлекла внимание III отделения. За ним установили полицейскую слежку, но Чернышевский был умелым конспиратором, ничего подозрительного в его бумагах не было найдено. Тогда было запрещено на восемь месяцев издание журнала (в июне 1862 года).

Но его все-таки арестовали. Поводом послужило перехваченное письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось издавать «Современник» за границей. 7 июля 1862 года Николай Гаврилович Чернышевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он пробыл до 19 мая 1864 года. В этот день состоялась гражданская казнь, он был лишен прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы на рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет.

Находясь в заточении в крепости, Николай Чернышевский обратился к художественному творчеству. Меньше чем за четыре месяца им был написан роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863), «Повести в повести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?», и то по недосмотру цензуры.

Срок каторги истек в 1871 году, но поселение в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, было гораздо губительнее для Чернышевского. Гам он оказался единственным ссыльным, и круг общения для него заключался только в жандармах и местном населении. Переписка была затруднена и очень часто специально задерживалась.

Только при Александре III, в 1883 году, ему было разрешено переселиться в Астрахань. Такая резкая смена климата очень повредила его здоровью. В 1889 году Николай Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Несмотря на резко ухудшающееся здоровье, он строил большие планы. Умер писатель от кровоизлияния в мозг и был похоронен в Саратове.

Во всех областях своего разностороннего наследия - эстетике, литературной критике, художественном творчестве - он выступил новатором, возбуждающим до сих пор споры. К Чернышевскому можно применить его собственные слова о Гоголе как о писателе из числа тех, «любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому что их деятельность есть суждение определенному направлению нравственных стремлений».

В знаменитом романе «Что делать?», вызвавшем бурю критических отзывов, Николай Гаврилович Чернышевский продолжил начатую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».

Сам Чернышевский считал: «... только те направления литературы достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным требованиям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) – литературный критик, публицист, писатель.

Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Отец, оба деда и прадед по материнской линии были священниками. С детства он рос в атмосфере патриархальной семьи и ни в чём не нуждался.

По семейной традиции в 1842 г. Николай Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Однако его не интересовала зубрёжка церковных текстов. В основном он занимался самообразованием, изучая языки, историю, географию, словесность.

В конце концов, он бросил семинарию и в мае 1846 г. поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Церковные заповеди сменились идеями французских социалистов-утопистов.

В 1850 г. Чернышевский окончил университет и получил назначение в Саратовскую гимназию, где появился весной следующего года. Однако гимназической аудитории явно недостаточно для изложения идей о переустройстве общества, да и начальство это не приветствует.

Весной 1853 г. Чернышевский женился на дочери саратовского врача Ольге Сократовне Васильевой. С его стороны была любовь. С её – желание освободиться от опеки родителей, считавших её "чрезмерно бойкой девицей". Чернышевский это понимал. В свою очередь, он предупредил невесту, что не знает, сколько времени пробудет на свободе, что в любой день его могут арестовать и посадить в крепость. Через несколько дней после свадьбы Чернышевский с женой уехал в Петербург.

Идеи Н.Г. Чернышевского наводили на Ольгу Сократовну скуку. Она стремилась к женскому счастью, как сама его понимала. Чернышевский дал жене полную свободу. Более того, он сделал всё возможное, чтобы эту свободу обеспечить.

В начале 1854 г. Чернышевский пришёл в журнал "Современник" и вскоре стал одним из руководителей вместе с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым. Выжив из журнала литераторов-либералов, он занялся обоснованием крестьянской социалистической революции. Чтобы приблизить "светлое будущее", в начале 1860-х гг. принял участие в создании подпольной организации "Земля и воля".

С 1861 г. Чернышевский находился под тайным надзором жандармерии, так как подозревался "в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству". Летом 1862 г. его посадили в Петропавловскую крепость. В одиночной камере, Чернышевский за четыре месяца написал роман "Что делать?" Его опубликовали 1863 г. в "Современнике". Перед публикацией роман прошёл следственную комиссию по делу Чернышевского и цензуру, то есть огульного запрета на печать произведений "провинившегося" автора в деспотической России не было. Он появился в "светлом будущем". Правда, позже цензора уволили, а роман запретили.

