Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Экспресс подготовка к огэ по географии. Шпоры огэ по географии. Пояса атмосферного давления

Природопользование и экология Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Водные ресурсы распределены крайне неравномерно. Лидерами по обеспеченности ресурсами речного стока на душу населения являются ДР Конго, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Либерия; минимальные показатели у Египта, Саудовской Аравии, ЮАР, Польши.

Земельные ресурсы включают следующие виды земельных угодий: пашни (11 %), пастбища (24 %), лесные угодья (31 %), остальные территории Земли не используются.

Минеральные ресурсы принято подразделять на топливно-энергетические, рудные, нерудные полезные ископаемые. Практически все они относятся к категории невозобновимых.

Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют нефть, газ и уголь. Из общих запасов угля 40 % приходится на бурый уголь, 60 % - на каменный. Крупнейшие угольные бассейны - Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Рурский, Аппалачский, Печерский, Таймырский. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны: Персидского залива, Маракайбский, Оринокский, Мексиканского залива, Техасский, Иллинойский, Калифорнийский, Западно-Канадский, Западно- Сибирский, Суматринский, Гвинейского залива, Сахарский. Рудные полезные ископаемые соответствуют фундаментам и выступам древних платформ и складчатым областям.

Крупные рудные пояса - Альпийско- Гималайский, Тихоокеанский и др. К нерудным полезным ископаемым относятся горные породы и минералы, используемые в строительстве, химической промышленности и т. д. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя основными показателями: размерами лесной площади (4,1 млрд га) и запасами древесины (333 млрд м3). Выделяют два обширных лесных пояса - северный и южный.

Природные ресурсы - это все виды природных богатств, непосредственно используемые человеком или используемые им для производства материальных ценностей.

Природные условия - это свойства природной среды, компоненты которой оказывают воздействие на производство и человека, но непосредственно ими не употребляются.

Природопользование - деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование - система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства, что позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства.

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, или его запасами на душу населения данной территории.

Первые десять стран по размерам ресурсов пресных вод

Страна

Ресурсы, км 3

Страна

Бразилия

Бангладеш

Венесуэла

Индонезия

Страны-лидеры по запасам топливно-энергетических полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

Каменный уголь

США, Китай, Россия, Индия, ЮАР, Австралия

Бурый уголь

Россия, США, Австралия, Германия

Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла

Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Туркмения

Страны-лидеры по запасам рудных полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

Железная руда

Россия, Бразилия, Китай, Австралия, США, Индия, Канада, Украина

Бокситы (алюминиевая руда)

Австралия, Гвинея, Бразилия, Ямайка, Суринам, Гайяна, Китай

Медная руда

Чили, США, Конго (Заир), Замбия, Канада, Россия, Китай, Казахстан

Марганцевые руды

ЮАР, Австралия, Габон, Бразилия, Украина

Оловянные руды

Малайзия, Бразилия, Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Китай, Россия, Боливия, ЮАР

США, ЮАР, Австралия, Канада, Россия

Страны-лидеры по запасам нерудных полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

ЮАР, Россия, Намибия, Австралия, Ботсвана

Фосфориты

Казахстан, Марокко, ЮАР, Австралия, Алжир

Калийные соли

Белоруссия, Германия, Бразилия

Украина, Италия, Туркмения, Ирак

Лесные пояса

Пояс

Площадь, млрд га

Состав пород

Области распространения

Северный

Хвойные - 67 %
Лиственные - 33 %

Россия, Канада, США, страны Северной Европы

Широколиственные - 97 %

Бразилия, ДР Конго, Конго (Заир), Индонезия, Индия, Мьянма, Венесуэла и др.

