Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Барьеры в общении и способы их преодоления. Барьер отрицательных эмоций Барьер характера

Социально-психологический конфликт происходит не только от общения, взаимодействия, вынужденных обстоятельств, организации труда, норм, законов общества, но и от индивидуальных особенностей человека, его неповторимости, крайностей, дисгармонии качеств, характера и акцентуации. Испокон веков бытуют конфликты на почве необычности, самостоятельности, способностей, выходящих за рамки тех социальных норм, представлений, которые господствуют в данной микрои макросреде. В жизни, художественной литературе подобные конфликты наиболее полно выражаются во взаимоотношениях мужчин и женщин, в любви человека и в законах социальной среды (обычаях, нравах, религии, традициях, стереотипах, предрассудках).

Талантливых, неординарных людей нередко отвергают из-за их непохожести на других - нестандартности их поведения, мышления, чувств, поскольку это воспринимается и переживается как нарушение общепринятого, привычного, как угроза целостности своего образа жизни, своего «Я». Новаторов очень часто преследуют, осуждают, притесняют, изолируют, завидуют им, вредят. Ведь новое требует переоценки ценностей личности, а это ведет к необходимости ломки привычных стереотипов, возникновению чувства неполноценности, пониженной самооценки.

Есть и другие стороны личности, которые могут вызвать конфликт, например, уверенность - неуверенность в собственных силах. Самоуверенность поддерживается переоценкой своих возможностей и недооценкой потенциала и способностей других людей. Она социально обусловлена. Неуверенность усиливается односторонним сравнением с окружающими. Чрезмерная недооценка себя может привести к аутоагрессии или агрессии, а также вызвать противоположное состояние - сверхкомпенсацию.

Привычные роли, определяемые характером человека, также могут предрасполагать к конфликту. Привычное поведение инертно и ригидно, что далеко не всегда соответствует задачам эффективного взаимодействия. Конфликтогенны навязчивая назидательность, поучения, «родительское» поведение, угрозы начальника подчиненным, капризы, неуместные шутки, провокационные выпады, склонность задевать самолюбие человека, играть на нервах другого, тешиться над его слабостью. Социальные роли, установки, навязанные характером человека, хотя и изменяются, заменяются другими, но накладывают своеобразный отпечаток на поведение человека.

С античных времен ученые стремились как-то классифицировать людей по их темпераментам, характерам, особенностям личности с целью определения совместимости или разобщенности. Таких классификаций существует множество, и они достаточно полно описаны в научно-популярной и научной литературе (Елисеев О. П., 1994; Морозов А. В., 2000; Стратиевская В., 1997; Хьелл Л., Зигерт Д., 1997). Некоторые из них можно рассмотреть с точки зрения самопознания и преодоления трудностей общения.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он полагал, что в человеческом теле присутствует четыре вида жидкости - светлая желчь, кровь, слизь и черная желчь, которые рождены четырьмя природными стихиями, соответственно огнем, воздухом, водой и землей, а темперамент человека определяется тем, какая жидкость у данного индивида преобладает. Исходя из греческих названий этих жидкостей, различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Холерики очень подвижны, возбудимы, с трудом доводят до конца задуманное дело, им свойственна быстрая смена настроения. Сангвиники - энергичны, быстры, жизнерадостны, общительны, сравнительно легко реагируют на жизненные трудности и неудачи. Флегматики уравновешенны, спокойны, медлительны, испытывают сложности, когда нужно быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Меланхолики чувствительны к невзгодам, замкнуты, застенчивы, робки, быстро утомляются, склонны к грусти.

При общении с человеком необходимо прежде всего определить, какие особенности его поведения в конфликтной ситуации обусловлены его темпераментом. Это позволит предвидеть его реакцию на те или иные жизненные обстоятельства, предотвратить конфликты. В определенных случаях темперамент может стать серьезным барьером общения во взаимоотношениях между людьми.

