Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Одна из защитных реакций самооправдания. Самооправдание через обвинение мира вокруг. Для трансформации самооправдания

по материалам журнала Наша Психология, февраль 2012

Если я изначально принял себя, то, естественно, мне ни перед кем оправдываться не нужно. Потому что в моем представлении о мире я всегда прав, всегда уникален и всегда существую.

Психологи считают самооправдание одним из важнейших условно-адаптивных механизмов. Поскольку человек - существо принципиально противоречивое, у него всегда возникают внутренние проблемы. Потому что я всегда хочу больше, чем могу, то есть «я идеальный» и «я реальный» всегда различаются. Поэтому у обычного человека всегда есть внутренняя неудовлетворенность оттого, что он не такой, каким хотел бы себя видеть.


С другой стороны, окружающие тоже всегда недовольны нами, причем как близкие нам люди, так и дальние. Мы никогда не сможем полностью «угодить» всем, от нас всегда будут хотеть большего или другого. В такой принципиально противоречивой системе включается уникальный копинг-механизм, который дает возможность оправдать себя со всех мыслимых позиций. Можно сказать, что вся наша жизнь - это попытка оправдать себя, свою собственную деятельность, свои цели, идеи перед другими людьми и перед собой.

Самообвинение - обратная сторона самооправдывающего механизма. В психоаналитическом подходе самообвинение - это агрессия, которая не направлена на других в связи с невозможностью и отсутствием права это делать, - она направлена на самого себя.

Как отучиться от привычки к самобичеванию? Равиль Назыров дает парадоксальный совет. Давайте поставим эксперимент. Совершите какое-нибудь очень плохое, с вашей точки зрения, действие. Абсолютно безнравственное, чудовищное, недостойное оправдания, нарушающее все моральные устои. После этого «предъявите», покажите этот поступок ста другим людям - с просьбой оценить, как они к нему отнесутся. Выяснится, что примерно 10% людей этим поступком возмущены, 10% - восхищаются, а 80% - собственно, никак не относятся. Второй шаг: поступите прямо противоположным образом, как человек высоконравственный. Причем нужно не просто никого не убить, а - спасти, не только не изменить мужу, а препятствовать, например, изменам своей подруги. И - снова попросите сто экспертов этот поступок оценить. Я могу абсолютно точно сказать, что и в этом случае будет то же самое, только одни 10% будут критиковать и ненавидеть, другие 10% будут восхищаться, а остальные 80% скажут, что все это ерунда. Таким образом, совершив 6-8 таких поступков, вы придете к выводу: все, что бы мы ни делали, по большому счету непременно оставляет одинаковое количество сторонников и критиков

Что такое мода? Это обнаружение какого-то уникального поступка, который человек способен совершать на протяжении длительного времени. Кутюрье смог не только сделать одно платье, но и создать целую коллекцию и представить ее на всеобщее обозрение. Если в этом есть какая-то логика, то это очень быстро станет модным. В следующий сезон он сделает прямо противоположную коллекцию - не белый верх и черный низ, а наоборот, - но ею снова будут восхищаться, потому что он демонстрирует целостное поведение.

Что такое воспитание? Это попытка научить ребенка оправдывать и наказывать себя так, как это принято в семье.

Что такое обучение? Это попытка заставить человека признавать и оправдывать существующие в науке тенденции и критиковать другие.

Что такое работа или бизнес? Попытка оправдывать происходящее в профессиональной деятельности так, как это делает шеф, и критиковать конкурентов.

Что такое метафоры и «крылатые фразы» великих людей? Это емкие утверждения, которые подсказывают нам, что нужно оправдывать, а что - критиковать.

Что такое психотерапия в этом смысле? Психотерапия помогает человеку произвести над собой некое действие по осознаванию успешных стратегий самооправдания и самообвинения, которая явно выделит его из окружающих. Психотерапевт помогает клиенту научиться делать это более изящно, при этом не ссорясь с собой. Фактически, психотерапевт научает красиво «врать» окружающим, а не самому себе.

