Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как бороться со страхом наказания. Рабдофобия — боязнь наказания, лечение, причины. Почему мы боимся отвечать за свои действия

Полная (я,муж, дочка 5 лет и сынок годик). Мы придерживаемся воспитания без наказаний, все пытаемся доченьке объяснить, не наказывая. Все выходные проводим вместе с семьей . Все бы хорошо, но мы стали замечать, что у нее появился страх наказания. Если мы во дворе гуляем с соседями и их детьми и соседка ругает своего ребенка, то доченька моя подходит ко мне заплаканая и говорит: "а вы не будете меня наказывать?"... или в детском саду, воспитательница говорит, что доченька тоже часто к ней подходит заплаканая и говорит ту же фразу. Хотя и там ее не ругают, просто не за что, она очень послушная девочка (игрушки за собой убирает без нескольких повторов, быстро засыпает и т.д.). Что же нам делать? В чем может быть причина ее страха ? и как можно его коректировать? Заранее благодарим Вас за ответ.

Здравствуйте, Ирина! Причина может быть в появлении маленького братика. Дети часто чувствуют ревность и испытывают негативные чувства по отношению к своим младшим братьям/сестрам, но не могут в этом признаться и, понимая, что "так нельзя" , боятся наказания. Попробуйте поговорить с дочкой о том, что она хотела бы чтобы мама и папа любили только ее, что понимаете, как ей иногда хочется больше внимания. Дайте ей почувствовать, что не стали любить ее меньше. Если есть возможность, сходите на консультацию к детскому психологу , чтобы откорректировать ее состояние. Поощрайте дочку рисовать, в рисунках она сможет выразить то, что ее тревожит. Только воздерживайтесь от оценочных суждений, даже если содержание рисунков покажется Вам "плохим". Не стыдите ее, если иногда она ведет себя неправильно, по Вашему мнению, по отношению к брату. Стыд вызывает чувство вины, и отсюда - страх наказания. Всего доброго!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ирина. Не очень понятно из вашего письма когда появился этот страх и с чем он связан. Если он возник только в последнее время, то можно предположить, что это связано с появлением братика и некоторой вашей повышенной тревожностью. Обртите внимание на то как часто вы делаете замечания дочери, как вы ей объясняете (с чем связаны эти разговоры). Ее слезы могут говорить о накопившихся обидах и любое повышение голоса и замечание (например, в саду) вызывает их. Возможно она не чувствует справедливости в ваших объяснениях. Старайтесь прежде чем говорить свою, взрослую точку зрению на ситуацию понять детскую и сказать хотя бы несколько слов в поддержку дочери. Например, "я понимаю, что тебе хочется еще поиграть..... знаю как ты это любишь.....представляю как тебе интересно....., но завтра рано вставать....., давай договоримся.....". И еще обратите внимание на то, куда вы ставите акцент: на то, что получается у девочки,с чем она хорошо справляется, либо более ориетированы на замечания. Старайтесь обращать внимание даже на самые маленькие проявления ее успехов, уверенности, спокойствия. Находите "выгоды" того, что она старшая: спрашивайте чаще ее мнения, давайте делать выбор, советуйтесь. Хотя бы минимум времени в день уделяйте только ей (без братика), она тоже имеет на вас право. Чем вы сами будете более спокойны, уверенны, позитивны, тем быстрее доченька преодолеет тревожность и неуверенность. Всего вам доброго!

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0
Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов Татьяна Львовна Шишова

Страх наказания, крика и т. п

Страх наказания, крика и т. п

Тут, как говорится, «нет дыма без огня». Хотя вовсе не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!

Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о «врожденной интеллигентности»! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность - особенно сейчас, когда престижно быть «крутым» - как правило, вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания - разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение - показаны подвижные игры.

1. «Пятнашки»

.

Пятнающий взрослый может угрожать: «я тебе покажу!» «лови его!», а затем, незаметно подыгрывая ребенку, говорить с похвалой: «смотри, какой ловкий!», «надо же, никак не могу догнать!», «устал! сдаюсь!». Подвижные игры всегда вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение, легкий удар в игре в какой-то мере имитируют физическое наказание. Со временем можно усугубить этот момент, гоняясь друг за другом с пластмассовыми кеглями. Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и шутливо, может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.

Затем для пущего драматизма полезно, пригласив в игру еще нескольких детей, сделать страшные и комические маски. В маске ребенку труднее будет следить за водящим, поэтому игра потребует еще большей ловкости и находчивости.

2. «Жмурки»

Игра, предложенная А. И. Захаровым, для детей от 3 лет .

