Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Учение зигмунда фрейда о бессознательном. Бессознательное по фрейду

Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном

1. Зигмунд Фрейд

2. Понятие бессознательного

3. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном

4. Заключение

5. Список литературы

Зигмунд Фрейд


Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939 ) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга “Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах “Психопатология обыденной жизни” (1901), “Я и Оно” (1923), “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого "Я"” (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".


Понятие бессознательного


Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской “Антропологией с прагматической точки зрения”, но и с другими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - “мировая воля” – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желани й. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств и збавления свои х пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный пси хоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psy che-душ а и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом дл я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленну ю на изуче ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент может быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, неизвестно.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “сознательное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный”. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.


Три периода развития учения Фрейда о бессознательном


Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.

Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям.

В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась и в прямой генетической зависимости.

Во второй самый прододжительный и самый важный период развития психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и прикладной психологии.

В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке.

Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза.

Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

1. Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

2. Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

3. Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии.

Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии.

Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются “бессознательным”, как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. “Бессознательное” можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

Такова первая фрейдовская концепция бессознательного. Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо сознания саомго больного нет и не может быть.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название “вытеснения”. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.

Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы:

1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода;

2) личные влечения, или влечения “я”, их цель – самосохранение индивида.

Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике.

Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения “я” появилось новое деление:

1) сексуальное влечение, или эрос;

2) влечение к смерти.

Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

Влечение “я” и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.

Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному “Я”. В своей книге “Я и Оно” Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с “Я”, называть “Оно”. "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

“Оно” - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. “Оно” – это страсти, “Я” – это разум и рассудительность. В “Оно” нераздельно властвует принцип наслаждения; “Я” – носитель принципа реальности. Наконец, “Оно” – бессознательно.

До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из “Я” процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах “Я” работа вытеснения. Таким образом, значительная область “Я” также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.

Высшую бессознательную область в “Я” Фрейд называет “Идеал – Я”. "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

“Идеал – Я” - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям “Идеал – Я” относится так называемое “внезапное пробуждение совести”, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное “Я” принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд определяет бессознательное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.

Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".


Заключение


Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю " психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов, доступен для восприятия лишь посредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь задним числом. Поэтому результаты наших размышлений об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум.


Список литературы:


1. Бессознательное: многообразие видения, Агентство “САГУНА”, Новочеркасск, 1994.

2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1992.

3. “Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994

4. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва “Просвещение”, 1989.

5. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.

6. Макаревия В.Приоткрытая дверь в глубины бессознательного, Даугавпилс, 1997.

7. Ричард Осборн. Знакомтесь: Фрейд, Киев, 1997.

8. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997.




Вопрос бессознательного очень обширен , в разное время он рассматривался различными исследователями.

Попробуем разобраться в этом.

Что это такое в психологии?

Бессознательное представляет собой совокупность различных психических состояний и процессов , которые осуществляются под воздействием неких явлений окружающей действительности и о воздействии которых индивид не отдает себе отчета.

Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.

Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.

Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.

Соотношение с сознанием

В целом, психические явления подразделяют на две группы:

  • сознательные , то есть те, которые человек непосредственно осознает;
  • бессознательные , которые человеком не осознаются.

Именно совокупность этих процессов представляют собой психику. Совместно они помогают человеку приспособиться к внешнему миру.

При этом в область влияния входит управление сложнейшими формами поведения, которые требуют контроля и внимания индивида.

Несмотря на это, следует отметить, что большинство поведенческих актов совершаются именно на бессознательном уровне.

Структура

В структуру данного психического явления входят:

  1. Неосознаваемые действия. Сюда относят жесты, мимику, вегетативные реакции (дрожь в руках, покраснение или побледнение лица и т.д.)
  2. Неосознаваемые установки . Они представляют собой готовность к определенным реакциям или действиям.
  3. Неосознаваемые автоматизмы . Под ними понимают такие действия, которые совершаются без непосредственного участия.

    Сюда относят дыхание, ходьбу, плавание и т.д.

  4. Надсознательные процессы . Это некие внезапные озарения, к которым относят вдохновение, интуицию, мудрость и т.д.

Виды

Классификация выглядит следующим образом:

Бессознательные действия человека: примеры

К таким неосознанным действиям, как мы уже говорили, относятся такие процессы, которые протекают неосознанно .

Например, для того, чтобы дышать, не нужно контролировать этот процесс или проговаривать про себя «вдох-выдох». Человек просто делает это и даже не замечает. То же самое, например, с ходьбой.

Как пример можно еще привести некоторые навыки, которые мы приобретаем. К примеру, вождение автомобиля или плавание . Сперва человек учится, разбирается в этих процессах.

