Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как подшить карнизы крыши доской. Как подшить карниз крыши своими руками. Этап IV. Вставка и фиксация панелей софитов

Окончательная отделка кровельных конструкций зданий, производимая по завершении основных строительных работ, предполагает, как известно, их подшивку, обеспечивающую нормальные условия эксплуатации возводимого строения.

Можно сказать, что подшивка свесов крыши является тем заключительным штрихом, который сообщает всему строящемуся зданию в целом вполне законченный и привлекательный вид.

При этом перед началом отделки двускатных кровель вам следует предусмотреть следующие детали:

  • возможность установки элементов вентиляции подкровельного пространства;
  • создание условий для крепления водостоков ;
  • допустимость использования при изготовлении свесов материалов самого различного класса.

Подготовительные операции

Необходимость в отделке свесов впервые принимается в расчёт по завершении монтажа стропил, а если точнее – перед настилом обрешётки в районе нижней кромки кровельного покрытия.

Уже на этой стадии работ проводится ряд операций подготовительного характера, заключающихся в следующем:

  • перед подшивкой свесов нижние концы стропил выставляются точно по линии, параллельной стене здания, примыкающей к месту проведения работ;
  • концы стропил отпиливаются строго по вертикали, а их торцевая часть отделывается аналогично подшивке;
  • для придания крыше дополнительной строгости при её отделке используются заготовки одинаковой ширины, выдерживаемой на всём протяжении закрываемого пространства.

Помимо этого после отпиливания стропил по единой мерке на них необходимо будет набить самую нижнюю (крайнюю) доску, обозначив тем самым границу свеса.

Выбор материала

Среди строительных материалов, чаще всего применяемых для обшивки свеса, наибольшее распространение получили следующие их виды:

  • профнастил (оцинкованная сталь с полимерным покрытием);
  • софиты или современные пластиковые панели, целенаправленно используемые для подшивки свесов;
  • обычная деревянная вагонка или вагонка ПВХ;
  • хорошо остроганная обрезная доска.

При использовании оцинкованной стали обшивка получается достаточно жесткой, что обеспечит защиту подкровельных пространств от сильных ветровых нагрузок.

Так называемые софиты относятся к разряду наиболее популярных материалов, применяемых при отделке кровель. По своему внешнему виду они похожи на несколько утолщённые сайдинговые панели со специальной перфорацией, обеспечивающей вентиляцию свободных пространств под кровлей (чердачного помещения).

Вагонка, используемая для подшивки свесов, должна быть изготовлена из качественной древесины, обеспечивающей устойчивость отделки к воздействию ветра и осадков. Следует сказать, что некоторые пользователи предпочитают обшивать свесы вагонкой из ПВХ, отличающейся повышенной устойчивостью к влаге.

Подшивка свесов строганной обрезной доской производится с небольшим зазором (порядка 1-1,5 см). Преимуществом её применения в качестве обшивочного материала является возможность проникновения воздуха под кровлю, и, как следствие – равномерная вентиляция всего пространства под ней.

К непосредственной обшивке свесов приступают, как правило, сразу же по окончании монтажа кровельной системы. При этом их отделка может производиться следующими способами:

  1. Обустройство подшивки может вестись непосредственно по стропилам кровли, что вполне допустимо для крыш с небольшим уклоном. Этот метод подшивки предполагает идеальное выравнивание нижнего среза стропил, поскольку подшивка свеса будет начинаться именно с этой линии. В процессе монтажа в первую очередь устанавливаются первая и последняя планки отделочного материала, после чего между ними натягивается нить. После этого по линии натянутой нити монтируются и все остальные заготовки. Заметьте, что при прохождении углов, образующихся на месте стыка двух скатов, элементы подшивки фиксируются на угловой стропильной ноге с двух сторон.
  2. Второй вариант отделки предполагает вертикальную подрезку всех стропильных ног с последующей набивкой на их торец обрезной доски, задающей наружную границу свеса. Дополнительно на стене крепится брус подходящего сечения, располагающийся чуть выше уровня торцевой доски и используемый для крепления элементов свеса.

Независимо от выбранного вами варианта исполнения свеса его монтаж на фронтонных участках кровли выполняется по первой схеме. При этом сначала обрешёточные торцы выравниваются по фронтону стены с «вылетом» на ширину свеса, после чего к ним прибиваются торцевые доски, которые наряду со стропилами определяют общую толщину конструкции.

Видео

В следующем ниже видео продемонстрирован монтаж софитов Vox:

Когда закончен монтаж кровельного покрытия, начинается работа по обшивке свеса крыши. Делается это не только для защиты фасада и обеспечения вентиляции кровли, но и для придания законченного внешнего вида строению. В статье будет рассказано о том, какие материалы используются для этих целей и как производится подшивка карниза крыши своими руками софитом, профнастилом и деревянной вагонкой.

Устройство карниза кровли

Карнизный свес - это выступ стропил за пределы фасада дома. Он может быть как простым, так и с выносом. Первый более прост в исполнении, и при сильном ветре в нем не будет неприятно гудеть, чего не скажешь о втором варианте.

Узел свеса кровли

1- Желоб водостока;

2- капельник;

3- фартук из металла на лобовой доске;

4- саморез;

6- брусок 5х5 см;

7- стропильная нога (кобылка);

8- подшивной материал;

9- брейка;

10- доски являющиеся основой карнизного свеса;

11- опорный брусок для фиксации брейки.

Существует два вида карнизного свеса - боковой и фронтальный.

Фронтальный карниз крыши

Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.

Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.

Боковой карниз крыши

Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.

Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.

  • В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
  • Второй вариант исправить положение - установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.

Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.

Создание правильной вентиляции кровли через карнизы

Основной функцией любого карниза является защита крыши от атмосферных воздействий. Но при этом, он не должен препятствовать естественному вентилированию подкровельного пространства. Важно это не только для жилых мансардных этажей, но и для холодных крыш. Более теплый воздух, поднимающийся от земли, должен беспрепятственно проходить сквозь карниз и продвигаясь между пароизоляционным и кровельным материалом уходить через конек наружу. Именно по этой причине при подшивке карниза запрещено использовать различные герметики и монтажные пены. В противном случае будет образовываться конденсат, который приведет к намоканию кровельного утеплителя.

Но здесь есть исключения - вентилируемыми делаются карнизы только под скатами крыши, а все фронтальные свесы закрываются «наглухо».

