Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как владелец может защитить. Защита информации. Защита от утечки информации

Информация применительно к задаче ее защиты - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях или процессах независимо от формы их представления. В зависимости от формы представления информация может быть разделена на речевую, телекоммуникационную и документированную.

Информацию разделяют на открытую и ограниченного доступа . К информации ограниченного доступа относятся государственная тайна и конфиденциальная информация.

В соответствии с российским законодательством к конфиденциальной информации относится следующая информация:

служебная тайна (врачебная, адвокатская, тайна суда и следствия и т.д.);

коммерческая тайна;

персональные данные (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность).

Информация является одним из объектов гражданских прав, в том числе и прав собственности, владения и пользования. Собственник информационных ресурсов, систем и технологий – это субъект с полномочиями владения, пользования и распоряжения указанными объектами. Владельцем информационных ресурсов, систем и технологий является субъект с полномочиями владения и пользования указанными объектами. Под пользователем информации будем понимать субъекта, обращающегося к информационной системе за получением необходимой ему информации и пользующегося ею.

Защищаемой информацией называют информацию, являющуюся предметом собственности и подлежащую защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, установленными собственником информации.

Однако защите подлежит не всякая информация, а только та, которая имеет цену. Ценной становится та информация, обладание которой позволит ее существующему и потенциальному владельцу получить какой-либо выигрыш: моральный, материальный, политический и т.д.

Ценность информации является критерием при принятии любого решения о ее защите и для выбора метода защиты. В денежном выражении затраты на защиту информации не должны превышать возможные потери.

Принято следующее разделение информации по уровню важности:

1) жизненно важная незаменимая информация , наличие которой необходимо для функционирования организации;

2) важная информация - информация, которая может быть заменена или восстановлена, но процесс восстановления очень труден и связан с большими затратами;

3) полезная информация - информация, которую трудно восстановить, однако организация может эффективно функционировать и без нее;

4) несущественная информация - информация, которая больше не нужна организации.

Приведенное деление информации по уровню важности согласуется с принципом деления информации по уровням секретности.

Уровень секретности - это административная или законодательная мера, соответствующая мере ответственности лица за утечку или потерю конкретной секретной информации, регламентируемой специальным документом, с учетом государственных, военно-стратегических, коммерческих, служебных или частных интересов. Такой информацией может быть государственная, военная, коммерческая, служебная или личная тайна.

Защитой информации называют деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Под утечкой понимают неконтролируемое распространение защищаемой информации путем ее разглашения и несанкционированного доступа к ней. Разглашение – это доведение защищаемой информации до неконтролируемого количества получателей информации (например, публикация информации на открытом сайте в сети Интернет или в открытой печати).

Несанкционированный доступ – получение защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением правил доступа к ней.

Несанкционированное воздействие на защищаемую информацию – воздействие с нарушением правил ее изменения (например, намеренное внедрение в защищаемые информационные ресурсы вредоносного программного кода или умышленная подмена электронного документа).

Непреднамеренное воздействие на защищаемую информацию – это воздействие на неё из-за ошибок пользователя, сбоя технических и программных средств, природных явлений иных нецеленаправленных воздействий (например, уничтожение документов в результате отказа накопителя на жестком магнитном диске компьютера).

Цель защиты информации – предотвращение ущерба собственнику, владельцу или пользователю информации.

Под эффективностью защиты информации понимают степень соответствия результатов защиты информации поставленной цели.

Объектом защиты может быть информация, ее носитель или информационный процесс, в отношении которых необходимо обеспечивать защиту в соответствии с поставленной целью.

Безопасность информации – состояние информации, технических средств и технологии ее обработки, характеризующееся свойствами конфиденциальности, целостности и доступности информации при ее обработке техническими средствами. Таким образом, основными характеристиками защищаемой информации являются целостность, конфиденциальность и доступность.

Целостность информации – свойство информации, технических средств и технологии ее обработки, характеризующееся способностью противостоять несанкционированному или непреднамеренному уничтожению и искажению информации. Целостность является частью более широкой характеристики информации – ее достоверности, включающей помимо целостности еще полноту и точность отображения предметной области.

