Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Жертвы холокоста – почему евреи и сколько их было? Их история, Международный день памяти жертв холокоста. Международный день памяти жертв Холокоста: исторические факты

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day).

Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами - еще более 90 государств.
Впервые Международный день памяти жертв Холокоста отмечался во всём мире в 2006 году. Однако некоторые страны отмечали этот день и ранее.

Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии. Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90 процентов из которых были евреи.

В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

"Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки", - говорится в резолюции ГА ООН.

В память о шести миллионах евреев, жертв нацизма, воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме, Центр документации и мемориал в Париже, Дом-музей Анны Франк в Амстердаме, Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, Музей памяти 1,5 миллиона еврейских детей в Хиросиме, Музей еврейского наследия и Холокоста в Москве.

Для обеспечения исторической истины о событиях Второй мировой войны, решающей роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом, а также сохранения памяти об ужасах Холокоста, с 2005 года проводится серия мероприятий высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум "Жизнь народу моему!").

Холокост (Holocaust) - от древнегреческого holocaustosis, означающего "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах.
Впервые термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 году одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин "Холокост" активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий "Катастрофа европейского еврейства".

Освенцим, известный также под немецким названием Аушвиц, задумывался как лагерь для политзаключенных-поляков. Первый период функционирования (до середины 1942 года) историки называют "польским", поскольку на этот момент большинство заключенных были жителями Польши. Второй этап в истории лагеря называют "еврейским". Роль Аушвица как центра уничтожения евреев неизмеримо возросла после совещания, состоявшегося 20 января 1942 года в пригороде Берлина на озере Ванзее. Оно было посвящено уничтожению целого народа - "окончательному решению еврейского вопроса". Впоследствии его назовут "Ванзейской конференцией". Ее протокол фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе "Преследование евреев".

В 2005 году по инициативе Израиля, Канады, Австралии, России, Украины и США и при участии еще более 90 государств Генеральная Ассамблея ООН учредила 27 января Международный день памяти жертв холокоста. Дата была выбрана в честь дня освобождения советскими войсками лагеря Освенцим.

В период холокоста евреи противостояли нацистам: как пассивно — обеспечивая находившихся в гетто евреев едой и лекарствами, устраивая побеги с оккупированных территорий и даже совершая самоубийства, лишь бы не попасть в руки врагов, так и активно — устраивая диверсии и саботажи на немецких предприятиях, вооруженные восстания в концлагерях и участвуя в партизанской борьбе.

Чтобы не умереть от голода, еврейские партизаны отказывались от предписанных религией запретов на определенные виды пищи. Иногда с ними делились едой крестьяне, часто приходилось воровать из магазинов и устраивать набеги на запасы провианта немецких солдат. Одежды и обуви не хватало, ценной добычей были немецкие мундиры: они были теплыми и их можно было использовать для маскировки в будущих миссиях.

Самым крупным еврейским партизанским отрядом был действовавший в Белоруссии отряд братьев Бельских — к концу войны в нем насчитывалось около 1230 человек.

Предки Бельских обосновались в Белоруссии в XIX веке. Они жили в деревне Станкевичи, находившейся между городами Лида и Новогрудок неподалеку от Налибокской пущи, где были единственной еврейской семьей.

В семье было 11 детей. Старший из них, Тувья, родился в 1906 году. К началу войны он знал шесть языков, имел звание унтер-офицера, полученное в польской армии, и был женат. Немецкие войска вторглись в Белоруссию летом 1941 года и учинили массовую расправу над еврейским населением. Погибли родители Бельских, двое братьев, сестра.

Вместе с братьями Асаэлем и Зусем, а также маленьким Ароном Тувья в декабре создал партизанский отряд, обосновавшийся в пуще неподалеку от деревни.

«Трое отважных мужчин, трое родных братьев, за годы Второй мировой войны спасли столько же евреев, сколько Оскар Шиндлер, и организовали боевой отряд, уничтоживший сотни вражеских солдат — приблизительно столько же, сколько было убито во время знаменитого восстания в Варшавском гетто», — пишет в книге «Братья Бельские» американский журналист Питер Даффи.

Костяком отряда стали 17 человек — родственники Бельских. Из оружия — один пистолет на всех. Но уже к августу 1942 года в отряде было 250 человек за счет пришедших из Новогрудского гетто. Командиром отряда был Тувья Бельский.

