Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Определённо личные предложения. Московский государственный университет печати

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. См. № 13, 15/2004

Система уроков по синтаксису в 8-м классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные определенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – только с одним главным членом.

1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. (А.Пушкин)

Вопросы

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

Какой можно сделать вывод? Их грамматическая основа состоит только из одного члена. Можно дать определение односоставных предложений:

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить найти или придумать по 3 примера на каждый способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Односоставные неопределенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы: на доске один ученик записывает односоставные предложения, другой – двусоставные, оба подчеркивают грамматические основы и определяют грамматические значения сказуемых.

1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно присутствие подлежащего, а также определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа. После чего даем определение неопределенно-личных предложений. В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.

II. Закрепление нового материала также можно провести в форме грамматической работы: у доски один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)

Одному из учеников можно предложить индивидуальное задание (ниже приводится примерный образец)

Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.

(А.Фет)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, найдите грамматическую основу и определите значение предикативности и вид предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это же время разбирается другое предложение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

После выполнения фронтальной работы проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

В качестве домашнего задания можно предложить детям найти или придумать 12 примеров неопределенно-личных предложений.

Обобщенное значение односоставных предложений

В некоторых учебниках и учебных пособиях обобщенно-личные предложения рассматриваются как самостоятельная конструкция. Я же считаю, что это – особое значение определенно-личных и неопределенно-личных предложений, и предлагаю свой вариант изучения этих предложений.

Изучение новой темы начинаем с грамматической работы: на доске один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.

При записывании примеров обращаем внимание на то, к какому лицу относится действие, выраженное сказуемыми, в этих конструкциях (грамматически – к единственно возможному в определенно-личных предложениях или к неопределенному, не интересующему говорящего, в неопределенно-личных). А семантически, то есть по смыслу, действие во всех предложениях относится к любому возможному лицу, то есть на месте адресата речи может быть кто угодно. Это и есть обобщенное значение односоставных предложений. Дети сообща самостоятельно дают определение конструкций с обобщенным значением.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подобрать 15 примеров односоставных предложений с обобщенным значением.

Односоставное безличное предложение

I. Закрепление изученного материла. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям (примерные задания приводятся ниже).

С классом разбираем в это время другое предложение.

1. Все(же) песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)

2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. (А.Твардовский)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с записи материала для наблюдения. Ученики обозначают грамматические основы и определяют морфологические способы их выражения.

1. Из дебрей туманы несмело / Родное закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)

2. С вечера все спится, / На дворе темно. / Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да стучит в окно. (А.Фет)

Дети находят в этих примерах односоставные предложения и определяют, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми, могут ли быть в предложениях подлежащие. Даем определение безличного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 15 примеров безличных предложений.

Морфологические способы выражения сказуемого в безличном предложении

I. Закрепление пройденного материала можно провести путем индивидуального опроса по карточкам, например, таким.

Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)

Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это время можно разобрать следующие примеры.

1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)

2. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)

3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)

II. Объяснение нового материала. Безличные предложения при всей кажущейся легкости темы на самом деле представляют трудность для детей в первую очередь потому, что очень многообразны в них морфологические способы выражения сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть такие, которые в курсе морфологии в среднем звене не привлекали достаточного внимания учителей. Это прежде всего безличные глаголы и предикативные наречия или, по терминологии Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же сложным материалом является различение собственно безличных глаголов и личных глаголов в значении и форме безличных. Именно поэтому я считаю целесообразным посвятить этой теме отдельный урок. Главное здесь – показать особую семантику безличных глаголов и наличие у них только трех форм, а также научить различать безличные глаголы и личные в значении и форме безличных.

Объяснение новой темы начинаем, как всегда, с материала для наблюдения (нужно найти сказуемые и определить морфологические способы их выражения).

1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)

В первом примере сказуемое выражено безличным глаголом, то есть таким, который обозначает самосовершающееся действие и имеет только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (светает) и аналог формы прошедшего времени единственного числа среднего рода (светало).

