Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Город будущего – умный город

Все мы любим пофантазировать о будущем. Какой будет наша планета лет через 50? Как изменится климат? Какими станем мы? И, конечно же, одним из неотъемлемых вопросов в этой цепочке является вопрос: а где мы будем жить? Каков он, город будущего?

Этот вопрос не является новым. О нем задумывались ученые, писатели, архитекторы, да и, наверное, каждый из нас. А сейчас давайте познакомимся с некоторыми наиболее интересными проектами города будущего и, конечно же, поделимся впечатлениями.

1. Город без автомобилей

Эта идея далеко не нова. Ведь каждый знает, что автомобили наносят много вреда окружающей среде, однако Китай является первой страной, где возникла идея постройки города, в котором не будет ни одной машины.

Город будет рассчитан на количество жителей около 80 тыс. Все жилые комплексы будут размещаться в центре города, а офисы, сервисные центры, магазины и другие объекты будут застраиваться, начиная от комплекса и дальше к периферии. В городе будет парковая инфраструктура, благодаря которой к его окраинам жители смогут добраться всего за 10-15 минут. Передвижение в таком городе будет осуществляться с помощью велосипеда, или же пешком.

Согласно прогнозам, город, который, между прочим, будет называться Great City, что в переводе означает Великий Город, будет расходовать гораздо меньше воды и электрической энергии. А количество выбросов в нем будет почти на 90% меньше, чем в других городах такого же размера.

2. Город с минимальными выбросами углерода

А вот Арабских Эмиратах пошли еще дальше. Город в Арабских Эмиратах, Масдар, будет не только без vfiby, но в нем также будут отсутствовать небоскребы. А гениальной задумкой является то, что этот город будет полностью обходиться без привычных источников энергии. Вместо этого, потребности жителей города будут обеспечиваться благодаря природным источникам, включая солнечную энергию, а также энергию ветра, игеотермальные источники. В итоге, количество вредных для окружающей среды отходов сократится до минимума.

3. Город-оазис в пустыне

Масдар – не единственный город будущего в ОАЭ. Если Масдар – это проект, которыйбудет создаваться с самого начала, то Дубай – реально существующий город, известный каждому. И теперь специалисты одной из ведущих архитектурных компаний создали проект для уменьшения выброса углерода в атмосферу.
В Дубай планируется постройка 550 зданий различного предназначения (от жилых домов до общественных заведений). А энергия для этих помещений будет вырабатываться с помощью, внимание, 200 квадратных километров солнечных модулей. Также в городе планируется введение транспорта, который не будет засорять окружающую среду.

4. Город с пустыми постройками

Еще одним проектом по «переделке» уже построенного города в экологически чистый, является проект бюро Kjellgren Kaminsky Architecture. Идея проекта состоит в том, чтобы заполнить город Гетеборг, который находится в Швеции, плотными застройками. А для еще большей экономии площади предлагается на крышах домов разместить участки для выращивания овощей, солнечные батареи и ветряные мельницы. Это поможет удовлетворять потребности жителей с минимальными затратами.

5. Вертикальный город

Архитекторы Австралии предложили довольно-таки неординарную разработку. По их задумке, город Мельбурн будет развиваться не горизонтально, а вертикально, причем как вверх, та и вниз. А над самим городом планируют построить прозрачное накрытие, которое будет предназначено для накопления солнечной энергии и выращивания фруктов и овощей. Передвижение в городе будет осуществляться двумя способами: под землей и в воздухе.

6. Пешеходный город

Еще одним городом, который планирует извлечь из пользования автомобили, является Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). В городе наблюдается сокращение количества жителей, и это стало толчком для инвестиций в проект по перестройке города. Согласно проекту, в городе будут созданы прекрасные парковые зоны, а автомобили полностью исключены из пользования. Это сделает город привлекательным как для туристов, так и для постоянных жителей. Реализация проекта обойдется приблизительно в полтора миллиарда долларов.

7. Город с очагом отдыха

Греки также «заразились» идеей прекращения использования автомобилей. Был проведен конкурс на лучший проект по изменению города. Такой проект был найден, и теперь в центре городе планируется создание «зеленого уголка», который будет служить местом отдыха и прогулок пешком. Также, осуществится незначительная перепланировка, в результате чего можно будет передвигаться к разным участкам города пешком.

