Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Древнерусские князья. Русские князья iх—хi вв

Николай Второй (1894 - 1917) Из-за давки, случившейся во время его коронации, погибло множество людей. Так к добрейшему человеколюбцу Николаю прикрепилось имя «Кровавый». В 1898 году Николай Второй, заботясь о мире во всем мире, издал манифест, где призвал все страны миру полностью разоружиться. После этого в Гааге собралась специальная комиссия, для выработки ряда мер, способных в дальнейшем предотвратить кровавые столкновения стран и народов. Но миролюбивому императору пришлось воевать. Сначала в Первой мировой войне, затем грянул большевистский переворот, в результате которого монарха свергли, а затем вместе с семьей расстреляли в Екатеринбурге. Православная церковь причислила Николая Романова и всю его семью к лику святых.

Рюрик (862-879)

Новгородский князь, прозванный Варяжским, так как призван был княжить новгородцами из-за Варяжского моря. является основателем династии Рюриковичей. Был женат на женщине по имени Эфанда, в браке с которой у него имелся сын по имени Игорь. Также воспитывал дочь и пасынка Аскольда. После того, как два его брата умерли, стал единоличным правителем страны. Все окрестные селенья и посады он отдал в управление своим приближенным, где те имели право самостоятельно творить суд. Приблизительно в это время Аскольд и Дир, два брата, которые никак не были связаны с Рюриком родственными связями, заняли город Киев и стали править полянами.

Олег (879 - 912)

Киевский князь, прозванный Вещим. Будучи родственником князя Рюрика, являлся опекуном его сына Игоря. Согласно легенде, погиб, ужаленный в ногу змеей. Князь Олег прославился своим умом и воинской доблестью. С огромным по тем временам войском князь пошел вдоль Днепра. По дороге он покорил Смоленск, затем Любеч, а затем взял Киев, сделав его столицей. Аскольда и Дира убили, а полянам Олег показал маленького сына Рюрика - Игоря как их князя. Ходил военным походом в Грецию и блистательной победой обеспечил русским льготные права на свободную торговлю в Константинополе.

Игорь (912 - 945)

Следуя примеру князя Олега, Игорь Рюрикович покорил все соседние племена и заставлял их платить дань, успешно отражал набеги печенегов и также предпринял поход в Грецию, который, правда, оказался не настолько успешным, как поход князя Олега. В итоге Игорь был убит соседними покоренными племенами древлян за свою неуемную жадность в поборах.

Ольга (945 - 957)

Ольга была женой князя Игоря. Она, согласно обычаям того времени, весьма жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, а также покорила главный город древлян - Коростень. Ольга отличалась очень хорошими способностями к правлению, а также блестящим, острым умом. Уже на закате своей жизни, в Константинополе приняла христианство, за что впоследствии была причислена к лику святых и названа Равноапостольной.

Святослав Игоревич (после 964 - весна 972)

Сын князя Игоря и княгини Ольги, которая после смерти мужа взяла бразды правления в свои руки, пока ее сын подрастал, обучаясь премудростям военного искусства. Ему удалось в 967 году разбить армию болгарского царя, что весьма встревожило императора Византии Иоанна, который, находясь в сговоре с печенегами, уговорил их напасть на Киев. В 970 году вместе с болгарами и венграми, уже после смерти княгини Ольги, Святослав отправился в поход на Византию. Силы были не равны, и Святослав вынужден был подписать мирный договор с империей. После своего возвращения в Киев его зверски убили печенеги, а затем череп Святослава украсили золотом и смастерили из него чашу для пирогов.

Ярополк Святославович (972 - 978 или 980)

После смерти своего отца, князя Святослава Игоревич, сделал попытку объединить Русь под своей властью, победив своих братьев: Олега Древлянского и Владимира Новгородского, вынудив их покинуть страну, а затем присоединил их земли к Киевскому княжеству. Ему удалось заключить новый договор с Византийской империей, а также привлечь к себе на службу орду печенежского хана Илдеи. Пытался наладить дипломатические отношения с Римом. При нем, как свидетельствует Иоакимовская рукопись, христианам было дано очень много свободы на Руси, что вызвало неудовольствие язычников. Владимир Новгородский сразу же воспользовался этим неудовольствием и, договорившись с варягами, заново захватил себе Новгород, затем - Полоцк, а затем - осадил Киев. Ярополк вынужден был спасаться бегством в Родень. Он попытался заключить с братом мир, для чего отправился в Киев, где и был варягами. Летописи характеризуют этого князя как миролюбивого и кроткого правителя.

Владимир Святославович (978 или 980 - 1015)

Владимир был младшим сыном князя Святослава. Он был Новгородским князем с 968 года. Стал князем Киевским в 980 году. Отличался весьма воинственным нравом, что позволило ему покорить радимичей, вятичей и ятвягов. Также Владимир вел войны с печенегами, с Волжской Болгарией, с Византийской империей и Польшей. Именно во времена правления князя Владимира на Руси были сооружены оборонительные сооружения на рубежах рек: Десна, Трубеж, Осётр, Сула и других. Про свой стольный град Владимир также не забывал. Именно при нем Киев был заново застроен каменными зданиями. Но прославился и остался в истории Владимир Святославович благодаря тому, что в 988 - 989гг. сделал христианство государственной религией Киевской Руси, что сразу усилило авторитет страны на международной арене. При нем государство Киевской Руси вступило в период своего величайшего расцвета. Князь Владимир Святославович стал былинным персонажем, в которых он именуется не иначе как «Владимиром Красное Солнышко». Канонизирован русской православной церковью, назван Равноапостольным князем.