Выбор материалов для подшивки свесов крыши

На сегодняшний день существует широкий ассортимент материалов для подшивки кровельного карниза. Безусловно, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но все они в полней мере защищают его от влажности, обеспечивают утепление и вентилирование кровли. Делая выбор в пользу того или иного материала, следует руководствоваться не только его красивым внешним видом, но и продолжительностью эксплуатационного срока.

Профнастил

Это оцинкованная сталь с разноцветным полимерным покрытием. Он устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур, имеет необходимую жесткость, а также не боится ветровых нагрузок. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, делается зазор между профнастилом и стеной дома равный высоте его волны.

Софиты

Это наиболее популярный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов. По сути - это пластиковые панели, внешне напоминающие сайдинг, но уже имеющие вентиляционные отверстия. Также от обычного сайдинга они отличаются и тем, что в их составе присутствуют УФ-стабилизаторы, которые защищают софиты от негативного влияния солнечных лучей.

Медные софиты

Это долговечный материал, внешне очень эстетичный и презентабельный, но и довольно дорогостоящий. Софиты из меди обладают высокими огнестойкими и прочностными характеристиками.

Алюминиевые софиты

Они очень легкие, пожаростойкие, эластичные, а при необходимости их ремонт не составит труда. Также имеют высокую стойкость краски, благодаря чему насыщенность цвета не меняется под воздействием ультрафиолета.

Недостатком является только скудность цветовой гаммы - их производят белого или коричневого цвета.

Оцинкованные софиты

Они долговечны и не нуждаются в дополнительном уходе. Это прочные софиты, которые не боятся влаги и огня. Но имеют довольно большой вес, что в некоторой степени делает их монтаж более трудоемким.

Виниловые софиты

Это недорогой и самый популярный вариант софитов для подшивки кровельных карнизов. Они обладают легким весом, прекрасно защищают от воздействий внешней среды, имеют благородный внешний вид, просты в установке, а также создают бесшовное полотно, обеспечивая полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

На сегодняшний день их изготавливают из огнестойкого пластика, который, к тому же способен выдерживать серьезные нагрузки. Выпускаются трех видов:

  • сплошной трехполосный без вентилируемых отверстий;
  • полностью перфорированный;
  • трехполосный с перфорированной центральной полосой (самый популярный).

Независимо от выбранного материала софитов, все они довольно легко монтируются, и такая работа не составит труда даже для новичка в строительстве. Основное правило при их установке заключается в том, что располагаются они перпендикулярно стене, а не вдоль.

Деревянная вагонка и обрезная доска

До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).

Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.

Подшивка кровельного свеса по стропилам

Этот способ рационален для крыш с небольшим углом наклона. Сложность такого исполнения обшивки заключается в том, чтобы все края стропил образовывали ровную плоскость.

Но навсегда этого можно добиться, тогда выходом из положения станут небольшие доски, которые крепится на стропила. Их длина равна расстоянию от стены дома до края свеса. Чтобы установить их ровно, вначале прикручивается по одной доске с каждого края карниза и между ними натягивается шпагат. По полученному ориентиру крепятся все остальные отрезки досок. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или шурупы.

Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу

Этот способ идеально подходит для крыш с большим наклоном. Для обустройства такого короба берется обрезная доска толщиной 4 см и крепится между стеной дома и краем стропил. Если одни ее край устанавливается непосредственно к стропильной ноге, то для фиксации второго края потребуется монтаж примыкающей к стене доски, которая сверху прикручивается к стропилам.

Возможен и второй вариант, когда вместо дополнительной вертикальной доски к стене дома крепится брус на дюбели.

На этом каркас короба закончен, и к нему можно крепить обшивку. Для обеспечения необходимой жесткости всей конструкции, крепить все следует не на гвозди, а на шурупы или уголки.

Подшивка карнизных свесов софитами

Этапы работ:

  • Софиты комплектуются двумя специальными планками, которые имеют формы буквы J или F. Она из них крепится к подготовленной на стене дома деревянной рейке, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Все планки должны крепиться абсолютно ровно по отношению друг к другу, поэтому рекомендуется, вначале произвести разметку.
  • Затем измеряется ширина карнизного свеса кровли и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.
  • Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей. Где они фиксируются саморезами.

  • Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов.

Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.

Более подробную инструкцию о том, как подшить карниз крыши софитами можно посмотреть на представленном ниже видео.

Важные моменты в работе с софитами

  • Крепится софит только под прямым углом и через специальные отверстия;
  • обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла беспрепятственно расширяться или сжиматься;
  • оптимальный размер креплений: длина ножки 3 мм, ширина шляпки 8 мм. Они не должны быть прикручены плотно, а иметь зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
  • расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
  • режут софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
  • хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
  • несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.

Подшивка карнизов крыши профнастилом

  • Вначале на стену в горизонтальном положении прибивается брусок по уровню края свеса. На одном уровне с ним крепится второй брусок вдоль края стропильных ног;
  • профнастил нарезается нужной длины (не забывая про тепловой запас материала и необходимость вентиляционного зазора) и на саморезы прикрепляется к установленным брускам;
  • место стыка профлиста и стены закрывается планкой внутреннего угла, а соединение внешнего края со стропилами декорируется аналогичной планкой внешнего угла.

На этом монтаж профнастила завершен.

Подшивка кровельного свеса деревянной вагонкой или доской

Подшивку кровельных свесов удобнее всего производить снизу, стоя на строительных лесах или на стремянке.

Важно! Подшивать карниз следует только после того, как стены дома полностью утеплены снаружи, сделана пароизоляция и закончен монтаж облицовочного материала.

Перед обшивкой свесов вагонкой, все стропила на боковых карнизах, должны быть не только одной длины, но и быть точно параллельны стене дома. К ним крепятся обвязочные ветровые доски.

Когда все это выполнено, начинается монтаж крепления обшивки.

  • Вначале одна доска прикручивается к стене вертикально, нижний ее край должен находиться на уровне края стропил - на рисунке выше (1).
  • Вторая доска крепится между стропилами и доской номер 1 по их нижним краям (2). Она должна быть параллельно земле. Таким образом, и получается основа, на которую будет устанавливаться обрешетка.
  • Когда каркас подготовлен, начинается монтаж самой обшивки.
    • При обшивке кровельного карниза досками, между ними и стеной необходимо оставлять небольшой зазор. Сами доски выбираются ровные, хорошего качества и толщиной 1-2 см.
    • Чтобы обеспечит необходимое вентилирование подкровельного пространства при обшивке деревянной вагонкой, по всему периметру рекомендуется установить вентиляционные решетки с шагом в 1,5 метра.

