Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Тверской бульвар 18 дом смирнова. Особняк Смирнова на Тверском: «маски грешников», побежденные рыцари и побег хозяев. Северный парадный вестибюль

В Москве сохранилось множество особняков прошлых столетий, по которым можно буквально читать историю купеческой и дворянской Москвы. В каких-то особняках работают музеи, а какие-то переданы в частную собственность или принадлежат государственным органам, различным посольствам. Вот и особняк Смирнова был превращен в Дом приемов, поэтому мне удалось попасть внутрь с экскурсией буквально чудом. Продолжая хорошую традицию Шагаю.ру, рассказываю об очередном закрытом для свободного посещения особняке, который приобрел в 19 веке известный предприниматель Петр Петрович Смирнов (да-да, тот самый род основателей знаменитого бренда водки) и заказал декор и перестройку дома известному архитектору Шехтелю. И одним модерном тут не обошлось…

Перед входом в особняк

Особняк Смирнова

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, обратите внимание на болотно-зеленый дом в стиле модерн с выступающим железным балконом (Тверской бульвар д.18. с.1). Это здание дворянской усадьбы, которую заказал изменить Шехтелю магнат Петр Петрович Смирнов. Здание глобально не перестраивалось, упор был сделан на декор, как внутренний, так и внешний, перепланировку и изменение фасада. Симметричность бывшей дворянской усадьбы с двумя флигелями не сразу бросается в глаза из-за именных окон, балкона с одной стороны и других декоративных приемов.


Особняк Смирнова

Балкон стал одним из камней преткновения данного проекта. Дело в том, что он оказался выше уровня пола той комнаты, из которой можно было бы на него выйти. Как сказала экскурсовод, за это Шехтеля неоднократно обвиняли в том, что он плохой архитектор. Однако, сделал он это осмысленно, потому что, опустив балкон до уровня пола, он сделал бы невозможным проходить под ним людям. Представляю, как отреагировала бы пафосная публика Москвы 19 века, если бы на модном «променаде» им дорогу преградило «железное чудище».


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Перед тем, как перейти к рассказу и фотографиям интерьеров дома Смирнова, хочу сказать пару слов о входах в здание. Вход с левой стороны здания предназначался для жителей дома, через него мы и попали в особняк. Через этот вход можно было сразу подняться в кабинет, минуя залы для гостей. С правой стороны вход был гостевой, а соответственно гораздо пышнее и праздничней. Одна шикарная лестница и необыкновенные камины чего стоят – войдя в парадный холл, невольно открываешь рот. Но! Фотографировать там нельзя, теперь это все принадлежит Пенсионному Фонду России, спасибо, что разрешили зайти на 5 минут просто посмотреть, потоптаться у порога. Охранник (ну вот чисто сериальный персонаж) решил с нами пообщаться и рассказал, что эта лестница ведет в комнату, в которой Смирнов повесился, а теперь там сидит важный чиновник. Мы посмеялись, но, правда это или нет – не знаю.

Совсем чуть-чуть истории

В лучшие годы обновленного Шехтелем особняка, начиная с 1906 и вплоть до Революции 1917, в нем был открыт клуб Московского русского собрания, работал ресторан. В общем, в этот особняк был в центре светской жизни. А если представить, что Тверской бульвар был в то время практически единственным в городе, то понятно, почему сюда стремились все горожане, откуда атмосфера раздолья и веселья.

Ходили слухи, что этот особняк Петр Петрович заказ построить для своей любовницы. Но экскурсовод развеяла этот миф, объяснив, что к этому моменту он был безнадежно женат на этой «любовнице» и даже успел обзавестись с ней общими детьми.

Как и большинство богатых семей России, с приходом Революции, они бежали заграницу, а особняк был национализирован. Но благодаря реставрации в наше время, хотя бы с экскурсией мы можем заглянуть в дом такого знаменитого человека, как Петр Петрович Смирнов. И это очень здорово!

Интерьеры дома Смирнова созданы в самых разнообразных стилях. Не удивляйтесь, если из эпохи Ренессанса в следующем зале вы окажетесь в Древнем Египте.

Фотографии интерьера особняка Смирнова

За время часовой экскурсии нам удалось увидеть несколько залов особняка:

Египетский зал Романская гостиная Классический зал (ренессанс) Аванзал в стиле модерн Готический кабинет Рокайльная комната, напоминающая о рококо Греческий классический зал

Поднимаемся по лестнице, которая предназначалась для обычной жизни обитателей дома Смирнова.Первым делом попадаем в готический кабинет хозяина, в котором царит модная в то время камерная атмосфера, дополняемая деревянным потолком и темными цветами интерьера.


Особняк Смирнова

Из мебели в комнате стоят диван, кресла и журнальный столик, но, как я поняла, это не подлинные вещи семьи Смирновых. Кстати, кроме этого гарнитура в особняке больше нет мебели, так что смотрим именно залы и декор Шехтеля. Вход в кабинет происходил напрямую с непарадного входа, чтобы в него можно было попасть без прохождения через анфиладные помещения. Здесь можно было работать, вести встречи в приватной обстановке, что немаловажно для предпринимателя.В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.


