Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Примерные тезисы сочинения. Разум и чувства».Толкование понятий. Сочинение на тему разум и чувства по литературе

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

В последние годы при написании итогового сочинения свободные темы пользуются большей популярностью, чем темы по литературным произведениям. Все так, ведь вечные проблемы актуальны в любом возрасте, а сравнить себя с каким-то определенным персонажем намного сложнее.

Школьнику, еще не имеющему за плечами достаточного количества навыков для полноценного литературоведческого анализа, легче и удобнее говорить о проблеме в общем. Аргументы по проблемам внутреннего мира человека каждый находит свои, а вопрос о том, к чему прислушиваться в сложных жизненных ситуациях – разуму или сердцу, остается неразрешимым уже давным-давно.

Вконтакте

Что же такое нравственность?

Если рассматривать это понятие как свод законов, отражающих моральные устои, принятые в обществе, то тогда нравственность – это проявление разумной воли (ведь именно благодаря силе воли мы удерживаем себя от каких-то проступков).

Но, в то же время, ощущение внутренней морали каждый человек впитывает с рождения, и тогда, отталкиваясь от воплощения своей духовности, нравственные чувства становятся категорией любящего и всепрощающего сердца.

К понятию нравственности близки следующие категории:

  • этика;
  • мораль;
  • добро;
  • совесть.

Бывает, что человек становится перед выбором: отпустить себя, броситься в чувства, как в омут с головой, или же все-таки усмирить себя, вогнать в рамки, жить по велению морали, совести, разума. Что же для исстрадавшегося любящего сердца важнее? В такие моменты хочется получить универсальный ответ – что важнее, чувства или разум . Хотя, даже если мы рассмотрим примеры из мировой литературы, однозначной трактовки в дуэли разум и чувства цитаты не подскажут. Каждый персонаж – лишь отражение определенной авторской позиции, с которой читатель имеет право как соглашаться, так и спорить.

Важно! Для сочинения на свободную, не литературную тему очень важно применение цитат из трудов философов, исторических деятелей. Умение вплетать в канву чужую мысль и, объясняя ее, делать ее своей – полезный навык эрудированного человека.

Сочинение по теме конфликта разума и сердца можно написать, опираясь на многие произведения зарубежной и русской литературы. Их перечень может быть, к примеру, таким:

  • А.С. Пушкин « »;
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • А.И. Куприн «Олеся»;
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина в романе – отражение исконно русской мудрости, широты натуры, искренних чувств, а также один из немногих примеров располагающей к себе жертвенной женской души.

Любя в Онегине все, даже его недостатки, она остается своему супругу, с которым дала клятву перед богом. Здесь победитель – это разум. Выбор пути страдания через очищение нельзя считать наказанием для нее самой.

Скорее, повзрослев, она стала доказательством важности человеческого в людях: те самые высокие нравственные устои должны одерживать верх над животными страхами , инстинктами. Смогла ли бы она быть счастливой с человеком, который скуки ради убил другого человека?.. Хоть изначально, до наступления всех трагических событий, изменивших как главных персонажей, так ход всей их жизни вообще, счастье все-таки было возможно.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Парадокс, поставленный автором в название романа, недолго может продержать читателя в неведении. Печорин, без сомнений, личность, натура яркая, интересная, но даже если отбросить его острый разум и чувство собственного превосходства, он вызывает симпатии у читателя. В нем тоже были искренние душевные порывы – вернуть Веру, броситься на колени перед княжной Мери. Но это был бы уже другой «герой», совсем другая история. Именно поэтому он душил в себе все эти порывы сердца: остаться собой и сохранить стойкость разума было для него важнее.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Главная интрига, главный конфликт повести: какой же выбор сделает Андрий, какая сторона одержит верх: любовь или чувство ? Навешивать на него ярлык предателя нельзя, так как Гоголь специально описывает нам его с детства как очень тонкую и впечатлительную натуру.

Автор делает это сознательно, чтобы показать глубину, искренность, как следствие: нравственные чувства героя, без сомнения, вызывают в читателе сопереживание . Перед ним нет даже возможности выбора: слушать разум или открыть свое сердце любви: казак без раздумий ради панночки отказывается от Родины.

Неприятие его решения семьей, жестокое возмездие от руки отца – тоже еще одна нерешенная проблема разума и чувств, ведь он не только воин, но и отец.