Конфиденциальность информации – свойство информации, технических средств и технологии ее обработки, характеризующееся способностью информации сохраняться в тайне от субъектов, у которых нет полномочий на право ознакомления с ней.

Конфиденциальность является субъективной характеристикой информации, связанной с объективной необходимостью защиты законных интересов одних субъектов от других.

Доступность информации – свойство информации, технических средств и технологии ее обработки, характеризующееся способностью обеспечивать беспрепятственный доступ к информации субъектов, имеющих на это надлежащие полномочия. Отказом в обслуживании называют состояние информационной системы, при котором блокируется доступ к некоторому ее ресурсу.

Нарушение безопасности информации – утрата свойств, характеризующих безопасность информации при ее обработке техническими средствами.

Угроза безопасности информации – случайная или преднамеренная деятельность людей или физической явление, которые могут привести к нарушению безопасности информации.

Источник угрозы безопасности информации – любое физическое лицо, материальный объект или явление, создающие угрозу безопасности информации при ее обработке техническими средствами.

Утечка информации – утрата свойств конфиденциальности информации.

Несанкционированный доступ к информации (НСД) – доступ к информации при ее обработке техническими средствами без разрешения, используя возможности этих технических средств.

Искажение информации – любое преднамеренное или случайное изменение информации при ее обработке техническими средствами, изменяющее содержание этой информации.

Уничтожение информации – действие, в результате которого информация перестает физически существовать в технических средствах ее обработки.

Аппаратная закладка – электронное устройство, встраиваемое или подключаемое к элементам технических средств обработки информации в целях нарушения безопасности информации при ее обработке техническими средствами.

Политика безопасности – это набор документированных норм, правил и практических приемов, регулирующих управление, защиту и распределение информации ограниченного доступа.

Защищаемая информация

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Владелец информации - субъект, осуществляющий владение и пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации. - это информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
Владельцами, или собственниками, защищаемой информации могут быть, как государство и государственные органы, предприятия, товарищества, акционерные общества, общественные организации, а так же граждане государства.

К защищаемой информации можно отнести сведения, содержащие государственную тайну (секретную информацию), а так же сведения, содержащие коммерческую тайну, либо тайну, касающуюся личной жизни граждан (конфиденциальную информацию).

Защищаемая информация имеет ряд особенностей, присущих только данному виду информации.

  • Ограничивать доступ к информации может только ее владелец (собственник) или уполномоченные им на то лица, так же, собственник может задавать защищаемой информации различные степени секретности;
  • Защищаемая информация должна приносить какую либо пользу ее собственнику и оправдывать затрачиваемые на ее защиту силы и средства;

Классификация защищенной информации по степени секретности

Информация, по степени секретности, может быть разделена на:

  • информацию особой важности (особо важная);
  • совершенно секретную информацию (строго конфиденциальная);
  • секретную информацию (конфиденциальная);
  • информацию для служебного пользования (не для печати, рассылается по списку);
  • несекретную, или открытую информацию.

Также, защищаемая информация может быть разделена по содержанию на политическую, экономическую, военную, разведывательную и контрразведывательную, научно-техническую, технологическую, деловую и коммерческую.

Примечания

Ссылки

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» ГОСТ Р 50922-2006
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» ГОСТ Р 50922-96
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Защищаемая информация" в других словарях:

    Информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации... Источник: Базовая модель угроз безопасности персональных данных… … Официальная терминология

    защищаемая информация - Информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Примечание Собственниками информации могут быть: государство,… … Справочник технического переводчика

    защищаемая информация - 3.4 защищаемая информация: По ГОСТ Р 50922. Источник: ГОСТ Р 52069.0 2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения …

    ЗАЩИЩАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ - согласно ГОСТ Р 50922–96 «Защита информации. Основные термины и определения», – информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    Информация носит нематериальный характер, если не нанесена на материальный носитель, но при этом способна играть важную роль. С развитием информационных технологий, появилась возможность неограниченно размножать информацию. Для сравнения,… … Википедия