Затем, в результате многочасовой практики, он уже не задумывается, какие движения нужно сделать, чтобы поплыть или припарковаться.

Теории и учения кратко

Фрейд

Само данное понятие обрело популярность благодаря работам З.Фрейда.

Согласно его теории, объем бессознательного значительно превышает объем сознания .

Приведем классический пример: представьте себе айсберг . Его верхушка, находящаяся на поверхности — это сознание. Весь массив, расположенный под водой — это как раз то, что мы не осознаем.

В бессознательное вытесняется все то, что противоречит общественным нормам морали. То есть это все фантазии, желания, чувства, неодобряемые окружающими.

Но при этом, они имеют большое значение в жизни человека. Именно из-за них у человека чаще всего возникают психологические проблемы, , тревожность и т.д.

Согласно теории Фрейда, в бессознательном главным образам содержатся психологические содержания, и влечения, недопустимые для сознания.

То есть в сознательной части возникает какая-то мысль, или желание, но мы понимаем, что по какой-то причине она недопустима . Поэтому она переносится в бессознательное, где и господствует.

Бессознательное функционирует на основе представлений или какой-то информации, которая однажды была осознана человеком, но промелькнула с некой степенью интенсивности.

Это может быть как одна мысль, так и целый набор переживаний, которые почему-то ушли из сознания и, можно даже сказать, забылись .

О бессознательном по Зигмунду Фрейду в этом видео:

Юнг

К. Юнг является последователем Фрейда, который стал дальше разрабатывать идеи своего наставника.

В своей концепции он основывается на двух понятиях:

  • личное бессознательное;
  • массовое бессознательное.

Им были также открыты архетипы массового или коллективного бессознательного . Согласно его теории, они имеются в каждом человеке и объединяют всех людей. Под коллективным бессознательным он понимает память целого человечества о прошлом.

Архетип представляет собой общую для всех людей форму мысли, которая идет еще из древности. Он довольно абстрактен и выражается разными способами.

В качестве примера возьмем архетип матери . Когда ребенок появляется на свет, то он сразу же наследует данный архетип и бессознательно знает, как вести себя по отношению к матери.

Суть архетипов заключается в том, чтобы наделить человека необходимыми понятиями, которые пригодятся нам в жизни. Среди них можно выделить архетипы времени и пространства, рождения и смерти, родителей и т.д.

Гельмгольц

Гельмгольц разработал свою концепцию, которая получила название «теория бессознательных умозаключений» .

Согласно ее положениям, человек воспринимает три вида образов: первичный, перцептивный и образ представления.

Под первичным образом понимают некую совокупность впечатлений, которые образовались в результате ощущений, не имеющих следов прошлого опыта.

Образ представления представляет собой впечатления, которые основываются исключительно на предыдущем опыте и не имеют чувственную основу в настоящем.

Перцептивный же образ формируется в результате совмещения первичного образа и образа представления. Осуществляется он как раз с помощью бессознательных умозаключений.

Что касается бессознательных умозаключений , то они не осознаются человеком и поэтому их невозможно преодолеть. Поэтому они имеют важное значение в жизни человека.

Лейбниц

Г. Лейбниц стал одним из первых философов, который затронул вопрос бессознательного в своих работах.

Он считал, что психика человека — это нечто такое, что содержится в нем в качестве каких-то смутных представлений.

В связи с этим он бессознательным называет все, что по какой-то причине ушло из непосредственного понимания или сознания индивида. Сюда он относил, например, жизненный опыт и приобретенные знания и умения.

Способ анализа

С бессознательным можно работать.

Ведь оно помогает выявить скрытые и , понять истинную сущность человека.

К наиболее известным способам относят анализ сновидений, жестов и оговорок человека. Именно в этих трех категориях бессознательное проявляется наиболее сильно.

Методы исследования

Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:

  • метод свободных ассоциаций;
  • метод анализа сновидений.

Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом . Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.

Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.

Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.

Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.

Работа: техники

Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях .

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Ловец снов . Данная техника основана на методе анализа сновидений. Ее отличие в том, что нужно записать сон сразу после пробуждения, причем стараться сделать это максимально детально. Для этого можно использовать блокнот, диктофон или телефон. Даже если вы проснулись посреди ночи, необходимо зафиксировать то, что вам привиделось. На следующий день следует прочитать/прослушать записанное и попытаться понять, что это может означать. Как правило, сообщение подсознания преподносится во сне прямым способом, поэтому трудностей с расшифровкой не возникает. Обратите внимание, что ключевым моментом сна могут быть как ваши чувства и желания, так и тревоги, страхи, переживания.
  2. Письмо к себе. Очень простая в выполнении техника. Необходимо сесть и написать себе письмо. В нем следует задать вопросы, которые вас волнуют, обращаясь к самому себе. Поинтересоваться, что вы чувствуете, что вас беспокоит. Потом сразу же приступайте к ответному письму.

