Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения. План эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Как известно, в споре рождается истина! Поэтому, субъективная проверка экспертами ЕГЭ заданий части 2 ЕГЭ по обществознанию и ее результаты могут быть оспорены! Помните о своих правах, а мы расскажем Вам, как их отстоять и приведем пример!

Когда нужно апеллировать?

Итак, мы рассматриваем случай Вашего несогласия с выставленными баллами за выполнение Следует участь, что существует также так называемая техническая апелляция на результаты Однако, она фактически не может изменить ваш балл, здесь речь идет перепроверке правильности считывания компьютером ответов в вашем бланке ответов 1. Для интересующихся

Прежде всего, вместе с результатами ЕГЭ по предмету в своем личном кабинете портала субъекта РФ вы можете получить и отсканированные записи Ваших ответов Очень важно постараться сразу МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО вспомнить формулировки тех вопросов, которые вызывают у Вас сомнения или по которым выставлен не максимальный балл.

К примеру, чтобы затем достаточно точно проанализировать выполнение вами заданий 21-24 к обществоведческому тексту нужно постараться найти сам текст, часто это возможно сделать на просторах сети интернет. Вот и облегчил себе и эксперту, помогавшему ему при подготовке апелляции, работу.

Как подать апелляцию: алгоритм действий!

Надеюсь, что данная инфографика Вам все объяснила достаточно подробно! При этом стоит помнить, что любые вопросы, связанные с данной процедурой, вам ОБЯЗАНЫ пояснить в Вашем учебном учреждении ответственные за проведение и организацию сдачи ЕГЭ завучи (методисты).

На что здесь стоит обратить внимание:

1. Апелляция это РИСК! Перепроверяется ВСЯ часть 2 и комиссия может как увеличить, так и УМЕНЬШИТЬ Ваш балл!

2. Никакие записи в черновике не учитываются при перепроверке. Вариант вроде: «Я не успел переписать, у меня же в черновике все написано…» НЕВОЗМОЖЕН!

3. За сам факт апелляции баллы НЕ УМЕНЬШАЮТСЯ и НЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ!

Таким образом, рассчитывать на увеличение Вашего балла за выполнение заданий части 2 стоит только в том случае, если вы достаточно подготовитесь и будете убедительны в аргументах по тем баллам, которые вам действительно недосчитали.

Конечно, для этого нужно заранее проконсультироваться с экспертом ЕГЭ, обладающим достаточным уровнем квалификации, часто школьный учитель не в состоянии дать верную оценку Вашего ответа.

При этом статистика говорит о том, что, к сожалению, шансы совсем невелики. Но… они ЕСТЬ!

Отметим, что даже повышение на апелляции результата на 1

Первичный балл ЕГЭ – сумма баллов за все выполненные задания ЕГЭ, установленные согласно демоверсии экзамена (на ЕГЭ по обществознанию максимальный первичный балл - 62). Подлежит переводу в 100-балльную шкалу согласно специальным формулам. См.

означает улучшение итогового (по 100-балльной шкале) на 2-3.

Вторичный балл ЕГЭ (тестовый) – установленный в 100-балльной шкале путем перевода из первичного балла по специальным формулам.

К примеру, с 82 до 85! Согласитесь, есть за что бороться? Учитывая бешеную конкуренцию в борьбе за бюджетные места в лучших ВУЗах страны.

Пример успешной борьбы за баллы ЕГЭ!

И, как всегда, «живой» пример подготовки анализа для эффективной апелляции от эксперта ЕГЭ. Итак, как анализировать часть 2 и что при этом стоит учитывать?

Для начала посмотрим на сами бланки ответов 2 выпускника:

Отметим, что почерк выпускника в целом читаемый, ответы на задания 21-29 даны все, кроме 28 (сложный план). Выполнены в произвольном порядке.