Святополк Владимирович (1015 - 1019)

Владимир Святославович еще при жизни разделил свои земли между сыновьями: Святополком, Изяславом, Ярославом, Мстиславом, Святославом, Борисом и Глебом. После того, как князь Владимир скончался, Святополк Владимирович занял Киев и решил избавиться от братьев-конкурентов. Он отдал приказ убить Глеба, Бориса и Святослава. Однако это не помогло ему утвердиться на троне. В скором времени его самого изгнал из Киева князь Новгородский Ярослав. Тогда Святополк обратился за помощью к своему тестю - королю Польши Болеславу. При поддержке польского короля Святополк вновь овладел Киевом, но вскорости обстоятельства сложились так, что он вновь вынужден был бежать из столицы. По дороге князь Святополк покончил с собой. Этот князь в народе был прозван Окаянным за то, что лишил жизни родных братьев.

Ярослав Владимирович Мудрый (1019 - 1054)

Ярославу Владимировичу после смерти Мстислава Тьмутараканьского и после изгнания Свято полка сделался единоличным властелином русской земли. Ярослав отличался острым умом, за что, собственно, и получил свое прозвище - Мудрый. Он старался заботиться о нуждах своего народа, построил города Ярославль и Юрьев. Также он строил церкви (святой Софьи в Киеве и Новгороде), понимая всю важность распространения и утверждения новой веры. Именно издал первый на Руси свод законов под названием «Русская правда». Наделы русской земли он разделил между своими сыновьями: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом, завещая им жить между собой в мире.

Изяслав Ярославич Первый (1054 - 1078)

Изяслав был старшим сыном Ярослава Мудрого. После смерти отца к нему и перешел престол Киевской Руси. Но после его похода на половцев, который закончился неудачей, его прогнали сами киевляне. Тогда великим князем стал его брат Святослав. Только после смерти Святослава, Изяслав снова вернулся в стольный град Киев. Всеволод Первый (1078 - 1093) Пожалуй, что князь Всеволод вполне мог быть полезным правителем, благодаря своему миролюбивому нраву, набожности и правдивости. Будучи сам образованным человеком, зная пять языков, он активно способствовал просвещению в своем княжестве. Но, увы. Постоянные, непрекращающиеся набеги половцев, мор, голод не благоприятствовали правлению этого князя. На престоле он держался благодаря усилиям своего сына Владимира, которого впоследствии назовут Мономахом.

Святополк Второй (1093 - 1113)

Святополк был сыном Изяслава Первого. Именно он унаследовал Киевский престол после Всеволода Первого. Сей князь отличался редкой бесхребетностью, отчего ему и не удалось успокоить междоусобные трения между князьями за власть в городах. В 1097 в городе Любиче состоялся съезд князей, на котором каждый правитель, целуя крест, обязывался владеть лишь отцовской землей. Но этому зыбкому мирному договору не было дано воплотиться в жизнь. Князь Давыд Игоревич ослепил князя Василька. Тогда князья, на новом съезде (1100) лишили князя Давыда права владения Волынью. Затем в 1103 князья единогласно приняли предложение Владимира Мономаха о совместном походе на половцев, что и было проделано. Поход закончился победой русских в 1111 году.

Владимир Мономах (1113 - 1125)

Не взирая на право старшинства Святославичей, когда князь Святополк Второй умер, князем Киевским был избран Владимир Мономах, желающий объединения русской земли. Великий князь Владимир Мономах был храбр, неутомим и выгодно отличался от остальных своими замечательными умственными способностями. Ему удалось смирить князей кротостью, а с половцами он воевал успешно. Владимир Монома- яркий пример служения князя не своим личным амбициям, а своему народу, что он и завещал своим детям.

Мстислав Первый (1125 - 1132)

Сын Владимира Мономаха Мстислав Первый очень походил на своего легендарного отца, демонстрируя те же замечательные качества правителя. Все непокорные князья оказывали ему уважение, боясь прогневить великого князя и разделить участь половецких князей, которых Мстислав изгнал в Грецию за неповиновение, а на их место отправил княжить своего сына.

Ярополк (1132 - 1139)

Ярополк был сыном Владимира Мономаха и, соответственно, братом Мстислава Первого. Во время своего правления ему пришла в голову мысль передать престол не своему брату Вячеславу, а племяннику, что вызвало смуту в стране. Именно из-за этих раздоров Мономаховичи и потеряли престол Киевский, который заняли потомки Олега Святославовича, то есть, Олеговичи.

Всеволод Второй (1139 - 1146)

Став Великим князем, Всеволод Второй возжелал закрепить престол Киевский за своим родом. По этой причине он передал трон Игорю Олеговичу, своему брату. Но Игоря не принял народ в качестве князя. Он вынужден был постричься в монахи, но даже монашеское одеяние не оберегло его от гнева народа. Игорь был убит.

Изяслав Второй (1146 - 1154)

Изяслав Второй полюбился киевлянам в большей степени оттого, что своим умом, нравом, приветливостью и храбростью очень напоминал им Владимира Мономаха, деда Изяслава Второго. После того, как Изяслав вступил на Киевский престол, на Руси было нарушено понятие о старшинстве, принятое веками, то есть, к примеру, пока был жив дядя, его племянник не мог быть великим князем. Между Изяславом Вторым и Ростовским князем Юрием Владимировичем началась упорная борьба. Изяслав за жизнь дважды был гоним из Киева, но этому князю все-таки удалось удержать за собой трон до самой своей кончины.

Юрий Долгорукий (1154 - 1157)

Именно кончина Изяслава Второго проложила дорогу к престолу Киевскому Юрию, которого впоследствии народ прозвал Долгоруким. Юрий стал Великим князем, но княжить ему довелось недолго, всего три года, спустя которые он скончался.

Мстислав Второй (1157 - 1169)

После смерти Юрия Долгорукого между князьями, как водится, начались междоусобные распри за Киевский престол, в результате которых Великим князем стал Мстислав Второй Изяславович. Изгнал Мстислава с Киевского престола князь Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским. Перед изгнанием князя Мстислава, Боголюбский буквально разорил Киев.

