Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Дом юшкова на мясницкой. Панорама Дом Юшкова. Виртуальный тур Дом Юшкова. Достопримечательности, карта, фото, видео. Адрес и контакты

памятник архитектуры (федеральный) Дом Юшкова или Юшков дом - один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен на рубеже 1780-1790-х годов по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта, согласно одной из многих версий, был Василий Баженов. Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка по адресу: Мясницкая улица, 21.

В 1780-х годах годах генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрёл участок земли на Мясницкой улице для строительства дома, которое завершилось уже после его смерти. Авторство проекта приписывается архитектору Василию Баженову, хотя это и не подтверждено документально. К 1805 году здание было вчерне выстроено, но верхние этажи долгое время оставалось не отделанными. После смерти Ивана Ивановича дом принадлежал его сыну, Петру Ивановичу Юшкову. При нём в доме проводились пышные балы и масонские собрания. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду. В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество. В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром. С 1865 года в училище стали преподавать и зодчество. С 1872 года в училище проводились выставки передвижников. В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус. В начале XIX века во дворе училища были построены корпуса, где снимали квартиры художники. В 1918 году в доме Юшкова разместились Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году они были преобразованы во ВХУТЕМАС. В 1926 году он был реорганизован во Вхутеин. В 1942 году в доме Юшкова обосновался Московский механический институт (ныне МИФИ). После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе, в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС. В 1980-х годах предполагалось переместить в дом Юшкова Тургеневскую библиотеку. Но в 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация.

Архитектура

Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с ионической колоннадой. Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами. Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление. Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой. Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.

Дом Юшко́ва (Мясницкая улица, 21). Один из лучших памятников московского классицизма, построен В.И. Баженовым на рубеже 1780—90-х гг. Пластическую выразительность здания определяет объединение одинаковых по высоте и архитектуре боковых корпусов вынесенной на угол полуротондой с ионической колоннадой. Несмотря на переделки, дом Юшкова даёт представление о баженовской системе внутренней планировки — сложного сочетания разнообразных по форме (круглых, овальных и прямоугольных) помещений, создающих сильный пространственный эффект. Угловой полуротонде фасада соответствуют круглые залы, верхний из которых — двухсветный; аванзалам придана форма полуовалов, парадный вестибюль с лестницей имеет эллиптическую форму. Уличный фасад с нижним цокольным этажом отличается простотой и лаконизмом решения. Здание, вчерне выстроенное к 1805, долгое время оставалось не отделанным в верхних этажах. В связи с приспособлением его под Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1844 перестроено боковое крыло, выходящее в переулок. С 1918 в здании располагались Государственные свободные художественные мастерские, преобразованные в 1920 во Вхутемас (с 1927 Вхутеин). Во второй половине 1990-х гг. дом Юшкова отреставрирован и приспособлен для размещения в нём Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.

М.В. Нащокина.

  • - беллетр., р. 11 янв. 1789 в с. Петрищеве, Тульск. г., дочь помещ.-двор., † 1 июня 1877 в Дерпте, мать братьев Киреевских...
  • - детск. писат., р. 6 июля 1785 в Туле, сестра А. П. Елагиной, † 18 марта 1864 в Тульск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - любимая камер-фрау императрицы Анны Иоанновны. Происхождение Ю. неизвестно...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - полковница, любимая доверенн. камер-юнгфера имп. Анны Иоанновны; † при Елизавете Петровне...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доцент кафедры политической истории России Красноярского государственного университета; родилась в 1936 г.; кандидат исторических наук, доцент...

    Большая биографическая энциклопедия

"Дом Юшкова" в книгах

22. Тургеневская площадь Дом Юшкова и Почтамт

Из книги Бульварное кольцо Москвы (открытки) автора Корсаков Леонид

22. Тургеневская площадь Дом Юшкова и Почтамт Тургеневская площадь названа так по Тургеневской читальне, открытой здесь в 1885 году. Весь квартал до Боброва переулка снесен. На его месте устроен сквер, где предполагается поставить памятник И. С. Тургеневу. Теперь, с

Елена Юшкова. Влияние культурной политики СССР на школу Айседоры Дункан в Москве в 1920-е годы

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

Елена Юшкова. Влияние культурной политики СССР на школу Айседоры Дункан в Москве в 1920-е годы Воспитание гармонично развитого и свободного человека было одной из давних идей Айседоры Дункан. Танцовщица тратила огромные деньги на организацию и поддержание своих школ.

Эта часть Мясницкой в конце XVIII века принадлежала Юшковым, в честь этой фамилии был назван соседний переулок (ныне Бобров). И.И. Юшков (ум. в 1781 г.) служил в разные годы главным судьей судного приказа, президентом камер-коллегии, московским гражданским губернатором. Возможно, И.И. Юшков сделал заказ на строительство дома, но происходило оно уже при жизни его сына - А.И. Юшкова (1773-после 1835), генерал-лейтенанта, командира пехотной дивизии, участника Бородинского сражения. Для него в 1783-1805 гг. архитектором был выстроен каменный двухъярусный дворец с ротондой на углу, вошедший в историю архитектуры под названием «Юшков дом» и к началу XX в. претерпевший многократные перестройки.

И.Н. Снегирев, биограф Баженова, предполагает: «По-видимому, между архитектором и заказчиком существовала, помимо деловых отношений, личная приязнь». По легендам, в доме проходили собрания масонской ложи: сам Юшков, вероятно, был масоном, что отразилось в архитектурном решении дома - ротонда была, по-видимому, заранее отведенным местом для масонских собраний и ритуалов. В XIX веке дом принадлежал Дмитриевым-Мамоновым, большинство членов этого семейства на протяжении XVIII-XIX вв. были масонами.