Нередко сангвинику или меланхолику (не говоря уже о холерике) трудно ужиться с холериком. Их раздражает непоседливость, излишняя вспыльчивость, суетливость холерика, а тот, в свою очередь, иногда с трудом выносит гиперактивность и чересчур навязчивое стремление к лидерству со стороны сангвиника или же излишнюю чувствительность меланхолика.

Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей - суть одного из самых серьезных конфликтов «отцов и детей».

Ребенок-меланхолик своей медлительностью выводит из терпения родителей (особенно того из них, у которого темперамент холерика). Они начинают его сердито подгонять, высмеивать его нерасторопность. Ребенок пытается быть активнее, но у него это с трудом получается. Он нервничает, плачет, считает себя незаслуженно обиженным.

У ребенка-холерика другие проблемы. Своей энергичной неугомонностью он вызывает возмущение родителей, которые вместо того чтобы направить эту энергию в нужное русло (например, спорт), начинают его муштровать и наказывать. Всегда нужно стараться учитывать тип нервной системы человека и не пытаться ломать особенности поведения, которые определяются темпераментом.

Темперамент может проявляться и в социальной сфере. У холерика, к примеру, бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки. В таких случаях разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее (для другого это может быть пустяк) у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы (меланхолический), то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам «застрельщик» уже через 20- 30 минут забывает о сказанном. Психолог, социальный педагог или социальный работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей. Он не может одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного вопроса на другой. Напряженная, постоянно меняющаяся ситуация, высокая ответственность за порученное дело может неадекватно сказаться на его нервной системе. Позднее сюда присоединяются головная боль, общее недомогание, бессонница, а в итоге развивается неврастения. И она не исчезнет, пока не устранится первопричина - несоответствие возможностей нервной системы требованиям среды.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В то же время при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие - трудней. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Отрицательные черты - вспыльчивость, грубость - при порочном воспитании легче укореняются у холерика, равнодушие - у флегматика, обидчивость, пессимизм - у меланхолика.

Акцентуации характера играют своеобразную роль в развитии конфликтной ситуации. Как считает известный немецкий исследователь Карл Леонгард, у 20-50\% людей некоторые черты характера или темперамента настолько заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Выраженность акцентуации бывает различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов нормы, когда приходится задумываться, нет ли здесь психической болезни. Но в отличие от этого патологического состояния акцентуация проявляется непостоянно, лишь в определенных ситуациях (например, кто-то вспыльчив и груб с коллегами, но сдержан с начальством).

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации1, каждый из которых предопределяет избирательную чувствительность человека к одним жизненным обстоятельствам при повышенной устойчивости к другим и, что особенно важно, может способствовать возникновению не любого, а определенного вида конфликтного поведения. Описанные Леонгардом типы акцентуации характера не встречаются в чистом виде. Чаще в жизни приходится сталкиваться со смешанными, или промежуточными, типами, объединяющими в себе те или иные признаки разных типов акцентуации.

«Тяжелый характер» - это преграда не только нормальным семейным, но и эффективным служебным взаимоотношениям. Причиной конфликтных ситуаций часто выступает такая черта личности, как формализм. Он может быть отражением застревающего и педантичного типа акцентуации характера. Еще одна причина формализма - желание ощутить свою власть. Кому-то приятно, чтобы его упрашивали, заискивали перед ним, унижались.

Конфликтный характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, сравнивает себя с окружающими. В итоге вырабатывается довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, словом, формируется индивидуальный «набор самооценок», от которого и зависит скромны вы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены. Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих сторон.

Конфликт субъективен, так как он немыслим вне психики, вне сознания личностей. Но конфликт и объективен, поскольку реализуется в поведении людей. Не всегда столкновения между людьми неизбежны и имеют объективные причины. Они могут быть вызваны деформацией личности, ее ограниченностью, отклонениями, патологией психики, стереотипностью отношений, поведения, психическим дискомфортом, неадекватностью восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации, взаимным предубеждением, инертностью психики и отношений, непосредственно не обусловленных происходящим.