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т. е., выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Дети же должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук «у-у-у-у!». Тот, кто обнаружит себя раньше времени, либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Поймав «жертву», водящий, как и положено в «жмурках», должен опознать ее на ощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20–30 минут, чтобы каждый несколько раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

3. «Вышибалы»

Игра для детей 5–9 лет .

Это довольно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет десять-пятнадцать назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5–8 метров, пытаются попасть мячом в третьего, стоящего между ними, и тем самым «вышибить» его из игры. Если «вышибаемому» удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной «жизни» в компьютерных играх), и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда «вышибающие» все же попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается «заниматься ерундой»), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

4. «Сердитый утенок»

Игра для детей 4–6 лет .

Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).

Из книги Марихуана: мифы и факты автора Линн Циммер

5. Законодательство и наказания за правонарушения, связанные с марихуаной МИФПравонарушения, связанные с марихуаной, строго не наказываются. Лишь немногие нарушители законов о марихуане подвергаются аресту, и почти никто из них не попадает в тюрьму. Такое

Из книги История розги автора Джеймс Глас Бертрам

Глава XIV Корнелий Адриан и телесные наказания Рассказ о Адриане и его институте бичевания является замечательным эпизодом в истории сечения и проливает свет на ее тайны, открывая злоупотребления этим оригинальным способом покаяния. Самые значительные факты из истории

Из книги Душевный свет автора Лууле Виилма

Глава XIX Судебные и церковные наказания в Шотландии Хотя Шотландия не может гордиться такими отъявленными преступниками, как Тит Ват, которому мы посвятили несколько строк выше, все-таки применение здесь телесных наказаний в семнадцатом и восемнадцатом столетиях не

Из книги Все дыхательные гимнастики. Для здоровья тех, кому за… автора Михаил Борисович Ингерлейб

Глава XXI Наказания розгами в тюрьмах Тейлор говорит: Я думал, что тюрьма была школой добродетели, Домом для занятий и для размышлений, Местом для духовного воспитания и исправления! Тем не менее Смоллет не разделяет подобного взгляда в своем труде, где он описывает

Из книги Политическая преступность автора Чезаре Ломброзо

Глава XXXV Наказания в войсках Долгое время среди наказаний в войсках телесные занимали первое место. Древние римляне послужили примером для других наций, что мы ясно видим из сочинений Ливия, Полибия и Тацита. Большинство европейских народов производило в позднейшие

Из книги Преступный человек (сборник) автора Чезаре Ломброзо

Глава XLI Школьные наказания Царь Соломон сказал: «Кто пренебрегает розгой, тот враг своему сыну, тот же, кто любит своего сына, время от времени наказывает его», и этот афоризм постоянно оставался неоспоримым. Учителя постоянно считали розгу какой-то панацеей и не могли

Из книги автора

Глава I Телесные наказания у римлян – I В первобытные времена человек в глубине лесов был так же свиреп в припадке гнева, как и разнуздан при удовлетворении своего сладострастия; законодатель сумасбродный, судья пристрастный, тюремщик строгий и палач жестокий, он

Из книги автора

Глава II Телесные наказания у римлян – II У римского писателя Светония мы находим довольно подробное описание практиковавшихся в его время телесных наказаний рабынь в домах патрициев. Из этого рассказа, который мы переводим полностью, читатель увидит, с какой утонченной

Из книги автора

Глава III Телесные наказания у римлян – III

Из книги автора

Глава IV Телесные наказания у римлян – IV

Из книги автора

Глава XXI Телесные наказания в США и Голландии Негры Северо-Американских Соединенных Штатов имеют плохую репутацию. В негре соединилось смешное с грустным, это – особа комичная и напыщенная, говорящая на странном английском языке и поющая неблагозвучные песни. Конечно,

Из книги автора

Глава XXV Телесные наказания в современное нам время Про императора Вильгельма недавно рассказывали во французских газетах следующий анекдот: император присутствовал в своей трибуне на скачках; свежий, одетый в прекрасно сшитый мундир, окруженный блестящей свитой из

Из книги автора

Страх страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона

Из книги автора

От первого крика до последнего вздоха… Такова уж общая черта человеческой натуры – не обращать никакого внимания на предметы и явления близкие и привычные, как бы они не были важны. Отношение людей к собственному дыханию выступает почти абсолютным доказательством

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Наказания 1) Юридические основы понятия о политическом преступлении. Процесс эволюции этого понятия выясняется предшествующим историческим очерком. Вначале, когда право отца семьи было перенесено на вождя племени, то этот последний в награду за свои заботы об

Детские страхи вызывают самые различные реакции у взрослых, начиная от негативной реакции до полной паники. Некоторые родители совершенно не реагируют на фобии ребенка, а другие начинают водить детей по врачам, «пичкая» чадо успокоительными препаратами и проводя сеансы психотерапии. Есть такие родители, которые начинают ругать и наказывать ребенка за каждое проявление страха, считая это проявлением малодушия или желанием привлечь к себе внимание.