8. Город-поляна

Следующим «городом будущего» в Китае является Шан-Суи. В городе планируют построить множество небоскребов для большей плотности заселения. Но это еще не все. В самих небоскребах планируют создать различные общественные места и зеленые уголки, где жители небоскреба смогут отдохнуть и отвлечься от каждодневных забот.

Осуществление такого проекта облегчит также передвижение по самому городу. Жители смогут быстро и без труда добраться в различные районы города пешком или на транспорте.

9. 3D-город

Еще одним проектом для уменьшения площади застроек и увеличения плотности заселения есть проектNeoTax. Его суть состоит в том, чтобы строить многоэтажные дома не только вертикально, но и, начиная с определенной высоты, еще и горизонтально. Это поможет сохранить зеленые насаждения и окружающую среду, а также обеспечить жильем большее количество населения при затрате минимальной площади. Такие дома будут внизу строится по принципу традиционных многоэтажек, а выше будут разветвляться в различные стороны. Довольно-таки оригинальный проект.

10. Каменный город

Интересный проект был разработан архитектором из Бельгии Винсентом Каллебо для китайского города Шенчьженя. Бельгиец вдохновился природными нагромождениями камней и предложил постройку домов в виде насаженных один на другого камней.
Это позволит не только сэкономить площадь, а и снизить роль транспорта. Также на каждой «каменной брыле» можно установить солнечный модуль и развести огород.

Как мы увидели, существует много интереснейших проектов «города будущего», некоторые из которых могут уже в ближайшее время воплотиться в жизнь. И, возможно, их масштабная реализация поможет нам сохранить ресурсы Земли и улучшить состояние экологии.

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

«Великий город» представляет собой проект с нуля. Он строится в сельской местности невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Важнейшими для «зеленого» города будущего они находят принципы экологии и простоту социального взаимодействия жителей. Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях. Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

А вот еще некоторые рассуждения о городе будущего:

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.

Зеленый город

Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».

Плавающий город

Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом.

Как результат - намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с 10 проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие - уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка - жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания - вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City - это город без машин, то Масдар в ОАЭ - город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай - еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка - одна из визитных карточек города будущего.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан - это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи - еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть - в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.

Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

Мы живем в поворотный момент человеческой истории. Революционные технологии цифровой эры расширяют возможности человека, «электронное» мироощущение постепенно вытесняет традиционные и формулирует новые смыслы и потребности. Появление киберпространства как особой среды обитания человека приводит к изменению сложившихся в социуме архетипов, ритмов функционирования, эстетических образов, экономических моделей.

Поэтому и организация городской среды не может игнорировать новые слои информации, пласты из цифр и функций, которые мало того, что выстроились в определенный рельеф, так еще и подвергаются постоянным изменениям. Так к пространству реальному добавляется многослойное виртуальное, создаваемый веками образ города меняется на футуристичный пейзаж.

Утопия Диснея

Проекты строительства городов с нуля стали появляться еще несколько столетий назад. Особую популярность идея городов-утопий получила в XX веке, когда за дело взялись Ле Корбюзье, Бакминстер Фуллер и многие другие видные архитекторы и инженеры.

Миллионер-мультипликатор Уолт Дисней в последние годы жизни активно разрабатывал проект EPCOT (Experimental Prototype Community of Tomorrow) – экспериментальный суперсовременный город.


«Это будет город, который угождает людям, обслуживает их» , – говорил Дисней о своем проекте.

Город Диснея изолировался от внешнего мира стеклянным куполом с климат-контролем, позволяющим полностью контролировать погоду и даже смену сезонов. По плану город представлял собой круг, где в центре были расположены 30-этажная гостиница, магазины, театры, рестораны, ночные клубы и офисные здания. Во все стороны, как лучи, расходились улицы и жилые сектора.

Дисней предполагал, что EPCOT будет полностью ориентирован на пешеходов и оснащен самыми современными на тот момент видами транспорта: монорельсовыми дорогами и лентами-транспортерами. В нем планировалось реализовать лучшие идеи по развитию промышленности, управления и образования, собранные со всего мира.