Во втором предложении сказуемое уже выражено личным глаголом в безличном значении. Действие это представляется нам самосовершающимся, так как нет никакого субъекта, производящего его, но глагол этот может обозначать и обычное субъектное действие, так что он является личным глаголом, употребленным в данном случае в безличном значении и, соответственно, в одной из трех безличных форм.

Третий пример очень важен, так как в нем фигурирует безличный глагол, образованный по продуктивной в современном языке модели: путем прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.

В четвертом предложении сказуемое выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие конструкции выделены в отдельный – инфинитивный – тип, но я считаю, что для школьного курса грамматики такое выделение нецелесообразно, тем более что эти конструкции удовлетворяют всем условиям безличного предложения.

В пятом примере сказуемые выражены краткими страдательными причастиями.

В шестом предложении сказуемое выражено предикативным наречием. Сложность этого случая заключается в том, что такие наречия могут иметь в качестве омонимов обычные наречия, которые будут обозначать признак какого-либо действия (ср. жарко дышал ), а также краткие прилагательные (ср. дыхание жарко ). Может быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен, что в сильном классе это сделать необходимо. При предикативных наречиях могут быть вспомогательные глаголы, меняющие значение настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под навесом темной риги было/будет жарко ). На это тоже следует обращать внимание учеников. Такие сказуемые относятся к разряду составных именных.

В седьмом примере сказуемое выражено предикативным наречием жаль (ср. жалко ) с примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий инфинитив – часто встречающаяся структурная часть сказуемого в безличных предложениях.

Восьмой и девятый примеры дают различные формы отрицания в качестве сказуемого в безличном предложении. Чаще всего здесь употребляются слово нет и формы родительного падежа существительных с частицей ни. Обычно в таких конструкциях функции частицы и союза соединяются в одном слове, как в приведенном примере.

Последний, десятый, пример дает сложный и редкий случай употребления в роли сказуемого в безличном предложении краткого прилагательного, употребляемого в роли краткого причастия. Но этот случай можно рассматривать только в очень сильном классе как факультативный.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать по 2 примера на каждый способ морфологического выражения сказуемого в безличном предложении.

Назывные (номинативные) предложения

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала можно провести в сочетании индивидуальных заданий с фронтальной работой, два человека работают у доски и записывают примеры.

С классом можно разобрать следующие примеры.

1. Старику не грех и отдохнуть.

2. Бывало грустно им, а скучно не бывало. (И.Крылов)

II. Дальнейшее закрепление материала проводим в форме грамматической работы.

На доске один ученик выписывает из диктуемых примеров предложения с безличными глаголами, другой – предложения с личными глаголами в значении безличных.

1. По сонной реке сверкнуло мелкой рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)

III. Объяснение нового материала: объяснение темы «Номинативные предложения» я рекомендую проводить при помощи раздаточного материала в виде карточек, на которых напечатано стихотворение А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение переписывается в тетради, находятся все предложения. Кроме первых двух стихов, представляющих собой двусоставное предложение, осложненное обращением, все остальные стихи – номинативные предложения. Задавая соответствующие вопросы, подвожу учеников к формулировке определения этих конструкций.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подобрать 10–15 примеров этих конструкций.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

После изучения общих вопросов структуры простого предложения и структуры его грамматической основы можно перейти к изучению второстепенных членов предложения.

Определение как второстепенный член предложения.
Виды определений

I. Закрепление материала по безличному предложению или по номинативному предложению. Два человека работают по индивидуальным заданиям, примерные образцы которых приводятся ниже.

Стройный мост из железа ажурного, / Застекленный осколками неба лазурного. (Д.Самойлов)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого.

Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого

С классом можно разобрать другие предложения или проверить выполнение домашней работы.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)

2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная изнанка воды. (Г.Калашников)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с материала для наблюдения (выходящие к доске ученики должны в приведенных примерах определить синтаксические функции одного и того же слова).

