Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Убивал ли иван грозный своего сына. Убивал ли Иван Грозный своего сына

Вопроса, почему Иван Грозный убил своего сына, касались почти все российские историки, изучавшие эпоху первого русского царя. Гибель царевича Ивана считали трагедией, последствием которой стали пресечение на московском троне и трагедия Смутного времени.

Как известно, царь Иван IV был женат пять раз. За годы семейной жизни у него родилось несколько детей:

Царевич Иван стал четвертым ребенком царя и старшим из детей, кто достиг взрослого возраста. Матерью царевича Ивана была Анастасия Захарьина, приходившаяся дочерью окольничему Роману Юрьевичу. Дядя царской жены был воспитателем юного Ивана Васильевича, и царь с детства знал семью будущей жены.

Иван и Анастасия прожили в браке тринадцать лет. Из-за частых родов здоровье царицы было подорвано, и Анастасия скончалась. Народ любил жену Ивана IV, и ее горько оплакивали.

Царь с детства воспитывал своего сына как наследника. Царевич Иван сопровождал отца на заседания Думы и в военные походы. Наследник трона получил хорошее образование и имел репутацию начитанного человека. В 1579 году Иван по просьбе монахов написал канон святому Антонию, основателю Антониево-Сийского монастыря, а также подправил стиль жития нового святого.

В 1579 году царь тяжело заболел. Не надеясь выжить, он объявил, что оставляет своим наследником Ивана. Но тогда Иван IV выжил. В конце жизни он перестал доверять царевичу. У Ивана Ивановича был свой двор в Москве, где оказывались многие недовольные режимом его отца. Писали, что царевич был популярен среди знати, и от него ждали перемен в государстве. В ту пору польская армия осаждала Псков. Царевич просил дать ему войско, чтобы прийти на помощь городу. Это привело к ссоре.

Разброд в отношениях сына и отца вносила ситуация с семейной жизнью царевича. Иван IV дважды находил сыну невест – Евдокию Сабурову и Феодосию Соловую. Оба раза после короткого брака царь приказывал постричь их в монахини, потому что браки были бездетными. Оба раза царевич «сокрушался» о судьбе жен.

В 1581 году Иван Иванович после традиционного смотра невест женился на Елене Шереметевой. По словам историка Р.Г. Скрынникова, царь не любил семью Шереметевых, и новая жена могла быть выбором самого царевича. После смерти мужа Елена под именем Леониды приняла монашество.

Осень семья царя проводила в Александровской слободе. Описание произошедшей трагедии известно из рассказа иезуита Поссевино. Иезуит, по его словам, узнал об этом от переводчика-итальянца. Информатор Поссевино слышал только, что Иван Иванович получил в область виска удар посохом, а остальное узнал из дворцовых разговоров. Сам иезуит появился в Москве вскоре после похорон Ивана Ивановича.

Что сообщает Поссевино. Однажды беременная Елена лежала в своих жарко натопленных покоях в одной рубахе. По правилам приличия женщине нужно было носить при людях не меньше трех рубах. К царевне зашел Иван Грозный. Царь пришел в ярость от «непристойного» вида невестки и начал бить ее посохом. Позже побои привели к выкидышу. Появился Иван Иванович и попытался остановить разъяренного отца. Иван IV ударом посоха ударил сына в висок и нанес ему тяжелую рану.

Несколько иная версия гибели старшего сына царя сообщается в трех источниках. Английский представитель в Москве Джером Горсей писал, что Иван IV во время ссоры ударил сына посохом в ухо. Иван Иванович заболел горячкой и скончался через три дня.

Польский хронист Гейденштейн писал, что царевич заболел падучей болезнью, которую получил или от душевной боли, или от удара посохом. Падучая переросла в лихорадку, которая и убила Ивана. Русский летописец, в свою очередь, сообщал, что от ярости отца царевич получил болезнь, которая привела к смерти. Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал, что царевич умер после удара, нанесенного отцом, когда Иван Иванович пытался удержать его от некого недостойного поступка.

Сам Иван Грозный оставил в те роковые дни письмо уезжающим из слободы боярам. Царь сообщал, что его сын заболел, и он остается с ним до выздоровления.

