Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Философия (Бучило Н.Ф.). История и философия науки Основные этапы становления и развития отечественной философии

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков
Философия
Учебное пособие

* * *

Издание 2-е, переработанное и дополненное


Рецензенты:

Г. А. Ключарев, доктор философских наук, профессор

Ю. М. Павлов, доктор философских наук, профессор

А. В. Кацура, кандидат философских наук


© Н. Ф. Бучило, 2001

© А. Н. Чумаков, 2001

© «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2001

Предисловие

Настоящее издание, написанное в соответствии с государственными образовательными стандартами по философии для высшей школы, ставит своей основной задачей познакомить студентов, аспирантов, а также широкий круг читателей, интересующихся философией, с современной философской проблематикой и побудить их к выработке собственной философской позиции. Авторы стремились показать различные подходы к решению наиболее важных философских проблем и ставят задачей помочь обучающимся на основе знания историко-философского материала обрести умение самостоятельно мыслить и независимо судить о сложных и жизненно важных вещах, опираясь на достижения современной науки и философии.

Философские проблемы относятся к числу «вечных». Они ставились на протяжении всей истории этого предмета, и каждая точка зрения вносила в их понимание новые смысловые оттенки. Поэтому изучение философии предполагает не только освоение некоторых готовых результатов, но и прояснение того, как мыслители прошлого шли к их получению.

Что переживали люди в определенные периоды жизни, каков был их образ мыслей, верований и идеалов, какими знаниями располагали – все это находило отражение в философской проблематике, в самих типах философствования. Но смена философских подходов никогда не требовала отказа от достигнутого развития. Альтернативные концепции прошлого и настоящего, взаимно дополняя друг друга, обогащают духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал человечества. Поэтому и изучение философии неизбежно сопряжено с обращением к ее истории, к концепциям прошлого.

В то же время изучение философских тем предполагает знание соответствующих им понятий и категорий, которые представляют известную сложность. Авторы постарались дать краткое определение многих из них либо в тексте, либо в кратком словаре в конце книги. Однако освоить содержание философских понятий – условие необходимое, но недостаточное. Для того чтобы овладеть философской культурой, требуется научиться искусству оперировать ее категориями. А это, в свою очередь, обусловлено общей культурой человека, его начитанностью, знакомством с историей мировой культуры.

Философия всегда играла особую роль в становлении и формировании мировоззрения человека. Поэтому проблема бытия издревле была одной из важнейших. Было бы неоправданным считать, что это предельно широкое абстрактное понятие не имеет отношения к миру повседневности, к тревогам и заботам каждого из нас. В действительности проблема бытия – это в значительной степени вопрос о человеческом бытии, о смысле его жизни. Основная функция философии – ориентация человека в мире природы, общества. Каждый человек в определенные моменты своей жизни стоит перед необходимостью выбора и тем самым осуществляет свою свободу. Философия призвана помочь ему сделать правильный выбор. Чтобы решить эту задачу, философия обращается к миру ценностей, создает теории ценностей. Она дает масштаб для оценки явлений, устанавливает иерархию ценностей и способствует их переоценке в изменяющемся мире.

Еще одна фундаментальная проблема философии – пути развития цивилизации, направленность культурно-исторического процесса. Острота этой темы сегодня связана с опасностью глобального экологического кризиса, с сохранением вооруженных конфликтов на планете, с крушением тоталитарных идеологий, а также с процессами интеграции культур. Поиск альтернативных путей общественного развития – одна из важнейших задач философии.

Авторы пособия отдают себе отчет в сложности стоящей перед ними задачи и не претендуют на абсолютную правильность и безусловную истинность предлагаемых решений там, где они выражают собственную позицию. Излагая свои взгляды и представления по тем или иным вопросам, они стремились сопоставить их с другими точками зрения, памятуя о том, что в современной науке, накопившей огромный объем знаний, а тем более в философии, для учебного пособия следует отбирать наиболее устоявшийся, апробированный материал. Ведь даже ученый, философ в решении профессиональных задач обычно использует опыт и достижения других исследователей, придерживаясь, как правило, господствующих теорий. Это относится и к авторам настоящего пособия, которые, формулируя собственные представления по различным темам, опирались на авторитеты и широко известные положения, хотя и допускают, что не все из них, быть может, в конечном счете выдержат проверку временем. Главное же, к чему они стремились, – побудить изучающих философию задуматься над тем, что уже вошло в сокровищницу философской мысли, поразмышлять над тем, что и теперь остается актуальным и настоятельно требует своего решения и, преломив это через свое сознание, положить в основу собственного мировоззрения. Несомненно, что такая ориентированность сознания является неотъемлемой частью мировоззренческой позиции любого образованного человека, тем более окончившего высшее учебное заведение.

Главы 1, 2, 4, 5, 9 написаны доктором философских наук, профессором А. Н. Чумаковым, главы 3, 6, 7, 8 – доктором философских наук, профессором Н. Ф. Бучило.

В конце книги помещен Словарь философских терминов.

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе

Философия в первом приближении

Практически каждый человек, впервые приступающий к изучению философии, так или иначе уже что-то знает или хотя бы слышал о ней, поскольку даже в обыденной жизни люди часто сталкиваются с этим знаменитым, притягательно завораживающим понятием. Немало и тех, кто, благодаря школьной программе или же своей любознательности, успел познакомиться с учебниками и другой литературой по философии, а то и с произведениями великих философов, влияние которых оставило глубокий след в культурном наследии практически любого народа.

И тем не менее не так-то просто самостоятельно, без специальных занятий составить достаточно четкое представление о том, что же такое философия, чем она занимается и какие задачи решает? Даже среди тех, кто профессионально работает в области философии, не существует единства в ответах на поставленные вопросы. Одни считают философию наукой, другие – игрою ума, третьи, не соглашаясь с этим, дают иные определения, акцентируя внимание на различных формах мировоззрения людей, состоянии их души, интеллекта, личного опыта и т. п. Кто-то видит в ней цель, кто-то средство, способ рационального, иррационального, а то и вовсе интуитивного постижения человеком самого себя и окружающего его мира.

