Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Источники финансирования местного бюджета. Дефицитность региональных и местных бюджетов: причины и источники их финансирования Источники финансирования муниципального бюджета

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ состава и структуры бюджетов трех уровней в России. Динамика доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также соответствующая структура бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на примере Пензенской области.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2011

    Определение доходов бюджета, изучение их классификации. Рассмотрение социально-экономической характеристики Ивановской области. Анализ доходных частей консолидированного бюджета и регионального бюджета данной области, выявление причин дефицитности.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2016

    Причины, которые приводят к бюджетному дефициту. Источники финансирования местных бюджетов. Определение суммы собственных доходов бюджета при условии отсутствия других источников доходов муниципального образования. Оценка состояния местного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2015

    Изучение особенностей формирования региональных бюджетов России как центральных звеньев территориальных бюджетов. Определение возможных источников финансирования дефицита регионального бюджета. Анализ состава бюджета Республики Башкортостан за 2010 год.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2011

    Структурные составляющие элементы бюджета. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы местных (муниципальных) бюджетов. Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Раскрытие экономической сущности и определение функций местных бюджетов, из роль в бюджетной системе государства. Определение источников доходов и анализ исполнения местных бюджетов в Кыргызской Республике. Пути расширения доходной базы местных бюджетов.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2014

    Определение государственного бюджета, его доходов и расходов, бюджетного баланса, дефицита и профицита; анализ государственного бюджета. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования, внешних и внутренних долгов.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2009

В законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В случаях, когда предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1)

Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

  1. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

ТЕМА 12 ЛЕКЦИЙ АБАШИЛОВА

  1. Формы и методы финансового контроля.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОДРОБНО РАССМОТРЕН В ВОПРОСЕ №29

  1. Консолидированные бюджеты в РФ, их особенности.

Консолидированный бюджет – статистический свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, характеризующий агрегированные показатели по доходам и расходам в целом по территории России и ее отдельным территориям.

Предназначение консолидированного бюджета РФ заключается в его использовании

В бюджетном прогнозировании и анализе

В сводном финансовом планировании

При разработке прогнозов социально-экономического развития

В расчетах обеспеченности жителей территорий

Консолидированный бюджет РФ


Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов) Региональные бюджеты Местные бюджеты

Консолидированный бюджет области

1.Областной бюджет 2.Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областной центр 3.Бюджеты районов области 2.1.Городские бюджеты 2.2.Бюджеты городских районов 3.1.Районные бюджеты 3.2.Бюджеты городов районного подчинения 3.3.Бюджеты сел, поселков и др. населенных пунктов
  1. Бюджетный профицит, его источники и особенности распределения

Профицит бюджета – это превышение доходов федерального бюджета над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

,
BS – бюджетный профицит
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

Где
BS* - это профицит бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также,что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

Механизм распределения профицита

Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструк­ция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов по­лучила название "финансовый резерв". Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января нынешнего года.
В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюдже­та, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ

Средства финансового резерва могут использоваться только на
- замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собствен­ности;
- замещение внешних источников финансирования де­фицита федерального бюджета;
- погашение государственного долга Российской Федерации.

Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств).

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:
- размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;
- осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг.
При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва.
Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва.

В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств в финансовый резерв уменьшается на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов федерального бюджета.

Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается использование средств финансового резерва, сформированных за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. Концептуальное указание на необходимость формирования профицитного бюджета и финансового резерва содержится в Бюджетном послании Президента РФ на 2003 г., в котором, в частности, сказано, что "формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга.". В то же время со стороны Прави­тельства РФ в последнее время достаточно часто можно услышать заявления о том, что в перспективе следует от­казаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования профицитного бюджета тра­диционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в фи­нансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономи­ки от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (фи­нансовый резерв) может быть использован как экономичес­кий стабилизатор. В менее успешные годы могут быть ис­пользованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъ­юнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществ­лять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В этой связи следует, что теперь ситуация в российс­кой экономике такова, что внешние факторы для поддер­жания экономического роста не имеют столь важного значения как это было 2-3 года назад. С этой точки зрения экономическая политика должна быть направлена на сни­жение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики - поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная по­литика, ориентированная на превышение доходов над рас­ходами (фактическое изъятие денег из экономики) с обра­зованием профицита, не соответствует этим целям.