Но осуществить свой замысел Дисней не успел. Город был построен уже после его смерти и превратился в парк развлечений. Однако курс на инновационные эксперименты компания сохранила. Disney Research – исследовательское подразделение компании – разрабатывает множество перспективных технологий, многие из которых вообще не связаны с мультипликацией, а направлены на модификацию общественных пространств. Это сенсоры, превращающие живые цветы в контроллеры для игр или музыкальные инструменты, системы передачи звука при помощи человеческого тела, интерфейсы, способные давать физическую отдачу от нажатия на тачскрин на манер механических кнопок.

Город-компьютер

Современные визионеры оперируют уже более сложными материями: нейронными сетями, потоковой информацией, – и сейчас прототипы городской среды будущего строятся совсем по иным принципам.

Самый новаторский и масштабный проект такого рода – корейский Сондо, или U-City (от ubiquitous – вездесущий), который строится в 64 км от Сеула, на берегу моря. Правительство Южной Кореи выделило на строительство $25 млрд. Часть нового города будет находиться в воде, его уже называют азиатской Венецией XXI века. Южнокорейские политики и бизнесмены намерены превратить его в один из самых мощных деловых центров Азии, подобно тому, как несколько веков назад Венеция была одним из главных торговых центров Европы.

Сондо уникален не только своей экологичностью и прогрессивной параметрической архитектурой: он будет представлять собой огромный компьютер – единый организм, созданный из сенсоров, чипов и контроллеров. Сети и базы данных объединят все здания, учреждения и жилые дома, информация от них будет поступать в центральный компьютер. Жителей города и туристов снабдят индивидуальными смарт-картами, которыми можно будет открывать дверь квартиры, оплачивать парковку, билет в кино или поездку на транспорте.

Город будет настроен на максимальный комфорт и безопасность: чувствительные к давлению полы в домах престарелых, подающие сигнал при обнаружении упавшего человека, ковры с системой самоочистки, гаджеты, накапливающие информацию о здоровье владельца. Это один из полигонов ближайшего будущего, где будут тестироваться не только новые транспортные или строительные технологии, но и новая среда обитания, новое видение развития городской цивилизации на нашей планете.

Но что делать с уже существующими городами? Как изменить среду обитания на базе уже сформировавшегося за века городского пространства?

В разных странах и в разных городах своя проблематика: в Европе зачастую не хватает места, и его приходится изобретать или отбирать у моря, в Латинской Америке серьезные транспортные проблемы, а в китайских мегаполисах практически нет чистого воздуха. Именно поэтому сейчас самое время подумать о том, как технологии помогут оптимизировать пространство, сделать мегаполисы «умнее» и лучше.

Город-инсталляция

В поисках новых путей и новых языков проектирования городской среды сегодня часто обращаются к медиаискусству. Ведь оно обладает обширным набором средств воздействия на человека: синхронизация музыки, проекций, света, цветов, движения воздействует на рецепторы зрителя, вызывает сильные эстетические и психологические ощущения, дает ощущение сопричастности за счет интерактивной составляющей.

Приемы, которые художники применяют в современном медиаискусстве, универсальны и могут использоваться для создания городской среды для жизни. В некоторых случаях за счет особой комбинации визуального и звукового ряда современное искусство может обладать ярко выраженным терапевтическим действием и может быть использовано в общественных пространствах специального назначения – местах отдыха, больницах и поликлиниках.

Мультимедийные и световые проекции, медиафасады, интерактивные инсталляции, кинетические объекты органично интегрируются в традиционное пространство. Новые интерфейсы, учитывающие городскую географию, с помощью дополненной реальности раскрасят городской ландшафт. Город наполнится визуализациями разнообразной информации. Мобильные гаджеты, взаимодействуя с объектами реального мира, будут показывать время прибытия и пункт назначения транспорта, меню и отзывы в ресторанах, информацию о скидках и акциях в магазинах. Контроллеры обратной связи, точно имитирующие текстуру и рельеф изображения на поверхности экрана, подающие струи сжатого воздуха разной силы и концентрации, вмонтированные в одежду и обувь, сделают возможным физический контакт с виртуальными объектами.

