Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Сунниты, алавиты и все-все-все: религиозная карта войны в Сирии. Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними

Президент Сирии Башар Асад занял кресло главы государства в июне 2000 года. Его отец Хафез Асад сделал все от него зависящее, чтобы сохранить механизмы созданной им властной конструкции. Впрочем, как отмечают эксперты, Асаду-отцу явно не хватило здоровья и времени, чтобы дать возможность сыну окружить себя преданными людьми.

Сегодня в Сирии реальные рычаги власти по-прежнему находятся в руках правящей элиты, большинство которой составляют алавиты. Именно к ним принадлежит семья Асадов. Но алавиты являются меньшинством - они составляют 12% населения страны. Кстати, жена Асада-младшего - суннитка.

Что любопытно: в Сирии, по Конституции, пост президента может принадлежать только сунниту. Тем не менее алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. Хотя официально страной управляет Партия арабского социалистического возрождения (Баас), перевес сил внутри нее - в пользу алавитов.

Положение алавитов, которых чаще называют нусайритами (по имени основателя секты Мухаммеда ибн Нусайра, жившего во второй половине IX века), всегда было незавидным. Суннитские и шиитские ортодоксы воспринимали их как еретиков и чужаков. Напряженность в отношениях нусайритов с другими общинами существовала всегда. Существует она и по сей день…

Нусайритское учение переполнено элементами шиизма, христианства и домусульманских астральных культов. Алавиты обожествляют Иисуса, празднуют христианское Рождество и Пасху. Одновременно нусайриты сохранили культ солнца, звезд и луны. Соблюдение основных мусульманских заповедей - молитва, паломничество, пост, обрезание и пищевые запреты - не признается. Во время богослужения нусайриты причащаются хлебом и вином, читают Евангелие.

Нетрудно представить себе, с какими подозрительностью и недоверием относится к алавитам ортодоксальное мусульманское большинство, когда имамы собираются глубокой ночью в своих куполообразных молельнях (куббат), построенных на вершинах холмов. Суннитские и религиозные лидеры обвиняют нусайритских имамов в ворожбе, магии и колдовстве, а их храмы считают пристанищем Сатаны.

Разумеется, за три десятилетия правления Асада-отца факты открытого проявления неприязни и вражды в отношении нусайритов резко пошли на убыль, а то и вовсе исчезли. Но внутренний общественный котел, несомненно, продолжает кипеть. Пламя костра «подогревается» неприятием привилегий, предоставленных алавитской общине покойным президентом-нусайритом. Естественно, что неприязнь к алавитам вообще переносится и на нового президента Сирии.

Но принадлежность к нусайритскому меньшинству - не единственная проблема, не позволяющая Башару спать спокойно. Не менее серьезной проблемой для него служит его положение как личности в родной общине. Дело в том, что нусайриты делятся на две далеко не равноправные группы. На привилегированных ХАССА («посвященных») и основную массу - АММА («непосвященных»). Первые обладают священными книгами и особыми знаниями, что дает им власть над непосвященной массой. Вторым отводится роль послушников-исполнителей.

Новый сирийский лидер по своему рождению никогда не относился к ХАССА, принадлежность к которой является вожделенной мечтой каждого нусайрита. Поэтому ему нельзя забывать о том, сколь низкого он происхождения. Да и все остальные (включая общину алавитов) тоже об этом не забывают.

Заняв президентское кресло, Башар решительно взялся за перестановку кадров с целью укрепления своих собственных позиций. Если верить западным источникам, с 2000 по 2004 годы он поменял около 15% высокопоставленных чиновников. Не только гражданских, но и прежде всего военных.

Здесь уместно напомнить, что 90% высшего командного состава армии и спецслужб традиционно представляло алавитское меньшинство. Такое положение сложилось на этапе становления и укрепления сирийского государства еще в первые годы правления Хафеза Асада. Таковым оно оставалось на протяжении всех последующих лет.

Впрочем, еще задолго до восхождения на сирийский «престол» Башар продемонстрировал свой характер. Так, в мае 1995 года он арестовал Мухаммеда Дуба. Этот человек попался на незаконном ввозе в страну легковых автомобилей и продаже их на черном рынке. Это известие не вызвало бы никакого интереса, если бы речь не шла о сыне одного из наиболее высокопоставленных сирийских чиновников - приближенного президента Асада, начальника военной разведки и одновременно, как выяснили западные журналисты, крупного наркодельца генерала Али Дуба. Но в действительности этот арест имел целью не столько нанести удар по контрабандистам, сколько подорвать источник доходов генерала и его окружения и тем самым лишить его экономической базы для возможной борьбы за президентское кресло. Эпизод с Мухаммедом Дуба показал, что молодой «лев» (так с арабского переводится фамилия президента) не только набирает политический вес, но и ловко избавляется от потенциальных конкурентов.

