Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Святая нонна. Имя Нонна в православном календаре (Святцах). Молитва к праведной нонне

Св. Нонна

Мать Григория Богослова, блаженная Нонна, была дочь добрых христиан, Фильтата и Горгонии, тетки св. Амфилохия, епископа Иконийского. Родители воспитали ее по правилам христианского благочестия. Брачными узами соединили ее с Григорием Арианским, человеком богатым, владельцем земель и рабов в округах Арианском и Назианском. Брак был выгодным по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий арианский был язычник, притом улучшенного покроя. Он был последователь секты верховников (Ипсистариев), чтил верховного Бога и соблюдал некоторые иудейские обряды, но вместе кланялся огню и светильникам. Благочестивая Нонна много пролила молитв и слез за обращение супруга к святой истине. Послушаем, что говорит об этом сын Нонны, св. Григорий. «Она не потерпела, - говорит он, - быть в союзе с иноверным, и хотя была самая терпеливая и мужественная из жен, но не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее, неутомимо действовала на мужа, стараясь приобрести его различными способами: упреками, убеждениями, услугами, отлучениями, а более всего своей жизнью и пламенной ревностью о благочестии, чем всего сильнее склоняется и смягчается сердце, добровольно давая вести себя к добродетели. Ей надобно было, как воде, пробивать камень беспрерывным падением капли, от времени ожидать успеха в том, о чем старалась, как и оправдало последствие. Об этом просила она, этого ожидала не столько с жаром юных лет, сколько с твердостью веры. И на осязаемое никто не полагался так смело, как она на ожидаемое, по опыту зная щедролюбие Божие. При этом помогал делу спасения рассудок, мало–помалу исцелявшийся, а равно и сонные видения, каковые Бог нередко посылает в дар душе, достойной спасения. Какое же это видение? Здесь начинается для меня самая приятная часть повествования. Отцу моему представилось, будто бы (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет он следующий стих Давида: возвелесихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 121, 1). И пение небывалое, и вместе с песней является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнилось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права; самой радостью обнаруживает величие благодеяния и ускоряет дело спасения, дабы не помешало что?нибудь призванию и не расстроило того, о чем столько старалась. В то время в Никею собиралось множество архиереев противостать бешенству Ария - недавней ереси, раздробившей Божество. Родитель предает себя Богу и проповедникам истины, открывает им свое желание и ищет у них помощи для спасения. Между ними был и знаменитый Леонтий, правивший тогда нашей митрополией».

Итак, после долгих трудов и молитв св. Нонны, супруг ее, язычник, стал христианином с 325 г. Так как при крещении Григория осязаемо снизошла на него благодать Божия и даже без сознания присоединялось нечто из чина священства, то скоро после крещения Григорий посвящен был в священника. И священником Божиим был он около 9 лет. Григорий, озаренный благодатью Божией, глубоко понял звание христианина и христианского священника. Поэтому весь он предался делам нового звания, а заботы об имениях, заботы о доме предоставил супруге своей. Так для благочестивой Нонны начались новые труды. И она трудилась как искренняя христианка.

Точно так же на Нонне особенно лежали труды воспитания детей, которые рождались в это время. У Нонны было два сына, Григорий и Кесарии, и дочь Горгония. Первый испрошен был у Бога молитвами матери. По желанию, обыкновенному для многих матерей, иметь сына, Нонна молилась о сыне Богу. И Бог внял усердной ее молитве. Это открыто было ей в видении, в котором она видела образ будущего сына своего и слышала его имя. Благочестивая Нонна при самом рождении посвятила Григория Богу. Как ревностно заботилась она об обращении мужа к святой вере, с такой же ревностью воспитывала она детей своих в хрисианском благочестии. «Не только сама обладает благочестием, но передает его и детям. Приняв от предков веру, угодную Богу, связала этой золотой цепью и рожденных ею». Она нежно любила детей, но Христа выше всего, потому больше всего заботилась, чтобы в детях изобразился Христос. Сын Григорий и в поздние годы своей жизни вспоминал, как мать его рассказывала ему некогда историю принесения Исаака на жертву, стараясь возбудить в душе пламенное желание исполнить обет, данный прежде его рождения, как в то же время она вручила ему дорогое сокровище - Св. Писание, чтобы он, с самой юности поучаясь в нем, исполнился его духа.