1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)

На этих предложениях демонстрируем, что прилагательное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным. Продолжаем записывать материал для наблюдения, ученики в приводимых примерах находят словосочетания со значением «предмет и его признак», построенные на основе связи согласования , и определяют морфологическую принадлежность зависимых слов.

3. В тот вечер возле нашего огня / Увидели мы черного коня. (И.Бродский)
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом / Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки хвост пушистый . (А.Фет)

Вопросы

1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?

Проанализировав эти аспекты, дети дают формулировку определения.

Продолжение материала для наблюдения

В шестом примере найдите словосочетание с тем же значением («предмет и его признак»), но построенное на основе связи примыкания , и выпишите его отдельно.

В седьмом примере найдите словосочетание с тем же значением, но построенное на основе связи управление , выпишите его отдельно.

8. События крупнее и важнее не было в его жизни.

Вопросы

1. При помощи какой подчинительной связи соединены здесь определяемые слова и определения (события крупнее и важнее; его жизни) ?

Исходя из этого сформулируйте, какие определения называются согласованными и какие несогласованными.

В качестве домашнего задания можно попросить учеников придумать или подобрать по 10 примеров согласованных и несогласованных определений.

Продолжение следует

В русском языке, согласно известному словарю Даля, насчитывается около двухсот тысяч слов, однако даже знание всех их наизусть совсем не говорит о том, что человек сможет свободно излагать свои мысли. Ведь для связной речи даже богатого словарного запаса недостаточно - нужно уметь правильно расставить слова в предложении и при этом употребить их в нужной форме. Ведь именно связанные между собой словарные единицы составляют высказывания со смыслом, которые в русском языке называют предложениями.

Конструкция предложения

Каждое высказывание должно иметь грамматическую основу, которая состоит из подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже и являющегося субъектом действия, и сказуемого - глагола, обозначающего совершаемое им действие. Однако встречаются и такие конструкции, где есть всего один главный член (сказуемое). Такие предложения называют односоставными. Они также имеют законченный смысл и совсем не являются пустыми, а порой подлежащее в них кажется совсем неуместным. Все односоставные конструкции делятся на несколько видов, среди которых лингвисты отмечают обобщенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные и определенно-личные предложения. Каждое из них имеет свои особенности в форме главного члена и способе выражения общего значения. Далее в статье будет рассмотрено определенно-личное предложение, нюансы его конструкции и варианты применения.

Определение

Для того чтобы понять суть рассматриваемой конструкции, следует сначала ознакомиться с определением данного вида предложения. В школьном курсе русского языка оно звучит так: "Определенно-личные предложения представляют собой сочетание связанных по смыслу слов с одним главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме первого или второго лица множественного или единственного числа в повелительном или изъявительном наклонении, употребленным в настоящем или будущем времени". Как правило, не указанное в данном односоставном предложении лицо, производящее действие, может быть названо одним из личных местоимений первого или второго лица. Например: "Люблю колокольный перезвон"; "Уходим в поход"; "Сиди тут и не вставай". Определенно-личные предложения не могут в своем составе в качестве сказуемого иметь глагол в прошедшем времени, так как он сам по себе не выявляет то или иное лицо. В таких случаях высказывание требует указания субъекта, которым производится действие.

Виды определенно-личных предложений

В зависимости от того, каким глаголом выражено сказуемое, рассматриваемые предложения делят на два типа:

  1. Полное высказывание со сказуемым в виде глагола первого и второго лица в изъявительном наклонении (Завтра сходим в парк ).
  2. Полное высказывание со сказуемым, выраженным глаголом второго лица в повелительном наклонении (Сегодня обязательно сдайте отчет ).

