Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Откуда пошли названия римских и греческих богов. Мифические мужские и женские имена и их значение

Боги Древнего Рима

Введение

Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.

I. Во что верили римляне?

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: “Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры”.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну

плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

II. Культ мертвых и домашние божества

Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: “Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких”. Невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола млеет своего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.

Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.

В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия.

К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.

В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую.

Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.

За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. Так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с Вестой.

Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворением семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центром

стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум Весты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного жреца - Регия, или “царский дворец”. Его называли “царским дворцом” потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.

Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две части. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы “святая святых”, была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии.

Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность и отрекшись от мира.

Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создать собственную семью. Однако случалось это чрезвычайно редко - по всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.

Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывали новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.

Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ Весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными. Весталки не имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть. Столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через Форум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обед девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот в восточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы - служители, а также почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок розог) с воткнутыми в них топорами.)

Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычно весталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но разумеется такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественной жизни.

Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретив одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.

III. Боги. Древние италийские божества

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и таким образом осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшийся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшийся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, “вечно стояла весна” и “урожай без распашки Земля приносила”, “сладкий вкушали покой безопасно живущие люди”. И действительно, в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.


«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.


«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, религия состояла из культов разных богов. При этом римский пантеон имел много божеств аналогичных греческим. То есть здесь можно говорить о заимствовании. Произошло это потому, что греческая мифология была более древней, чем римская. Греки создали колонии на территории Италии, когда Рим ещё и не помышлял о величии. Жители этих колоний распространили греческую культуру и религию на близлежащие земли, а поэтому римляне стали продолжателями греческих традиций, но интерпретировали их с учётом местных условий.

Наиболее значимым и почитаемым в Древнем Риме был так называемый совет богов, соответствующий олимпийским богам Древней Греции. Отец римской поэзии Квинт Энний (239 – 169 гг. до н. э.) систематизировал божеств Древнего Рима и ввёл в этот совет шесть мужчин и шесть женщин. Он же дал им греческие эквиваленты. Этот список впоследствии подтвердил римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Ниже приводится список данного совета небожителей, в скобках даны греческие аналоги.

Юпитер (Зевс) – царь богов, бог неба и грома, сын Сатурна и Опы. Главное божество Римской республики и Римской империи. Правители Рима приносили клятву Юпитеру и почитали его ежегодно в сентябре месяце на Капитолийском холме. Его олицетворяли с законом, порядком и справедливостью. В Риме было 2 храма, посвящённых Юпитеру. Один построили в 294 году до н. э., а второй воздвигли в 146 году до н. э. Этого бога олицетворяли орёл и дуб. Его женой и родной сестрой была Юнона.

Юнона (Гера) – дочь Сатурна и Опы, жена и родная сестра Юпитера, царица богов. Она приходилась матерью Марсу и Вулкану. Являлась защитницей брака, материнства, семейных традиций. Именно в её честь назван месяц июнь. Она входила в капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Минервой. В Ватикане есть статуя этой богини. Изображена она в шлеме и панцире. Не только простые смертные, но и все боги Древнего Рима почитали и уважали Юнону.

Нептун (Посейдон) – бог моря и пресной воды. Брат Юпитера и Плутона. Римляне также поклонялись Нептуну как богу лошадей. Он являлся покровителем конных скачек. В Риме этому богу воздвигли один храм. Находился он возле цирка Фламиния в южной части Марсового поля. В цирке имелся небольшой ипподром. Все эти сооружения построили в 221 году до н. э. Нептун – чрезвычайно древнее божество. Он был домашним богом ещё у этрусков, а затем перекочевал к римлянам.

Церера (Деметра) – богиня урожая, плодородия, сельского хозяйства. Приходилась дочерью Сатурну и Опе и сестрой Юпитеру. У неё была единственная дочь Прозерпина (богиня подземного царства) от связи с Юпитером. Считалось, что Церера не могла видеть голодных детей. Это приводило её в состояние горя. Поэтому она всегда заботилась о сиротах, окружала их заботой и вниманием. Ежегодно в апреле месяце проводился фестиваль, посвящённый этой богине. Длился он 7 дней. Её также упоминали во время браков и ритуальных обрядов, связанных с жатвой.