Полная версия статьи.

Самооправдание строится на самооценке, которая позволяет сохранить мнение о себе на высоком уровне, поддерживая самолюбие . Подпитывает комплекс неполноценности, углубляя его. Увеличивая напряжение в теле, самооправдание способствует развитию неврозов. Внутри, на уровне подсознания, находится ребёнок, который хочет выглядеть в глазах других значимых людей хорошим, полезным, а силы не хватает…

Для трансформации самооправдания:

Перестань делать внутренние подсчёты и оставь в покое людей с их «неправильным мнением» о тебе и «незаслуженно низкой оценкой».

Осознай, что ты не так уж и значителен в глазах других людей, как представляешь себе, и, возможно, это отражает истину.

Пойми, что самолюбие и ложная гордость являются причиной боли, а твоя истинная суть всегда остаётся с тобой неизменной.

Прекрати внутреннюю болтовню, доказывая всем, какое ты замечательное существо.

Поразмышляй над тем, чем ты обязан другим людям, и вместо концентрации на «Я, мне…» запусти обратный процесс, отдавая другим внимание, благодарность, симпатии, заботу и т. д.

Пойми, что чем больше хорошего ты отдашь людям, тем больше радости, силы и успехов придёт к тебе.

Учись смотреть на себя глазами других людей.

Александр Гущин

В «оправдание» ОПРАВДЫВАНИЯ

Человек, только-только вставший на Путь Служения Силе Любви, осознающий необходимость преобразования себя, сразу же сталкивается с проблемой ‒ что именно в себе нужно преобразовывать? Ведь внутри него присутствует всё ‒ и созидающее начало, и негуманоидное. Последнего причём много больше ‒ ничто нам не чуждо. Всё это находится в диком хитросплетении и разобраться, что есть что, бывает совсем не просто. Поэтому нередки ситуации, когда начинаешь в себе подавлять качества, на поверку оказывающиеся человеческими, считая их слабостью, и, наоборот, действовать, идя на поводу энергий Эго, не ощущая утечки жизненной силы.

Таким образом, перво-наперво, мы должны научиться различать проявления негуманоидных и человеческих энергий, чтобы не получилось в соответствии со словами известного политического деятеля: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Напомню, основой всех эгоэнергий является негативизм ‒ отрицание приоритета окружающего Мира над личным и коллективного над частным, то есть отрицание Силы Любви как основы Единства Мира.

Не ощущая же истинной причины бытия самого себя, не ощущая себя продолжением окружающего мира и причастности к процессам, идущим вокруг и внутри, человек начинает, как говорится, рубить сук, на котором сидит, разрушать мир и физически и, что ещё хуже, эмоционально. Он становится «жертвой внешних обстоятельств», чем и прикрывается.

Защитная реакция Эго ‒ оправдаться по любому поводу, не неся ни за что ответственности, лишь бы ощущать себя правым. Степень внутренней замкнутости логики и стройность аргументации самооправдания определяет «толщину» эгооболочки. Поэтому хорошо развитый интеллект без опоры на сердечный центр становится прекрасным орудием для достижения целей Личности. «Цель оправдывает средства» ‒ кредо таких людей.

Поведенческие стереотипы Личности, с которыми человек отождествлён, заставляют его неосознанно, а значит безответственно обещать, поступать, отдавать или брать и т. д… Но приходит время отвечать! И Личность, маскируясь, выстраивает логически стройную цепочку внешних причин и следствий, где её действия оправданы и /или являются необходимостью.

Мы должны понять две вполне очевидные вещи: нельзя попадаться на удочку, повинуясь неосознаваемому страху, и принимать эту игру. Наши настоящие знания о себе неполны, а те, что есть, мягко говоря, редко соответствуют действительности. И второе, со стороны, конечно же, видней. Даже если нас обвиняют неоправданно и необоснованно по нашему мнению, то всё равно где-то внутри себя мы допускаем это. Ведь если мы начали оправдываться, значит, существует предмет оправдания.

