Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Гумилёв, Николай Степанович. Гумилёв Николай Степанович

Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Родился в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилёва (1836-1910). Мать - Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (1854-1942). Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же поступил в гимназию в 1903 году, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал в Париж, в Сорбонну.

Первая публикация - 8 сентября 1902 - стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в газете «Тифлисский листок» за подписью К. Гумилёв. В 1905 издал первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». Впоследствии, однако, называл эту книгу «ученическим опытом».

С 1907 Николай Гумилёв много путешествовал. Побывал в Италии, во Франции. В 1908 издал сборник «Романтические цветы». Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке в Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

Николай Гумилёв - не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привез в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию.

В 1910 вышла книга «Жемчуга», в которую как одна из частей были включены «Романтические цветы». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. 25 апреля того же года, в Николаевской церкви села Никольская Слободка венчается с Анной Андреевной Горенко (Анной Ахматовой).

В 1911 при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме самого Н. Гумилёва, входили, в частности, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и др. Заявление о появлении нового художественного течения - акмеизма.

В 1912 был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, былы напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». 18 сентября (1 октября) того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

В 1914-1918 годах находился в действующей армии, затем - в штабе Русского экспедиционного корпуса в Париже.

Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 января 1915 г. № 148б награжден Георгиевским крестом 4-й степени. 28 марта 1916 произведён в прапорщики с переводом в 5-й Гусарский Александрийский полк.

В 1916 вышел сборник «Колчан», в который вошли некоторые стихи на военную тему.

В 1917 проходил службу в Париже в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. В Париже поэт влюбился в полурусскую-полуфранцуженку Елену Кароловну дю Буше, дочь известного хирурга. Посвятил ей стихотворный сборник «К Синей звезде», вершину любовной лирики поэта.

В 1918 была издана африканская поэма «Мик», а также сборник «Костёр». 5 августа состоялся развод с Анной Ахматовой.

В 1919 женится на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта.

В 1920 участвует в организации Петроградского отдела Всероссийского Союза писателей.

В 1921 Николай Гумилёв опубликовал два сборника стихов: «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке, и «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели».

В том же году 3 августа Николай был арестован, по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» и расстрелян. Существует точка зрения, согласно которой поэт не имел отношения к этому заговору, да и сам заговор был сфабрикован.

24 августа вышло постановление Петроградской Губчека о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. Распространена версия, что это Бернгардовка (долина реки Лубьи) около Всеволожска, хотя возможен и Лисий Нос.

В 1992 году Гумилёв был реабилитирован.

Николай Степанович Гумилёв – русский поэт, переводчик, прозаик, критик – родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте. Сын флотского врача.

Детство провел в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Тифлисе. В 1906 году окончил Царскосельскую гимназию, директором которой был И.Ф. Анненский.

Первая публикация – стихотворение «Я в лес бежал от городов…» (газета «Тифлисский листок», 1902 ). В 1905 году на собственные средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», замеченную В.Я. Брюсовым, который надолго стал поэтическим учителем Гумилёва. В 1906-1908 гг. жил в Париже, учился в Сорбонне, выпускал журнал «Сириус» (1907 , 3 номера), издал сборник стихов «Романтические цветы» (1908 ).

Раннее творчество Гумилёва развивалось в русле символизма под сильным воздействием оккультных теорий в изложении французских популяризаторов (Папюс, Э. Леви). После возвращения в Россию (1908 ) учился в Санкт-Петербургском университете (не окончил), сотрудничал в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал журнал «Остров» (1909 , 2 номера), с осени 1909 года стал деятельным сотрудником журнала «Аполлон» (вёл рубрику «Письма о русской поэзии»).

Вышедшая весной 1910 года книга стихов «Жемчуга», куда вошли и лучшие стихи из почти неизвестных в России «Романтических цветов», на долгие годы определила литературную репутацию Н. Гумилёва: экзотика, романтическая любовь, несколько риторичная героика сделались составной частью читательских представлений о самом поэте; особой популярностью пользовались циклы «Озеро Чад» и «Капитаны». К этому же времени относится роман Гумилёва с Е.И. Дмитриевой, дуэль с М.А. Волошиным из-за неё (ноябрь 1909 ), путешествие в Абиссинию. 25 апреля 1910 года Н. Гумилёв на А.А. Горенко (А.А. Ахматовой), в 1912 году родился их сын Л.Н. Гумилёв (развелись в 1918 ).

