Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Потерять икону иисуса христа что означает. Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает. Символ и значение икон

Первые христиане долго спорили о том, можно ли вообще изображать Иисуса Христа. Противники говорили, что Ветхий Завет запрещает изображать Бога. Сторонники ссылались на то, что поскольку в образе Христа Господь пришел в мир людей, запрет этот можно считать устаревшим. Споры были такими сильными, что начался период гонений на иконы. Но в итоге иконы Христа Спасителя были приняты официальной церковью.

Иконография Христа не настолько разнообразна, как, например, Богородицы. Возможно, в этом выражаются некоторые национальные особенности, ведь в других странах вообще нет такого сильного почитания икон. Вероятно, людям проще воспринимать Бога, зная, что и Он когда-то был ребенком на руках Матери.


Самые распространенные образы

Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя - он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный. Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов.

  • В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.

Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:

  • Спас Вседержитель - Христос изображен по пояс, в левой руке - Книга;
  • Спас в силах - в белых одеждах восседает на троне;
  • Эммануил - Спаситель в возрасте отрока (подростка);
  • Архиерей Великий - Иисус в облачении архиерея;
  • Благое Молчание - Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.

Все эти иконы - канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.


О чем рассказывает икона

Обращая свой взор на изображение Христа, надо помнить, что икона не может вместить Бога целиком. Она лишь образ, причем только земного воплощения. Божественная сущность не может быть постигнута человеком. Как муравей не может полностью осознать окружающий мир, а только ту часть, которую способен воспринять.

Описания внешности Спасителя встречаются у древних историков, но в иконах им не следуют дословно, хотя общие черты остаются узнаваемыми. В иконографии сложилась традиция изображать святой Лик по правилам золотого сечения. Классический русский вариант - Новгородский Спас. Существуют общие правила:

  • Нимб в форме креста - состоит из 9 перекладин, по количеству ангельских чинов.
  • Выразительные глаза, их размер больше обычного.
  • Греческие буквы, сокращение одного из имен Бога - Сущий.
  • Славянское сокращение имени Иисус Христос.

Дополнительными элементами могут быть платок (плат), слова молитвы, ангелы, святые.


Редкие иконы Христа

Очень известная икона находится в Храме Христа Спасителя, ее автором является Евграф Сорокин, выдающийся русский иконописец. Его Спас очень узнаваем - длинные волосы опускаются на плечи, глаза глубоко посажены, в их выражении можно заметить глубокую печаль. Хотя в большинстве храмов предпочитают использовать все же более классические образы византийского письма.

В иконографии Христа существуют совместные иконы Спасителя и Божией Матери. Они рассказывают о тяжелейшем моменте - погребении Христа. Богородица прижимает к себе тело Сына, уже погруженного в гроб, глаза его закрыты, руки сложены на груди. Образ напоминает о том дне, когда грядущее Воскресение было еще впереди, и немногие в него верили. Композиция легко узнаваема, хотя многие детали на ней могут меняться, даже положение тела Христа.

Весьма редким является также образ «Христос во гробе» - тело Спасителя покоится на каменном ложе, как принято было хоронить у иудеев. Иисус лежит на спине, в белых пеленах, на теле могут изображаться раны (на руках и ребре). Подобные иконы должны напоминать о цене, которой был искуплен весь род человеческий.

Значение иконы Христа Спасителя

Значение иконы Спасителя - напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы - чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.

В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный - Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.

Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства - следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.

Молитва 1-я ко Господу Иисусу Христу

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся и распныйся и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего, заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала Благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми помысл исповедания грехов моих, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоея положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою, во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я ко Господу Иисусу Христу

О Боже, Премилосерднейши й Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль сию плачевную и многогрешную. Ты принял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, язвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагии Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и гневное намерение отметить за грехи наша отврати от нас.
Кровию Твоею Бесчестною обновивый падшее естество наше, обнови. Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия: очисти нас всех. Боже наш, Божественною благодатию Твоею от всех неправд, беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим всесвятое имя Твое, со Отцем, и Преблагим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Христа Спасителя - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Икона Иисуса Христа

Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.


