Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Крещение руси причины и его историческое значение. Значение крещения руси. Зарождение христианства на восточнославянских землях

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 988 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Там над зашедшими в воду людьми греческие и херсонес-ские священники совершили обряд крещения.

Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не все проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточенных стычек ему удалось усмирить восставших. С таким же трудом вводилось христианство в земле вятичей и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции, и христианские священники опасались появляться в этих краях.

В 966 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси - каменного собора Святой Богородицы. На содержание храма князь дал десятую часть своих доходов, поэтому эта церковь стала называться Десятинной.

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед до-машними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицу. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк очень напоминал Перуна. Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

Значение крещения Руси

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы. Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI-XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла Церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Вместе с тем церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством и обирали людей. Бывали случаи, когда видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у церкви стало расходиться с делом, а это вызывало недовольство людей.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола - первокрестителя и объявила его святым.

Крещение Руси. Из «Повести временных лет»

В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие - в Василеве, третьи же иначе говорят...

Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его.

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня». Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым.966 г. [После освящения церкви Св. Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал:] «даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть [доходов], и написав клятву, положил ее в церкви со словами: если кто это нарушит, будет проклят.

Роль принятия христианства

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.

Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось од­новременным противодействием по отношению к дру­гим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, кото­рым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не нахо­дилось богослужебного применения. Преследовался на­родный театр (скоморошество), подвергалось осужде­нию устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской сла­вянской культуры.

По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

Конспект по истории России

В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси - принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско- византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.

Основными причинами принятия христианства являлись : недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии : восточный, византийский вариант христианства (православие), западноевропейский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально- политическое устройство Византии было наиболее близким растущему древнерусскому государству. Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.

Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая вошла в христианский мир.

Социально-политическое значение христианизации Руси

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самогокнязя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI-XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Влияла на церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Вместе с тем церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством и обирали людей. Бывали случаи, когда видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у церкви стало расходиться с делом, а это вызывало недовольство людей.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола - первокрестителя и объявила его святым.

Признание Руси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений с европейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностям христианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную и политическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркских племен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

Вместе с христианством на Русь пришли византийские политические идеи и отношения. По словам В.О. Ключевского, на киевского князя греческое духовенство переносило византийское понятие государя, поставленного от бога не только для внешней зашиты, но и поддержания внутренней гармонии в обществе: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Владимир стремился подчинять этому идеалу свои практические действия в государственной сфере. На первых порах он даже отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников.

Отношения светской (княжеской) и церковной власти строились изначально на основе тесного союза, ставшего традицией русской истории. Порядок согласия («симфонии») двух ветвей власти предполагал сохранение каждой из них самостоятельности в своей области. Вмешательство церковных иерархов в государственно-политические дела имело место лишь в чрезвычайных случаях и осуществлялось обыкновенно по просьбе князей и для населения. В летописях находится несколько свидетельств о вмешательстве высшего духовенства в княжеские междоусобицы с целью примирения враждующих сторон. Этот тип отношений считался нормальным и просуществовал вплоть до эпохи Петра). Он коренным образом отличался от западноевропейского, при котором власть папы Римского ставилась выше светской власти в делах не только церковных, но и мирских.

По словам В.О. Ключевского, христианские идеалы «глубоко проникли в юридический и нравственный склад общества». Церковь восстала против обычая кровной мести. Церковные поучения запрещали господам истязать и убивать рабов. Такие действия не считались преступлением по государственному закону, по церковному же именовались грехом и подлежали церковному наказанию (епитимий). На Руси в связи с этим возник обычай: перед смертью владелец отпускал холопов на волю по духовному завещанию или завещал их церкви «по душе». Такие люди обыкновенно превращались в полусвободных земледельцев, прикрепленных к церковной земле.

С.М. Соловьёв пишет: «Легко понять, какое влияние должна была оказать церковь, подчинив своему суду отношения семейные, оскорбление чистоты нравственной и преступления, совершавшиеся по языческим преданиям. Духовенство своим судом вооружилось против всех прежних языческих обычаев. против похищения девиц, против многоженства, против браков в близких степенях родства, против насильственных браков. Церковь взяла женщину под свое покровительство и блюла особенно за ее нравственностью, возвысила её значение, постановила обязанности детей к матери наравне с обязанностями к отцу. Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти; христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие, подле отцов плотских являются отцы духовные; что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному. Нужно ли прибавлять, что такое влияние церкви на семейный быт могущественно содействовало к переводу народонаселения от старых форм родового быта к новым, гражданским».

Влияние христианства на культуру Киевской Руси

Христианство изменило сознание людей и способствовало рождению новых областей культуры.

