Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Версаль в париже описание. Как жили короли. Версальский дворец

Зима - прекрасное время для занятий спортом как на свежем воздухе, так и в помещении. Открываются возможности для беговых и горных лыж, сноуборда, катания на коньках. Можно заниматься бегом или просто гулять по тропинкам.

Читать полностью

Рубрика: Здоровый образ жизни

Зима – время гриппа. Ежегодная волна заболеваний гриппом обычно начинается в январе и длится три-четыре месяца. Можно ли предотвратить грипп? Как защитить себя от гриппа? Является ли вакцина против гриппа действительно единственной альтернативой или есть другие способы? Что конкретно можно сделать для укрепления иммунной системы и предотвращения гриппа естественными способами, вы узнаете в нашей статье.

Читать полностью

Рубрика: Здоровый образ жизни

Существует множество лекарственных растений от простудных заболеваний. В нашей статье вы познакомитесь с наиболее важными травами, которые помогут вам быстрее справиться с простудой и стать сильнее. Вы узнаете, какие растения помогают при насморке, оказывают противовоспалительное действие, облегчают боль в горле и успокаивают кашель.

Читать полностью

Рубрика: Здоровый образ жизни

Правильное сбалансированное питание, предпочтительно из свежих местных ингредиентов, уже само по себе содержит необходимые организму питательные вещества и витамины. Однако многие люди не беспокоятся об идеальном питании каждый день, особенно зимой, когда из-за холода хочется чего-то вкусненького, сладкого и питательного. Кто-то не любит овощи и не обладают временем для их приготовления. В этих случаях пищевые добавки действительно являются важной и незаменимой добавкой к ежедневному рациону. Но есть также витамины, которые в зимний период должны принимать все люди без исключения в виде пищевых добавок просто потому, что с помощью питания невозможно удовлетворить потребности организма в этих питательных веществах.

Читать полностью

Как стать счастливым? Несколько шагов к счастью Рубрика: Психология отношений

Ключи к счастью находятся не так далеко, как это может показаться. Есть вещи, которые омрачают нашу действительность. От них необходимо избавляться. В нашей статье мы познакомим вас с несколькими шагами, с помощью которых ваша жизнь станет ярче, и вы почувствуете себя счастливее.

Читать полностью

Учимся извиняться правильно Рубрика: Психология отношений

Человек может быстро что-то сказать и даже не заметить, что он кого-то обидел. В мгновение ока может разгореться ссора. Одно плохое слово следует за следующим. В какой-то момент ситуация настолько накаляется, что, похоже, из нее уже нет выхода. Единственное спасение - чтобы один из участников ссоры остановился и извинился. Искренне и дружелюбно. Ведь холодное «Извините» не вызывает никаких эмоций. Правильное извинение - лучший лекарь для отношений в каждой жизненной ситуации.

Читать полностью

Рубрика: Психология отношений

Сохранять гармоничные отношения с партнером - это не просто, но бесконечно важно для нашего здоровья. Можно правильно питаться, регулярно заниматься спортом, иметь прекрасную работу и много денег. Но ничто из этого не поможет, если у нас есть проблемы в отношениях с дорогим человеком. Поэтому так важно, чтобы наши отношения были гармоничными, а как этого добиться, помогут советы в данной статье.

Читать полностью

Неприятный запах изо рта: в чем причина? Рубрика: Здоровый образ жизни

Плохой запах изо рта - довольно неприятный вопрос не только для самого виновника этого запаха, но и для его близких. Неприятный запах в исключительных случаях, например, в виде чесночной пищи, прощается всем. Хронический плохой запах изо рта, однако, может легко продвигать человека к социальному офсайду. Так не должно происходить, потому что причина неприятного запаха изо рта может быть в большинстве случаев относительно легко обнаружена и устранена.

Читать полностью

Рубрика:

Спальня всегда должна быть оазисом мира и благополучия. Очевидно поэтому многие люди хотят украсить спальню комнатными растениями. Но целесообразно ли это? И если да, то какие растения подходят для спальной комнаты?

Современные научные знания порицают древнюю теорию о том, что цветы в спальне неуместны. Раньше считалось, что зеленые и цветущие растения ночью потребляют много кислорода и могут вызвать проблемы со здоровьем. На самом деле комнатные растения имеют минимальную потребность в кислороде.