При этом каждый выстраивает свою логику рассуждений в зависимости от того, как он отвечает на ряд принципиальных вопросов: когда и почему возникла философия? Какова природа философского знания и можно ли, опираясь только на разум человека, познать мир? Здесь отчасти содержится ответ на вопрос, почему за две с половиной тысячи лет своего существования философия так и не дала однозначных, бесспорных ответов на многие жизненно важные вопросы, не нашла окончательных, бесспорных решений так называемых «вечных философских проблем», таких, например, как: что есть человек? Есть ли Бог? Что такое материя, сознание? Как они соотносятся между собой? Как понимать истину и каковы ее критерии? Что такое душа? А что значат: свобода, равенство, справедливость, ненависть, любовь?

И все-таки, несмотря на отсутствие установившегося, общепринятого определения философии, а также большое разнообразие точек зрения и подходов к пониманию ее предмета, сущности, целей и задач, она при всем при этом неизменно – во все времена и во всех странах – была и остается одним из самых фундаментальных предметов, который является обязательным для изучения во всех университетах и других высших учебных заведениях. Почему? Где здесь логика? А к сказанному добавим еще и то, что философия не имеет единого, общепринятого языка, бесспорно установленных законов и определенного набора категорий, общезначимых для любых философских учений. Более того, она в принципе не стремится к построению единой системы знаний и, в конечном счете, вообще не направлена на получение точных результатов, как это, например, свойственно науке.

Тогда почему же к философии сохраняется такое неослабевающее внимание на протяжении всей многовековой истории ее существования? Может показаться, что мы имеем дело с необъяснимым парадоксом. Но кажущееся противоречие преодолевается по мере того, как вникают в суть данного предмета, углубляются в его специфику и начинают понимать, какую роль играет философия в осознании человеком и самого себя, и окружающего его мира. Многое можно прояснить уже в этой, вводной главе, но целостное ви́дение философии, более глубокое и полное понимание затронутых вопросов будет приходить лишь по мере знакомства с содержанием данной книги и погружения в философскую проблематику, в загадочный и увлекательный мир философии – любомудрия.

Что такое философия?

Содержание любого неизвестного слова лучше всего начинать с его этимологии, т. е. с выяснения того, когда, как и почему оно возникло. Понятие «философия» происходит от греч. «phileo» – люблю и «sofia» – мудрость, так что изначальный смысл данного термина можно истолковать как любовь к мудрости, любомудрие . Впервые это слово употребил в VI в. до н. э. знаменитый древнегреческий мыслитель Пифагор , желая провести принципиальное различие между тем знанием, которое в готовом виде (посредством мифов, преданий, традиций) передавалось из поколения в поколение, и тем, которое можно было получить самому, опираясь на собственный разум, путем рассуждений и критического осмысления действительности.

И Пифагор, и другие философы древности, изначально вкладывали в понятие «философия» несколько иной смысл, в отличие от того, который закрепился за ней в более поздние времена и по существу сводился к тому, что философия – «царица всех наук». Они не считали себя мудрецами и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как было принято тогда думать, заключалась в мифах, религии, преданиях, идущих издревле, от предков, из веков. А носителями мудрости, веками проверенных знаний, истин в последней инстанции считались прорицатели, жрецы, старейшины – признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», слова которых не подлежали сомнению и безусловно принимались на веру. Философу же надлежало быть лишь искателем, любителем мудрости, стремиться к ней, опираясь не на авторитеты, а на собственный разум, используя знания и опыт, добытые, в том числе и другими творческим путем.

Предфилософия

Подобное отношение к миру и к самому человеку возникло далеко не сразу. Человечество прошло долгий и сложный путь, прежде чем развились и возросли его способности противостоять природе, создавать и приумножать средства существования, в результате чего накопились достаточные опыт и знания, а разум людей окреп настолько, что стал самодостаточным для того, чтобы искать ответы на многочисленные вопросы и в самом себе.

Основные этапы становления философии
Суть вопроса

Чтобы понять суть философии, а также причины и условия ее появления, разговор следует начинать с мировоззрения человека. Почему? Потому что, как будет показано ниже, философия является одной из основных форм мировоззрения, и именно той формой, в основе которой лежит рациональное начало. Говорить о философии – значит говорить о мировоззрении человека, а, следовательно, о его сущности и истории появления на Земле. И здесь мы сталкиваемся со сложными, еще слабо изученными проблемами, ибо происхождение человека является одной из тех величайших тайн, которую люди всегда пытались разгадать. Но и сегодня в этой области знания остается немало нерешенных проблем, как все еще нет и однозначного, общепринятого ответа на вопрос: почему, откуда, в силу каких причин, можно сказать и так – для каких целей – появился человек?

Предыстория

Научный, а также другие подходы к пониманию этой проблемы мы подробно рассмотрим позже – в соответствующих главах данной книги. Теперь же заметим, что с точки зрения современных научных представлений относительно человеческой истории все-таки есть ряд вопросов, в отношении которых у ученых и специалистов имеется определенная ясность. В частности, опираясь на богатый исторический материал, фактические данные, добытые археологией, а также принимая во внимание результаты, полученные методами других наук (например, определение возраста пород, ископаемых и т. п.), с большой долей уверенности можно утверждать, что человек является результатом эволюционного развития жизни на нашей планете . Имеющиеся знания позволяют сделать вывод, что древнейшие поселения человекообразных существ, изготовлявших элементарные орудия труда (homo habilis – человек умелый ), появились около 3–5 млн . лет тому назад.

Возраст человека прямоходящего , согласно археологическим и научным данным, составляет около 1,5 млн . лет. И лишь 40–60 тыс . лет тому назад сложился тип людей, получивших название homosapiens , что означает – человек разумный . С тех пор, как человек обрел разум и окончательно сформировался как социальное существо, он, считают специалисты, в своих основных характеристиках уже не претерпевал существенных изменений, т. е. принципиально не отличается от людей современных.

Появление же разума, в соответствии с современными научными представлениями, соотносится с тем периодом исторического развития человека, когда его мозг благодаря все возраставшей трудовой активности и вербальному (речевому) общению развился до такой степени, что ему стали доступны сложные абстракции. Человек, таким образом, стал осуществлять пусть еще примитивную, но уже в полном смысле этого слова интеллектуальную работу, формулируя понятия, высказывая суждения и выстраивая умозаключения .

Человек и его мировоззрение

Именно с этого времени можно с уверенностью говорить о формировании достаточно развитого мировоззрения человека и о мировоззрении людей вообще – как совокупности накопленных знаний, практических навыков, сложившихся ценностей.