Особняк Смирнова

В помещениях, именуемых «Рокайльная комната» и "Будуар" нам, как туристам, был интересен великолепный потолок с затейливой подсветкой, а также камин. Не буду рассуждать о подлинности, не знаю.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

В аванзале рука Шехтеля угадывается безошибочно, стоит только посмотреть на лестницу в стиле модерн. Изогнутые перила напоминают особняк Ребушинского, только здесь лестница гораздо меньше и скромнее.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

На стенах можно разглядеть декор, относящийся к Средневенковью, как бы намекая, что в следующем зале мы увидим Романский стиль.И правда, пройдя крошечный аванзал, мы очутились в Романской гостиной – самом красивом помещении особняка Смирнова, на мой взгляд.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Я даже не сразу поняла, что первым делом хочу рассмотреть: то ли камин, декорированный сценой средневекового сражения, то ли шикарную витражную композицию окон во всю стену.Стена с витражами ясно указывает на романо-готический стиль, если присмотреться, то увидите роспись на тему дерева жизни.


Особняк Смирнова

Камин заслуживает отдельного внимания, не просто так вся экскурсионная группа к нему буквально прилипла. Сцену битвы поддержива.т романские колонны, стоящие на лежачих львах, а у основания колонные – головы то ли людей, то ли чудовищ.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Напротив камина находится ложный балкон.


Особняк Смирнова

Потолок также притягивает взгляд. Вообще, в этой комнате создается впечатление, как будто ты попал на сцену театра.


Особняк Смирнова

Вскоре мы оказались в классическом зале, в котором царит атмосфера позднего Ренессанса. Относительно предыдущих помещений эта комната довольно большая, имеет правильную прямоугольную форму. Мебели здесь нет, можно лишь полюбоваться камином и старинным зеркалом.


Особняк Смирнова

Потолок украшен лепниной, Шехтель использовал для декора любимую им тему морских чудищ, поддерживая ее сине-зеленой гаммой.


Особняк Смирнова

Из окна классического зала можно увидеть тот самый балкон, о котором я писала в начале отзыва.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Египетский зал в особняке оказался самым большим и самым, на мой взгляд, новодельным. Декор со сценками из египетских мифов выполнен со вкусом, здесь нет аляпистых красок. Самая фишка зала – потолок, напоминающий по форме солнце, а это не спроста, ведь декорирован он мифами на солярную тему, т.е солнечную.

Особняк Смирнова

Также мы увидели Греческий зал, но, к сожалению, он был настолько маленький для такой большой группы туристов, что даже сфотографировать его толком не получилось. На этом экскурсия закончилась, по лестнице мы спустились к выходу.


Особняк Смирнова

Мои впечатления о посещения особняка Смирнова весьма смешанные, потому что толпа, которая еле помещалась в зал, несколько напрягала, восприятие не то. Сходить в особняк рекомендую, так как интересна история знаменитого рода, в декоре залов, слава богу, сохранились весьма любопытные детали. Ну а фанатам Шехтеля вообще не стоит думать!

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре - одна из самых ярких работ Федора Шехтеля, знаменитого архитектора эпохи модерн, автора ряда прекрасных зданий, во многом определяющих внешний вид старой Москвы.

История владения, в котором находится «Особняк П.П. Смирнова» прослеживается с конца XVIII века. Дом много раз переходил из рук в руки и перестраивался.
В 1900 году его приобрел Петр Петрович Смирнов - потомственный почетный гражданин, известный предприниматель. Он решил провести значительную перестройку дома, поручив Федору Шехтелю работы по перепланировке, декорированию интерьеров и переделке фасадов. В результате этой работы появился великолепный, безошибочно шехтелевский по деталям, особняк в стиле модерн.
За довольно скромным фасадом прячется один из лучших интерьеров работы Федора Шехтеля. В особняке 8 парадных помещений, каждое из которых выполнено в своем «историческом» стиле - настоящий архитектурный парад: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».
Все парадные интерьеры - за исключением «Египетского зала» - вытянуты вдоль выходящего на Тверской бульвар фасада и соединены анфиладными дверями.
Тверской «булевар» на протяжении почти всего XIX века оставался единственным бульваром Москвы, поэтому именно сюда на «проминат» съезжались дворяне, стекались толпы праздных жителей, здесь всегда было людно и весело, все это и предопределило уникальную судьбу особняка.
В 1906 году Петр Смирнов отдал особняк под клуб Московского русского собрания. Его двери распахнулись для благородных дам и господ - в доме работал ресторан, устраивали концерты, благотворительные аукционы.
До революции роскошное здание всегда оставалось в центре внимания русской общественной жизни. Затем ситуация изменилась. После революции в особняке размещались столь серьезные «почтовые ящики», что он почти не упоминался даже в специальной литературе. Конторы, занимавшие здание в советское время, чудом не учинили в нем конструктивных разрушений.
В настоящее время «Особняк П.П. Смирнова на Тверском» обрел новую жизнь. Закончена реставрация фасада и интерьеров. Удалось практически полностью сохранить историческую структуру здания.