Христианство поставило перед человеком задачу личного самосовершенствования. Его телесный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Культурная деятельность человека приобрела черты анонимности. Художник стал рассматривать себя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести. Среди древнерусских литературных шедевров выделяются «Житие о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха». Выдающимися образцами зодчества стали три Софийских собора: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киева-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове.

Религиозное сознание Киевской эпохи облеклось в форму двоеверия, христианско-языческого религиозно-культурного синкретизма. Особенно наглядно это проявилось в той легкости, с которой древнерусский народ вошел в христианский годичный богослужебный круг. Он оказался точно наложенным на священный календарь древних славян. Наследие архаики отложилось в мелодическом строе песнопений и фресковых орнаментах церквей. Мы видим, что христианство наложило определённый отпечаток на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственен. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), и положительно на городскую культуру, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи.

Таким образом, принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях, открывались школы, библиотеки;

в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение племенных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси - это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира - крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Причины крещения Руси

Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.

Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича - более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира - инициатора крещения - воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

И его значение для дальнейшей судьбы государства еще долго будут обсуждать и исследовать современные историки. Особенно это актуально сегодня, во времена новых открытий и разнообразных толкований тех давних событий.

Для чего нужно было уничтожать святых идолов и веру, которой многие века поклонялись предки, рушить веками устоявшиеся порядки? На эти вопросы есть множество ответов, но иногда кажется, что нам приоткрылась лишь только малая часть истины, а распространение христианства на Руси все еще остается не до конца разгаданной тайной. искренне верили в мистические природные силы и поклонялись своим каменным и деревянным идолам. Для них они были могущественными силами природы, которые напрямую влияли на их жизнь, а жизнь полностью была подчинена толкованию воли богов. Роль первых духовных наставников в те времена выполняли волхвы и кудесники.

До принятия христианской веры жили многочисленными племенами или родами, которые были разбросаны на огромной территории. На образ жизни и ход событий им указывала в первую очередь окружающая природа. Язычество, которое исповедовалось повсеместно, не было религией, это было хаотическое соблюдение различных религиозных обрядов.

Важный и судьбоносный для России 988 год был сложным и очень драматичным, так как это был год крещения самого киевского князя Владимира и его верных соратников - дружинников. Князь Владимир женился на византийской царевне Анне и получил ожидаемую помощь от Константинополя, бывшего центром христианства. Князем в первую очередь руководили государственные интересы, так как он видел в них благоприятные последствия принятия христианства. Это было приобщение к высочайшей на то время культуре христианских народов, а значит, и к перспективе успешного развития своей культуры и государственности.

Крещение Руси и его значение заключается в том, что оно устранило противоречие многобожия, утвердило единую идеологию и способствовало усилению центральной власти и, как следствие, помогло образованию сильного государства. Власть киевского князя преобразилась и приобрела новый характер.

Как утверждают историки, Владимира потрясла христианская вера, ее четкость и последовательность исповедования, пышное убранство церквей, многоголосые песнопения и содержательные молитвы. Преимущество новой веры было в том, что она несла в себе иную обрядность и более последовательную и отточенную идею происхождения божественности власти, а также учила покорности и кротости.

Позитивные последствия принятия христианства были очевидны, поскольку произошло укрепление великокняжеской власти, осуществилась первая попытка защиты прав человека и частной собственности, а также произошло утверждение православной церкви и духовности в обществе. Например, с помощью христианской морали были укреплены семейные отношения, а кроме этого в новом свете рассматривались судебные разбирательства. Именно церковный суд рассматривал антирелигиозные преступления, а также нравственные и семейные нормы общества. Жизнь упорядочилась и стала культурнее, цивилизованнее. Этот период связывают с началом развития градостроительства, а также развитием новых ремёсел, например, ювелирного. Приход христианства способствовал строительству монументальных каменных храмов, таких, как в Киеве и многих других.

Распространение христианства на Руси способствовало формированию самосознания древнерусского общества. Принятие письменного свода законов («Русская Правда») было примером первого правового института в новом обществе. На Руси организовываются монастыри, например, Киево-Печерский, который стал центром культуры и просвещения на многие десятилетия. Именно здесь были написаны летописи, по которым мы можем судить о том далеком времени.

Крещение Руси и его значение заключается еще и в том, что монастыри стали отправлять изданные ими книги в выполняя функции первых типографий. Люди начали изучать библию, таким образом, распространялись не только новые но и росла грамотность населения. Последствия принятия христианства - это и то, что к Киевской Руси по-иному стали относиться в мировом сообществе. Это способствовало укреплению международных связей. Крещение Руси и его значение современные историки трактуют как важный шаг в удалении Руси от магометанства и язычества Азии, и сближение ее с передовой, христианской Европой.

Похожие публикации