Такое мировоззрение, формирующееся на основе жизненного опыта и эмпирических знаний, именуется обыденным или эмпирическим и выступает изначально как некая нерасчлененная, бессистемная совокупность представлений человека о мире. Оно составляет основу всякого мировоззрения и выполняет важную регулятивную функцию, ориентируя людей в их повседневной жизни и деятельности, предопределяя поведение и значительную часть их поступков.

Если дать более полное, развернутое определение, то мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение, определяемое таким образом, присуще только человеку и связано с наличием у него сформировавшихся сознания и разумной деятельности, когда он не только обретает способность образовывать понятия и суждения, делать обобщения и формулировать правила, но и начинает оперировать готовым знанием с целью получения нового знания. Разум , характеризующий такую деятельность человека, его творческую активность, становится мощным средством ускорения эволюции как его самого, так и общества и в итоге выступает главным отличием людей от животных.

С появлением разума человек начинает осознавать себя мыслящим существом, у него формируется и развивается представление о собственном «Я» и «НЕ-Я», «МЫ» и «НЕМЫ». Тем самым он познает себя и окружающую его действительность, начинает проводить различие между собой и другими людьми, между собой и внешней средой, обнаруживая все новые и новые стороны неведомого ему ранее мира. Такого рода взгляды и составляют основу мировоззрения , которое формируется как совокупность воззрений человека на себя и окружающую его действительность . При этом человек проводит различие между тем, что ему нравится и не нравится, дает оценки, выстраивает систему приоритетов и соответствующим образом поступает, достигая тех или иных целей.

В мировоззрении, таким образом, в обобщенном виде представлены следующие основные функции, осуществляемые человеком: познавательная, ценностная, поведенческая .

При этом наиболее важной является познавательная , так как включает в себя, все вопросы, вызывающие интерес человека, а также ответы, к которым он тем или иным путем приходит. Познание обогащает и расширяет мировоззрение людей, которое по мере развития общества становится все глубже и богаче по содержанию.

Но мир бесконечно многообразен и пребывает в постоянном изменении, а вопросов, не имеющих удовлетворительных ответов, несомненно, больше, чем тех, на которые можно было бы дать один и только один ответ, исключающий все остальные. Отсюда и мировоззрение каждого человека, избирательно реагирующего на проблемы, вопросы, ответы, всегда отличается личностным своеобразием и уже хотя бы только по этой причине никогда не похоже на мировоззрение других людей.

Оно всегда уникально и неповторимо еще и потому, что в мировоззрении наряду с интеллектуальным началом неразрывно соединены эмоциональное и психическое, которые для каждого человека выступают как абсолютно конкретные, индивидуальные характеристики.

Интеллектуальное, эмоциональное и психическое в сочетании с волей порождают убеждения – взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям.

Еще одним важнейшим элементом любого мировоззрения является сомнение , которое уберегает его от догматизма – такого мышления, когда оно становится односторонним, некритическим, принимающим то или иное положение за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Другая крайность по отношению к догматизму – скептицизм , при котором сомнение абсолютизируется, ставится во главу угла и выступает главным принципом познания и восприятия действительности.

Итак, как видно из вышесказанного, мировоззрение человека – достаточно сложное явление, в котором принято выделять отдельные элементы, составляющие его структуру. Важнейшие из них – мироощущение, мировосприятие и миропонимание .

Мироощущение – это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений. Например, свет, который может казаться слишком ярким для больного человека, для здорового будет нормальным; цветовая гамма воспринимается дальтоником совсем иначе, чем тем, у кого зрение нормальное. Отсюда вытекают и различные типы мироощущений, такие, как оптимистическое, пессимистическое, трагическое и т. п.

Мировосприятие – это представление окружающего мира в идеальных образах. Мировосприятие может быть адекватным или неадекватным, то есть, не соответствовать действительности, когда искаженно представляется реальность или имеют место иллюзии, фантазии, типа представлений о русалках, леших, кентаврах, домовых и т. п.

Миропонимание – познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.

Мироощущение и, отчасти (в элементарных формах), мировосприятие присущи не только человеку, но и животным. А вот миропонимание свойственно только людям.

Первые исторические формы мировоззрения

Различные эпохи углубляли познание и расширяли кругозор человека, открывая все новые горизонты его видения и мира, и самого себя в нем. Тем самым увеличивалось, прирастало, обогащалось обыденное (эмпирическое) мировоззрение, на основе которого, как бы выкристаллизовываясь из него, постепенно формировались все более сложные структуры, что и привело в конечном счете к выделению в нем отдельных форм , иногда говорят – исторических типов мировоззрения.

Важнейшие из них:

– РЕЛИГИЯ;

– ФИЛОСОФИЯ;

Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия , которые предшествовали философии и науке , что вполне согласуется с общей логикой эволюционного развития человечества. Так, по мере накопления навыков, опыта и элементарных знаний не только вставала проблема передачи их из поколения в поколение, но и все больше усложнялось само мировоззрение первобытных людей. На определенном этапе его развития, по достижении «критической массы» накопленных знаний, в нем, как и в любой другой достаточно сложной системе, стало проявляться действие законов самоорганизации.

Суть этого явления можно лучше понять, если обратиться к примеру с накоплением книг в домашней библиотеке. Когда их несколько, не требуется никакой систематизации и не принципиально, где они лежат и в каком отношении друг к другу находятся. Когда счет идет на десятки – их, для более удобного и оперативного использования, нужно хоть как-то расположить, систематизировать. И чем больше становится книг, тем более сложная система классификации, упорядоченности, рубрикации должна быть, чтобы с ними легче и с меньшими издержками можно было работать.

Именно такая упорядоченность по законам самоорганизации и возникла в достаточной степени развившемся мировоззрении первобытных людей вначале в виде мифа и первобытных форм религии.

Мифология

Понятие «миф» произошло от греческого слова mythos, что означает повествование, сказание. Если не вдаваться в особенности современной мифологизации сознания, а ограничиться простым определением, передающим изначальный смысл этого слова, то можно сказать, что МИФ – это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

В мифе изначально объединились зачатки знаний, религиозных верований, различных элементов духовной культуры, искусства, социальной жизни и, таким образом, мировоззрению первобытных людей была задана некоторая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в определенную систему. Важнейшими формами этой систематизации являются: эпос, сказки, легенды, предания , посредством которых, в первую очередь, и передаются мифы. Тем самым обеспечивается также и закрепление в последующих поколениях накопленных знаний и опыта.