Первые десять стран по размерам площади пашни

Страна

Площадь пашни

млн га

в % к земельному фонду

Австралия

Бразилия

Казахстан

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями хозяйственной деятельности человека

Компоненты природы

Негативные последствия

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями

Усиление эрозии, засоление, истощение, заболачивание

Мелиорация: внедрение эффективных агротехнических мероприятий, почвозащитных полос

Растительность

Сведение лесов, ухудшение пастбищ, истребление редких видов растений

Посадка леса, озеленение населённых пунктов, улучшение пастбищ, охрана редких видов растений

Животный мир

Истребление отдельных видов, ухудшение условий обитания

Охрана редких видов, их искусственное разведение

Поверхностные воды

Загрязнение рек, озёр, их обмеление и зарастание

Ограничение сброса сточных вод, строительство очистительных сооружений и систем оборотного потребления

Горные породы, рельеф

Образование карьеров, отвалов, терриконов

Рекультивация земель

Атмосферный воздух

Увеличение содержания СО2, SО2, СН4 и др.; уменьшение прозрачности атмосферы; появление аэрозольных, пылевых и др. примесей

Строительство воздухоочистительных сооружений, учёт самоочищающей способности атмосферы и др.

Атмосфера Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Абсолютная влажност ь - количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха.

Антициклон - нисходящий атмосферный вихрь с замкнутой областью повышенного давления, в которой ветры дуют от центра к периферии по часовой стрелке в Северном полушарии.

Атмосфера - воздушная (газовая) оболочка Земли, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести, принимающая участие в суточном и годовом движении Земли).

Атмосферные осадки - вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая из облаков (дождь, снег, морось, град и т. д.), а также выделяющаяся из воздуха (роса, иней, изморозь и т. д.) на земную поверхность и предметы. Количество осадков на территории зависит от:

Температуры воздуха (влияет на испарение и влагоёмкость воздуха); морских течений (над поверхностью тёплых течений воздух нагревается, насыщается влагой, поднимается вверх - из него легко выделяются осадки. Над холодными течениями происходит противоположный процесс - осадки не образуются); циркуляции атмосферы (там, где воздух перемещается с моря на сушу, - осадков больше); высоты места и направления горных хребтов (горы препятствуют прохождению влажных воздушных масс, поэтому на наветренных склонах гор выпадает большое количество осадков); широты местности (для экваториальных широт характерно большое количество осадков, для тропических и полярных - небольшое); степени континентальности территории (уменьшается при движении от побережья вглубь материка).

Атмосферный фрон т - зона раздела различных по свойствам воздушных масс в тропосфере.

Ветер - движение масс воздуха в горизонтальном направлении из областей повышенного давления в области пониженного давления. Ветер характеризуется скоростью (км/час) и направлением (его направление определяется стороной горизонта, откуда он дует, т. е. северный ветер дует с севера на юг).

Воздух - смесь газов, составляющих земную атмосферу. По химическому составу воздух атмосферы состоит из азота (78 %), кислорода (21 %), инертных газов (около 1 %), углекислого газа (0,03 %). В верхних слоях атмосферы преобладают водород и гелий. Процентное соотношение количества газов практически постоянно, однако сжигание нефти, газа, угля, уничтожение лесов приводит к увеличению углекислого газа в атмосфере.

Воздушные массы - большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами (температурой, влажностью, прозрачностью и т. д.) и движущиеся как одно целое. Свойства воздушных масс определяются территорией или акваторией, над которой они формируются. В связи с различиями по влажности выделяют два подтипа - континентальный (материковый) и океанический (морской). По температуре выделяют четыре главных (зональных) типа воздушных масс: экваториальный, тропический, умеренный, арктический (антарктический).

Давление атмосферы - это давление, оказываемое воздухом на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. Нормальное атмосферное давление на уровне океана - 760 мм рт. ст., с высотой значение нормального давления уменьшается. Давление тёплого воздуха меньше, чем холодного, так как при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается. Общее распределение давления на Земле имеет зональный характер, нагревание и охлаждение воздуха от поверхности Земли сопровождается его перераспределением и изменением давления.