Андрей Боголюбский (1169 - 1174)

Первое, что сделал Андрей Боголюбский, став Великим князем, это перенес столицу из Киева во Владимир. Правил Русью самодержавно, без дружин и веча, преследовал всех недовольных таким положением дела бор, но, в конце концов, был ими же и убит в результате заговора.

Всеволод Третий (1176 - 1212)

Смерть Андрея Боголюбского вызвала усобицы между городами древними (Суздаль, Ростов) и новыми (Переславль, Владимир). Результатом этих противостояний во Владимире стал княжить брат Андрея Боголюбского Всеволод Третий, прозванный Большое Гнездо. Не смотря на то, что этот князь не правил и не жил в Киеве, тем не менее, он именовался Великим князем и первым заставил присягнуть на верность не только себе, а и своим детям.

Константин Первый (1212 - 1219)

Титул Великого князя Всеволод Третий, вопреки ожиданиям, передал не своему старшему сыну Константину, а Юрию, в результате чего возникли усобицы. Решение отца об утверждении Великим князем Юрия поддержали и третий сын Всеволода Большое Гнездо - Ярослав. А Константина в его притязаниях на трон поддержал Мстислав Удалой. Они вместе победили в Липецкой битве (1216) и Константин все-таки стал великим князем. Только после его смерти, престол перешел к Юрию.

Юрий Второй (1219 - 1238)

Юрий успешно воевал с волжскими болгарами и мордвой. На Волге, на самой границе русских владений, князь Юрий построил Нижний Новгород. Именно во время его княжения на Руси появились монголо-татары, которые в 1224 году в битве при Калке разбили вначале половцев, а затем и войска русских князей, которые пришли поддержать половцев. После этой битвы монголы ушли, но спустя тринадцать лет вернулись под предводительством хана Батыя. Полчища монголов разорили суздальское и рязанское княжества, а также, в битве при Сити разбили войско и Великого князя Юрия Второго. В этой битве Юрий и погиб. Два года после его смерти орды монголов грабили юг Руси и Киев, после чего все русские князья вынуждены были признать, что отныне они все и их земли находятся под властью татарского ига. Монголы на Волге сделали столицей орды город Сарай.

Ярослав Второй (1238 - 1252)

Хан Золотой Орды назначил Великим князем новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Этот князь во время своего правления занимался тем, что восстанавливал разоренную монгольским войском Русь.

Александр Невский (1252 - 1263)

Будучи вначале Новгородским князем, Александр Ярославович в 1240 году разбил шведов на реке Неве, за что, собственно и был назван Невским. Затем, спустя два года, он разбил немцев в знаменитом Ледовом побоище. Помимо всего прочего, Александр весьма успешно воевал с чудью и Литвой. От Орды он получил ярлык на Великое княжение и стал для всего русского народа великим заступником, так как четырежды ездил в Золотую Орду с богатыми дарами и поклонами. был впоследствии причислен к лику святых.

Ярослав Третий (1264 - 1272)

После того, как Александр Невский скончался, за титул Великого князя начали бороться два его брата: Василий и Ярослав, но хан Золотой Орды принял решение отдать ярлык на княжение Ярославу. Тем не менее, Ярославу не удалось поладить с новгородцами, он предательски призывал на собственный народ даже татар. Примирил князя Ярослава Третьего с народом митрополит, после чего князь вновь присягнул на кресте править честно и справедливо.

Василий Первый (1272 - 1276)

Василий Первый был костромским князем, однако претендовал на престол Новгорода, где княжил сын Александра Невского - Дмитрий. И в скором времени Василий Первый достиг своей цели, чем укрепил свое княжество, до этого ослабленное разделением на уделы.

Дмитрий Первый (1276 - 1294)

Все правление Дмитрия Первого протекало в сплошной борьбе за права великокняжения с братом его Андреем Александровичем. Андрея Александровича поддерживали татарские полки, от которых Дмитрию удавалось спасаться трижды. После третьего своего побега Дмитрий все же решился попросить Андрея о мире и, таким образом, получил право на Переславское княжение.

Андрей Второй (1294 - 1304)

Андрей Второй вел политику расширения своего княжества путем вооруженного захвата других княжеств. В частности, он претендовал на княжество в Переславле, отчего возникли междоусобицы с Тверью и Москвой, которые даже после смерти Андрея Второго не были прекращены.

Михаил Святой (1304 - 1319)

Тверской князь Михаил Ярославович, заплатив большую дань хану, получил от Орды ярлык на великокняжение, обойдя при этом Московского князя Юрия Даниловича. Но затем, пока Михаил вел войну с Новгородом, Юрий, сговорившись с послом Орды Кавгадыем, оклеветали Михаила перед ханом. В результате чего, хан вызвал Михаила в Орду, где он был жестоко убит.

Юрий Третий (1320 - 1326)

Юрий Третий, женился на дочери хана Кончаке, которая в православии взяла имя Агафья. Именно в ее преждевременной смерти коварно обвинил Юрий Михаила Ярославовича Тверского, за что того и постигла несправедливая и жестокая смерть от рук Ордынского хана. Так Юрий получил ярлык на княжение, но на престол также претендовал и сын убитого Михаила - Дмитрий. В результате, Дмитрий при первой же встрече убил Юрия, отомстив за смерть отца.

Дмитрий Второй (1326)

За убийство Юрия Третьего, был приговорен к смерти Ордынским ханом за самоуправство.

Александр Тверской (1326 - 1338)

Родной брат Дмитрия Второго - Александр - получил от хана ярлык на престол Великняжеский. Князь Александр Тверской отличался справедливостью и добротой, но он буквально погубил себя, позволив тверичам убить Щелкана, ненавидимого всеми ханского посла. Хан выслал против Александра 50-тысячное войско. Князь вынужден был спасаться бегством сначала во Псков, а затем в Литву. Только через 10 лет Александр получил прощение хана и смог вернуться, но, при этом, он не поладил с князем Московским - Иваном Калитой - после чего Калита оклеветал Александра Тверского перед ханом. Хан срочно вызвал А. Тверского к себе в Орду, где его и казнил.