В 1864 г. Чернышевский был признан виновным "в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления". После гражданской казни его отправили в Сибирь. В 1874 г. предложили освобождение, но он отказался подать прошение о помиловании. В 1883 г. Чернышевскому разрешили поселиться в Астрахани под надзором полиции. Это была милость: недавно народовольцы убили Александра II. Его встретила постаревшая Ольга Сократовна и взрослые сыновья. Кругом была новая, чужая жизнь.

После долгих хлопот, летом 1889 г., Чернышевскому разрешили перебраться на родину, в Саратов. Он покинул её полный надежд, а вернулся старым, больным, никому не нужным. Из последних 28 лет жизни он провёл в тюрьме и ссылке больше двадцати.

17 октября 1889 г. философ-утопист и революционер-демократ Николай Гаврилович Чернышевский умер от кровоизлияния в мозг.

Биография Чернышевского

  • 1828. 12 июля (24 июля) – в Саратове, в семье священника Гавриила Ивановича Чернышевского родился Николай Чернышевский.
  • 1835. Лето – начало учебных занятий под руководством отца.
  • 1836. Декабрь – Николай Чернышевский зачислен в Саратовское духовное училище.
  • 1842. Сентябрь – поступление Чернышевского в Саратовскую духовную семинарию.
  • 1846. Май – отъезд Чернышевского из Саратова в Петербург для поступления в университет. Лето – Чернышевский зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
  • 1848. Весна – интерес Чернышевского к революционным событиям во Франции и других странах Европы. Убеждение в близости и неизбежности революции в России.
  • 1850. Окончание университета. Назначение в Саратовскую гимназию старшим учителем русской словесности.
  • 1851. Весна – отъезд в Саратов.
  • 1853. Весна – женитьба на О.С. Васильевой. Май – отъезд с женой в Петербург. Поступление учителем словесности во 2-й Петербургский кадетский корпус.
  • 1854. Начало работы у Некрасова в "Современнике".
  • 1855. Май – публичная защита магистерской диссертации Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности".
  • 1856. Знакомство и сближение с Н.А. Добролюбовым. Некрасов , уезжая за границу на лечение, передал редакторские права на "Современник" Чернышевскому.
  • 1857. Чернышевский передал Добролюбову литературно-критический отдел журнала и занялся философскими, историческими и политико-экономическими вопросами, в частности – вопросом об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
  • 1858. В № 1 "Современника" напечатана статья "Кавеньяк", в которой Чернышевский ругал либералов за измену народному делу.
  • 1859. В журнале "Современник" Чернышевский начал печатать обзоры заграничной политической жизни. Июнь – поездка в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи "Очень опасно!", напечатанной в "Колоколе".
  • 1860. Статья "Капитал и труд". Со второго номера "Современника" Чернышевский начал печатать в журнале свой перевод с комментариями "Оснований политической экономии" Д.С. Милля.
  • 1861. Август – в Третье отделение поступили прокламации: "Барским крестьянам" (Н.Г. Чернышевский) и "Русским солдатам" (Н.В. Шелгунов). Осень – Чернышевский, по свидетельству А.А. Слепцова, обсуждал с ним организацию тайного общества "Земля и воля". Полиция учредила слежку за Чернышевским и дала указание губернаторам о невыдаче Чернышевскому заграничного паспорта.
  • 1862. Цензура запретила печатать "Письма без адреса" Чернышевского, так как статья содержала резкую критику крестьянской реформы и положения в стране. Июнь – запрет "Современника" на восемь месяцев. 7 июля – Чернышевский арестован и заключён в Петропавловскую крепость.
  • 1863. В № 3 "Современника" напечатано начало романа "Что делать?" Последующие части напечатаны в №№ 4 и 5.
  • 1864. 19 мая – публичная "гражданская казнь" Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге и ссылка в Сибирь. Август – Чернышевский прибыл в Кадаинский рудник в Забайкалье.
  • 1866. Август – О.С. Чернышевская с сыном Михаилом приехала в Кадаю для свидания с Н.Г. Чернышевским. Сентябрь – Николай Чернышевский отправлен из Кадаинского рудника в Александровский завод.
  • 1871. Февраль – в Иркутске арестован революционер-народник Герман Лопатин, приехавший в Россию из Лондона освободить Чернышевского. Декабрь – Чернышевский отправлен из Александровского завода в Вилюйск.
  • 1874. Отказ Чернышевского писать прошение о помиловании.
  • 1875. Попытка И. Мышкина освободить Чернышевского.
  • 1883. Чернышевского перевели из Вилюйска в Астрахань под надзор полиции.
  • 1884-1888. В Астрахани Чернышевским подготовлены "Материалы для биографии Добролюбова", переведены с немецкого языка одиннадцать томов "Всеобщей истории" Вебера.
  • 1889. Июнь – переезд Чернышевского в Саратов. 17 октября (29 октября) – Николай Гаврилович Чернышевский умер от кровоизлияния в мозг.