    И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного.

  3. Наведение транса. Займите удобную позу и начните сканировать различные части тела. Что чувствует правая рука, крестец, шея, затылок, левая пятка и т.д. Постепенно вы погрузитесь в состояние транса. Можно также навести транс с помощью многократного повторения мысленно одной и той же фразы, как некой мантры. Можно включить музыку с одинаковым ритмом. Как только вы достигнете такого состояния, бессознательное само начнет давать вам подсказки. Вы услышите его голос и раскроете свои скрытые чувства.

Проблема в психоанализе

Проблема бессознательного активно изучается еще начиная с начала 20 века.

Различные исследователи и ученые пытались понять его сущность , определить значение для человека, проанализировать.

И по сей день проблема бессознательного продолжает разрабатываться в психологии и психоанализе .

На данный момент становится очевидным, что развитие исследований о данном явлении представляет собой необходимо условие для формирования общего представления о психической жизни индивида.

Бессознательное является важным элементом психики человека. Работа с ним при помощи различных методик и техник дает возможность выявить скрытые желания и тревоги.

Значительно больше, чем традиционная психология, меня привлекает психоанализ. Но не психоанализ Фрейда, а психоанализ Карла Густава Юнга.

Фрейд, как, впрочем, и Юнг, были табуированы в СССР. Фрейд оказался едва ли не первой ласточкой, возвестившей о наступлении свободы мысли в России, позже пришло время Юнга.

Так или иначе, современный психоанализ давно перерос рамки, собственно, фрейдизма. Развиваясь одновременно в сфере психологии, философии, социологии, искусства, литературы, он приобрел множество толкователей, раздробился на множество течений. Из наиболее примечательных назовем экзистенциальный психоанализ: Жан-Поль Сартр и Эрик Фромм, психоаналитическую герменевтику: Конрад Лоренц и Юрген Хабермас, антропологию: Людвиг Бисвангер, структурный психоанализ: Клод Леви-Стросс и Жак Лакан. Но более других и, заметим, много плодотворнее, проблемами бессознательного в психике человека, что, собственно, и составляет предмет психоанализа, занимался швейцарский мудрец Карл Густав Юнг. Начать, однако, придется с Фрейда. Чтобы читатель имел возможность, не сходя с места, сравнить ученика с учителем.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Умер в 1939 году. Но дело Фрейда живет и развивается.

Фрейд — культурный идол XX века.

  1. Сознание согласно Фрейду, это лишь то, что мы сознаем в данный момент. Фрейда мало занимает сознание само по себе, его преимущественно интересуют малоисследованные области психики, которые он именует предсознанием и бессознательным.
  2. Предсознание — часть бессознательного, но такая его часть, которая легко переходит в сознание. Предсознание Фрейд уподобляет большому складу, где накапливается материал необходимый для работы сознания. Иначе говоря, предсознание — буфер между сознанием и бессознательным.
  3. Бессознательное, по Фрейду, это инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными. Они вообще недоступны сознанию. К бессознательному относится и то, что отделено от сознания, подвергнуто цензуре и «подавляемо». Это не забыто и не утеряно, но не допускается к воспоминанию. Бессознательное обладает большой жизненностью и непосредственностью. И через десять лет воспоминания, вновь «допущенные» в сознание, не утрачивают эмоциональной силы. В области Бессознательного обретаются основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты.
  4. Вытеснение — еще один ключевой термин в теории Фрейда. Это то состояние, в котором представления находятся до их осознания. Понятие о бессознательном, по Фрейду, вытекает из учения о вытеснении. Вытесненное — образец подсознательного. Согласно Фрейду, «есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное, неспособное для осознания».
Честно признаться, Фрейда не люблю, но искренне восхищаюсь его умением неисчислимо большому числу людей. Фрейд в совершенстве владеет словесной эквилибристикой. Вот маленький образец изощренного словомудрия: все вытесненное, по Фрейду, это «Бессознательное, но в то же время не все Бессознательное вытеснено. Так же часть Я может быть Бессознательное и несомненно и есть Бессознательное. И это Бессознательное не латентно в духе Предсознание, иначе его нельзя было бы активизировать, не делая Сознание».

Благодаря этому чудесному пассажу мы добрались, наконец,

Похожие публикации