Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


17.


18.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:


20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.


25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы


27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

Историческая справка о маршруте

Екатерининским трактом называют знаменитую дорогу из Москвы в Сибирь, проходящую через Владимир, Урал и далее. По ней уводили ссыльных в Сибирь, доставляли товары (даже из Китая), по ней шло войско Ивана Грозного брать Казань.
Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Маршрут начинается от Переславля-Залесского из поселка Ям.

Дальше наш путь пройдет через места, где некогда было село Самарово, в котором до наших дней сохранились лишь остатки кирпичной церкви.
Село куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном. До 1558 года село Самарово Никитского стана было во владении Ивана Ивановича Брюхова. В этом году Иван Грозный отдал село в вотчину Данилову монастырю, во владении которого состояло до секуляризации 1764 года. В Смутное время при нашествии поляков часть самаровских крестьян была привлечена ими к осаде Троице-Сергиева монастыря, причём некоторые были убиты, а оставшиеся дома погибли от тех же поляков. «То село, - говорится в дозорной книге 1609 года, - воры литовские люди выжгли, а крестьян высекли 74 человека». От пожара осталась деревянная церковь да 5 дворов бобыльских, после убитых крестьян хлеб в гумнах и с поля увезли весь русские ратные люди, а жёны и дети убитых крестьян по миру разошлись без вести. Одного крестьянина силой захватил помещик Михайло Федосеев и посадил в своём поместье. Остальные оставшиеся в живых крестьяне разошлись. К 1627-28 годам село восстановилось. В 1558 году в Самарове уже значится церковь святых праведных Иоакима и Анны. В 1773 году церковь сгорела и вместо неё построена в том же году новая деревянная церковь также во имя святых праведных Иоакима и Анны. В 1814 году вместо деревянной церкви построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: в холодном во имя святых праведных Иоакима и Анны, в приделе тёплом во имя святого Николая Чудотворца
Источник:
www.wikipedia.ru
После урочища Самарово мы окажемся во Владимирской области. Село Рюменское (мы обогнем по обводной дороге) – одно из древних в районе. В центре села находится православная Тихвинская церковь Иконы Божией Матери.
Известно, что великий князь Василий Васильевич в 1468 году завещал село княгине Марии Ярославне. С того времени и до конца XVII века село Рюменское было в числе дворцовых сел. В 1688 году село пожаловано боярину Ф.П. Салтыкову и переходило по женской линии сначала к князю кесарю И.Ф. Ромадановскому и затем графу Головкину. В 1742 году отобрано в казну и вскоре пожаловано императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину. О селе Рюменском к тому же известно, что к 1870-м годам в нем «число жителей 410, 63 двора, церковь, к селу примыкает 6 деревень. Кроме хлебопашества жители занимаются деланием деревянной посуды». Кирпичная Тихвинская церковь построена на средства местного помещика Шубина в 1806 – 1808 годах на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана.

se16 wrote in May 30th, 2012

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом

Сибирский тракт - это сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь. Он имеет множество названий. Среди них:
- Московско-Сибирский тракт.
- Большой тракт.
- Московско-Иркутинский тракт.
- Главный Сибирский почтовый тракт.

Окончание этого пути обозначено ветками на Кяхту и Нерчинск. Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния по ее экватору.

Необходимость создания

На протяжении довольно долгого периода сообщение между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по раздельным речным путям. Связано это было с отсутствием дорог.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами.

Начало строительства

12 (22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Указ оставался на бумаге.

Еще при Петре Первом добраться из Москвы до Китая можно было лишь с помощью множества сухопутных маршрутов, водных путей и волоков. Лишь в 1725 г. в Китай была отправлена делегация, которую возглавлял граф Савва Рагузинский Владиславович. В результате проведенных ею переговоров в 1727 г. состоялось подписание Буринского договора. Это соглашение установило границы государств неподалеку от будущего поселения Кахты. Был также подписан и Кахтинский договор, который определил торговые и политические отношения между странами. И, наконец, в 1730 году Россия взялась за строительство новой дороги, которую назвали Сибирский тракт. Работы были закончены к середине 19 века.

География

Сибирский тракт - самая длинная дорога того времени, которая связала воедино две разных части света. Но при этом сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким путем, соединившим центральную часть Российского государства с его восточными окраинами.

Построенный Сибирский тракт где находится на карте Руси? Его нить берет начало от самой Москвы, далее направляется в Муром, проходит через Козьмодемьянск и Казань, Осу и и и Тобольск, Тару и Каинск, Колывань и Енисейск, Иркутск и Вернеудинск, а также Нерчинск. Конечной его точкой является г. Кяхты. Таким образом, Сибирский тракт тянется через Сибирь к границам Китая.