Но зачастую, полагаясь на свойства древесины «дышать», большинство строителей не придерживаются этих правил.

Важная часть укладки кровельного покрытия – подшивка свесов крыши (карнизов). От аккуратности и точности работы зависит защита стен и чердака от проникновения влаги, пыли, насекомых. Одновременно с подшивкой свесов проводятся такие необходимые процедуры, как устройство вентиляции подкровельного пространства, организация водостоков.

Подшивка часто осуществляется сразу после монтажа стропильной системы, до начала устройства обрешетки под кровлю. Перед началом необходимо опилить стропильные ноги, чтобы их срезы образовывали прямую линию параллельно стене дома.

Выбор материала

Чем подшить свес кровли – зависит от общей стилистики дома, необходимой ширины материала и суммы, на которую вы рассчитываете. Для широких карнизов обычно выбирают вагонку или обрезную доску, для узких – сайдинг.

1. Вагонка. Материал, очень чувствительный к влажности. Чтобы подшить свес крыши вагонку подбирают с тем же уровнем влажности, что и у окружающей среды. Для этого доски выдерживают некоторое время в том помещении или пространстве, где они будут использоваться. В частности для устройства свесов необходимо хранить вагонку на открытом воздухе около месяца.

Кроме этого ее (как и любой древесный материал) необходимо обработать антисептиком, водоотталкивающим составом и антипиреном.

Внимание! Делая фронтонный свес крыши из вагонки вентиляционные отверстия нужно устраивать с шагом в полтора метра и сразу забирать решетками.

2. Обрезные доски. Предпочтительная толщина – полтора-два сантиметра. Требования к предварительной обработке те же, что и для вагонки: антипирен, гидрофобизатор, антисептик. Кроме этого доски желательно регулярно подкрашивать: это станет дополнительной защитой материала, обеспечит карнизу опрятный вид и стилистическое единство с домом.

Делая карнизный свес крыши низ досок на стыках соседних досок следует оставлять вентиляционные зазоры шириной сантиметр-полтора.

3. Готовый софит. Выпускают разновидности из металла и пластика. И те, и другие долговечны, не гниют, не подвержены коррозии и биологическим поражениям. В их состав входят УФ стабилизаторы для защиты поверхности от солнечных лучей.

Обычно софиты уже имеют перфорированные отверстия и для крепления, и для вентиляции, а также замки для соединения деталей между собой. По цвету и фактуре можно подобрать изделие, которое будет лучше всего сочетаться с обликом дома.

4. Как вариант обработки карниза металлом или ПВХ – виниловый или металлический сайдинг, а также полосы из профнастила. В отличие от готовых софитов этот способ подшивки не слишком популярен, но может использоваться при устройстве узких свесов.

Виды софитов

Подшивка свесов крыши возможно различными материалами:

1. Медные. Высокая прочность, огнестойкость. Красиво и стильно выглядят. Дорого стоят.

2. Алюминиевые. Прочные, огнестойкие, малый вес. Простота для монтажа и ремонта. Устойчивые краски. Демократичная цена. Из недостатков – ограничения по цвету, встречается только белый и коричневый.

3. Оцинкованная сталь. Антикоррозийные свойства, механическая прочность, огнестойкость, долговечность. Недостаток – большой вес.

4. Винил трехполосный, три вида: без отверстий для вентиляции (для фронтальных свесов), перфорированный целиком или только по центральной полосе. Плюсы – прочность, устойчивость к воде, гниению, коррозии. Простота монтажа. Самый дешевый материал. Недостаток – термическое расширение.

Как зашить карнизный свес кровли

Внимание: если предполагается внутреннее утепление крыши, его следует осуществить до начала монтажа карниза.

Подшивка крыши возможна двумя способами:

1. По стропилам. Доска кладется снизу на стропильные ноги, ее угол наклона такой же, как у них. Это способ применяется для крыш с небольшим углом ската или плоских.

Перед тем, как выполнять подшив карниза крыши стропила обтесывают снизу, чтобы поверхность была ровной. Если необходимо, можно укрепить дополнительно фрагменты досок 10 сантиметров в ширину и 4 в толщину.

2. Обшивка крыши дома с монтажом каркаса (горизонтального короба). Применяется на крышах с большим уклоном.

Для каркаса используются тонкие доски, их крепят между срезами стропил и стеной дома. В коньковой части, где скаты соединяются, доску ставят на стену плоско, встык. Крепеж обычно осуществляется шурупами, для усиления возможно использование металлических уголков.

На каркас крепятся доски подшивки или софиты.

В отличие от деревянных материалов подшивка карнизов крыши возможна только в одном положении – перпендикулярно стене. Необходимость устройства каркаса компенсируется простотой стыковки самих элементов: они оборудованы специальными замками для крепления между собой и уже готовыми вентиляционными отверстиями.

Важно: перфорированными элементами следует выполнять боковые свесы крыши. Фронтальные, открытые для осадков, делают глухими.

Если подшивка свесов крыши выполняется из винила: саморезы завинчиваются неплотно, между их шляпками и материалом остается зазор для термического расширения.

Подшивка карниза крыши: чем и как обшить

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Выбор материалов

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :

Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Монтаж подшивки

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

Как и чем обшить карниз крыши

Обустройство крыши скатного типа всегда сопровождается таким процессом, как отделка карнизов крыши. Эти работы могут показаться не столь значительными, но от того, насколько правильно их выполнение, зависит дальнейшая эксплуатация кровли.

Обычно в качестве материалов для обшивки карнизов используются профнастил, вагонка или панели, специально предназначенные для этого.

Что такое свесы крыши и для чего они нужны

Свес крыши – это поверхность внизу кровли, которая отличается выступом за сами стены. Он нужен для того, чтобы защищать стены и фундамент дома от попадания на них влаги во время обильных осадков. Как правило, ширина данной детали колеблется в пределах одного метра. Правила строительства разрешают не делать подшивку этой части кровли.

Но все-таки, лучше всего, если свесы будут обработаны, так как сильный ветер, попавший через отверстия в них, может запросто сорвать кровлю со здания. Помимо практической функции обшивка свесов выполняет и декоративную, так как всегда лучше убрать изнаночную сторону кровли и эстетически обработать ее кромку.