Специфика мифологического мышления состоит в том, что это не просто повествование, рассказ какой-то истории, а сопереживание, восприятие архаическим сознанием устного «священного» текста как некой действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир, в котором он живет. Миф, в особенности на ранних этапах человеческой истории, выполнил важнейшую функцию регулятора поведения и взаимоотношения людей, так как в нем закреплялись обычаи, находили выражение и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Для мифологии характерно то, что в ней все слитно, едино, неразрывно; предметы и явления природы живут по тем же самым законам, что и человек, имеют те же, что и он, ощущения, желания, страдания и т. п.

Таким образом, миф – не чья-то выдумка или «пережиток прошлого», а специфический язык, с помощью которого человек с древнейших времен описывал мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные все нарастающие знания.

В мифе главную роль играет традиция, авторитетное слово, исходящее из уст отца, вождя, старейшины… Отношение же к такому повествованию и его содержанию основано на вере , на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности . Мифологическое мировоззрение – целостное миропонимание, в котором нет места сомнению.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы, живущие в обыденном сознании, зримо или завуалированно присутствующие в религии, философии, политике, искусстве, остаются (для одних – в большей, для других – в меньшей степени) составной частью мировоззрения любого человека, играя активную роль в жизни и творчестве людей. В условиях стремительно растущей информатизации общества миф посредством телевидения, радио, периодической печати, современных избирательных технологий нередко используется как средство манипуляции общественным сознанием, формирования заранее заданного общественного мнения и т. п.

Религия

Другая форма мировоззрения, исторически предшествовавшая философии, – РЕЛИГИЯ. Слово это происходит от латинского religio, что означает благочестие, набожность, святыня . Как и миф, религия в своей основе также имеет веру, чувства, эмоции. И хотя зачатки ее обнаруживаются уже на самых ранних этапах формирования мировоззрения «человека разумного», т. е. около 40–60 тыс. лет тому назад, в целом же она складывается как самостоятельная форма мировоззрения несколько позже, когда, в том числе и благодаря мифу, заметно усиливается способность человека к абстрактному мышлению.

Религию можно определить как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, «высший разум», некий абсолют и т. п.).

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания !

По сравнению с мифом, религия выполняет уже более сложный комплекс функций , среди которых:

мировоззренческая, отвечающая на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее, и как в этом проявилась первостепенная роль сверхъестественной силы;

коммуникативная, обеспечивающая определенный тип общения и межличностных связей, способствующая солидаризации и целостности общества.

регулятивная, устанавливающая соответствующие нормы и правила, регулирующие поведение людей.

компенсаторная, компенсирующая недостаток информации, внимания, заботы, замещающая отсутствие смысла жизни, перспективы и т. п., т. е. восполняющая неудовлетворенные в обыденной жизни потребности человека.

Религия возникла как закономерное явление и имеет свои глубинные корни, как бы подпитывающие веру человека в сверхъестественное. Эти корни кроются прежде всего в человеческой природе, в психологии людей, где независимо от уровня развития интеллекта и способности человека к критическому мышлению, всегда проявляется желание и даже потребность не только понимать, осознавать, но и просто верить.

Существенную подпитку религиозные взгляды получают в области познания . Здесь кроются так называемые гносеологические корни религии. С точки зрения рационального знания мир в своем многообразии представляется человеку бесконечно сложным и открывается его познанию лишь фрагментарно. По этой причине он для него полон загадок и чудес, разгадать которые (быть может, пока?) человек не в состоянии, как не удается ему, опираясь только на разум, ни доказать, ни опровергнуть и многое из того, что признается на веру. Как отмечают психологи, «сверхтрудная задача оглупляет», человек чувствует себя слабым, беспомощным перед лицом неразрешимых проблем и легко дополняет, а то и замещает доводы разума вымыслом, обращением к сверхъестественному.

Причины религиозности обнаруживаются и в социальной сфере , ибо в обществе всегда существовали неравенство, нищета и бесправие, изменить или преодолеть которые люди при всем своем желании и многочисленных попытках никогда не могли. Ощущение несправедливости и несовершенства земного мира порождает чувство безысходности и отчаяния, легко перерастающее в веру в загробную жизнь, где, как учит любая религия, все устроено наилучшим образом и каждому воздается по его деяниям. Сталкиваясь с проблемами, трудностями и не находя опоры в реальной жизни, человек обращается к миру потустороннему, возлагая надежды на сверхъестественные силы. Уверовав в них, он обретает утешение и в конечном счете приходит к смирению и покорности судьбе.

Наконец, существенная и неизменная связь обнаруживается между религией и политикой . Различные политические силы, как правило, не упускают случая использовать религию в своих меркантильных целях и, таким образом, прямо или косвенно поддерживают ее, укрепляют ее роль и влияние в обществе.

Указанные причины живучести религии столь основательны, что даже впечатляющие достижения современной науки не поколебали основ религии, а рост научного знания практически не меняет процентного соотношения числа верующих и неверующих даже среди ученых. Так, в 1916 г., когда бурно развивавшееся естествознание, казалось, сулило человеку безграничные возможности в познании мира, американский исследователь Джеймс Льюба опубликовал весьма любопытные результаты своих исследований, в соответствии с которыми 40 % ученых США верили в Бога. Еще большей сенсацией стали результаты нового исследования, проведенного в конце 90-х гг. американскими историками Э. Ларсоном и Л. Уитхемом, которые решили выяснить – насколько изменилось мировоззрение ученых под влиянием величайших открытий и научных достижений, совершенных в XX столетии. Опрос, который они провели среди тысячи случайно выбранных гуманитариев и представителей естествознания в США, показал, что все те же 40 % ученых по-прежнему верят в Бога и загробную жизнь. При этом число неверующих и агностиков (отрицающих существование Бога) с тех пор также мало изменилось и составляет сегодня, как и прежде, примерно 45 % и 15 % соответственно.