Минерва (Афина) – богиня мудрости, покровительница искусства, медицины, торговли, военной стратегии. Нередко в её честь проводились битвы гладиаторов. Считалась девственницей. Её часто изображали с совой (сова Минервы), которая символизировала мудрость и знание. Задолго до римлян этой богине поклонялись этруски. Празднования в её честь проводились с 19 по 23 марта. Этой богине поклонялись на Эсквилинском холме (один из семи холмов Рима). Там был возведён храм Минервы.

Аполлон (Аполлон) – один из главных богов греческой и римской мифологий. Это бог солнца, света, музыки, пророчества, исцеления, искусства, поэзии. Следует сказать, что римляне в отношении этого бога взяли за основу предания древних греков и, практически, их не изменили. Видимо те показались им чрезвычайно удачными, а поэтому что-то менять они не стали, чтобы не испортить красивые легенды об этом боге.

Диана (Артемида) – богиня охоты, природы, плодородия. Она, как и Минерва, была девственницей. Всего боги Древнего Рима имели 3-х богинь, взявших на себя обет безбрачия – это Диана, Минерва и Веста. Их называли девичьими богинями. Диана приходилась дочерью Юпитеру и Латоне, а родилась вместе с братом-близнецом Аполлоном. Так как она покровительствовала охоте, то носила короткую тунику и охотничьи сапоги. При ней всегда был лук, колчан и диадема в виде полумесяца. Сопровождали богиню олени или охотничьи собаки. Храм Дианы в Риме был воздвигнут на холме Авентине.

Марс (Арес) – бог войны, а также защитник сельскохозяйственных полей в период раннего Рима. Считался вторым по важности богом (после Юпитера) в римской армии. В отличии от Ареса, к которому относились с отвращением, Марс пользовался уважением и любовью. При первом римском императоре Августе в Риме был построен храм Марсу. Во времена Римской империи данное божество считали гарантом военной мощи и мира и никогда не упоминали как завоевателя.

Венера (Афродита) – богиня красоты, любви, процветания, победы, плодородия и желаний. Римский народ считал её своей матерью через сына Энея. Тот пережил падение Трои и бежал в Италию. Юлий Цезарь утверждал, что является предком этой богини. Впоследствии в Европе Венера стала наиболее популярным божеством римской мифологии. Её олицетворяли с сексуальностью и любовью. Символами Венеры были голубь и заяц, а из растений роза и мак. В честь этой богини названа планета Венера.

Вулкан (Гефест) – бог огня и покровитель кузнецов. Его часто изображали с кузнечным молотом. Это одно из самых древних римских божеств. В Риме имелся храм Вулкана или Вулканал, построенный ещё в VIII веке до н. э. на месте будущего Римского Форума у подножия Капитолийского холма. Фестиваль, посвящённый Вулкану, отмечался каждый год во второй половине августа. Именно этот бог выковал Юпитеру молнии. Он также изготавливал доспехи и оружие для других небожителей. Свою кузницу он оборудовал в жерле вулкана Этна на Сицилии. А помогали ему в работе золотые женщины, которых бог сам и создал.

Меркурий (Гермес) – покровитель торговли, финансов, красноречия, путешествий, удачи. Он также исполнял обязанности проводника душ в подземный мир. Сын Юпитера и Майи. В Риме храм этому богу находился в цирке, расположенном между Аветинским и Палатинским холмами. Построили его в 495 году до н. э. Фестиваль, посвящённый этому богу, проходил в середине мая. Но он был не столь пышным, как для других богов, так как Меркурия не считали одним из главных божеств Рима. В его честь назвали планету Меркурий.

Веста (Гестия) – чрезвычайно почитаемая у древних римлян богиня. Она приходилась сестрой Юпитеру и отождествлялась с богиней дома и семейного очага. В её храмах всегда горел священный огонь, а поддерживали его жрицы богини – девственные весталки. Это был целый штат женщин-жриц в Древнем Риме, пользующихся непререкаемым авторитетом. Их брали из богатых семей, и они должны были соблюдать целомудрие в течение 30 лет. Если кто-то из весталок нарушал эту клятву, то такую женщину закапывали в землю заживо. Торжества, посвящённые этой богине, проходили ежегодно с 7 по 15 июня.

Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Боги Древней Греции и Рима


Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка

Похожие публикации