Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Киевский игорь. Князь игорь рюрикович

Правление князя Игоря Рюриковича на киевском престоле началось в 912 году, после смерти великого князя Олега. Попытка древлян выйти из-под власти великого князя была жестоко пресечена Игорем и привела к увеличению размера податей. Позже древлянская дань стала наградой воеводе Свенельду за покорение племени уличей. Внутренняя политика князя Игоря была основана на жестком подавлении недовольства подвластных Киеву племен.

913 год ознаменовался походом в прикаспийские земли. Игорь с дружиной взял большую добычу. Но путь к Каспию лежал через владения хазар. Каган пропустил войско за обещание половины всей добычи, что возьмут русы. Но на пути обратно хазары завладели всей добычей, истребив большую часть войска Игоря.

Игорь стал первым из русских князей, которому пришлось столкнуться с ордами кочевников. Печенеги начали тревожить приграничные земли Киевской Руси в конце 9 века. В 915 г Игорь заключил с кочевниками мирный договор, который соблюдался 5 лет. Как правило, кочевники печенеги держали сторону греков. Но в 944 г выступили в качестве союзников киевского князя Игоря против них.

Внешняя политика Игоря была продиктована стремлением создать наиболее выгодные условия торговли для русских купцов. В 941 г Игорь, как и до него Олег, совершил поход на Византию. Но этот поход оказался крайне неудачным. Дунайские болгары предупредили императора Византии. Он встретил войско Игоря множеством снаряженных кораблей и «греческим огнем». Поражение было сокрушительным. Через несколько лет, в 944, Игорь попытался стереть позор поражения. Он нанял печенегов и двинулся в греческие земли. Император предпочел уйти от столкновения, преподнеся Игорю богатые дары. Через год был заключен мирный договор с Византией.

Игорь, будучи в летах, поручил полюдье своему воеводе Свенельду. Это пришлось не по нраву дружинникам князя, вызвало ропот и стало причиной похода Игоря на древлян. Собрав дань, князь двинулся в Киев, но пройдя полпути, вернулся с малой дружиной. Решил, что мала дань. Это предопределило гибель Игоря от рук древлян. Убийство древлянами князя Игоря было крайне жестоким. Есть сведенья о том, что князь был привязан к склоненным к земле стволам деревьев и разорван ими на части.

Краткая биография князя Игоря не будет полной без упоминания о княгине Ольге . Решительная, наделенная умом и хитростью жена князя Игоря впоследствии жестоко отомстила за свершенное убийство. Этот кровавый эпизод сделал князя Игоря и княгиню Ольгу одними из наиболее известных правителей в русской истории. Княгиня Ольга стала править при малолетнем сыне, и была названа потомками «устроительницей земель русских».

Краткая биография княгини Ольги

О том, когда родилась и какого происхождения была великая княгиня Ольга Александровна, ученые спорят до сих пор. Одни прослеживают ее род от правившего в Болгарии князя Бориса, другие считают ее дочерью Олега Вещего. А автор «Повести временных лет», монах Нестор утверждает, что киевская княгиня Ольга была простого рода и говорит о деревеньке под Псковом как о месте ее рождения. Достоверно подтвержденные факты составляют лишь очень краткую биографию княгини Ольги.

По наиболее известной легенде Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой во время охоты на переправе через реку. Князь принял ее за юношу и попросил перевезти на другой берег. Ольга отличалась не только красотой и чистыми помыслами, но и умом. Она покорила князя на столько, что Игорь через некоторое время вернулся за ней и женился.

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что фактически правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, началось до такого известного исторического эпизода, как гибель Игоря.