Качества личностей в конце концов становятся реальными, объективными в своих проявлениях, так что мы сами создаем предпосылки для конфликтов. Конечно, неизбежны взаимопереходы субъективных и объективных противоречий, противоборств. Личностные качества в одних ситуациях предупреждают конфликт, в других - провоцируют. Обычно миролюбивый, терпеливый и нерешительный человек в экстремальной ситуации может оказаться агрессивным.

Человек становится источником конфликтов, когда его направленность, ценности несовместимы с ценностями, интересами и целями коллектива, социума. Гуманная мораль не приемлет эгоцентризма, противопоставления личного коллективному, общественному. Следовательно, мотивом межличностых конфликтов выступают нравственные, мировоззренческие качества. У конфликтного типа людей нет соответствия между естественными импульсами и сознательными целями. Такие люди ради целесообразной адаптации со средой вынуждены жить на ступени объективации и таким образом регулировать свое социальное поведение. Они внутренне конфликтны, но по внешнему виду уравновешенные люди.

Конфликтогенными для личности могут быть устойчивые для нее качества, черты характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии. Это нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность и завышенный уровень притязаний, импульсивность, несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения по отношению к отдельным лицам или группам, склонность к агрессивному поведению, к подчинению себе других, корыстолюбие, эгоизм, ригидность, косность привычек, неуравновешенность нервной системы - высокий уровень нейротизма.

Характеристика барьера установки

Барьер установки есть не что иное, как восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать, поступать именно так, а не иначе.

Роль установки в психической деятельности человека стала известна благодаря исследованиям выдающегося психиатра и психолога Д. Н. Узнадзе. Установка облегчает приспособление к жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она остается па более или менее длительное время. Установка характеризуется степенью легкости формирования, скоростью затухания, подвижностью, устойчивостью и другими параметрами. У каждого человека эти параметры разные, что во многом и определяет своеобразие личности.

Однако установка часто мешает межличностному общению. Прежде всего она препятствует адекватному восприятию того или иного человека.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, негативно или позитивно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению.

Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:

  • 1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это воспринималось бы совсем иначе);
  • 2) суть беседы ("не могу в это поверить", "так говорить недопустимо");
  • 3) обстоятельства разговора ("сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений").

Человек может глубоко переживать, если видит предвзятое отношение к себе. Ему приходиться тратить много душевных сил, чтобы контролировать свои действия, обдумывать, как они могут быть восприняты и истолкованы окружающими.

Но часто этого можно избежать. Идя на деловую встречу с новым партнером, позаботьтесь о предварительной рекомендации авторитетного лица. Если же таковой нет, а ваш деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к фирме или организации, которую вы представляете, не старайтесь переубедить его, что он заблуждается. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению человеческой слабости и отсутствия культуры. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно совсем исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Характеристика барьера стилей общения

У каждого человек, как известно, есть свой предпочтительный стиль делового общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения, нравственных принципов, профессии, окружения, объективно складывающейся ситуации и т.д. Проявляется же он в манере поведения, особенностях речи, интенсивности и цели общения. Выражая внутреннюю сущность человека, стиль общения одного человека может быть плохо совместим со стилем общения другого.

Так, если оба партнера предпочитают ритуальный стиль общения, они при желании и определенных навыках могут добиться взаимодействия. Но если сталкиваются люди с манипулятивпым и гуманистическим стилем общения, о сотрудничестве говорить вряд ли придется.

Барьер речи. По сути своей это двойной барьер: барьер "говорения" и барьер "слушания". Коммуникация - это влияние, и в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, ведь они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации, и делать будет это твердо и решительно.

Человек должен уметь каким-то образом отличать "хорошую" информацию от "плохой", "пропускать" первую и "останавливать" вторую. Каким образом это происходит?

Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б. Ф. Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: "Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, "противовнушением", которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи"".

Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые возникают на пути коммуникации.

Характеристика барьеров коммуникации

Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Как мы увидим в дальнейшем, избегание и авторитет - это защита от "источника" коммуникации, а непонимание - от самого сообщения.

Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта "защита" очень хорошо прослеживается - человек невнимателен, не слушает, "пропускает мимо ушей", не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных оснований. Это может быть социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия и т.д.

Непонимание. Далеко не всегда есть возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в общем и в целом доверяем. В таком случае зашитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охранную систему - при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку. Чаще всего сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты: ложная тревога и отключение сигнализации.

Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Например, слишком сложно изложенная информация не воспринимается теми людьми, которым она важна; использование некорректных аргументов дискредитирует в общем-то очень важную мысль; правильные предложения, исходящие от неприятного человека, никогда не выслушиваются; человек, не обладающий авторитетом, познающий как решить какой-то насущный вопрос, может положить всю жизнь на то, чтобы объяснить это другим, но его никто не услышит, и т.д. и т.п. Поскольку система защит работает в автоматическом режиме, постольку она как бы "встроена" в человека, является его частью и обычно им не осознается. Требуются особые усилия, чтобы избежать ошибок, вызванных ложными срабатываниями системы.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно воспринимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей такое умение "донести" свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера - еще и необходимая часть профессии. Поэтому им, как никому другому, следует научиться распознавать барьеры общения и преодолевать их с наименьшими потерями.

Понятие, виды коммуникационных барьеров

Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.

Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.

Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:

Барьер темперамента.

Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.

Барьер характера.

В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/

Барьер акцентуации характера

Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.

X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.

Барьер самооценки.

Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.

Барьер манеры общения.

С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.

Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.

Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.

Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.

Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.

Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.

Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:

- Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.

- Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.

- Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.

- Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).

- Барьер страха.

- Барьер вины и стыда . Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.

- Барьер плохого настроения.

7. Барьер речи. Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.

А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:

- Избирательное слушание . При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.

- Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.

- Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.

- Оценочные суждения . В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

- Внутригрупповой язык . Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.

-Фильтрование .Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.

- Перегрузка общения .Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.

- Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

- Давление времени .Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.

Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:

1. Барьеры по форме изложения:

Семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;

Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.

2. Идеологические барьеры:

Барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

Барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;

Барьер несовпадения социальных установок;

Барьер различия ценностных ориентаций;

Барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.

3. Собственно психологические барьеры - это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.

4. Социально-психологические барьеры:

Когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

Организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;

Сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;

Психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.

5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.

«Общение между людьми» - Бывает, что мне хочется подурачиться, как ребенку. 24. Неформальное. Я для Вас столько уже сделал! 44. Ошибка №3 В случае поражения мы прибегаем к самообману, утешая самих себя. Действия. Я должен (должна) контролировать. Ошибка №4 Наша болезненная восприимчивость к критике. Эффект последовательности (авансирования).

«Общение как взаимодействие» - Устойчивые действия. Познакомиться с особенностями общения как межличностного взаимодействия. Систематические действия. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Взаимодействие как процесс. Невербальный контакт. Цель: Мобильный собеседник. Две стороны взаимодействия. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как:

«Культура общения» - 1.Определение ситауции, как конфликтной. Общение зависит от содержания. 15.12.11как избежать конфликта? Приобретение знаний о мире Наука, культура, искусство… 2.Выбор стратегии взаимодействия: уход из ситуации; -отношения переговоров; конфликт. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.

«Общение и межличностные отношения» - Правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Вдруг Том перестал свистеть. Симпатия - … Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Карнеги Дейл. Необходимость общения для человека. Типы конфликтов. Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Марк Твен «Том Сойер».