    ГОСТ Р 50922-2006: Защита информации. Основные термины и определения - Терминология ГОСТ Р 50922 2006: Защита информации. Основные термины и определения оригинал документа: 2.8.9 анализ информационного риска: Систематическое использование информации для выявления угроз безопасности информации, уязвимостей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    РД 21-01-2006: Положение о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Терминология РД 21 01 2006: Положение о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Автоматизированная система система, состоящая из персонала и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    РД 21-02-2006: Типовая инструкция о защите информации в автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и организаций федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Терминология РД 21 02 2006: Типовая инструкция о защите информации в автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и организаций федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Абонентский… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка) - Терминология Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка): Автоматизированная система система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Организационно-правовое обеспечениеинформационной безопасности представляет собою совокупность решений, законов, нормативов, регламентирующих как общую организацию работ по обеспечению информационной безопасности, так и создание, и функционирование систем защиты информации на конкретных объектах. Основные функции организационно-правовой базы следующие:

1) разработка основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к защищаемой информации;

2) определение системы органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение информационной безопасности в стране и порядка регулирования деятельности предприятия и организации в этой области;

3) создание полного комплекса нормативно-правовых руководящих и методических материалов (документов), регламентирующих вопросы обеспечения информационной безопасности как в стране в целом, так и на конкретном объекте;

4) определение мер ответственности за нарушения правил защиты;

5) определение порядка разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам защиты информации.

Под юридическими аспектами организационно-правового обеспечения защиты информации понимается совокупность законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которых достигались бы следующие цели:

Все правила защиты информации являются обязательными для соблюдения всеми лицами, имеющими отношение к конфиденциальной информации;

Узакониваются все меры ответственности за нарушение правил защиты информации;

Узакониваются (приобретают юридическую силу) технико-математи­чес­кие решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;

Узакониваются процессуальные процедуры разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.

На рис. 6.1–6.3 представлены варианты концептуальных моделей безопасности продукции, личности и информации. Даже беглый анализ этих моделей дает представление о многообразии действий и мероприятий по обеспечению информационной безопасности.

Рис. 6.1. Концептуальная модель безопасности личности

Рис. 6.2. Концептуальная модель безопасности продукции

Рис. 6.3. Концептуальная модель безопасности информации

Созданием законодательной базы в области информационной безопасности каждое государство стремится защитить свои ресурсы. Информационные ресурсы государства в самом первом приближении могут быть разделены на три большие группы:

Информацию открытую – на распространение и использование которой не имеется никаких ограничений;

Информацию запатентованную – охраняется внутригосударственным законодательством или международными соглашениями как объект интеллектуальной собственности;

Информацию, «защищаемую» ее собственником, владельцем с помощью отработанных механизмов защиты государственной, коммерческой или другой охраняемой тайны; к этому виду относят обычно информацию, не известную другим лицам, которая или не может быть запатентована, или умышленно не патентуется с целью избежания или уменьшения риска завладения ее соперниками, конкурентами.

Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для собственника, ограничение распространения которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.

К защищаемой информации относят:

Во-первых, секретную информацию. К секретной информации в настоящее время принято относить сведения, содержащие государственную тайну.

Во-вторых, конфиденциальную информацию. К этому виду защищаемой информации относят обычно сведения, содержащие коммерческую тайну, а также тайну, касающуюся личной (неслужебной) жизни и деятельности граждан.

Таким образом, под защищаемой информацией понимают сведения, на использование и распространение которых введены ограничения их собственником и характеризуемые понятием «тайна».

Применительно к органам государственной власти и управления под тайной понимается то, что скрывается от других, что известно определенному кругу людей. Иначе говоря, те сведения, которые не подлежат разглашению, и составляют тайну.

Основное направление использования этого понятия – засекречивание государством определенных сведений, сокрытие которых от соперников, потенциального противника дает ему возможность успешно решать жизненно важные вопросы в области обороны страны, политических, научно-техни­ческих и иных проблем с меньшими затратами сил и средств.