После убийства князя Игоря в 945 г. древляне отправили к княгине посольство с предложением стать женой их князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего сбросили в вырытую специально яму и живьем закопали. Затем Ольга сама отправила Малу послов с требованием прислать самых лучших и достойных мужей, чтобы придти с великой честью в земли древлян. На этот раз для послов истопили жаркую баню, где и сожгли. Но на этом месть Ольги древлянам не была закончена. Послы княгини сообщили, что Ольга хочет справить на могиле Игоря тризну и просит приготовить мед. А после – выйдет за Мала. Древляне согласились. Ольга прибыла в их земли с малой дружиной. Древляне во время тризны опьянели, напившись собственным медом, и были убиты дружинниками княгини.

Через год древляне были разбиты, Коростень, их главный город сожжен. Взятие хорошо укрепленного Коростеня не обошлось без хитрости. Ольга потребовала с каждого двора дань – трех голубей и трех воробьев. Жители выполнили это желание княгини. А Ольга приказала дружинникам привязать к лапкам птиц легко воспламеняющийся трут и выпустить на волю. Люди, которым удалось бежать из горящего города, были убиты. На уцелевших была наложена тяжкая дань.

Следующим важным решением, после усмирения древлян, стала замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева. Пока сын княгини Ольги и Игоря, Святослав , был ребенком, она пользовалась всей полнотой власти. Но правление Ольги на Руси не закончилось, когда Святослав повзрослел, поскольку князь большую часть времени проводил в военных походах.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской Империей и Германией. В 957 г. она отправилась в Константинополь. По одной из версий, поездка Ольги в Царьград имела своей целью брак Святослава. Княгиня, благодаря тесным контактам с греками, прониклась христианской верой и приняла крещение из рук Императора Константина 7 и патриарха Феофилакта. При крещении ей было дано имя Елена. Византийский император не остался равнодушен к красоте и уму русской княгини. Но, Ольга смогла отклонить его предложение, не нанеся обиды. Святослав, в отличие от матери, остался язычником, хоть и не препятствовал обращению в христианскую веру других. Ольга оказала сильное влияние на сына Святослава, Владимира, который продолжил христианизацию Руси. Святая княгиня Ольга умерла в 969 г. Причисление к лику святых состоялось через много веков после смерти Ольги, в 1547 г.

3.Крещение Руси. От язычества к христианству

Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».

Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.

Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины.

Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях славянский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

  Ранее 879 г. Рождение у новгородского князя Рюрика и его жены, урманской княжны Ефанды, сына Игоря.

  879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика в военном походе.

  879 г. Начало княжения в Новгороде Олега "как старшего в роде Рюрика".

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  882 г. Продвижение на юг войска князя Олега, состоявшего из варягов, ильменских словен, кривичей, мери и веси. Участие в походе на Киев Игоря, малолетнего сына Рюрика.

  882 г. Захват новгородской ратью Олега земель днепровских кривичей и города Смоленска. Присоединение войска кривичей к походу Олега на Киев.

  882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча. Присоединение войска северян к походу Олега на Киев.

  882 г. Князь Олег вместе с Игорем прибывают к Киеву. Олег убивает киевских правителей Аскольда и Дира, начинает княжить в Киеве, объединяет Северную и Южную Русь и создает Древнерусское государство с центром в Киеве.

  883 г. Покорение племени древлян и наложение на них дани.

  884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.

  885 г. Подчинение племени радимичей и наложение на них дани.

  885 г. Война князя Олега с племенами уличей и тиверцев.

  Позднее 885 г. Успешные войны князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.

  898 г. Заключение союзного договора между уграми (венграми) и Русью. Угры налагают на Русь дань за мир и военную помощь.

  903 г. Упоминание в летописи о браке князя Игоря и Ольги.

  907 г. Князь Игорь Рюрикович оставлен наместником в Киеве, пока Олег совершает походы в земли вятичей, хорватов, и дулебов на Константинополь.

  907 г. Заключение мирного договора Руси с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией. Выплата греками 12 гривен каждому русскому воину и дани в пользу городов Киев, Чернигов, Полоцк, Ростов, Любеч и других.

  912 г. 2 сентября - Заключение письменного русско-византийского мирного договора, в котором Русь впервые упомянута как государство.