«Межличностное общение» - 2.4. Психология межличностного воздействия. Объектом моей курсовой работы являются ученики школы №24, в количестве 26 человек. 2. Психология общения и межличностные отношения. 2.3. Функции общения в межличностных отношениях. 1. Межличностное взаимодействие 1.1 Задачи межличностного взаимодействия. Цель исследования дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

Всего в теме 31 презентация

Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых,

существенных особенностей человека.

Характер (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать") - это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Мы обычно говорим, что у человека хороший или плохой характер. Иногда мы говорим, что такой-то человек

бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности. Каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером отличается прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающегося в определенности его действий и поступков.

Знать характер человека - это знать те существенные для него черты,

которыми определяется весь образ его действий.

Определенность характера - это не определенность вообще, а определенность по отношению к чему-то, к конкретной сфере значимых для человека жизненных отношений.

Определенность, составляющая сущность характера, может

образоваться у человека по отношению к тому, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношения к миру и определяется.

Решающий вопрос для определения характера каждого человека - это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т.д. делает человека определенным его характер. Человек в обыденных житейских ситуациях может иметь сильный характер, проявлять твердость и настойчивость во всем, что касается бытовых дел и вопросов; но тот же человек обнаруживает полную бесхребетность, неопределенность, когда дело

коснется вопросов иного плана. Другой человек, кажущийся сначала лишенным характера в силу своей податливости в вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер, вдруг раскрывается как сильный характер - твердый, непреклонный, как только перед ним встают существенные, значимые для него вопросы, задачи, цели. И один, и другой обладают формально как будто

равно сильными характерами, но у одного из них характер по существу мелочный, ау другого - более или менее значительный.

Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Большой характер - это

большая определенность в большом, она неизбежно скажется и в малом. Характер человека проявляется в его поведении, в его делах, поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения, определяемых конкретной ситуацией.

Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему,

проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и,

становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера.

Характер человека - результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях, обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Мотив поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируется в характере. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию,

направленных на их закрепление поступков.

К характеру относятся не все относительные устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке,по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру относятся только те свойства, которые выражают направленность личности.

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.

Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Характер может выразиться в целях, которые он себе ставит, в средствах или способах, которыми он их осуществляет, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Форма или способ поведения являются наиболее существенным

или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения. Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, к

Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Таковы заботливость о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и множество других и им противоположных свойств. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях

у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, но именно в этом и проявляется. Через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. Таковы

самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, самолюбие,

самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т.д.

Не всякая ситуация дает ключ к пониманию характера. Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти те специфики ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет ответственность за

В результате систематизации особенностей мышления людей, эмоциональных проявлений и мотивов поведения получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Е. Жариков и Е. Крупильницкий предлагают восемь основных психологических типов характеров:

1. лидер или доминирующий - (Д);

2. логик - (Л);

3. эстет - (Э);

4. боец-(Б);

5. пассивный - (П);

6. надежный - (Н);

7. мечтатель - (М);

8. спринтер - (С).

Для определения того, к какому типу человек относится, авторы предлагают каждому оценить себя по следующим высказываниям:

1. Я справляюсь с такими делами, когда надо убеждать, инструктировать,

распоряжаться (Д).

2. Я легко решаю алгебраические задачи (Л).

3. Я бы не смог работать санитаром в больнице, так как не переношу грязи (Э).

4. В любую минуту я готов сразить соперника удачной репликой или ответить на его выпад (Б).

5. У меня мирные отношения с людьми, я избегаю споров и борьбы (П).

6. Когда я оказываюсь неподвижным, меня тянет в сон (Н).

7. Я люблю мечтать, не задумываясь, насколько реальны мои мечты (М).

8. Я быстро подмечаю слабые стороны человека, его идей и т.п. (С).

Если записать соответствующие символы в порядке убывания значимости, то полученная формула примерно будет соответствовать психологической структуре тестируемого. Комбинация символов, т.е. психологическая структура, влияет на поведение личности в общении. Диаметральные противоположности комбинаций создают барьеры в

Похожие публикации