Основной своей задачей Тувья ставил спасение как можно большего числа евреев.

Когда ему удалось помочь бежать большой группе пленных из гетто Лиды, он сказал им: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу — посмотрите, сколько людей сумели выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем: ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но, если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди».

Весной 1943 года отряд стал частью партизанской бригады имени Кирова. К лету в нем насчитывалось около 800 человек, но вооруженные бойцы составляли только четверть отряда. Тувья все так же стоял во главе, его заместителем был Асаэль. Зусь руководил разведкой и контрразведкой, а Арон был связным.

В августе Гитлер отправил в пущу специальные карательные войска, которые должны были уничтожить отряд. Но Бельские вывели людей через болота к изолированному островку в глубине леса, где отряд затаился в ожидании. В конце концов нацисты перестали их выслеживать. Отряд не потерял ни одного человека.

А позже Бельские нашли в пуще безопасное место, на котором вырос целый городок с жилыми помещениями, сапожными, плотницкими и швейными мастерскими, стадом коров и лошадей и даже школой, где обучались около 60 детей, театрами и синагогой, которая, правда, по совместительству была кожевенным заводом.

Отряд Бельских был спасением для бегущих из гетто евреев — в других партизанских отрядах их принимали неохотно, в некоторых даже расстреливали.

Советские партизаны принимали к себе преимущественно боеспособных мужчин, желательно со своим оружием. Их основной задачей была борьба с оккупантами, Бельские же считали, что «лучше спасти одну старушку-еврейку, чем убить десять немецких солдат».

По оценкам доктора исторических наук Давида Мельцера, отряд «пустил под откос шесть вражеских эшелонов, шедших на фронт, взорвал 20 железнодорожных и шоссейных мостов, провел 12 открытых боев и засад, уничтожил 16 автомашин с живой силой, а всего — более 250 немецких солдат и офицеров».

Перед самым освобождением Белоруссии немцам удалось напасть на отряд. Они ранили десятки человек, девятерых убили. А уже на следующий день Красная армия вошла в район Налибоковской пущи.

После освобождения Белоруссии Асаэль Бельский и другие члены отряда вступили в ряды Красной армии. Асаэль вскоре погиб, сражаясь с нацистами в Восточной Пруссии. Зусь и Тувья перебрались в Израиль, где занимались неквалифицированной работой. К середине 1950-х оба со своими семьями жили в Нью-Йорке. Зусю посчастливилось стать владельцем небольшой компании, которая занималась грузовыми и пассажирскими перевозками, Тувья же работал водителем фургона. Он скончался в 1987 году. Зусь прожил до 1995 года.

За несколько месяцев до смерти Тувьи, 6 декабря 1986 года, спасенные Бельскими евреи организовали в их честь банкет в отеле Хилтон.

«Облаченный в смокинг, с розой на лацкане, он подошел, слегка ссутулившись, к трибуне, — пишет о Тувье Питер Даффи. — После того как распорядитель объявил его имя, шестьсот человек встали с мест и разразились бурными аплодисментами. Подняв правую руку, Тувья Бельский поприветствовал толпу — так монарх приветствует свой народ.

Оратор за оратором поднимались на трибуну, чтобы произнести хвалебные речи во славу почетного гостя, который нервно катал хлебные шарики по своей тарелке, трогал пальцами табличку со своей фамилией и курил сигарету за сигаретой. Он не мог удержаться от слез.

Старый лев наконец получил малую толику тех почестей, которые заслужил».

Тувья выступил в конце вечера. На английском, который ему так и не удалось освоить в совершенстве, он произнес: «Я очень счастлив этим вечером услышать вас всех. Сегодня я вижу вместе тех, кого я не видел двадцать или тридцать лет, или больше. Слава богу, они живы, они живут и их семьи растут. Они становятся все больше и больше».

В отряде Бельских состояла бабушка зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера. Он пишет в принадлежащей ему газете New York Observer, что в 1943 году она бежала из окруженного нацистами Новогрудского гетто через подземный ход. На выходе их уже ожидали нацисты. «Брат моей бабушки Ханон погиб там, и с ним еще 50 человек, — пишет Кушнер. — Бабушка же добралась до леса, где вступила в партизанский отряд братьев Бельских. Там она встретилась с дедушкой, бежавшим из трудового лагеря. До этого он три года прожил в лесу в землянке, питаясь подножным кормом, прячась и ночуя в этой яме даже суровой русской зимой».

