Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Храм на рождественке. Храм николая чудотворца в звонарях. Фото и описание

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях - православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

Первая церковь на месте современной Церкви Николая Чудотворца в Звонарях появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.


В 1860 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками. В этом виде церковь Николая Чудотворца в Звонарях сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.

В 1996 году Патриарх Алексий II принял решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, и в качестве главного храма для подворья был избран именно Храм Николая Чудотворца в Звонарях . Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, силами трёх послушниц Пюхтицкого монастыря, переехавших в Москву и новых прихожан, приходивших в церковь. В дальнейшем восстановление храма было продолжено «Мосремстроем».


Улица Рождественка возникла в Москве в конце XIV века как дорога, ведущая из Кремля к Рождественскому монастырю, основанному в 1386 году. В книге П.В. Сытина «Из истории московских улиц» о Рождественке написано: «В XV веке была застроена лишь восточная сторона улицы; западная же была занята монастырскими огородами, которые сохранялись здесь очень долго. В конце XV века между Рождественкой и рекой Неглинной был построен Пушечный двор и слобода кузнецов. В XVI веке к северу от этой слободки поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив на улице церковь Николы Божедомского, позже называвшуюся «Никола в Звонарях».

Святой Николай жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры Ликийские в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его кончины. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы ни свершились чудеса святого Николая. Он был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. На Руси благоговели перед именем Николая Чудотворца – русского народного угодника Божия. Каждый год шестого декабря – в день памяти святителя Николая – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь

Никольскую церковь на Рождественке называли Божедомской. Это название происходит оттого, что еще в XVI веке при деревянной церкви Николая Чудотворца находился «убогий дом» или «божедомка» – место, куда свозились трупы убитых или внезапно умерших на улице людей. После возведения стен Белого города и Скородома «убогий дом» был перенесен в Сущевскую часть на Божедомскую улицу, но название церкви «Божедомская» осталось. В письменных источниках храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году. В этой местности еще с XVI века жили звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлевских церквей.

Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы: «Не быв звонарем, не быв и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!». С 1677 года храм именуется «Никола в Звонарях». При колокольне Ивана Великого служило сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. С кремлевскими звонарями связано множество легенд и преданий. Этнограф С.В. Максимов писал: «12 декабря звонарный староста московского Успенского собора был допускаем в Кремлевский дворец, перед светлые царские очи, для донесения о годовых суточных переменах. 12 декабря объявлял он царю, что «отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывает, а нощь умаляется».

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь. Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и благосклонностью. Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую.

Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Иван Илларионович переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву. В Первопрестольной столице Воронцов жил в усадьбе на берегу реки Неглинки неподалеку от церкви Николы в Звонарях (современный адрес: улица Рождественка, дом № 11). Его соседом был знаменитый архитектор эпохи барокко К.И. Бланк. По его проекту в Вороново были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и голландский домик по типу бюргерских домов XVI века.

Воронцов по-соседски попросил Бланка возвести недалеко от их домов вместо обветшавшей церкви XVII века новую в стиле барокко. Бланк использовал типичную осевую схему, когда храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Основной объем церкви – восьмерик на четверике – характерен для архитектуры XVIII века. Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела – Николая Чудотворца, Усекновения честной Главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.

Придел преподобного Сергия Радонежского устроили в 1766 году. После наполеоновского пожара церковь Николы в Звонарях нуждалась в перестройке. Были заменены два крыльца и каменная ограда с двумя воротами, пристроена новая трапезная и колокольня в классицистическом стиле. Москвовед В.В. Сорокин в статье, посвященной Рождественке, отмечает: «В середине 1880-х годов М.С. Мостовский провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена».

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже – кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился в бывшей усадьбе Воронцова. Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви – чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях на Рождественке. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви. О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»:

«Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году»

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Конечно, творение великого Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Денис Дроздов

Московский храм свт. Николая в Звонарях , Московское подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря .

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с г.