Перед тем как сделать под крышей карнизы нужно завершить работы по возведению кровли, финишную отделку дома и выполнить монтаж отделочного материала на карнизы в последнюю очередь.

Виды свесов

Если посмотреть на крышу, то можно увидеть свесы со всех сторон. два из них – карнизные, два – фронтонные.

Карнизный свес

Это нижняя поверхность, благодаря которой воздух поступает в конструкцию крыши, и происходит вентиляция. На крышах с чердаком воздух проходит непосредственно туда, а на мансардных в саму конструкцию кровли, где находится воздушная полость. После того, как воздух проходит по всей кровле, он выходит через конек.

Если свес забить досками, то вентиляция не будет осуществляться, но в конструкцию кровли смогут попасть птицы, мыши и насекомые. Таким образом, свесы оформляются. Но не вплотную, а с небольшим зазором для прохождения воздуха.

Обычно вопрос оставления зазора решается подобными действиями:

  • Оставление щели между подшивкой и стеной дома. Для подшивки из профнастила зазор оставляется небольшой, от половины до одного сантиметра. При применении вагонки нужно оставить от сантиметра до полутора.
  • Если свесы оформляются металлом, то нужно устанавливать готовые металлические решетки, которые монтируются на отделку.
  • Если обшивка осуществляется с помощью досок, то нужно между ними оставлять щели до 1 см.
  • Если принято решение использовать софиты, то используется перфорированный материал, который создан для целей вентиляции.

Фронтонный свес

Это боковая часть ската крыши, которая примыкает к стенам дома. Вентиляция в случае с ним не важна, главное здесь – это защита от воздействия окружающей среды. Если на улице сильный ветер с дождем, то необходимо, чтобы свес фронтонного типа не пропускал влагу с ветром, так как есть риск увлажнения утеплителя кровли, который перестанет выполнять свою основную функцию. Именно поэтому на первом плане при оформлении этой части стоит герметичность.

Способы обшивки

Оформлять свесы крыши можно различными способами, например, в перпендикулярном и параллельном направлении от свеса. Также могут быть использованы различные целиковые материалы или их элементы. Рассмотрим способы крепления материала:

Подшивка по стропилам

Если крыша имеет уклон не более 30 градусов и малую часть выноса, приблизительно около 50 см и менее, то можно использовать данный способ обшивки. Для начала формируется обрешетка, которую крепят к стропилам, уже на нее монтируют материал параллельно, перпендикулярно или по торцу стропил.

Подшивка горизонтального типа

Такой способ оформления очень хорошо при сильном скате крыши. Для выполнения работ по обшивке нужно соорудить своего рода коробку, которая крепится к стропилам и стене. Для быстрого отвода воды, попавшей на свес, необходимо брус на стропилах монтировать чуть ниже, чем тот, который крепиться к стене.

Все брусья усиливаются досками, которые прибивают перпендикулярно стене.

Материалы для обшивки карниза

При выборе материала для карниза крыши нужно обращать внимание не только на его функциональную сторону, но и на декоративную, так как неподходящая по стилю обшивка будет смотреться крайне непривлекательно.

Отделка досками

Доски обязательно берут только хвойных пород и определенных габаритов. Ширина должна быть не менее 5 см и не более 25, а толщина около 2 см. Для того, чтобы исключить в будущем порчу дерева, доскам необходимо перед монтажом полежать под навесом около месяца. Также обязательно проводится обработка с помощью антисептика и декоративное покрытие лаком или краской по необходимости.

При перпендикулярном расположении досок места их крепления находятся с каждой стороны, в случае длинного свеса - дополнительно посередине. Если доска крепится параллельно стене, то крепеж устанавливается через каждый метр. Обязательно между досками оставляется щель приблизительно в сантиметр, чтобы осуществлялась естественная вентиляция кровли.

Отделка вагонкой

В отличие от обычной доски, вагонка – материал полностью готовый к монтажу и обработанный. Перед монтажом вагонку обязательно также оставляют под навесом на один месяц. Монтаж производится так же, как и в первом случае. Исключение составляет лишь то, что не нужно оставлять зазоры между элементами. К вагонке потом крепятся специальные металлические решетки для вентиляции.

Отделка ПВХ сайдингом

Для отделки карниза крыши сайдингом используется только те панели, которые имеют специальное влагостойкое покрытие. Дополнительно нужно будет приобрести все дополнительные элементы декора – специальные финишные полосы для отделки краев, уголки для маскировки мест соединения, решетки для осуществления вентиляции. Панели крепятся перпендикулярно стене с помощью трех-четырех крепежных элементов. Вдоль свеса лучше панели не крепить, так как они могут проломиться из-за того, что не отличаются высокой жесткостью, например, как деревянные доски.

Отделка профлистом

Этот материал можно укладывать так, что скрывается сразу большая площадь. Обязательно между листами профнастила оставляются небольшие зазоры около сантиметра, чтобы панели не искривились при перепаде температур. Вентиляция осуществляется с помощью установки вентиляционных решеток по всей поверхности отделки.

Отделка металлом листового типа

Для целей обшивки карниза дома может использоваться медь, алюминий или сталь оцинкованного или полимерного типа. Длина используемых листов может быть до 6 метров, а толщина от 0,6 до 0,8 см. Вентиляция может осуществляться установкой дополнительных решеток или с помощью монтажа листов с перфорацией. Стальные листы обязательно на линии отреза нужно обработать специальными средствами, предупреждающими коррозию металла.

Отделка фанерой

Такой материал для свесов можно использовать, но только при условии, что он водоотталкивающий. Фанера имеет жесткие листы, поэтому крепить ее легко, в результате получается надежное покрытие, но обязательно оно должно быть покрашено, так как без обработки выглядит не особенно приглядно. Вентиляция осуществляется с помощью специальных решеток.

Отделка софитами

Софитами называются планки из различных материалов, которые изготавливают для обработки карнизов кровли. Благодаря большому ассортименту расцветок и материалов, для выполнения можно выбрать те софитные панели, которые по внешнему виду впишутся в общий дизайн экстерьера.

К тому же в наборах есть разнообразные доборные детали, которые ускоряют и упрощают обшивку карниза своими руками. Никакой особой сложности в монтаже нет, нужно лишь нарезать планки по размеру и закрепить соответственно имеющимся пазам.