Изобары - линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми показателями атмосферного давления.

Изотермы - линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми температурами.

Испарение (мм) - поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда, растительности, почвы и т. д.

Испаряемость (мм) - максимальное количество влаги, которое может испариться в данном месте при определённых условиях погоды (количества солнечного тепла, температуры).

Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Распределение климата на Земле зонально, выделяют несколько климатических поясов - наиболее крупных подразделений земной поверхности по климатическим условиям, имеющих характер широтных поясов. Их выделяют по особенностям режима температуры и осадков. Выделяют основные и переходные климатические пояса. Важнейшими климатическими факторами являются:

Географическая широта местности; циркуляция атмосферы; океанические течения; абсолютная высота местности; удалённость от океана; характер подстилающей поверхности.

Коэффициент увлажнения - это отношение количества осадков к испаряемости. Если коэффициент увлажнения больше 1, то увлажнение избыточное, около 1 - нормальное, меньше 1 - недостаточное. Увлажнение, как и осадки, на земной поверхности распределяется зонально. Зоны тундр, лесов умеренных и экваториальных широт имеют избыточное увлажнение, в полупустынях и пустынях - недостаточное.

Относительная влажность - отношение (в процентах) фактического содержания водяного пара в 1 м3 воздуха к возможному при данной температуре.

Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать к земной поверхности солнечную радиацию, но задерживать тепловое излучение Земли.

Прямая радиация - радиация, доходящая до поверхности Земли в виде пучка параллельных лучей, исходящих от Солнца. Её интенсивность зависит от высоты Солнца и прозрачности атмосферы.

Рассеянная радиация - радиация, рассеявшаяся в атмосфере и идущая к поверхности Земли от всего небесного свода. Она играет существенную роль в энергетическом балансе Земли, являясь в пасмурные периоды, особенно в полярных широтах, единственным источником энергии в приземлённых слоях атмосферы.

Солнечная радиация - вся совокупность солнечного излучения; измеряется в тепловых единицах (число калорий за определенное время на единицу площади). Количество радиации зависит от продолжительности дня в разные времена года и угла падения солнечных лучей: чем меньше угол, тем меньше солнечной радиации получает поверхность, а значит, меньше нагревается воздух над ней. Суммарная солнечная радиация - сумма прямой и рассеянной радиации. Количество суммарной солнечной радиации увеличивается от полюсов (60 ккал/см3 в год) к экватору (200 ккал/см3 в год), причем её наибольшие показатели наблюдаются в тропических пустынях, т. к. на количество солнечной радиации влияют облачность и прозрачность атмосферы, цвет подстилающей поверхности (например, белый снег отражает до 90 % солнечных лучей).

Циклон - восходящий атмосферный вихрь с замкнутой областью пониженного давления, в которой ветры дуют от периферии к центру против часовой стрелки в Северном полушарии.

Циркуляция атмосферы - система воздушных течений на земном шаре, которая способствует переносу тепла и влаги из одних районов в другие.

Краткая характеристика слоёв атмосферы

Слой атмосферы

Краткая характеристика

Тропосфера

Содержит более 90 % всей массы атмосферы и почти весь водяной пар Высота над экватором - до 18 км, над полюсами - 10–12 км Температура падает на 6 °C на каждые 1000 м Здесь зарождаются облака, выпадают осадки, формируются циклоны, антициклоны, смерчи и т. д. С высотой давление воздуха понижается

Стратосфера

Находится на высоте от 10–18 км до 55 км На высоте 25–30 км наблюдается максимальное для атмосферы содержание озона, поглощающего солнечную радиацию Температура в нижней части характеризуется незначительными изменениями, в верхней части температура повышается с увеличением высоты

Мезосфера

Находится на высоте от 55 км до 80 км Температура с высотой понижается Здесь образуются серебристые облака