С архитектурной точки зрения Юшков дом был новым словом в московской застройке: «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц <…>. Среди этих зданий Юшков дом выделялся прежде всего особой монументальностью и красотой крупной, но легкой ионической колоннады» (Памятники архитектуры Москвы: Белый город).

В 1844 году Юшков дом, несколько лет пустовавший, был куплен Московским Художественным обществом, впоследствии переименованным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Многие выпускники Училища стали выдающимися художниками и скульпторами: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, К.С. Петров-Водкин, С.А. и . Многие из них становились впоследствии преподавателями Училища. Здесь также преподавали В.Д. Поленов, Л.О. Пастернак (отец Бориса Пастернака), который много лет вместе с А.Е. Архиповым вел натурный класс. Училище отличалось своим демократизмом. В нем значительно раньше и решительнее, чем в консервативной Академии Художеств, получил развитие «бытовой жанр», укрепился реализм в работах с натуры, поощрялся свободный выбор сюжетов учащимися, стали вводиться курсы общеобразовательных наук. И социальный состав обучающихся в Москве был намного демократичнее обучающихся в Петербурге.

Здание на Мясницкой прочно связано с именем Бориса Пастернака. Здесь семья Пастернаков прожила 16 лет. Борис Пастернак вспоминал о доме: «Главное здание, старинное и красивое, было во многих отношениях замечательно. Пожар двенадцатого года пощадил его. Веком раньше, при Екатерине, дом давал тайное убежище масонской ложе. Боковое закругление на углу Мясницкой и Юшкова переулка заключало полукруглый балкон с колоннами. Вместительная площадка балкона нишею входила в стену и сообщалось с актовым залом Училища. С балкона было видно насквозь продолжение Мясницкой, убегавшей вдаль, к вокзалам».

Каждую весну в залах Училища открывались Передвижные выставки. На одной из передвижных выставок произошла знаменательная встреча Л.О. Пастернака с , которая положила начало их дружбе и сотрудничеству. В последующие годы Л.О. Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.

На рубеже XX века здания Училища перестраивались, были снесены дворовые флигели и сараи, выкорчеван сад. Флигель, где обитали Пастернаки, тоже решили снести. «Зимой нам оборудовали новую квартиру из двух или трех классных комнат и аудиторий в главном здании. Мы в нее перебрались в 1901 году», - вспоминал Б. Пастернак в «Людях и положениях». В новой квартире семья Пастернаков прожила до 1911 года.

В 1918 г. на базе Училища был организован ВХУТЕМАС, где в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы. В 1927 г. ВХУТЕМАС преобразован во ВХУТЕИН, закрытый в 1930 году. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).

С 1935 года в помещениях на Мясницкой, 21 размещались различные организации и конторы, а в 1989 году С.Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества». Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Дворянское владение генерал-поручика И.И. Юшкова, расположенное на улице Мясницкой, 21 в Москве, всегда отличалось от соседних господских домов, заселенных в XVIII веке знатью, купечеством и духовенством. Усадьба была куплена Юшковым у генерала И.И. Дмитриева-Мамонова, которому она принадлежала с 1716 года.

В начале XIX в. И. Юшков принял решение перестроить здание и заказал проект архитектору В. Баженову . Выбор пал именно на него, так как оба - и заказчик, и архитектор - состояли в масонской ложе. Кроме того, Юшков хотел поддержать одаренного архитектора, которому Екатерина II в 1780-х годах дала отставку, и потому Баженов испытывал острую нужду в средствах.

Фото 1. Здание художественной академии (дом Юшкова) на Мясницкой, 21

Старые постройки были снесены, началось строительство, продолжавшееся в течение двадцати лет и завершившееся в 1805 году. Форма дома, построенного в стиле классицизма, напоминает рог изобилия - тайный символ масонской ложи.

Центр композиции - изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания. В строительстве этого дома использовано множество приёмов, разработанных В. Баженовым в ходе проектирования Кремлевского дворца , план которого так и остался на бумаге.

Разрушительный пожар 1812 года, к счастью, не нанес дому по улице Мясницкая, 21 никакого ущерба, и спустя год здесь был размещен известный всему городу торговый центр купца А.Кригера.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой

После того как генерал Юшков умер, его младший сын обанкротился. Он не решился заложить дом и с 1838 года стал сдавать его Московскому художественному обществу. Здесь были организованы бесплатные курсы по обучению рисованию одаренных людей, которыми всегда была богата Россия.

Это было началом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Среди его педагогов были такие известные люди, как историк В. Ключевский, искусствовед Н. Рамазанов, пейзажисты А. Васнецов, В. Поленов, А. Саврасов. Рисование с натуры - ведущее направление в училище - преподавали В. Перов и И. Прянишников.

Начиная с 1872 года, в здании училища выставлялись работы художников-передвижников, собирались ведущие московские литераторы и театральные деятели, здесь можно было встретить П. Мочалова, Т. Грановского, М. Щепкина, Л. Толстого, А. Островского, А. Чехова и других.

После революции училище преобразовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), на которых в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы.

Позже на базе мастерских появился Московский Художественный Институт имени В.И.Сурикова.

С 1935 года в помещениях на Мясницкой, 21 размещались различные организации и конторы, а в 1989 году С. Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества», где и по сей день является ректором.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Похожие публикации