Когда супруг–священник посвящен был в епископа, благочестивая Нонна также посвятила себя более ревностному служению Господу. Блаж. Иероним говорил Иовиниану, хулителю девства: «Ты должен сознаться, что не может быть епископом тот, кто в епископстве нажил бы детей; если же нашелся бы такой, то считался бы не супругом, а прелюбодеем. Епископы избираются из девственников или вдовых, или перестают быть супругами, если имеют жен». Таков, прибавляет он, общий закон на Западе и на Востоке. По общему обыкновению, бывшая жена епископа, Нонна, посвящена была в диакониссы. «Нонна перешагнула к алтарю, при нем молясь, чистая жертва взята отселе». В звании диакониссы она много помогала своему епископу в управлении, так что успехи его в трудных случаях приписывали особенно умным мыслям диакониссы.

Прекрасная картина жизни св. Нонны, нарисованная сыном, особенно с последних годов ее.

«Она знала, - говорит св. Григорий, - одно истинное благородство - быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников. Удовлетворить только их нуждам, по ее мнению, значило не прекратить бедствие, а напомнить о нем; благодетельствовать же со всей щедростью почитала она делом, которое могло доставить и ей прочную славу, и им совершенное утешение.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Попечительностью и неусыпностью, по предписаниям и правилам Соломоновым для жены доблей, так она умножила все в доме, как бы вовсе не знала благочестия. Но и столько была усердна к Богу и ко всему божественному, как бы нимало не занималась домашними делами. Одно не терпело у нее ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? О том у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Кто оказывал такое уважение к руке и лицу священников? Кто так высоко ценил всякий род любомудрой жизни? Кто больше, чем она, изнурял плоть постом и бдением? Кто благоговейнее ее стоял во время всенощных и дневных псалмопении? Кто чаще ее восхвалял девство, хотя сама несла брачные узы? Кто был лучшей заступницей вдов и сирот? Кто в такой мере облегчал бедственное состояние плачущих? Подлинно, жена щедролюбивая! Если бы позволили ей черпать из Атлантического или другого обширнейшего моря, и того бы ей недостало. Так велико было в ней желание подавать милостыню. Все имущество, какое у них было и какое присовокупилось впоследствии, почитала она скудным для своего желания. Если бы можно было, в пользу нищих (как не раз слышал я от нее) отдала бы себя и детей».

«Пустое слово не выходило из уст ее, и смех изнеженный не играл на щеках ее. В священных собраниях и местах, кроме необходимых и таинственных возглашений, никогда не слышно было ее голоса. Она чествовала святыню молчанием; никогда не обращалась спиной к досточтимой трапезе; не плевала на пол в Божьем храме. Встретясь с язычницей, никогда не слагала руки с рукой, не прикасалась устами к устам, хотя бы встретившаяся отличалась скромностью и была из самых близких; с вкушавшими нечистой и скверной трапезы не только добровольно, но и по принуждению не разделяла соли; не могла, вопреки требованию совести, пройти мимо и даже видеть оскверненного дома; ни слуха, ни языка, которыми принимала и вещала божественное, не оскверняла языческими повествованиями и зрелищными песнями, потому что освященному неприлично все неосвященное. Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежди, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя неоднократно и многие постигали ее скорби. Ибо душе боголюбивой свойственно подчинять божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали только верные рабыни, бывшие в том ее поверенными.

Таковые совершенства частью были уже в ней, а частью приумножались и возрастали постепенно. Как солнце и утренними лучами производит самое приятное действие, но полуденные лучи его теплее и светлее, так и она, показав немалые успехи в благочестии с самого начала, воссияла напоследок обильнейшим светом».