Иоанн Первый Калита (1320 - 1341)

Иоанн Данилович, прозванный за скупость «Калитою» (Калита - кошелек) был весьма осторожен и хитер. При поддержке татар он опустошил Тверское княжество. Именно он взял на себя ответственность принимать дань для татар со всей Руси, что способствовало и его личному обогащению. На эти деньги Иоанн скупал целые города у удельных князей. Стараниями Калиты также митрополия была перенесена из Владимира в Москву в 1326 году. Заложил в Москве Успенский собор. Со времен Иоанна Калиты Москва становится местом постоянного пребывания митрополита всея Руси и становится российским центром.

Симеон Гордый (1341 - 1353)

Хан отдал Симеону Иоанновичу не только ярлык на Великокняжение, а и повелел всем остальным князьям подчиняться только ему, так Симеон стал величаться князем всея Руси. Умер князь, не оставив наследника от моровой язвы.

Иоанн Второй (1353 - 1359)

Брат Симеона Гордого. Обладал кротким и миролюбивым нравом, он во всех делах слушался советов митрополита Алексея, а митрополит Алексей, в свою очередь, пользовался большим уважением в Орде. Во время правления этого князя отношения между татарами и Москвой значительно улучшились.

Дмитрий Третий Донской (1363 - 1389)

После смерти Иоанна Второго, сын его Дмитрий был еще мал, потому ярлык на великокняжение хан отдал суздальскому князю Дмитрию Константиновичу (1359 - 1363). Однако, московским боярам была выгодна политика усиления московского князя, и им удалось добиться великокняжения для Дмитрия Иоанновича. Суздальский князь вынужден был покориться и вместе с остальными князьями северо-восточной Руси присягнул Дмитрию Иоанновичу. Изменилось также и отношение Руси с татарами. Из-за междоусобиц в самой орде, Дмитрий и остальные князья воспользовались возможностью не платить привычный уже оброк. Тогда хан Мамай вступил в союз с литовским князем Ягеллом и двинулся большой ратью на Русь. Дмитрий с другими князями встретили войско Мамая на Куликовом поле, (рядом с р. Дон) и ценой огромных потерь восьмого сентября 1380 года Русь одержала победу над войском Мамая и Ягелла. За эту победу и прозвали Дмитрия Иоанновича Донским. Он до конца жизни заботился об усилении Москвы.

Василий Первый (1389 - 1425)

Василий вступил на княжеский престол, уже имея опыт правления, так как еще при жизни отца разделял с ним княжение. Расширял Московское княжество. Отказывался платить дань татарам. В 1395 г. хан Тимур грозил Руси вторжением, но напал на Москву не он, а Едигей, татарский мурза (1408). Но он снял осаду с Москвы, получив откуп в размере 3000 рублей. При Василии Первом границей с литовским княжеством была назначена река Угра.

Василий Второй (Темный) (1425 - 1462)

Юрий Дмитриевич Галицкий решил воспользоваться несовершеннолетием князя Василия и заявил свои права на великокняжеский престол, но хан решил спор в пользу малолетнего Василия Второго, чему изрядно способствовал московский боярин Василий Всеволожский, надеясь в будущем выдать свою дочь за Василия, но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Тогда он уехал из Москвы и оказал содействие Юрию Дмитриевичу, и вскоре тот овладел престолом, на котором и умер в 1434 году. Его сын Василий Косой стал претендовать на престол, но все князья Руси восстали против этого. Василий Второй пленил Василия Косого и ослепил. Тогда брат Василия Косого Дмитрий Шемяка пленил Василия Второго и также ослепил его, после чего занял престол Москвы. Но вскоре его вынудили отдать престол Василию Второму. При Василии Втором все митрополиты на Руси стали набираться из русских, а не из греков, как ранее. Причиной тому стало принятие флорентийской унии в 1439 г. митрополитом Исидором, который был из греков. За это Василий Второй отдал приказ взять митрополита Исидора под стражу и вместо него назначил рязанского епископа Иоанна.

Иоанн Третий (1462 -1505)

При нем начало свое формирование ядро государственного аппарата и, как следствие - государства Руси. Он присоединил к Московскому княжеству Ярославль, Пермь, Вятку, Тверь, Новгород. В 1480-ом году он сверг татаро-монгольское иго (Стояние на Угре). В 1497-ом году был составлен «Судебник». Иоанн Третий развернул в Москве большое строительство, укрепил международное положение Руси. Именно при нем зародился титул «Князь всея Руси».

Василий Третий (1505 - 1533)

«Последний собиратель русских земель» Василий Третий был сыном Иоанна Третьего и Софьи Палеолог. Отличался весьма неприступным и гордым нравом. Присоединив Псков, уничтожил удельную систему. С Литвой воевал дважды по совету Михаила Глинского, литовского вельможи, которого держал у себя на службе. В 1514-ом отобрал, наконец, Смоленск у литовцев. Воевал с Крымом и Казанью. В итоге ему удалось-таки наказать Казань. Он отозвал из города всю торговлю, повелев отныне торговать на Макарьевской ярмарке, которую затем перенесли в Нижний Новгород. Василий Третий, пожелав жениться на Елене Глинской, развелся со своей женой Соломонией, чем еще больше настроил бояр против себя. От брака с Еленой у Василия Третьего родился сын Иоанн.

Елена Глинская (1533 - 1538)

Была назначена на правление самим Василием Третьим до совершеннолетия их сына Иоанна. Елена Глинская, едва вступив на престол, очень сурово расправилась со всеми мятежными и недовольными боярами, после чего заключила мир с Литвой. Затем она решила дать отпор крымским татарам, что дерзко нападали на русские земли, однако, этим ее планам не дано было осуществиться, так как Елена скоропостижно скончалась.