Л.Н. Толстой « »

Рассматривая образ Наташи Ростовой, невозможен вопрос «что важнее?», потому что разум и чувство одинаково ей чужды. Ни одно школьное сочинение не обходится без темы, посвященной ей – идеальной женщине, матери, любимой героине . Но если убрать субъективизм, попытаться проанализировать поступки персонажа с точки зрения психологии, мы увидим, что вся ее порывистость – это преобладание инстинктов. Даже аморальная на первый взгляд Элен Курагина по сути оказывается более цельной личностью, ведь она преподносит себя обществу такой, какая есть, не претендуя на звание нравственного эталона. Наташа же живет одним днем, попирает все святое, обесценивает чувства, искренность, мечту.

А.И. Куприн «Олеся»

Природная, народная, кристально чистая душа Олеси – это квинтэссенция искренности, такого редкого в женщинах качества. Опять же дилемма: с самой первой встречи, после гадания, она уже знала все, что будет дальше.

Разум в данной ситуации мог бы заставить исключить этого человека из своей жизни, но чувства одержали верх . Это можно считать продолжением тургеневской мысли о том, что у счастья не бывает вчерашнего времени.

Во имя своей любви и краткого мига счастья она отважилась даже прийти в церковь, опять же, зная, что навлечет этим на себя беду. Разум над порывистым женским сердцем не властен.

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Рассматривая образ Юрия Живаго, нельзя однозначно сказать, что является определяющим в понимании героя (чувства или разум), потому что его персонаж сочетает в себе на первый взгляд несочетаемое – профессию врача и душу поэта. Любовь к женщинам (к каждой – своя) его возвышает и воспитывает. Какой бы сильной не была страсть к Ларе, чувство долга и любовь к семье помещают его в те самые тиски нравственности, которые располагают читателя сопереживать, а не осуждать. Сложные перипетии судьбы, приверженность разным направлениям скорее являются просто следствием влияния сложного времени на жизнь героя. Ведь не случайно все пережитое сделало его сорокалетним стариком. Но духовно он, даже пройдя через все, остался чист.

Я замечу — небезынтересно проворство и вдохновение людей, в паре слов способных уловить и выразить и суть, и сюжет — авторов кратких аннотаций, украшающих собой и так нарядные глянцевые бока картонных и пластиковых коробочек с DVD.

«История жизни и любви двух сестер — чувственной Элинор (Эмма Томпсон) и страстной Марианны (Кейт Унслет), чье счастье и будущее омрачено внезапным банкротством и потерей огромного состояния семьи. Это история — конфликт желаний и строгих правил буржуазного общества, жестоко осуждавшего любое проявление чувственных влечений и выносившего суровый приговор снобистского пуританства»…

Что же, оставив в стороне прочие, как ни странно, оставшиеся мною незамеченными, достоинства этого текста, я могу лишь похвалить то безудержное, не скованное ни знакомством с первоисточником, ни с самой экранизацией, ни обращениями к толковым и иностранных слов словарям, вдохновение, полету которого позавидовал бы и сам Дюма!

И совершенно естественно, даже обыденно, что мисс Томпсон номинировали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Она, вероятно, и сама начинала с подобных шедевров «на пять минут», чья лаконичность и глубина кратны таланту, их сотворившему.

В конце концов, каждый находит лишь то, что уже и так занимает его ум.

Самолично писавшая сценарий мисс Эмма опустила такие докучные подробности, как например, визит Эдварда Феррарса и продиктованный тревогой за здоровье Марианны спешный и неожиданный приезд Уиллоуби, заменив их своим собственными скромными шедеврами — сценой дуэли на палках между мистером Эдвардом и мисс Маргарет(!), сбором камышей для плетения корзинок и той незабываемой сценой, где мисс Элинор, чей рассудок, вероятно, помутился от непереносимого горя, мелодраматически, на манер героев Вальтера Скотта и Дюма, заламывает руки и произносит невозможные для любого романа мисс Остин слова: «Не умирай, Марианна! Я не смогу жить без тебя!!!»

Любопытно, что довелось бы услышать мисс Томпсон в свой адрес от духа мисс Остин, случись последней воскреснуть, когда первая возлагала на скромную могилу дар вечной скорби, памяти и цветов.