И комментарий выпускника по оценке выполненного:

Вот разбалловка: Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

21,22,24 — они по тексту про политическую элиту. В 23 надо было функции политической элиты назвать. В 25 надо было написать, что такое познание и два предложения о видах познания и расписать один из способов чувственного познания. В 26 — 3 примера того, что можно сделать с собственностью для извлечения выгоды. 27 — два позитивных и два негативных фактора, связанных с конкуренцией за рабочее место, план не делал. Эссе также приложено.

Таким образом, необходимо проанализировать выполнение заданий: 21 — выставлен 0 (из 2х возможных); 23 — выставлен 0 (из 3х возможных); 24 — выставлено 2 балла (из 3х возможных); 25 — выставлен 1 балл (из 3х возможных); 26 — выставлено 2 балла (из 3х возможных); 27 — выставлено 2 балла (из 3х возможных).

За эссе (задание 29) выставлено за Критерий 1 — 1, за Критерий 2 (теория) — 0 (из 2х возможных) и за Критерий 3 (практическая аргументация) — 1 (из 2х возможных).

Сразу отметим, что выпускник не смог предоставить сам текст к заданиям 21-24, что существенно усложнило анализ к данным заданиям.

Для заданий был выбран данный текст:

Что можно было предположить по тексту? Что без конкретных вопросов к нему, по 21 заданию комментарий вообще было сложно дать. Может, быть, проверяющие не увидели ответ в самом конце после эссе? На это стоит обратить внимание при апелляции!

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ИМЕННО ЭТО И СРАБОТАЛО В ИТОГЕ!

  1. Опять же без текста… Обычно требуется выписать функцию из текста, самостоятельно назвать еще функции, и, так понял, что еще и дать пример (прокомментировать, в чем выражается функция).

Не засчитали тогда точно формулировку и отвечают за всю страны…». Очень слабая формулировка (а тогда что делает???). Это обычно сразу отметается, как «очень детское» представление о политике…

«Представление страны на мировой арене» — это , не Ошибка в теории, тоже не считается.

  1. Вот здесь можно попробовать оспорить 1 незасчитанный балл.

Явно верно указаны три важных для представителя элиты качества (по тексту).

Мне кажется, что при объяснении, могло вызвать вопрос объяснение 2) образованности. Формулировка «ведь от их решений зависит судьба государства» очень общая, не содержит минимальной конкретики.

Лучше бы звучало «знания и компетентность в политических процессах позволяют образованным представителям элиты верно принимать решения, от которых зависит будущее страны» (например).

Но, можно попробовать указать экспертам, что имелось ввиду (?)

  1. Вам засчитали только верное определение – 1 балл из 3 возможных.

Написаны не верно, пишете про формы и и еще зачем-то в этом предложении и комментируете. Налицо и фактическая и методическая ошибка.

Виды познания – Вы писали о формах, к сожалению (чувственное и рациональное).

Способы чувственного познания – это и Вы верно пишете, что результатом чувственного познания будет образ, но просили иное. Не за что зацепиться, к сожалению!

  1. Думается, что не зачли балл за второе объяснение. Тут просто напрямую не видно где выгода. «Решил продать одну из двух своих квартир…» ??? (сразу напрашивается вопрос и что???). Продал или нет, какую выгоду получил…

Ничего не отспорите, тут всегда лучше досконально выписывать, чтобы любому было очевидно, какая выгода получена. Хотя бы «… продал одну из двух своих квартир, и получил 2 млн. рублей».

К тому же, Вам обязательно укажут, что все примеры одноплановые (с квартирой), что выпускник не знает, что такое сторона вопроса, которую Вы затронули, ну никак не влияет на явно экономическую составляющую вопроса. Теоретически могут еще и отнять балл здесь.

Анализ эссе, написанного выпускником в данной работе, можно К сожалению, и не за что было «зацепиться» при его защите, балл 1-0-1 так и был оставлен на апелляции!

Экспертный вывод:

Можно пробовать апеллировать только на задание 24, и то, не думаю что что-то удастся. Вывод – в апелляции в целом СМЫСЛА НЕ ВИЖУ, можно даже потерять.