Предназначение икон

Святые образы Всевышнего Иисуса Христа выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.

В наше время иконописцы делят все лики на несколько видов:
Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи.
Лик Господа образе проповедника среди мирских людей.
Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).

На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.

Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.

Святой образ Господа Вседержителя – икона, которая, обязательно есть любой христианской церкви, обычно, она расположена в центре церкви. На этой иконе он изображен во время своей проповеднической деятельности: волосы гладкие, которые ниспадают на плечи, маленькая борода и усы, правая рука изображается в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Библию.
Образ в терновом венце - это страдальческая икона. Потому как это символизирует страдания и грехи людей, которые Иисус, согласно воле своего Отца взял на себя.


Когда обращаются к иконе

Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.

По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.

Как изображается лик

Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.

На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.

Значение иконы

Эта икона очень известна людям, потому как над ликом Иисуса парит венец с крестом. Этот венец показывает на божественное начало, а также на второй мирской лик Всевышнего. Крест означает борьбы над кончиной и греховным деянием, смирение, которое показал наш Спаситель во время страданий.

Выделяют из огромного количества святых образов лик Всевышнего. Он представлен шестью главными видами, которые в свою очередь представлены двадцатью подтипами.

«Спаситель Небесный», «Всевышний Вседержитель» и «Иисус Христос на троне» - это самые популярные и почитаемые иконы, которые знает всякий православный верующий.

Роль иконы в православии

Предназначение этой иконы крайне важное. В нем собрано предупреждение о Высшем суде, через который должны пройти все люди, а также такие качества как: сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные люди справляются со всеми преградами и бедами на своем пути ведущему к высокой благой цели. Данный святой лик Господа символизирует о гармонии мирского и религиозного бытия, и еще о тех мучениях, которые вытерпел Иисус ради всего человечества.

Святой лик дарует верующим сострадание в печалях, спокойствие, и силы для выдержки всех препятствий, терпение. Вознося мольбы пред этой иконой, верующие выражают признание за содействие и подмогу, и еще молят о послании напутствия в достижении цели.


В чем помогает

Это божественное изображение несет помощь и сострадание. Произнося молитву к этому лику православные верующие получит избавление от:
нечистых мыслей,
душевных, телесных ран.
Молить у иконы Всевышнего нужно о:
спасении от гибели и несчастий,
ограждении лжи и огорчения,
спасение от бесчестности и бессердечия.

Нужно возносить не только молитвенные прошение к Всевышнему, но и благодарственные молитвы. Необходимо наносить визит в церковь и в моменты радости, чтобы поблагодарить Господа за все. Мольбы надо произносить искренне от всей души и добрыми мыслями. Можно возносить молитвенные просьбы не лишь о себе, но и за своих родных.

Икона поможет обрести:
единство;
помогает обрести покой;
скрепляет семью;
единодушие.

Огромную роль играет эта икона в семейных отношениях. Она оберегает семью. При помощи этой иконы возможно оградить своих чад от недугов и несчастий. Считается, что не существует таких болезней, которые не может исцелить Небесный Целитель души и тела.
К этому божественному лику возносят молитвы о исцелении самых тяжелых болезней. И если верование верующего твердое, настоящее и чистое, то эта икона исцелит от всяких недугов. Пред этой иконой молят о здравии и любви для друзей и ближних. Эта икона создает Венчальный образ. Очень часто родные молодого именно этой иконой и напутствуют его на добрую, взаимную любовь и вечный брак.

Необходимо так же не забывать о признательных мольбах, потому как случаи в нашем мирском бытие иногда оказываются на самом деле небесной помощью нашего Спасителя. Данная икона есть в любой церкви. Для этого святого лика нет какой -либо определенной даты памяти. Все говорят, что Тот, Кто изображается на этом лике, и считается Счастьем, Благословением и Миром.

Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

Каноническое изображение Христа было утверждено в IX веке: «Благотелесный… со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…»

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Но если способы изображения столь различны, как мы узнаем на иконах Спасителя? Благодаря одной детали: изображение Христа практически всегда имеет крестчатый нимб. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога: «Аз есмь Сущий».

