Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Власти не от бога толкование. Всякая ли власть от Бога? Святитель Филарет Московский (Дроздов) - Странник — LiveJournal. Репортаж Ксении Богдановой

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

Андрей Десницкий

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» – эта цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2) и некоторые другие, подобные ей, стали очень популярны в декабре минувшего года. Вывод из них делается вполне однозначный: христианину недопустимо хоть в чем-то противодействовать или даже возражать законным властям своей страны, например, выходить на митинги. Но, с другой стороны, разве не бывает так, что существующие власти требуют от христианина чего-то, противного его совести? В истории мы находим немало таких примеров.

Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.

А новомученики в нашей стране? Они тоже уклонялись от исполнения всяких декретов Совнаркома, отменявших христианство на территории Республики Советов. И в этом нет ничего нового, в Новом Завете прежде Послания к Римлянам идут Деяния Апостолов, и вот какой ответ апостолы дали Синедриону, вполне законному органу власти, на требование прекратить свою проповедь: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?

Но раскроем Евангелие, оно идет в самом начале Нового Завета, и первым упомянут в нем … Все помнят, что он был казнен царем Иродом, но за что именно? За то, что обличал его нечестивый брак: Ирод увел жену у собственного брата. Зачем Иоанн вмешался в это частное дело, ведь царь ничего от него не требовал, и, более того, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (от Марка 6:20). Не лучше ли было использовать это расположение, чтобы повлиять и на самого царя, а через него – на жизнь во всей стране? Зачем было идти на принцип, обострять отношения, да так, что дело кончилось казнью? Может быть, Иоанн Креститель был религиозным экстремистом?

Но давайте посмотрим на историю Византии, где существовала или, по крайней мере, провозглашалась «симфония властей», светской и духовной. Впервые ее идеал был выражен в введении к 6-й новелле Юстиниана (IV век):

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».

Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.

В византийской истории бывало между двумя этими властями согласие, но бывало и иное. Как ласково и благожелательно приняла в Константинополе императорская чета, Аркадий и Евдоксия, знаменитого проповедника, и с каким жаром обрушил он на их головы свои проповеди! А когда его просили уняться, когда грозили ему карами, ответил он прямо с амвона: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Это напрямую сказано об императрице.

И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.

И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.

Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.

Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?

Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:

«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».

Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?

Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.

Точно так же и в России , но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.

Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.

Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:

«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.

Несомненно, была Божья рука и в том византийском государственном устройстве, которое мы сегодня связываем с понятием симфонии, была она и в том, что это устройство прекратилось. И революции, и гонения, и бедствия – они тоже происходят не без Божьей воли, хотя здесь мы скорее привыкли говорить о «попущении»: Бог позволил свершиться злу, которое замыслили люди. Трудно не увидеть волю Божью и в том, что сегодня наша страна, как и большинство ее соседей, живет по демократической конституции, нравится нам это или нет.

Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.

А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.

Что нам, казалось бы, до незаконных браков царя Ирода или императора Льва, не лучше ли промолчать в таких случаях? Но ведь самую резкую отповедь Христа в Евангелии получало религиозное лицемерие: живешь в свое удовольствие, но делаешь вид, что соблюдаешь все законы. Так что поступать по принципу «нас не трогают, вот и мы не высовываемся», конечно, можно, только в этом нет ничего от апостольской заповеди. Точно так же не имеет отношения к христианству и революционный пафос «весь мир насилья разрушить, а затем» построить мир еще более жуткого насилья.

Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.

Божья и духовная власть

Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых, недостойных людей, стоящих или стоявших у власти? Почему столько несправедливости у власть имеющих? Можно ли свергать, убирать такую власть? Как реагирует на это Бог?

На эти немаловажные на сегодняшний день (да и всегда) вопросы мы попытаемся ответить в последующих статьях. Давайте начнем с определения понятия власти вообще: власть – это право и возможность распоряжаться кем-то или чем-то, подчинять своей воле (словарь Ожеговой, Шведова).

И ключевое место из Писания (Рим. 13:1,2):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.»

Итак, здесь мы можем увидеть уже четкий, конретный ответ на вопрос: откуда взялась власть – от Бога. А теперь, давайте разберем очень щепетильный и тонкий вопрос, а что, действительно нет власти не от Бога? А как же Ирод, Нерон, Мао, Джугашвили, Гитлер и другие? Они что, тоже от Бога?