Бельские не получили никаких официальных наград

— деятельность евреев-партизан замалчивалась в послевоенные годы. О судьбе Бельских было снято три фильма и написано несколько книг, одна из них — самим Тувьей. В 1949 году он выпустил свои мемуары под названием «Лесные евреи». Другим членом семьи Бельских, написавшим о них книгу, стала дочь Асаэля Бельского, родившаяся уже после его смерти. Также им посвящены экспозиции в музеях Вашингтона, Иерусалима, Минска и других городов.

Одним из самых чудовищных проявлений деятельности Гитлера и его идеологии стал Холокост - массовое преследование и уничтожение европейских евреев в период с 1933 по 1945 год. Это стало беспрецедентным примером уничтожения в истории наряду с геноцидом армян в начале 20-го века в Османской империи. 27 января, день памяти жертв Холокоста, был связан с первым освобождением одного из лагерей -Освенцима.

Цель - на уничтожение

Главной целью, которую ставили перед собой приспешники Гитлера и авторы решения еврейского вопроса, было целенаправленное истребление отдельной нации. В результате погибло до 60% европейских евреев, что составило приблизительно треть в целом от населения евреев. По разным данным, было уничтожено до 6 млн человек. Освобождение наступило только в 1945 году, 27 января. Международный день памяти жертв Холокоста объединил в себе память не только о погибших евреях.

В более широком смысле Холокост как явление нацистской Германии предполагает уничтожение и прочих национальных, гомосексуальных меньшинств, безнадежно больных, а также медицинские эксперименты. Этим терминов стали обозначить в принципе все преступные действия и идеологию фашизма. В частности, было истреблено до трети от общей численности населения цыган. Не включая военные потери, были истреблены порядка десяти процентов поляков и приблизительно три миллиона военнопленных Красной Армии.

Машина смерти

В массовой «чистке» человеческих ресурсов ключевое внимание уделялось и больным. Душевнобольные и нетрудоспособные подвергались массовому истреблению. К ним же относились и гомосексуалисты, которых было уничтожено девять тысяч. Кроме истребления, система холокоста предполагала постоянное совершенствование системы истребления. Сюда же относятся и бесчеловечные медицинские эксперименты, которые в рамах лагерей ставили на заключенных врачи и ученые Вермахта.

Воистину «промышленные» масштабы уничтожения людей продолжались вплоть до вторжения союзных войск на территорию Германии. В связи с этим 27 января, день памяти жертв нацизма, объединил в себе все человеческие жертвы целенаправленного истребления в рамках созданной системы лагерей.

Еврейский термин

Сами евреи значительно чаще употребляют другой термин - Шоа, который обозначает политику фашистов по целенаправленному уничтожению народа и переводится, как катастрофа или бедствие. Считается более корректным термином, нежели Холокост. Этот термин объединил в себе всех, кто жил в оккупированных территориях и погиб при массовых расстрелах, в лагерях, тюрьмах, гетто, убежищах и лесах, при попытке сопротивления, в качестве участника партизанского, подпольного движения, во время восстаний или при попытке к бегству, пересечении границы, был убит нацистами или их сторонниками. Еврейское слово оказалось максимально емким и включило в себя всех представителей нации, погибших от нацистского режима, а также прошедших через страшные мучения плена и лагерей, но все же выживших. Для всех них 27 января - день памяти жертв Холокоста - является знаковой, исторической вехой, о которой вряд ли еврейский народ сможет когда-нибудь забыть.

Цифры смерти и жизни

Сразу после войны начали появляться первые цифры, отражавшие чудовищные злодеяния Третьего рейха на территории Европы и России. Так, по самым ранним оценкам, для реализации различных целей по отношению к «неполноценным» людям - использование в качестве рабской силы на стройках и производствах, изоляция, наказание, уничтожение - было организовано семь тысяч лагерей и гетто. В число неполноценных, помимо евреев, входили славяне, поляки, цыгане, умалишенные, гомосексуалисты, неизлечимо больные. В начале 21-го века официально было объявлено, что таких учреждений нацисты создали порядка двадцати тысяч. К таким выводам во время исследований пришли сотрудники и ученые Мемориального музея Холокоста, который находится в Вашингтоне. Спустя десять лет этот же музей объявил, что нашел новые места дислокации подобных лагерей смерти, которых, по их подсчетам, в Европе было около 42,5 тыс.