На роль новой Мекки претендует MIT – Массачусетский технологический институт. Проекты, выходящие из его лабораторий, поражают воображение не только технологическими новшествами, но и ироничностью подхода. Центр искусства, науки и технологии MIT исследует пересечения искусства с другими областями человеческой деятельности и постоянно демонстрирует гибридные прототипы, связанные с архитектурой, наукой и технологией. Уже сейчас их арсенала достаточно для реализации очень смелых проектов, способных обогатить визуальную составляющую города.

Среди таких изобретений – устройство, превращающее любую поверхность в тачскрин; системы компьютерного зрения; экраны, физически меняющие свою форму в зависимости от того, что показывают; технология производства солнечных батарей путем прямой печати на бумагу или ткань; датчики, которые вырабатывают энергию за счет разницы температур.

Паутина сенсоров

Большие данные (Big Data) – главная тенденция нового времени. Ежегодно объемы информации в мире увеличиваются вдвое. К городскому пространству добавляются невидимые инфопотоки, многослойное виртуальное пространство. В городской среде анализ больших данных находит немало практических применений: карты пробок, перемещения людей, анализ воздуха и воды, сбор данных, поступающих от всех систем жизнеобеспечения города, значительно упрощают жизнь горожан, могут сделать ее более комфортной, помогут ограниченному в средствах правительству сохранить деньги и принимать более эффективные решения.

На протяжении большей части своей истории человечество работало с относительно небольшими объемами данных, инструменты их сбора, организации, хранения и анализа были несовершенны. Люди сводили информацию к минимуму, чтобы ее было проще исследовать. Теперь данных становится во много раз больше с каждым годом, и новые технологии расширят этот поток.

Нательные датчики, следящие за здоровьем владельца и постоянно передающие все его физические показатели в компьютер, помогут сделать медицину превентивной, массивы расшифрованных ДНК горожан значительно улучшат здравоохранение в целом. Мобильная система оповещения и кризисного реагирования, получающая информацию со множества сенсоров, значительно повысит безопасность горожан. «Умные» автомобили будут подчиняться электронному центру управления движения, реклама станет менее назойливой и персонифицированной.

Город, который построил робот

Цифровая архитектура – новая философия проектирования, оперирующая идеями совмещения реальной и виртуальной действительности и отказывающаяся от традиционной метрики пространства. Параметризм – новый крупный стиль глобальной цифровой архитектуры, берущий за основу компьютерное моделирование и программирование. Он приводит к появлению новых причудливых архитектурных форм, основанных на сложных вычислительных системах. Среди принципов параметризма – отказ от жестких архитектурных элементов (квадрат, круг, треугольник, куб, шар, призма) в пользу изменяемых и гибких. При таком подходе пространство, состоящее из элементов различного функционального назначения, выглядит единым.

Функциональность таких проектов гораздо выше традиционных: параметрические системы поддаются регулированию и оптимизации под текущие условия, быстро трансформируются, чувствительны к внешним факторам. В этом случае технология влияет на форму объекта, а в дальнейшем и на то, как будет функционировать объект. Такие архитекторы, как Заха Хадид, Бьярк Ингельс, Патрик Шумахер, получили всемирное признание, и благодаря им уже сделаны первые шаги в этом направлении.

Однако проблемная область таких проектов – реальное строительство. Сейчас фазы проектирования и реализации далеки друг от друга. Новые строительные и прочие технологии позволят навести между ними мосты.

В последние годы активно ведется разработка строительных роботов, которые позволили бы минимизировать участие человека в строительстве. Несмотря на дороговизну технологий создания самих роботов, их массовое внедрение позволит в разы сократить себестоимость строительства. Пока речь идет в основном о замене ручного труда, об увеличении скорости строительства и точности возводимых конструкций, но уже начали появляться прототипы, способные изменить и сам подход к строительству в целом.

Промышленные роботы, подобные тем, которые используются в автомобилестроении, могут выполнять процесс сварки, сборки или покраски. Появляются гибриды, совмещающие в строительстве принципы 3D-печати и работу промышленных роботов. Кстати говоря, 3D-печать, которая развивается невероятными темпами, в ближайшем будущем можно будет использовать для изготовления больших объектов, в частности блоков быстровозводимых домов.