В том же году «престолонаследник» еще раз продемонстрировал свой характер, отправив в отставку командующего войсками сирийского спецназа генерала Али Хейдара. Только за то, что он «позволил себе неповиновение». Чтобы понять значение данного поступка, следует напомнить, кто такой Хейдар. Как и покойный президент Асад, он вступил в Баас еще в школе, принимал участие в государственном перевороте, совершенном партией в 1963 году. Впоследствии, возглавив спецназ, играл одну из главных ролей в подавлении выступлений сторонников организации «Братьев-мусульман» в городе Хама в 1982 году. И вот Башар уволил его за… «недостаточное уважение». Для заслуженного генерала, входившего в ближайшее окружение президента, это болезненный удар. Для всех остальных - поучительный урок.

Весьма примечательно, что антикоррупционная кампания затронула и клан Асадов. В ноябре 1996 года по результатам расследования случаев коррупции в высших эшелонах власти, проведенного Башаром и его людьми, был закрыт один из крупнейших ресторанов в Дамаске. Он принадлежал старшему сыну брата президента Рифаата Асада, который, по информации западных спецслужб, являлся одним из крупнейших наркодельцов на Ближнем Востоке. Башар признался тогда, что пошел на этот шаг, поскольку ему надоело поведение дяди и двоюродных братьев (Фареса и Дарида) и он решил покончить с ними раз и навсегда. При этом «престолонаследник» успевал курировать вопросы инвестиционной политики. Он подружился с молодыми бизнесменами («новыми сирийцами»), в число которых входили отпрыски многих представителей высших эшелонов власти. Время от времени он лоббировал их интересы, рассчитывая в будущем на поддержку.

Но вернемся к началу президентства Башара Асада. 10 декабря 2001 года он принял отставку правительства. Его возглавлял Мустафа Миро, и ему же было поручено сформировать новый кабинет. В новое правительство вошли главным образом не офицеры, а гражданские служащие в возрасте до 50 лет. Это было первое за последнее время гражданское правительство в Сирии.

В ходе произведенных молодым президентом кадровых перестановок в новом правительстве на пост министра внутренних дел вместо отправленного в отставку М. Харба (еще одного из старых сподвижников покойного Асада) был назначен генерал А. Хаммуд. До этого он (представитель алавитской общины) в течение нескольких месяцев возглавлял Управление общей разведки Сирии. На его место был назначен генерал-суннит Х. Аль-Бахтияр.

В январе 2002 года в отставку был отправлен начальник генерального штаба А. Аслан - алавит, один из близких покойному Асаду высокопоставленных военных. В армии Аслан пользовался репутацией руководителя, который существенно укрепил боеспособность сирийских вооруженных сил. Назначенный на этот пост после отставки в 1998 году Хикмата Шехаби, он, как отмечали аналитики, не смог найти общий язык с шурином Башара генералом Асафом Шаукатом, который после смерти Асада-старшего фактически руководил всеми кадровыми вопросами в силовых структурах Сирии.

Отставка Аслана с поста начальника генштаба объяснялась также тем обстоятельством, что в течение 24 лет этот пост занимал представитель суннитской общины Алеппо. Когда же пришел Аслан, в армии заговорили о дальнейшей «алавитизации» командного состава сирийских вооруженных сил. На место Аслана был назначен его заместитель - 67-летний генерал-суннит Хасан Туркмани. В сирийской армии он был известен как один из верных и последовательных сторонников укрепления военно-технического сотрудничества с Россией. Тогда же в отставку подал начальник контрразведки ВВС/ПВО (одной из самых «закрытых» и близких к покойному Асаду сирийских спецслужб) генерал И. Аль-Ховейджи.

В начале марта того же года Башар уволил «за грубые нарушения норм поведения и превышение служебных полномочий» около тридцати высокопоставленных офицеров спецслужб. В основном, это были сотрудники территориальных управлений департамента политической безопасности МВД Сирии, во главе которого находился также один из ближайших сподвижников бывшего президента генерал А. Хасан. В октябре 2002 года он был отправлен в отставку. Вместо него главой департамента Башар назначил командующего разведкой сирийских войск в Ливане Гази Канаана (покончил собой в феврале 2005 года после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири).

В сентябре 2003 года Башар отправил в отставку правительство, которое возглавлял Мустафа Миро. Новый кабинет было поручено сформировать председателю парламента Мухаммеду Наджи Атари. Арабские аналитики отмечали тогда, что смена правительства связана с новым импульсом, который хочет придать молодой президент процессу либеральных реформ. Атари - представитель радикальной фракции, выступающей за ускоренный перевод сирийской экономики на рыночные рельсы.