В начале 20 века этот сухопутный маршрут несколько изменился. Если взять карту того времени, то на ней Сибирский тракт находится несколько южнее Тюмени. Он пролегает через Ялуторовск и Ишим, Омск и Томск, Ачинск, а также Красноярск. Далее он тянется до Иркутска и совпадает с прежним маршрутом.

Однако к концу 19 в. Сибирский тракт - одна из самых длинных дорог в мире - стал не способен удовлетворить все возрастающие транспортные потребности Российского государства. Именно поэтому правительством было приняло решение о сооружении Транссибирской железнодорожной магистрали.

Строительство населенных пунктов

Вновь созданный Сибирский тракт требовал определенного обустройства. Для этого на всей его протяженности строились населенные пункты. Причем села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги. Окраины притрактовых населенных пунктов располагались на расстоянии одного-двух километров от центра.

Для того чтобы улицы были более компактными, дома ставили к дороге наиболее узкой стороной. Центральная же часть такого населенного пункта, находящаяся возле церкви, как правило, расширялась за счет улиц, которые шли параллельно сухопутному маршруту.

Освоение территории

Сибирский тракт стал основной причиной заселения ранее малообжитых мест. Правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт - это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и вольные переселенцы. Они приезжали из разных районов Сибири и России.

По мере развития сухопутного маршрута рос и приток в эти места переселенцев. Постепенно данные территории стали в Сибири наиболее обжитыми. Люди, переселившиеся сюда, имели правительственные льготы. На два года они были освобождены от всех существующих в те времена повинностей, кроме подушной.

Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, провозки военных и т. д. Подобные повинности в 40 раз превышали расходы тех же крестьян, проживавших в Российских губерниях.

Почтовое сообщение

Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России еще для одной цели. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать государственную почтовую службу. Строительство дороги уже в скором времени оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в 1734 г. - еженедельно, а спустя два десятка лет - через каждые три-четыре дня.

С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций. Доставка отправлений при этом осуществлялась ямщиками или крестьянами.

Кандальный путь

Сибирский тракт - сухопутный маршрут, где помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. Первые из них были построены в двадцатых годах 19 в. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по своему пути, разбитому на 61 этап. Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д.

Сибирский тракт - это где заключенные после двух дней пути по маршруту могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Служили для этих целей и этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Расстояние в 25-30 верст за два дня преодолевали тюремные обозы, в составе которых порой бывали и подводы, перевозившие домашнее имущество. Иногда в пути следования арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мертвого».

За период с 1783 по 1883 гг. по маршруту Сибирского тракта прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Были среди них и политические бунтари. Например, в 90-х годах 18 в. по этой дороге дважды доставляли А.Н. Радищева, являвшего основоположником отечественного самиздата.

Торговый путь

Построенный из Москвы до Китая тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения. На протяжении этого сухопутного маршрута действовали крупные ярмарки - Макарьевская и Ирбитская. Также благодаря тракту осуществлялись постоянные обмены товарами между разными регионами. Например, в Казанской губернии появились богатые баи, которые открывали неподалеку от дороги свои фабрики.

Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года.

Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства.

Восточную часть сухопутного маршрута, находящуюся в Сибири, называют «Великим чайным путем». По нему шли караваны, доставлявшие из Китая чай. В России в конце 18 в. даже появилась новая компания «Перлов с сыновьями». Она торговала чаем, доставляя его во все регионы империи.

Состояние дороги

Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов.

Восточнее Томска тракт проходил по холмистой местности, но также был в крайне неудовлетворительном состоянии. Оно также вызывало нарекания со стороны путешественников, число которых постоянно возрастало. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога на протяжении тысячи километров была средством для надежного и дешевого сообщения. Поначалу ее выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду.

Тракт в наши дни

Московско-Сибирский сухопутный маршрут имел огромное государственное значение на протяжении практически полутора веков. Однако после открытия в 1840 годы пароходного речного движения, а также прокладки в 1890 г. в этих краях железной дороги, его использование стало осуществляться в меньших масштабах. Экономический рост России увеличил транспортные потребности страны. Это привело к решению о начале строительства Транссибирской магистрали. После его завершения в 1903 г. медленная караванная торговля перешла на новые рельсы.

Сегодня на прежнее южное ответвление Сибирского маршрута почти целиком накладывается дорога в сообщении от Казани до г. Малмыжа, а далее на Пермь и Екатеринбург. При этом бывший Сибирский тракт практически полностью реконструирован и на сегодняшний день является магистралью высшей категории. За пределами современной трассы остался, например, участок от Зура до села Дебёсы, степень сохранности которого различна. Активно используется для местных нужд лишь один его отрезок. Это маршрут от Сюрногута до Дебёсов.