Чернышевский – "Что делать?"

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты - Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке - идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное - есть жизнь».

В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу -роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый - появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский - студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 - начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, - в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» - революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.

Чернышевский Н.Г. - биография

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889)
Чернышевский Н.Г.
Биография
Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ. Родился Чернышевский 24 июля (по старому стилю - 12 июля) 1828 в Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович, знал не только древние, но и современные языки. В школе, построенной тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. Николай, по словам современников, "походил на ангела во плоти". Среднее образование Чернышевский получил в тиши мирно жившей семьи, миновав ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы семинарии. В 1842 - 1845 учился в Саратовской духовной семинарии, поступив в 14 лет прямо в старшие классы и приводя учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали: это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за помощью.
В 1846 отправился в Петербург, где поступил в университет, на историко-филологический факультет. Чернышевскому-отцу пришлось выслушать по этому поводу упреки со стороны некоторых представителей духовенства, считавших, что он не должен был "лишать церковь будущего светила". В университете Чернышевский стал убежденным фурьеристом и всю жизнь остался верен этой наиболее мечтательной из доктрин социализма, одновременно придавая большое значение политике. Мировоззрение Чернышевского, сложившееся в основном в студенческие годы, формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма (Гегель (Hegel), Фейербах Людвиг (Feuerbach), Ш. Фурье), сочинений Белинский В.Г. и Герцен А.И. . Из литераторов давал высокую оценку произведениям Пушкин Александр Сергеевич ., Гоголь Н.В. , лучшим современным поэтом считал Некрасов Н.А. .
В 1850 Чернышевский окончил курс кандидатом и уехал в Саратов, где получил место старшего учителя гимназии, и где он женился на любимой девушке (напечатанный 10 лет спустя роман "Что делать" "посвящается другу моему О. С. Ч.", то есть Ольге Сократовне Чернышевской). В конце 1853 перешел на службу в Петербург, учителем русского языка во 2-м кадетском корпусе, но продержался не больше года. Превосходный преподаватель, он был недостаточно строг к ученикам, которые сами почти ничего не делали. Литературная деятельность началась в 1853 небольшими статьями в "Санкт-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках", познакомился с Некрасов Н.А. . В начале 1854 он перешел в журнал "Современник", где в 1855 - 1862 являлся руководителем наряду с Н.А. Некрасовым и Добролюбов Н.А. . В 1855 Чернышевский выдержал экзамен на магистра, представив в качестве диссертации рассуждение "Эстетические отношения искусства к действительности". Диссертация была принята и допущена к защите, но степень не была дана, т.к. кто-то успел настроить против Чернышевского министра народного просвещения А.С. Норова. 1858 - 1862 были эпохой усиленных занятий над переводом миллевской политической экономии. С лета 1861 по весну 1862 был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». С сентября 1861 находился под тайным надзором полиции. В мае 1862 "Современник" был закрыт на 8 месяцев, а 12 июня 1862 Чернышевский, писавший статьи для политического отдела "Современника", был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл 22 месяца. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Оказавшись в одиночной камере Алексеевского равелина, занялся литературным творчеством, написав роман "Что делать?", ряд повестей и рассказов. В 1864, несмотря на отсутствие улик и блестящую самозащиту, на основе улик, сфабрикованных следствием, был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и осужден на 14 лет каторжной работы и вечное поселение в Сибири, но срок был сокращен до 7 лет.