Святыни: чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших ", икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) - Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне - всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Богородицкий Александр Георгиевич , прот. - 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович -
  • Берёзкин Иван Михайлович -

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович -
  • Грузинов Сергей Петрович - 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. + г.
  • Успенский Михаил Васильевич - 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич - 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения


Всего 36 фото

Как же я люблю старые московские улицы, что не сильно подверглись утере своего самобытного облика после тяжелых лужковских и более поздних времен, когда многие улицы центра Москвы выглядят как налакированные декорации, лишенные души и потерявшие свою уникальную неповторимость. Насчет Рождественки этого, все-таки, не скажешь. Несмотря на капитальный ремонт некоторых ее основных исторических зданий она, сохранила свой прежний теплый естественный облик. Рождественка, является одной из старейших улиц Москвы, что вела от Софийки (Пушечная улица) к Рождественскому монастырю. Сейчас, большей своей частью, она довольно пустынна, поскольку торговых точек на ней традиционно, в настоящее время, практически нет.

Одной из ярких архитектурных доминант улицы Рождественка является храм Николая Чудотворца в Звонарях, о котором и пойдет речь. Этот храм невозможно пропустить мимо внимания. Его стремительные возвышенные стройные формы радуют глаз и откровенно воодушевляют. Далее под катом любопытная и интересная история этой церкви.


02.

Первая церковь на месте современной появилась еще во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью кремлевской слободы звонарей и стал именоваться «Никола в Звонарях». Об «убогих домах» можно прочитать у меня на Таганке.
03.

Слобода кремлевских звонарей и сторожей кремлёвских церквей образовалась на левом берегу Неглинной в XV веке и существовала до XVII века, соседствуя с огородами расположенного поблизости Богородице-Рождественского монастыря. При колокольне «Ивана Великого» служило всего сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. На Руси, кстати, должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Располагалась эта слобода к северу от современного Звонарского переулка.
04.


Звонарский переулок

В письменных источниках этот храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году, а с 1677 года храм именуется именно «Никола в Звонарях».
05.

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь рядом с его городской усадьбой (сейчас там МАРХИ). Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью.
06.

Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Он переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.
07.

Автором проекта церкви выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
08.


09.

Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела - Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.
10.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года - были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.
11.

Мозаичная икона Николая Чудотворца на западном фасаде церкви.
12.

13.

Мозаичная икона Митрополита Алексия на западном фасаде церкви.
14.

В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
15.

16.

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже - кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился как раз в бывшей усадьбе Воронцова.
17.

Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви - чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.
18.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.
19.

О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году».

Это Богоявленская часовня. Используется для таинства крещения.
20.

21.

22.


23.

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание.
24.

Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Фото: Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Фото и описание

Нынешний облик церкви Николая Чудотворца в Звонарях был создан известным архитектором XVIII века Карлом Бланком, хотя сам храм был основан еще в XV столетии, во времена правления Ивана III Великого.

Первая церковь на месте храма была деревянной и была известна как церковь Николы Божедомского – к ней примыкал так называемый «убогий дом», небольшое строение, куда свозили тела погибших нищих, странствующих, найденных утопленников и прочих несчастных. Церковь при «убогом доме» несколько раз страдала от пожаров, пока после середины XVII века ее не перестроили в камне.

Название «в Звонарях» Никольская церковь получила чуть позже, когда в этих местах стали селиться сторожа церквей московского Кремля и мастера колокольного звона, в том числе служившие на колокольне «Иван Великий».

Строительство следующего каменного здания храма финансировал во второй половине XVIII века граф Иван Воронцов, усадьба которого находилась неподалеку. Разработку проекта Воронцов поручил Карлу Бланку. Возведение нового здания в стиле московского барокко продолжалось до 1781 года. С небольшими изменениями, внесенными после войны 1812 года и в начале ХХ столетия, этот вариант здания сохранился до наших дней.

При Советах храм был закрыт в 30-е годы и превращен в склад. Позже в его помещениях разместилась одна из кафедр Московского архитектурного института. В середине 90-х началось восстановление храма, а спустя пару лет он приобрел статус подворья Пюхтицкого женского монастыря, расположенного в Эстонии.

В настоящее время храм имеет несколько приделов, один из которых освящен именем Николая Чудотворца, по главному же престолу храм называется в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее чтимыми святынями храма признаны иконы «Успение Божией Матери» и икона Божией Матери «Взыскание погибших». Здание храма охраняется государством как объект культурного наследия.

Похожие публикации