Общий вывод о живучести религиозного мировоззрения независимо от времени, стран и континентов подтверждают и результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в мае 2000 г. в России. Среди россиян, которые в XX столетии почти 80 лет жили в условиях воинствующего атеизма, использовавшего все возможные аргументы для «развенчания» религии, 2/3 населения страны считают себя верующими. 59 % опрошенных безразлично относятся к тому, верит ли президент России в Бога, 31 % считают, что президентом должен быть человек верующий, и лишь незначительная доля россиян (6 %) считает, что главой российского государства должен быть атеист.

  • Culture in the Global World: Between Dialogue and Conflict // Globalistics and Globalization Studies. Volgograd: “Uchitel” Publishing House, 2012. С. 119-124.
  • The phenomenon of Globalization // Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientific Digest. Moscow, 2012. Р. 54-68.
  • The Sustainable Future of Humankind - V, the Action Plan // Zg. Medosi, Korte, Slovenia and Penang, Malaysia. November 2012. С. 1-48. (в соавт.).
  • Араб-Оглы Э.А.; Гаврилишин Б.; Гернье М.; Мальтус Т.Р.; Медоуз Д.; Печчеи А.; Фролов И.Т.; Ясперс К.; Российское философское общество // Глобалистика. Персоналии, организации, издания: энцикл. справ. / Гл. ред., сост.: И.В.Ильин , И.И.Мазур , А.Н.Чумаков . М., 2012. С. 16-17 (в соавт. с А.В.Шестопал ); 51-52; 57-58; 130-131; 140-141; 158-160; 201-204 (в соавт. с В.А.Лосем ); 236-238; 248-250 (в соавт. с А.Д.Королёвым ).
  • Глобалистика в системе современного научного знания // Вопр. философии. 2012. № 7. С. 3-17.
  • Гражданское общество как фундамент правового государства: философский аспект // Межнациональное согласие - основа преодоления экстремизма и терроризма, утверждения правового государства: методол., идеолог., концептуально-теорет., правовой, аналитико-прогност. аспекты. Межведом. научн. сб. Т. 4(42). М., 2012. С. 57-63.
  • Гражданское общество - основа и необходимое условие демократии // Эволюция гражданского общества: философская рефлексия: сб. научн. тр. М., 2012. С. 6-11.
  • Информационно-технологическая революция: социальный аспект // Неизбежность нелинейного мира. К 100-летию со дня рождения В.С.Готта. М., 2012. С. 224-229.
  • Конфликт и возможности диалога в современном мире // Диалог (Болгария). 2012. № 2. С. 1-8 (http://www.uni-svishtov.bg/dialog/2012/2.12.1.pdf).
  • Культурно-цивилизационный диалог как способ решения проблем в современном мире // Вестн. РФО. 2012. № 3(63). С. 34-39.
  • Предмет глобалистики // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2012. Март, № 3. С. 3-6.
  • Проблема управления как повод для дискуссии // Век глобализации. 2012. № 2(10). С. 28-34.
  • Россия и вызовы современности: национальный и глобальный контексты // Экономическая психология в современном мире: сб. научн. ст. М., 2012. С. 352-362.
  • Современный мир в культурно - цивилизационном измерении // Гуманитарные науки. 2012. № 3(7). С. 86-91.
  • Киссинджер Г.А.; Колумб Х.; Лютер М.; Магеллан Ф.; Эль-Кано Х.С. // Глобалистика. Персоналии, организации, издания: энцикл. справ. / Гл. ред., сост.: И.В.Ильин , И.И.Мазур , А.Н.Чумаков . М., 2012. С. 99-100; 103-104; 121-122; 123-124; 228-229 (соавт. Королёв А.Д ).
  • Культурологический контекст глобализации // В кн.: Диалог культур в условиях глобализации/ Ма¬тер-лы Бакинского форума, посв. памяти Г.Алиева // Под общ. ред. Мамедова Н.М., Чумакова А.Н. - М.: «Канон+», 2012.
  • Концепция устойчивого развития и российские реалии // В кн.: Международ. научная конф. «Человек - объект и субъект глобальных процессов. С-Пб. 2011.
  • Трансформация культуры в контексте глобальных процессов // В кн.: Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности. - Алматы: Институт философии и политологии КН МОН РК, 2011.
  • Глобализация: контуры целостного мира // Глобалистика. Хрестоматия. Под ред. И.Ф.Кефели. - Санкт-Петербург, БГТУ, 2011.
  • Гуманитарный аспект глобализации: российское измерение // Геополитика и безопасность. Аналитический и научно-практич. журнал. № 4(16), 2011.
  • Философия перед вызовом глобализации // В китайском академическом журнале «Вестник Цзян Хай» (Jianghai Academic Journal), №1, 2011 (на китайском языке).
  • Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. № 2(8), 2011.
  • Conflict of Interesting and Possibilities for Dialog in the Global World // World Cultural Forum (Taihu, China). The First Conference: Dialog and Cooperation for the World Harmony and Common Development. A Collection of Paper Abstracts by Experts and Scholars from China and Abroad. - Suzhou, China, May, 2011.
  • Современный контекст национальной идентичности // В кн.: Гуманитарные аспекты глобального кризиса: опыт России, Швейцарии и ЕС. Материалы Международной научной конференции. М., 1-12 декабря 2009 г. М.: МАКС Пресс, 2010.
  • Теория и практика глобального управления: основные проблемы // Вера и ответственность: духовные размышления о глобальных вопросах. Пекинский форум 2010. Избранные доклады. - Пекин, Пекинский ун-т, 2010 (на китайском яз.).
  • Глобальное и региональное в развитии культуры // В. кн.: Взаимодействие культур в условиях глобализаии / под общ. ред. Мамедова Н.М., Чумакова А.Н. - М., «Канон+», 2010;
  • Culture in the Global World: Dialog and Conflict // Age of Globalization. Studies in Contemporary global Processes, № 2, 2010.
  • Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации // В кн.: Россия: многообразие культур и глобализация. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Риски глобального мира в условиях кризиса // Цивилизация и человек. Научно-образовательный журнал Саратовского гос. тех. ун-та № 2, декабрь, 2010.
  • Philosophy as the Method of Achievement of a Worthy Human Future // “Abstracts of the World Philosophy Day Congress 2010”. Tegran, 2010.
  • Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. № 2(6), 2010.
  • Еще раз о гражданском обществе // Вестник РФО, № 1(49), 2009.
  • An Anthropological Dimension of Globalization // The Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions / Edited by N. Omelchenko. Cambridge Scholars Publishing, 2009. P. 237-244.
  • Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии № 1, 2009.
  • Реконструкция глобального мира - веление времени // Международная жизнь, № 2-3, 2009.
  • Глобалистика как междисциплинарная область знания (на китайском яз.) // Журнал «Ценности и культура», № 6, 2009 (Пекин, Китай), (на китайском яз.).
  • Философское измерение глобализации // В кн.: Философия в контексте глобализации.¬- Алматы, 2009.
  • The Globalized World that Faces Reconstruction // Teaching and Research, # 11, 2009 (Beijing, China) (на китайском яз.).
  • Глобализация и концепция устойчивого развития // В кн.: Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. - М.:МАКС Пресс, 2009. - Вып. 3.
  • Мировой кризис как шанс для России // Вестник Московского ун-та. Серия 18: Социология и политология. Том 18, № 3, 2009.
  • Современный мир: на пороге фундаментальных трансформаций // Век глобализации. № 2(2), 2008.
  • Recognizing Globalization // Europa Forum. Philosophie. Bulletin № 58, avril 2008.
  • On the Subjject and Boundaries of Global Studies // Age of Globalization. Studies in Contemporary Global Processes. Scientific Journal. # 1, 2008.