Сложности в определении жертв

Как известно, после окончания войны мировая общественность охарактеризовала действия нацистов как преступление против мира и человечности и приняла решение судить тех, кто остался. На знаменитом который длился более десяти дней, была озвучена официальная на тот момент цифра убитых евреев - 6 миллионов. Однако эта цифра, безусловно, не отражает действительности, поскольку поименного списка погибших нет. При приближении советских и союзных войск гитлеровцы уничтожали любые следы, которые могли бы пролить свет на истину. В Иерусалиме, в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма, есть поименный список идентифицированных четырех миллионов. Но трудности подсчета истинного количества жертв объясняются тем, что убитые на территории Советского Союза евреи никак не могли быть посчитаны, поскольку все проходили под грифом «советский гражданин». Кроме того, было много погибших в Европе, которых было некому фиксировать.

При подсчете сводных данных ученые используют сведения переписей, сделанных до войны и после. Согласно этим данным, в Польше погибло 3 млн евреев, СССР - 1,2 млн, Белоруссии - 800 тыс., Литве и Германии - по 140 тыс., Латвии - 70 тыс., Венгрии - 560 тыс., Румынии - 280 тыс., Голландии - 100 тыс., во Франции и Чехии - по 80 тыс., в Словакии, Греции, Югославии было уничтожено от 60 до 70 тыс. человек. Какие бы сложности ни вызывали подсчеты, для всех, кто чтит международный день памяти жертв Холокоста, кратко озвученные зверства нацистов являются преступлением против человечности.

Освенцим

Один из самых известных и страшных И хотя здесь нацисты вели довольно строгий учет узников, нет единого мнения о количестве жертв. На мировом процессе называлась цифра в 4 млн человек, эсэсовцы, работавшие в лагере, называли 2-3 млн, различные ученые называют от 1 до 3,8 млн. Освобождением именно этого лагеря и обозначен день 27 января - международный день памяти жертв Холокоста. Лагерь, известный в мировой практике как Аушвиц, был организован недалеко от польского С 1941 по 1945 годы на его территории было уничтожено 1,4 млн человек, из которых 1,1 млн - евреи. Этот лагерь просуществовал дольше всех и вошел в историю как символ Холокоста. Через два года после окончания войны здесь был организован музей, вошедший в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку это был первый лагерь, который был освобожден в ходе разгрома фашистских войск, он стал квинтэссенцией жестокости, бесчеловечности, истинного ада на Земле. По решению ООН, 27 января, день памяти жертв геноцида 2-й мировой войны, стал международным днем памяти.

Три этапа решения еврейского вопроса

На в Нюрнберге было рассказано, что решение этого вопроса делилось на три этапа. До 1940 года от евреев зачищалась Германия и занятые ею области. До 1942 года велась работа по концентрации всего еврейского населения в Польше и Восточной Европе, находящейся под управлением Германии. Тогда были сформированы по всей восточной территории гетто, где они были изолированы. Третий период длился до конца войны и подразумевал полное физическое уничтожение евреев. Приказ об окончательном решении вопроса был подписан непосредственно самим Генрихом Гиммлером.

До уничтожения планировалось, помимо помещения в гетто, отделить их от другого населения, так называемая сегрегация, а также предусматривалось полное вытеснение из общественной жизни, конфискация их имущества и приведение евреев в такое состояние, когда возможность выживания обеспечивалась бы только рабским трудом. Память и об этих преступлениях заключена в мероприятиях, проводимых 27 января. День памяти жертв посвящен не только тем, кто погиб, но, возможно, в первую очередь тем, кто ценой невероятных усилий смог выжить.