Для того чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ опериру­ет с достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодатель­ная неоформленность институтов профицита и финансово­го резерва - они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланиро­ванных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, пре­дусматривает замещение внешних и внутренних источни­ков финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фак­тическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.
Дополнительной проблемой представляется то, что в настоящий момент финансовый резерв представляет собой не реальный фонд, в котором в течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, напри­мер, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический по­казатель в составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового резерва может уменьшаться в ситуации, когда средства финансового резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных законо­дательством (например, на погашение госдолга). В частно­сти, уменьшение финансового резерва может происходить и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных статей и др. Кроме того, соответствующий подход делает практически невозможным оперативный учет и контроль использования средств непосредственно финансового резерва. Фактически учитывать и контролировать можно только остатки средств на бюджетных счетах в целом.
Существование финансового резерва в виде аналитического показателя в составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчетным путем, принципиально не соответствует самой идее финансового резерва - экономического стабилизатора.

  1. Пенсионный фонд РФ.

Основан 27.12.91г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее выполнение социальных целей государства.

Цель создания: государственное управление финансами пенсионного обеспечения

Задачи:

Финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ (*функции по целевому сбору средств переданы ИМНС РФ)

Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Межгосударственное и международное сотрудничество

Особенности ПФ РФ как звена финансовой системы:

Фонд запланирован органами власти и управления и имеет строгую целевую направленность

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы устанавливаются государством и являются обязательными;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом, не подлежат;

Расходование средств из Фонда осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда);

Источники формирования средств:

Страховые взносы работодателей

Ассигнования из федерального бюджета

Прибыль от коммерческой деятельности

С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (т.е. старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

*Размеры отчислений в фонды с 2011 года существенно увеличатся.

Так, для большинства организаций (не являющихся плательщиками УСН, ЕНВД, ЕСХН, производителями сельхозпродукции, организациями инвалидов и т.п.) общая сумма отчислений с фонда заработной платы возрастет с 26% до 34%.

Компании, применяющие УСН и ЕНВД, с 2011 года также станут платить 34%.

Для компаний-льготников устанавливаются особые тарифы от 20,2% до 27,1%. **

ТАРИФЫ БУДУТ НА УРОВНЕ СТАВКИ ЕСН ТОЛЬКО ДО 2011 ГОДА
В отношении тарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая величина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН - 26 процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:

В ПФР - 20 процентов;
- в ФСС России - 2,9 процента;
- в ФФОМС - 1,1 процента;
- в ТФОМС - 2 процентов.

А вот с 1 января 2011 года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислять взносы в размере 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 процентов.

***Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане

6. Утвердить объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:

1)бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году в сумме 2 145 896 214,1 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 2 355 113 910,2 тыс. рублей;

2) бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2011 году в сумме 74 426 326,1 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 79 371 483,5 тыс. рублей;

3)бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году в сумме 18 290 700,0 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 20 500 000,0 тыс. рублей.

Направления использования средств:

Государственные пенсии

Пенсии инвалидам

Компенсационные выплаты пенсионерам

Пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет

Социальные программы государственной поддержки инвалидов, пенсионеров и детей

(38,6 млн. пенсионеров)

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Бюджет, смета расходов и отчеты об их исполнении составляются Правлением, рассматриваются и утверждаются представительными органами власти РФ.

  1. Расходы местных бюджетов.

Расходы территориальных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на территориальные органы власти.

Особенностью расходов территориальных бюджетов является преобладание расходов на финансирование промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства и финансирование социальной сферы.

Опять-таки, на примере г. Москвы можно проанализировать:

Расходы на общегосударственные вопросы (расходы на госуправление) – 76 млрд. руб.