Проблемное изложение курса философии довольно редко встречается в последние годы в нашей учебной литературе. Преобладает, как правило, историко-философский подход. Основные философские проблемы исследуются в историческом процессе их постановки и развития. Рассмотрение философской проблематики увязывается с изучением важнейших периодов и крупнейших представителей в истории философии.

Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумаков предлагают учебное пособие по основным проблемам философии. Вместе с тем они представляют внутри разделов широкий спектр позиций по фундаментальным философским проблемам. Яркие цитаты точно высвечивают существо представляемых точек зрения, иногда весьма противоречивых. Авторы побуждают читателя к самостоятельным размышлениям и формированию собственной сознательной мировоззренческой позиции. Авторы справедливо полагают, что «философски обоснованная ценностная ориентированность мировоззренческой позиции является неотъемлемым достоянием каждого образованного человека» (с. 297).

Заслуживает внимания и отдельного анализа проблема методов познания, которая рассматривается во второй главе, где излагаются гносеологические вопросы. Авторы полагают, что «три области познания привлекают внимание человека: мир природы, мир социума и внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия, связанные друг с другом» (с. 68). Психология как наука невозможна без использования метода объяснения. С другой стороны, трудно представить себе физика или математика, изучающего устройство мира и не имеющего при этом собственных мировоззренческих позиций. Именно на основании мировоззренческих предпочтений ученые-естествоиспытатели ставят перед собой научную задачу исследования мира независимо от собственной ценностной ориентации. Не случайно проблема ограниченности классической формы рациональности была поставлена в науке А. Эйнштейном. Теория относительности ставит под сомнение возможность объективности, а теория квантовой механики - возможность «полноты» описания. Методология социального познания развивалась в XX веке в русле попыток синтеза методов объяснения и понимания либо применения в отношении указанных методов предложенного Бором принципа дополнительности. Делались также попытки преодолеть дихотомию наук о природе и наук о духе, которую предложили В. Виндельбанд и Г. Риккерт.

От методологических позиций в значительной степени зависят содержательность, достоверность и прогностическая обеспеченность теоретических исследований современных реалий. С другой стороны, специфика современного мира является эмпирическим вызовом, требующим соответствующего изменения методологического алгоритма рационального анализа реальности. Ускоренные изменения, нарастающая противоречивость, смутность, неясность, непрозрачность дальнейшего пути развития как мировой цивилизации, так и России как одной из важнейших и существенных составляющих, как подсистемы, формирование новой системы международных отношений привели к известной трансформации методологии в направлении от классической парадигмы, с ее линейным детерминизмом, к феноменологии, герменевтике, интерпретационной парадигме, называемой неклассической методологией, с ее ориентацией на наблюдателя, с уравниванием в радикальных вариантах научной истины и здравого смысла и логической ориентацией на релятивизм. Обратились к синергетике, которая исходит из принципиальной множественности возможных путей изменений, отрицания линейности социального детерминизма не только как специфической особенности теории, способной рассматривать реальность с разных позиций, задавать ей различные вопросы, но и как соответствующее этой особенности теории реальное устройство мира. Столь же реальна и обратная зависимость. Мировые реалии и соответствующие им теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единую реальность. Мир так устроен, что его развитие в каждой точке, а особенно в точках бифуркации, зависит от случайности. Всегда возможны различные пути его изменения, хотя и не любые желаемые, но и не один с необходимостью детерминированный вариант развития.

Представляет интерес анализ авторами проблемы соотношения ценностей и познания, а также вопрос о возможности объективного истинного знания (с. 108–114). Наука не свободна от ценностей, полагают авторы. Оценка постигнутого – необходимый элемент познания. Ученые не только оценивают собственные методы и научные результаты, но и ориентируются на возможную реакцию со стороны научной общественности, власти, церкви. При этом, по мнению авторов, «в науке зачастую в первую очередь получают признание и общественное одобрение шаблонные концепции, воспроизводящие уже созданные» (с. 114). Сегодня в связи с глобальными проблемами «оценка научных знаний не может оставаться только в узкопрофессиональных рамках, не учитывая социальных последствий их использования» (с. 115).

Большое место в книге уделяется новой теме: философии глобальности. Проблемы глобальности рассматриваются в различных аспектах. Авторы справедливо считают, что к извечным философским проблемам современная эпоха добавила никогда не существовавшую ранее тему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле (с. 266).

По мнению авторов учебного пособия, философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук в процессе комплексного изучения глобальных проблем, с точки зрения выявления их структуры и сложного механизма взаимодействия и взаимозависимости. Каждая из отдельных дисциплин способна предлагать решения актуальных проблем глобального характера только с точки зрения своего предмета. Поэтому философия призвана обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу соответствующих решений глобальных проблем отдельными науками (с. 270–271). Философия, являясь одним из видов познавательной деятельности, рассматривает глобальные проблемы в единстве, целостности, взаимосвязи, в той мере, в какой они обусловливают друг друга, с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Она нацелена, соответственно, на выявление их сущности, природы, генезиса и путей научного и практического решения. Философия выступает связующим звеном между научным знанием и футурологическими концепциями. Поэтому столь актуальны в настоящее время синергетические, нелинейные подходы, в частности в методологии социального познания. Синергетическая методология исходит из такого устройства мира, которое предполагает множественность возможных путей изменений. Прогнозирование процессов социальных изменений осуществляется на основании вероятностного моделирования, которое стремится включить в расчеты возможную роль случайных факторов, флуктуации.