Последние годы блаженной Нонны доставили ей ряд печальных событий, очень близких к ее сердцу. В 368 г. умер младший сын ее Кесарии, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. По известию сына, мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 г. старец епископ Григорий участвовал в посвящении Великого Василия в епископа Кесарийского. Глубокий старец держался только чудом на земле. Блаженная Нонна, которая немногим была моложе своего епископа, также готова была перейти в другую жизнь: но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, - говорит сын, - всегда была крепка и мужественна, всю жизнь не чувствовала недугов, но и ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и не излечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом во рву. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной и самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить и тем восста–новляю и подкрепляю ее силы. И сие ночное видение было для нее чем?то действительно существенным, ибо с сего времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении, потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она, нимало не медля, и речисто сказала:"Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!"В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, а принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние». В начале 374 г. почил столетний старец епископ. Блаженная Нонна, почти не выходившая после того из храма молитвы, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 г.

18 августа - день святой Нонны, матери Григория Богослова. Она была выдана замуж своими родителями христианами, которые хотели для дочери земного счастья. Поэтому её мужем оказался известный землевладелец, который был старше её по возрасту. Муж был язычником, и это обстоятельство огорчало святую, которая искренне его полюбила. Григорий Богослов позднее скажет, что она не хотела одной своей частью быть соединённой с Богом, а другой быть отлучённой от него. Здесь он имеет ввиду особое соединение супругов в одно целое, которое совершается в любом браке. Быть может, вспоминая своих родителей, Григорий Богослов будет объяснять людям, что брак есть таинство даже и у язычников.

Святой Григорий Богослов говорит, что мир после грехопадения не смог бы существовать без таинств (то есть излияния Бога в мир) и единственным таинством которое оставалось после грехопадения и до Пятидесятницы был брак. По этой же причине святой Иоанн Златоуст говорит, что «брак честен и у нас и у язычников». Это всё значит, что когда официальные государственные органы регистрируют брак мужчины и женщины, то эта регистрация является таинством свидетельствующим о таинстве любви. Государственная регистрация, конечно, не в той мере является таинством, в какой им является таинство венчания. Но и она есть таинство.

Для совершения таинства необходимы и усилие со стороны людей и со стороны Бога. Усилием со стороны людей здесь можно считать само желание супругов по настоящему полюбить друг друга. Этому усилию Бог даёт благодать, то есть даёт Самого Себя в укрепление союза двоих людей.

Таинством брака святые отцы считал не столько акт венчания, сколько саму любовь супругов между собой. В мире, где по человеческой вине столько всего совершается не так, великим чудом является единение хотя бы двоих во едино. Хотя бы дв их, - и это уже драгоценно для Того, Кто желал бы всё человечество видеть всеединством по образу Своему.

И святая Нонна не просто верила, но доверяла Господу, что Он не менее, чем она, хочет спасения и радости её мужу. Дальше последовали годы напряженного семейного труда, особенного терпения (а что такое терпеть характер мужа язычника - почти каждая жена знает), и молитв с уверенностью, что Господь непременно придёт на помощь.

А тот, кто возлагает свою надежду на Бога, этим самым позволяет Богу вмешаться в ситуацию и внести в неё радость. Мужу Нонны во сне видится как он поёт псалом, и он, пораженный этим, принимает христианство. Но всю трудную подготовку души мужа к чуду выполнила его жена.

В семейной жизни часто бывает так, что Господь, видя крепость и любовь человека даёт ему супруга (или супругу) с тяжелым характером. И тогда такой человек становится постоянным присутствием Божиим в жизни мелкого домашнего тирана. Он, подобно Христу, терпит боль от этого своего спутника жизни, и тем самым смягчает злое, не покороное Богу сердце своего мужа. Ведь только совершенный злодей или фарисей не смягчится (пусть и не сразу), когда ощущает каждый день смирение своего друга.