Как отличить определенно-личные предложения от других

Зная особенности таких предложений, выделить их из контекста совсем несложно. Итак, для начала следует определить односоставные предложения в тексте и выделить в них грамматическую основу. После этого нужно провести анализ сказуемого, для которого глагол нужно будет разобрать как часть речи. Именно так можно будет определить его наклонение, число и время. И, исходя из результатов анализа, определить, является ли высказывание односоставным, полным и определенно-личным.

Особенности конструкции

Подобные односоставные предложения вполне могут существовать как самостоятельные высказывания. Однако их достаточно легко объединить с другими предложениями, связанными по смыслу. Еще одна особенность данного вида конструкций заключается в том, что практически всегда они являются распространенными. Если же определенно-личное предложение не распространено второстепенными членами, оно зачастую является неполным и требует наличия подлежащего. Наглядно такое соединение можно рассмотреть на примере: Мы вчера гуляли по набережной . Посмотрели на разные достопримечательности и вернулись домой поздно вечером. Или: Мы вчера гуляли по набережной, смотрели на разные достопримечательности и вернулись домо й. В этом примере односоставное предложение тесно связано с предыдущим, а потому их можно соединить. Для этой цели следует изменить форму глагола с «посмотрели» на «смотрели». Самая главная особенность, которую имеет определенно-личное предложение, - это особое окончание глагола, которым выражено сказуемое. Именно благодаря окончанию прослеживается предмет, от которого исходит действие, что позволяет в высказывании не употреблять подлежащее.

Значение односоставных предложений

У большинства школьников при изучении данной темы возникают вопросы, касающиеся надобности данного вида предложений в русском языке. Многие задаются вопросами о роли и значении подобных конструкций. Ответ на эти вопросы достаточно простой. Использование односоставных предложений придает речи экспрессии, лаконичности, создает простые разговорные интонации, без которых невозможно было бы акцентировать внимание на каком-то определенном отрезке высказывания. Такая лаконичность при разговорной и письменной речи облегчает восприятие мысли автора, которому, в свою очередь, не приходится перегружать текст многочисленными местоимениями.

Упражнения для закрепления темы

Ни одна теория не усвоится без практических занятий, особенно если процесс обучения направлен на детей. Поэтому в школьной программе наряду с многочисленными правилами вниманию учащихся предоставляется масса упражнений, в которых можно применить все полученные знания по данной теме. Итак, для закрепления материала преподаватели дают следующие задания:

  1. Детям предлагаются варианты предложений, в которых следует найти определенно-личные и проанализировать сказуемое, что входит в его конструкцию. При этом следует указать наклонение и лицо глагола. Например: Хотим поехать в отпуск на море хотя бы на пару недель . «Хотим» - сказуемое, выраженное глаголом первого лица множественного числа с окончанием -им. Отсюда следует, что главный член в односоставном предложении четко указывает на возможное подлежащее «мы», а потому высказывание является определенно-личным.
  2. Ученикам дается текст, в котором следует определить, какое предложение односоставное, а какое - двусоставное. Далее требуется указать, какие высказывания являются определенно-личными, и объяснить, почему. Как правило, в случае с простыми односоставными предложениями трудностей не возникает, и дети легко справляются с заданием. Но вот когда следует выделить определенно-личное предложение в составе сложного, здесь многие теряются. Но чтобы справиться с данным заданием, каждое составное высказывание следует разбить на простые и выделить в них грамматические основы. После провести анализ одиночного сказуемого, употребленного без подлежащего.
  3. Нередко ученикам предлагается составить определенно-личные предложения самостоятельно. Для этого нужно лишь взять необходимую форму глагола и дополнить полученное сказуемое второстепенными членами.

Вместо послесловия

Вот мы и разобрали вкратце, что представляют собой определенно-личные предложения. Как видите, ничего сложного в этом материале нет. Но чтобы окончательно усвоить его, необходимо потренироваться. Примеры определенно-личных предложений мы привели, так что трудностей с поиском подобных конструкций в тексте возникнуть не должно. Успехов!