Иоанн Четвертый (Грозный) (1538 - 1584)

Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. С конца сороковых годов правил страной при участии Избранной Рады. Во время его правления начался созыв всех Земских соборов. В 1550-ом был составлен новый Судебник, а также произведены реформы суда и управления (Земская и Губная реформы). покорил в 1552-ом году Казанское ханство, а в 1556-ом - Астраханское. В 1565 для укрепления самодержавия была введена опричнина. При Иоанне Четвертом были налажены торговые связи с Англией в 1553 году, а также открылась первая в Москве типография. С 1558 по 1583 продолжалась Ливонская война за выход к Балтийскому морю. В 1581-ом году началось присоединение Сибири. Вся внутренняя политика страны при царе Иоанне сопровождалась опалами и казнями, за что его в народе и прозвали Грозным. Значительно усилилось закрепощение крестьян.

Федор Иоаннович (1584 - 1598)

Был вторым сыном Иоанна Четвертого. Был весьма болезненным и слабым, не отличался остротой ума. Именно поэтому очень быстро фактическое управление государством перешло в руки боярина Бориса Годунова, шурина царя. Борис Годунов, окружив себя исключительно преданными людьми, стал полновластным правителем. Он строил города, укреплял отношения со странами Западной Европы, построил на Белом море Архангельскую гавань. По приказу и наущению Годунова было утверждено всероссийское самостоятельное патриаршество, а крестьяне окончательно были прикреплены к земле. Именно он в 1591 году приказал убить царевича Дмитрия, который приходился бездетному царю Федору братом, и был его прямым наследником. Спустя 6 лет после этого убийства скончался и сам царь Федор.

Борис Годунов (1598 - 1605)

Сестра Бориса Годунова и супруга покойного царя Федора отреклась от престола. Патриарх Иов рекомендовал сторонникам Годунова собрать Земский собор, на котором царем и избрали Бориса. Годунов, став царем, опасался заговоров со стороны бояр и, вообще, отличался излишней подозрительностью, что закономерно вызвало опалы и ссылки. При этом, боярина Федора Никитича Романова вынудили принять постриг, и он стал иноком Филаретом, а его малолетнего сына Михаила отправили в ссылку на Белоозеро. Но не только бояре озлобились на Бориса Годунова. Трехлетний неурожай и последовавший за ним мор, обрушившийся на Московское царство, заставляли народ усматривать в этом вину царя Б. Годунова. Царь старался, как мог, облегчить участь голодающим. Он увеличил заработки людям, занятым на государственных постройках (например, во время строительства колокольни Ивана Великого), щедро раздавал милостынь, но люди все равно роптали и охотно верили слухам о том, что законный царь Дмитрий вовсе не был убит и скоро займет трон. В разгар приготовлений к борьбе с Лжедмитрием, Борис Годунов внезапно скончался, при этом успев завещать трон своему сыну Федору.

Лжедмитрий (1605 - 1606)

Беглый монах Григорий Отрепьев, которого поддерживали поляки, объявил себя царем Дмитрием, которому чудом удалось спастись от душегубов в Угличе. Он вступил в Россию с несколькими тысячами человек. Ему навстречу выступило войско, но и оно перешло на сторону Лжедмитрия, признав в нем законного царя, после чего Федор Годунов был убит. Лжедмитрий был человеком весьма добродушным, но с острым умом, он с усердием занимался всеми государственными делами, но вызвал неудовольствие духовенства и бояр, от того, что, на их взгляд, недостаточно чтил старые русские обычаи, а многими, так и вовсе пренебрегал. Вместе с Василием Шуйским бояре вступили в заговор против Лжедмитрия, распустили слух о том, что он есть самозванец, а после, ничтоже сумняшеся, убили ненастоящего царя.

Василий Шуйский (1606 - 1610)

Бояре и горожане избрали старого и неискусного Шуйского в цари, при этом, ограничив его власть. В России вновь возникли слухи о спасении Лжедмитрия, в связи с чем начались в государстве новые смуты, усиленные мятежом холопа по имени Иван Болотников и появлением Лжедмитрия Второго в Тушине («тушинский вор»). Польша пошла войной на Москву и разбила русские войска. После этого царя Василия насильно постригли в монахи, и в Россию пришло смутное время междуцарствия, длящееся три года.

Михаил Федорович (1613 - 1645)

Грамоты Троицкой лавры, разосланные по всей России и призывавшие к защите православной веры и отечества, сделали свое дело: князь Дмитрий Пожарский при участии земского старосты нижегородского Козьмы Минина (Сухорокого) собрали большое ополчение и двинулись на Москву, дабы очистить столицу от мятежников и поляков, что и было проделано после мучительных усилий. 21 февраля 1613-го года собралась Великая земская дума, на которой был избран царем Михаил Федорович Романов, который, после долгих отнекиваний, все - таки вступил на престол, где первым делом взялся усмирять и внешних, и внутренних врагов.

Он заключил, так называемый, столбовой договор с Шведским королевством, в 1618-ом подписал с Польшей Деулинский договор, согласно которому в Россию после долгого плена был возвращен Филарет, приходившийся родителем царю. По возвращении, его немедля возвели в сан патриарха. Патриарх Филарет был советником сыну и надежным соправителем. Благодаря им, уже к концу царствования Михаила Федоровича, Россия начала вступать в дружественные отношения с различными западными государствами, практически оправившись от ужаса смутного времени.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1645 - 1676)

Царь Алексей считается одним из лучших людей древней России. Он обладал кротким, смиренным нравом, был весьма благочестив. Совершенно не мог выносить ссор, и если они случались, очень страдал и всячески старался примириться с недругом. В первые годы правления его ближайшим советником был его дядька, боярин Морозов. В пятидесятых годах его советником стал патриарх Никон, вздумавший объединить Русь со всем остальным православным миром и повелевший всем отныне креститься на греческий манер - троеперстием, что произвело раскол среди православных на Руси. (Самые знаменитые раскольники - старообрядцы, не желающие отходить от истинной веры и креститься «кукишем», как велел патриарх - боярыня Морозова и протопоп Аввакум).