ЧТО В ИТОГЕ?

А в итоге — 1 балл на апелляции был получен как раз за то самое «незамеченное» за эссе экспертами при проверке задание 21. +1 балл!

Вывод: дерзайте, и Вам повезет! Audacia pro muro habetur — Смелость города берет! Удачи Вам на ЕГЭ по обществознанию.

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Сдача Единого Государственного Экзамена – испытание, через которое проходят все выпускники. Различные экзамены предполагают выполнение разных заданий. Говоря об экзамене по обществознанию, важно отметить, что одной из самых сложных задач для сдающего – это написание эссе.

Эссе – это один из видов сочинения. Однако для эссе характерны несколько иные признаки:

  • Конкретная тема или вопрос.
  • Личностный характер.
  • Необходимость осмысления данной темы.
  • Небольшой объем.
  • Свободна композиция.
  • Непринужденность повествования.
  • Парадоксальность.
  • Внутреннее смысловое единство.
  • Открытость.

Говоря об оценивании данной части экзамена по обществознанию, нужно сказать, что многие школьники не берутся за написание эссе. Написание этой части необязательно, но именно за счет сочинения можно получить высокий балл. Но нельзя с первого раза написать хорошее эссе, которое будет высоко оценено в комиссии. Каждому ученику необходима подготовка, хорошие знания и много практики по составлению структуры.

Но, несмотря на все сложности, каждому сдающему предлагается самостоятельно выбрать одну из тем своего эссе. Обычно ученикам дается несколько высказываний известных личностей. Каждая цитата относится к определенной отрасли обществознания: психология, социология, экономика, правоведение, философия и т.д.

Для того, чтобы правильно выбрать тему, которую ученик сможет полностью раскрыть, необходимо учесть несколько важных моментов:

  1. Полное понимание главной темы высказывания.
  2. Учет всех тех знаний, которые имеет сдающий в данной науке.
  3. Умение выражения своего мнения.
  4. Владение обществоведческими терминами, которые будут необходимы для правильного раскрытия проблемы.
  5. Умение привести примеры, как и из науки, так и из личного опыта.

Как писать эссе по обществознанию?

В принципе, если понять весь процесс написания, то особенных сложностей написание сочинения не вызывает, ведь все сочинение пишется по определенному шаблону. Структура эссе по обществознанию состоит всего из трех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится еще на несколько подпунктов.

Первая часть :

  • Описание проблемы, раскрытие главной темы.
  • Высказывание своего мнения и его обоснование.
  • Аргументация своего мнения.

Вторая часть :

  • Формулировка главной проблемы.
  • Актуальной данной темы на сегодняшний день.
  • Перефразирование выбранной цитаты.
  • Личное мнение о данном вопросе, обоснование своего мнения.

Третья часть :

  • 2-3 аргумента из теории.
  • 1 аргумент из личного опыта.
  • Общий вывод по всему эссе.

Есть множество фраз-клише, которые можно использовать для того, чтобы эссе выглядело грамотным.

  1. Например, для первой части отлично подойдут такие выражения, как «В данной цитате автор поднимает проблему…», «Автор утверждает, что…», «Автор придерживается мнения, что…» и т.д.
  2. Для описания проблемы подойдут такие клише, как «Данная проблема актуальна в условиях…», «Данная проблема неактуальна в наше время, поскольку…».
  3. Дальше необходимо описать свое мнение о том, согласен ли сдающий с автором или нет «Я поддерживаю мнение автора, потому как…», «Я абсолютно не согласен с автором, ведь…» и т.д.

Для успешного написания эссе необходимо дальше теоретически обосновать свою точку зрения. Очень приветствуется цитирование и других известных исторических личностей. Уже здесь можно привести несколько примеров из общественной жизни, чтобы поддержать свое мнение в сочинении.