Новые приемы строительства требуют новых строительных материалов. Ответом становятся стремительно развивающиеся нанотехнологии с немыслимыми ранее свойствами. Это сталь с повышенной прочностью, срок службы которой увеличен до 1000 лет; бетон, гасящий вибрацию и способный самовосстанавливаться за счет полимерных наночастиц в его составе; ограждающие конструкции и кровли, аккумулирующие энергию солнца; гибкие и паропроницаемые стекла, самоочищающиеся и водонепронецаемые фасадные краски; теплоизоляционные панели на основе нановолокон, позволяющие стенам дышать и выводить вредные вещества наружу. Здания, построенные с использованием таких материалов, будут энергоэффективными, экологичными и безопасными.

Технологии жизнеобеспечения в городе также будут сильно меняться в связи с развитием электроники, робототехники и нанотехнологий. Вот некоторые из таких технологических новинок, появление которых в ближайшее время уже совсем не кажется фантастикой:

Летающие дроны-курьеры, доставляющие товары из интернет-магазинов, дроны-полицейские, патрулирующие город и фиксирующие преступления.
- Система вторичного использования воды, основанная на ее тщательной очистке.
- Доступные солнечные панели, сводящие энергопотребление к минимуму.
- Компьютеризированные фермы гидропонного орошения, гарантирующие городам будущего продовольственную автономию за счет размещения растениеводческих и животноводческих комплексов в городской черте.
- Система индивидуального и общественного электротранспорта, решающая проблему перенасыщения города автомобилями.
- Система автоматического распознавания лиц.
- Озеленение за счет возведения садов на крышах домов.
- Комплексы эффективной переработки отходов, очищающие и снабжающие город дополнительной энергией.

Кусочки утопии

Сегодня проработано множество фантастических проектов городов:

Города-небоскребы









Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.



Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка - жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания - вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.
Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City - это город без машин, то Масдар в ОАЭ - город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.



В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай - еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.



Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.
Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка - одна из визитных карточек города будущего.
Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.
Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.
Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан - это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.
Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.
Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи - еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.
Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.
Авторы проекта считают, что будущее - за высокой плотностью заселения, ведь это позволит без труда добираться в любую точку пешком, на велосипеде или общественном транспорте.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть - в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.
Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.
Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.
Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.



Плавучий город

Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Город, свободный от страха

Каково это - жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

Заключение:

Большая часть из этих проектов – лишь приблизительное видение будущего. Они способны обогатить реальность городской среды отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопиями. Ведь наша современность не очень похожа на то, как ее представляли в прошлом. Но при всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни они создают поле идей, часть которых могут оказаться вполне жизнеспособными и сегодня. Новые технологии могут включаться в разном масштабе, от частичного или полного изменения генерального плана до точечных интерьерных решений. Городская среда мутирует, взаимопроникновение различных ее частей друг в друга порой невозможно отследить и предугадать.

Разработка концепций городов будущего прежде всего важна тем, что ставит высокую планку и задает нужный тон. Новое понимание пространства становится более глубоким и многоуровневым, что позволяет проектировать гармоничную среду и для нынешних городов, учитывая эмоциональное психологическое состояние человека и его потребности. Технологии, помимо комфорта и новых сервисов, должны принести людям ощущение сопричастности процессам жизни и развития города.

В последнее время появилось очень много технологий, которые вот-вот вступят в нашу жизнь буквально через пять или десять лет. Всё это довольно сильно повлияет на наши города, дома, квартиры, отношение к вещам, да и вообще на наши ценности. Кстати, некоторые элементы будущего нам уже относительно привычны, однако начнём анализ города будущего и его составляющих по порядку, в данном случае с представления о том, каким мы ожидаем город будущего .

Поисковики выдают нам город будущего в трёх образах, первый из которых - какое-то нагромождение небоскрёбов причудливых форм. Причем не просто небоскрёбов, а каких-то невероятных размеров и высот башен, устремлённых подобно ракетам в космос. Если честно, данный тип не выдерживает никакой критики и очень сложно поверить, что наши города будут так выглядеть, но к этому вернёмся чуть позже. Примеры «города-небоскрёба»:





Второй тип, который предлагает интернет - город-сад. Город, который утопает в зелени, высота зданий не такая гигантская, как у города-небоскрёба, да и сами города выглядят вполне симпатично и уютно. В принципе, второй тип города будущего выглядит самым реалистичным, но всё равно некоторые моменты упущены.