Расходы на безопасность и правоохранительную систему – 46 млрд. руб.

Расходы на экономику (общеэкономические и вопросы занятости населения) – 340 млрд. руб., в том числе:

· Транспорт – 111 млрд. руб.

· Дорожное хозяйство – 89,5 млрд. руб.

Расходы на ЖКХ – 398 млрд. руб.

Образование – 264 млрд. руб.

Здравоохранение и физкультура – 152 млрд. руб.

Социальная политика – 240 млрд. руб.

Межбюджетные трансферты (нижестоящим уровням бюджетной системы, а также внебюджетным фондам) – 48 млрд. руб.

  1. Порядок исполнения федерального бюджета.
Исполнение бюджета – действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Исполнение бюджета базируется на двух принципах: 1. единство кассы зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление предусмотренных расходов с единого бюджетного счета 2. обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете
Бюджетная роспись - документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе РБС и бюджетополучателей Кассовое исполнение бюджета по расходам 1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до РБС и бюджетополучателей 1. на основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее получения утверждают финансовый орган и ГРБС на период действия утвержденного бюджета 2. доведение объемов ассигнований из бюджета вышестоящими РБС до нижестоящих РБС и получателей осуществляется через ФК (представление утвержденного распределения средств федерального бюджета) или через уполномоченные банки (для местных бюджетов) 2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями - это оформленное право предъявления требования к бюджету 1. на основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (формируются финансовым органом) имеют право принятия обязательств на осуществление расходов 2. на основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств бюджетополучатель имеет право осуществления закупок, начисления денежных выплат, принятия иных обязательств (оформление договоров) 3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств 1. представление в финансовый орган документов, подтверждающих реализацию бюджетных обязательств 4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Кассовый бюджетный расход – сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства 1. расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц на основе платежного документа, оформленного в порядке, установленном финансовым органом 2. объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств


Парламентский контроль предполагает право: на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджетов вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов Административный контроль предполагает право: проводить проверки ГРБС и бюджетополучателей получать информацию для контроля за соблюдением бюджетного законодательства требовать устранения выявленных нарушений давать указания по устранению нарушений обязательные для исполнения оформлять документы для наложения мер ответственности Анализ бюджетапо результатам составления и исполнения бюджета проводят финансовые органы оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий, параметров показателей при формировании бюджетов принятия и проверка выполнения управленческих решений органов власти выявление факторов, повлиявших на невыполнение плановых показателей бюджета резервов при составлении и исполнении бюджета недостатков в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нецелевому, нерациональному и неэффективному использованию бюджетных ассигнований недостатков в работе финансовых органов при составлении и исполнении бюджета определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов подготовка предложений по устранению недостатков в работе финансовых органов обеспечение полного и своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений замена отдельного отчетного показателя базисным – определяется влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель показатели группируются и сводятся в таблицы – проводят аналитические расчеты, выявляют тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей бюджетные показатели отчетного периода сравнивают с плановыми или с показателями за предыдущий период (базисными) при их сопоставимости цепных подстановок группировки простой Методы, используемые для анализа бюджета
  1. Межбюджетные отношения в РФ.

ДАННАЯ ТЕМА ПОДРОБНО РАСПИСАНА АБАШИЛОВЫМ В ТЕМЕ №6 «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ»

Для финансирования дефицита местного бюджета существуют только внутренние источники финансирования дефицита местного бюджета.

К составу внутренних источников финансирования дефицита местного бюджета относятся:

    разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых у казана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

    разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

    разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований):

    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

    иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Большую роль в финансировании дефицита бюджетов бюджетной системы играют бюджетные кредиты (внутренний источник).

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования. Бюджетный кредит носит целевой характер. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставлении кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, являются банковские гарантии, поручительства, государственные илимуниципальные гарантии, залог имущества в paзмeре не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Бюджетный кредит предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на срок до одного года.

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ. В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит.

Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях. Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования. Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.

Похожие публикации