По статистике только малая часть родителей правильно реагирует на детский страх и обращается к психологу. А именно этот вариант является самым правильным. Так как игнорирование детских фобий может привести к развитию невроза, который может потребовать серьезного лечения.

Работа психолога с детскими фобиями в самом начале их появления может полностью искоренить проблему.

Даже если родителям показалось, что страх ребенок пережил и «перерос» самостоятельно, позже могут появиться тяжелые последствия.

Суть детских страхов

Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема восприятия обусловлена богатым детским воображением.

Смысл страхов в большом количестве проблемных и страшных ситуаций, которые активно обсуждают взрослые: пожары, убийства, похищения. Ночные страхи часто бывают вызваны просмотром фильмов ужасов. Часто взрослым кажется, что ребенок не обращает внимания на взрослые разговоры или выбранные вами телепередачи.

Но это далеко не так. Ребенок, словно мягкая губка, впитывает в себя информацию взрослых. Но он не всегда может отличить правду от вымысла поэтому в его мозгу выдуманная ситуация может иметь вполне реальные очертания и эмоционально выразиться в виде страхов.

Причины возникновения детских страхов могут быть достаточно глубоки:

  • Излишняя информатизация детей. Дети получают огромное количество информации: из образовательных организаций, с улицы, из интернета, телевидения и т.д. Слабая аналитическая способность мозга рисует совершенно непредсказуемые картинки и сочетания, которые могут вызывать страх.
  • Гиперопека родителей. Особенно это касается городских детей, которые не имеют определенных навыков самостоятельной деятельности. Любой момент одиночества и самостоятельности может сопровождаться картинками ужаса в их мозгу, что весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
  • Нехватка времени взрослых на полноценное общение с ребенком. На первый взгляд эта распространенная ситуация кажется безобидной. Но нужно помнить, что если не общаться с ребенком, расставляя по местам умозаключения и домыслы, то эти самые элементы могут поменяться местами. Причиной страха очень часто является отсутствие теплых эмоциональных отношений в семье.
  • Еще одной проблемой современных детей является гиподинамия. Дети, не получающую высокую физическую нагрузку более подвержены страхам. Это вполне объясняется физическим воздействием на нервную систему. Физические нагрузки усиливают иммунитет к психическим травмам.
  • Доминантное поведение матери также может быть причиной появления детских фобий. Агрессивное доминирующее поведение матери вызывает массу негативных эмоций у ребенка, включающих страхи.
  • Ссоры и конфликты в семье. Такое поведение взрослых всегда пугает детей. Если к постоянному напряжению ребенка прибавить детскую фантазию, то появление страха является вполне объяснимым.

Диагностика страхов

В работе психолога диагностика страхов является важным компонентом. Но важно не только установить факт страха, но и понять его причины. Без знаний этиологии нельзя излечить ни одну болезнь.

Сама диагностика страхов не вызывает труда у психологов. Диагностических методик множество. Самыми распространенными являются: рисование страхов, лепка, составление сказки, беседы с ребенком.

Эти методы выявляют страх одной из групп:

  • «немой страх», когда ребенок отрицает наличие проблемы, но сам страх является очевидным: страх собак, насекомых, чужих людей и т.д.;
  • «невидимки» — страхи, которые осознаются ребенком, но отрицается родителями.

Самыми распространенными страхами в детском возрасте являются:

  • Страх быть наказанным: ребенок боится наказания фактически при любой оплошности или ошибке, включая испачканную одежду, замечание учителя или плохую отметку, поломанную вещь. Этот страх свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений. Родителям, чьи дети испытывают этот вид страха, нужно задуматься о стиле взаимодействия с ребенком, пересмотреть отношения, пока проблемы не зашли слишком глубоко.
  • Страх крови. Многие дети начинают панически кричать при виде ссадины или ранки. На самом деле дети кричат не от боли, а при виде крови. Страх крови присущ и многим взрослым. Глубинные причины страха крови ведут к тому, что при виде крови ребенку может показаться, что кровь может вытечь вся и ребенок умрет. Таким образом, страх крови близок по своей сути страху смерти.
  • Страх смерти родителей. Очень часто этот страх порождают сами родители, упрекая детей в несамостоятельности и никчемности. Если в семье часто звучит фраза: ты без нас ничего сможешь, то ребенок начинает бояться одиночества. Особенно если оно связано именно со смертью родителей.
  • Страх перед животными, особенно собаками. Этот страх может иметь перед собой конкретную историю, когда ребенок мог быть напуган животным. При этом собака могла не кидаться на него, а просто быть рядом и страх был ситуативным. Например, пес громко гавкнул, и ребенок испугался от неожиданности. Или просто близко подошел к ребенку. Есть случаи, когда ребенок увидел горящие в ночи глаза кошки или собаки, и это вызвало его страх. Очень часто подобные страхи провоцируют родители. Например, мама с ребенком, показывая на проходящего мимо пса с хозяином, может констатировать: «не будешь слушаться – собачка тебя укусит». Стоит ли говорить о разумности подобных высказываний.
  • Страх темноты. Эта фобия относится к категории возрастных страхов, присущих детям дошкольного возраста. Основан он больше на фантазии ребенка, чем на фактах после большого количества прочитанных (просмотренных) сказок с волшебством и определенным набором персонажей. Нужно понимать, что дети воспринимают сказку, как особую реальность, поэтому вполне возможно в его понимании существование героев сказок в собственной комнате.

Очевидно, что даже если ребенок не говорит родителям о своих страхах, то фобии все равно имеют место быть. Фобии могут протекать бессимптомно, если родители не заостряют внимания на детских страхах, не культивируют их и не считают нужно корректировать это стояние. Однако в этом случае, ребенок можно внутренне глубоко переживать страх. А невозможность проявления эмоций окажет ещё более глубокий негативный след на психике ребенка.

Неправильным является и культивирование детских страхов. Излишняя впечатлительность родителей при переживании детского страха только усилит проявление фобии.

Порой случаются ситуации, когда страхи на детей проецируют родители. Так мама со страхом пресмыкающихся или земноводных обязательно передаст подобную фобию ребенку. А папа-подкаблучник, опасающийся скандалов супруги по каждому поводу, подсознательно передаст сыну страх наказаний.

Как ни парадоксально, причина любого страха коренится в страхе смерти, но страх же и помогает нам выжить. Никому не надо объяснять, что такое страх, но у страха много лиц. Только увидеть под маской вины, обиды, ненависти, гнева, ревности, зависти, лжи страх бывает непросто. Но увидев его, приходит ясное понимание других и себя.

Люди, которые причинили нам страдание, были такими же запуганными, как вы сейчас. Страх - это недостаток доверия в нас к другим. Из-за него мы не доверяем жизни. Мы вынуждены осуществлять жесткий контроль. Очевидно, это и есть причина нашего страха: не всё поддается контролю. Страх ограничивает возможности нашего сознания. Люди постоянно боятся заболеть, потерять крышу над головой и т. д.”. (Луиза Хей)

Чтобы побороть страх, необходимо увидеть причины страха, и отсеять те из них, что имеют иррациональные корни. Наберемся смелости и посмотрим в лицо страху. Он не так страшен вблизи...

Преодоление страха невозможно без "опознания" страха. Вы удивитесь, когда увидите под какими масками прячутся страхи человека:

Стыд - это страх наказания, страх одиночества , страх быть отвергнутым. Одновременно с чувствами стыда и страха у человека появляется также и чувство вины - либо перед окружающими его людьми, либо перед самим собой.

Вина это страх быть ненужным, страх быть исключенным, страх потеряться, страх умереть в одиночестве, забытым. Легко совершать подвиги, когда это все видят. Страшно умереть оклеветанным, обвиненным, виноватым. Еще страшнее, когда у человека нет возможности оправдаться или как бы искупить вину, доказать, что он не виновен. Человеку страшно умирать в вине. Страх быть забытым, страх исчезнуть, страх быть исключенным. Вина – это страх быть ненужным никогда и никому.

Ложь – это страх наказания себя другими или самим собой. Ложь – это форма психологической защиты, возникающей из-за отсутствия доверия. Причина лжи - болезненное стремление к самоутверждению. Хотеть быть хорошим - что может быть приятнее?

Обида - это страх, что наши потребности не будут удовлетворены, страх чувствовать доверие жизни, страх потерять контроль, страх неизвестности, страх отказаться от стереотипного мышления, страх взять ответственность за свою жизнь и за свое благополучие в свои руки.