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

Согласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

В воспоминании о создании и чудесном обретении иконы в иконографии распространены два типа Нерукотворного Образа: «Спас на убрусе», то есть на куске ткани, и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

Пантократор

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель». Различаются несколько вариантов композиций: изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Часто икона Спасителя изображается в купольном пространстве. Этот образ символизирует Христа, Творящего Вселенную.

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир Бесплотных Сил, или ангельских чинов, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

Христос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

На этих иконах Христос предстает в различные моменты Своей земной жизни. Спаситель в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, и «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Спас Эммануил

Кроме традиционного, так называемого исторического типа иконографии Христа, существуют образы, в которых Спаситель представлен в виде Младенца или Отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (см.: Ис. 7, 14) и означает «с нами Бог». Это имя относится, прежде всего, к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы.

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.


Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения, не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным, оставался недоступным для людей внешних, находящихся вне пределов христианской общины.

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью, чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме (V в.).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений, так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы, до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился.

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани, и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице, — рассказывает Ирина Языкова, — ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы.

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке.

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная.

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост, на престоле и поясное. Самое частое — поясное.

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса. В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб.

Благодать и любовь Господа к человеку безграничны. Однажды Иисус Христос доказал это, пережив мучительные боли и приняв смерть на кресте от рук язычников ради спасения человечества. После Воскресения и вознесения на небеса любовь Бога к людям не исчезла, а, напротив, только укрепилась.

Господь по сей день приходит на помощь к тем, кто искренне просит. Главным проводником между человечеством и Богом являются святые иконы.

Любовь Бога к людям не исчезла

Именно через них каждый имеет возможность обратиться к Спасителю с просьбой о помощи и с благодарственными молитвами. Далее рассмотрим самые известные иконы Иисуса Христа с фото, описанием и их значением.

Образов, на которых изображён Спаситель, множество. Каждый из них имеет большое значение для Православной Церкви. Вот все иконы с изображением Иисуса Христа и их названия:

  • «Чернобыльский Спас»;
  • «Царь Царей»;
  • «Явление Александру Свирскому Святой Троицы»;
  • «Спас Анчийский»;
  • «Апостольская Проповедь»;
  • «Бичевание Иисуса Христа»;
  • «Шествие На Голгофу»;
  • «Предательство Иуды»;
  • «Воздвижение Господнего Креста»;
  • «Возложение на Христа Тернового Венца»;
  • «Вознесение Господне»;

«Вознесение Господне»

  • «Моление о Чаше»;
  • «Обрезание Господне»;
  • «Омовение ног»;
  • «Плоды страдания Христова»;
  • «Христово Воскресение»;
  • «Всевидящее око»;
  • «Церковь Христова»;
  • «Христос Судия»;
  • «Христос На Суде У Пилата», «Христос На Суде У Каифы»;
  • «Христос С Хлебом И Вином»;
  • «Христос Истинная Лоза»;

Христос Истинная Лоза

  • «Христос Во Гробе»;
  • «Христос В Терновом Венце»;
  • «Воскрешение Лазаря», «Исцеление глухонемого», «Исцеление расслабленного» «Исцеление Слепого»;
  • «Крещение Господне»;
  • «Кийский Крест с Предстоящими;
  • «Вход Иисусов в Иерусалим»;
  • «Господь Саваоф»;
  • «Добрый Пастырь»;
  • «Деисис»;
  • «Иисус Благословляет Детей»;
  • «Иисус Христос В Темнице»;

Иисус Христос В Темнице

  • «Уверование Фомы»;
  • «Хвалите Господа с Небес»;
  • «Отечество»;
  • «Единородный Сын»;
  • «Иисус Христос Стучится В Дверь»;
  • «Поклонение Волхвов»;
  • «Поклонение Кресту»;
  • «Творец Живота»;
  • «Гостеприимство Авраама»;
  • «Страшный Суд»;
  • «Тайная Вечеря»;
  • «Сретение Господне»;

Сретение Господне

  • «Спас Ярое Око», «Спас Смоленский»;
  • «Спас Нерукотворный», «Спас Оплечный»;
  • «Спас Мокрая Брада», «Спас На Престоле»;
  • «Спас Кровоточивый», «Спас Иерей»;
  • «Спас Эммануил», «Спас Златые Врата»;
  • «Спас Всемилостивый», «Спас Вседержитель»;
  • «Символ Веры»;

  • «Рождество Христово»;
  • «Распятие»;
  • «Проклятие Смоковницы».