Интересный проект Винсента Каллебо «Париж 2050», как пример города-сада

Последний тип города - город-дистопия; даже и не город, а нагромождение трущоб, нищеты и разрухи. Довольно банальное видение будущего, особо ничем не подкреплённое, но почему-то популярное.

Город-дистопия

Что можно сказать про эти три типа городов? Все они упираются на то, что население людей будет расти (что правда) и, как результат, все города будущего должны иметь небоскребы и расти вверх, с чем я категорически не согласен по одной очень важной причине: нынешняя плотность населения.

Возьмём цифры из Википедии : плотность населения Нидерландов (407 человек на квадратный километр) выше Индии (397 чел/км 2). То есть в Нидерландах, население которых равно семнадцати миллионам, должно быть также тесно, как и в 1,3 миллиардной Индии. Недалеко отошла и Бельгия, кстати, с 368 чел/км 2 , и с общим населением чуть больше одиннадцати миллионов. Тесно ли в этих странах? Похожи ли они, хоть отдалённо, на те представления о городах будущего? Фотографии крупнейших городов Нидерландов и Бельгии:

Столица Нидерландов и крупнейший город - Амстердам, население 825 тыс.

Роттердам, 625 тыс.

Гаага, 515 тыс.

Крупнейший город Бельгии - Антверпен, 510 тыс.

Гент, 251 тыс.

Шарлеруа, 202 тыс.

Как видно из панорам крупнейших городов одних из самых густонаселённых стран Европы (повторюсь: в Нидерландах плотность выше Индии!) - это никак не повлияло на высоту городов.

Да, Роттердам относительно высок, но это сложилось исторически: после бомбёжки во время Второй мировой войны город решили восстановить, и он превратился в своеобразный архитектурный эксперимент. Крупнейшее здание в Бенилюксе находится в Роттердаме - «Башня Маас». Её видно на панораме - серо-чёрное здание, справа от моста Эразма, офис Deloitte и AKD. Так вот, крупнейшее здание Бенилюкса имеет высоту всего 165 метров, что никак не сравнится с высотой городов-небоскрёбов.

Можно провести ещё одну аналогию. В данном случае сравним с Москвой, столицей России. В Москве проживает около 12,3 миллиона людей. Город с населением всей Бельгии. Разумно застраивать такую территорию по типу города-небоскрёба, что, в принципе, делали и делают:

Московские новостройки

Московский пейзаж:




Только прежде чем утверждать, что Московская стратегия верна и альтернативы нет, стоит принять во внимание ещё несколько цифр. Россия - крупнейшая страна на Земле с 17,1 миллионами квадратных километров. Её население равно 144 миллионам людей. Сравним с Европейским союзом: площадь 4,3 миллиона (почти в четыре раза меньше), население - 508 миллионов людей! В три с половиной раза больше людей проживают в Европейском союзе на территории почти в четыре раза меньше России! При этом европейские города в большинстве случаев выглядят, как уютные городки с комфортными для людей пропорциями зданий.

Дело всё в том, что Российские города являются примером бездарной городской политики, которую не только не радикально сменили после падения СССР, но и усугубили, продолжив строить те же здания, только ещё бо льших размеров. И, как результат, ужасная централизация, которая практически не свойственна Европе.

Крупнейшие города Европы по населению: Стамбул (14 млн), Москва (12,2 млн), Лондон (8,4 млн), Санкт-Петербург (5,2 млн) и Берлин (3,6 млн). Лондон, который является мировым городом и одним из финансовых центров планеты, скорей исключение из правил, чем закономерность, но даже он меньше Москвы и Стамбула! Следующий европейский город Берлин, размер которого не поддаётся сравнению с Москвой.

Что из всего этого следует подчеркнуть, и как это связано с городами будущего? Для начала следует признать, что огромные и гигантские города это не необходимость, а наоборот - причина неэффективного градостроительства. Люди съезжаются в административные центры не из-за желания жить именно в столице, а попросту из-за отсутствия возможности реализоваться в регионах, в своих родных городах. Чем больше децентрализация, тем меньше города, их больше и, само собой, они ниже высотой. Даже учитывая высокую плотность населения по всей стране, они более комфортны, чем полупустые страны, как Россия, с забитыми центральными городами.