11 мая 2004 года лишился своего поста министр обороны, корпусной генерал первой степени Мустафа Тлас, занимавший это кресло 30 лет. Кстати, последние 20 лет он занимался не столько вооруженными силами, сколько литературным творчеством. На его место был назначен уже упоминавшийся Туркмани.

Следующим кандидатом на отставку может стать министр иностранных дел Фарук Шараа - глава МИДа с 1984 года. По данным арабской прессы, нынешний президент считает, что глава внешнеполитического ведомства не справляется со своими обязанностями и не может защитить позиции страны на международной арене.

В июле 2004 года в отставку ушел заместитель начальника генерального штаба корпусной генерал А. Сайяд. За ним отправились на покой другой заместитель начальника генштаба Ф. Исса, а также заместитель министра обороны, корпусной генерал А. Набби.

4 октября 2004 года Башар произвел серьезные перестановки в правительстве, отправив в отставку министров внутренних дел, экономики, информации, юстиции, промышленности, труда, здравоохранения и по религиозным вопросам. Главой МВД был назначен Гази Канаан, министром информации - главный редактор правительственной газеты «Баас» Махди Дахлалла.

Труднее обстоит дело со спецслужбами Сирии. Там перестановки (точнее, их последствия) взвешиваются и, по возможности, прогнозируются. Надо признать, что решиться на подобные перестановки в Сирии - дело весьма рискованное. Но, очевидно, находясь пять с лишним лет у власти, Асад-младший научился ориентироваться в ближневосточной действительности.

Нелишне напомнить, что при Хафезе Асаде в руках суннитов были сосредоточены широкие властные полномочия. Тлас занимал пост министра обороны, ныне опальный Абдель Халим Хаддам стал первым вице-президентом, Шехаби - начальником генерального штаба.

Тем не менее покойный Асад предпочитал полагаться прежде всего на своих родственников и друзей из числа алавитов. Родные братья президента (Рифаат, Джамиль, Исмаил, Мухаммед, Али Сулейман) получили ответственные должности в армии, государственных и партийных органах.

Не удивительно, что алавиты составили «теневой клуб избранных» («Высший алавитский совет»), принимавший решения по всем принципиальным и социально-экономическим вопросам. Алавиты взяли под свой жесткий контроль не только силовые ведомства, но и государственные структуры, экономические учреждения, часть крупного бизнеса.

Что ожидает нынешнего президента, учитывая его принадлежность к алавитскому меньшинству? Вопрос весьма актуален, если учесть, что в Сирии реально существует значительный потенциал недовольства нынешней властью, который может вырваться на поверхность с появлением подходящего повода.

Аналитики не исключают возможности попытки переворота со стороны мусульман-суннитов. Представители суннитского большинства недовольны всевластием алавитского меньшинства. Борьба за власть с клановой подоплекой не утихает в госаппарате и генералитете, рвутся к власти и представители новой бизнес-элиты. Враждебны нынешнему режиму исламские фундаменталисты, чье восстание покойный президент Асад жестоко подавил в начале 80-х.

Вполне вероятен и заговор генералов-алавитов в армии, недовольных Башаром, не имеющим, по их мнению, «военной косточки». Они (включая генералов-суннитов) также недовольны тем, что молодой президент вывел большую часть сирийских войск из Ливана. До сих пор эта страна была для них аппетитной кормушкой. А Башар одним своим распоряжением ликвидировал для многих влиятельных генералов источники дохода и хорошо поставленный бизнес - прежде всего, контрабандную торговлю.

Не все ладно и в самом семействе Асадов. Свои претензии на власть выдвинул живущий за границей дядя Башара Рифаат, который по-прежнему претендует «на престол». Он, бывший куратор сирийских спецслужб, прекрасно разбирается во всех нюансах внутриполитической борьбы в Сирии и имеет массу сторонников в спецслужбах и армии.

Поэтому не следует преуменьшать вероятность радикальной перестановки сил внутри сирийского истеблишмента в пользу суннитского большинства. Судьба мирного сосуществования в Сирии во многом зависит от того, насколько гибко Башар Асад будет вести конфессиональную политику…

Сунниты, шииты, алавиты - названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

полный текст

Сунна - вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна - два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей - халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы - правовые школы и акиды - «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Что обозначает название

Шийа - «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка - халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе - главной святыне магометан в Мекке .

полный текст

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом - имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов - шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует - джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества - аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

полный текст

Основные черты суфизма - очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши - монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев - салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф - «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун - призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты - основные критики суфии. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане» .