Злость – это страх бессилия из-за угрозы индивидуальности. Злость появляется когда возникает угроза нарушения границ: физических (ударили, украли, заболел и т. д.), эмоциональных (обидели, не поняли, предали, унизили, обманули, зло критиковали и т. д.), духовных (навязывание ложных духовных ценностей).

Гнев и страх – это оборотные стороны одной медали. Гнев - это страх, превратившийся в защитный механизм. В первую очередь гнев – это страх боли: страх перед физическим вредом, страх перед потерей контроля, страх от последствий своего поведения, страх потери статуса и так далее.


Ревность – это страх потери контроля над ситуацией, страх потери человека или людей, которые помогают самоутвердиться, страх потери уверенности в себе.

Ненависть – это страх отсутствия любви . “Ненависть - это полярная противоположность любви, в том же смысле, как болезнь полярно противоположна здоровью. Если ты кого-то ненавидишь, сначала ты должен многими способами ранить собственную душу; ты должен наполниться ядом, прежде чем выбросить его на других ”. (Ошо)

Зависть – это страх быть недостойным, страх унижения и одиночества.

Презрение (отвращение) – страх оказаться причастным к тому, что человек презирает, страх потери уважения и признания обществом, страх потери собственного достоинства; непонимание себя, страх обладать самому негативными качествами другого.

Чтобы знать, как избавиться от страха, недостаточно разглядеть маски страха, нужно еще и понять почему происходит искажение страха в другие чувства и эмоции. Ведь цена страха - "беспричинная" неотступная тревога. Признавая наличие страха, вы разрушаете власть страха, но должны признать причину проблемы в себе. Горькая правда заключается в четырех истинах.

Во-первых, человек оказывается не в безопасности, он чувствует угрозу своему физическому и, в особенности, психическому благополучию, спокойствию, чего не было раньше, когда он закрывал глаза на страх.

Во-вторых, он уже не может винить других, ему придется осознать свои негативные эмоции, не одобряемые стереотипами общества, и принять себя со всеми недостатками, понимая при этом, насколько все это естественно и нормально.

В третьих, он должен отказаться от идеализации (признать не только их достоинства, но и недостатки) ценных для него людей и объектов.

В четвертых, позволить себе делать выбор согласно своим потребностям, а не выбору значимых для него людей, даже с риском потерять их благосклонность и любовь. Rating 5.00 (2 Votes)

СТРАХ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ

Нерешительность в различных областях может объясняться опасением совершить ошибку. Ошибкой можно считать результат некоего действия, когда оно ведет к нежелательным последствиям (или не приводит к столь сильно желаемой цели). Ошибка в этом смысле происходит от недоучета многих факторов при принятии решения, от недостатка опыта, от массы внешних воздействий (от сопротивления среды).

Конечно, никогда нельзя до конца учесть все аспекты своего выбора и все обстоятельства момента, которые могут влиять на результат поступка. То есть возможность ошибки заложена в поступке изначально. Однако некоторые люди (особенно относящиеся к ЛИЧНОСТЯМ С НАВЯЗЧИВОЙ СТРУКТУРОЙ) будут тщательно отмеривать и проссчитывать свои решения – так и не решаясь порой на окончательный выбор.

Однако, как утверждает Альфрид Лэнгле, „самая большая ошибка как раз и состоит в том, что человек из-за страха перед ошибками не делает вообще ничего, тем самым лишая себя многого из того хорошего и ценного, что может принести ему жизнь“.

Для людей тщеславных, обуянных гордыней опасение или нежелание совершить ошибку будет гораздо менее выражено, чем страх признать ошибку, поскольку это признание будет равносильно тому, что человек признает свою несостоятельность. Мы подробнее рассмотрим это в следующем параграфе.А здесь хотелось бы привести слова Эриха Фромма, говорящего о том, как трудно бывает человеку признать свою ошибку:

„Большинство людей оказываются несостоятельными в искусстве жизни не потому, что они плохо приспособлены или слабовольны, что они не могли бы вести лучшую жизнь, но потому, что они не пробуждаются и не видят, когда они стоят на распутье и должны принять решение. Они не замечают, когда жизнь задает им вопрос и когда они еще имеют возможность ответить на него так или иначе.

С каждым шагом по ложной дороге им становится все труднее признать, что они действительно находятся на неправильном пути. И часто это случается только потому, что дальше они должны были бы согласиться с необходимостью вернуться к тому месту, где был впервые сделан неверный поворот, и примириться с напрасной тратой энергии и времени“.

СТРАХ СТАТЬ ВИНОВАТЫМ

Человек избегает принятия определенных решений, отказывается от определенных выборов, именно стремясь избежать столкновения с переживанием ВИНЫ .

