Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Когда празднуют песах в году. Короткие стихи-поздравления с праздником Песах

Еврейская Пасха в 2019 году будет с 19 по 27 апреля. В 2020 году – с 9 по 17 апреля. Иудейскую Пасху (ее называют Песах) в Израиле отмечают в течение целой недели.

О том, почему так сложилось, и какой смысл вкладывают в праздник Пасхи евреи, подробно рассказывается в статье.

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.

А вот на территории страны праздник отмечают ровно неделю. То есть именно иудейская Пасха в 2019 году в Израиле , стране еврейского народа будет с вечера пятницы 19 апреля до вечера пятницы 26 апреля — 7 дней подряд.

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней — по православной традиции;
  • 50 дней — согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.

С НОВЫМ 5779 ГОДОМ!

Особенность календаря израильтян еще и в том, что отсчет в нем ведется со дня сотворения мира. Поэтому в 2019 году в Израиле будет 5779 год. Кстати говоря, в России в далекую допетровскую эпоху также вели отсчет со начала бытия.

Однако годы учитывались иначе. Если бы сегодня продолжал действовать прежний порядок, сегодня был бы приход не 2019, а 7528 года.

4 названия праздника Песах

Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:

  1. Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
  2. Хаг а-Мацот переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
  3. Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
  4. Хаг а-Авив означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.

Пасха и Песах: один праздник – два смысла

Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:

  1. Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
  2. Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).


Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.

Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.

И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.

И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.

Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:

  • Песах – символ свободы.
  • Пасха – символ возрождения.

Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.

В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.


Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование.

Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.

Что делают на еврейский Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол Песаха: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).

Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.


Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.

Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).


То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Что нельзя делать на Песах

Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:

  1. Стирка, выжимание белья.
  2. Стрижка, бритье.
  3. Написание любых текстов.
  4. Работа в поле, в саду.
  5. Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
  6. Разведение огня.

Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни священного праздника. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.

Евреи всего мира готовятся отметить один из самых древних и самых главных иудейских праздников – Песах. В 2016 году еврейскую пасху начнут праздновать 22 апреля (вечером, после того, как стемнеет и на небе появится первая звезда).

Традиционно праздник будет продолжаться всю следующую неделю и завершится 30 апреля. А уже 1 мая у христиан наступит великий праздник - Пасха.

История праздника

По преданиям Песах начал отмечаться более 3000 лет назад: так евреи праздновали важнейшее для них событие – исход из Египта. Историю об этом знает каждый еврейский ребенок. Однажды в Египет пришли евреи, которых приняли как гостей, а потом, когда их род разросся, обратили в рабов. Им были созданы невыносимые условия для жизни и существования. Господь, видя страдания народа, обратился к Моше (в христианстве – Моисей), который воспитывался при дворе фараона, но чувствовал, что еврейский народ ему близок. Он наставил Моше на путь истинный и тот произвел исход евреев из Египта, ставших единым народом. Дорога была длинной – евреи шли по пустыне более сорока лет. Моисею так и не пришлось увидеть ту самую землю обетованную, в которую он вел свой народ. С тех пор еврейский народ отмечает этот праздник, как праздник весны, обновления и освобождения от гнета.

Дата праздника, как готовиться

Число, когда отмечается еврейская пасха, вычисляется по еврейским месяцам. Празднование всегда начинается с 15-го числа весеннего месяца нисана и продолжается до 21-го числа. К празднованию Песаха евреи начинают готовиться заранее. Самое главное в подготовке - уничтожить в доме все квасные продукты, которые называются хамец. Речь идет обо всем мучном. Исключение составляет маца, которая готовится без квашения по особому рецепту.

За праздничным столом

Из дома должны быть вынесены хлеб, макароны, спиртосодержащие напитки, печенье и так далее. Перед праздниками в своих жилищах евреи устраивают грандиозную генеральную уборку в процессе которой уничтожается не только весь хамец, но даже все его следы, включая крошки. Вся посуда перемывается дочиста горячей водой, чтобы уничтожить даже следы масла, оставшегося от квасного хлеба. Накануне Песаха хозяин дома обходит его со свечой, пером (для выметания крошек) и деревянной ложкой (для извлечения хамеца).Утром следующего дня весь найденный хамец (иногда его специально прячут, завернув в полиэтиленовый пакет) сжигают вместе с деревянной ложкой.