К подобному же виду тайны относится засекречивание предприятием, фирмой сведений, которые помогают ему эффективно решать задачи производства и выгодной реализации продукции.

Сюда же примыкают и тайны личной жизни граждан, обычно гарантируемые государством: тайна переписки, врачебная тайна, тайна денежного вкла­да в банке и др. Классификацию информации с точки зрения ее владельца можно представить в виде таблицы (табл. 6.1). Цветом выделена та информация, защита которой обеспечивается государством.

Таблица 6.1

Классификация информации

Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для собственника, ограничение распространения которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи. При этом различают признаки защищаемой информации:

· засекречивать информацию, т. е. ограничивать к ней доступ, может только ее собственник (владелец) или уполномоченные им на то лица;

· чем важнее для собственника информация, тем тщательнее он ее защищает; а для того чтобы все, кто сталкивается с этой защищаемой информацией, знали, что одну информацию необходимо оберегать более тщательно, чем другую, собственник определяет ей различную степень секретности;

· защищаемая информация должна приносить определенную пользу ее собственнику и оправдывать затрачиваемые на ее защиту силы и средства;

· секретная информация обладает определенным генетическим свойством: если эта информация является основанием для создания новой информации (документов, изделий и т. п.), то созданная на этой основе информация является, как правило, секретной.

Отличительным признаком защищаемой информации является то, что засекречивать ее может только ее собственник (владелец) или уполномоченные им на то лица.

Владельцами (собственниками) защищаемой информации могут быть:

· государство и его структуры (органы); в этом случае к ней относятся сведения, являющиеся государственной, служебной тайной, иные виды защищаемой информации, принадлежащей государству или ведомству; в их числе могут быть и сведения, являющиеся коммерческой тайной;

· предприятия, товарищества, акционерные общества (в том числе и совместные) и другие – информация является их собственностью и составляет коммерческую тайну;

· общественные организации – как правило, партийная тайна, не исключена также государственная и коммерческая тайна;

· граждане государства (их права – тайна переписки, телефонных и телеграфных разговоров, врачебная тайна, персональные данные и др. -гарантируются государством, личные тайны – их личное дело; следует отметить, что государство не несет ответственности за сохранность личных тайн).

Понятие «государственная тайна» является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства в области защиты секретов.

Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государственной тайне»: «Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ».

Модель определения государственных секретов обычно включает в себя следующие существенные признаки.

1. Предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну.

2. Противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны.

3. Указание в законе, перечне, инструкции сведений, составляющих государственную тайну.

4. Наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т. п. В случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.

Сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, определены в Указе Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203. К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в областях военной, внешнеполитической и внешнеэкономической, экономической, научной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нельзя засекречивать информацию как имеющую статус государственной тайны:

Если ее утечка (разглашение и т. п.) не влечет ущерба национальной безопасности страны; в нарушение действующих законов;

Если сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;

Для сокрытия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Подробнее этот перечень содержится в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне».

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.

Как видно из изложенного, разница между тремя степенями секретности зависит от величины ущерба.

Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недостаточно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объекта защиты – содержания сведений, составляющих государственную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущерба при утечке (или возможной утечке) сведении, составляющих государственную тайну.

Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведывательной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информации могут произойти серьезные изменения в международной обстановке не в пользу РФ, утрата страной политических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отношений с какой-либо страной или группой стран и т. д.

Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания: политического, экономического, военного, научно-техничес­кого и т. д. Экономический ущерб может быть выражен прежде всею в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямыми и косвенными.

Так, прямые потери могут наступить в результате утечки секретной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективное и требуют крупных затрат на их замену или переналадку.

Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упущенной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгодных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приоритета в научном исследовании, в результате соперник быстрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т. д.

Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировавшей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовавших под дипломатическим прикрытием и т.п.

Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации. Она имеет большое государственное значение, определяет методологию и методику защиты информации, объем работ по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государственных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете политику государства в области защиты секретов. Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утверждаются у нас в стране на самом высоком уровне, в них находит отражение концепция руководства страны в области защиты государственных секретов.