Термосфера

Находится на высоте от 80 км до 400 км Температура с высотой возрастает

Ионосфера

Находится на высоте выше 400 км Температура остаётся неизменной Под действием ультрафиолетового солнечного излучения и космических лучей воздух сильно ионизируется и становится электропроводным

Пояса атмосферного давления

Географическое положение

Пояс атмосферного давления

Изменение в течение года (смещения в сторону летнего полушария)

Экваториальные широты

Пониженного

Сохраняются в своих границах

Тропические широты

Повышенного

Над материками давление выше, чем над океанами в течение всего года

Умеренные широты

Пониженного

В Южном полушарии весь год сохраняются в своих границах. В Северном полушарии зимой сохраняются только над океанами, т. к. над материками давление резко повышается

Полярные широты

Повышенного

Зимой - расширяются, летом - сокращаются. Существуют весь год

Виды ветров

Ветры

Районы распространения

Направление

Тропики (дуют от 30 широт к экватору)

С-В (Северное полушарие), Ю-В (Южное полушарие)

Ветры западного переноса

Умеренные широты (от 30 широт к 60)

Восточные побережья Евразии и Северной Америки

Летом - с океана на материк, зимой - с материка на океан

Стоковые ветры

Антарктида

От центра материка к периферии

Морские побережья

Днём - с моря на сушу, ночью - с суши на море

Горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ

С гор в долины

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

Признаки

Циклон

Антициклон

Условия возникновения

Давление в центральной части

Низкое (пониженное)

Высокое (повышенное)

Движение воздуха

Восходящее, от периферии к центру, против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке - в Южном

Нисходящее, от центра к периферии, по часовой стрелке в Северном полушарии и против часовой стрелки - в Южном

Характер погоды

Неустойчивая, ветреная, с осадками

Ясная, без осадков

Влияние на погоду

Уменьшает жару летом и холод зимой, ненастная и ветреная погода

Усиливает жару летом и холод зимой, ясная погода и штиль

Сравнительная характеристика атмосферных фронтов

Признаки

Холодный фронт

Тёплый фронт

Условия возникновения

При вторжении холодного воздуха в тёплый

При вторжении тёплого воздуха в холодный

Кучево-дождевые, кучевые

Перистые, перисто-слоистые, слоисто-дождевые

Характер выпадения осадков

Ливневый

Обложной

Биосфера и природные комплексы Земли Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Биосфера - это совокупность всех живых организмов на Земле. Целостное учение о биосфере разработал русский ученый В. И. Вернадский. К основным элементам биосферы относятся: растительность (флора), животный мир (фауна) и почвы. Эндемики - растения или животные, которые встречаются на одном материке. В настоящее время в биосфере по видовому составу преобладают почти втрое животные над растениями, однако биомасса растений в 1000 раз превышает биомассу животных. В океане же биомасса фауны превышает объем биомассы флоры. Биомасса суши в целом в 200 раз превышает биомассу океанов.

Биоценоз - сообщество взаимосвязанных живых организмов, населяющих участок земной поверхности с однородными условиями.

Высотная поясность - закономерная смена ландшафтов в горах, обусловленная высотой над уровнем моря. Высотные пояса соответствуют природным зонам на равнине, за исключением пояса альпийских и субальпийских лугов, находящегося между поясами хвойных лесов и тундры. Смена природных зон в горах происходит так, как если бы мы двигались по равнине от экватора к полюсам. Природная зона у основания горы соответствует широтной природной зоне, в которой находится горная система. Количество высотных поясов в горах зависит от высоты горной системы и её географического положения. Чем ближе к экватору расположена горная система и выше высота, тем больше высотных зон и типов ландшафтов будет представлено.