Определение даты

Стоит отметить, что далеко не сразу был обозначен в мировой хронике войны международный день памяти жертв Холокоста. Дата была утверждена отдельной резолюцией ООН, которая была принята 1 ноября 2005 года. Тогда специальное заседание Генеральной ассамблеи ООН, посвященной 60-летию освобождения, началось с минуты молчания. В заседании приняла участие и та страна, которая стала источником чудовищной катастрофы европейского еврейства. Демократическая Германия, заявил тогда ее представитель, извлекла уроки из опасных и чудовищных ошибок своего прошлого, методов управления неверного, заблуждавшегося руководства. Именно для этой страны 27 января, день памяти жертв Холокоста в Германии, ежегодные церемонии по этому поводу являются непрестанным напоминанием ошибок. Однако немецкий народ понимает свою ответственность перед этим народом и сознательно не замыливает свое прошлое. В 2011 году этот день впервые включил упоминание и цыган как жертв геноцида.

Воспитание молодого поколения

Совершенные зверства остаются в истории и памяти человечества навсегда. Однако есть такие преступления, напоминание о которых должно повторяться из раза в раз, чтобы не допустить, уберечь, предупредить. Именно к такому преступлению относится планомерное уничтожение нацистами всех тех, кого они считали низшими расами и не заслуживающими права на жизнь. Для лучшего изучения этого периода в школах проводят открытые уроки с демонстрацией документальной хроники, в том числе съемок, сделанных самими нацистами в лагерях и на массовых казнях.

«27 января - день памяти жертв Холокоста» - классный час с таким названием проводится во многих российских и европейских школах. На этих уроках подробно объясняется происхождение слова и его значение. В частности, что слово имеет греческий библейский корень, который означает «жертва всесожжения». На уроках школьникам демонстрируют чудовищные слайды с фото, облетевшими весь мир после международного трибунала, закрепляется смысл международной трагедии, связанной с Холокостом.

Свет клином сошелся

Первый вопрос, который возникает при изучении Холокоста, почему такую ненависть вызывал именно еврейский народ? Почему евреи стали основной целью в программе уничтожения человечества? Однозначных ответов на эти вопросы нет по сей день. Одна из распространенных версий заключается в том, что в тот период массовому сознанию немцев был свойственен антисемитизм, который Гитлеру удалось раздуть до неимоверных размеров. Именно поэтому, прикрываясь общим интересом, ему и удалось реализовать свои цели по уничтожению.

Еще одной причиной такого попустительства немецкого народа называют то, что отнятое у евреев имущество после Хрустальной ночи в ноябре 1938 года было передано простым немцам. Среди прочих причин борьба за их собственность и за ведущие позиции, которые евреи занимали в обществе, называется как одна из самых вероятных. Однако кроме этого во главе риторики Гитлера стоял вопрос расового превосходства. И всех, кто, согласно его теории, был хуже арийцев по признакам, понятным только сторонникам этой идеи, требовалось уничтожить. И 27 января - день памяти жертв Холокоста - является тем регулярным напоминанием, до чего могут довести ортодоксальное поклонение и подчинение какой бы то ни было идеи.

Международный день страдания

Несмотря на понимание международного характера свершившейся трагедии, на протяжении более полувека единого дня памяти жертв тех страшных событий не было. И лишь в 2005 году было принято решение выбрать дату, которой стал день освобождения первого лагеря Освенцима - 27 января. День памяти жертв Холокоста тем не менее в некоторых странах отмечается в свою дату. В Венгрии таким днем был выбран день массового переселения венгерских евреев в гетто - 16 апреля 1944 года. Период которое проходило в январе 1943 года и было подавлено избран в качестве памятной даты в Израиле. Согласно еврейскому календарю это день 27 нисана. По эта дата совпадает с периодом 7 апреля по 7 мая. В Латвии памятным днем было избрано 4 июля, когда в 1941 году были сожжены все синагоги. 9 октября 1941 года началась массовая депортация румынских евреев. Это стало датой Холокоста в Румынии. День памяти жертв Холокоста в Германии отмечается, как и во всем мире, 27 января.

«Спасибо за жизнь» - слова, выведенные на траурной ленте венка, с которым ехали в деревню Поречье Пуховичского района бывшие малолетние узники Минского гетто, все время притягивали взгляд. Почему спасибо именно этой деревне? В конце октября 1943 года жители Поречья приняли в своих домах и спасли от смерти 40 мальчиков и девочек - пленников Минского гетто, которым удалось выйти из узилища. Однако и дальше детей ожидала бы неминуемая гибель, если бы в море смерти, захлестнувшем тогда мир, не сохранилась людская доброта.