  912 г. Смерть князя Киевского и князя Новгородского Олега. Вступление Игоря на киевский престол.

  913 г. Неудачный поход русов на 500 судах к Каспию.

  914 г. Подавление Игорем бунта древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду, чем вызывает недовольство киевской дружины.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира сроком на пять лет между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани. Передвижение границы Руси за Днепр.

  934 г. весна - Печенеги в союзе с другими тюркскими племенами, заключив мир с венграми, объявили войну Византии, разорили Фракию и подступили к Константинополю. Заключение мира Византии с венграми и печенегами.

  935 г. Поход русских судов вместе с греческим флотом на Апеннинский полуостров.

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Начало княжения малолетнего князя Святослава в Новгороде.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями среди русов во время их возвращения на родину.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение. Увеличение древлянам дани в пользу Киева, что вызвало их неповиновение.

  943 г. Поход князя Игоря на Византию с огромной ратью. Византийцы отправляют посольство к князю Игорю с предложением мира. Киевский князь получает откуп от греков, разоряет Болгарию и возвращается в Киев.

  943 г. Посольство византийского императора в Киев и вручение Игорю хартии мира. Киевский князь принимает обязательство хранить дружбу с греками.

  944 г. Русское посольство в Константинополь и заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте документа княгини Ольги и сына Святослава Игоревича.

  944 г. Указания арабских, персидских и армянских источников о том, что русы взяли арранскую столицу Бердаа, расположенную в междуречье Куры и Аракса, и возвратились в свою землю по реке Кура и через Каспийское море.

  944 г. Поход князя Игоря в Древлянскую землю на полюдье.

  945 г. Древляне убивают князя Игоря.

Игорь - сын новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По «Повести временных лет» в 903 Игорь является «подручным» великого русского князя Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 г. говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем.

Согласно «Повести временных лет», Игорь занял великокняжеский стол в 913 г. после смерти Олега Вещего. В 914 г. он подавил восстание древлян, не пожелавших ему подчиняться. В 915 г. заключил мир с печенегами. В 920 г. вновь воевал с печенегами. Результаты этой войны не известны. В его правление (в 913 и 943 гг.) были совершены два русских военных похода на прикаспийские страны. В 940 г. Киеву покорились уличи, на которых была наложена дань «по черной куне от дыма».

НАЧАЛО: ИГОРЬ ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН

По счету летописца, преемник Олегов Игорь, сын Рюриков, княжил 33 года (912 - 945) и только пять преданий записано в летописи о делах этого князя; для княжения Олега высчитано также 33 года (879 - 912). В летописи сказано, что Игорь остался по смерти отца младенцем; в предании о занятии Киева Олегом Игорь является также младенцем, которого не могли даже вывести, а вынесли на руках; если Олег княжил 33 года, то Игорю по смерти его должно было быть около 35 лет. Под 903 годом упоминается о женитьбе Игоря: Игорь вырос, говорит летописец, ходил по Олеге, слушался его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу. Во время похода Олегова под Царьград Игорь оставался в Киеве. Первое предание об Игоре, занесенное в летопись, говорит, что древляне, примученные Олегом, не хотели платить дани новому князю, затворились от него, т. е. не стали пускать к себе за данью ни князя, ни мужей его. Игорь пошел на древлян, победил и наложил на них дань больше той, какую они платили прежде Олегу.

ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВЛАСТЬЮ ИГОРЯ

«Повесть временных лет» связывает расширение владений киевского князя с именем Олега. Помимо территорий словен, кривичей и полян, которыми он владел после захвата Киева, датированного летописью 882 г., Олег облагает данью древлян, север и радимичей. Его преемник Игорь, согласно Начальному своду, подчинил уличей. Летописные сведения о покорении «Славиний», однако, не только хронологически неточны, но и явно неполны: так, в них ничего не говорится о близких территориально к Киеву дреговичах и общностях Волыни. Но для 1-й половины Х в. имеется уникальная возможность сопоставления четырех разноязычных источников, содержащих пространные, с упоминанием топонимов и антропонимов, сведения о Руси и при этом созданных практически одновременно, в течение одного десятилетия. Это трактат византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (948-952 гг.), сочинение арабского автора ал-Истахри «Книга путей и стран» (дошедшая до нас редакция - ок. 950 г.), договор Игоря с Византией, дошедший в древнерусском варианте (являющем собой перевод с греческого оригинала) в составе «Повести временных лет» (944 г.) и т. н. «Кембриджский документ» - письмо на древнееврейском языке, посланное из Хазарии (ок. 949 г.).

В главе 9 сочинения Константина рассказывается, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы (суда с килевой частью, выдолбленной из одного бревна. - А. Г.) являются из Немогарда, в котором сидел Свендослав, сын Ингоря, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда (Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. - А. Г.). Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочии Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадали в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются к Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр». Далее идет рассказ о маршруте «росов» в Константинополь, а в конце главы говорится: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев (древлян, дреговичей, кривичей и северян. - А. Г.) и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав».

Под пером автора главой Руси представлен Игорь, главным центром - Киев. В Немогарде (Новгороде) княжит его сын Святослав. «Росы» ходят в полюдье - круговой объезд с целью сбора дани - к славянским общностям древлян, дреговичей, кривичей, северян и «прочих» славян; к последним следует, видимо, отнести уличей и «лендзанинов» - лендзян (локализуемых, скорее всего, на Восточной Волыни), т. к. в главе 37 и те, и другие названы данниками «росов», а в начале главы 9 лендзанины вместе с кривичами именуются их «пактиотами» (этот термин указывает на данническо-союзнические отношения). Перечисление городов, по которым спускаются к Киеву «моноксилы», идет с севера на юг, по пути «из варяг в греки»: Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород…