Географическая оболочка - особая оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются, взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы и биосфера, или живое вещество. Развитие географической оболочки имеет свои закономерности:

Целостность - единство оболочки за счет тесной взаимосвязи слагающих ее компонентов; проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных; цикличность (ритмичность) - повторяемость во времени сходных явлений, существуют ритмы разной продолжительности (9-суточный, годовой, периоды горообразования и т. д.); круговороты вещества и энергии - заключается в непрерывном движении и превращении всех компонентов оболочки из одного состояния в другое, что обуславливает непрерывное развитие географической оболочки; зональность и высотная поясность - закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам, от подножия к вершинам гор.

Заповедник - особо охраняемый законом природный участок, целиком исключенный из хозяйственной деятельности для охраны и изучения типичных или уникальных природных комплексов.

Ландшафт - территория с закономерным сочетанием рельефа, климата, вод суши, почв, биоценозов, находящихся во взаимодействии и образующих неразрывную систему.

Национальный парк - обширная территория, на которой сочетается охрана живописных ландшафтов с интенсивным использованием их в туристических целях.

Почва - верхний тонкий слой земной коры, населённый организмами, содержащий органическое вещество и обладающий плодородием - способностью обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами и влагой. Образование того или иного типа почв зависит от многих факторов. Поступление в почву органического вещества и влаги определяет содержание гумуса, обеспечивающего плодородие почвы. Наибольшее количество гумуса содержится в чернозёмах. В зависимости от механического состава (соотношения различных по величине минеральных частиц песка и глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные.

Природная зона - территория с близкими значениями температур и увлажнения, закономерно простирающиеся в широтном направлении (на равнинах) по поверхности Земли. На материках некоторые природные зоны имеют специальные названия, так, зона степей в Южной Америке называется пампой, а в Северной Америке - прерии. Зона влажных экваториальных лесов в Южной Америке - сельва, зона саванн, занимающая Оринокскую низменность - льянос, Бразильское и Гвианское плоскогорье - кампос.

Природный комплекс - участок земной поверхности с однородными природными условиями, которые обусловлены особенностями происхождения и исторического развития, географическим положением, действующими в его пределах современными процессами. В природном комплексе все компоненты взаимосвязаны между собой. Природные комплексы различаются по размерам: географическая оболочка, материк, океан, природная зона, овраг, озеро ; их формирование происходит в течение длительного времени.

Природная зона

Тип климата

Растительность

Животный мир

Почвы

Арктические (антарктические) пустыни

Арктический (антарктический) морской и континентальный

Мхи, лишайники, водоросли. Большая часть занята ледниками

Белый медведь, пингвин (в Антарктике), чайки, кайры и др.

Арктических пустынь

Субарктический

Кустарнички, мхи, лишайники

Северный олень, лемминг, песец, волк и др.

Лесотундра

Субарктический

Берёза, ель, лиственница, кустарнички, осоки

Лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк, животные тундры и др.

Тундрово-глеевые, оподзоленные

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Сосна, пихта, ель, лиственница, берёза, осина

Лось, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, белка, заяц-беляк и др.

Подзолистые, мерзлотно-таёжные

Смешанные леса

Умеренно континентальный, континентальный

Ель, сосна, дуб, клён, липа, осина

Лось, белка, бобр, норка, куница и др.

Дерново-подзолистые

Широколиственные леса

Умеренно континентальный, муссонный

Дуб, бук, граб, вяз, клён, липа; на Дальнем Востоке – пробковый дуб, бархатное дерево

Косуля, куница, олень и др.

Серые и бурые лесные

Лесостепь

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Сосна, лиственница, берёза, осина, дуб, липа, клён с участками разнотравных степей

Волк, лиса, заяц, грызуны

Серые лесные, оподзоленные чернозёмы

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, субтропический континентальный

Ковыль, типчак, тонконог, разнотравье

Суслики, сурки, полёвки, корсак, степной волк и др.

Типичные чернозёмы, каштановые, черноземовидные

Полупустыни и пустыни умеренного пояса

Континентальный, резко континентальный

Полыни, злаки, полукустарники, ковыли и др.