Следующим этапом будет приведение конкретных аргументов, которые будут полностью поддерживать точку зрения сдающих. Аргументов должно быть не меньше двух из теоретической части и одного из личного опыта. Говоря об аргументах из теории, нужно сказать, что можно приводить примеры из разных наук. Ученики часто используют аргументы из истории, литературы, обществознания. Часто используются и элементы биографии какой-либо известной и значимой личности. Фразы-клише, которые можно использовать, должны придавать уверенность читающему в то, что автор эссе твердо придерживается своего мнения: «В качестве аргумента посмотрим на…», «Из личного опыта можно отметить…» и т.д.

Очень часто готовящиеся к ЕГЭ по обществознанию выпускники выбирают такую стратегию — пишут все цитаты по проблематике одной науки из пяти предлагающихся в . Это представляется не верным способом подготовки! Не работая регулярно с цитатами на другие темы, вы сужаете свой выбор на экзамене, не повторяете материал в форме эссе, рискуете тем, что на ЕГЭ Вам попадется цитата, которую Вы не сможете объяснить.

Более эффективным путем подготовки к написанию эссе по обществознанию — это сочетание знания нескольких шаблонов написания с регулярным выполнением большого числа заданий 29 на разную тематику. Мы уже представили Вам один из самых и Сегодня — пример шаблона полемического эссе.

Что такое полемическое эссе?

В большинстве случаев мы сразу соглашаемся с автором цитаты, подстраиваемся по его мысль и обосновываем ее аргументами. Большинство сдающих ЕГЭ по обществознанию считают это правильным хотя бы потому, что «боятся» спорить с мудрыми. Однако, порой мысль настолько всеохватывающая, что видится по другому. Приведем пример того, как писать полемическое эссе, выражая мысль, на соответствующую мысли автора. Возьмем следующую цитату:

29.2 Экономика.

Гэри Беккер — выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года за фундаментальные исследования в области экономического поведения. Вполне логично из его уст звучит данная мысль.

Беккер Г. Лауреат Нобелевской премии по экономике.

Однако, сразу видится, что это мысль сводит все поведение человека к одному — удовлетворению материальных потребностей. А как же духовные? Вот и попытаемся поспорить!

Сразу выполняем К1 («смысл высказывания раскрыт, понят»).

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Тут же обозначаем свое мнение. Делаем это наиболее убедительным способом: «… нашим детям»! Продолжаем аргументировать, показываем интеллект и знание смежных наук — философия, история. Это критерий 3 (К3) .

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Эссе по обществознанию может выглядеть красиво и литературно. Применяем высказывания других известных людей, используем эффекты: «слеза одного ребенка», «море пролитых слез». Теперь нужно выполнить критерий 2 (К2) , применить термины, теоретические положения (цитата относится к науке экономика, напомню).

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Применили термины капитал, первоначальное накопление, предпринимательство. Подтвердили примерами из социальной практики. Делаем вывод, формулируем собственную точку зрения (критикуешь — предлагай)! Показываем свой жизненный опыт, продолжаем применять термины.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Подведем итог, вот наше эссе:

29.2 Экономика.

Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению» (Г. Беккер)

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Короткие правила написания эссе:

Мы продолжаем соблюдать написания эссе ЕГЭ по обществознанию в любом шаблоне:

1. Наше эссе максимально короткое и конкретное!

2. Мы сразу раскрываем смысл цитаты, выполняем К1.

3. Мы применяем термины той науки, к области которой относится цитата, выполняем К1!

4. Мы приводим факты других наук, показываем кругозор, выполняем К3.

5. Мы показываем интеллект, привязываем факты, выводы к теме.

6. Мы отстаиваем свою точку зрению корректно, но уверенно!

Удачи Вам, пишите эссе по обществознанию регулярно!

Вот Вам еще один пример для тренировки полемического эссе из ЕГЭ 2016 года, попробуйте написать его, обсудим в комментариях, а также в нашей группе

Похожие публикации