Дополнительная отделка кромки карниза

У любого типа свеса есть незакрытые части конструкции. Для карнизного свеса такими элементами являются торцы стропил, а для фронтонного – торцы обрешетки. Их, также, как и сделанный свес, нужно оформлять, при этом защищая от атмосферных воздействий.

Эти элементы могут также быть оформлены разным материалом, в зависимости от того, какой его вид использовался. Обычно вместе с набором для обработки самого свеса предлагается и материал для отделки кромки.

Перед оформлением карнизного свеса обязательно вертикально на одном уровне обрезаются все стропила. Затем концы объединяются с помощью обвязочной доски, на которую крепится лобовая. На последнюю будет впоследствии смонтирован водосточный желоб.

Свес фронтонного типа обрабатывается с начальным срезанием концов обрешетки, которые выходят за стены так, чтобы они были параллельны стене. К данным концам прибивается торцевая доска. Кровельным материалом она прикрывается.

Заключение

Правильно отделанная карнизная часть кровли смотрится гораздо приятнее, чем та, которая не оформлена. Но не только декоративные качества подталкивают строителей к данному шагу. Свесы, которые обшиты, не пропускают в конструкцию кровли животных, ветер и влагу, присутствие которых могут пагубно сказаться на всем строении.

Процедура обустройства крыши представляет собой не только изготовление конструкции стропил, непосредственную укладку материала покрытия кровли и установку водостоков, но и процесс подшивки ее карниза. Для этого на свесах фронтонов и карнизов выполняется подшивка из деревянной вагонки, строганной доски, винилового или металлического сайдинга. Но сегодня в продаже имеется боле удобный материал для подшивки кровли под названием софиты для крыши.

Необходимость подшивки крыши

Правильно построенный дом требует, что от стены его кровля отходила на расстояние не меньше 50-70 сантиметров для обеспечения защиты стен фасада от дождевой воды. В кровельной плоскости при этом образуется свес, что сверху накрыт материалом кровли, а снизу подшивается. Подшив крыши не только поможет придать дому законченный эстетичный вид, но и решить вопрос вентиляции кровли в пространстве под крышей или между утеплителем и материалом кровли. Это особенно актуально при устройстве крыши мансардного этажа.

В загородном домостроении в настоящее время в большинстве своем строят кровли двух видов — мансардные и чердачные. Теплоизоляция в случае с холодной чердачной кровлей размещается на чердаке дома, в утепленной мансарде — между стропилами. Так как дом способен «дышать», то влажный пар из помещений будет проходить через утеплитель, хотя он не должен в слое теплоизоляции задерживаться. При этом образовывается конденсат, и ухудшаются свойства утеплителя.

Кроме снижения качества материала, от влаги будут страдать и элементы подсистемы — деревянные балки начинают подгнивать, металлические части - коррозировать. Важную роль в решении данной проблемы играют различные гидроизоляционные пленки, но важно не пренебрегать созданием вентилируемых кровельных свесов и обеспечением тяги для проветривания от карниза к коньку.

При подшивке крыши софиты монтируются с зазором примерно 10 - 15 миллиметров. При этом будет создаваться тяга воздушного потока, который поступает от нижней отметки свеса в пространство под крышей, нагревается постепенно и поднимается к коньку, после чего выходит через отверстия для вентиляции. Таким образом, обеспечивается непрерывная циркуляция воздуха и эффективное выветривание влаги, что позволяет кровле оставаться сухой. Хорошая вентиляция способна продлить срок службы кровли, не допуская появление грибка и плесени.

Подшивку свесов принято выполнять не только из практических соображений для обеспечения хорошей тяги в подкровельном пространстве. Это ещё необходимо для защиты кровельного пирога от поселения насекомых, птиц и грызунов, ведь подобную картину наблюдать не хотелось бы никому.

Традиционно подшивка крыши выполнялась с использованием деревянной вагонки. Однако следует задуматься о недостатках древесины - её нужно периодически обрабатывать специальным раствором против гниения и грибка, подкрашивать. К тому же вагонка способна впитывать влагу и чернеть со временем, поэтому для подшивки кровли не является самым лучшим вариантом.

Виниловый сайдинг, который предназначается для стен фасадов, выглядит после подшива крыши непривлекательно, причем его вид будет только ухудшаться при проделывании отверстий для вентиляции, что не предусматриваются изначально. Оцинкованный металлический сайдинг не защищен от коррозии, и так как размещается на свесе карниза, где часто скапливается конденсат, обладает достаточно низким сроком эксплуатации. На данном материале очень быстро возникают бурые пятна ржавчины, что особо заметны, если цвет подшивки кровли белый или достаточно светлый.

К счастью, прогресс уже давно на месте не стоит, и сейчас существует более практичный материал для подшивки кровли - софиты для крыши, которые отличаются хорошей визуальной совместимостью с кровлей, фасадными материалами и водосточной системой, а также характеризуются демократичной ценой. К тому же цена софитов для крыши демократична.

Понятие софита для подшивки крыши

В строительной отрасли софитами называют панели, предназначенные для обшивки различных горизонтальных поверхностей, что обращаются вниз. Софиты являются тем же сайдингом или вагонкой, но с особой структурой, которая пропускает воздух и не препятствует его свободной циркуляции, что позволяет защитить кровлю от сырости, грибка и плесени. Именно наличие перфорации является главным отличием софитов, что используются на открытом воздухе, от других декоративных панелей.

Эти панели закрепляют к коробу по краю крыши. Панели стыкуются между собой замковым соединением, позволяющим скрыть их крепления. Длина софитов составляет чаще всего 3 - 3,6 метров, а ширина 22 - 30,5 сантиметров. Определенные размеры софитов для крыши зависят от производителя. Американские и канадские производители часто делают тройной профиль шириной 30 сантиметров и длиной 3,6 погонных метра, что считается для подшивания кровли наиболее оптимальным размером. Софиты отечественных производителей габаритами могут отличаться.

Перед тем, как подшить кровлю, нужно выбрать один из трех типов софитов:

  • Сплошные. Этот материал безукоризненно подойдет для обшивки потолка вашей открытой веранды, крыльца или садовой беседки. Благодаря постоянному доступу ко всем внутренним поверхностям крыши воздуха, все открытые сооружения не потребуют ремонта в течение длительного периода и сохранят отличный вид.
  • Полностью перфорированные, которые рекомендуется использовать для крыш, что покрыты непрофилированными материалами, к примеру, фальцем или битумной черепицей. Перфорированные софиты незаменимы при подшивке выступающих частей кровли: свесов, карнизов, коньков, фронтонов и козырьков.
  • С перфорацией по центру, которая обеспечивает эффективное вентилирование пространства под кровлей. На свесе карниза образуется при этом композиция с чередованием двух сплошных полос и одной полосы перфорации. Независимо от наличия или отсутствия перфорации стоимость софита одинакова.