Самообвинения – эти звучащие из недр совести (суперэго) голоса строгих родителей или других угрожающих и наказывающих взрослых - могут быть более "страшным" наказанием, чем реальные наказания. Человек нередко боится укоров собственной совести даже больше, чем быть подвергнутым осуждению со стороны других людей. Поэтому страх самообвинений удерживает человека от совершения поступков, которые он (точнее, его наказывающая совесть) считает дурными, предосудительными и недопустимыми.

Так, человек, ощущающий свою ответственность за эмоции других людей, может опасаться стать виновным в том, что кто-то вследствие его поступка будет расстроен или будет чувстсвовать себя несчастным. В действительности каждый сам несет ответственность за свои эмоции, за собственную реакцию на события, которые с ними происходят. Однако важно отличать случайно нанесенную обиду от намеренно нанесенной В последнем случае, вина, конечно будет лежать на обидчике.

Часто бывает так, что ребенку рано прививается комплекс вины, чтобы родители могли легче управлять (по сути - манипулировать) ребенком. Даже став взрослым, человек продолжает носить в себе груз вины, который мешает ему отвечать на обращения со стороны бытия - то есть быть свободным и ответственным, адекватно общаться с другими людьми.

Серен Кьеркегор предупреждает, что признание себя кругом виноватым может отнять у человека свободу. И правда, если человек настолько несостоятелен и плох, то он “НЕ ДОЛЖЕН” делать то-то или то-то - по меньшей мере, предпринимать что-то важное. То есть, своими самообвинениями человек ограничивает себе свободный выбор из тех возможностей, которые предоставляет ему его бытие.

СТРАХ НАКАЗАНИЯ

Подспудное чувство вины, готовность ощущать свою виновность лишают человека мужества, делая его трусливым на путях его бытия. Человек, "признавший" свою вину, соглашается, тем самым, быть наказанным. И в этом случае не только и не столько неопределенность будущего будет пугать человека, стоящего перед выбором и решающим, как поступить, сколько именно боязнь наказания за его решение.

Наказание, которого опасается человек с тревогой ответственности, может лежать в различных сферах, которые наиболее важны для человека и по поводу которых он испытывает тревогу.

Так, человек, преимущественно живущий в модусе обладания, может опасаться потери чего бы то ни было для себя важного. Сюда могут относиться как материальные, так и нематериальные вещи, которыми человек владеет (или думает, что владеет). Это может быть имущество, должность на работе, статус в некой группе. Это может быть также „хорошее отношение“ со стороны других людей, и вообще – сохранение статуса кво в отношениях со значимыми другими людьми. Люди зависимые особенно опасаются потери покровителя. Отсюда - боязнь обидеть своего ближнего, своего "патрона".

Для многих нет худшего наказания, чем ОСУЖДЕНИЕ поступка со стороны значимых людей. Даже их молчание может быть страшнее, чем крик или рукоприкладство, поскольку молчание (как отражение игнорирования) может пробуждать в человеке страх смерти, исчезновения. Ведь игнорирование, когда человека как бы не замечают, может означать для него, что ему показывают: "ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ!".

Физическое наказание (особенно актуально в детстве, когда родители слишком усердно пытаются сделать ребенка „удобным“ и „правильным“.

Конечно, страх „получить по морде“ также может удерживать человека от определенных поступков или высказываний.

Человек может опасаться и материальных санкций со стороны своего ближнего. Например, страх лишиться наследства. Или, например, опасение, что супруг или супруга могут "оттяпать" себе долю имущества, может существенно влиять на стиль поведения человека (то есть на принятие им определенных решений). Или школьник, которому отец может сократить карманные деньги, будет сдерживать себя, поступая, может быть, вопреки своим истинным потребностям.

Я уверен, что масса специфических фобий имеет своими корнями страх наказания при тревоге ответственности. Так, одна моя пациентка, страдающая арахнофобией (страх перед пауками), "заработала" эту напасть, когда в наказание за ее проступки отец запирал ее в туалете, в котором водились большие мохнатые пауки. До сих пор перед серьезным решением эту женщину буквально бросает в пот от того, что перед ее глазами возникают образы этих пауков.

Опасение санкций со стороны государства также существенно модулирует поведение человека. Так, осознавая свою причастность к происходящему, человек может захотеть выразить свое мнение или протест против царящей в обществе несправедливости. Однако страх подвергнуться преследованиям или наказанию (будь то штраф или лишение свободы) будет удерживать многих от ответственного и честного поступка.