В русском языке существуют две группы синтаксических единиц, разделяющихся по наличию или отсутствию в них подлежащего или сказуемого: двусоставные и односоставные предложения. Сколько главных членов в подобных конструкциях, и какие бывают типы односоставных предложений (таблица с примерами)? Расскажет данная статья.

Определение понятия

Односоставным предложением называют законченное речевое высказывание, где грамматическая основа имеет только подлежащее, либо только сказуемое.

Например: «Купим продуктов в магазине?». Анализируя предложение через синтаксический разбор, можно увидеть, что главным членом там является сказуемое – «купим», выраженное глаголом, а второстепенными – дополнение «продуктов» и обстоятельство «в магазине», выраженные существительными.

Подлежащее в данном предложении отсутствует, однако можно легко его подобрать: «Мы купим продуктов в магазине?». Подставить здесь можно только местоимение «мы» - 1 лица ед.ч.

В этом случае подлежащее не специально убрали, а оно просто отсутствует.

Важно! Не стоит путать односоставные предложения с двусоставным неполным с отсутствующим подлежащим.

К примеру: «Деревья росли высокие, стройные. Шелестели на ветру своей зеленой листвой». Определите тип односоставного предложения. Или оно все-таки двусоставное?

В данном примере без контекста невозможно понять смысл второго предложения, поэтому оно является двусоставным неполным с отсутствующим подлежащим.


Типы односоставных предложений(таблица с примерами)

Итак. Легче всего уложить типы односоставных предложений в таблицу с примерами-подсказками:

В чем отличие их друг от друга? Стоит рассмотреть подробнее.

Назывные или номинативные предложения

Назывными или номинативными предложениями называют следующие синтаксические конструкции. Все довольно просто. Один главный член односоставного предложения - подлежащее, выраженное именем существительным. Оно всегда стоит в подобных законченных речевых высказываниях в именительном падеже.

В подобной синтаксической единице нет и не может быть второстепенных членов, например, дополнения или обстоятельства, так как они относятся к сказуемому, именно от него к подобным членам предложения будет задаваться вопрос.

В номинативных предложениях может стоять только определение, так как оно всегда относится к подлежащему.

Например: "Утро. Летний день. Зима".

Во всех этих предложениях есть только подлежащее, сказуемое же там не предусмотрено.

Кроме существительного, в назывных предложениях может стоять словосочетание, в котором одно существительное стоит в именительном, а второе в родительном падеже.

Например: "Время тепла и солнца. Песни веселья и радости".

Односоставные определенно-личные предложения

В этих синтаксических конструкциях присутствует только сказуемое в 1 и 2 л. ед. и мн. ч. Сказуемое стоит в изъявительном или повелительном наклонении в зависимости от лица и выражено глаголом.

Данные конструкции всегда называют односоставными определенно-личными предложениями, так как грамматическая основа равняется одному главному члену предложения.

Например:

  1. "Иду по лестнице, смотрю в окна".
  2. "Поиграем вместе?".
  3. "Положите мне, пожалуйста, этот кусок торта!".
  4. "Сделай для меня одолжение".

Неопределенно-личные предложения

Следующие синтаксические единицы также содержат в себе сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа. Сказуемое может стоять в прошедшем или будущем времени, а также иметь изъявительное или сослагательное (условное) наклонение.

Например:

  1. "Мне сказали от отмене уроков".
  2. "Сделали бы мне скидку в этом магазине!".
  3. "Пусть сначала расскажут обо всех нюансах работы!".

В этих конструкциях возможно подобрать только личное местоимение «они» и подставить его на место подлежащего.

Обобщенно-личные предложения

Подобные синтаксические единицы речи являются настоящим сплавом определенно- и неопределенно-личных речевых высказываний, однако в обобщенно-личных предложениях сказуемое несет обобщенное, а не конкретное значение. Именно поэтому такой вид односоставных конструкций используется чаще всего в пословицах и поговорках, где невозможно сделать отсылку к какому-то определенному лицу.