Иван IV раскаялся в содеянном. Он объявил траур в Московском государстве. Затем отправился в Троицу на покаяние. Он объявил прощения казненным в его правление. В последние три Ивана Васильевича не было больше казней, царь пытался выработать новый курс. Но в феврале 1584 года он скоропостижно скончался. Смерть царя вскоре за старшим сыном, которого готовили к трону, привела в дальнейшем к Смуте и приходу новой правящей династии.

Отвечая на вопрос, почему Иван Грозный убил своего сына, можно сказать, что произошла роковая случайность. Хотя Иван IV накануне этих событий сомневался в лояльности царевича, он всю жизнь готовил его к трону. Последующее покаяние Ивана Грозного показывает, что царь не стремился устранить своего старшего сына и наследника.

19 ноября 1582 года умер сын Ивана Грозного царевич Иван Иванович. Убивал ли Иван IV своего сына? Что было причиной ухода наследника русского престола? Понять это важно: событие это стало роковым для русской истории.

Роковое заступничество

Одна из основных версий убийства сына Иваном Грозным известна нам со слов Антонио Поссевино, папского легата. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся "научать" Елену, ударил её по лицу и избил посохом. Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Эта версия, ставшая хрестоматийной, сегодня подвергается критике. Во-первых, кому верить? Папскому легату? Не самый незаинтересованный свидетель, надо признать. Выставить Ивана IV безжалостным сыноубийцей было выгодно как минимум по двум причинам: во-первых, русский царь представал в неблаговидном свете, во-вторых, такие ужасы, творившиеся по заверениям того же Поссевино на Руси, легитимизировали европейскую инквизицию.

Политические распри

По ещё одной версии "камнем преткновения" сына с отцом стала политика. Эту версию озвучил в своей "Истории" Николай Карамзин: «Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», – и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!». Показательно, что эта версия, принятая Карамзиным за достоверную, принадлежала всё тому же Антонио Поссевино. Достоверность этого вполне литературного изложения ещё более сомнительна, чем первая версия, никакими другими свидетельствами она не подтверждена. Зерно правды, однако, в этой версии присутствует. Оно в том, что обстановка в последние годы правления Ивана Грозного при дворе была, мягко скажем, напряженная. Выжить в такой обстановке было крайне непросто.

Кто писал историю

Поразительно, с какой удивительно доверчивостью русские историки, и в первую очередь Карамзин, "писали историю", ориентируясь на свидетельства Антонио Поссевино, легата папы Григория XIII, немца Генриха Штадена и француза Жака Маржаретта. Во всяких исторических трактовках, особенно зарубежных, следует искать, кому это выгодно. Тот же Штаден, вернувшись в Германию, изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить церкви и монастыри, упразднить православную веру, а затем превратить жителей в рабов. С сожалением стоит признать правоту историка Забелина, который писал: «Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем... Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше...».

Выпил яду

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Из-за плохой сохранности костной ткани достоверно установить, был ли у Ивана Ивановича проломлен череп было невозможно. Принимая в расчет тот факт, что мать Ивана Грозного и его первая жена также умерли от отравления селемой, то версия с отравлением сына Ивана Грозного представляется наиболее вероятной. Другой вопрос: кто был отравителем?

Не убивал

Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический". Анализ произошедшего в 1582 году подтверждает мысль Победоносцева, она именно что "фантастическая". Со времени написания Репиным картины, версия "Иван Грозный убил своего сына" стала своего рода историческим мемом. Она настолько укоренилась в сознании, что мысль о невиновности Грозного в смерти сына часто просто не рассматривается. К слову, у картины непростая судьба. В феврале 1913 года она сильно пострадала от ножа старообрядца Абрама Балошова, а совсем недавно православные активисты обратились к министру культуры с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи.

Вы, конечно же, знаете картину замечательного русского художника И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына ». Кто-то видел это полотно в Третьяковской галерее, кому-то оно знакомо по многочисленным репродукциям. Помните, царь Иван — лицо его перекошено от боли, страха и раскаяния — поддерживает полулежащего, окровавленного царевича.

Рядом — посох, которым он только что ударил сына. Именно этот роковой удар обрек на исчезновение древнейшую русскую монархическую .

Так почему царь Иван убил сына ? Неужели из-за нелепой, бессмысленной ссоры, случившейся в тот несчастный день в ? Давайте попробуем разобраться в истоках этой кровавой драмы, хотя, надо сознаться, сделать это чрезвычайно сложно. Ибо сложно понять душу человека, тем более такого, каким был царь Иван Грозный.