Один из афонских старцев даже говорил, что люди созданы добрыми и разумными, а потому меняются в лучшую сторону не от угроз и принуждения, но от доброго и разумного примера. Таким примером в жизни своего мужа и была Нонна. И она была вознаграждена за всё это. Ведь наш мир устроен по закону сказки, где Господь умеет наградить добрых счастливым концом. Её муж стал епископом этой местности, а она тотчас стала служить беднякам и больным.

На свете есть великая радость - быть слугой всем близким по любви к ним. Любящим легко служить другим, любить других, потому, что они уже счастливы. Но на практике мы редко встретим, чтобы семья даже и православная кому-то служила.

Попробуйте подойти к паре молодых мужа и жены и попросите, чтобы они любили вас так, как они любят друг друга. Чтоб они стали вашими братом и сестрой. Но вы, да и никто другой им не нужен. Им вполне хватает для счастья друг друга, они замкнуты на себе и не включают в свою любовь множество других. Если сказать им, что они должны любить вас точно так же, как они любят друг друга, они посмеются над такими странными для них словами. Но ведь во Христе можно найти нечто неизмеримо большее, чем семью, можно найти множество родных, жизнь как любовь, где каждый и все любимы единой любовью. Троица - образ церкви и этой любви. Христос говорит Богу Отцу о людях: «Отче, ты возлюбил их как Меня». Вдуматься только, любого из нас Бог Отец любит как Христа. А Христос любит нас как Бога Отца. Таков же и Дух. Таковы и люди, живущие Троицей: отроиченые и христоликие.

По мере подвижнической жизни мужа и жены, по мере их служения другим будет расти и их любовь друг ко другу. Именно тогда их любовь будет становиться не естественной, а благодатной, небесной.

Настоящая любовь вообще не похожа на страсть, и она часто бывает мирной и тихой, но внутри её ликование о любимом и великая благодарность ему...

Как узнать, что любимый человек дорог нам ради Бога, а не сам по себе? Как уберечься от пристрастия? Если мы ощущаем, что многие другие люди нам дороги как этот человек, значит он нам дорого ради Бога... Значит, всё идёт правильно.

Но это нужно почувствовать сердцем. Однажды некий Донецкий священник говорил со старцем Зосимой (Сокуром) и сказал, что умом понимает один церковный вопрос и предмет веры, а сердце не отзывается. И старец сказал, что ы он не пытался сам собой выработать сердечное чувство правоты этого церковного положения. Это было бы неподлинно и надуманно. А нужно молиться Господу, чтобы Он помог и Сам дал нам правильно ощущать, верить и любить.

Мы сами не можем вразумить наше сердце. Не мы - источник подлинного света и подлинной любви. Но когда мы обращаемся к её Источнику, то через нас в мир приходит любовь и свет.

И, всё же, человеку важно иметь желание быть настоящим в глазах Господних. Не удовлетворяться ничем земным и из всего, что только бывает на свете, искать Господа и людей, делать всё это святыней своего сердца. Это желание внести в обычную жизнь заповеди Христовы, внести Евангелие, - постепенно делает всё, чего такой человек касается, раем. Именно это желание и саму любовь сообразовать с любовью Христовой и было у святой Нонны - обычной матери, провёдшей на земле необычную жизнь.

С детства ее воспитывали в благочестивой семье, приучая жить по заповедям Божьим. Когда девочка выросла, ее сосватал богатый землевладелец Григорий Ариазский. Всею душою Нонна противилась браку в «земном» его понимании, тем более, что супруг относился к иудейской секте, соблюдая все ее обряды, параллельно почитая и языческих идолов. Но, благодаря молитвам и терпению святой Нонны, Григорий Назианзин обратился в христианство. Святая Нонна ежедневно просила Бога, чтобы он спас ее мужа и помог понять всю суть вероучения, его истинность. И бог услышал ее молитвы. Однажды Григорию приснился сон, где он пел один из стихов царя Давида. После этого сновидения, он отправился на Первый Вселенский собор в Никею, где его посвятили в пресвитеры. Через некоторое время он стал епископом и всю свою жизнь посвятил Богу. Святая Нонна стала заниматься благотворительностью, и в скором времени удостоилась стать диаконисой. В их семье родился сын, будущий святитель Григорий Богослов. В своих воспоминаниях он писал, что для его матери благочестие было неотъемлемым спутником жизни, во всех своих делах она пыталась руководствоваться христианскими добродетелями. Все свое имущество они раздали нищим и нуждающимся.