Заметьте, в этом месте Писания написано вот что: «нет власти не от Бога» и тут же объяснение, что власть устанавливается Богом. То есть само понятие явления в глобальном смысле слова власти – действительно от Бога; ее установление, структура власти и подчинения – это от Бога. Что же делает эта власть , это уже от человека, это его ответственность и он будет отвечать Богу, что и как он делал, находясь у власти (кстати любого вида и типа).

Поэтому власть то от Бога, а вот что делали те же Ирод, Нерон, Джугашвили, Гитлер и другие – явно не от Бога, и за это они будут давать отчет. Потому что мы знаем, что написано в Слове Божьем: кому много дано, с того много и спросится. Обязательно спросится.

Библия нам показывает пять основных видов власти:

1. Божья

2. Духовная

3. Государственная

4. Общественная

5. Семейная.

Давайте рассмотрим кратко каждую из них.

1. Божья власть

Хочется сразу отметить, что это как фундамент для всякого другого вида власти, которые мы будем рассматривать. Потому что само понятие власти – от Бога. У Него абсолютная, стопроцентная власть над всем и вся. Он называет Себя Всевышним, Царем, Владыкой, Господом. У Него все могущество и вся сила. У Него абсолютное право и возможность распоряжаться всем и вся и если надо – подчинять Своей воле.

И в доказательство приведу несколько мест из Библии (их множество):

(Втор.10:14, 17) «Вот у Господа Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней,… ибо Господь Бог ваш есть Бог богов И Владыка владык, Бог великий, сильный…»;

(1 Пар. 29:11,12) «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.» ;

(Пс. 9:37) «Господь – Царь навеки, навсегда.»;

(Пс. 96:1) «Господь царствует, да радуется вся земля!»;

(Матф. 28:18) «Дана Мне всякая власть на небе и на земле.» 2) Духовная власть.

Интересно, что Бог поделился своей властью со своим тварным миром. Еще раз: у Него вся полнота власти, но Он наделил властью некоторых существ, как на небе так и на земле.

Поэтому далее мы рассмoтрим духовный мир, мир духов, где царит понятие подчинения кому-то. Бог – есть Дух. То есть Он – Верховная Духовная власть также. Он сотворил духовный мир как видимым так и невидимым. Кстати, на небе (то, что мы, люди, пока еще не видим) существует также определенная иерархия власти: там есть ангелы, архангелы (по власти выше ангелов, приставка «архи» как раз и говорит – «стоящий над», есть серафимы, херувимы, животные и т.д.), царит понятие подчинения и уважения власти.

2. Духовная власть

Но мне бы больше хотелось поговорить о духовной власти на земле. Человек – есть дух, душа и тело. Мы тоже духи. Бог поделился Своею властью и делегировал определенные полномочия людям. Об этом нам рассказывает Библия – как в истории Израильского народа, так и в истории Церкви. Давайте рассмотрим это поподробнее.

Бог – Законодатель устройства власти и государственности в Израиле, давший людям определенные духовные позиции, титулы и положения. Посмотрите на историю Израиля, там присутствуют: священники, первосвященники, левиты, позже судьи, пророки и т.д. Вот одно из мест Писания, подтверждающее это:

(Исх. 28:1-3) «И возьми себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб Он был свяшенником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.»

То есть Бог дает устройство в обществе Господнем. Далее, через Иисуса Христа – Первосвященника исповедания нашего, вводится понятие Церкви как общества Господня, состоящей из многих народов, колен, языков, которые исповедуют Господа Иисуса Христа – своим Спасителем. Он – глава Церкви, а Церковь есть Его тело:

(Кол.1:15-20) «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви…»

И далее, опять, уже как глава Церкви, Господь наделяет определенными полномочиями людей. Он дает им титул, позицию, распределяет право и возможность управлять, распоряжаться и если надо – подчинять своей воле.

(Ефес. 4:11-13) «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…»

То есть мы видим четкое понятие духовной власти и подчинение этой власти в теле Христовом, церкви. И опять все заключено в Нем, все подчиняется Ему, так как у Него абсолютная власть везде. Хочется отметить и нечистый духовный мир – там тоже есть понятие власти и подчинения. У дьявола есть свои прислужники: мироправители тьмы, начальники, падшие ангелы, нечистые духи, демоны, и т.д. да он и сам – падший некогда херувим.

(Ефес 6: 12) «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Это что касается власти духовной, а в следующей статье мы рассмотрим другие виды власти. Подумайте над этим. Благословений вам!

- В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте нашего времени?

Буквально. Сам принцип власти - это Божественное установление, оно необходимо. В противном случае люди уничтожат друг друга.