Каким характером обладал царь Иван Грозный

Царь Иван IV Васильевич (1533-1584), за необузданный нрав прозванный Грозным, — фигура в нашей истории сколь значительная, столь же и загадочная. Одни считают его выдающимся военачальником, другие — напрочь лишенным воинской доблести государем и даже трусом. Ведь дважды во время взятия Казани его умоляли двинуться со своим полком на помощь штурмующим, но он малодушно выжидал исхода сражения и появился у стен казанской крепости, лишь когда на них взвились русские стяги. Одни называют его образцом государственной мудрости, другие же — кровавым тираном и чуть ли не сумасшедшим.

Его отец, великий московский князь Василий III, умер, когда Ивану было всего три года. До семи лет его воспитывала мать Елена Глинская. После ее смерти несколько боярских кланов развернули вокруг малолетнего Ивана борьбу за власть.

Воспитание царевича было поручено опекунскому совету, состоявшему из знатных бояр. Но что это было за воспитание? «Ласкающие пестуны» не слишком принуждали его к учению, хотя, считают историки, Иван обладал необыкновенными способностями.

Крутой нрав будущего царя проявился уже тогда. Он скоро избавился от всякой опеки и начал жить «в самовольстве». Подростком Иван предавался диким утехам. В компании боярчат он разъезжал по московским улицам, топтал конями, бил и грабил народ. Окружавших поражали буйство и неистовая ярость юного престолонаследника. Словом, Иван «готовился» к своему кровавому правлению. И никто над ним не был властен. Так и повелось.

Наследники Ивана Грозного

В 1547 году Иван венчался на царство, первым из русских князей приняв титул царя. А вскоре после этого он женился на боярской дочке Анастасии Захарьиной. Анастасия родила Ивану шестерых детей, однако лишь двое выжили: старший сын Иван и младший Федор. К несчастью, Федор оказался ребенком не только хилым, но и слабоумным.

После смерти Анастасии Иван Васильевич женился еще шесть раз, но эти браки не принесли ему ни счастья, ни детей. Правда, последняя жена Грозного, Мария Нагая, родила , но, во-первых, этот брак был заключен в нарушение церковных правил, и многие считали его незаконным, а во-вторых, царевич Дмитрий, родившийся в 1582 году, то есть в год смерти царевича Ивана, никак не мог претендовать на царский престол по своему малолетству.

Зачем мы так подробно останавливаемся на обстоятельствах семейной жизни Ивана Васильевича? Лишь для того, чтобы показать, как дорог должен был быть царю его единственный полноправный и достойный преемник престола и государевой власти. Как же случилось, что царь и отец не смог сдержать гнев, вызванный пустячной причиной, и нанес тот смертельный удар?

Народ любит наследника больше чем царя?

К концу жизни Иван Грозный много болел, одряхлел, тогда как его двадцатисемилетний сын достиг «мужественной крепости» и, словно «инрог, злобно дышал огнем своей ярости на врагов» . В ту пору в народе говорили, что царевич просил у отца войско, чтобы выступить против поляков, обложивших Псков. Передавали даже, что Иван заявил государю: «Я предпочитаю сокровищам доблесть. Я, мол, и без богатства могу мечом и огнем опустошить твои владения и отнять у тебя большую часть царства...» Говорил ли он так, не известно, однако у народа, уставшего от правления деспота, царевич пользовался большой популярностью. С его именем связывали будущие перемены к лучшему. Конечно же, крайне подозрительный Иван Васильевич не мог не знать об этом. Англичанин Горсей, служивший тогда в Москве и имевший много друзей при дворе, прямо заявляет: «Царь опасался за свою власть, полагая, что народ слишком хорошего мнения о его сыне» .

Не правда ли, все это наталкивает на мысль, что убийство царевича не было трагической случайностью. К тому же повод, послуживший причиной ссоры, был столь ничтожен!..

Убийство Иваном Грозным своего сына - случайность или преднамеренно?