Романский зал






Классический зал




Египетский зал








Будуар



Городской особняк по адресу Тверской бульвар, 18 в Москве получил свой нынешний вид в самом начале XX столетия. Проект выполнил для Петра Петровича Смирнова - представителя купеческого рода водочных «королей» - архитектор .

Еще в начале 60-х годов восемнадцатого века здесь находились владения Василия Васильевича Истлентьева - ротмистра конного гвардейского полка, но уже в 1763 году участок с домом был выкуплен Александром Григорьевичем Петрово-Солововым - генерал-поручиком.

В послепожарной Москве место числилось уже за графом Владимиром Григорьевичем Орловым, а далее, в девятнадцатом столетии, дом неоднократно переходил из рук в руки и перестраивался. В результате этого здесь появился «ампирный особнячок», внутренние объемы которого создавали некий конгломерат строений разных эпох, что отражалось даже в планах комнат и залов: разноуровневые полы, многочисленные лабиринты комнат и служебных помещений.

Наконец, в 1900 году, 28 ноября, особняк у тогдашнего собственника Николая Петровича Малютина - потомственного почетного гражданина - выкупает для своего семейства Петр Петрович Смирнов, отдав за него почти 300 тысяч рублей.

Фото 1. Тверской бульвар, 18 в городе Москве

К тому времени Петр Петрович состоял в счастливом браке с Евгенией Ильиничной Морозовой, с которой воспитывал троих детей: Татьяну с братьями Арсением и Алексеем. В 1900 году родилась уже Ольга.

До своего переезда в Москву из Санкт-Петербурга, купец занимался чаеторговлей вплоть до 1893 года, пока по настоянию отца и создателя водочной империи Петра Арсеньевича Морозова не был задействован в семейном бизнесе. Таким образом в 1894 году и было образовано «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» с уставным капиталом под 3 миллиона тогдашних рублей.

Семья Петра Морозова росла и в отцовском особняке на места стало не хватать, после чего Петр Арсеньевич решается на покупку дома для семьи сына.


Фото 2. Бывший особняк Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре

Архитектура городского особняка

Вопросами реконструкции выкупленного особняка на Тверском бульваре, 18 занялся сам Петр Петрович, для чего пригласил зодчего Шехтеля, с которым их семья была к тому времени прекрасно знакома.

Была поставлена задача устройства красивого и приличного жилья с обязательным сохранением имевшегося многоуровневого внутреннего устройства. В то же время, заказчик пожелал сделать особняк украшение Тверского бульвара, поэтому особое внимание Шехтель уделил уличному фасаду, оставив практически без изменений стены со стороны двора.

Доминантой главного фасада стал кованый балкон, напоминающий своим видом корабль, плывущий над головами проходящих под ним людей. На него можно было попасть через парадный зал особняка.


Вторым по значимости элементом стал высокий аттик, оформленный высокими витражными окнами и с размещенным на нем картушем с личной монограммой хозяина.

Первый уровень особняка отвели под хозяйственные нужды, а вот на втором этаже Шехтель сумел создать великолепно скомпонованную анфиладу жилых комнат для взрослых членов семьи и парадных залов. Непосредственно детская половина находилась в мансарде.

Главную лестницу изготовили из белого натурального мрамора, а сама балюстрада была оформлена с использованием любимого Шехтелем приема - в виде набегающей волны. На втором этаже марша находился внушительный оконный проем с фасетным многоцветным стеклом, которое в солнечные дни отбрасывало вокруг мозаику из всех цветов радуги.

На стенах вестибюля висели парадные портреты Петра Петровича и Евгении Ильиничны.


Все залы городского особняка в доме №18 по Тверскому бульвару были оформлены в разных стилях.

Так, парадная столовая с деревянными панелями, цилиндрическим сводом, приземистыми колоннами, огромным камином и стрельчатым окном с встроенными витражами относилась к романскому стилю. Большая гостиная декорирована в классическом виде: богатая лепнина, зеленоватый оттенок стен и потолочная роспись, в которую Шехтель вплел монограмму-вензель хозяйки.

Особо выделялся Египетский зал, для увеличения площади которого была выстроена пристройка со стороны двора. Декор был представлен копиями рисунков в золотисто-бежевой гамме, выполненных с древних папирусов, а также египетскими колоннами. Именно здесь хозяева проводили выставки реалистической живописи, которая не особо сочеталась с имевшимся антуражем.


Для хозяина - Петра Петровича - Шехтелем был обустроен рабочий кабинет, оформленный в готическом стиле. Для самой Евгении Ильиничны был предусмотрен изящный будуар, главным украшением которого стал парусный потолок с орнаментальной лепниной с изображение роз, двумя изваяниями женских фигур, одетых в тунику, и освещением через плафоны, напоминающих распускающиеся бутоны.

В особняке Смирнова на Тверском бульваре, 18 имелся и зимний сад с разнообразными растениями и даже небольшим зверинцем. Помещения для детей оформили с использованием сюжетов русских сказок.

Похожие публикации