В такой ситуации нужно не оправдываться, а понять, почему ситуация сформировалась, какие действия или недействия явились её причиной. Осознание придаст скорость развитию и сэкономит энергию на более важные дела.

Апостольское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице начинается словами о примирении с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1-2), - пишет апостол Павел.

Тема примирения с Богом не является специфически христианской. Обратившись к истории религий, мы увидим, например, как примирялись со своими богами древние греки. Объектом примирения был тот или иной божок, а субъектом человек. Через жертвоприношение человек умилостивлял божество, и оно «мирилось» с человеком. Отныне человек мог рассчитывать на поддержку божка. Древние язычники пытались «мириться» со множеством богов, отвечающих за разные области жизни человека и природы.

В христианстве все совсем не так. Не человек примиряет Бога с собою в христианстве, а Бог человека. Мир возвращается к человеку, а не к Богу. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толк. на 2 Кор. 5:20). Святой и совершенный Бог не мог враждовать с человеком, подобно тому, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния.

Впрочем, в Священном Писании и у святых отцов используется слово «клятва», или «проклятие», которое указывает на изменение отношений Бога и человека после грехопадения Адама. Но данный термин не следует понимать как «проклятие» в человеческом смысле. Бог не проклинал человека. «Клятва» - это естественное неприятие святостью греха, неминуемое отторжение праведности от беззакония. Объектом гнева Божьего стал не человек, а грех, живущий в нем. Поэтому и говорится в «Пространном Катехизисе», что проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам».

Также в Библии и в богословии святых отцов есть понятие «средостения», или некой преграды, стены между Богом и человеком. Эта стена есть все тот же грех. Сын Божий, воплотившись, через домостроительство нашего спасения разрушает эту стену, уничтожает проклятие и дарует плоды Своего искупительного подвига нам. В христианстве между человеком и Богом уже нет никаких преград, никакой «клятвы». Христиане - дети Божии, которые имеют прямой доступ к Отцу Небесному. Поэтому и говорит апостол Павел: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

Изменились отношения человека с Богом. Но изменилось ли наше состояние? Ведь подвиг Христа можно принять и можно отвергнуть. А можно еще принять его «серединка на половинку» - войти в Церковь формально, без живой веры и искреннего желания меняться. Не о нас ли последний вариант? Но спасённый грешник уже не может оставаться все тем же грешником - он обязан устремиться к святости. Да, мы все суть кающиеся грешники и останемся ими до самой смерти. Однако христиане - это люди, вошедшие в истинные отношения с Богом, которые можно охарактеризовать как постоянное стремление к святости.

Изменение нашего положения - это оправдание; а изменение состояния - освящение. «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3), - писал апостол Павел. Понимаем ли мы, что святость есть норма христианской жизни - не только как избранность, но и как духовно-нравственная чистота, как постоянная война с грехом? Мы так часто говорим о нашей немощи, и мы действительно очень слабы духовно. Но не слишком ли мы оправдываем свою любовь к греху все теми же «немощами»? Ведь христианин должен все же что-то смочь, а не только пребывать в немощи. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13) - писал Павел. А мы, пассивно созерцая свою испорченность, как бы отвечаем ему: «Все не могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Покушаясь на рыбку в день строгого поста, или сокращая молитвенное правило при нормальном самочувствии и наличии времени, или ленясь пойти на богослужение, мы вздыхаем сами о себе: «Я по немощи». Но как бы нам все-таки побеждать немощи и приобрести от Христа силу на добрые дела и подвиги? Кажется, именно к этому призывает нас Евангелие, а не только к видению своих грехов. Зрение грехов и немощей для того и дается, чтобы побеждать немощи благодатью Христовой. Иначе христианин превратится в бессильного нытика, постоянно грешащего «по немощи» и ничего не делающего для своего спасения.

Дай нам Бог учиться побеждать свои грехи и страсти именем Христовым и силой Его. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23) и способен делать это и сегодня - если мы попросим Его. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:4). Эти строки из послания Иоанна Богослова показывают христианина как сильного духом человека, с помощью Божией побеждающего диавола и грех (слово «мир» в данных стихах обозначает совокупность греха).