Ещё одна причина городов-небоскрёбов - плохой транспорт или его отсутствие. Человек не будет жить в пригороде или соседнем городе, если у него нет возможности быстро доехать до места работы или учёбы на публичном транспорте или если качество такого транспорта будет низким. В таком случае он будет селиться в городе, что и происходит в Москве и, предположу, в Турции, иначе зачем 18 % страны жить в крупнейшем городе страны (население всей Турции примерно 77,7 млн, Стамбула, как было сказано, 14 млн).

Третья немаловажная причина появлению городов-небоскрёбов это алчность политиков. Проще создать гигантский город, построить эффектных башен и показывать его всем иностранцам, фотографировать центр или район города, говорить всей стране о достижениях государства, показывая кадры столицы. Это желание «выделиться» сильно бросается в глаза, если посмотреть список самых высоких зданий Европы. В первой десятке помимо России на четвёртом находится Лондон и Франкфурт на девятом. Остальные места, как можно догадаться, все в Москве.

Из данного незамысловатого списка можно вывести пару интересных наблюдений. Самые очевидные: Москва и Стамбул лидируют по количеству высотных зданий в Европе. Такие европейские города как Лондон, Париж и Франкфурт, являющиеся туристическими или бизнес центрами, имеют в разы меньше высотных зданий. Забавно выглядит Азербайджан, с пятью зданиями только в Баку, высотой от 140 до 209 метров. Азербайджан, с населением в 9,6 млн людей, площадью страны 86,6 тыс. км 2 и который совершенно не сравнить в экономическом развитии с Бельгией, размером 30,5 тыс. км 2 , у которой три высотки в Брюсселе высотой от 142 до 150 метров. Нидерланды в два раза меньше Азербайджана имеют почти в два раза больше население и всё равно здания в стране имеют высоту от 140 до 165 метров. При этом высотные здания находятся в четырёх городах страны, а не в одной только столице, как у Азербайджана.

Ещё одно любопытное наблюдение - Дворец культуры и науки в Варшаве, постройка которого закончилась в 1955 году Советским Союзом. По сей день это самое высокое здание в Польше: высота Дворца 237 метров; высота Варшавского торгового центра 99 года постройки - 208 м, а совсем недавний Złota 44, построенный в 2012 году - всего 192 метра. Что из этого следует? Нет никакой нужды и экономической целесообразности в строительстве таких высоких зданий, которые являются просто игрушкой для людей, возомнивших себя «императорами» и «властителями мира».

Дворец науки и культуры является прекрасным примером имперского наследия. А нынешняя градостроительная политика Москвы и Стамбула такие же великолепные примеры пустых амбиций и показной успешности, направленной только на чиновников с их отчётами своему начальству, которое в результате будет эти красивые картинки тиражировать по всему миру, доказывая, что они «тоже Европа».

К слову, об экономической нецелесообразности таких проектов как «Москва-Сити» говорят пустующие площади, по разным данным от –40 % , а в некоторых зданиях и вовсе 70 % . И это не учитывая то, что данный комплекс не завершён! Завершение строительства планируется в 2019. В виду международных санкций особенно смешно звучит полное название данного проекта: «Московский международный деловой центр „Москва-Сити“». Настоящая Москва и «Москва-Сити»:


Это первая часть про города будущего и подведём своеобразный итог: размер страны и её население никак не влияет на высоту городов и их размеры. Примерами служат Нидерланды и Бельгия, как одни из самых густонаселённых стран в мире. Что действительно влияет на города, так это неразумная централизация, отсталость регионов, отсутствие качественного публичного транспорта и пустые амбиции политиков.

Москва пала жертвой всех этих факторов. Вполне вероятно такая же ситуация в Стамбуле и других неевропейских городах - цифры и данные выдают именно эту картину.

Какими же действительно будут города будущего? При правильных градостроительных решениях они станут зеленей, останутся такими же уютными, какой сейчас является Европа, и будут так же гармонично развиваться до определённого момента. Потом, возможно, начнут уменьшаться: дистанционная работа и позволят нам расселиться из городов туда, куда мы пожелаем. Возможно, будущее не за городами, а за частными домами, но это уже проанализируем в последующих частях. Главное помнить - город-небоскрёб не необходимость, а явная некомпетенция градостроителей, политиков и их пустые амбиции.

Похожие публикации