Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Внутри стыда. Как избавиться от чувства стыда. Стыд - это что такое? Значение слова

Что такое стыд, знает каждый из нас. Это неприятное ощущение, вызывающее внутренний дисбаланс. Оно может быть настолько сильным, что надолго препятствуя нормальной деятельности. Каким образом появляется стыд (это чужеродное обжигающее чувство), стоит ли его искоренять? Как правильно к нему относиться? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Существует ли чувство стыда

На самом деле развитая личность понимает, что в этом мире не стыдно полностью ничего. Но нюанс состоит в том, что если выйти в ненадлежащем виде на Красную площадь, то это будет чревато как минимум разговором с участковым. Прежде всего, нужно понять, что плохо не именно совершить какой-либо неприглядный поступок. Проблема состоит в том, что стыд - это ощущение, возникающее, если об этом действии узнают непонимающие ситуацию лица.

Все мы являемся людьми, а организм каждого из нас работает сугубо индивидуально. Одним из нас нужно больше пищи, воды, любви, работы, развлечений, спорта, отдыха и так далее. Стыд - это результат непринятия какого-либо поведения обществом. Ведь всегда находятся люди, которые живут по противоположным законам.

Ощущение стыда воспитывается окружением

Примитивный пример можно привести даже из жизни студентов, которые живут в общежитии. В комнате, в которой проживают отличники, всегда царит атмосфера чистоты, порядка и стремления учиться. Сказать соседям о том, что на прошлых выходных ходил в ночной клуб, такой студент не может. Ведь его поступок сочтут ненадлежащим для образованного, воспитанного человека. То есть он будет испытывать стыд (это неприятное ощущение вины за то, что нерационально израсходовал своё время).

Существует и полностью противоположная комната. В ней постоянно шум, гости и веселье. Все проживающие считают, что учиться необязательно, потому что с преподавателями можно как-то договориться. На крайний случай контрольную можно списать. В этой комнате все постоянно наряжаются и по вечерам уходят на дискотеки или ещё куда-нибудь. В компании таких студентов заявить о том, что прошлые выходные провёл с конспектом по электротехнике, просто недопустимо. В результате скажут, что так жить скучно и неправильно. Такой студент подумает: «Мне стыдно перед друзьями за то, что я уподобился тем заучкам».

Нормы, которых требует общество

С детства должны быть привиты определённые нормы поведения. При желании, становясь взрослым, человек их улучшает и совершенствует. Среди подобных моментов можно назвать такие:

  1. Вытирать руки о скатерть.
  2. Издавать чавкающие звуки при еде.
  3. Громко стучать вилкой по тарелке.
  4. Пользоваться зубочисткой у всех на виду.
  5. Очищать ухо пальцем перед кем-либо и так далее.

С детства нам прививают, что существуют определённые нормы общественного поведения. И нарушать их стыдно. Конечно, всё зависит от контингента, в который попадает человек. То есть если он находится в обыкновенной рабочей среде самых простых людей, то фразу: «Мне стыдно, потому что я сделал глоток чая громко,» - никто не поймёт. Но если собеседником является высокоинтеллигентный человек, то перед ним неудобно даже совершенно случайно ударить ложечкой по посуде.

Стыд при воспитании детей

К сожалению, очень часто понятием стыда просто злоупотребляют. Это делается с целью оградить ребёнка от нежелательных поступков. Например, малыш играет во дворе и вымазывает новые штаны. Родители ругают его, всячески указывают на проступок. В результате обязательно звучит фраза: «Как тебе не стыдно». То есть ребёнок постепенно понимает, что за свои проступки он должен испытывать определённое чувство. Он может не видеть никакой проблемы в том, что вымазал новые вещи. Ведь он всего лишь сделал шаг в сторону, а рядом стояла оказавшаяся грязной скамейка. Но судя по всему, мама и папа этого не понимают, поэтому гораздо проще опустить голову и продемонстрировать, что без стыда здесь не обойтись.