Во время царствования Алексея Михайловича то и дело в разных городах вспыхивали бунты, которые удавалось подавить, а также решение Малороссии добровольно присоединиться к Московскому государству спровоцировало две войны с Польшей. Но государство выстояло, благодаря единству и сосредоточенности власти. После смерти первой жены, Марии Милославской, в браке с которой у царя родилось два сына (Федор и Иоанн) и множество дочерей, он женился вторично на девице Наталье Нарышкиной, которая родила ему сына Петра.

Федор Алексеевич (1676 - 1682)

Во время правления этого царя был решен окончательно вопрос Малороссии: западная ее часть отошла Турции, а Восток и Запорожье - Москве. Из ссылки возвратили патриарха Никона. А также упразднили местничество - древний боярский обычай учитывать службу предков при занятии государственных и военных должностей. Скончался царь Федор, не оставив наследника.

Иван Алексеевич (1682 - 1689)

Иван Алексеевич вместе с братом Петром Алексеевичем был избран царем благодаря стрелецкому бунту. Но никакого участия в государственных делах, страдающий слабоумием царевич Алексей, не принимал. Он скончался в 1689-ом году во время правления царевны Софьи.

Софья (1682 - 1689)

Софья осталась в истории, как правительница чрезвычайного ума и обладала всеми необходимыми качествами настоящей царицы. Ей удалось успокоить волнения раскольников, обуздать стрельцов, заключить «вечный мир» с Польшей, очень выгодный для России, а также Нерчинский договор с далеким Китаем. Царевна предпринимала походы против крымских татар, но пала жертвой собственного властолюбия. Царевич Петр, однако, разгадав ее планы, заточил сводную сестру в Новодевичий монастырь, где Софья и скончалась в 1704-ом году.

Петр Первый (Великий) (1682 - 1725)

Величайший царь, а с 1721-го первый российский император, государственный, культурный и военный деятель. Произвел в стране революционные реформы: были созданы коллегии, Сенат, органы политического сыска и государственного контроля. Произвел деления в России на губернии, а также подчинил церковь государству. Построил новую столицу - Санкт - Петербург. Основной мечтой Петра была ликвидация отсталости России в развитии по сравнению с европейскими странами. Воспользовавшись западным опытом, неустанно создавал мануфактуры, заводы, верфи.

Для облегчения торговли и за выход в Балтийское море выиграл у Швеции Северную войну, длящуюся 21 год, «прорубив» тем самым «окно в Европу». Построил для России огромный флот. Благодаря его стараниям в России была открыта Академия Наук и принята гражданская азбука. Все реформы проводились жесточайшими методами и вызвали в стране множественные восстания (Стрелецкое в 1698, Астраханское с 1705 по 1706, Булавинское с 1707 по 1709), которые, впрочем, так же беспощадно и подавлялись.

Екатерина Первая (1725 - 1727)

Петр Первый умер, не оставив завещания. Так, престол перешел к его жене Екатерине. Екатерина прославилась тем, что снарядила Беринга в кругосветное путешествие, а также учредила Верховный тайный совет по наущению друга и соратника ее покойного супруга Петра Великого - князя Меньшикова. Таким образом, Меньшиков сосредоточил в своих руках фактически всю государственную власть. Он уговорил Екатерину наследником престола назначить сына царевича Алексея Петровича, которому еще его отец, Петр Первый, вынес смертный приговор за испытываемое отвращение к реформам - Петра Алексеевича, а также дать согласие на его брак с дочерью Меньшикова Марией. До совершеннолетия Петра Алексеевича правителем России был назначен князь Меньшиков.

Петр Второй (1727 - 1730)

Петр Второй правил недолго. Едва избавившись от властного Меньшикова тут же угодил под влияние Долгоруких, которые, всячески отвлекая императорами забавами от государственных дел, фактически правили страной. Они пожелали женить императора на княжне Е. А. Долгорукой, но Петр Алексеевич внезапно скончался от оспы и свадьба не состоялась.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

Верховным тайным советом было принято решение несколько ограничить самодержавие, потому в качестве императрицы они выбрали Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню Курляндскую, дочь Иоанна Алексеевича. Но она короновалась на российском престоле самодержавной императрицей и, первым делом, вступив в права, уничтожила Верховный тайный совет. Она заменила его Кабинетом и вместо русских вельмож раздала должности немцам Остерну и Миниху, а также курляндцу Бирону. Жестокое и несправедливое правление было впоследствии названо «биронщиной».

Вмешательство России во внутренние дела Польши в 1733 году обошлись стране дорого: завоеванные Петром Первым земли пришлось вернуть Персии. Перед смертью императрица назначила своим наследником сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а регентом при младенце определила Бирона. Однако, Бирона свергли в скором времени, и императрицей стала Анна Леопольдовна, чье правление нельзя назвать долгим и славным. Гвардейцы устроили переворот и провозгласили императрицей Елизавету Петровну, дочь Петра Великого.

Елизавета Петровна (1741 - 1761)

Елизавета уничтожила Кабинет, учрежденный Анной Иоанновной, и вернула Сенат. Издала указ об отмене смертной казни в 1744 году. Учредила в 1954-ом году первые в России заемные банки, что стало большим благом для купцов и дворян. По просьбе Ломоносова открыла в Москве первый университет и в 1756 - открыла первый театр. Во время ее правления Россия вела две войны: со Швецией и, так называемую «семилетнюю», в которой принимали участие Пруссия, Австрия и Франция. Благодаря заключенному миру с Швецией, России отошла часть Финляндии. «Семилетней» войне положила конец кончина императрицы Елизаветы.