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления - Аравия.

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)- изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение. Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

полный текст

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

полный текст

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты - самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера - Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов - по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика - Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка - Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

полный текст

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

полный текст

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл - творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

полный текст

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда - Имени Бога, Салмана аль-Фариси - Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Противоречия между шиитами и суннитами являются основной причиной множества кровопролитных войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это разделение, которое по сути является исключительно религиозным, возымело реальные социальные и политические последствия. Более того, весь Восток раскололся по этому признаку – даже борьба за региональное доминирование происходит между суннитскими и шиитскими государствами, где лидеры, соответственно, Саудовская Аравия и Иран. Безусловно, суннитских государств больше, тем не менее это никак не сглаживает противоречия, так как слишком долго шла вражда, которую никто не желал останавливать.

Конфликт в Сирии во многом начался по той же причине – правящее меньшинство (алавиты) не отражали реального социально-религиозного состава населения, поэтому среди суннитского большинства это вызывало неудовлетворённость. Нужно отметить, что алавиты являются последователями синтетической секты, которая объединяет учения христианства и исмаилитов, а также некоторых доисламских вероучений. В итоге некоторые считают, что их вообще нельзя называть мусульманами. Семья Асада является представителями именно этого ответвления ислама. Сирия в целом является многорелигиозным государством, так как здесь проживают и сунниты, и шииты, и христиане, и друзы, и множество более мелких сект. Однако, наиболее ключевым противостоянием является борьба суннитов с шиитами, так как другие группы в основном присоединялись к какой-то из сторон. Например, христиане традиционно поддерживали семью Асада и алавитов благодаря мудрой политике Хафеза аль-Асада по налаживанию отношений с ними.

Численность представителей алавитского ответвления шиизма подсчитать сложно, так как в переписях населения как в Турции, так и в Сирии нет соответствующей графы (а они живут именно в этих двух государствах). Но по приблизительным подсчётам в Сирии их около 12% (2,5 миллиона человек). Местами их компактного расселения являются Латакия и Тартус. Нужно отметить, что именно на этих территориях за всё время войны правительственные войска не сдавали своих позиций. И российская военно-воздушная операция также происходила с территории этих двух мухафаз. Именно на алавитов как на опору режима полагался Асад, так как внутренние войска Сирии практически полностью состояли из этого этнического меньшинства.

Стоит отметить запутанность конфессионально-этнического состава страны, так как принадлежность к определённому этносу здесь определяется как раз религией. Соответственно пересекаются две идентичности, что влияет на их значительное усиление и обострение этнических и религиозных чувств. Таким образом мы видим, что несмотря на то, что авторитаризм Асада был полностью секулярным, его опора на представителей своего этноса привела не к объединению всех групп в единую нацию, а только сильнее разобщила их. На данном этапе конфликта многие алавиты попросту устали от войны и отказываются поддерживать режим Башара Асада, поэтому дезертируют из армии. Тем не менее, дезертирство наблюдается и у других противоборствующих сил.

Многовековой конфликт продолжается

Многие мусульмане искренне недолюбливают алавитов, считая их ересью, а их религию – искажением истинной веры. Алавиты, в свою очередь, тоже не спешат налаживать связи с мусульманами, они скорее сближаются с христианами. Тем не менее, благодаря ряду деклараций, алавиты провозгласили себя частью шиитского ислама. При Башаре Асаде шёл процесс активного сближения Сирии с шиитским Ираном. И именно поэтому все близлежащие суннитские страны пожелали нанести какой-либо удар по этому союзу и начали спонсировать активный рост радикальных группировок на территории Сирии с тем, чтобы ещё сильнее обострить конфликт, а далее распространить его в Ирак.

В настоящий момент противостояние между шиитами и суннитами приняло весьма ожесточённый вид. Шииты в основном представлены войсками Башара Асада, а также иранской военной помощью и ливанской Хезболлой. А вот сунниты есть как в составе оппозиции, так и радикальных террористических группировок. В частности, оппозиция более-менее секуляризована и нацелена на гражданские цели установления демократического правления, тогда как радикальные военизированные образования отличаются крайним исламизмом и готовностью умереть за веру и халифат. Безусловно, это и Фронт Ан-Нусра, и Исламское государство. На словах Запад поддерживает связь исключительно с секулярной оппозицией и никак не помогает исламистам, в то же время с точки зрения подавления режима Асада эффективнее, чтобы сторон конфликта было как можно больше.