Юная мисс Маргарет, сочиненная мисс Томпсон, своевольная и капризная пиратка, надежда и утешение для всех грядущих поколений воюющих феминисток. Что несколько неправдоподобно для времени, когда младшие должны были по мере сил послушанием и прилежностью облегчать старшим бремя их скорбей и забот, а не утяжелять их. Да и послушные маленькие девочки, занятые совершенствованием талантов и добродетелей, необходимых каждой благовоспитанной барышне и прививаемых, чтением, музыкой и вышиванием трепетных цветов по туго натянутой канве просто не нашли бы достаточно досуга для меланхолического и молчаливого уединения под сенью стола. Единственно в чем по Остин была повинна юная Маргарет — это подражание матери и сестре в их чрезмерной чувствительности.

Хороши, на мой взгляд, Уиллоуби, миссис Дженнингс, Палмеры, щедрая и великодушная чета Дешвудов, полковник Брендон и особенно хороша мисс Марианна! В Кейт Уинслет я действительно ощутил и безоглядность чувств, и поспешность суждений, свойственную, слепой к собственным ошибкам и безжалостной к чужим мнимым прегрешениям, юности и несомненное благородство натуры ее героини, обаяние, достоинство возвышенного ума.

Миссис Дешвуд, сыгранная Эммой Джонс, щедро оделяющей нервозностью и каскадами слез всех своих героинь, равно как и Эдвард Феррарс, воплотившийся в взмаргивающем с периодичностью метронома, профессионально неуклюжем, привычно миловидном и довольным собой ровно в той мере, чтобы невозможно было сыграть что-нибудь помимо излюбленных умильных трюков: «прыжков и ужимок» — более приличных веселому лаборадору — трогательном юноше Хью Гранте — чья трогательная юность обещает все новые пополнения в банковкий актив последнего — меня опечалили.

Вкрадчивая же мисс Люси, чья недалекая сестра Анна, равно как леди Мидлтон со всеми своими детьми, самым неожиданным, для зрителей, читавших роман, образом изчезла, оставив последних недоумевать и ужасаться перед лицом жестокости, вдруг открывшейся им в характере мисс Томпсон, умертвившей одной какнонадой щелчкой клавиатуры целое общество; поистине невиданно! — прекрасно оттеняет своими видавшими виды прелестями несколько черезчур преисполненную годами и, заслуженной же по годам, мудростью мисс Дешвуд.

Увы! Челка — прекрасное творение совместых усилий парикмахера и папильоток — и дивные, печальные синие глаза Эммы Томпсон, чудесно красящие м молодящие ее героиню — хотя по роману мисс Дешвуд очаровательная брюнетка(!), не только не уступающая красотой, цветом лица и особенно совершенством фигуры сестре, но и превосходящая ее — увы не спасают, когда лицо мисс Эммы оказывается перед безжалосным и сверхвнимательным оком крупного плана. Так что, чтобы пребывать в блаженном заблуждении относительно, пусть и не 19, но 23 лет рассудительной мисс Марианны, не садитесь близко к телеэкрану! Отодвиньтесь, сядьте поодаль. Но, к слову, в те далекие времена, когда выезжать в свет начинали в шестнадцать и даже пятнадцать, а счастливо выходили замуж уже в семнадцать, незамужняя девушка, приблизившаяся к опастному рубежу двадцатилетия, считалась безнадежной старой девой.

И я очень затрудняюсь поверить, что в те времена, когда самой лучшей кухарке платили двадцать пять фунтов в год — и это считалось непомерно много — вдова с дочерьми, чей суммарный капитал составляет десять тысяч фунтов, приносящий годовой доход не менее пятисот фунтов, не всилах позволить себе сахар и мясо!

И наконец, миссис Дженнингс с зятем. Миссис Дженингс очень живописна: добросердечная одинокая дама, нашедшая развлечение в сплетнях и двусмысленных шутках, достаточно великодушная чтобы утешить и достаточно неотесанная чтобы грубо высмеять.

Сер Джон — страстный охотник и хлебосольный, радушный хозяин, чем собственно и можно ограничить круг его интересов и исчерпать все множество его дарований, умудренный человек и тонкий собеседник, способный дать ценный совет в сердечных делах самому полковнику Брендтону!

И так во всем! Наделив и тут и там комические фигуры персонажей второго плана глубиной чувств и здравостью суждений; и тут и там подбавив, где немного сентиментальности, где немного чувств, а где и немного идей, авторы преуспели в той напряженности страстей и красочности, за которые мы так любим творения Болливуда! «Марианна! Я не смогу жить без тебя!»