Игорь Рюрикович

Великий князь киевский, единственный сын Рюрика, род. в 877 г., убит в 945 г. В 879 г. по смерти Рюрика опекуном его сына и правителем государства стал сподвижник и родственник Рюриков, Олег, который вскоре из Новгорода переселился в Киев. О жизни Игоря до вокняжения летописи сообщают весьма мало сведений: в 903 г. когда еще Игорь был под опекой Олега, к нему привели из Пскова жену, именем Ольгу; в 907 г. Олег, отправляясь в поход на Византию, оставил в Киеве Игоря, как бы своим наместником. В 912 г. Олег скончался, и первым делом вокняжившегося в Киеве Игоря было усмирение взбунтовавшихся древлян, которых он наказал увеличением дани (914 г.). В тоже время покорено или возвращено к покорности племя Угличей, жившее по соседству с Тиверцами; Игорь наложил на Угличей дань, которую отдал любимому воеводе своему Свенельду; ему же отдал и древлянскую дань, чем возбудил ропот в своей дружине. В 915 г. пришли впервые на Русскую землю печенеги и киевский князь заключил с ними мир; но уже в 920 г. Игорю пришлось вести с этими степняками войну; обстоятельства ее неизвестны. В 935 г. корабли и войска Игоря ходили с греческим флотом на Италию; но в 941 г. мирные отношения их нарушились и Игорь с большой флотилией - по летописи состоявшей из десяти тысяч судов - пошел на Константинополь. Император был извещен о приходе руссов болгарами; однако Игорь успел сделать высадку и опустошить окрестности Босфора; русская флотилия стала на якоре близ Фара. Когда против нее вышел греческий флот, Игорь был так уверен в победе, что приказал своим воинам щадить неприятелей и брать их в плен живыми; но в происшедшей схватке греческий огонь, который русские увидели тут впервые, навел такой ужас на Игоря и его воинов, что они поспешно удалились к берегам Малой Азии. Здесь они попробовали высадиться в Вифинии, но Патрикий Барда и Доместик Иоанн заставили их удалиться на суда; руссы у берегов Фракии еще раз сразились с греками на море и с большим уроном ушли домой. Однако Игорь начал вновь собирать многочисленное войско: были призваны из-за моря варяги и наняты печенеги, от которых взяты были заложники. В 944 г. Игорь выступил в новый поход на Грецию с флотом и конницей. Корсунцы и болгары опять дали знать императору о приходе руссов и тот немедленно отправил к Игорю послов, которые встретили князя близ дунайского устья, предложили ему дань, какую взял некогда Олег, даже большую, если он согласится на мир. Дошедши до Дуная, Игорь, по совету с дружиной, взял у греков дары на всех воинов своих и, приказав наемным печенегам пустошить Болгарию, возвратился в Киев. В следующем году император прислал послов к Игорю, а последний отправил своих послов в Константинополь, где и был заключен мирный договор, "на все лета, пока сияет солнце и стоит мир", но на условиях, менее выгодных для Руси, чем при Олеге. Император клятвою утвердил договор и вновь отправил послов своих в Киев, пред которыми Игорь, на холме, у подножия Перуна, торжественно поклялся соблюдать дружбу с империей; воины его, в знак клятвы, полагали к подножию идола оружие, щиты и золото, а те из них, которые были христианами, присягали в церкви св. Илии. Игорь отпустил греческих послов, одарив их драгоценными мехами, воском и пленниками. - Как выше уже замечено было, дружина Игоря завидовала отрокам Свенельда, что они богаты оружием и всякой одеждой, между тем как они, дружинники князя, босы и наги. Дружинники поэтому требовали, чтобы Игорь шел с ними собирать налоги с подвластных племен и чтобы поделился с ними. С наступлением осени 945 г. Игорь пошел с дружиной в древлянскую землю и собрал с нее дань; затем, оставив при себе небольшую часть дружины, а остальную отпустив домой, князь хотел еще взять дани с древлянской земли. Но это возмутило древлян: надобно умертвить хищного волка - решили они, иначе он истребит все стало; они вооружились под начальством местного князя Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и похоронили недалеко от своего города, перебили и дружину его. По византийским известиям древляне привязали Игоря к двум пригнутым к земле деревьям и, отпустив деревья, разорвали его на двое. К княжению Игоря относится рассказ арабского писателя Абульфеда о том, что в 944 г. руссы взяли столицу арранскую Барду и возвратились в свою землю р. Куром и Каспийским морем. Другой восточный историк, Абульфараг, приписывает это нападение аланам, лезгинам и славянам. Что касается утверждения при Игоре русского господства на берегах Босфора Киммерийского и более решительного подчинения черных болгар русским князьям, то этот вопрос еще требует более обстоятельного исследования.

Полн. собр. р. лет. I, 8-23; II, 238-243, IV, 173, 174; V, 2, 9, 88-102; VII, 231-283; Иловайский, "Болгаре и Русь на Азовск. море", (Ж. М. Нар.Пр. 1875, ч. 178, с. 372).