В философии, по мнению авторов, заключены потенциальные возможности развития планетарного сознания, гуманизации международных отношений, построения моделей «экологического общества», выяснения роли человека в этом моделировании, отличия долгосрочных и краткосрочных тенденций, что создает основу формулирования потребностей и ценностной ориентации человека. Вопросы о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, которые ставит философия, приобретают особую актуальность перед лицом угрозы глобальных проблем. Специфичность философии, отличие от науки авторы видят в мировоззренческой, методологической функции. Философия, утверждают авторы, формулирует наиболее общие законы развития общества, взаимодействия общества и природы, а следовательно, рассматривает глобальные проблемы не как случайность, а как результат объективного процесса противоречивого исторического развития (с. 270). Тогда, следуя логике, придется признать: либо это не законы (в строгом смысле этой категории), либо философия, будучи «не совсем наукой» или «совсем не наукой», производит научные законы. Следовательно, необходимо оговаривать специфичность законов, производимых философией. Если эти законы существуют, то их главной характеристикой является вероятностно-статистический характер, что необходимо учитывать при исследовании социальных процессов.

На указанную специфику философских законов обращает внимание марксизм. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием. Поэтому законы общественного развития приобретают характер тенденций. Данное положение, однако, не повлияло на общую социально-философскую концепцию марксизма, претендующую на строгую научность общественной теории.

В рамках неклассической методологии общественные законы могут трактоваться одновременно как законы, как специфические законы или не законы в зависимости от избранной точки зрения. Синергетика трактует их как некоторый известный спектр возможных тенденций изменений. Возможных в данных условиях, исходя из имеющихся параметров состояния социальной системы. Как совокупность вероятностных направлений переструктурирования социальных структур, их самоорганизации.

Авторы относят к глобальным проблемам демографическую, проблему образования, здравоохранения, продовольственную, проблему нового экономического порядка, экономических и сырьевых ресурсов, проблему войны и мира.

В книге дана общая панорама фундаментальных философских проблем, и вместе с тем детально представлены особенности проблематики разных разделов философии: онтологии, гносеологии, философии природы, философской антропологии, социальной философии, аксиологии, философии глобальности.

К достоинствам учебного пособия следует отнести стройную структуру и логичное следование разделов курса. Представленная структура в полном объеме отвечает современному уровню исследований философской проблематики.

В книге выдержан адекватный уровень сложности, необходимый для учебного пособия, рекомендованного для студентов высших учебных заведений. Ясный, четкий, доступный стиль изложения облегчает понимание учащимися непростого материала учебного пособия. Вместе с тем авторам удалось избежать упрощенного подхода к изложению учебного материала, что является постоянной опасностью при изложении последнего. Словарь философских терминов, приведенный в конце книги, помогает читателям в освоении фундаментальных философских проблем.

В конце каждого раздела приведен список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, а также темы докладов и рефератов. Справочно-методические материалы являются необходимыми для учебного пособия и способствуют самоконтролю учащихся при изучении курса. При этом методические материалы будут, безусловно, полезны и преподавателям при подготовке к лекциям и семинарским занятиям.

Подводя итоги, следует отметить, что авторы затрагивают широкий круг философских проблем. Знакомят читателя с различными подходами к их решению, предлагая сформировать собственную философскую позицию. Пособие Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумакова по курсу философии восполняет недостаток учебной литературы, предлагающей проблемное изложение материала. Несомненно, книга будет полезна как учащимся высших учебных заведений, так и преподавателям при подготовке курса философии.

Предисловие.............................................................................................. 3

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе ...................... 6

Философия в первом приближении............................................. 6

Что такое философия?...................................................................... 8

Предфилософия................................................................................. 9

Основные этапы становления философии.................................. 9

Суть вопроса. - Предыстория. - Человек и его ми­ровоззрение

Первые исторические формы мировоззрения......................... 13

Мифология. - Религия. - Исторические формы религиозных верований

Философия как форма мировоззрения....................................... 21

Появление философии. - Суть философского знания. - Предмет философии. - Структура философского знания.

Новые области философского знания. - Метафизика

Об «основном вопросе философии»......................................... 30

Материалисты и идеалисты. - О вреде чрезмерной схематизации. - О пользе сомнения в философии

Основные функции философии................................................... 35

Мировоззренческая. - Гносеологическая. - Методологическая. - Интегративная. - Культурологическая. - Аксиологическая. - Этическая

Место и роль философии в обществе....................................... 40

Философия и наука........................................................................... 41

Что есть наука? - Почему философия не наука? - Фило­софия - «мать» всех наук. - Наука обогащает философию. - От «старых» к новым философским тайнам. - Наука как форма мировоззрения. - Этапы развития НТП.

Философия и наука в единстве и различии. - Общая схема мировоззрения

Философия в современном мире................................................ 52

Глава 2. Онтология (Учение о бытии) ............................................. 56

§ 1. Философия о сущем................................................................ 58

§2. Понятие бытия........................................................................... 65

Этимология понятия. - Диалектика бытия и небытия.

Бытие как точка отсчета. - Разнообразие форм бытия

§ 3. Неживая природа...................................................................... 71

Происхождение и эволюция Вселенной. - История Земли. - Появление и эволюция человека. - «Вторая природа»

§4. Живая природа........................................................................... 74

Происхождение жизни. - О возможности жизни во Все­ленной. - Философский оптимизм в решении трудных задач. - Зависимость живого от неживого. - Характерные особенности живого. - Область распространения живого

§5. Бытие человека........................................................................... 79

Философия о душе. - Бытие индивидуальности. - Бессознательное. - Бытие индивидуального сознания. - Бытие общественного сознания

§6. Проблема субстанции в философии.................................... 86

Понятие субстанции. - Разновидности монизма. - Субстанция как предельное основание. - Материя. - Уровни организации материи

§7. Движение и развитие................................................................ 92

Соотношение движения и покоя. -Типы движения.- Развитие. - Формы движения

§8. Пространство и время............................................ 96

Пространство и время в истории философии. - Различные подходы к пониманию пространства и времени. -Теория относительности. - Многомерность пространства.