Война между суннитами и шиитами продолжается с самого момента раскола ислама в восьмом веке. И особо агрессивную позицию в ней занимают сунниты, которые часто не признают шиитов за мусульман в принципе. Исламское государство – это пример радикального суннизма, цель которого состоит в создании халифата, в отличии от Аль-Каиды, которая боролась с мировым и региональным доминированием сначала СССР, а потом США. Причина такой разницы в том, что ИГИЛ – это новое поколение радикалов, которые руководствуются уже не чисто негативными целями, как то: освободиться от гнёта сверхдержав, а их интересует создание истинного мусульманского государства от Испании до Китая. Следовательно, их социальная база больше, так как джихад является правоверным действием для любого мусульманина. Стремление создать халифат многие эксперты оценивают как проявление фрустрации среди молодых мусульман, связанной с бедственным положением в их государствах по сравнению с так называемым “золотым миллиардом”.

Вернёмся к шиитам и суннитам. Такая же непростая история взаимоотношений была и в Ираке, так как там первым, кто начал гонения на шиитов, был Саддам Хусейн. И всё бы ничего, но после падения его режима уже некому было сдерживать глубоко засевшие противоречия между религиозными конфессиями. Точно так же себя вели и западные страны – играли на религиозных противоречиях в своих целях. Так Великобритания предпочитала отдавать власть в своих колониях большим суннитским кланам, тогда как шииты оказывались на периферии политической жизни, из-за чего регулярно вспыхивали восстания.

А вот Соединённые Штаты наоборот – привели ко власти в Ираке шиитское большинство, после чего оставили правительство страны самостоятельно бороться с недовольством правящих в прошлом кланов. Не мудрено, что новый премьер-министр страны Нури аль-Малики начал, в свою очередь, проводить антисуннитскую политику. В частности, сунниты лишились высоких постов в армии, что забрало у них мощный рычаг влияния. В результате часть населения Ирака теперь очень даже приветствует ИГИЛ, считая их лучшей альтернативой государству, которое их всячески притесняет. Такие процессы свидетельствуют о том, что новое правительство не в состоянии инициировать национальное примирение и желает исключительно отомстить бывшей элите.

Распространение шиитов по Ближнему Востоку

Нужно сказать, что сейчас Ирак и Иран выступают защитниками шиитов по всему миру. В частности, в Ираке находится огромное количество шиитских святых мест, куда отправляются паломники со всего мира. Например, Кербеле, где находится гробница имама Хусейна (внука Мухаммеда). Следовательно, эти памятники сейчас под угрозой разрушения из-за прихода ИГИЛ. Это вызывает у Ирана желание всячески помогать в борьбе против Исламского государства, чтобы защитить святые места. Ливанская Хезболла, состоящая из шиитов, также пообещала сделать всё для защиты святынь – вплоть до активного уничтожения суннитов. Однако в данный момент есть значительная угроза прихода ко власти в Ираке суннитского меньшинства благодаря силам Исламского государства. Это будет провал для Ирана, так как не так давно страна вела долгий военный конфликт с Саддамом Хусейном.

Наиболее сложный аспект, связанный с ситуацией в Ираке состоит в том, что местные сунниты плохо относятся к государственным силам и боятся их. Следовательно, им остаётся надеяться только на ИГИЛ в защите своих прав. Поэтому положение является действительно патовым. Тем не менее, не все иракские сунниты являются приверженцами ИГИЛ – многие из них хотят воевать против террористов и даже просят у государства военной помощи, но последнее им не доверяет и игнорирует эти требования. В результате многие люди начали покидать дома и беженцами отправляться в Багдад. Мы видим, что из-за непродуманности и узколобости иракской политики в отношении суннитов государство затягивает войну на неопределённое время и откровенно саботирует борьбу с ДАИШ .

С другой стороны, Саудовская Аравия хочет отстоять свои претензии на гегемонию в регионе. Страна морально, финансово и в военном плане всячески поддерживает суннитов на Ближнем Востоке. Их политика направлена в первую очередь на распространение салафитского ислама, поэтому из Саудовской Аравии выходят огромные финансовые потоки на поддержание военизированных салафитских группировок. Аравия чувствует реальную опасность, так как количество шиитских стран около границ страны увеличивается. В частности, в Бахрейне шиитское большинство уже давно недовольно суннитским правительством и не известно, во что это выльется. В Йемене саудиты тщетно пытаются подавить распространение зейдизма – одной из шиитских сект. А внутри страны проживает около 15% шиитов, которые заселяют как раз нефтеносные области на востоке.

Эр-Рияд обеспокоился своим статусом ещё в 2003 году, когда в Ираке было принято решение формировать шиитское правительство. Теперь им кажется, что во всём всегда виноват Иран, так как Тегеран уже давно стремится стать центром исламского мира. Ещё хуже стало, когда Иран перестал быть изгоем и начал налаживать внешнеполитические отношения с западным миром (в частности, это касается экспорта нефти).
Таким образом, можно говорить, что ИГИЛ появился именно там, где сунниты были ущемлены достаточно сильно. В основном это территории, на которых правила шиитская элита, а доступ остальных ко власти был значительно ограничен.