Читать полностью

Секреты ночной фотосъемки Рубрика: Фотография

Какие же настройки камеры следует использовать при длительной экспозиции, ночной фотосъемке и фотосъемке с низким уровнем освещения? В нашей статье мы собрали несколько советов и рекомендаций, которые помогут Вам сделать качественные ночные фотографии.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: Франция. Дворцы и парки Версаля. Часть 1

В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Францу́зской Респу́блике значится 37 наименований (на 2011 год), это составляет 3,8 % от общего числа (936 на 2011 год). 33 объекта включены в список по культурным критериям, причём 17 из них признаны шедеврами человеческого гения (критерий i), 3 объекта включены по природным критериям, каждый из которых признан природным феноменом исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii), а также 1 смешанный объект, также попадающий под критерий vii. Кроме этого, по состоянию на 2010 год, 33 объекта на территории Франции находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Французская Республика ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 27 июня 1975 года.

Эксперты ЮНЕСКО решили, что французская гастрономическая культура с ее ритуалами и сложной организацией достойна включения в престижный Список нематериального культурного наследия. Впервые в мире этот статус получила национальная кухня, что свидетельствует о «ее повсеместном признании» .
Эксперты Межправительственного комитета ЮНЕСКО удовлетворили просьбу Франции в искусстве алансонского кружева - вошли в Список нематериального наследия человечества.
Еда - это часть французского национального самосознания. Нормандская, прованская, бургундская и эльзасская кухни различаются между собой так же, как жители этих регионов. «Надо сказать, французская кухня подвергается многочисленным влияниям, что позволяет ей создавать новые блюда и новые вкусы. Сложно переоценить значение этой открытости, особенно учитывая особенности современного общества», - отмечает Юбер де Кансон (Hubert de Canson), заместитель постоянного представителя Франции при ЮНЕСКО.

Версальский дворец и парк

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.



Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.



С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.



Chapel_and_Gabriel_Wing_Palace_of_Versailles
Северный вид



Южный фасад.Версаль 2



В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германским войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений



Вид на дворец из парка


Versailles_-zicht_op_de_Écuries
История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.




La Victoire sur l"Espagne Marsy Girardon Versailles

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.


Людовик XV

После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I, во время своего визита во Францию, останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).



Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.



Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV - малые аппартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в аппартаменты Мадам Дюбарри) и малые аппартаменты Короля на третьем этаже - на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).



Малый Трианон,дворец


Малые апартаменты короля.Кабинет золотого сервиза



Игровой салон Людовика 16



Мадам Дюбарри
Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения аппартаментов дочерей Людовика XV.


Одни из ворот





Незыблимость власти.Французский королевский двор.


В отделке ворот символы короля-«солнца»



Золотые ворота.



Версальский дворец; камень Сен-Лё,



Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI, и был завершен только в ХХ веке (Verlet, 1985).



Зеркальный зал



Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра/ Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро/ Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро. Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро.



Фасад дворца.Часы Людовика 14.
Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 859 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.


Импратор Август



Римские бюсты



Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии
Фонтаны Версаля

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.








Архитектурные элементы отделки дворца
5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.
Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.



Провозглашение Германской империи в 1871 г.



Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.


Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.
В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.


Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.



Мраморный двор Версаля
После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году. Версальский дворец

Родившиеся во дворце

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей: Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI,
Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

Интерьеры дворца
Бюсты и скульптуры


Bust of Louis XIV by Gianlorenzo Bernini





Busts in the Hall of Mirrors


Buste de Louis XV, Jean-Baptiste II Lemoyne (1749),апартаменты дофина,Луи 15


Мадам Клотильда



Buste de Charles X, 1825, François-Joseph Bosio







Мария-Антуанетта



François Paul Brueys



Зеркальная галерея




/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/01/Chateau_de_Versailles_2011_Howdah_Phra_Thinang_Prapatthong_2.jpg/800px-Chateau_de_Versailles_2011_Howdah_Phra_Thinang_Prapatthong_2.jpg" middle" border="0">














Salle des croisades






Спящая Ариадна



Escalier Gabriel



Petit_appartement_du_roi



Потолок вестибюля


Вход с вестибюля


Вестибюль


Salle des gardes de la reine


Салон Луи 14,медальoн с изображением римского легионер


Salon de Vénus, Louis XIV en empereur romain, Jean Varin



Герб Луи-Филлипа

Картины


Прием перских послов Людовиком 14, COYPEL Antoine



Creator:Claude Guy Hallé (Français, 1652-1736)



Король-солнце, Jean-Léon Gérôme (Français, 1824-1904)



Модель лестницы послов



Лестница.послов






Декор вестибюля,


Мария -Жозефина Саксонская и граф Бургундский, Морис Кантен де Латур(автор)


La remise de l"Ordre du Saint-Esprit, Nicolas Lancret (1690-1743)

Апартаменты Людовика 14








Апартаменты Дофина

Аллегории,потолочная роспись,










Королевская опочивальня в золотом.