Главные же герои так современны, что только большое актерское мастерство способно сделать попадание в характер, обрисованный Остин, чем-то большим, нежели простой случайностью. И невольно возникает вопрос, что за бес попутал труженников пера и хлопушки взяться за экранизацию романа Остин? Вероятно, алчный бес: ведь, маловероятно, что результат их, и только их трудов, равно как и их, и только их вдохновение соблазнят публику настолько, чтобы та поспешила в биллетные кассы!

Каждый человек знает, что разум и чувства взаимосвязаны.
Брокгауз и Эфрон в своем словаре дают такое определение чувств - это психологический термин, употребляемый в двояком смысле:
1) в первом, более общем, слово чувство означает то же, что ощущение; сюда относятся не только так называемых пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), но все внутренние ощущения: чувство голода, жажды, недомогания, боли, тошноты, равновесия, головокружения, тяжести, теплоты, холода и др.
2) Способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие, также само психическое состояние радости или страдание. В этом смысле чувство обозначается иногда терминами: чувствование, эмоция. Основных простых чувствований — два: удовольствие (все, что связано с повышением жизнедеятельности организма) и страдание (сопровождает всякое понижение, ослабление жизнедеятельности).
Человеческий разум - это универсальный компьютер. Разум ставит задачи, классифицирует и систематизирует данные, делает выводы и принимает решения, исходя из своих расчетов.
Но для того, чтоб привести свои решения в жизнь, он использует эмоции или чувства. Разум и чувства неразрывно связанны в любом действии. Например, человек боится собак. Увидев собаку, у человека появляется чувство страха. Потом разум дает команду телу при помощи эндокринной системы убежать или спрятаться от опасности. Здесь мы видим, что разум и чувства неразрывно связаны.
В другой ситуации, например, человеку подарили какой-то желанный подарок. Увидев его, разум дает команду через эндокринную систему телу и у человека выделяется гормон «радости», человек доволен и счастлив в жизни. И в этом случае тоже разум и чувства работают совместно.
Любое действие, эмоция, состояние в жизни будет задействовать в работу разум и чувства. Но существуют ситуации в жизни, когда разум не верно распознает то, что происходит вокруг. Это может быть вызвано искусственными «заменителями» реальности, такими как алкоголь, какие-то лекарства или наркотики.
К сожалении, эта проблема все больше распространяется в обществе. Испытывая стресс, человек пытается инстинктивно от него отгородиться. Вместо того, чтоб при помощи разума решить возникшую проблему, человек может не иметь правильных данных для ее решения, а, используя ложные данные, проблема не разрешается. Тогда человек прибегает к искусственным «заменителям» реальности, которые вызывают чувство эйфории там, где его на самом деле нет. Принимая наркотики или какие-то лекарственные препараты, он создает как бы барьер между собой и тем, кто и что его окружает. Тогда разум и чувства начинают работать против выживания организма, потому что их работа уже не является скоординированной.
Например, в момент реальной опасности, когда организму, возможно, надо спасаться бегством или принимать немедленные решения, он испытывает эйфорию и ничего не предпринимает. Разум и чувства не находятся в координации между собой. Из-за этого в жизни человека возникает еще больше проблем, чем их было изначально.
Человек, который стремиться «убежать» от реальности, на самом деле испытывает еще больший стресс, который он даже не осознает. Это осложняет жизнь ему и окружающим, а разум и чувства приходят во все больший дисбаланс.
В этой ситуации хорошо работает получение правильных данных о жизни, чтоб была возможность справляться с ситуациями, не прибегая к искусственным препаратам.
Поэтому, чем больше у человека правильных данных о жизни, тем проще ему справляться с возникающими ситуациями. Чем меньше он пытается отгородиться от жизни, тем в лучшей координации работают разум и чувства.
Если посмотреть на то, что разум это универсальный компьютер, который сам ставит задачи и сам способен их решить, то получается, что чем больше у него правильных данных для анализа, тем лучше он работает. Чем меньше ошибок изначально в разум заложено, тем более правильные данные человек получает в результате его работы.
Если разум может правильно распознать проблему в жизни, то он может правильно ее и решить. Если он натыкается на искусственный барьер, созданный алкоголем, наркотиками или разного рода лекарствами, то у него происходит сбой в координации «разум и чувства» и ситуация потом может выйти совсем из под контроля.
Примеров этому можно найти много в окружающей нас жизни. Когда вы видите пьяного человека, то вы точно можете сказать, что его чувства находятся в дисбалансе с разумом. Он может не реагировать на реальную опасность в окружении, отсюда столько несчастных случаев на дорогах от пьяных водителей и пешеходов.
Когда вы видите человека «под кайфом» вы тоже понимаете, что его реакции совершенно не адекватны тем ситуациям, что происходят вокруг.
К сожалению, с такими людьми мы сталкиваемся постоянно в нашей жизни. Они тоже оказывают влияние и на нас. Все взаимосвязано.
Поэтому, чем лучше человек будет понимать жизнь, разбираться в том, как работает разум и почему именно так, тем меньше различного рода дискомфорта он будет испытывать в жизни, тем в большем согласовании будет работать его разум и чувства и тем лучше будет жизнь окружающих его людей.