Рассмотрим значение некоторых из них.

«Христос С Хлебом И Вином»

Икона, где Иисус изображён с хлебом и вином, в Православии называют ещё «Евхаристия» или «Хлебный спас». Образ Спасителя был написан в 19 веке. Существует большое количество версий обретения этой иконы.

Христос С Хлебом И Вином

В одной из них говорится, что это фрагмент святыни «Тайная Вечеря». Согласно другому мнению, икона «Христос С Хлебом И Вином» олицетворяет одно из главных 7 церковных таинств – Причастие.

«Христос Виноградная Лоза»

Ещё одна икона Спасителя Иисуса Христа – «Христос Виноградная Лоза», или «Христос Лоза Истинная». Здесь Спаситель представлен в виде одной из ветвей виноградной лозы, рядом с которой расположено Священное Писание. В других ветвях изображаются святые, апостолы Божии, Иоанн Предтеча и Богородица.

Виноград здесь олицетворяет мудрость, вино жизни, вечное существование. Сам Иисус говорил: «Я – лоза, Отец Мой – Виноградарь, а все вы (апостолы) – ветви…». Эти слова написаны в Евангелии.

Спаситель хочет донести этой фразой, что Его отношение к людям такое же как и у виноградной лозы к своим ветвям. Лоза же, в свою очередь, символизирует причастие к Высшим силам и одновременное присутствие среди людей.

«Христос В Терновом Венце»

Икона олицетворяет событие, произошедшее с Иисусом Христом при Его жизни среди людей. Иудейская власть узнала о чудесах, которые Он творил, и побоялась, что народ взбунтуется, а их боги рассердятся. А потому направили целое войско, чтобы взять Иисуса под стражу.

Когда воины нашли Его, то сразу раздели, а на голову надели тот самый тернистый венок, который изображён на иконе. Затем они стали бить Его тростями по голове и оплёвывать.

Христос В Терновом Венце

Тернистый венок в данном случае символизирует один из видов насмехания над Спасителем. Образ «Христос В Терновом Венце» больше распространён в католической церкви.

«Святая Вечеря Господня»

Ещё одна икона с изображением Иисуса Христа — «Святая Вечеря Господня». Она олицетворяет событие, произошедшее в Великий Четверг – предпоследний день нахождения Спасителя среди людей. Иисус собрал 12 апостолов за одним столом.

В этот вечер было установлено одно из важнейших таинств – причастие Святых Христовых Тайн.

Иисус благословил хлеб и передал его одному из учеников, сказав: «Ешьте, ибо это Тело Моё». Затем он благослови кубок с вином, проговорив следующие слова: «Пейте, всё от неё».

«Страшный Суд»

Икона «Страшный суд» символизирует окончание мира, которое произойдёт после Второго Пришествия Иисуса Христа. В этот время свершится Страшный Суд над грешными и праведными людьми. После этого человек соединится с Богом на веки вечные, а мир обновится.

Во главе иконы сверху изображён Бог – Саваофа, который даёт благословение Сыну Своему – Иисусу Христу на схождение на землю и осуществление суда. Чуть левее автор изобразил архангелов, которые убивают демонов.

Также на иконе изображён ад, преисподняя, куда попадут все грешники (внизу слева) и рай, в котором будут жить вечно праведные люди (сверху справа).

«Сретение»

Икона «Сретение», как и все другие, имеют символичное значение. Она олицетворяет переход от старого к новому, то есть, от Старого Завета, к Новому. Последний и символизирует маленький Иисус Христос, изображённый на образе рядом с Марией, Иосифом, Анной (пророчица, служительницу храма), Симеоном Богоприимцем. Согласно преданию, Симеону уже было больше 300 лет.