Грызуны, сайгак, джейран, корсак

Светло-каштановые, солонцы, серо-бурые

Средиземноморские вечнозелёные леса и кустарники

Средиземноморский субтропический

Пробковый дуб, маслина, лавр, кипарис и т.д.

Кролик, горные козлы, бараны

Коричневые

Влажные субтропические леса

Субтропический муссонный

Лавр, камелии, бамбук, дуб, бук, граб, кипарис

Гималайский медведь, панда, леопард, макаки, гиббоны

Краснозёмы, желтозёмы

Тропические пустыни

Тропический континентальный

Солянки, полыни, акации, суккуленты

Антилопа, верблюд, пресмыкающиеся

Песчаные, серозёмы, серобурые

Баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, молочай, алоэ

Антилопа, зебра, буйвол, носорог, жираф, слон, крокодил, бегемот, лев

Красно-бурые

Муссонные леса

Субэкваториальный, тропический

Тик, эвкалипт, вечнозелёные виды

Слон, буйвол, обезьяны и др.

Краснозёмы, желтозёмы

Влажные экваториальные леса

Экваториальный

Пальмы, гевеи, бобовые, лианы, банан

Окапи, тапир, обезьяны, лесная свинья, леопард, карликовый бегемот

Красно-жёлтые ферралитные

Эндемики материков

Материк

Растения

Животные

Баобаб, эбеновое дерево, вельвичия

Птица-секретарь, полосатая зебра, жираф, муха цеце, окапи, птица марабу

Австралия

Эвкалипт (500 видов), бутылочное дерево, казуарины

Ехидна, утконос, кенгуру, вомбат, коала, сумчатый крот, сумчатый дьявол, лирохвост, динго

Антарктида

Пингвин Адели

Северная Америка

Скунс, бизон, койот, медведь гризли

Южная Америка

Гевея, дерево какао, хинное дерево, сейба

Броненосец, муравьед, ленивец, анаконда, кондор, колибри, шиншилла, лама, тапир

Мирт, женьшень, лимонник, гинкго

Зубр, орангутанг, уссурийский тигр, панда

Самые большие пустыни мира

Пустыня

Местонахождение

Площадь, тыс. км 2

Северная Африка

Аравийская

Ююго-Западная Азия

Монголия - Китай

Патагонское плато

Аргентина

Большая пустыня Виктория

Западная и Южная Австралия

Большая песчаная пустыня

Западная Австралия

Такла-Макан

Западный Китай

Индия - Пакистан

География России Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

Единая энергетическая система (ЕЭС ) - система источников энергии, объединенная средствами передачи энергии. Она обеспечивает возможность быстрого маневрирования энергетическими мощностями, передачи энергии или энергоносителей (газа) туда, где возрастает потребление энергии.

Интенсивное хозяйство (от лат. intensio - «напряжение, усиление») - хозяйство, которое развивается на основе научно-технического прогресса и лучшей организации труда при высокой производительности труда. При интенсивном хозяйстве повышается выпуск продукции без увеличения числа рабочих мест, без распашки новых площадей, без существенного увеличения потребления природных ресурсов.

Комбинат (от лат. combinatus - «соединённый») - объединение промышленных предприятий разных отраслей, в котором продукция одного служит сырьём или полуфабрикатом для другого. Несколько специализированных предприятий связаны технологической цепочкой, последовательно обрабатывающей сырьё. Комбинирование создаёт благоприятные возможности для наиболее полного использования сырья, использования отходов производства и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Машиностроительный комплекс - важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности , включающая станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение вместе с тракторостроением; транспортное машиностроение всех видов; электротехническую промышленность; радиоэлектронику и вычислительную технику.

Межотраслевой комплекс - это система предприятий различных отраслей, объединённых выпуском определённой продукции (или производством определённых услуг).

Научно-производственный территориальный комплекс (НПТК) - сочетание на одной территории научных, опытно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий.