После обряда гражданской казни на Мытнинской площади, совершенной 13 мая 1864 (по другим сведениям - 19 мая), был отправлен в Нерчинскую каторгу (Кадайский рудник на монгольской границе; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа). Во время пребывания в Кадае ему было разрешено трехдневное свидание с женой и двумя маленькими сыновьями. Политические арестанты в то время настоящей каторжной работы не выполняли и в материальном отношении жилось Чернышевскому не особенно тяжело; одно время он даже жил в отдельном домике. Для спектаклей, устраивавшихся иногда на Александровском заводе, Чернышевский сочинял небольшие пьесы. В 1871 закончился срок каторги и Чернышевский должен был перейти в разряд поселенцев, которым самим предоставлялось избрать место жительства в пределах Сибири, но шеф жандармов, граф П.А. Шувалов, вошел с представлением о поселении его в Вилюйске, в самом суровом климате, что ухудшило условия его жизни. В 1883 министр внутренних дел граф Д.А. Толстой ходатайствовал о возвращении Чернышевского, которому для жительства была назначена Астрахань. В ссылке жил на средства, присылавшиеся Некрасов Н.А. и родственниками. Все работы астраханского периода подписывались псевдонимом Андреев, одна из статей была подписана псевдонимом "старый трансформист". В 1885 друзья устроили для него у известного издателя-мецената К.Т. Солдатенкова перевод 15-томной "Всеобщей Истории" Г. Вебера. В год переводилось по 3 тома, каждый в 1000 страниц. До 5 тома Чернышевский переводил буквально, но затем стал делать большие сокращения в оригинальном тексте, который ему не нравился своей устарелостью и узконемецкой точкой зрения. Взамен выброшенных отрывков он стал прибавлять ряд все разраставшихся очерков. В Астрахани Чернышевский успел перевести 11 томов. В июне 1889, по ходатайству астраханского губернатора - князя Л.Д. Вяземского, ему разрешено было поселиться в родном Саратове. Там было переведено 2/3 12 тома и планировался перевод 16-томного "Энциклопедического Словаря" Брокгауза. Чрезмерная работа надорвала старческий организм, обострилась давнишняя болезни - катар желудка. Проболев всего 2 дня, Чернышевский, в ночь на 29 октября (по старому стилю - с 16 на 17 октября) 1889, скончался от кровоизлияния в мозг.
Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905 - 1907. Среди произведений - статьи, рассказы, повести, романы, пьесы: "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855 - 1856), «О поземельной собственности» (1857), «Взгляд на внутренние отношения Соединенных Штатов» (1857), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Русский человек на rendez-vous» (1858, по поводу повести Тургенев И.С. «Ася»), «О новых условиях сельского быта» (1858), «О способах выкупа крепостных крестьян» (1858), «Труден ли выкуп земли?» (1859), «Устройство быта помещичьих крестьян» (1859), «Экономическая деятельность и законодательство» (1859), «Суеверие и правила логики» (1859), «Политика» (1859 - 1862; ежемесячные обзоры международной жизни), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к „Основаниям политической экономии” Д.С. Милля» (1860), «Антропологический принцип в философии» (1860, изложение этической теории «разумного эгоизма»), «Предисловие к нынешним австрийским делам» (февраль 1861), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861), «Политика» (1861, о конфликте между Севером и Югом США), «Письма без адреса» (февраль 1862, опубликованы за границей в 1874), «Что делать?» (1862 - 1863, роман; написан в Петропавловской крепости), «Алферьев» (1863, повесть), «Повести в повести» (1863 - 1864), «Мелкие рассказы» (1864), «Пролог» (1867 - 1869, роман; написан на каторге; 1-я часть опубликована в 1877 за границей), «Отблески сияния» (роман), «История одной девушки» (повесть), «Мастерица варить кашу» (пьеса), «Характер человеческого знания» (философская работа), работы на политические, экономические, философские темы, статьи о творчестве

Похожие публикации