Пока автобус с участниками мемориальной акции, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста и организованной благотворительным объединением «Гилф», иудейской религиозной общиной «Бейс Исроэль», международными благотворительными общественными организациями «Диалог» и The Together Plan (Беларусь - Великобритания), неспешно, но уверенно пробирался по залитой солнцем зимней дороге, обрамленной высокими заснеженными елями, больше хотелось думать о чем–то сказочном, приятном, чудесном. Всего–то сто километров от Минска - и такая девственная природа. Красиво! «Да, красиво...» - соглашается Майя Исааковна Крапина, одна из тех сорока детей, спасенных крестьянами Поречья, и сегодня уже вообще одна оставшаяся из них здесь, в Беларуси (трое еще живут за пределами страны). И добавляет: «Мы по этой дороге от самого города шли пешком, в конце пути старшие меня несли на руках...» Всё! Какая сказка, когда здесь такая беспощадная реальность. И уже снова взгляд приковывает не пейзаж за окном, а тот самый траурный венок с надписью «Спасибо за жизнь» и стоящие рядом с ним корзинки с цветами памяти...

Они всегда вместе: Раиса Семашко, Виктор Черный – Праведники народов мира (крайние слева и справа) и бывшие малолетние узники Минского гетто Фрида Рейзман и Майя Крапина (в центре)

Потом Майя Исааковна деловито подсказывает водителю, на каком повороте куда сворачивать. Дорогу в Поречье она выучила лучше некуда. И не потому, что прошла ее пешком - то было как страшный сон. Уже после войны часто приезжала в деревню, как в родной дом, к родным людям, к своей Насте - Анастасии Зиновьевне Хурс, в доме которой полуживая девочка когда–то вернулась к жизни. Спустя годы Майя Исааковна и Фрида Вульфовна Рейзман, еще один чудом выживший в пламени Холокоста ребенок войны, поставили в Поречье памятник в благодарность жителям за спасение. На черном мраморе выбиты слова: «Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1944) жители д. Поречье совершили подвиг, спасая еврейских детей, бежавших из Минского гетто. От спасенных...» Теперь за святым местом присматривают сами сельчане и, конечно, помогает местная пуховичская власть.


Елена Хурс

Фрида Вульфовна тоже называет Поречье родным домом. Из этих мест, из Шацка, родом ее отец, здесь погиб дед - его застрелил нацист. И сама она спасалась после Минского гетто в партизанском отряде под командованием Израиля Лапидуса - совсем рядом с Поречьем. Так что «привязка к местности» и у нее ого какая! Выступая на митинге, Фрида Вульфовна обратилась с трогательным призывом к местной власти: давайте назовем Поречье «Деревней Доброты». Но, думается, усилия административных структур здесь не понадобятся. Доброту приказом или постановлением не «учредишь», она либо есть, либо ее нет. А Поречье давно уже получило свой почетный статус - в сердцах людей, потому как всем нам воздается по делам нашим.

Уже после окончания митинга памяти я услышала, как стоявшая в сторонке женщина в годах - местная жительница - негромко произнесла: «У нас дома тоже прятались еврейские дети...» К сожалению, их дальнейшей судьбы 82–летняя Елена Хурс не знает. Даже имен не запомнила, хотя вместе жили, играли. И диплома Праведника народов мира в семье нет. Но Елена Францевна по такому поводу не переживает: не ради наград и почестей забрала к себе в дом тех несчастных детей ее мама: просто - а как по–другому? Как выставить за порог голодного, замерзшего, больного, осиротевшего ребенка. Пусть чужого. Пусть «опасного». Но - страдающего.

«Это было событие далеко не маленького масштаба, это был необыкновенный подвиг, ведь каждый спаситель находился под прицелом. Спасенные дети никогда не забывали о том, и мы тоже помним» - как реквием звучали слова председателя иудейской религиозной общины Минска «Бейс Исроэль» Давида Старобинского.