{Половцов}

Игорь Рюрикович

Великий князь киевский, сын Рюрика. Умирая (879), Рюрик вручил правление и малолетнего И. Олегу. И. начал княжить лишь по смерти Олега, в 912 г. Брак И. с Ольгою (см.) летопись относит к 904 г. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но И. заставил их смириться, а воевода его Свинельд покорил угличей и взял их город Пересечен, за что и получил их землю в управление. В 914 г. близ пределов России явились впервые печенеги, которых И. встретил с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с И. перемирие на пять лет. И. - первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Кедрин, Зонара, продолжатели Феофана и Амартола, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 г. И. предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сот ладей И. пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Воспора Фракийского и подступил к Константинополю. Греческий флот был в то время в отсутствии, в походе против сарацин. Тем не менее суда И. не выдержали "греч. огня", и сам он спасся только с 10 судами. В 944 г. И., при содействии варягов и печенегов, возобновил свое нападение на Грецию, но греч. послы встретили его еще по сю сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего И. возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греч. послы для подтверждения этого мира; с ними И. отправил в Царьград собственных послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. Договор этот не известен визант. историкам, что послужило Шлецеру одним из главных оснований к сомнению в подлинности его, но позднейшие исследования устранили эти сомнения. В этом, наиболее пространном из договоров русских с греками Х в. (напеч. в 1-м вып. "Хрестоматии по истории русск. права" Владимирского-Буданова, где и литература), весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи; на основании их Эверс нарисовал цельную картину нашего древнего юридического быта. Сергеевич ("Ж. М. Н. Пр.". 1882, № 1), утверждая, что положения эти действовали только на греч. территории и притом в столкновениях греков с русскими (а не русских между собою), доказывает, что при составлении этого договора русские обычаи принимались во внимание лишь постольку, поскольку не противоречили стремлению греков наложить узду на примитивные нравы Руси и в частности на господствовавшее у нее начало самоуправства. Этим значение договора, как источника русского права, в значительной степени умаляется, зато выдвигается другая сторона договоров русских с греками, как первых по времени памятников, в которых выразилось влияние на Русь Византии. Кроме племен, обитавших по обе стороны верхнего и среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на ЮВ до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая И. не допускать нападений черных болгар (т. е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в вост. части Крыма) на Корсунь и другие греч. города в Тавриде, а на С достигали до берегов Волхова, что можно вывести из указания Константина Багрянородного на то, что при жизни И. в Новгороде княжил сын его Святослав. Смерть И. летопись относит к 945 г. Случилась она на полюдьи (см.). Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, И. с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью, но древляне, и именно жители Коростена, с князем своим Малом во главе, возмутились и убили И. По словам одного византийского историка (Льва Диакона) древляне привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом пустили их, и И. был разорван. Резолюцией кабинет-министров 21 авг. 1735 г. некоторые старые серебряные деньги признаны за копейки вел. кн. Игоря, хотя при И. никаких копеек не было. Впоследствии оказалось, что имя И. прочли вместо слова: государь.

Ср. "П. С. Р. Л." (I, 8-10, 12, 18-24, II, 238, 239, 241-243; IV, 173-174; V, 9, 88-90, 93, 94, 97-103; VII, 221-222, 269, 270, 272, 273, 278-84; IX, 15, 16, 18, 26-28); Срезневский, "Договоры с греками X в." ("Истор. Чтения о яз. и словесности"); Н. А. Лавровский, "О визант. элементе в языке договоров русских с греками" (1853).

{Брокгауз}

Игорь Рюрикович

(877-945) - великий князь Киевский, сын Рюрика. В 879 г. по смерти Рюрика опекуном И. и правителем вел. княжества стал его родственник Олег; в 903 г. И. женился на Ольге "из Плескова"; в 912 г., по смерти Олега, стал вел. князем. Княжение И. все прошло в походах. В 914 г. он усмирил древлян, затем угличей (в Подолии); в 920 г. ему пришлось вести войну с печенегами. В 935 г. суда и дружины И. ходили вместе с визант. флотом на Италию, но в 941 г. союз с греками был разорван, и И. с большой флотилией (по летописи 10 т. судов) совершил набег на Царьград. Руссы опустошили окрестности Босфора; однако импер. войска при помощи греч. огня, впервые виденного руссами и наведшего на них ужас, заставили их удалиться от столицы; высадка в Вифинии русских, удалившихся к берегам М. Азии, не удалась, равно как и схватка с греч. флотом у бер. Фракии, и И. с больш. уроном вернулся в Киев. Собрав многочисл. "воев", призвав варягов и наняв печенегов, И. в 944 г. вновь предпринял поход на Византию. На этот раз имп. Роман Локален поспешил заключить мир и выплатить дань. В 945 г. был заключен И. известный сохранившийся в летописи "договор с греки" (один из древнейших и ценных истор. документов) . В том же году И. был убит древлянами при сборе с них дани. К эпохе И. относится рассказ араб. историков о взятии руссами в 944 г. Арранской столицы Барды и о возвращении их в свою землю р. Куром и Каспийским морем, но наши летописи молчат об этом походе.