С 1909 году Гумилёв тесно общается с В.И. Ивановым, одобрившим книгу «Жемчуга»; однако в полемике 1910 года о символизме Гумилёв стал на сторону Брюсова (противостоявшего Иванову и Блоку), отрицая теургическое начало в поэзии. Осенью 1911 года организовал и возглавил «Цех поэтов», внутри которого в 1912 году сформировалась программа нового литературного направления – акмеизма . Н. Гумилёв – автор одного из его манифестов и ряда образцовых для акмеизма стихов. В сборник «Чужое небо» (1912 ) Гумилёв еще пробовал разные типы поэтики, представил эпические и драматические опыты в стихах; первым и последним несомненно акмеистическим стал сборник «Колчан» (1916 ). В нём отчетливо выделяются несколько формально не организованных циклов: военные стихи, стихи об Италии, об Африке и о России.

В 1910-1911 гг. Гумилёв совершил два путешествия в Африку (последнее – по поручению Музея антропологии и этнографии Петербургской АН; собранные коллекции поступили в музей). С начала Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, служил в уланских и гусарских полках, дважды был награжден Георгиевским крестом, однако экзаменов на чин корнета сдать не смог, оставшись прапорщиком. В эти годы, помимо военных стихов, выгодно отличающихся от массовой продукции на эту же тему, и прозаических «Записок кавалериста» (1915-1916 ), Гумилёв написал пьесы «Дитя Аллаха» и «Гондола» (обе 1916 ), продолжал деятельность обозревателя современной поэзии в «Аполлоне» и других изданиях. Весной 1917 года добился перевода на Салоникский фронт. Через Скандинавию приехала в Лондон, оттуда в Париж, где остался при комиссариате, ответственном за русский экспедиционный корпус.

После Октябрьской революции 1917 года пытался попасть на Персидский или Месопотамский фронт, в связи с чем отправился в Лондон, а оттуда в апреле 1918 года – в Петроград. В эти годы были написаны трагедия «Отравленная туника», оставшаяся неоконченной повесть «Весёлые братья», цикл стихов, опубликованный посмертно под названием «К синей звезде» (1923 ). Стихи 1916-1918 гг . составляют сборник «Костёр» (1918 ). В Петрограде Николай Гумилёв переводил с разных языков, работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции; организовал новый «Цех поэтов», вёл занятия в литературных студиях. Сотрудничал в Союзе поэтов (в начале 1921 стал председателем Петроградского отделения) и других литературных организациях.

Летом 1921 года издал книгу стихов «Шатёр». В августе 1921 года арестован по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору (т.н. Таганцевское дело), 25 августа 1921 года Николай Гумилёв был расстрелян без суда. Вопрос об участии Гумилёва в заговоре остается нерешенным, однако очевидно, что он не участвовал ни в каких конкретных действиях.

Последний сборник стихов Н. Гумилёва «Огненный столп», ставший его высшим поэтическим достижением, вышел в свет, когда Н. Гумилёв уже находился в тюрьме. Читатели-современники нашли в нем прежде всего облик поэта – рыцаря и воина, умевшего «не бояться и делать что надо»; понадобилось значительное время, чтобы осознать книгу как завещание «поэта-визионера, поэта-пророка» (слова А. Ахматовой). В первые два года после смерти Гумилёва его книги продолжали выходить в Советской России, затем – только в издательствах русского зарубежья; с 1986 года вновь издаются в России.

Н. С. Гумилев родился в г. Кронштадте в семье военного врача. В 1906 г. получил аттестат об окончании Николаевской царкосельской гимназии, директором которой был И. Ф. Анненский . В 1905 г. увидел свет первый сборник поэта "Путь конквистадоров", обративший на себя внимание В. Я. Брюсова . Персонажи сборника как будто пришли со страниц приключенческих романов из эпохи завоевания Америки, которыми зачитывался поэт в отрочестве. С ними и отождествляет себя лирический герой — "конквистадор в панцире железном". Своеобразие сборнику, насыщенному общими литературными местами и поэтическими условностями, придавали черты, преобладавшие и в жизненном поведении Гумилева: любовь к экзотике, романтика подвига, воля к жизни и творчеству.