- Государственная власть?

Любая. Даже власть билетера в кинотеатре, помощницы воспитателя в детском саду, директора школы. Он может «надуваться», но реально власти никакой не имеет, он самое забитое существо на свете, которое боится лишиться места, поэтому готов любые гадости делать детям, лишь бы начальство было довольно, потому что из их рук он получает корм. Но если маленьких детей оставить одних на неделю, то спустя это время соберешь горку трупов: они будут кричать, не есть, не спать, кидаться чем попало. Принцип власти удерживает детей от этого. Все люди перед Богом равны по своим возможностям, но наделение властью дает человеку полномочия, и благодаря этому существует порядок.

Революция - это безвластие. Некоторые говорят: «Вот он подлизывается к Путину». Не к Путину, а принципу государственной власти. Мы приезжаем во Францию и можем даже не заметить президента в упор и не пойти к нему на завтрак, если он нас пригласит, ничего ценного для нас там нет. Но он наделен властью, может отдать приказ полиции, жандармерии. В Париже шикарная жандармерия, они ездят на огромных лошадях. Кони французских жандармов - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Но парадокс: наш офицер носит свою форму с гордостью, а во Франции ему запрещается появляться на улице в мундире.

- Получается, что власть разрушает государственность, терроризирует народ. И эта власть от Бога?

Вся власть от Бога, но каждый отдельный человек может быть не от Бога, например Адольф Гитлер. Он пришел к власти абсолютно демократическим путем, его выбрал себе на шею немецкий народ. Потом, правда, было несколько акций узурпации. Все беды для Германии и Европы принес он - законно выбранный канцлер. Должны быть механизмы, которые при ошибке народа позволяли бы осуществить перевыборы. Для этого есть процедура импичмента. Конечно, самый быстрый способ - монархический: страна выбирает царя, он правит столько, сколько пожелает, а потом подготавливает себе наследника. Народ может избрать преемника или выбрать другого царя - незачем каждый раз устраивать выборы, обманывать. Существует соответствующая процедура на случай, если царь выжил из ума, заболел или устарел. Хотя мы видим по нашим ветеранам, которым по 90 лет: голова на месте, в полном порядке, работает как часы, а Зельдин так вообще еще танцует и поет для всего народа, дай Бог доброго здоровья. Это единственный такой артист во всем мире, народу нравится, его никто не собирается увольнять и отправлять на пенсию. Многие кричат: «Путин надоел!» А Зельдин не надоел? В выборах должны участвовать не школьники и домохозяйки (это вообще должно быть исключено), а умнейшие и образованнейшие люди в народе.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Всякая ли власть от Бога? (Рим. 13:1,2)

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1, 2).

Значит ли это, что во время войны нельзя укрывать людей, которым угрожает смерть? Это классический вопрос к этому тексту. В более широком смысле вопрос можно поставить так: говорит ли здесь Павел, что христиане должны слепо повиноваться всем властям и должностным лицам? «Естественно», – говорили некоторые «строгие верующие» во время Второй мировой войны, сотрудничая с захватчиками и упуская возможность сохранить тысячи жизней.

Но разве государство – это некий священный институт, который нельзя критиковать? Если человек встречает на пороге своего дома служащего налогового ведомства и знает, что его ждут большие неприятности, то ему сложно смириться с этой мыслью: «… они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Но значит ли это, что здесь Павел называет Бога самым большим «начальником», высшим работодателем всех государственных служб (см. также И н. 19:10,11; 1‑е Тим. 2:1-5; Тит. 3:1,2; 1‑е Петр. 2:12-3:18)?

В определенном смысле да. Но узнай Нерон об этом тексте, он бы его не обрадовал. Потому что в тексте сказано, что он, Нерон, не божественен и даже не величайший из людей, и что он должен смириться с тем, что кто-то стоит выше него.

Зимой 390 года этот текст Павла достиг своеобразного наивысшего воплощения. К тому времени уже несколько поколений римских правителей были христианами и пытались христианизировать свое государство. Почти всегда эти меры ограничивались словами. Но когда император Феодосий услышал, что в Фессалониках поднялся большой мятеж, он приказал подавить его. Ситуация вышла из-под контроля, тысячи были убиты. Феодосий был потрясен этим и в своих письмах выказывал сожаление по этому поводу. Само по себе это было неслыханно, ведь император не был в ответе ни перед кем. Но произошло то, что имело далеко идущие последствия: епископ Амвросий потребовал от Феодосия признать свою вину при входе в церковь. Феодосий раскаялся и, что примечательно, в оставшееся время своего правления воздерживался от применения силы.