А произошло это так. Иван Васильевич застал жену Ивана — царевну Елену — в жарко натопленной комнате в одной рубахе. А по тогдашним понятиям женщина считалась вполне одетой, если на ней было по крайней мере три рубахи. Царя столь легкомысленное одеяние невестки оскорбило, хотя никто его не звал к ней в комнату. Взбешенный Иван Васильевич ударил Елену. Царевич, разумеется, попытался защитить жену и схватил отца за руки. Тогда Грозный, оттолкнув его, неожиданно нанес Ивану удар в висок посохом. От этого удара и страшного нервного потрясения царевич впал в лихорадку и, промучившись одиннадцать дней, скончался.

Смерть сына потрясла царя. От горя он едва не лишился рассудка. Потеряв сына и престолонаследника, Иван Васильевич до самой смерти, наступившей через два года, в 1584 году, так и не вышел из глубокого душевного кризиса.

Вот и судите сами: случайным или преднамеренным было это роковое убийство?

Факт убийства царем Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна до недавнего времени казался бесспорным, ведь он нашел отражение даже в школьных учебниках как одно из свидетельств якобы особой жестокости русского самодержавия. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу.

Увидав в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая потом стала известна под упрощенным названием «Иван Грозный убивает своего сына», обер-прокурор Святейшего Синода и русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».

Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни, и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.
Что же нам сообщают документы? В Московском летописце за 7090 (1581) год написано: «...преставися царевич Иоанн Иоаннович». Пискаревский летописец указывает более подробно: «в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича». В Новгородской четвертой летописи говорится: Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе...» Морозовская летопись констатирует:»... не стало царевича Иоанна Иоанновича». Как видим, об убийстве ни слова.

Что же касается фактов, свидетельствующих о смерти царевича Иоанна от отравления, то они вполне обоснованы. В.В. Манягин в книге «Вождь воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определенно - это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма». Кто же это установил?

«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, - пишет Манягин, - были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. Ученые обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму. Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. Не были обнаружены в останках царевича и повреждения, которые он мог бы получить от удара отцовским посохом. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году) и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году)».

Царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Среди преднамеренно убитых - царевич Иоанн. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму.

Но кто же первый оклеветал одного из русских самодержцев? Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин, подхватил Генрих Штаден и процитировал слишком доверчивый Карамзин: «Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», - и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!»

Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли. Будучи легатом Папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу. Католическая церковь обещала Иоанну Г розному в случае, если он согласится, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.

Миссия потерпела полный провал, и взбешенный Поссевин по злобе своей и умыслу сочинил миф о том, что Иоанн Грозный в порыве гнева убил своего сына и наследника престола царевича Иоанна Иоанновича. «Поссевин говорит, - пишет митрополит Иоанн, - что царь рассердился на свою невестку, жену царевича, и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось «облагородить» рассказ, найти более «достоверный» повод и «мотив убийства».

Так появилась другая сказка - о том, что царевич возглавил политическую оппозицию курсу отца на переговорах с Баторием о заключении мира и был убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору. Обе версии совершенно голословны и бездоказательны.

Косвенно свидетельствует о смерти Ивана не от удара посоха и то, что в «доработанной» версии о сыноубийстве смерть его последовала не мгновенно после «рокового удара», а через четыре дня в Александровской слободе. Впоследствии стало ясно, почему царевич угасал четыре дня - это было вызвано отравлением сулемой.

Подхватил версию о «сыноубийстве» еще один проходимец, побывавший в Москве, - немец Генрих Штаден. Он написал клеветнические записки, которые Карамзин посчитал за правдивые (позднее немца изобличили во лжи советские историки И.И.Полосин и С.Б. Веселовский). Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить церкви и монастыри, упразднить православную веру, а затем превратить жителей в рабов. Вот чьими данными пользовались российские историки, описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна IV.

В чем ошибка государя?

Инструктируя создателей фильма «Иван Грозный» режиссера Эйзенштейна и исполнителя роли царя Черкасова, Сталин сказал: «Иоанн Грозный был очень жестким. Показывать, что он был жестким, можно. Но нужно показать, почему нужно быть жестким. Одна из ошибок Иоанна Грозного состояла в том, что он не уничтожил пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять крупных семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени».
Иоанна Грозного называли тираном, приписывали ему непомерные жестокости, а между тем Сталин, который внимательно изучил политику царя, сделал вывод, что тот даже проявил излишнюю мягкость к враждебным боярским семействам, помиловав их, и тем самым позволил ввергнуть Россию в Смутное время, унесшее почти половину населения Московии.