Например:

  1. "Любишь вершки – люби и корешки".
  2. "Без труда не выловишь и рыбку из пруда".
  3. "Семь раз отмерь – один раз отрежь".

Безличные предложения

Эти предложения являются отдельным и очень интересным видом – в них нет и не может быть подлежащего, поэтому остается лишь одно сказуемое, которое может быть выражено различными категориями:

  • Глаголом без лица: «Светало». «Вечерело». «Смеркалось».
  • Глаголом, который раньше был личным, а потом перешел в безличную форму: «У меня чешется в носу». «Ему совсем не спится». «Вдали потемнело».
  • Категорией состояния, либо безлично-предикативным словом: «В саду было тихо». «Очень тоскливо на душе». «Душно и жарко».
  • Отрицательной частицей «ни» или словом-отрицанием «нет»: «У тебя нет совести!». «На небе ни звездочки».

Инфинитивные предложения

Последняя категория односоставных предложений также имеет в своей грамматической основе только сказуемое, выраженное инфинитивом – начальной формой глагола. Инфинитив очень легко опознать - он отвечает на вопросы "что делать/что сделать?".

Такая часть речи не обладает ни числом, ни лицом, так как является неизменяемой.

  1. "Не нужно никого слушать!".
  2. "Зачем долго лежать на пляже под палящим солнцем?".
  3. "Почему бы не потанцевать на празднике?".

Чтобы легко запомнить типы односоставных предложений(таблицу с примерами), лучше всего выучить, какой главный член в них отсутствует. Если это сказуемое, то перед вами номинативное предложение и т.д.


Таким образом, односоставные предложения - особый вид синтаксических конструкций, грамматическая основа которых имеет только один главный член. Подлежащее или сказуемое. Кроме того, существуют несколько типов односоставных предложений. В каждом из них используется либо только подлежащее в именительном падеже, либо только сказуемое в разных лицах и числах.

Определённо-личные предложения относятся к неполным предложениям, то есть предложениям, у которых отсутствует один из главных членов предложения, в данном случае, подлежащее.

Также к неполным предложениям относятся неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные (иногда их включают в безличные) и номинативные предложения. Почти все эти виды, кроме номинативных, бесподлежащные, т.е. у них отсутствует подлежащее.

Определение

Определённо-личное предложение – односоставное неполное бесподлежащное предложение, в котором в роли сказуемого выступает глагол 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени. Глагол в предложениях такого типа не нуждается в наличии местоимения, так как содержит в себе указание на действующее лицо.

Виды и примеры

В зависимости от формы выражения сказуемого различают два типа определённо-личных предложений:

1) Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Пример: Завтра съездим к брату.

Схожу ещё раз туда, посмотрю там внимательно и приду, может быть, с новостями.

Не хотите ли ещё кофе?

2) Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения:

Пример: Сегодня задержитесь на работе, доделайте отчёт.

Сегодня пойдёте туда опять?

Определённо-личные предложения близки к двусоставным предложениям. Для замены определённо-личного предложения двусоставным достаточно подставить в качестве подлежащего местоимения я, мы, ты, вы и т.д. Например : Посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану. – Я посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану.

В тексте определённо-личные предложения зачастую можно объединить со связанным с ним по смыслу предложением в сложное предложение:

Мы вчера опять ходили туда. Посмотрели, послушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали. – Мы вчера опять ходили туда, смотрели, слушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали.

Как правило, определённо-личные предложения – распространённые, т.е. включают в свой состав вспомогательные члены предложения. Нераспространённые определённо-личные предложения, чаще всего, являются неполными: контекстуальными, ситуативными либо диалогическими, причём предложение зачастую выражается одним словом:

– Идёт! (например, про приближающийся поезд)

– Ну что, сходил, узнал, какие документы нужны?

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .

Похожие публикации