Открывая слой за слоем немощь и испорченность человеческой природы, не будем забывать, что мы призваны к духовному росту, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Этот рост возможен только при постоянной и непримиримой борьбе с грехом. И с немощами тоже - как бы много ни было их у нас, мнимых или действительных.

Самооправдание. Противоположное отчаянию и более часто испытываемое людьми настроение – беспечность и окамененное нечувствие – тоже не легко поддается врачеванию. Конечно, оно близко граничит с маловерием, менее решительным, чем сознательное сомнение философа или резонера, но не менее, если не более, упорное. Лев Толстой в своей «Исповеди» пишет, что только в этот 50-й год своей жизни он начал задумываться над вопросами совести и вечности, а раньше ему было не до того: он жил «запоем жизни», переходя от одного увлечения к другому и глубоко не вникал ни во что вечное.

Так и на исповеди люди признаются в совершении блуда, в причинении обид жене и родителям, в обмане, в полном удалении своей жизни от храма Божия, но с таким легким сердцем, что ясно видишь, как это все им нипочем, и что они и не думают начать борьбу с этими грехами. Так им и сказать должно: «Хотя грехи ваши сами по себе тяжкие и требовали бы лишения вас Святого Причастия на столько-то лет, но еще страшнее то усыпление вашей совести, в силу которого вы, видимо, не испытываете покаянной скорби о грехах.

Знайте, что Святое Причастие может быть вам преподано лишь по обещании вашем эти грехи возненавидеть и начать против них борьбу. Иначе не только не будете достойны Святого Причащения, о чем, может быть, вы, в настоящем своем настроении, не очень бы и печалились, но на теперешних грехах своих вы не остановитесь.

Ведь все мировые злодеи, все уголовные преступники не родились убийцами и грабителями, а до первого своего преступления отличались от обыкновенных грешников только тем, что нисколько не принимали к сердцу своих ошибок и грехов, не раскаивались в нанесенных ближним обидах и при всех обращаемых к ним укорах от старших и товарищей обвиняли кого-либо другого в происшедшем, как Адам и Ева по своем грехопадении.

Так и ты, пока был невинным, то презирал блудников, а когда пал, то начал себя оправдывать, а затем, привыкнув к этой мерзости, даже хвалиться ею, а еще дальше – осмеивать тех, кто блюдет целомудрие. Подобным же образом усыпляется светским рассеянием и порочным товариществом совесть, врастает и в прочие грехи, пороки, страсти все глубже и глубже и уже близко становится к тому, чтобы спокойно дерзать на преступления уголовные.»

Увещевая так людей беспечных, священник должен, как в этом случае, так и вообще при исповеди, да и при общих назиданиях пастве, особенно настойчиво предостерегать ее от духа самооправдания, который является одним из главнейших врагов нашего спасения. – Проповедь Спасителя и Его апостолов одни люди принимали, другие отвергали. Среди тех и других были и тяжкие грешники, и люди праведной жизни. Какими же свойствами душ их определялось принятие или отвержение спасительного Евангелия? – А почти всегда именно этим: кто имел дух самооправдания, почитал себя достаточно порядочным человеком, тот отвергал проповедь покаяния, проповедь Евангелия; а кто почитал себя виновным пред Богом и людьми грешником, тот принимал ее и спасался, как Закхей , как Благоразумный Разбойник .

И среди христиан уверовавших спасающиеся и погибающие, или далекие от спасения, различаются не числом грехов, а склонностью или несклонностью признавать себя виновными и грешными. Ты чувствуешь горькую обиду на ближнего, ты убежден, и, может быть, справедливо, в том, что ты неправильно лишен должности или повышения, что ты оклеветан, что твои заслуги не признаны. Допустим, что это так. Требовать от тебя полной нечувствительности ко всему этому пока невозможно. Но, принимая к сердцу полученные обиды, еще более крепко помни и оплакивай в душе те стороны этих событий, в коих ты сам погрешил леностью, злобой, ложью, неуступчивостью и пр. Обидами, нанесенными тебе от других, ты не оправдаешься перед Богом, а за собственные провинности ответишь, и особенно в том случае, если не пожелаешь в них признаться с покаянием.