Между тем факты опровергают жестокость царя и бесчеловечность опричного «террора». Н.Скуратов пишет: «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно... казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах... Почти все они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами».

Манягин отмечает, что такой же точки зрения придерживались митрополит Иоанн и историк Р.Г. Скрынников, которые указали, что за 50 лет правления «грозного царя» к смертной казни были приговорены не более 4-5 тысяч человек. Но из этой цифры надо убрать казненных бояр до 1547 года, то есть до венчания Иоанна Васильевича на царство. Не может же он отвечать за взаимные убийства различных боярских кланов, рвавшихся к власти.

Манягин пишет: «Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120. Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично царем».
Власть православного царя Иоанна Васильевича была много мягче, нежели в Европе. В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции было перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек...

О том, что царь Иван Васильевич убил своего собственного сына, известно всем еще со школьной скамьи. Да и картину Репина с одноименным названием, наверное, видели многие. Однако вполне возможно, что царь никогда не поднимал руку на своего отпрыска Иоанна.

А был ли мотив?

Сыщики говорят, что практически каждое преступление имеет мотив. Был он и у Ивана Грозного. Однако ни один из выдвинутых историками мотивов не выдерживает никакой критики.

Еще Карамзин утверждал, что между царем и его сыном были политические разногласия. Якобы цесаревич потребовал от отца, чтобы тот изгнал врагов российских из Пскова. Однако Иван Грозный посчитал, что отпрыск хочет свергнуть его с престола и ударил его жезлом. Вот только первым эту версию озвучил Антонио Поссевино, который являлся папским легатом, а потому просто не мог быть независимым свидетелем этой трагедии.

Тем более что именно Поссевино являлся автором и абсолютно другой версии, согласно которой отец убил своего сына на бытовой почве. Поссевино утверждал, что беременная жена цесаревича Елена вышла из своих покоев в распахнутой одежде. Грозный сделал ей замечание и наградил парой пощечин. Женщина не устояла на ногах и упала, вследствие чего потеряла ребенка. Сын пришел к отцу и назвал его виновником произошедшего. Тот вспылил и ударил Иоанна.

К тому же никто из историков не скажет, что Иван Грозный совершил убийство намеренно. Скорее, они согласятся с тем, что царь находился в состоянии аффекта. Однако время для того, чтобы одуматься, у него все же было. Дело в том, что когда Иван Грозный в первый раз замахнулся жезлом, его остановил Борис Годунов.

Не стоит также забывать и о том, что Иоанн Иоаннович был любимым сыном царя, его надеждой, единственным на то время наследником, так как другой его сын – Федор - пока не годился для того, чтобы стать главой государства.

Что говорят летописи?

Никаких упоминаний о том, что Иван Грозный убил своего сына, в летописях тоже не нашлось. Новгородские, московские и многие другие летописцы одинаково освещают смерть цесаревича:«Преставися Иоанн Иоаннович». Ни в одном документе не нашлось даже намека на криминальную версию смерти.

Убийство или болезнь?

В 1885 году писатель и историк Победоносцев, увидев полотно Рреина, возмутился и отправил императору Александру III сообщение о том, что данную картину ни в коем случае нельзя отнести к историческим, так как «этот момент (имеется в виду, момент убийства) чисто фантастический».

Поставил под сомнение это убийство и митрополит Иоанн. В своем труде «Самодержавие Духа» он утверждал, что цесаревич скончался от тяжелой болезни. Причем митрополит также упоминал об отсутствии в летописях каких-либо сведений о свершившемся преступлении.

Журналист Манягин в своей работе «Вождь воинствующей Церкви» также утверждает, что цесаревич умер от физического недуга. Правда, недуг этот был вызван не чем иным, как отравляющим веществом.

Эксгумация тел

В своей книге Манягин пишет о том, что в 1963 году в Кремле вскрыли могилы царских особ и их приближенных. Среди них были и могилы Ивана Грозного и его сыновей. В результате скрупулезного исследования останков выяснилось, что кости цесаревича Иоанна содержат ртуть. Ее количество в несколько раз превышало норму. Некоторые ученые предположили, что данный факт является следствием втирания ртутных мазей, которые в те времена активно использовались для лечения сифилиса. Однако и эта версия рассыпалась, когда анализ показал отсутствие признаков этого заболевания у наследника.

Похожие публикации