Как разум и чувства влияют на поступки человека? Я думаю, что это влияние зависит от людей. Кого-то чувства вдохновляют на великие свершения, кого-то обрекают на страдания или бесчестье. Разум тоже не всегда играет положительную роль в человеческой жизни: он может спасти того, кто на него положился, равно, как и погубить. Мы сами ответственны за тот выбор, который определяет направление наших сил и помыслов. Во зло обращают не только ум и чуткость, но и все остальные внутренние ресурсы. Однако если человек делает добро, вряд ли его собьют с толку голова и сердце.

В качестве примера из литературы я могу привести произведение Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня полюбила прекрасного юношу и в порыве чувств отдалась ему, позабыв о приличиях и рациональных соображениях. Эраст принял эту жертву как должное, и жениться не захотел. Девушка покончила жизнь самоубийством, позабыв о больной матери и своем долге по отношению к ней. Лиза руководствовалась только чувствами, без сомнения, прекрасными и возвышенными, но как она себя вела, к чему стремилась? Героиня была легкомысленна, не думала о будущем, иначе не потеряла бы невинность до венчания. Никто в здравом уме не взял бы такую девицу в жены, и Лиза знала об этом. Ее поступок был направлен на удовлетворения сиюминутного желания отвлечься от забот и только. Такой человек опошлит любое чувство. Ее избранник, кстати, служит примером того, как можно употребить во зло разум. Герою ум заменила хитрость, он так низко пал, что мог мыслить только категориями расчета и прибыли, как Гобсек из одноименного романа Бальзака. Казалось бы, руководствовался не какими-нибудь там капризными чувствами, а разумом, как подобает мужчине, но вот как он распорядился этим богатством: вступил в брак ради наживы.

Однако в подтверждение моему тезису можно привести и положительные примеры. В романе Чернышевского «Что делать?» главная героиня изначально хотела развиваться и становиться лучше, умнее и опытнее. Разум подсказал ей пойти за Лопуховым, когда тот предложил побег. Она прислушалась и не сошла с намеченного курса, несмотря на соблазны и жизненные трудности. Даже когда Вера полюбила лучшего друга мужа, она не посмела пойти наперекор разуму. Ее поступок мог навеки их разлучить. Женщина смирилась и не разрушала привычный уклад вещей. После исчезновения Лопухова героиня поддалась влечению и вступила в другой брак, уже по любви. Чувства к мужу не вытеснили из ее сознания деловитость и желание приносить пользу обществу. Она направила все свои силы на создание швейной мастерской, дабы помочь другим женщинам достойно устроиться. Очевидно, что Вера поочередно руководствовалась и разумом, и чувствами, но все руководящие органы неизменно приводили ее к успеху, так как она была целенаправленной и добродетельной особой.

Так как разум и чувства влияют на поступки человека? По-моему, их влияние не столь важно, его явно переоценивают. Поступки зависят от характера личности, совокупности жизненных обстоятельств и общественного устройства. Разум и чувства – слишком простые объяснения, которые не могут вобрать в себя все многообразие окружающего мира и раскрыть внутренний мир человека. Этим занимаются ученые и уже не одно столетие. Важно не столько то, чем мы руководствуемся, а то, кто мы, какие эмоции и мысли нами движут, что мы хотим в итоге получить, и где это все происходит. Только принимая в расчет все эти данные, мы сможем понять, почему совершили тот или иной поступок, так как все они влияют на него.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Похожие публикации