Пусть Господь тебя оправдает за твое покаяние, а сам не оправдывай себя перед Ним, а обвиняй. – Когда святителя Тихона один совопросник ударил по лицу, не находя словесных возражений против его доводов о вере, то святой сам пал к его ногам и просил прощения в том, что не предостерег его от такого греха, как ударить в лицо архиерея Божия. Готовность винить себя, а не других – это великая добродетель, не только в очах Божиих возносящая человека, но и привлекающая к нему сердца людей. Убеждай, духовник, твоих духовных чад более всего бороться с духом самооправдания и обвинения других и поясняй им, что если кто с таким же духом приходит на исповедь, то никакой пользы не получит от Святого Таинства. Польза последнего зависит от степени сокрушения сердечного.

Пусть никто не успокаивает себя своею честностью, верностью жене, или даже девством; пусть он свободен от тяжких падений, но каков бы он был, если бы подвергался таким искушениям, как его падшие братья, если бы не получал в жизни тех добрых влияний от людей и книг и тех даров Божиих, которых были лишены другие? Быть может, последние в твоих условиях проявили бы несравненно более собственной благой воли к духовному совершенствованию и процвели бы различными добродетелями и подвигами. Взирай не на тех, которые тебе кажутся худшими тебя, а взирай на тех, которые бодрее тебя подвизаются для спасения души, и все-таки проливают постоянно покаянные слезы.

Если их проливал и великий Ефрем Сирин , сподобившийся видений от Бога, то как же нам, грешным, быть чуждыми духа постоянного покаяния и самоукорения? Такими словами увещевай и всю твою паству, но особенно тех, которые без покаянного сокрушения предстанут пред тебя на святой исповеди. Без многих добродетелей можно спастись, говорит святой Симеон Новый Богослов, но никто не спасся, не стяжав дух умиления, т.е. умиленного покаяния о своих грехах и радости о Божием милосердии.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Самооправдание - постоянное стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих негативных поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих обстоятельствах, в поведении близких ему людей. Такой человек часто утверждает, что все совершаемые им недолжные поступки обусловлены своей общепринятостью, не зависящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». Он утверждает: что, заботясь о людях, не хочет раздражать и огорчать их непривычным поведением, поэтому ведет себя, как другие (сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.) или же по своей «скромности» не хочет привлекать к себе внимания необычным поведением и высказываниями; что у него «по немощи человеческой» нет сил противостоять роковым внешним обстоятельствам.

При этом страдающий самооправданием упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственные греховные желания и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он и оправдывает, старательно скрывая от себя и других истинные греховные мотивы своего поведения. Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться. Каждый чувствует, что, оправдав собственно зло, он, разумеется, оправдывает и свою причастность к этому злу. Приверженность людей тем учениям или вероучениям, которые объясняют (оправдывают) свойственные им грехи обуславливается именно самооправданием.

Так, например, люди гордые считают правильным учение - фашизма; имеющие целью своей жизни материальные блага -иудаизм (коммунизм); желающие оправдать распущенность плотских влечений - будут утверждать, что жизнь человека определяется законами биологии, через которые переступить невозможно; сребролюбивый человек -заявит, что отношения между людьми регулируются экономическими причинами и тому подобное.

Таким образом, следуя выбранному учению и отстаивая его правильность, человек как бы заявляет, что его личной вины в выбранной линии поведения нет, что он просто последовательный сторонник материализма, фрейдизма, утопизма и живет, проводя в жизнь постулаты этой теории. Именно оправданию порочной жизненной позиции своих создателей и служат, как правило, многочисленные философские системы. Как говорят святые отцы, «самооправдание - вершина греха». И именно к этой вершине приходят желающие оправдать себя люди, которые часто удивленно и недоуменно вопрошают «что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи». В конечном счете, вся их жизнь направлена на служение плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и. прочим грехам.