Засекречивать информацию имеют право органы власти, управления и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, которые:

Осуществляют политику государства в области защиты информации;

Разрабатывают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;

Определяют степени секретности документов, изделий, работ и сведений и проставляют на носителях защищаемой информации соответствующие грифы секретности.

Таким образом, засекречивание информации – это совокупность организационно-правовых мер, регламентированных законами и другими нормативными актами, по введению ограничений на распространение и использование информации в интересах се собственника (владельца).

К основным принципам засекречивания информации относят.

1. Законность засекречивания информации. Заключается в осуществлении его строго в рамках действующих законов и других подзаконных нормативных актов. Отступление от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государства, в частности незаконным сокрытием от общества информации, не требующей засекречивания, или утечки важной информации.

2. Обоснованность засекречивания информации. Заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засекречивать информацию, вероятность раскрытие которой превышает возможность сохранения ее в тайне.

3. Своевременность засекречивания информации. Заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

4. Подчиненность ведомственных мероприятий по засекречиванию информации общегосударственным интересам. Это в первую очередь относится к области защиты государственной тайны. Что касается коммерческой тайны, то предприятия наделены правами засекречивания информации, кроме оговоренных в законе случаев.

В РФ в соответствии с Законом «О государственной тайне» складывается в настоящее время следующая форма засекречивания информации. Закон определяет категории сведений, отнесенных к государственной тайне, затем президент РФ на основе предложений правительства РФ утверждает два перечня: Перечень должностных лиц органов государственной власти и управления, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне – для осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации.

Руководители, наделенные полномочиями по засекречиванию информации, утверждают своими приказами перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Они же наделяются полномочиями распоряжения этими сведениями, пересмотра степени их секретности и рассекречивания.

Предприятия при определении степени (грифа) секретности документов, изделий, работ по-прежнему будут руководствоваться перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Таким образом, до исполнителей будут доводиться стратегические установки на применение режимных ограничений в конкретных ситуациях. Рассмотренный порядок засекречивания сведений представлен на рис. 6.4.

Степень секретности и конфиденциальности информации, отображенной в документах, изделиях и т. д. не остается постоянной. Она обычно уменьшается и, реже (например, документы представляют историческую и иную ценность), может увеличиваться. Степень секретности и конфиденциальности информации периодически должна пересматриваться. При этом она может быть увеличена, снижена до фактической или рассекречена вообще.

Рассекречивание конфиденциальной и секретной информации, работ, документов, изделий – это деятельность предприятий по снятию (частичному или полному) ограничений на доступ к ранее засекреченной информации, на доступ к ее носителям, вызываемая требованиями законов и объективными факторами: изменением международной и внутригосударственной обстановки, появлением более совершенных видов определенной техники, снятием изделий с производства, передачей (продажей) научно-технических решений оборонного характера в народное хозяйство, продажей изделия за границу и т. д., а также взятием государством на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну. Информация должна оставаться секретной или конфиденциальной до тех пор, пока этого требуют интересы национальной безопасности или конкурентной и коммерческой деятельности предприятия.

Рис. 6.4. Порядок засекречивания информации,
составляющей государственную тайну

Принципиальные аспекты рассекречивания информации могут быть изложены в следующих основных положениях.

1. Информация не подлежит засекречиванию, а засекреченная должна быть рассекречена, если это сделано необоснованно и в нарушение действующих законов, в целях сокрытия нарушений законности, в результате неумелого руководства и должностных ошибок, нарушения конституционных и других законодательных прав граждан.

2. Информация рассекречивается не позднее сроков, установленных при ее засекречивании. Ранее этих сроков подлежит рассекречиванию лишь информация, которая попадает под действие взятых РФ на себя международных обязательств по открытому обмену информацией. Срок засекречивания информации, отнесенной к государственной тайне, не должен превышать 30 лет. Правом продления сроков засекречивания информации наделяются руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, осуществившие отнесение соответствующих сведений к государственной тайне.

Похожие публикации