К сожалению, постепенно такой человек становится замкнутым. Он боится что-либо сказать и сделать, потому что любой его поступок будет оцениваться как неправильный. И все узнают, какие ощущения он при этом испытывает.

Взрослый человек, которому стыдно

В мире взрослых людей всё обстоит несколько не так, как среди детей. Повзрослевший ребёнок, которого постоянно упрекали в том, что он поступает неправильно, вызывая в нём чувствует себя некомфортно. Такой человек плохо понимает, что можно обойтись без стыда. А окружающие интуитивно улавливают его испуг.

Вероятность того, попадёт в компанию исключительно добрых, мягких людей, трепетно относящихся к его чувствам, крайне мала. Обычно окружающие «прощупывают» слабые места, начиная нещадно манипулировать. Они могут заведомо моделировать какие-либо ситуации с целью вызвать чувство стыда. То есть взрослый человек должен понять ситуацию и суметь себя вывести из детских страхов подобного рода.

Стыд перед непонимающими людьми

Суть состоит не в том, чтобы отречься от стыда вообще. Это ощущение является индикатором запретов, навязанных извне. Чувство очень неприятное, напоминающее жжение внутри. Возникает желание спрятаться и стереть из памяти собственный проступок. А стоит ли испытывать стыд перед теми, кто мог бы произошедшее понять, но делать этого не хочет?

Следует себя убедить в том, что любое осуждение какого-либо нелицеприятного поступка является чистоплюйством. Как известно, геев больше всего осуждают те лица, которые глубоко внутри сильно к ним расположены. Люди, которых такая проблема действительно не волнует, заинтересованы абсолютно другими вещами. И вина и стыд перед ними из-за каких-то глупостей или ситуаций, подлежащих объяснению, просто не возникают.

Другой пример говорит о том, что если на кого-то явно показывать пальцем, то на самом деле указываешь на себя. Если получилось так, что собеседник совершил какой-либо непроизвольный поступок, то не стоит направлять на него указку и кричать об этом на всю улицу. Таким поведением тот, кто якобы следит за порядком, показывает свою природную причастность к такого рода вещам.

Работа со стыдом

Взрослый человек должен сам определиться с тем, приемлемо для него что-либо или нет. И придерживаться людей соответствующих взглядов. Сохранить психику здоровой в этом случае гораздо проще. Таким образом, он будет испытывать чувство стыда исключительно перед собой.

Лучше всего относиться к этому ощущению как к индикатору. Взрослый человек сам выбирает, с кем ему общаться. То есть если возникло неприятное жжение внутри, то здесь, скорее, присутствует манипуляция. Возможно, настоящая или очень давняя. Следует не подавлять чувство стыда внутри себя, а постараться, наоборот, его извлечь.

Нужно, невзирая на неприятные ощущения, разобрать ситуацию по полочкам. То есть необходимо выяснить:

  1. Что произошло.
  2. Собственное отношение и причины.
  3. Мнение собеседника (одного или нескольких).
  4. Кто узнает ещё и как отнесётся.
  5. Что делать в дальнейшем.

Ответы на вопросы

Нужно честно и без стеснения определить для себя произошедшее событие, вызывающее неприятное ощущение внутри. Затем нужно ответить на вопрос о причине произошедшего, но обманывать себя здесь нельзя. То есть природа произошедшего состоит в том, что была неправильно понята ситуация, отпущена какая-то недопустимая реплика, совершён нелицеприятный поступок по причине плохого самочувствия и так далее.

Затем очень важно понять, как отнёсся к произошедшему собеседник. Если его реакция оказалась высокомерной, осуждающей и жестокой, то должны возникнуть мысли по поводу того, каким образом диалог с этим человеком вообще произошёл. Скорее, что тесно общаться с ним не нужно. Также следует прозондировать тех людей, которые могут узнать о проступке.

В дальнейшем нужно вести себя так, как ни в чём не бывало. При этом следует сделать свои выводы. То есть если собеседниками оказались люди, которые проявили жестокость, то общение нужно свести к минимуму и порадоваться за лиц, у которых всё всегда происходит исключительно идеально. Потому что такого в природе не существует в принципе.