Если на небе никого нет, или, по крайней мере, если небо заселено капризными божками, тогда нет никого выше императора. Тогда его слово определяет все. Если же Бог есть наивысший Судья, тогда люди хоть и могут быть «производными» судьями, они в любом случае всегда подлежат исправлению. Языческий император не склонялся ни перед кем; Феодосий же мог склониться. В лице Феодосия мы впервые в истории видим императора, который подвергается критике, исправлению.

Таким образом, читая между строк, можно увидеть, что сказанное Павлом подразумевает революцию. У этой революции есть особенности. Это видно из контекста. Прямо перед нашим текстом Павел призывал к ненасильственному сопротивлению (Рим. 12:17-21). И собственно наш текст оканчивается призывом отдавать то, что мы должны, другим: подати, оброки, честь, почтение (Рим. 13:7). Павел продолжает эту тему удивительным предложением: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Другими словами: платите налоги, не работайте «в тени», выказывайте почтение полиции и суду – и тогда, возможно, любовь будет единственной добродетелью, в которой вы еще не преуспели до конца.

Нерон в начале своего правления был сравнительно мягким императором. В этот период Павел писал его подданным в Рим. Но уже в то время в городе были определенные беспокойства из-за податей, поднимались мятежи. В панике Нерон обещал отменить некоторые налоги, но затем возвращался к старому. И так по кругу. Эта ситуация служит фоном для того, что Павел советует в Рим. 12 и 13: он не хочет, чтобы христиане развязывали очередную кровавую революцию. Они должны завоевать мир своей удивительной вестью – в Духе Т ого, Кто не организовывал восстания, но позволил Себя распять (Ин. 18:36-38).

Чтобы понять какой-то текст, иногда полезно определиться и с тем, что он не означает. Итак, в Рим. 13 не подразумевается, что власти или должностные лица всегда правы или что Бог их непосредственно вдохновляет. Не сказано и того, что власть во всех своих структурных частях следует Божьей воле. Сказано то, что Бог назначил , или поставил, существующие власти в целом. Любая аналогия будет несовершенной, но можно привести такое сравнение: президент также назначает сотрудников, но это не значит, что они из-за этого не делают ошибок. Или представьте, что вы работаете в библиотеке: вы должны регулярно закупать и размещать на полке такие книги, которые вам не интересны или с которыми вы даже полностью не согласны. Но вы все же покупаете их.

В тексте также не утверждается, что вы должны слепо повиноваться властям. Такое прочтение текста ошибочно. Эту ошибку разделяли «строгие верующие» во время Второй мировой войны. Здесь говорится о том, что вы должны признавать власти, а это уже немного другое. Вы можете обоснованно не повиноваться им (например, не называть кесаря «Господом») и в то же время признавать их (например, принимать наказание за такое поведение). Когда Иисус очистил Иерусалимский храм, Он не вышел за рамки того, о чем позже напишет Павел. Конечно, Иисус делал то, что не приветствовалось властями, Он нарушил какие-то общественные правила или правила приличия, но далее Он также принял последствия Своего вызывающего поступка. То же самое можно сказать об Оскаре Шиндлере в Кракове или о повивальных бабках в Египте (Исх. 1:17): они уважали власти, но проявляли гражданское неповиновение.

Павел, как обычно, пытается найти баланс. С одной стороны, он пытается соблюсти разумную дистанцию между Богом и властями; но, с другой стороны, он всячески пытается показать благословения от правильно работающей власти. Такая власть заботится о добре и справедливости (Рим. 13:2), она установлена для нашего благополучия (Рим. 13:3) и поэтому может наказывать (Рим. 13:4). Один из мотивов Павла состоит в том, чтобы показать, что Бог правит через поставленные власти (Рим. 13:4, 5). Но главный мотив апостола – это любовь (Рим. 12:17-21; Рим. 13:8-10). Любой начальник – человек, и как таковой достоин нашей любви.

Отсюда и призыв Павла исправно платить все налоги «по совести» (Рим. 13:5-7).Мошенничество с налогами подразумевает неуважение к соответствующим властям, полагает апостол. В наше время было бы разумно помнить об этом. Заполнение декларации, в конечном счете, отражает характер нашей личности; за бумагой стоит конкретное лицо. Проявить должную любовь ко всем мы не можем (13:8), но во всем остальном оказывайте должное уважение всем властям.

Рейньер Сонневелд


Похожие публикации