Петр Третий (1761 - 1762)

Был абсолютно неприспособлен к управлению государством, но нрава был благодушного. Но этот юный император сумел настроить против себя абсолютно все слои русского общества, так как он, в ущерб русским интересам, проявлял тягу ко всему немецкому. Петр Третий, мало того, что в отношении прусского императора Фридриха Второго совершил массу уступок, так еще и армию реформировал по тому же, дорогому его сердцу, прусскому образцу. Издал указы об уничтожении тайной канцелярии и вольном дворянстве, которые, впрочем, не отличались определенностью. В результате переворота из-за своего отношения к императрице, быстро подписал отречение от престола и вскоре скончался.

Екатерина Вторая (1762 - 1796)

Время ее правление было одним из величайших после царствования Петра Первого. Императрица Екатерина правила жестко, подавила крестьянское восстание Пугачева, выиграла две Турецкие войны, результатом которых было признание независимости Крыма Турцией, а также России отошел берег Азовского моря. У России появился Черноморский флот, а в Новороссии началось активное строительство городов. Екатерина Вторая учредила коллегии просвещения и медицины. Открылись кадетские корпуса, а для обучения девиц - Смольный институт. Екатерина Вторая, сама обладая литературными способностями, покровительствовала литературе.

Павел Первый (1796 - 1801)

Не поддерживал преобразований, которые затеяла его мать, императрица Екатерина, в государственной системе. Из достижений его правления следует отметить очень значительное облегчение жизни крепостных крестьян (была введена всего лишь трехдневная барщина), открытие в Дерпте университета, а также появление новых женских институтов.

Александр Первый (Благословенный) (1801 - 1825)

Внук Екатерины Второй, вступая на престол, поклялся управлять страной «по закону и сердцу» своей венценосной бабушки, которая, собственно, и занималась его воспитанием. В самом начале он предпринял целый ряд различных освободительных мер, направленных на разные слои общества, что вызвало несомненное уважение и любовь людей. Но внешние политические проблемы отвлекли Александра от внутренних реформ. Россия а союзе с Австрией была вынуждена бороться против Наполеона, войска русских были разбиты при Аустерлице.

Наполеон вынудил Россию отказаться от торговли с Англией. В итоге в 1812 году Наполеон все-таки, нарушив договор с Россией, пошел войной на страну. И в том же, 1812-ом году российские войска разгромили армию Наполеона. Александр Первый учредил государственный совет в 1800 году, министерства и кабинет министров. В Петербурге, Казани и Харькове открыл университеты, а также множество институтов и гимназий, Царскосельский лицей. Значительно облегчил жизнь крестьян.

Николай Первый (1825 - 1855)

Продолжил политику улучшения крестьянской жизни. Основал в Киеве институт Святого Владимира. Издал 45-томный полный сборник законов Российской империи. При Николае Первом в 1839-ом году произошло воссоединение униатов с православием. Это воссоединение было следствием подавления восстания в Польше и полное уничтожение польской конституции. Велась война с турками, которые угнетали Грецию, в результате победы России, Греция получила независимость. После разрыва отношений с Турцией, на сторону которой встали Англия, Сардиния и Франция, России пришлось включиться в новую борьбу.

Император внезапно умер во время обороны Севастополя. Во время правления Николая Первого были построены Николаевская и Царскосельская железные дороги, жили и творили великие русские писатели и поэты: Лермонтов, Пушкин, Крылов, Грибоедов, Белинский, Жуковский, Гоголь, Карамзин.

Александр Второй (Освободитель) (1855 - 1881)

Турецкую войну пришлось заканчивать уже Александру Второму. Парижский мир был заключен на очень невыгодных для России условиях. В 1858 году, согласно договору с Китаем, Россия приобрела себе Приамурскй край, а позже - Усурийск. В 1864-ом году Кавказ окончательно вошел в состав России. Самым важнейшим государственным преобразованием Александра Второго было решение освободить крестьян. Погиб от руки убийцы в 1881-ом году.

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912). Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

155. О «запустении» Киевской Руси Банальные версии имеют ту привлекательность, что они позволяют принять без критики решение, над которым трудно и не хочется думать. Так, бесспорно, что Киевская Русь XII в. была страной очень богатой, с великолепным ремеслом, и блестящей

автора

Запустение Киевской Руси Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Распад Киевской Руси Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Сумерки Золотой Киевской Руси, или Первые проблески рассвета Вторая половина XIII века стала для многих русских земель временем окончательного упадка, феодальных войн и раздробленности. Западная Русь пострадала от нашествия монголо-татар менее других русских земель. В 1245

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Право Киевской Руси Первым кодифицированным сборником юридических норм на Руси стала «Русская правда», состоявшая из двух частей: «Правды Ярослава» из 17 статей (1015–1016) и «Правды Ярославичей» (до 1072). К настоящему времени известно более ста экземпляров Краткой,

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги В поисках Олеговой Руси автора Анисимов Константин Александрович

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

От Киевской Руси к Малой Страшный удар по всей древнерусской цивилизации нанесло монгольское нашествие 1237–1241 гг., в результате которого произошла тотальная перекройка политической карты Восточной Европы.Непосредственные политические последствия этого события очень

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.


Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

В Прибалтику;

В польско-литовские земли;

В Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда ", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение ", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

    Становление (начальный период)

  • Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

    объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

    защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

    приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

    В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

    Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

    небесная – поклонение явлениям природы;

    земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

    подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

    Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

    Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

    Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

    Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

    У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

    Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

    Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

    Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

    христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

    православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

Кем были князья Древней Руси?