На дороге Казань-Пермь имеются и другие участки Сибирского тракта, которые оказались вне границ новой автомагистрали. Их состояние различно. Одни из ранее проложенных путей поддерживаются в хорошем состоянии и используются в перевозках местного значения, другие же полностью выведены из оборота и в настоящее время зарастают.

Музей

В 1991 г. в селе Дебёсы открылся уникальный комплекс. Это музей тракта. Его основная цель заключается в сохранении памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в 18-19 вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России.

Располагается музей в здании, построенном в 1911 г. купцом второй гильдии Муртазой бай Мулюковым. В прежние времена это была казарма нижних чинов, находившаяся неподалеку от тюрьмы-этапа, где содержались заключенные между пересылками. Здание музея находится под охраной государства.

Коллектив комплекса состоит из пятнадцати сотрудников и четырех научных работников. Они охраняют и приумножают фонды музея, в которых на сегодняшний день хранится уже более трех тысяч редких книг, предметов этнографии и других экспонатов.
Экспозиции этого уникального комплекса открыты в трех залах. Их тематика:
- "Государева дорога".
- "Село на Сибирском тракте".
- "Лесные встречи".

На втором этаже здания располагаются такие экспозиции, как «История школы деревни Карадуван» и «История Сибирского тракта». Их экспонаты рассказывают о развитии почтовой связи с 1790 г. по сегодняшний день. При этом посетители могут ознакомиться с одеждой ямщиков, а также используемыми при перевозках колокольчиками, сбруей и т. д. Большой интерес у гостей комплекса вызывают дореволюционные документы, в числе которых находятся письма и карты почтово-географического округа, на которых изображен Казанский уезд. Среди экспонатов можно увидеть телефонный аппарат, изготовленный в начале 20 в., аппарат Морзе, фирменную одежду почтовых служащих периода 40-х годов 20 в., а также первый советский телевизор.

Раздел, рассказывающий об истории деревни Карадуван, оснащен краеведческими материалами, в числе которых находится рукописный Коран, личные вещи бывших владельцев купеческого дома и т. д.

Сотрудники проводят экскурсии не только по музею, но и по селу Дебёсы, а также по его окрестностям. Основной вид деятельности этого уникального исторического комплекса вовсе не коммерческий, а исследовательский и культурно-массовый.

Калужский тракт начинался у Крымского брода/ныне Крымского моста/ и тянулся в Калугу по направлению, ставшему теперь улицей Профсоюзной, переходящей в шоссе А-103 (Калужское шоссе). До Крестов нынешнее Калужское шоссе лежит под свежим асфальтом о четырёх полосах по старинному тракту, а вот в Крестах начинается самое интересное - современное шоссе уходит в сторону и вопреки названию в Беларусь. А Старо-Калужский или, как его ещё называют, Екатерининский тракт, всё так же ведёт в Калугу.

Возможно, наибольшую популярность для истории эта дорога и приобрела тем, что Наполеон отступал здесь, проиграв сражение под Тарутино, но особенно ухоженной стала она при Екатерине II.

В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи.

Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют.

Причем определенного сорта - дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой.

Вторая примета дороги - не зарастающая просека. Сколько лет ей не пользуются, а не растут там ни деревья, ни кусты! Так что не заблудишься. Видно, сильно утоптали грунт за столетия, когда была Старая Калужская главной дорогой, шедшей на юг. Только там, где прошел по земле тяжелый трактор и глубоко вспорол ее, пробивается по краю колеи молодая поросль.

Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам - придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием.

К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.

Заканчивался Калужский тракт у Московских ворот в Калуге. Эти ворота были построены специально к приезду Великой Императрицы в город на собранные местными купцами деньги. Екатерина II приехала, увидела сооружение, ей, любительнице подобного, ворота очень понравились, усилия купечества были оценены, и «Калуга назначена главным городом губернии ».

К сожалению, до нашего времени Московские ворота не сохранились - советской власти они оказались как-то не нужны и в 1935 году их снесли. До наших дней дожил лишь одинокий обелиск-верста, стоящий на небольшом тротуарном пятачке перед входом в Калужскую областную филармонию.

В наше время дорога от Москвы и до Калуги проходит немного в стороне. От Старой Калужской местами осталось действительно лишь направление, угадываемое по растущим вдоль ровным берёзовым посадкам.

Основной внедрожной частью тракта является участок от Тарутино до Ястребовки. Его и включим в маршрут выходного дня.

Контрольный вопрос: Для зачета маршрута нужно сделать фотографии в контрольных точках. В кадре должен быть автомобиль на фоне церкви и на фоне памятника штаба Кутузова.

Похожие публикации