Достоинства софитов для подшивки кровли

Неоспоримыми преимуществами софитов перед традиционными материалами выступают их следующие свойства:

  1. Механическая прочность - стойкость к повреждениям, ударам и влиянию атмосферных осадков. При этом обеспечивается неизменный внешний облик дома на протяжении всего срока использования. Они не меняют свой цвет и не выгорают под действием солнечных лучей и повышенной влажности, а также не гниют.
  2. Универсальность. Софитами можно подшивать потолки в помещении и подкровельное пространство. Широкая цветовая гамма изделия позволяет их сочетать с различными типами отделочных и кровельных материалов, как на фото софитов для крыши.
  3. Простота ухода. Софиты не нуждаются в обновлении и покраски на протяжении всего периода эксплуатации. Чтобы воссоздать внешний вид, их периодически следует мыть водой с моющими средствами.
  4. Безупречный внешний вид. Софиты способны легко скрывать проводку и различные коммуникации, а замковое соединение позволяет скрыть стыки крепления панелей и комплектующие фасада.
  5. Стойкость к биологическим факторам. Софиты в отличие облицовочных материалов, что изготовлены из дерева, не поражаются грибком и не покрываются плесенью.
  6. Легкость и удобство монтажа. Монтажные работы благодаря применению софитов можно проводить в любую пору и при широком температурном диапазоне. Изделия не растрескиваются и не коррозируют при температуре от минус 60 до плюс 120 градусов по Цельсию.
  7. Экологическая и пожарная безопасность. Все софиты изготавливаются из нетоксичных и невоспламеняющихся материалов, что позволяет их применять в специальном строительстве с увеличенными требованиями к пожарной безопасности и устойчивости к агрессивным воздействиям.

Виды софитов для подшивки крыши

Давайте рассмотрим, какие существуют виды софитов для подшивки крыши на сегодняшний день.

Пластиковые софиты

Самым распространенным видом софита является пластиковый, так как его цена небольшая. Виниловые софиты имеют хорошие характеристики - они износостойкие, эластичные, не выцветают, устойчивы к резким перепадам температуры, удобны при установке, отделка крыши софитом из пластика производится почти без отходов. Такие изделия бывают белыми, коричневыми и цветными. Белый софит является элегантным, спокойным виниловым материалом, стоимость которого меньше цветного и коричневого софита.

Коричневые софиты подчеркивают характер и индивидуальность дома, потому что зачастую подходят под цвет кровли, и отличаются повышенной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам, так как солнце сильнее действует на темные поверхности. Цветные виниловые софиты занимают по стоимости золотую середину между белым и коричневым товаром. Часто принято использовать софиты в комплекте с сайдингом, чтобы подшивка карниза не выделялась на фоне фасада.

Стальные софиты

Металлические софиты являются самым устойчивым материал, который используется для подшивки свеса, и имеют огромный выбор цветов. Они отлично выдерживают механические нагрузки, часто поставляются в комплекте с кровлей, так как производятся из полимеров вместе с металлочерепицей. Гарантия такого изделия, конечно же, превосходит всех своих конкурентов.

Данные софиты бывают перфорированные и без перфорации, подшивка металлическим софитом гарантируют вашему дому на долгие годы качественную антикоррозийную защиту. Белые, цветные или коричневые изделия можно использовать на открытых верандах и беседках на даче. Стоимость металлического софита для крыши является приемлемой для материала такого качества.

Алюминиевые софиты

Алюминиевый софит сегодня занимает лидирующую позицию по продажам и подшивании карнизных свесов, так как себя зарекомендовал как высокотехнологичный и практичный материал по умеренной цене. Софитные панели этого типа используются в частном строительстве и оригинальных архитектурных проектах.

Легкий вес алюминиевых софитов является большим преимуществом, из этого следует простота в установке, что позволяет подшивать даже высотные дома. Если вы начали ремонт или решили фасаду придать первозданный вид и спрятать дефекты, то перфорированные коричневые алюминиевые софиты подойдут для этого лучше всего. К тому же алюминиевые софитные панели не имеются свойства расширяться при температуре, как пластик.

Медные софиты

Кровельное покрытие, подшивка которого изготовлена из меди, прослужит дольше других материалов из-за автозатухания коррозии медного листа и образцовой стойкости к агрессивным средам - более 100 лет. Такие софиты друг с другом соединяются замком, который скрывает места крепежей. Перфорированные медные софиты закрывают горизонтальные пространства на улице, а без перфорации - устанавливаются, как правило, внутрь помещений.

Софиты медные быстро покрываются на воздухе оксидной плёнкой, которая им и придаёт характерный желтовато-красный оттенок. В процессе эксплуатации они становятся постепенно коричневыми, а потом покрываются из-за атмосферных воздействий патиной и приобретают малахитово-зеленый оттенок. Поэтому настоящие ценители старины покупают только медь.

Процедура подшивки крыши софитами

Перед тем, как подшить крышу софитами, необходимо сделать утепление стен дома снаружи. Больше всего это актуально для самых распространенных коробок, что зашиваются не прямо вдоль стропил, а в горизонтальном направлении. Залогом успешной подшивки свесов и карнизов крыши софитами выступают правильные замеры, поэтому до начала подшивки кровли софитами сделайте качественный чертеж, что поможет вам ориентироваться в общей информации и последовательности совершения действий.