В девятом веке на территории Восточной Европы было создано могущественное государство Киевская Русь – значительная политическая и военная сила вплоть до монгольского нашествия в тринадцатом веке. Правителями Древней Руси были князья, вскоре они стали именовать себя великими князьями.
Великий князь – это титул, который носили монархи, правители Древнерусского государства, а затем и Киевской Руси.
Князь объединял в себе как глава государства следующие функции:
– судебная (он вершил суд над населением, над своими подчиненными);
– военная (князь должен был неусыпно защищать границы своего государства, организовывать оборону, собирать войска и конечно же, по нужде готовиться к нападению; русский народ особенно ценил воинскую храбрость князей);
– религиозная (в языческую эпоху Руси, великий князь был организатором жертвоприношений в пользу языческих богов);
Сначала княжеская власть была выборной, однако постепенно стала набирать статуса наследственной.
Великий князь был главной фигурой в государстве, ему подчинялись удельные русские князья. Великий князь имел право собирать дань с подчиненных ему князей.

Первый князь Древней Руси

Первым князем Древней Руси принято считать Рюрика, заложивший начало династии Рюриковичей. По происхождению Рюрик был варягом, следовательно, он мог быть норманном или же шведом.
Информации о точном происхождении первого русского князя нету, также, как и мало информации о его деятельности. Как гласят летописи, он стал единоличным повелителем Новгорода и Киева, затем создал единую Русь.
Летописи говорят, что у него был всего один сын, который был назван Игорем, в последствии ставший Великим князем. Жен у Рюрика было несколько, сам же Игорь был рожден норвежской княжной Ефандой.

Русские князья Древней Руси

Олег

После смерти первого русского князя Рюрика, править стал его близкий родственник Олег, названный Вещим. Сын Рюрика – Игорь был недостаточно взрослым для управления государством на момент смерти своего отца. Поэтому Олег был правителем и опекуном Игоря до его совершеннолетия.
Летописи гласят, что Олег был храбрым воином и участвовал во многих походах. После смерти Рюрика отправился в Киев, где уже установили свою власть братья Аскольд и Дир. Олегу удалось убить обоих братьев и занять киевский престол. Тогда же Олег назвал Киев «матерью городов русских». Именно он сделал Киев столицей Древней Руси.
Прославился Олег успешными походам на Византию, где завоевал богатую добычу. Он грабил византийские города, а также заключил выгодной для Киевской Руси торговый договор с Византией.
Смерть Олега до сих пор является загадкой для историков. Летописи утверждают, что князя укусила змея, выползшая из черепа его коня. Хотя скорее всего это может быть не более чем легенда.

Игорь

После скоропостижной смерти Олега, странной стал править сын Рюрика – Игорь. В жены Игорь взял легендарную княгиню Ольгу, которую привез из Пскова. Она была на двенадцать лет младшей Игорь, когда они обручились Игорю было 25 лет, ей же только 13.
Как и Олег, Игорь вел активную внешнюю политику, она направлена на завоевания ближайших земель. Уже в 914 году, через два года своего становления на престоле, Игорь подчиняет себе древлян и налаживает на них дань. В 920 году он впервые пошел на племена печенегов. Следующим в летописях упоминался его поход на Константинополь в 941-944 годах, увенчавшийся успехом.
После похода на Византию, в 945 году князь Игорь был убит древлянами во время сбора дани.
После его смерти править стала его супруга княгиня Ольга. После себя Игорь оставил малолетнего сына Святослава.

Святослав

Пока сын Игоря – Святослав не достиг своего совершеннолетия, Киевской Русью правила его мать княгиня Ольга, которая была регентом. Самостоятельно править Святослав начал лишь в 964 году.
Святослав в отличие от своей матери оставался язычником и был против обращение в христианство.
Прославился Святослав прежде всего, как успешный полководец. Встав на престол, князь сразу же отправился в поход против Хазарского каганата в 965 году. В тому же году ему удалось полностью покорить его и присоединить к территории Древней Руси. Затем он разгромил вятичей и наложил на них дань в 966 году.
Также князь вел активную борьбу с Болгарским царством и Византией, где одерживал успех. После возвращения с византийского похода в 972 году, князь Святослав попал в засаду устроенной печенегами на порогах Днепра. В этой неравной схватке он и встретил свою смерть.

Ярополк

После убийства Святослава начал править его сын Ярополк. Следует сказать, что Ярополк правил только в Киеве, его братья правили Новгородом и древлянами. Ярополк начал войну за власть, в победил своего брата Олега в 977 году. Уже в следующем году он был убит своим братом Владимиром.
Ярополк не запомнился как великий полководец, но имел определенные успехи в политике. Так, при нем велись переговоры с императором Оттоном ІІ. Летописи свидетельствуют о том, что к его двору приезжали послы римского папы. Ярополк был явным поклонником христианской церкви, однако сделать эту религию государственной он не успел.

Древняя Русь: князь Владимир

Владимир был сыном Святослава и захватил власть на Руси убив своего брата Ярополка в 978 году, став единоличным князем Древней Руси.
Прославился Владимир прежде всего тем, что в 988 году сделал Русь христианским государством. Однако еще Владимир известен как превосходный полководец.
Уже в 981-982 гг. Владимир пошел походом на уже обложенных данью вятичей и захватил их землю, сделав ее русской. В 983 году от открыл Руси путь в Балтику, покорив при этом племя ятвягов. Позже ему удалось покорить радимичей и впервые белых хорватов, их земли он присоединил к Руси.
Кроме военных успехов, Владимиру удалось заключит выгодные соглашения с многими европейскими государствами (Венгрия, Польша, Чехия, Византия и Папская область).
При нем началась чеканка монеты, что укрепило экономику Руси. Это были первые монеты, выпущенные на территории Киевской Руси. Причиной чеканки монеты было стремление доказать суверенитет молодого христианского государства. Экономических причин не было, Русь отлично обходилась и византийской монетой.
Умер князь Владимир Великий в 1015 году. После его смерти престол захватил его сын Святополк, но тот вскоре был свержен Ярославом Мудрым.

Похожие публикации