Безусловно, ИГИЛ – это далеко не армия фанатиков, а достаточно хорошо организованная сила, которая мало чем по дисциплине отличается от регулярной государственной армии. Среди террористов есть профессиональные военные и стратеги, которые могут умело направлять людей в бой. Также у салафитов есть большое количество современного вооружения, которое им удалось захватить или купить за пожертвованные деньги. Единственное, что отличает их как радикальных исламистов – это приверженность терроризму и суицидальные атаки.

В чём различия суннитов и шиитов

Авиаоперация России в Сирии многими экспертами и участниками конфликта была воспринята как участие в религиозной войне, дескать они помогают шиитам бороться с суннитами. Поэтому многие шиитские страны положительно отнеслись к этой информации, тогда как суннитские – наоборот. Конфликт едва ли удастся урегулировать мирным способом, так как его корни лежат в отсутствии адекватной представленности разных религиозных групп в политике, а также в неправильном образе чужого, который намеренно конструируется политиками.

Всё же вернёмся к сути – чем сунниты отличаются от шиитов? Считается, что при возникновении ислама община верующих (умма) была единой. Однако, в седьмом веке нашей эры был убит халиф Усман и тогда-то и произошёл раскол среди мусульман. Далее этот раскол только увеличился по мере того как шло расширение халифата. В то же время покорённые народы соединяли догматы ислама со своими традиционными воззрениями, из-за чего началось активное развитие различных сект, что ещё сильнее усилило религиозное разнообразие уммы. Эти процессы вызвали активную реакцию со стороны ортодоксальных богословов, что, собственно, и вылилось в появление разных видов ислама. Каждое направление трактовало истинную веру по-своему и намеревалось объединить всю умму именно на основании своих воззрений.

Сам термин “Ахль аль-Сунна” был введён веком позднее для обозначения правоверных мусульман. Его придумал Ибн Сирин. Это было сделано для того, чтобы осудить распространение “неистинной” веры среди разнообразных сект. Таким образом, суннитам изначально удалось сохранить единство и не допустить появления любых нововведений в религию. Традиционализм в среде суннитских богословов объясняется тем, что якобы пророк Мухаммед предсказал раскол ислама на противоборствующие секты, однако среди них будет истинная умма, которая спасётся. Считается, что этими счастливчиками станут как раз сунниты, поскольку наличие среди них разнообразных школ никак не вредит единству.

Догматы суннизма были сформулированы как раз в результате полемики с другими школами, такими как: шииты, хариджиты и так далее. После чего возникли чисто суннитские школы, типа ашаритов, салафитов, матуридитов, которые впоследствии стали ортодоксальными для суннизма.

В настоящее время сунниты являются самой многочисленной группой мусульман, составляя 90% всех верующих в Аллаха (более 1,5 миллиарда человек). Их догматом является следование сунне, то есть жизнеописанию пророка Мухаммеда, его поступков и цитат. Кроме того, постулируется верность традиции и всеобщее участие в выборах халифа. Нужно отметить, что содержание суннизма более чёткое, нежели шиизма, в чём мы убедимся позднее.

Салафизм – это одно из направлений суннизма, которое ратует за возвращение к традициям ранней мусульманской общины. Все последующие нововведения признаются неправедными и вредоносными. Западные контакты тем более считаются нежелательными, а религия понимается в том виде, в котором её трактовал Мухаммед.

Главный постулат этого течения состоит в единстве бога, поэтому ислам нужно очистить от ересей, в которых содержатся примеси различных культурных особенностей других народов. Кроме того, салафиты считают, что каждый человек самостоятельно может общаться с Аллахом, не прибегая к помощи посредников. Для этой веры характерен запрет на поклонение мощам святых или почитание пророков, так как это – проявление политеизма. Салафизм нацелен на объединение всей уммы на основании изначальной версии ислама. На данный момент этого течения придерживаются многие радикальные исламистские группировки.

Религиозное деление Сирии

Ваххабизм является ещё одним течением ислама, которое характерно для современных джихадистов. Его создатель, Мухаммад ибн Ваххаб, считал, что только первые три поколения мусульман исповедовали настоящий ислам, поэтому опять-таки он был против любых нововведений. С точки зрения обществоведов, причины появление ваххабизма носят социально-политический характер, так как он появился в среде бедных бедуинов, которые протестовали против власти богачей. В частности, это произошло во время наступления засухи и селей, из-за чего производственная база экономики значительно сократилась. В итоге налоговое бремя стало невыносимым, а знать захватила все ирригационные сооружения.