Праздничный седер

Согласно древней традиции любой праздник у верующих начинается накануне поздним вечером (в 2016 году праздновать Песах евреи начнут 22 апреля), когда на небе загорится первая звезда. Это будет своего рода сигналом к началу праздничного седера – так называется семейная трапеза, сопровождаемая определенными молитвами и употреблением ритуальных блюд. На столе, который сервируется специальной для этого праздника посудой (желательно новой или тщательно вымытой), должны быть: зрао (кусок зажаренной бараньей или куриной ножки - символ приносимого в древности в жертву ягненка), маца (пресный хлеб), марор (горькая зелень, например листья салата или хрена – напоминает о горечи египетского рабства), харосет (приправа из тертых яблок или фиников с добавлением толченых орехов, имбиря, корицы и вина, в которую обмакивают марор), карпас (съедобный овощ, типа картофеля), хазерет (тертая зелень), вареное яйцо.

Отдельно подают соленую воду, в которую обмакивают карпас и яйца. Каждый еврей на Песах должен выпить 4 чаши самого лучшего по качеству вина в знак 4 обещаний бога. Дети и больные люди могут пить виноградный сок. На стол иудейской пасхи в 2016 году ставят также куриный суп с клецкам и фаршированную рыбу. Во время трапезы читается молитва Хаггаду, повествующая об исходе евреев из Египта.

Как отмечают Песах


Синагога

Во время Песах у евреев принято веселиться, принимать гостей и навещать близких и родных. В эти дни все должно напомнить о радостном событии, произошедшем несколько тысячелетий назад – об освобождении из египетского плена. Первый и последний дни Песах - праздничные, а потому в эти дни ничего нельзя делать: только отдых и молитвы. Остальные дни считаются полу-праздничные, что позволяет выполнять различную мелкую работу по дому.

В пищу можно употреблять только кошерные продукты, одобренные раввином для Песах. Нельзя пользоваться той посудой, которой пользовались на протяжении года, ибо считается, что она впитала в себя хамец.

Кстати, ожидается, что в 2016 году российские евреи во время восьмидневного праздника Песах, съедят более 100 тонн мацы (часть изготовлена в России, часть доставлена из Израиля). Еще две тонны мацы планируется бесплатно раздать.

Короткие стихи-поздравления с праздником Песах

В еврейском доме тарарам

И праздник в воздухе витает,

В весеннем месяце Нисан,

Мы День Исхода отмечаем.

Квасное убираем с глаз,

Едим неделю опресноки,

Несет нам Библия наказ,

С горы Синай через пророков.

Блюда яркие, цветные,

Яйца всюду расписные...

Песах это, он же Пасха.

Жизнь пусть будет ваша сказкой.

Словно маленький проказник,

К нам пришел веселый праздник,

Его будем отмечать

И гостей в домах встречать,

Пусть минуют вас все беды,

Будьте счастливы при этом,

Ведь не зря Песах пришел,

Пусть все будет хорошо!

Песах - один из древнейших иудейских праздников. Он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества - скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название «песах» с тем, что Бог «прошел» (на иврите - «пасах») мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы»; Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март - апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.

В 2016 году праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 22 апреля.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим». На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. Собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер («порядок»), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры - в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» По традиции принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году - в Иерусалиме!».

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются «обычными днями праздника» и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

Еврейский праздник Песах отмечается каждый год в одно время – 14 нисана (название месяца), и вычисляется с помощью лунного календаря. На территории Израиля подобный праздник отмечается на протяжении 7 дней, а в других странах мира – 8. По общепринятому календарю сложно вычислить следующую дату празднования Песаха, поскольку она каждый раз меняется. Примечательно, что подобный праздник имеет довольно интересную историю, а также необычные традиции празднования.

История праздника

Немногие знают, что название великого праздника Пасха произошло от древнееврейского слова «Песах». В дословном переводе оно значит «перейти», «миновать» или «выйти». Подробная информация о появлении подобного праздника представлена в Торе.