Таким образом, страх наказания существенно уменьшает решимость человеку брать на себя ответственность - то есть принимать авторскую позицию, становясь ПРИЧИНОЙ перемен в своей жизни, свободно осуществляя выборы из существующих возможностей.

Возможно, именно страх наказания внешнего (со стороны других людей) приводит человека с тревогой ответственности к столь мучительным самонаказаниям. Функция этих самонаказаний человеком подсознательно видится в том, что они как бы должны защитить его от наказаний внешних. Человек как бы говорит миру всем своим видом и поведением: „посмотрите, я уже себя наказал, оставьте меня в покое“ (типа „расстреливать два раза приказы не велят“ – как пел Высотский).

Самонаказания (а к ним могут относиться как душевные самоистязания, так и физические самоповреждения) вызывают, конечно, боль (душевную или физическую). Но подспудно человек терзается мыслью: „а достаточно ли сильно я себя наказываю?“.

Хотелось бы упомянуть еще один аспект наказания в связи с тревогой ответственности и переживанием чувства вины. Вот что пишет об этом Вадим Зеланд (может быть - на первый взгляд - и несколько парадоксально):

"Чувство вины обязательно порождает сценарий наказания, причем без ведома вашего сознания. В соответствии с этим сценарием, подсознание приведет вас к наказанию. В лучшем случае вы порежетесь, или получите легкие ушибы, или появятся какие-то проблемы. В худшем может быть несчастный случай с тяжелыми последствиями... Чувство вины, даже самое слабое и глубоко запрятанное, открывает подсознательные ворота для наказания; если я испытываю чувство вины, значит потенциально соглашаюсь, что грабитель или бандит имеют право на меня напасть, а поэтому я боюсь".

СТРАХ ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ

В результате поступка может быть затронута гордость – если, например, человек страшится пережить неуспех, а успеху он приписывает непропорциональное значение для укрепления чувства собственного достоинства.

В общих чертах, своим поступком (неудачной попыткой добиться успеха) человек может показать как себе, так и другим людям, что его потуги „не быть собой“, то есть соответствовать некоему ИДЕАЛЬНОМУ Я, оказываются несостоятельными. И тогда всем будет видно „истинное лицо“ человека (по сути, конечно – его ПОДЛИННОЕ Я), которое он всеми силами хочет скрыть. Ведь человек, стремящийся соответствовать требованиям своего ИДЕАЛЬНОГО Я, живет не свою жизнь, а жизнь иллюзорных требований своего тщеславия (своей гордыни).

Ущербленная гордость будет осуждать человека как самый неумолимый судья и самый строгий обвинитель вместе взятые. При этом человек будет подвержен лавине чувств, простирающихся от вины до стыда.

Человек будет беспощадно обвинять себя за то, что ему не удается добиться желаемых результатов, и мучительно стыдиться и ненавидеть себя подлинного – потому что его ПОДЛИННОЕ Я не соответствует тому идеальному образу самого себя, которого он „достоин“, тому „высокому идеалу“, к которому человек стремится.

К чрезмерной гордыне относится и уверенность в собственной ответственности за счастье и благополучие других людей.

„Человек, который считает себя ответственным за счастье другого, постоянно чувствует себя виноватым по отношению к другому, - пишет Лиз Бурбо, - он то и дело оправдывается, очень боится обвинений, поскольку сам уже в достаточной степени обвиняет себя в том, что не совсем правильно поступает по отношению к другому. Он часто держится настороже. Он считает, что его обвиняют, хотя в действительности другой человек лишь высказывает мнение. Он очень зависим от счастья другого - оно ему необходимо для его собственного счастья. Таким образом, он относится к тем людям, которые ищут физической зависимости, пытаясь заполнить свой эмоциональный голод“.

Счастье, как мы еще это увидим, может прийти только из внутреннего мира человека – то есть не может свалиться на него с неба, не может быть ему подарено. То, что делается для человека другими людьми, может быть лишь иллюзией счастья. Поэтому, полагает Лиз Бурбо, ответственно давать другим людям возможность взять на себя ответственность за свои обязательства и за удовлетворение собственных потребностей - тем самым можно способствовать и собственному росту, и развитию других людей.

Конечно, некоторые люди нуждаются в нашей поддержке, уходе или даже опеке. К этим людям относятся маленькие дети, а также тяжело больные люди. „Мы можем помогать в любое время при условии, что человек принимает нашу помощь, - подчеркивает Лиз Бурбо, - мы должны помогать по мере возможностей всем тем, кто просит нас о помощи; это то, что мы называем человеческим милосердием. Когда человек просит нас о помощи, мы знаем, что это - всегда подходящий момент, чтобы оказать ему помощь“.