Многие современные ваххабиты отрицают такое название своей веры, говоря о том, что они являются обычными салафитами. Ваххабиты отрицают, что их религия требует убийства неверных, зато она направлена на объединение общины мусульман, поэтому раскольничество должно наказываться. В настоящее время ваххабизм признан экстремистским течением в исламе, так как он отрицает традиционный суфизм. В 1990-е годы фундаментализм просочился на Северный Кавказ, где привёл к жёстким столкновениям между ваххабитами и приверженцами традиционного ислама.

Если говорить о шиизме, то он бывает совершенно разным. Шиитов объединяет лишь признание потомков Али ибн Абу Талиба законными наследниками пророка Мухаммеда. Преобладающей школой являются так называемые двунадесятники. Шиитов отличает идея о том, что уммой может руководить исключительно имам, которого назначает сам Аллах. Но имам должен избираться исключительно из потомков того самого Али. К халифату шииты относятся негативно, поскольку халифов выбирал не Аллах. Всего шиитов до 20% от общего количество мусульман. Большинство населения они составляют в Ираке, Иране, Азербайджане и Бахрейне, треть населения – в Ливане и Кувейте.

Таким образом, мы видим, как на первый взгляд такие незначительные различия могут заставить людей ненавидеть и убивать друг друга веками. На сегодня наиболее грозной суннитской силой является Исламское государство, которое на этот раз решило объединить умму в халифате размером со всю Евразию. Пока им это не удалось, но зато им удалось погрузить весь Ближний Восток в хаос гражданских войн и религиозных противоречий. Мы уже писали о том, кому это выгодно и кто кого поддерживает, поэтому есть сомнения, что религия действительно лежит в корне текущих событий. Скорее всего она служит ширмой, за которой вершится реальная политика во всех её неблаговидных способах.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф заявил, что вражда между двумя главными течениями ислама, суннитами и шиитами, представляет сейчас наибольшую угрозу безопасности планеты. «Некоторые народы раздувают эту вражду из своих узких политических интересов, – заявил он в интервью Би-би-си. – Думаю, нам нужно понять, что сектантское разделение исламского мира угрожает всем нам».

Сектантские разборки

Сейчас наиболее сильно антагонизм проявляется в трех странах Ближнего Востока и Южной Азии: Сирии, Ираке и Пакистане. Кровавые события в них представляют смертельно опасную угрозу не только для региона, но и для всей планеты, считает главный иранский дипломат.

Борьба между суннитами и шиитами длится уже значительно больше тысячи лет, но в последние десять лет, после начала войны в Ираке, она стала особенно жестокой, бескомпромиссной и кровавой.

В Ираке за первые десять месяцев этого года в сектантских столкновениях погибли почти 6,5 тыс. мирных жителей. Таких потерь среди мирного населения эта страна не несла с 2008 года.

Значительно более кровавый конфликт в Сирии начался как гражданская война между оппозицией и правительством, но быстро скатился к сектантским разборкам.

В Сирии особенно четко видна сложная и одновременно простая картина главного противостояния XXI века. Президент Сирии Башар Асад – алавит, приверженец одного из течений шиизма. Естественно, он является союзником шиитского Ирана. Однако если в Иране подавляющее большинство населения составляют шииты, то в Сирии больше суннитов. Повстанцы-сунниты с оружием в руках пытаются сейчас свергнуть ненавистное шиитское правительство.

За противоборствующими сторонами в сирийском конфликте стройными рядами выстроились союзники: сунниты поддерживают повстанцев, а шииты, соответственно, правительство Асада. Главные союзники оппозиции – Турция, Саудовская Аравия и до недавнего времени Катар, который после смены власти значительно поубавил внешнеполитические амбиции и снизил активность на международной арене. У Дамаска союзников меньше, но они – Иран и ливанская военизированная организация «Хезболла» – настроены решительнее противников.

Сейчас уже многие открыто говорят, что в Сирии идет война не между повстанцами и Башаром Асадом, а между суннитами, на стороне которых, кроме монархий Персидского залива, стоит и Запад, и шиитами, которых, помимо Ирана, поддерживают Россия и КНР.

На нескольких фронтах

Еще одним фронтом войны между суннитами и шиитами является Йемен. Эр-Рияд поддерживает салафитские группы в этой стране на юге Аравийского полуострова, включая партию «Ислах», которую, по слухам, финансирует Катар, хотя сама она, конечно, отрицает, что получает деньги из-за границы. Поддержка Саудовской Аравией салафитов является одной из немаловажных причин, по которым новый режим в Сане поддерживает, в свою очередь, шиитских «мятежников» хути, базирующихся в приграничных с Саудовской Аравией йеменских провинциях Саада, Эль-Джауф и Хаджа. Хути, если верить саудовским суннитам, поддерживает и Иран.