Евреи, находившиеся долгое время в египетском рабстве, вынуждены были терпеть жесточайшие условия жизни, а также пренебрежительное, уничижительное отношение египтян. В какой-то момент их жизнь стала просто невыносимой. Тогда евреи начали усердно молиться Богу об избавлении от рабства и даровании свободы. Их молитвы были услышаны, и Господь поручил Моисею вывести весь порабощенный еврейский народ из Египта. Получив поддержку небес, Моисей направился к фараону, чтобы просить о даровании евреям свободы, но в ответ услышал только насмешки и отказ. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10 страшными карами, страшнейшим из которых являлось уничтожение египетских младенцев. В одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа, а еврейские дети остались невредимыми. Так случилось, потому что ангел Божий приказал им помазать косяки дверей кровью принесенных в жертву ягнят. Это стало последней каплей терпения египтян, убедивших фараона отпустить евреев. Поэтому еврейский народ ежегодно отмечают Песах – праздник спасения младенцев от смерти в Египте, а также день выхода из многолетнего египетского рабства.

Таким образом, евреи отмечают Песах 14 нисана, когда были уничтожены египетские младенцы, а сам праздник длиться на протяжении 7 дней. Однако, нерабочими и особенно большими праздниками считается 1 и 7 день празднования, а все остальные выступают «полурабочими» или промежуточными. Впрочем, у детей каникулы длятся все 7 дней, поэтому в 2016 году им удастся отдыхать на протяжении 3 недель.

Как подготовиться к Песаху?

Песах, отмечаемый евреями, во многом напоминает русский Новый Год. Он наполнен глубоким смыслом, празднуется в кругу семьи, а также выступает торжеством, к которому еврейский народ готовиться заранее. Готовиться к Песаху израильтяне начинают сразу после празднования Пурима.

Первым этапом подготовки выступает генеральная уборка. Но речь идет не просто о борьбе с пылью, а также грязью на полах и прочих поверхностях. Евреи начинают спешно избавляться от квасной пищи, а также специй, соусов, алкогольных напитков и прочих запрещенных продуктов. Некоторые евреи стараются употребить все продукты, подпадающие под запрет, до начала Песаха, а другие решаются припрятать алкоголь и продукты у знакомых, не являющихся евреями. В этом случае может действовать продажа или своеобразная «сдача продуктов в аренду», но гарантировать целостность передаваемых не евреям яств не может никто.

Существует еще одна забавная традиция, предусматривающая сжигание квасных и запрещенных продуктов. Если еврей передал свои продукты другому человеку, не являющемуся евреем, или употребил до начала праздника, о сжигании можно не беспокоиться. Однако, в первый день Песаха семьи начинают тщательно осматривать свои дома на наличие подобных кушаний, и если таковые находятся, они подлежат ритуальному сжиганию.

Вечером на первый день Песаха семьи собираются для чтения Торы, а вернее участка, повествующего об избавлении еврейского народа от египетского рабства. Часто подобные собрания проводятся с большим количеством людей, среди которых обязательно должны присутствовать дети. Считается, что история о чудесном выходе евреев из Египта должна быть услышана максимально возможным количеством людей. Также празднование Песаха предусматривает передачу бесценных знаний детям, чтобы история еврейского народа была не забыта.

Праздник Песах является необычным, поэтому к его приготовлению относятся необычайно серьезно. Хозяйки достают специально припрятанную пасхальную посуду, состоящую из большого блюда и нескольких маленьких. На большом блюде располагают определенные традиционные продукты, предназначенные для поочередного употребления. На праздничной трапезе каждый присутствующий должен обязательно выпить 4 бокала виноградного сока или вина, съесть мацу и попробовать специальные горькие растения (марор). Завершением праздничной трапезы является небольшое веселье. В начале ужина глава семейство рвет мацу соответственно количеству присутствующих за столом. Эти кусочки являются необходимым завершением праздничной трапезы. Дети стараются незаметно украсть несколько таких кусочков, чтобы получить небольшое вознаграждение. Отказать детишкам взрослые не могут, поскольку вернуть ритуальные кусочки мацы необходимо. Поэтому в процессе празднования все имеют возможность от души повеселиться.

Последний день Песаха также считается праздничный и посвящается пересечению евреями Красного моря. В этот день вспоминаются подобные события, а также почитается сила веры и молитвы, обращенных к Богу. Таким образом, Песах является отличным и довольно веселым праздником, посвященным свободе еврейского народа и многим чудесам, явленных Богом много столетий назад.

Похожие публикации