Синий кабинет



Покои в Большом Трианоне



Марии- Антуанетты



Кровать Мадам Помпадур



Покои Наполеона

Декор дворца

Ангелы,потолок салона приемов



Petit_appartement_du_roi





Библиотека



Большой кабинет,



Салон Дианы


Геркулес



Зеркальная галерея



Герб Людовика 14

Люстры и канделябры










Столовые и камины


Josse-François-Joseph Leriche,туалет королевы

















До конца 16 века Версаль был маленькой деревней недалеко от Парижа. Людовик Тринадцатый построил там сначала охотничий домик, потом небольшой замок, а в 1632 г. купил всю деревушку. Его сын, Людовик Четырнадцатый, Король-Солнце, возвёл в Версале огромный дворцовый комплекс и превратил его в главную резиденцию французских монархов.

История возникновения Версаля как одного из символов Франции

В 1682 г. королевский двор переезжает в Версаль, который становится не только фактической столицей Франции, но и символом абсолютизма. С этого момента все европейские правители, желая подчеркнуть своё величие, строят дворцы на «версальский» манер.

У Людовика Четырнадцатого были причины стремиться прочь из Парижа. Столица выглядела слишком провинциальной для могущественной европейской державы, какой стала в эти годы Франция. К тому же король не мог простить парижанам Фронды, он не доверял им и хотел на будущее обезопасить себя от бунтующей толпы.

Обустройство Версаля началось ещё в 1661 г., продолжалось не один десяток лет и потребовало огромных затрат, практически разорившейся страны.

Описание Версаля — строгость во всем

Комплекс был спланирован вокруг трёх дорог, ведущих в Париж и к королевским имениям Сен-Клу и Со. В точке их соединения перед парадным входом в Большой дворец Версаля установлена конная статуя Людовика Четырнадцатого.

Парки Версаля — геометрическая строгость линий и пропорций

С другой стороны дворца, как бы продолжая среднюю дорогу, тянется главная аллея с бассейнами и Большим каналом (1520 м). Она чётко делит громадный парк на две симметричные половины.

Геометрическая строгость линий и пропорций - отличительная черта версальского ансамбля. В нём отразилось увлечение французских зодчих утопической архитектурой, ведущей своё начало от фантастических «идеальных городов» эпохи Возрождения.

Кажется, что парк вычерчен по линейке, но при этом он не выглядит, ни скучным, ни однообразным. Его оживляют цветники, скульптурные группы, каскады, гроты и особенно фонтаны, устройство которых было вершиной инженерной мысли своего времени. Особенно впечатляет посетителей фонтан Аполлона (скульптор Тюби), изображающий колесницу античного бога.

Роскошные залы Версальского дворца

Внутри Большой дворец состоит из анфилады роскошно оформленных залов, наполненных изысканной мебелью, драгоценностями, произведениями искусства. Отдельно стоит отметить Зеркальную галерею длиной 73 м. Её 17 зеркальных панно отражают свет 17 же огромных окон, выходящих в парк. В этом сверкающем зале проходили торжественные церемонии, балы, приёмы и королевские свадьбы.

Необходимо также посетить Королевскую часовню, салон Венес, салон Аполлона, Королевскую оперу, дворцы Большой и Малый Трианон.

Архитектор Андре Ленотр создал в Версале абсолютно новый тип паркового ландшафта, именуемого французским регулярным (т. е. правильным) садом. Такой сад, воплощающий идеалы гармонии, величия и неизменного порядка, стал образцом для знаменитых императорских ансамблей Петергофа и Сан-Суси (Потсдам).

Как и у Версаля, у этих парков есть одна характерная особенность: с определённых точек в них можно наблюдать «ясную линейную перспективу» правильно организованного пространства.

Сады и парки Версаля

Сады и парки Версаля общей площадью 101 га служили для придворной знати грандиозной сценой: здесь происходили праздники, гуляния, маскарады и прочие увеселения, в тени которых плелись козни и дворцовые интриги.

Людовик, превративший свою жизнь в пышный спектакль, покровительствовал классическому театру – в Версале ставились оперы Люлли, пьесы Расина и Мольера. Эту традицию продолжили преемники, особенно супруга Людовика Шестнадцатого Мария-Антуанетта, которая выстроила собственный театр и сама в нем играла.