Сама по себе процедура монтажа софитов считается довольно простой, но при этом помните, что они в обязательном порядке должны вписываться в общий облик дома. Конструкция самой коробки бывает индивидуальной, зависимо от конкретной конструкции кровли, но существуют два самых популярных варианта, которые в себя включают общие элементы подшивки:

  1. Подшивание по стропилам, когда выбирается для подшивки угол, что совпадает с углом ската. Данная методика предназначена по большей части для кровель, которые обладают небольшим углом наклона, установка софитов при этом производится на стропила параллельно плоскости стен. Если нижняя плоскость стропил не ровная, ее необходимо выровнять для обеспечения качественной подшивки кровли. Для этого вы можете по бокам стропил прикрутить шурупами обрезки досок толщиной не меньше 4 сантиметров, а длиной - хотя бы 10 сантиметров. Сначала прикручивают первую и последнюю доски, между которыми натягивают нитки и производят крепление остальных досок. На участках схождения скатов со всех сторон углового стропила производят крепление досок.
  2. Наиболее распространенным считается решение, когда до стены от края стропил устанавливается горизонтальная коробка, каркас для подшивки крыши софитами при этом выполняется из досок. Крепление одного края производят к нижней части стропил, второго - к дополнительной доске, которую нужно опустить и прикрепить в месте касания стропил и стены. Доска в углах схождения скатов должна укладываться плашмя, потому что в данном месте будет присутствовать стык, на котором совершается крепление концов досок. Такой стык должен проходить до угла схождения стен от угла схождения скатов, в результате чего формируется жесткая конструкция, независимая от стены. Рекомендуется уделить должное внимание надежности созданного крепления, его можно сделать с помощью шурупов, но лучше применять пластины и уголки из металла.

Монтаж панелей софитов производят на такую обрешетку. Чтобы закрепить к ней детали софитов, следует использовать саморезы, что оснащены пресс-шайбой. Для установки первой полосы софита необходимо определить исходную точку установки, отступить от нее примерно на 77 сантиметров и горизонтально отбить линию на протяжении всего периметра вашего дома.

Начальную полоску нужно установить непосредственно под ней. Чтобы сделать угловые элементы и обустроить окантовку, требуется монтаж внешних и внутренних элементов софитов. Следите, чтобы нижний конец оказался ниже кромки начальной полосы. Угловые детали рекомендуется крепить на саморез верхним пазом, прочие саморезы - устанавливать в среднюю часть пазов. При этом проемы должны окружаться окантовкой или наличником.

Детали следует стыковать под прямым углом. Софиты устанавливают к верху от исходной полоски. Детали софитов нужно стыковать в замок. До установки последней панели установите завершающую полосу. Подрежьте стеновую панель до достижения нужной длины и, зажав в последней полосе срезанный конец, смонтируйте панель стены. Осталось подшить карнизы и свесы крыши.

Для качественного монтажа софитов для крыши необходимо применять гвозди: начинайте их забивать со средней части панелей софитов по направлению к краям, но не до конца для избегания зазоров. В завершение следует обрезать панели с использованием циркулярной пилы. Действие проводится в низком температурном режиме. Для обрезки мелких деталей наиболее подходят специальные ножницы по металлу.

Таким образом, после возведения каркаса крыши нужно обязательно произвести обшивку софитами. Поскольку на этот участок кровли проникают дождь, снег, холод, ветер, насекомые, птицы и грызуны, материал для обшивки рекомендуется выбирать очень тщательно. Благодаря возникновению такого материала, как софиты, подшивка крыши позволяет не только защититься от непогоды и её пагубного влияния, но и решить вопрос качественной вентиляции в пространстве между утеплителем и кровлей.

Карнизный и фронтонный. Софиты. Какие работы? Чем подшивать? Способы, их особенности отличия.

Чтобы завершить работы по укладке , необходимо провести ряд отделочных процедур. Одной из таких работ и является подшивка свесов крыши. Подшивка свесов не только визуально облагораживает ваш дом внешне, но и выполняет целый ряд технологических функций, таких как отвод влаги с подкровельных плёнок или мембран, организация забора воздуха и обеспечение функционирования подкровельной вентиляции, защита кровельного пирога от воздействия атмосферной влаги и ветра, сбор и отвод осадков с поверхности кровельного покрытия, и другие.

Что такое свес крыши? Зачем он нужен? Какие бывают свесы и как это работает?

Свес крыши, это та её часть, которая выступает над стенами. Нужен свес для защиты фасада здания от атмосферных осадков, а фундамента, от воды, стекающей со ската. Строительными правилами, подшивка свесов никак не определяется, однако без неё есть вероятность того, что кровельное покрытие будет сорвано порывом ветра, а дождь и снег, при сильных ветрах, попадая в подкровельное пространство, излишне увлажнят кровельный пирог. , это мокрый утеплитель, гниющая , ухудшение качеств тепло, паро и гидроизоляции крыши. Да и внешний вид, выполненной отделки дома, без подшивки, будет, мягко говоря, не полным. Не всем интересно увидеть куски стропильных ног, то, чем завершилась Ваше стен, изнанку кровельных покрытия, пирога, да и много всего, о чём рядовой обыватель, не имеющий опыта, понятия не имеет. Подшивать свесы выполняют после работ по укладке кровли, утепления и отделки фасадов, т.е. это такой своеобразный финишный момент в наружной отделке дома.

Какие бывают свесы крыши? Чем они отличаются?

Скатная крыша, как правило, имеет два типа свесов. Те свесы, которые расположены горизонтально с нижней стороны ската, принято называть карнизными, а наклонные свесы, расположенные по сторонам ската и примыкающие к фронтону дома - фронтонными. Свесы, обычно, имеют ширину от 0,4 и до 1м и расположены по всему периметру здания.

Карнизный свес - являет собой нижнюю часть ската и служит для притока воздуха в чердачное помещение, если дом с холодной кровлей, или для организации циркуляции воздуха через вентиляционные зазоры к коньку если кровля мансардная.

В первом случае, воздухообмен чердачного помещения позволяет содержать в исправном состоянии и сушить и вентилировать стропильную систему, а во втором, обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства, при котором удаляется конденсаты и пар с кровельного покрытия и мансардного утеплителя.

Исходя из вышесказанного, понятно, что приток воздуха должен быть организован при выполнении подшивки свесов. Если свесы не подшивать, то птицы, мыши и прочая насекомая живность будет вредить кровельному пирогу, а атмосферная влага будет гноить стропильную систему, напротив, если подшить свес неправильно, не обеспечить должного притока воздуха - не будет.

Как же организовать вентиляцию при подшивке свесов? Есть несколько общепринятых способов:

  • Зачастую, для вентиляции, подшивку выполняют так, чтобы между стеной и зашитым карнизом оставался зазор - воздухозаборник. Такой способ эффективен при использовании профнастила (металлопрофиля, профлиста), глухих металлических и ПВХ софитов, сайдинга, панелей ПВХ, доски и похожих материалов. Для металлических материалов, зазор варьируется от 6 и до 12 мм, для доски и прочих, подверженных тепловому расширению, 10-20 мм.
  • Для всех листовых материалов и панелей, можно использовать готовые вентиляционные решётки.
  • При выполнении подшивки доской, между досками можно оставлять зазор в 5-10 мм.
  • Для подшивки можно использовать уже готовые, перфорированные софиты. Они могут быть как поливинилхлоридные (ПВХ), так и металлические.