Главное – не переусердствовать в своей поддержке, не задавить собственную инициативу и не затронуть самолюбие (чувство человеческого достоинства) того, кому помогаешь. В любом случае – прежде чем навязывать свою поддержку, необходимо спросить человека, а нужно ли ему это, и готов ли он принять помощь.

Отказ другого человека принять помощь гордецы переживают особенно болезненно. В этой связи Лиз Бурбо отмечает: „Если мы чувствуем, что не сможем принять этот отказ, то это означает, что мы не готовы оказать ему помощь. Это неподходящий момент, ибо у нас слишком много ожиданий. Мы слишком властны и навязчивы“.

СТРАХ УСПЕХА

„Вполне естественно, что дети превосходят своих родителей,
так же как ученик превосходит своего учителя“
Лиз Бурбо

Человек с гипертрофированным чувством ответственности за хорошее душевное самочувствие других людей, может ощущать себя виноватым за собственные успехи, ставящие его выше других людей или дающие ему иные преимущества по сравнению с окружающими. При этом человек забывает (или не позволяет себе понять), что он может быть виноват лишь в том случае, когда его успех ЗАВЕДОМО достигается за счет неблагополучия другого человека и ему в ущерб!!! То есть, если человек имеет намерение достичь успеха или других преимуществ, ущемляя интересы других людей, иными словами, действуя против ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ .

Но, так или иначе, ощущение своей вины за собственную большую успешность (будь это в отношение своих родителей – что встречается нередко - или сослуживцев, друзей, знакомых, а то и просто „остальных людей“) может приводить к тому, что человек будет стараться меньше выделяться из общей массы, чтобы не превосходить тех, кого ему жалко. Так, даже собственное счастье может казаться человеку чем-то предосудительным, если его мать всю жизнь была несчастна и осталась совсем одна.

Однако избегание собственного успеха – безответственно, потому что идёт в ущерб РОСТУ. Кроме того, как мы уже говорили, никого мы не можем сделать по-настоящему счастливыми, кроме как самих себя. Каждый человек в ответе за свое счастье.

СТРАХ СТОЛКНУТЬСЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ

Каждое решение, принимаемое человеком, уменьшает (точнее, ограничивает) степень его свободы в следующие моменты.

Во-первых, своими поступками человек создает определенный набор последствий, с которыми ему придется столкнуться в будущем (в ближайшем или в отдаленном). Эти последствия будут вплетаться в МАТРИЦУ СУДЬБЫ человека, задавая ему определенные рамки, в которых и будет возможно его бытие, а значит, и его свобода. Конечно, при определенных обстоятельствах эти рамки могут быть очень узкими, вплоть до того, что человек ощутит существенное ограничение возможностей для дальнейших выборов.

Самый простой пример - выбор пути в незнакомых горах. Определенные направления могут приводить человека к отвесным скалам, к обрывам и пропастям. Или человек, обманывающий других, загоняет себя рано или поздно "необходимостью" все новой и новой лжи в тупик, из которого, кажется, нет выхода.

Второй вариант - уход в прошлое тех возможностей, которые человек (по той или иной причине) не выбрал. То есть, то, что раньше было еще возможным, оказывается больше недосягаемым. На новых этапах приходится выбирать уже из других возможностей.

Далее, человек, решившийся на определенную стратегию своего поведения и взявший на себя ответственность за свои поступки, оказывается как бы "вынужденным" придерживаться своей линии - и соответственно осуществлять выборы из тех возможностей, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей. Но в последнем случае, конечно, нельзя говорить об ограничении свободы в прямом смысле. Речь здесь идет именно о свободном выборе своего ПРОЕКТА (см. СВОБОДА).

СТРАХ ПЕРЕЖИТЬ ЧУВСТВО ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

Итогом свободного и ответственного решения человека всегда будет столкновение с осознанием своего ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА - то есть с осознанием того, что в мире нет никого, кто мог бы взять на себя ответственность за жизнь и судьбу человека. Человек - только один в огромном мире людей, кто может осуществить выбор, совершить поступок, и взять на себя за него ответственность. И этого не избежать никогда! Даже если человек отказывается от определенного выбора - ответственность за это решение все равно лежит только на нем ОДНОМ.

Другой аспект в этой связи - страх быть оставленным значащими людьми, которые могут быть затронуты поступком (или словом) человека. Тут страх одиночества пересекается с рассмотренным выше СТАХОМ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ.

Похожие публикации