Традиционно в память о 6 миллионах жертв нацистского геноцида, жертв Холокоста, зажигаются 6 символических поминальных огней. В Поречье, а затем в музее–галерее в Марьиной Горке на встрече со школьниками одну из таких сакральных свечей зажигали Праведники народов мира Раиса Кирилловна Семашко и Виктор Алексеевич Черный. Теперь в белорусском списке праведников значится более 900 имен. И каждый год он пополняется. Но только строками списка. Живых людей остается все меньше и меньше: в Минске - десять, по стране - около сорока...

Майя Крапина и Фрида Рейзман возле памятника благородным жителям Поречья

Небольшой холм, на котором находится памятник жителям Поречья, можно назвать пантеоном. Здесь же расположен мемориал, посвященный партизанам бригады имени Калинина, чуть в сторонке - могилы погибших защитников Родины и священника пореченской православной церкви Якова Слабухо. В войну батюшка также получил награду - медаль «Партизану Отечественной войны» I степени - за то, что помогал партизанам и у себя за церковными стенами прятал еврейских детей во время немецких облав. Свои действия священник объяснял просто: «Перед Богом все едины».

Едина и наша общая память о тех годах и событиях.

Дата

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года и приурочен к дате освобождения советскими войсками узников нацистского лагеря смерти Аушвиц, жертвами которого в 1941 - 1945 годах стали не менее 1,4 миллиона человек, из которых 1,1 миллиона - евреи.

День памяти жертв Холокоста

27 января 1945 – день освобождения узников лагеря смерти Освенцим Красной Армией Григорьевой Татьяны

1.Вы слышите? .. Дети плачут. Они никак не поймут,

За что их ругают дяди, за что их так сильно бьют?

Они остались без мамы и рядом молчит сестра.

Промозглое небо осядет и голод точит опять…

А вместо имен только цифрыТатуировкой растут,

Маленький слабый мальчишка, пустые глаза… без слез.

Вот он холодный ветер, запах из труб гнетет!

Не может плакать девчонка,сухие глаза без слез…

Ну где же ты, мама, где же?!Ты рядом всегда была,

Не может плакать мальчишка, мама его умерла.

Ручонки сжав бессильно, он смотрит на дым в трубе,

Большие - большие цифры на тоненькой слабой руке

Татуировкой суровой живут эти цифры, живут!

Сухие глаза мальчонки ищут сестру и ждут.

Промозглое серое небо и серый удушливый дым.

Остался лишь только пепел и тот не собрать уже.

Холодный ветер развеет, следы его унесет…

Живые об этом помните! Не допустите войны!

Сухие глаза мальчонки, слабые руки сестры

Помните! Не забывайте!Хрупкие их тела,

Освенцим с сухими глазами,

Который был там… вчера…

2.​ Среди всех периодов геноцида выделяется Холокост (от греческого слова – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).

3. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха.

4.​ По сей день весь цивилизованный мир склоняет голову перед жертвами варварских акций нацистов, ставших трагическим прологом Холокоста. Прогрессивные силы планеты будут и впредь делать все возможное, чтобы такое никогда не повторилось.

5.​ Пожалуй, самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации СССР ( 5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку.

6.​ Среди всех народов, которые нацистами былиобречены на физическое истребление - евреи. Фашисты объявили их главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению. И не случайно в самом печально известном лагере смерти Освенциме (Польша, Верхняя Силезия, в 55 км от Кракова), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни.

7.​ Мы привыкли называть его «Освенцим». Это слово знакомо с детства. Со школьных уроков и страшных фильмов о войне. Весь мир называет его лающим немецким словом Аушвиц. Называет не милый польский городок, но место, где был концлагерь.

8.​ ДЕТИ. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.

Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков.

9. Некоторые дети, как, например, Иосиф Гомес-Фиттерлинг, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника.

10. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.

В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

11. Массовое уничтожение людей газом началось в конце 1941 г. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа «Циклон Б». С весны 1942 г. начали действовать газовые камеры в Биркенау. Тут же размещались и четыре введенных в строй весной 1943 года новых крематорных комплекса (со встроенными газовыми камерами).

12. Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г. В это время в Аушвиц-Биркенау ежедневно прибывали три - четыре поезда, привозившие по 3 – 3,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на «работы», остальных немедленно отправляли в газовые камеры.

13. Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Освенцим был настоящей «фабрикой смерти».

Наум Коржавин

14. ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ

Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

Составила и провела руководитель РДО «Надежда» Матинова Н. А.

Похожие публикации