Долгую жизнь даровал ему сам Господь. Старец занимался переводом Ветхого Завета на греческий язык для Александрийской библиотеки.

Увидев надпись «Дева народит во чреве своём сына», он подумал, что это ошибка, и хотел исправить её. Но Ангел Господний остановил его, а также сказал, что Симеон умрёт тогда, когда исполнится пророчество. Именно он поведал Марии, что ждёт Её Сына, когда Он прибудет на землю.

Сретение

Услышав о том, что в руках Симеона сам Мессия, Анна поспешила рассказать всем, что вскоре Иерусалим будет спасён. А Ирод, узнав об этом, приказал расправиться со всеми младенцами.

Перед иконой молятся те, кто хочет исцелиться. Если человек будет искренним, то Господь услышит его и вылечит даже от самых страшных и безнадёжных болезней.

Также существует обычай, что в день Сретения Господня, который отмечается 15 февраля, нужно принести в церковь свечу и освятить её. При душевных и телесных болезнях её нужно зажигать и читать молитву. Хранить свечу нужно до следующего праздника Сретения.

«Спас Смоленский»

На фото иконы Иисуса Христа Спасителя видно, что к ногам Сына Божьего припадает Александр Свирский и Варлаам Хутынский, а в руке Его находится Священное Писание. Образ Смоленского Спаса считается защитником земли русской.

Спас Смоленский

Её создание тесно связано с царствованием времён Василия III. В начале 16 века был отвоёван город Смоленск. В честь этого знаменательного события был построен храм Христа Вседержителя. Затем была написана икона «Смоленский Спас».

«Спас Нерукотворный»

Появление этой иконы тесно связано с событиями, произошедшими в период правления царя Авгара. Он подвергся страшной и мучительной болезни – проказе. Царь верил в христианского Бога и ждал от Него помощи. Тогда он послал своего гонца к Спасителю, но Иисус уже заранее знал о прибытии слуги Авгара. Тогда Он наказал взять воду и плат, затем умылся и вытерся тканью.

«Спас Нерукотворный»

На плате осталось изображение «Нерукотворного Спаса». Когда Авгар приложил святыню к телу, то тут же исцелился. В честь этого события он приказал установить святыню у ворот – у входа в город, затем спрятал его от воров.

После смерти царя к одному из Святых отцов явилась Богородица и повелела открыть «Нерукотворный Спас». Тогда с помощью образа народу удалось победить врагов, напавших на город.

Образ был утерян во время нападения в 1204 году на Константинополь. Крестоносцы похитили икону. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.

Молятся иконе об исцелении от любых болезней, становлении на правильный путь, избавлении от плохих мыслей и искушения.

«Спас Вседержитель С Державой И Скипетром»

На иконе Иисус изображён в царской одежде. В Его руках, в отличие от других образов, нет Священного писания. На этот раз автор изобразил Спасителя со скипетром, державой и короной на голове — олицетворяющих верховную власть.

Спас Вседержитель С Державой И Скипетром

«Икона Вседержителя»

На образе Иисус изображён с Библией в левой руке, а правая — благословляет человечество. Над головой спасителя располагается нимб, который символизирует небесное происхождение. По обе стороны есть отметка «Альфа» и «Омега».

Верующие обращаются к иконе с просьбой избавиться от согрешений, преодолеть все испытания и трудности, исцелиться от хронических болезней и боли, защитить от врагов и беспомощности, плохих мыслей, горести.

Икона Вседержителя

«Распятие Господа Иисуса Христа»

Икона «Распятие Иисуса Христа» была написана в честь события, которое произошло со Спасителем. В Страстную Пятницу Его взяли под стражу по приказу Понтия Пилата – иудейского прокуратора, а затем распяли на кресте.

Люди обращаются к образу Иисуса Христа, если ощущают какую-либо провинность и хотят искупить вину. Также молиться перед образом нужно для искупления грехов, наставления на путь истинный, укрепления в вере.

Распятие Господа Иисуса Христа

Похожие публикации