Главный дворцовый комплекс, созданный в стиле французского классицизма, поражает своим размахом. Ансамбль состоит из трех последовательно расположенных дворов – Министров, Королевского двора, куда могли заезжать лишь экипажи монарха и Мраморного двора, где сохранились постройки охотничьего замка Людовика Тринадцатого.

Версаль — это история Франции

История Версаля не ограничивается жизнью королей. Именно здесь в июне 1789 года депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, а позже – Учредительным. В том же году 26 августа в Версале принята Декларация прав человека и гражданина.

Здесь же шестью годами раньше был подписан документ, утвердивший независимость США. 28 июня 1919 года в Версале заключен мирный договор, завершивший Первую мировую войну.

С 1837 года Версаль официально является Музеем истории Франции.

Десять лет назад дворец Версаля стал частью проекта широкомасштабной реставрации дворца, под патронажем Жака Ширака. По плану в течение 20 лет должны были быть обновлены внутренняя часть Оперы и фасад, восстановлена изначальная планировка садов, возвращена во внутренний Мраморный двор золоченая Решетка короля и т.д.

Однако жизнь вносит свои коррективы и на сегодняшний день реставрационные работы ограничены поддержанием дворца в рабочем состоянии.

Версальский дворец — ВИДЕО экскурсия

Версаль - дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Общая площадь всей территории с садами, фонтанами, бассейнами, каскадами, гротами, скульптурами и изящными дворцами, поистине королевская, более ста гектаров.

http://youtu.be/gnbpr0en38M

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

Поражающий воображение дворец в пригородах Парижа стал символом абсолютной монархии и роскоши последних французских королей.

На современников он производил столь сильное впечатление, что многие правители других государств приказывали своим архитекторам создать для них нечто подобное.

Хотя у всех посетителей Версаля этот дворец ассоциируется прежде всего с личностью легендарного Людовика XIV, достоинства этого городка оценил еще дед Короля-Солнце, король Генрих IV, любивший охотится в здешних лесах. Сын и наследник Генриха, Людовик XIII, в 1623 году распорядился построить там небольшой охотничий павильон. В начале 1630-х годов король выкупил у семьи Гонди и архиепископа парижского территории, прилегающие к его владениям, и заказал Филиберу Леруа нового, более представительного сооружения.

Дворец Людовика XIII был завершен в 1634 году. Он представлял собой прямоугольное двухэтажное строение, имеющее два крыла, перпендикулярные главному корпусу.


В центральной части находилась королевская спальня, ее окружали залы для приемов. Фрагменты этой планировки можно увидеть в здании дворца, существующем в наши дни: фасады вокруг так называемого Мраморного двора (Cour de Marbre) отличаются от всех остальных облицовкой из темно-красного кирпича, контрастирующего со светлыми архитектурными деталями - обрамлением окон, карнизами и декоративными элементами из кремового песчаника.


Любимая резиденция Людовика XIV

Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. занимались два художника - Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе - пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.




Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала - Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).


Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.


Личные апартаменты монархов

Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры - в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, - поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.




В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон - ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.


Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

Знаменитые сады


Скромный сад, окружавший некогда дворец, возведенный Людовиком XIII, во время правления его наследника беспрестанно изменялся - его расширяли и доводили до совершенства, дабы он своей роскошью соответствовал великолепию самой постройки. Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Вместе с Ленотром работали художники и скульпторы - окружение дворца должно было соответствовать эстетическим требованиям, воплощенным в его интерьерах. Ближе к садовому фасаду были размещены цветочные партеры со строгой шахматной композицией, которые переходили в более высокие так называемые кабинеты и боскеты, образованные шпалерами стриженых кустарников и деревьев, увенчанных кронами строго определенной формы. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. В центре установлена статуя бога Солнца, правящего колесницей, в окружении тритонов и дельфинов. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби.

Гармоничное сочетание строгих геометрических фигур зелени и водной глади характерно также для дальней части сада, где Ленотр построил два канала, пересекающихся под прямым углом. Больший из них, называемый Большим каналом (Grand Canal), завершался овальным прудом.


Каналы, многочисленные небольшие фонтаны, водопады и искусственные гроты составляли, начиная с 1664 года, важную часть декораций всевозможных представлений и дворцовых торжеств. По Большому каналу, кроме традиционных парусных лодок, плавали гондолы, которые Людовик XIV получил в дар от венецианских дожей. Примечательно, что во времена этого правителя затраты, связанные с созданием и содержанием водной системы, составили одну треть стоимости строительства всего Версаля.


Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория - более 700 гектаров - Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон. Он устроен по аналогичному геометрическому принципу и украшен партерами, напоминающими восточные ковры.

Похожие публикации