{Воен. энц.}

Игорь Рюрикович

2-й вел. князь русский, сын вел. кн. русск. Рюрика; р. 877 г., † 945 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Игорь Рюрикович" в других словарях:

    - (убит 945), киевский великий князь (с 912); летописец приписывает Игорю происхождение от легендарного Рюрика (см. РЮРИК (князь)). Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, в годы правления подчинил своей власти восточнославянские … Энциклопедический словарь

    Князь киевский. Начал княжить в 912 г. по смерти Олега, который правил за его малолетством. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать (914) отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в… … Биографический словарь

    Эта статья о великом князе Киевской Руси. О других князьях по имени Игорь см. Князь Игорь (значения). Игорь Рюрикович ст. слав … Википедия

    Вел. кн. киевский, сын Рюрика. Умирая (879), Рюрик вручил правление и малолетнего И. Олегу. И. начал княжить лишь по смерти Олега, в 912 г. Брак И. с Ольгою (см.) летопись относит к 904 г. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Игорь Рюрикович Холманских - начальник сборочного цеха ОАО Научно производственная корпорация Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского. Родился 29 июня 1969 года в Нижнем Тагиле. С 1987 по 1989 год проходил службу в рядах вооружённых сил, инструктор по вождению БМП 1. В 1994… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Игорь Холманских … Википедия

    Игорь Рюрикович Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев … Википедия

Игорь Святославич — князь Новгород-Северский и Черниговский, является представителем рода Ольговичей. Имя свое он получил в честь родного дяди — брата великого Святослава.

Происхождение

Отец главного героя поэмы «Слово о полку Игореве», князь Святослав, был женат два раза. Первой его супругой была дочь половецкого хана Аепы, получившая при крещении имя Анна. Во второй раз Святослав Ольгович пошел под венец в 1136 году. Этот брак вызвал скандал. Архиепископ Нифонт Новгородский отказался провести мотивируя это тем, что первый муж невесты - дочери посадника Петрилы, погиб совсем недавно. Поэтому венчал князя Святослава другой священник. В этом браке и родился будущий князь Черниговский, хотя некоторые историки и публицисты считают, что именно половчанкой Анной был произведен на свет Игорь Святославич.

Краткая биография

Отец князя - верный соратник и друг Святослав Ольгович был тем самым человеком, кого правитель звал в Москву, чтобы обсуждать совместные дела. Дедом Игоря был Олег Святославич - родоначальник династии Ольговичей. Во время крещения мальчика нарекли Георгием, однако, как это часто бывает, его христианское имя практически не использовалось. И в истории Игорь Святославич стал известен под своим языческим русским именем.

Уже семилетним ребенком мальчик начал вместе с отцом участвовать в походах, защищая права своего двоюродного дядюшки Изяслава Давыдовича, претендующего на киевский престол. А в семнадцать он уже пошел в грандиозный поход, организованный Андреем Боголюбским, который закончился в марте 1169 трехдневным разграблением города Киева. Со времен своей бурной юности Игорь Святославич, биография которого - это жизнеописание воина, начавшего боевой путь очень рано, понял, что сила дает право не оправдывать свои действия.

У будущего героя «Слова о полку Игореве» был не один победоносный поход на половцев. В 1171 год он впервые ощутил славу, одержав победу над ханом Кобяком в сражении на речке Ворскле. Этот триумф показал, что двадцатилетний Игорь Святославич - талантливый военачальник. У юноши были и дипломатические способности. Добытые трофеи он подарил Роману Ростиславичу, который правил в Киеве.

В 1180, будучи двадцати девяти лет от роду, молодой военачальник унаследовал от старшего брата Новгород-Северское княжество. Это дало ему возможность начать строить собственные планы.