Рыночная экономика - хозяйство, базирующееся на законах рынка, т. е. предложении товаров и спросе на них в масштабах страны и мирового хозяйства, и балансе цен, основанном на законе стоимости (регулирует обмен товаров в соответствии с количеством труда, затраченного на их производство). В условиях рыночной экономики развивается товарное хозяйство, ориентированное на куплю-продажу товаров, в отличие от натурального хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей производителей.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, представляющей собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - совокупность горно-добывающей (топливной) промышленности и электроэнергетики. ТЭК обеспечивает деятельность всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, бытовые потребности населения. В ТЭК входят добыча угля, нефти (как сырья для получения топлива), газа, горючих сланцев, торфа, урановых руд (как сырья для получен

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по географии (9 класс) за 2009 - 2020 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В по сравнению с произошли следующие изменения:

  • была ;
  • была изменена форма записи ответа
  • был
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

Демонстрационные варианты ОГЭ по географии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по географии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по географии

В 2013 году в было сокращено общее количество заданий с 31 до 30 и изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 18, 9 и 3 соответственно.

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по географии было изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 17, 10 и 3 соответственно, и включено задание на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по географии изменилась лишь форма зиписи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационном варианте ОГЭ 2016 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года содержательных изменений нет. Изменен лишь порядок следования нескольких заданий части 1.

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года произошли следующие изменения:

  • была изменена последовательность заданий ;
  • была изменена форма записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26);
  • был включён мини-тест из трёх заданий (27–29) для проверки умений работать с текстом географического содержания;
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

Задание № 21

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1)

2)

3)

4)

Алгоритм работы над заданием:

1. Находим на карте точки А и В. Соединяем их отрезком.

2. Определяем уклон местности, на которой находятся точки. Это можно сделать разными способами:

  1. с помощью горизонталей: если есть две подписанные горизонтали, то легко можно понять где поднятие, а где опускание. В данном случая, две горизонтали есть: 140 и 150. Точка А находится в низине;
  2. с помощью дополнительных объектов: если горизонталь одна, то стоит найти вершину, а от неё будет идти склон вниз. Если вершины нет, то есть река. Следует помнить, что реки всегда текут в понижениях. В данном случае река есть, что хорошо показывает, что точка А расположена в понижении;
  3. с помощью бергшрихов. (Бергштрих – это указатель (черточка) направления склона на карте с изображением рельефа горизонталями). На данной карте бергштрихи отмечены на горизонталях вблизи точки В. Хорошо видно, что точка В выше точки А.

3. Определяем точную высоту точек. Для этого воспользуемся информацией легенды карты «горизонтали проведены через 2,5 метра». С помощью несложных подсчётов, помня, как идёт склон, определяем высоту точек. Точка А между горизонталей 132,5 м и 130 м. А точка В выше 155 м.

Примечание: линия обрыва является и горизонталью.

4. Проверяем высоту точки А на профилях:

  1. на профиле № 1 около 132 м;
  2. на профиле № 2 около 134 м;
  3. на профиле № 3 около 144 м;
  4. на профиле № 4 около 132 м.

Итого: подходят профили № 1 и 4

5. Проверяем высоту точки В на профилях:

  1. на профиле № 1 - 160 м;
  2. на профиле № 2 - 140 м;
  3. на профиле № 3 около 156 м;
  4. на профиле № 4 около 156 м.

Итого: подходят профили № 3 и 4

6. Выбираем по двум показателям. Подходит профиль № 4

7. Двигаясь по начерченному отрезку, от точки А до точки В, изучая частоту горизонталей, пытаемся начертить профиль. Сравниваем полученный результат с профилем №4. Убеждаемся, что ответ верен.

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Сообщение из опыта

работы подготовила

учитель географии

МБОУ «СОШ №10»

Латина О.П.