С кем дружить предпочтительнее

Если человек отнёсся нормально, то следует поставить ему плюс. Также очень хорошо характеризует собеседника его способность на ситуацию внимания не обращать. Но здесь существует момент искренности, и его необходимо почувствовать.

То есть общаться нужно с теми, кого интересует собственная жизнь. Такие люди не станут забивать голову какими-то особенностями, произошедшими с их товарищем. А наоборот, если увидят, что человек очень обеспокоен чем-либо, испытывает стыд, чувство вины, то постараются его из этого состояния вывести. Очень часто бывает так, что плохого намерения у того, кто совершил как будто постыдный поступок, не было. А неприятное ощущение имеется. В этом случае настоящий друг поможет увидеть, что поступок яйца выеденного не стоит.

То есть стоит ли нам расстраиваться из-за того, в чём мы не виноваты на самом деле? Логичный ответ состоит в том, что нет. Лучше относиться к стыду не как к чему-то неприятному и требующему задвижки в дальний угол подсознания. Нужно воспринимать это ощущение как индикатор. Таким образом, получится обратить его себе на пользу и улучшить своё самочувствие.

В Библии, как и во многих других религиозных писаниях, говорится, что сначала мужчина и женщина были нагими и не испытывали стыда. Их повеление изменилось после грехопадения. Они быстро осознали свое различие (прежде всего внешнее) и внезапно ощутили стыд из-за своей наготы. Вскоре они надели первую «одежду» - повязки, прикрывающие интимные части тела.

До сих пор в нашем понимании стыд и нагота имеют что-то общее. Однако стыдятся не только обнаженного тела, но и обнаженной души. Чувство стыда дано природой каждому человеку, оно удерживает человека от выбора ложного пути, от проявления высвобождающихся инстинктов. Человеку становится стыдно, он смущается, если его неожиданно застают за непристойным занятием. В повседневной жизни такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому не удивительно, что мы нередко сами говорим или слышим: «Со стыда чуть под землю не провалился», «Со стыда сгореть» и др.

Откуда появилось это чувство?

Стыд - чувство присущее представителям всех мировых культур. Люди тщательно скрывают свое тело под различными одеждами. Поэтому можно было бы полагать, что стыд - врожденное чувство человека. Только совсем маленькие дети нисколько не стыдятся своей наготы. Первое проявление чувства стыда у ребенка можно было бы назвать чувством страха и стеснительности перед чужими, возникающее примерно на восьмом месяце жизни ребенка. С этого возраста ребенку становится стыдно при выполнении чего-либо предосудительного. Возникновению этого чувства часто способствуют родители. Поэтому однозначно ответить на вопрос, является ли это чувство врожденным или приобретенным в результате воспитания, крайне трудно. Иногда человеку становится стыдно не только в окружении незнакомых людей, но и в одиночестве, один на один с неприятными воспоминаниями, например, об испытанном унижении, насилии, моральном и физическом использовании.

Почему человеку стыдно?

Проявление чувства стыда в различных культурах различно. Оно связано с религией, моралью, этикой и системой ценностей, господствующей в конкретном обществе. Каждый воспитанный человек стремится контролировать свои чувства и поведение. Сознательно воздерживаясь от определенных жестов, слов и действий, он тем самым показывает, что уважает других людей. Однако есть люди, которые совершенно не испытывают стыда и открыто это демонстрируют, например, купаются обнаженными в стране, где это не принято или запрещено законом, не обращают внимания на правила общественной жизни страны, пренебрегают обычаями, не уважают других людей. Таким образом, люди без стыда сознательно принимают роль отверженных и часто осуждаются окружающими.

Чувство стыда мешает проявлению скрытых импульсов и инстинктов, например, агрессивности, поэтому часто спасает от многих неприятностей, неправильных решений и действий. Таким образом, соблюдение общепринятых рамок, руководствуясь чувством стыда, во многом определяет жизнь цивилизованных людей. Кроме того, эти общепринятые рамки позволяют жить безопасно в обществе. Каждый человек хорошо знает, как следует себя вести, а как нет. Поэтому перед тем, как сделать что-то неподобающее, необходимо подумать: желает ли он разрушить существующие нормы морали.