Социальное пространство. - Социальное время

§9. Сознание.................................................................................... 103

Природа сознания. - Отождествление сознания и души.

Развитие представлений о сознании. - Иррационализм. - Сознание как функция головного мозга. - Материалистическая концепция сознания. -Труд как условие появления сознания. - Язык и сознание. - Самосознание

§ 10. Многообразие и единство мира...................................... 116

Фундаментальные основы единства мира. - Аргументы науки

Глава 3. Гносеология (Учение о познании) ................................. 122

§ 1. Проблема объекта познания в философии.................... 123

Объяснение. - Описание. - Понимание. - Рефлексия

§ 2. Субъект познания.................................................................. 130

Чувственное познание. - Рациональное познание. - Личностное знание

§ 3. Способы постижения реальности............................... 142

Обыденное познание. - Миф. - Художественное познание. - Религия. - Философия

§ 4. Наука. Формы и методы научного познания.................. 149

Основные формы теоретического знания. - Методы теоретического познания

§5. Знание и его формы................................................................ 165

§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное
истинное знание?........................................................................... 170

Глава 4. Философия природы

(Взаимодействие природы и общества) ......................................... 179

§ 1. Понятие природы.................................................................... 179

Широкий смысл. - Узкое значение. - Специфический контекст

§ 2. Взаимодействие природы и общества............................... 182

Предфилософский период. -Античная философия. - Средневековье и эпоха Возрождения. - Новое время и становление капитализма. - Реалии XX в. Экологический кризис

§ 3. Географическая среда........................................................... 190

Параметры географической среды. - Общественное развитие и географическая среда. - Географические школы. - Концепции «естественных законов». - Географический детерминизм. - Социальный детерминизм. - Геополитика. - Современные формы географического детерминизма

§ 4. Социальная экология............................................................. 201

История экологических катастроф. - Происхождение экологии. - Законы социальной экологии. - Философский контекст экологической проблемы

§ 5. Ноосфера................................................................................ 207

Человечество как геологическая сила. - Становление новой реальности. - В.И.Вернадский о ноосфере. -Человек и ноосфера. - Экологический императив

Глава 5. Философская антропология (Учение о человеке)...214

§ 1. Человек как философская проблема............................... 214

Истоки интереса к человеку. - Что есть человек? - О происхождении человека. - Что можно утверждать достоверно? - Специфика философского понимания человека

§ 2. Место человека в истории философии............................. 223

Человек в восточной философии. - Западная традиция

§ 3. Становление и "развитие философской антропологии.................................... 231

Происхождение термина. - Интеграция знаний о чело­веке. - Единая наука о человеке. - Сущность философской антропологии

§4. Биосоциальная природа человека...................................... 237

Дуалистическая и монистическая концепции человека. - Биологизаторские концепции. - Социологизаторские концепции. - Сущность человека

§ 5. Смысл жизни и предназначение человека....................... 245

Наедине с самим собой. - Быть или не быть? - Этапы ухода из жизни. - Предназначение человека

Глава 6. Праксиология .................................................................... 251

Понятие деятельности. - Атрибуты деятельности. - О роли деятельности в формировании и развитии человека. - Труд. - И фа. - Творчество: труд и игра - Регуляция деятельности человека

Глава 7. Социальная философия (Учение об обществе) ........ 291

§ 1. Основные парадигмы социологической мысли........................................... 292

О. Конт. - Марксизм. - Г. Спенсер. - Э. Дюркгейм. - М. Вебер. - П.А. Сорокин. - Теория факторов

§ 2. Понятие общества. Основные подсистемы общества. Гипотезы возникновения общества...................... 299

Попытка научного описания происхождения общества. - Общественное производство. - Экономичес­кая подсистема. - Собственность. - Духовное производство. - Духовная подсистема. - Отрасли духовного производства. Наука. - Информация и коммуникация. - Воспитание и образование. - Структура общественного сознания. - Общественная психология. - Идеология. - Состояния общественного сознания. - Социальная подсистема. - Социальные общности и группы. - Этнические общности. - Сословия и классы. - Институты. - Территориальные группы. - Политическая подсистема общества

§ 3. Проблема оснований общественной жизни.

Понятие цивилизации................................................ 324

Цивилизация.- Типы цивилизаций

§ 4. Культура, ее строение и социальные функции... 335

Структура культуры. - Культурные универсалии. - Внутреннее строение культуры. - Культурная деятельность. - Культурная предметность. - Культурная коммуникация. - Функции культуры

§ 5. Необходимость и свобода

в историческом процессе........................................ 354

Историческая необходимость. - Субъект истории. -

Глава 8. Аксиология (Учение о ценностях) .................... 365

§ 1. Понятие ценности............................................. 365

Мир значимостей и мир ценностей

§2. Ценности и оценка.............................................. 372

Предмет оценки. - Субъект оценивания. - Основание оценки

§3. Виды ценностей.................................................. 379

Предметные ценности. -Духовные ценности. - Личностные и групповые ценности. - Иерархия ценностей

Глава 9. Философия и глобальные проблемы целостного мира (Философия глобалистики) .................. 391

§ 1. Глобализация -новая тема философии............. 391

Появление глобальных проблем. - Ускорение обществен­ного развития. - Современныетенденции мировых процессов.-Осознание глобальных тенденций.-Технооптимисты. - Технопессимисты. - Римский клуб

§ 2. Роль философии в решении глобальных проблем................................................................... 402

Взаимосвязь науки и философии. - Особенности философского подхода

§ 3. Сущность глобальных проблем.

Происхождение понятия.......................................... 406

Проблемы различных уровней. - Критерии глобальности

§4. Принципы классификации.................................... 410

§ 5. Основные мировые проблемы........................... 412

Демографическая проблема. - Проблема образования. - Здравоохранение. - Продовольственная проблема. - Неравномерность экономического развития. - Энергетические и сырьевые ресурсы. - Проблема войны и мира

§ 6. Общечеловеческие ориентиры.......................... 423

Кглобальному сознанию. - Консолидация международных сил. - Частные и общие интересы

§7. К обновленному гуманизму................................ 429

Истоки кризиса. - К новой системе ценностей. - Общечеловеческие ценности. -Личность и общество

Заключение ................................................................... 436

Словарь философских терминов.................................... 438

2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.,

Похожие публикации