В 1907 г. Гумилев уезжает в Париж для продолжения образования в Сорбонне, где слушает лекции по французской литературе. Он с интересом следит за художественной жизнью Франции, налаживает переписку с В. Я. Брюсовым, издает журнал "Сириус". В Париже в 1908 г. выходит второй сборник Гумилева "Романтические цветы", где читателя вновь ожидали встречи с литературной и исторической экзотикой, однако едва уловимая ирония, которой были тронуты отдельные стихотворения, переводит условные приемы романтизма в игровой план и тем самым намечает контуры авторской позиции. Гумилев упорно работает над стихом, добиваясь его "гибкости", "уверенной строгости", как писал он в своем программном стихотворении "Поэту", а в манере "вводить реализм описаний в самые фантастические сюжеты" следует традициям Леконта де Лиля, французского поэта-парнасца, считая такой путь "спасением" от символистских "туманностей". По словам И. Ф. Анненского, эта "книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий".

Осенью 1908 г. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в Египет. Африканский континент пленил поэта: он становится первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Знакомство с Африкой "изнутри" оказалось особенно плодотворным во время следующих путешествий, зимой 1909 — 1910 и 1910 — 1911 гг. по Абиссинии, впечатления от которых отразились в цикле "Абиссинские песни" (сборник "Чужое небо").

С сентября 1909 г. Гумилев стал слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1910 г. вышел сборник "Жемчуга" с посвящением "учителю" — В. Я. Брюсову. Маститый поэт откликнулся рецензией, где замечал, что Гумилев "живет в мире воображаемом и почти призрачном... он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами". Гумилев не покидает героев своих ранних книг, однако они заметно изменились. В его поэзии усиливается психологизм, вместо "масок" предстают люди со своими характерами и страстями. Обращало на себя внимание и то, с какой уверенностью шел поэт к овладению стихотворным мастерством.

В начале 1910-х годов Гумилев — уже заметная фигура в петербургских литературных кругах. Он входит в "молодую" редакцию журнала "Аполлон", где регулярно печатает "Письма о русской поэзии" — литературно-критические этюды, представляющие собой новый тип "объективной" рецензии. В конце 1911 г. он возглавил "Цех поэтов", вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил идейным вдохновителем нового литературного направления — акмеизма, основные принципы которого были им провозглашены в статье-манифесте "Наследие символизма и акмеизм". Поэтической иллюстрацией к теоретическим выкладкам стал его сборник "Чужое небо" (1912) — вершина "объективной" лирики Гумилева. По мнению М. А. Кузмина , самое важное в сборнике — это отождествление лирического героя с Адамом, первым человеком. Поэт-акмеист подобен Адаму, первооткрывателю мира вещей. Он дает вещам "девственные наименованья", свежие в своей первозданности, освобожденные от прежних поэтических контекстов. Гумилев формулировал не только новую концепцию поэтического слова, но и свое понимание человека как существа, осознающего свою природную данность, "мудрую физиологичность" и принимающего в себя всю полноту окружающего его бытия.

С началом первой мировой войны Гумилев уходит добровольцем на фронт. В газете "Биржевые ведомости" он публикует хроникальные очерки "Записки кавалериста". В 1916 г. выходит книга "Колчан", отличающаяся от предыдущих прежде всего расширением тематического диапазона. Итальянские путевые зарисовки соседствуют с медитативными стихотворениями философско-экзистенциального содержания. Здесь впервые начинает звучать русская тема, душа поэта отзывается на боли родной страны, разоренной войной. Его взгляд, обращенный к действительности, обретает способность прозревать и сквозь нее. Стихотворения, вошедшие в сборник "Костер" (1918), отразили напряженность духовных поисков поэта. По мере углубления философичности поэзии Гумилева мир в его стихах все больше предстает как божественный космос ("Деревья", "Природа"). Его тревожат "вечные" темы: жизнь и смерть, тленность тела и бессмертие духа, инобытие души.