Внешние признаки

Внешние проявления стыда: опущенная голова, взгляд, отведенный в сторону, глаза, опущенные вниз, лицо, закрытое руками, несмелое хихиканье, а иногда даже плач. Многие люди, когда им стыдно, краснеют, их бросает в жар. Покраснение - наглядное проявление возможной реакции организма на чувство стыда.

Есть люди, которые краснеют не только в неприятной ситуации, но и в том случае, если их публично хвалят. Положительное внимание окружающих также может оказывать негативное действие на них и приводить в сильное смущение. Такое чувство называют застенчивостью .

Реакция на неприятную ситуацию у каждого человека индивидуальна. Слишком застенчивые люди часто страдают от комплекса собственной неполноценности. Этим людям может помочь психотерапия.

За многие годы понимание стыда сильно изменилось, например, сегодня купание в обнаженном виде, сожительство, неприличные журналы и многое другое мало кого удивляют и волнуют.

Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.

Стыд — это ужасно болезненное переживание.

Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.

Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями , боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.

Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.

Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:

Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.

Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.

Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная. У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.

Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.

Каким рождается ребенок

Рождение человека - это удивительное событие. Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения. Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.

Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.

Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой. Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями , а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п. Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.

Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе. Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой. И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.

Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.

Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»

Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»

Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.

Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может. А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.

Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».

Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.

В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам. Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе. Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».

Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».

Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.

Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.

В третьей статье мы поговорим о том, как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться? ».

В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда .

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Чувство стыда – как его описывает психология

Стыд – это отрицательно окрашенное чувство. Его объект – качество субъекта (особенности внешности или характера) или какой-либо поступок, совершенный им. Стыд основан на социальной неприемлемости того, за что стыдно. Это чувство обостряется, если поступок был совершен на глазах окружающих и они также осудили его. На тонко чувствующих, впечатлительных людей чувство стыда оказывает разрушительное действие. Они постоянно укоряют себя в случившемся, теряют сон и аппетит, мысленно ругают себя за неспособность предугадать ситуацию, не доводить ее до стыдного финала. Эти люди не могут избавиться от ощущения собственной неправоты, они боятся высказать свое мнение, не в силах побороть стеснительность. Это очень мешает им продуктивно общаться с окружающими, продвигаться вверх по карьерной лестнице, иметь уважение у друзей и близких.

Стыд – явление, особо изучаемое в социологии. По мнению ученых, основой общественной морали являются обсуждение и осуждение двух явлений – брака (создания семьи) и преступления

Чувство стыда и чувство вины – в чем разница

Чувство стыда – более глубокое, оно затрагивает подсознание. Стыд за совершенный поступок накладывается на прошлые ситуации, в которых также возникало это чувство. Тем самым настоящее ощущение усугубляется, человек впадает в состояние фрустрации. Вина – более поверхностное чувство. Оно связано с одним конкретным поступком и быстро проходит, когда стираются первые впечатления о нем.

Чувство стыда незнакомо животным. Им обладает только человек, что выделяет его не только из животного мира, но из всей материальной природы

Если чувство стыда вызвано отрицательным поступком, то поможет от него избавиться признание собственной вины. Как говорит старинная пословица, повинную голову меч не сечет. А это значит, что, как бы тяжело не было признавать свои ошибки, это нужно сделать. Тогда больше не будет долга перед окружающими. Да, был совершен проступок, но человек это осознал и покаялся. Больше от него требовать нечего. Таким образом человек облегчает душу в первую очередь себе, а уже потом окружающим, которые будут рады тому, что он осознал свое поведение.

Если чувство стыда вызвано качествами человека, то работать нужно над самооценкой. Проводить аутотренинг, в котором говорить, что главное – собственные мысли и ощущения, а не то, что думают окружающие. Таким образом можно повысить самооценку , стать уверенным в себе и уже не бояться казаться смешным или непонятным.

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Похожие публикации