для обсуждения на

районном семинаре МО

учителей географии

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. (Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

Задача

Карты

Алгоритм действий

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику

которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

Вычисление показателей населения

(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

    Найти в таблице нужные данные

    Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

Тема «Население России»

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей (строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

«План местности»

Задача

Алгоритм действий

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

«Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

Определение по географическим координатам

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.

«Факторы размещения промышленного производства»

Задания 23 и 22

АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции

моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности . Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий,

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу:

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

Передельная

металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

В качестве сырья использует металлолом.

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля.

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

Металлургия тяжелых металлов

Металлургия легких металлов

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

Сырьевой

Тяжелое машиностроение

Производит оборудование для других отраслей, например:

Энергетическое

Металлургическое

Химическое

Пр-во горно-шахтного оборудования

Пр-во дорожно-строительного оборудования

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной

Трудоемкость

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

тепловая

гидроэнергетика

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

Использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

Использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный - тяготение к районам добычи топлива

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,5 0 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 90 0) над северным тропиком (23,5 0 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,5 0 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,5 0 ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

21 декабря день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

Дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.

Материал для подготовки к ОГЭ по географии

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

№4 Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по защите людей от стихийных природных явлений.

Атлас 7 класс «Строение земной коры мира», 8 класс «Физическая карта РФ»

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

П-во алюминия С р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов

П-во меди С р-он: Мончегорск У: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.

М-рож ж/руд С р Оленегорск, Ковдор (Череповец)Ц-Ч Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) У Серовское, Качканарское,Кушлинское, Нижнетагильское. З С Таштагол, Темиртау, В-С Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)

Выплавка стали (полный цикл)Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.

Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.

ГЭС Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская

АЭС Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) \ Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)

Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь.

Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.

Фосфорные – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл.), Уварово, Балаково, Пермь. \\

Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.\\\

Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.

Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск (Алт.).

Автомобили – Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва - «ЗиЛ»,

Троллейбус – Энгельс,

Автобус – Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России :

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

23 Особенность хозяйства региона для размещения или строительства предприятия

Атлас 8 класс Физическая карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

25 Слоганы и страны

Атлас 7 класс «Физическая карта мира», «Природные зоны мира» «Политическая карта мира»

№26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

30 Определите страну (регион РФ) по краткому описанию

Животные растения

Африка: шимпанзе, муха цеце, гепард, леопард, слон, гиена, горилла, какао. \\Саванна: жираф, бегемот, зебра, носорог, окати, лев, баобаб, Пустыня: алоэ, молочай, \ Эбеновое дерево (черная, темно-зелена древесина) \\\

Австралия: коала, кенгуру, утконос, страус эму, вомбат, крокодил, киви. \ Эвкалипт, бутылочное дерево, казуарины (деревья без листьев) \\

Ю. Америка : муравьед, броненосец, тапир, пума, колибри, анаконда, пиранья, орангутанг, попугай ара, ленивец, тукан, кондор, страус нанду, лама, очковый медведь, пампасская кошка, пампасский олень, свиньи-пекари, капибара (водосвинка), ягуар, шиншилла, \\\Какао, орхидеи, каучуконос гевеи, сейба (дерево) Сельва (экваториальный лес), пампа (степь), Патагония (засушливая зона в умеренном поясе) \\\

С. Америка : Овцебык, койот (волк), скунс, опоссум, грызли (медведь), черный медведь, бизон, луговая собака. \\\Секвойя (крупнейшее дерево) Прерии (степь) \\

Азия: Тигр, павлин, ирбис, дикобраз, леопард, фазан, носорог, панда (Китай) \\\\\ пустыня полупустыня - Тушканчик, джейран, ушастый еж (пустыня), саксаул

Степь: Дрофа, суслик, хомяк, Тайга: росомаха, бурундук, рысь, кабарга, глухарь, соболь Арктическая пустыня: песец, морж, тюлень, белый медведь, гагара, лемминг.

Антарктида: Пингвин, морской слон, морской лев, тюлень, альбатрос.

Похожие публикации