Гумилев не был очевидцем революционных событий 1917 г. В это время он в составе русского экспедиционного корпуса находился за границей: в Париже, затем в Лондоне. Его творческие искания этого периода отмечены интересом к восточной культуре. Свой сборник "Фарфоровый павильон" (1918) Гумилев составил из вольных переложений французских переводов китайской классической поэзии (Ли Бо, Ду Фу и др.). "Ориентальный" стиль был воспринят Гумилевым как своеобразная школа "словесной экономии", поэтической "простоты, ясности и достоверности", что отвечало его эстетическим установкам.

Вернувшись в Россию в 1918 г., Гумилев сразу же со свойственной ему энергией включается в литературную жизнь Петрограда. Он входит в состав редколлегии издательства "Всемирная литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский эпос "Гильгамеш", произведения Р. Саути, Г. Гейне, С. Т. Колриджа. Он читает лекции по теории стиха и перевода в различных учреждениях, руководит студией молодых поэтов "Звучащая раковина". По словам одного из современников поэта, критика А. Я. Левинсона, "молодые тянулись к нему со всех сторон, с восхищением подчиняясь деспотизму молодого мастера, владеющего философским камнем поэзии..."

В январе 1921 г. Гумилев был избран председателем Петроградского отделения Союза поэтов. В этом же году выходит последняя книга — "Огненный столп". Теперь поэт углубляется в философское осмысление проблем памяти, творческого бессмертия, судеб поэтического слова. Индивидуальная жизненная сила, которая питала поэтическую энергию Гумилева раньше, сливается с надындивидуальной. Герой его лирики размышляет о непознаваемом и, обогащенный внутренним духовным опытом, устремляется в "Индию Духа". Это не было возвращением на круги символизма, однако ясно, что Гумилев нашел в своем мировосприятии место тем достижениям символизма, которые, как казалось ему в пору акмеистского "Sturm und Drang"a", уводили "в область неведомого". Тема приобщения к мировой жизни, звучащая в последних стихах Гумилева, усиливает мотивы сопереживания и сострадания и придает им общечеловеческий и одновременно глубоко личностный смысл.

Жизнь Гумилева трагически прервалась: он был казнен как участник контрреволюционного заговора, который, как теперь стало известно, был сфабрикован. В сознании современников Гумилева его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи — Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции.

В 1903 году семья вернулась в Царское Село, поэт поступил в гимназию, директором которой был поэт Иннокентий Анненский.

В 1906 году Гумилев окончил гимназию и поступил в Сорбонну в Париже.

В Париже Гумилев издавал журнал "Сириус", вел переписку с Брюсовым, которому отправлял свои стихи, статьи и рассказы, часть из них публиковалась в журнале символистов "Весы".

С 1907 года Гумилев много путешествовал , трижды был в Африке. В 1913 году в качестве начальника Африканской экспедиции по командировке Академии наук совершил поездку на Сомалийский полуостров.

В 1908 году он вернулся в Россию и был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, с 1909 года слушал лекции на историко-филологическом факультете, но курс не окончил.

С весны 1909 года Николай Гумилев участвовал в подготовке к изданию журнала "Аполлон", где стал одним из основных сотрудников. В этом же году он стал одним из создателей поэтического общества "Академии стиха" (Общество ревнителей художественного слова), в которое входили поэты Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов и др.

Осенью 1911 года Гумилев вместе с поэтом Сергеем Городецким создал литературное объединение "Цех поэтов", а также программу нового литературного направления — акмеизм.

В октябре 1912 года вышел первый номер журнала "Гиперборей", в редакцию которого вошел Гумилев.

В эти годы поэт выпустил несколько сборников — "Романтические цветы" (1908), "Жемчуга" (1910) и "Чужое небо" (1912), в который, кроме своих произведений, Гумилев включил переводы стихов Теофиля Готье.

С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк. К концу 1915 года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней). В марте 1916 года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В 1917 году уехал в Париж в связи с переброской на Салоникский фронт. В январе 1918 года после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон, а затем в апреле 1918 года вернулся в Россию.