Кроме всего прочего, есть два обязательных требования при выполнении подшивки свесов, их соблюсти нужно обязательно:

  1. Общая площадь отверстий вентиляции ската, для забора воздуха, не должна быть меньше 1/500 всей вентилируемой площади ската, причём если материалы кровельного покрытия герметичные (битумная основа, фалец и пр.), то диаметр вентиляционных отверстий лучше увеличить.
  2. Все, организованные в подшивке отверстия и зазоры, необходимо закрывать сетками для защиты от мусора, грызунов и птиц.

Горизонтальная подшивка свеса

Фронтальный свес - наклонный свес ската, расположенный со стороны фронтона. Фронтонному свесу вентиляция не требуется, основное герметичность. Фронтонный свес защищает не только фронтон здания, но и кровельный пирог, в который, крайне нежелательно попадать влаге.

Фронтонный свес

Как выполнить отделку скатов с торца - кромки?

Как карнизный , так и фронтонный скат имеют открытые и незащищённые элементы. Это торцы стропильной системы: стропил, обрешётки. Вот их, и необходимо защитить от атмосферных воздействий, придав эстетичный внешний вид. Вдоль карнизного ската, желательно, установить для отвода осадков с кровельного покрытия. Обработка и защита этих элементов и считается отделкой кромки свеса. Как и с помощью каких материалов выполнять эту работу, зависит от типа кровельного покрытия, геометрии свеса и прочих факторов. Как правило, вместе с большинством кровельных покрытий Продавец предлагает уже имеющиеся типовые решения данной задачи, однако Вам, как минимум, нужно будет установить эти элементы, а иногда доработать или подогнать к Вашему свесу.

Перед началом работ по подшивке свесов крыши, необходимо подготовиться, а это обрезать все выступающие торцы стропильных ног вертикально по линии, что бы плоскости резов были в одной плоскости и эта плоскость была полностью параллельна плоскости стены. Затем торцы стропил обвязывают доской, на которой будет крепиться лобовая доска. Лобовая доска, может быть, как деревянной, так и типовым профильным металлическим элементом. Всё опять зависит от типа кровельного покрытия. На эту доску, можно монтировать кронштейны водосточной системы.

Фронтонный свес , аналогично карнизному , подготавливается, обрезаются в линию концы обрешётки. Линия эта, вместе с линией обрезки второго ската, дложны лежать так же в одной плоскости, а плоскость, в свою очередь, должна быть параллельной плоскости этой стены здания. Аналогично карнизному свесу, к торцам ската прибивается или прикручивается лобовая доска, верхний торец которой, в зависимости от покрытия, может быть прикрыт кровельным материалом, а может быть наоборот, как в случае с профнастилом (металлопрофилем, профлистом), металлочерепицей, закрыт торцовой планкой.

Способы подшивки свесов .

В различных источниках упоминается о великом многообразии вариантов подшивки, однако они различаются материалом, выбором способов его крепления, а по конструкции, вариантов всего два. Различаются эти два способа лишь по углу выполнения подшивки. А именно, плоскость карниза может быть параллельно плоскости кровли (по стропилам) или может быть горизонтальна (набивается обрешётка на короб).

Порядок подшивки свесов по стропильным ногам.

Этот способ подшивки крыши совсем несложный, особенно если торцы стропильных ног обрезаны ровно. По опыту, хочется сказать, что особенно удачно этот способ сочетается с пологими крышами, с небольшим углом уклона и шириной свеса не больше 0,5 м. Обычно обрешётка прикручивается к стропилам и, уже к ней, крепится подшивочный материал. По этому способу, материал подшивки может быть любой: металлический или ПВХ , софит, доска или вагонка и т.д. Раскладывать материал можно как вдоль, так и поперёк, главное подготовить обрешётку для его крепления.

Подшивка свеса по стропилам

Горизонтальная подшивка свесов.

Исходя из опыта, этот способ подшивки особенно удачен при большом угле наклона скатов. Особенных трудностей, при проведении работ своими руками, традиционно, не возникает, но определённые нюансы, как всегда, есть. Для подшивки свесов по этому способу, требуется соорудить короб, к которому и будет крепиться подшивочный материал. При устройстве такого короба, следует обратить внимание на то, что образовавшийся конденсат, дождь и прочая влага должна отводиться от стен здания как можно дальше, для этого, обычно, задают уклон «от стены», т.е. для соблюдения этого правила, брусок на стене закрепляют на 50 мм выше от уровня бруска крепления подшивки на внешней стороне. Углы крыши соединяются с углами дома досками, если ширина свеса более 0,5 м, то посредине свеса прибивается ещё один продольный брусок, затем использую доборные элементы подшивочного материала, короб зашивается. Направление панелей подшивки не ограничено, конструировать можно самостоятельно.

Подготовка к горизонтальной подшивке свеса

В отличии от карнизного свеса - фронтонный, всегда подшивается по первому способу, по кровельной обрешётке. Важно будет устроить каркас из продольных брусков, а материал подшивки крепить уже к ним.

Чем выполняют подшивку свесов крыши? Материалы.

Доска и деревянная вагонка.

Доску выбирают, как правило, хвойных пород и строганую, вагонку лучше специальную, предназначенную для эксплуатации во влажных условиях, однако она дороже и многие применяют хвойную. Доска и должна быть обработана антисептическими составами и защищена лаком или краской.

Перед монтажом, доску или вагонку нужно выдержать на улице около четырёх недель. Дерево должно сравняться по влажности с материалами крыши во избежание деформаций. При установке досок перпендикулярно - крепление по краям, продольно - с интервалом через 0,6-1 м. Не забываем о вентиляции. При применении вагонки, вентиляционные зазоры не устраиваются, монтируются приобретённые вентиляционные решётки с интервалом 1-2 м. Минус - постоянно, в процессе эксплуатации, требует обслуживания: зачистки, покраски, пропитки…

Сайдинг и панели ПВХ.

Надеюсь, что эта статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях и Ваши друзья будут иметь возможность ознакомиться со свойствами современных строительных материалов..

Мы всегда рады проконсультировать Вас по любому вопросу, обращайтесь.

Тепла и уюта Вашему дому.

Похожие публикации