Перед своей смертью, святая Нонна пережила множество горестей и скорбей. Сначала скончался младший сын, а затем дочка. В скором времени отошел ко Господу и супруг святитель Григорий Назианзин. Его святая Нонна пережила всего на несколько месяцев.

«Самая терпеливая и мужественная из жён»... «Женщина, которая достигла верха совершенства».... «Благочестивая и богомудрая»..." «Жена щедролюбивая»... Такой видел свою мать святитель Григорий Богослов.

Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о праведной Нонне и творениях святителя Григория Богослова.

В творениях святителя Григория Богослова, которого за выдающиеся заслуги величают Отцом Церкви, встречается много восторженных и самых теплых слов о его матери, святой Нонне.

Она была замужем за богатым владельцем землёй вокруг городов АриАнз и Назианз в Малой Азии - на территории современной Турции. Нонна, воспитанная родителями-христианами, очень переживала, что муж не разделял её веры, и всеми силами старалась обратить его к истине.

Святитель Григорий Богослов сравнивает терпение и настойчивость своей матери с каплями воды, которые, как известно, даже камень точат.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:

День и ночь припадала она к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение супругу. И при этом неутомимо действовала на мужа различными способами: упрёками, убеждениями, услугами, а более всего своей жизнью и пламенной ревностью о благочестии.

Молитвы женщины были услышаны. В 325 году её супруг обратился к участникам Первого Вселенского собора с просьбой о крещении. Он стал христианином, а потом и священнослужителем.

Долгое время Нонна была бездетной и дала обет в случае рождения ребёнка посвятить его Богу. Во сне ей было видение будущего ребёнка и названо его имя: Григорий. Из творений Григория Богослова нам известны многие подробности о жизни и характере матери святителя. Молчаливая, тихая, но несгибаемая, когда вопрос касается веры, добрая - и при этом сдержанная в проявлениях своих чувств.

В жизни святой Нонны было много печали. В 368 году неожиданно умер ее младший сын Кесарий, молодой человек, подававший блистательные надежды; а в следующем году из жизни ушла дочь Горгония. Но мать Григория Богослова не впала в уныние, а только удвоила свои молитвенные подвиги.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:

Пустое слово не выходило из уст её, и смех изнеженный не играл на щеках её. В священных собраниях и местах, никогда не было слышно голоса её. Она чествовала святыню молчанием...

Муж Нонны был посвящён в епископа Назианзинского (от называния местности, где они жили), а она стала диаконисой - верной помощницей мужа в церковных делах. В первые века христианства диаконисы помогали священникам готовить к Крещению женщин и детей, распределяли милостыню для вдов, сирот и узников.

Святитель Григорий Богослов восхищённо пишет о неустанных трудах своей матери на ниве благотворительности.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:

Кто был лучшей заступницей вдов и сирот? Кто облегчал бедственное состояние плачущих? Если бы позволили ей черпать из Атлантического или другого обширного моря, и того бы ей недостало. Так велико было в ней желание подавать милостыню. Всё имущество, какое у нас было, и какое присовокуплялось впоследствии, почитала она скудным для своего желания отдавать в пользу нищих...

Епископ Григорий Назианзинский почил в 374 году, почти в столетнем возрасте. После этого святая Нонна почти не выходила из церкви. Она умерла в храме, с молитвой на устах.

В своих творениях святитель Григорий Богослов часто обращается к памяти матери, надеясь, как он пишет, что её пример будет поощрять других людей к жизни во Христе.

С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».

Епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. «Отцу моему представилось, – писал святитель Григорий, – будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права». Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

«Она знала, – говорит святитель Григорий Богослов, – одно истинное благородство – быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными».

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, – писал ее сын, – всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: «Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!» В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние».

В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.

Похожие публикации