В годы Гумилев войны не прекращал литературной : был издан сборник "Колчан" (1916), написаны пьесы "Гондола" (1917) и "Отравленная туника" (1917), цикл очерков "Записки кавалериста" (1915-1916).

В 1918-1921 годах поэт был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", руководил воссозданным "Цехом поэтов", а в 1921 году — Петроградским отделением Союза поэтов.

С 1919 года вел преподавательскую деятельность в Институте истории искусств, в Институте живого слова и во многих литературных студиях.

Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии "Звучащая раковина".

В августе 1921 года вышли сборники его стихов "Шатер" и "Огненный столп".

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 24 августа было издано постановление Петроградской Губернской чрезвычайной комиссии о расстреле 61 человека за участие в "Таганцевском контрреволюционном заговоре", среди приговоренных был Николай Гумилев. Долгое время точная дата смерти поэта была неизвестна. В 2014 году при работе с документами о расстрелах в период с 1918 по 1941 год историкам удалось обнаружить отметки о выдаче поэта для исполнения смертного приговора. Гумилева расстреляли в ночь на 26 августа 1921 года. В 1992 году поэт был официально реабилитирован.

Гумилев был дважды женат. В 1910-1918 годах его супругой была поэтесса Анна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, 1889-1966), в 1912 году у них родился сын Лев Гумилев (1912-1992) — известный историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Второй женой Николая Гумилева стала Анна Энгельгардт (1895-1942), дочь историка и литературоведа Николая Энгельгарта. От этого союза в 1919 году родилась дочь Елена, которая скончалась от голода во время блокады Ленинграда в 1942 году.

У Николая Гумилева был сын Орест Высотский (1913-1992) от актрисы Ольги Высотской. Его мемуары об отце были опубликованы под названием "Николай Гумилев глазами сына".

Единственный в России музей Николая Гумилева открыт в городе Бежецке Тверской области в деревне Слепнево в сохранившейся родовой усадьбе семьи Гумилевых.

Там же, в Бежецке, установлен памятник поэту и его семье — первой жене Анне Ахматовой и сыну Льву Гумилеву. Памятники Николаю Гумилеву открыты в Коктебеле (Крым) и в поселке Шилово Рязанской области.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. В 1902 году было напечатано первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов…».

В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой).

В 1905-м в краткой биографии Гумилева произошло важнейшее событие – был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

Зрелое творчество. Путешествия

После окончания в 1906 году гимназии, Гумилев уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвященный Анне Ахматовой . Эта книга положила начало зрелому творчеству Гумилева.

Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.

В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского , В. Брюсова . В книгу вошло известное произведение писателя «Капитаны».

В апреле 1910 года Гумилев женился на Анне Ахматовой.

«Цех поэтов» и акмеизм. Первая мировая

В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам , С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения акмеизм, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.

С началом Первой мировой войны Гумилев, биография которого и так была насыщена неординарными событиями, добровольно идет на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами. Во время службы в Париже в 1917 году, поэт влюбляется в Елену дю Буше, посвящает ей сборник стихов «К синей звезде».

Послевоенные годы. Гибель

В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с Ахматовой.

В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгарда. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.

В августе 1921 года Николая Гумилева арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Гумилева Николая Степановича неизвестны.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • В 1909 году Гумилев принимал участие в нелепой дуэли с М. Волошиным из-за того, что Николай Степанович нелестно высказался о поэтессе Елизавете Дмитриевой. Оба поэта не хотели стреляться, Гумилев выстрелил в воздух, пистолет Волошина дал осечку.
  • В 1916 году Гумилева зачислили в особый Пятый гусарский Александрийский полк, солдаты которого принимали участие в самых ожесточенных боях около Двинска.
  • Анна Ахматова всегда критиковала поэзию Гумилева. Это нередко приводило к тому, что поэт сжигал свои произведения.
  • Долгое время произведения Гумилева не печатались. Поэт был реабилитирован только в 1992 году.
  • О жизни Гумилева было снято два документальных фильма – «Завещание» (2011) и «Новая версия. Гумилев против диктатуры» (2009).

Похожие публикации