Эр-Рияд и, естественно, имеющие с ним союзнические отношения правительства США, Великобритании и других западных стран поддерживают и суннитскую монархию в Бахрейне. Как нетрудно догадаться, они обвиняют Тегеран в поддержке бахрейновских шиитов, составляющих большинство населения острова.

Мохаммед Зариф считает, что все стороны должны сейчас забыть о разногласиях в Сирии и не раздувать конфликт, а сообща противостоять сектантской вражде. Глава МИД шиитского Ирана, конечно, имеет в виду своего главного соперника в регионе – Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде, как нетрудно догадаться, в раздувании пламени сирийского конфликта винят Тегеран. В столицах двух крупнейших государств региона понимают всю опасность сложившейся ситуации, но не могут остановиться.

Ближневосточные метаморфозы

Вчера Эр-Рияд официально отказался от места временного члена в Совете Безопасности ООН. Саудовская Аравия отказалась от места в организации, о котором мечтают все, даже не столько из-за событий в Сирии, как гласит официальная версия, сколько из-за иранской угрозы. В Эр-Рияде не скрывают, что их возмущает отказ Вашингтона бомбить Дамаск и пугает его возможное примирение с Тегераном, которое будет иметь для саудитов многочисленные и трудно просчитываемые негативные последствия.

Ненависть к алавитскому режиму Асада в Сирии, непреодолимое подозрение в отношении ядерных амбиций Ирана и в целом опасность наступления шиитского ислама творят с суннитскими монархиями Персидского залива чудеса. Угрозы Саудовской Аравии сменить вектор внешней политики королевства – это еще «цветочки». Борьба с шиитами не на жизнь, а на смерть заставляет арабских шейхов, эмиров и королей становиться даже союзниками… Израиля, который они много раз клялись уничтожить и стереть с лица земли.

Роман Запада с суннитами

То, что борьба между суннитами и шиитами может закончиться плачевно для всей планеты, понимают, конечно, и в Вашингтоне. Там тоже вносят посильный вклад в дело мира в регионе – в силу своих взглядов и понимания ситуации. Последней посильной лептой в дело замирения Ближнего Востока, наверное, будет оружие, включая ракеты и бомбы GBU-39 для разрушения подземных бункеров, на 10,8 млрд долларов, которые Америка намерена поставить суннитским Саудовской Аравии и ОАЭ. Учитывая обстановку в регионе, это оружие, скорее всего, будет использовано не против Израиля, а против Ирана.

Казавшийся совсем недавно невозможным роман западных демократий с суннитскими монархиями-диктатурами протекает бурно при взаимных упреках в неверности.

Саудовская Аравия, например, в числе прочего обвиняет Вашингтон в том, что он не поддержал ее политику в Бахрейне. Эр-Рияд и Абу-Даби в позапрошлом году посылали войска для подавления шиитских демонстраций, а Вашингтон их за это слегка пожурил.

Саудиты также обвиняют Барака Обаму в том, что он позволил свергнуть Хосни Мубарака и поддерживал законно избранного Мохаммеда Мурси . Особенно раздражают Саудовскую Аравию и остальные монархии Персидского залива объяснения американцев, что Мурси – законно избранный президент, потому что они, по понятным причинам, без особой теплоты относятся к выборам.

Сейчас Эр-Рияд в буквальном смысле этого слова заваливает новый египетский режим деньгами. По иронии судьбы, поздравил египетских военных и… Башар Асад. В Дамаске считают, что египетская армия, так же как сирийское правительство, сражается против рвущихся к власти экстремистов. Мохамед Мурси, напомним, до того, как стать президентом, был одним из лидеров египетских «Братьев-мусульман».

Правда, на этом удивительные совпадения заканчиваются. Эр-Рияд также поддерживает в Египте салафитов. Сейчас они, в одном из резких поворотов на 180 градусов, которыми так богата жизнь и политика на Ближнем Востоке, неожиданно стали сторонниками военных и, следовательно, противниками своих вчерашних союзников – «Братьев-мусульман». Салафиты считаются одними из наиболее стойких и яростных противников Асада.

Создается впечатление, что в Белом доме и госдепе уже давно и безнадежно запутались во всех тонкостях чрезвычайно сложной ближневосточной политики и забыли, что 15 из 19 участников терактов 11 сентября 2001 года были салафитами и гражданами Саудовской Аравии.

Похожие публикации