«Ничто человеческое нам не чуждо», - заявляют такие лицемеры, хотя правильнее было бы сказать: «Ничто скотское нам не чуждо». Оправдывая сам грех и содействуя доступными средствами, в том числе личным примером, его популяризации, такие люди соблазняют неискушенные души и служат причиной их соблазна, забывая, что «Горе человеку, которым приходят соблазны». Поскольку всякий, занимающийся самооправданием, знает о своей виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества и заключаются в невинных на первый взгляд фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: «А что плохого я делаю? Живу, как все. Это среда сделала меня таким.

Может, что и не так, но таковы времена, обстоятельства и окружающие меня люди». Поскольку всякий человек совершает только то, на что он сам считает себя имеющим право, и всякий, намеревающийся совершить недолжный поступок или совершивший его, обсуждает этот поступок с теми, кем он (по его мнению) заведомо будет оправдан. Такой человек не в своей совести, а в чужих мнениях пытается найти обоснование своему поведению. Внутренне неудовлетворенное самооправдание проистекает от гордости, сребролюбия, самолюбия и сопровождается ощущением беспокойства, поиска, тревоги.

Оправдание грехов любовью к людям, всепрощением, желанием не осуждать, терпимостью и прочими качествами, в которых христианское начало может быть перемешано с греховными чувствами и желаниями для православного сознания неприемлемо. Христианам заповедано не судить, то есть не присваивать себе права как осуждать, так и оправдывать, а прощение не имеет никакого отношения к оправданию, ибо нет ничего общего между светом и тьмою. Оборотной стороной самооправдания можно считать осуждение. Зачастую для самооправдания используются объективно правильные поступки, не служащие греху явным образом. Такие поступки укрепляют мнение человека о величии собственных заслуг и в качестве награды за эти заслуги таковой считает себя вправе делать то, что ему лично приятно.

К этим «заслугам» относят выполнение своего долга перед детьми, перед родителями, перед сослуживцами; сюда же относятся тяжелое детство, трудная юность, отсутствие родителей или малая забота с их стороны и вообще перенесение человеком любых лишений. В этом случае самооправдание как бы приводит к «самонаграждению». Высказывание человека о том, что его недолжное отношение к людям, обязанностям, окружающему продиктованы тем, что все перечисленное не заслуживает хорошего отношения, также бывает объяснено самооправданием: «Люди не стоят того, чтобы к ним хорошо относиться, и работа приносит копейки».

Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является пусть примитивной, но все же формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех, фактически укрывая его в себе от обличения и пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится сохранить за собой правду, оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: «Я не чревоугодник. Я просто люблю вкусно и сытно поесть. А устроен я так, что лично мне еды нужно больше, чем другим. Я не сребролюбив. Я не жаден, просто мне нужно денег на жизнь больше, чем другим. Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч».

Другим вариантом самооправдания, является оправдание себя должностью, постом, которые занимает человек. Традиционно со всякой должностью связывается представление о качествах, которые необходимы начальствующему для выполнения своих обязанностей. Поэтому всякий, стремящийся к самооправданию человек, заняв какую-либо должность, начинает делать вид перед окружающими и считать сам, что он обладает нравственными качествами, необходимыми для соответствия данной работе.

Чаще всего это связано с теми постами, которые предоставляют человеку какую-либо власть над другими людьми. Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам (правда, только до тех пор, пока они не направлены против него самого). При этом оправдание, направленное на других людей, естественно, распространяется и на свое собственное поведение. Прощение и разрешение от грехов невозможны без сердечного покаяния, которое в свою очередь невозможно без признания своей греховности и конкретных страстей.

Таким образом, очевидно, что самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Противостоять этой страсти нужно исповеданием своей греховности вообще и конкретных грехов, в частности самоукорением и всепрощением.

Похожие публикации