Авторитет

Некоторые историки уверены, что князь Игорь Святославич был незначительной, второстепенной фигурой, однако многие не согласны с этим утверждением, резонно аргументируя, что даже географическое положение его княжества, граничащего с бескрайней степью, всегда предопределяло важность его действий.

Когда князья Южной Руси предприняли совместный поход, направленный против половцев, то по приказу великого Святослава Всеволодовича старшим над войсками был назначен именно Игорь. В результате была добыта еще одна славная победа над степными кочевниками у реки Хорол. Окрыленный этой удачей, князь Игорь в этом же году предпринял еще одну кампанию. Эта экспедиция еще раз подарила ему лавры победителя над половцами.

Главная неудача

Именно на фоне такого успеха у князя Игоря и созрело решение об еще одном походе в степь. Именно о нем была написана поэма. Тогда Игорю было тридцать четыре года, он находился в возрасте зрелого мужества и умел принимать взвешенные решения.

Вместе с князем Новгород-Северским в битве с половцами участвовали его сын Владимир, брат Всеволод и племянник Святослав Олегович.

Цель этого похода, по мнению многих историков, не заключалась в том, чтобы спасти русскую землю от постоянных набегов жестоких степняков. Не с теми силами и не по тому маршруту пошел князь Игорь. Главной его целью, скорее всего, были трофеи - стада, оружие, драгоценности и, конечно, захват рабов. Годом ранее в половецких землях получил достаточно богатую добычу. На военную авантюру Игоря толкнули зависть и алчность. Его не остановило даже то, что у половецкого хана Кончака имелись огромные самострелы, натягиваемые одновременно пятью десятками воинов, а также «живой огонь», так в те времена называли порох.

Поражение

На берегу русские войска столкнулись с основными силами степняков. В столкновении участвовали почти все половецкие племена с юго-востока Европы. Их численное превосходство было настолько большим, что русские войска очень скоро попали в окружение. Летописцы сообщают, что князь Игорь вел себя достойно: даже получив серьезную рану, он продолжал сражаться. На рассвете, после суток непрерывных боев, войска, выйдя к озеру, стали его огибать.
Игорь, изменив направление отхода своего полка, пошел на помощь брату Всеволоду. Однако его воины, не выдержав, стали бежать, стремясь выйти из окружения. Игорь пытался их вернуть, но тщетно. Князь Новгород-Северский был взят в плен. Многие из его войска погибли. Летописцы говорят о трех днях боев с половцами, после чего стяги Игоря пали. Князь сбежал из плена, оставив сына Владимира, который позже женился на дочери хана Кончака.

Семья и дети

Жена Игоря Святославича - дочь галицкого правителя родила ему шестерых детей - пятерых наследников и дочь. Ее имя в летописях не упоминается, однако историки называют ее Ярославной. В некоторых источниках она упоминается как вторая жена Игоря, однако большинство специалистов считает эту версию ошибочной.

Старший сын Игоря и Ярославны, князь Путивльский, Новгород-Северский и Галицкий Владимир, родившийся в 1171 году, женился на дочери взявшего его и отца в плен хана Кончака.

В 1191 году князь Игорь вместе с братом Всеволодом предпринял еще один поход на половцев, на этот раз удачный, после чего, получив подкрепление от Ярослава Черниговского и Святослава Киевского, дошел вплоть до Оскола. Однако степнякам удалось своевременно подготовиться к этой битве. Игорю ничего не оставалось, как отвести войска обратно на Русь. В 1198 году, после смерти правителя сын Святослава занял черниговский престол.

Точный год кончины князя Игоря Святославича неизвестен, хотя в некоторых летописях указывается декабрь 1202 года, хотя многие более реальной считают версию о том, что он скончался в первой половине 1201. Его, как и дядю, похоронили в Спасо-Преображенском соборе, расположенном в городе Чернигове.

Похожие публикации