Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что должна делать вожатая в школе. Подготовила: ст. вожатая Андреева А.С. оценивает и экспертирует

Анализ работы

детской организации «Радуга»

МБОУ лицея с. Хлевное

За 2015-2016 уч. год

Подготовила: ст. вожатая Андреева А.С.

«Радужане» весь год плодотворно трудились и активно отдыхали. Немало было сделано активом детской организации «Радуга». В течение всего года её деятельность строилась на основе коллективной творческой деятельности с успешным сочетанием индивидуальных и групповых форм работы. Детская организация работала над проблемой создания системы организации досуговой деятельности для развития творческих индивидуальных особенностей каждого лицеиста.

В ДО продолжают успешно реализовываться целевые комплексные программы: международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», «Детский орден милосердия», Всероссийская программа «Лидер XXI века», Центральная программа РСМ «Всероссийская Юниор-Лига КВН», Областная концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции в Образовательных Организациях Липецкой области на 2013-2020гг., Областная комплексная целевая программа «Я гражданин», Муниципальная программа «Ключ к успеху», Муниципальная программа Союза детских и пионерских организаций, «Будущее России» и др. В целом же основные направления работы «Радуги» - это экология, милосердие, патриотизм, краеведение, досуг, вожатская работа, добровольчество и здоровый образ жизни, которые реализуются на основе программы деятельности «Цвета жизни».

Деятельность актива лицея была скоординирована активом старшеклассников и детским активом совместно с руководителем ДО старшей вожатой Андреевой А.С., классными руководителями и администрацией лицея. Дети сообща готовили мероприятия, праздники, участвовали в акциях и конкурсах предлагаемых Домом творчества, отделом образования и отделом культуры администрации Хлевенского муниципального района, Управлением молодёжной политики Липецкой области, Центром развития творчества детей и юношества Липецкой области, Г(О)У Центр развития добровольчества Липецкой области, Региональным представительством «Всероссийской Юниор-лиги КВН» в Липецкой области, с ГИБДД М ОМВД России «Задонский» с. Хлевное, Г(О)БОУ ДОД Детским оздоровительно-образовательном центром (спорта и туризма) г. Липецк, Г(О)БОУ ДОД Детским Эколого-биологическим центром г. Липецк, ДО ДОСААФ России Хлевенского района.

Подводя итоги уходящего года на заключительном собрании, лицеисты – отметили активнейшую деятельность 5а, 5б, 6а, 6в, 7а, 7г классов, 11-х классов, за что активисты и классные коллективы были отмечены благодарственными письмами и грамотами.

В течение года было проведено 21 заседаний актива «Детская страна», 37 заседаний актива «Юность», посвящённых решению актуальных вопросов, касающихся жизнедеятельности ДО, организации и проведению различных конкурсов, акций и мероприятий.

Активисты добровольческого отряда «Лучики надежды»: поздравили учителей ветеранов с Днём пожилого человека, провели концерты, приуроченные к празднованию Дня учителя и Дня пожилого человека, ко Дню Матери, Международному женскому дню и Дню защитников Отечества; поздравили учителей-ветеранов с их профессиональным праздником и с Днём Матери; поздравили ветеранов ВОВ и учителей – ветеранов с новым годом и рождеством; поздравили ветеранов ВОВ, участников боевых действий в республиках Чечня и Афганистан с Днём защитника Отечества; поздравили учителей-ветеранов с Международным женским днём; поздравили ветеранов ВОВ и вдов, погибших в годы ВОВ и тружеников тыла с Днём Победы.

В рамках экологической деятельности дети активно работали на клумбах лицея и района, озеленяли территорию лицея, поддерживали чистоту и порядок территории Братской Могилы и близлежащей лесополосы, памятника, погибшим лётчикам во время ВОВ, берега пруда и лесополосы в районе улицы Ленинская и Родника по ул. Советская, берега реки Дон и территорию близлежащих лесополос.

В течение года радужанами лицея были подготовлены и проведены мероприятия такие как:

Совместными усилиями старшей вожатой и актива, обучающихся лицея были проведены мероприятия такие как:

· Праздничная линейка ко Дню Знаний (1-11 кл.)

· Выставка осенних композиций «Подарок учителю» (1-11 кл.)

· Осенняя «Неделя молодёжного служения-2014»(Экскурсии, трудовые десанты в районе Братской могилы, лесополосы и пруда ул. Ленинская, родника, открытые классные часы и другие акции, инициативы и конкурсы, уч-ся 5-11кл.)

· День здоровых улыбок (5кл.)

· Участие в районном празднике «День Учителя» (8-11 кл.)

· Неделя православной культуры (1-11кл.)+ Организация фотовыставки обучающихся «Красота Божьего мира» (1-11 кл.)

· Осенний бал (1-11 кл.)

· Добровольческая акция «Ветеран живёт рядом»

· Добровольческая акция «Благодарные потомки»

· Добровольческая акция «Серые зарплаты»

· Добровольческая акция «Читающий автобус»

· Подготовка и открытие лагеря «Осинка».

· Подготовка к VI ЗИМНЕМУ КУБКУ КВН» РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРНИРА «ВСЕРОССИЙСКОЙ ЮНИОР - ЛИГИ КВН»

· Акция «Спорт альтернатива пагубным привычкам», 1-11 кл.

· Игровая программа + дискотека «Я выбираю жизнь» (Андреева А.С., Мерзликина И.В., Мерзликин А.А., Кудаева Е.В., Коротких Г.В. 8-11 кл.).

· Концерт ко Дню матери «» (1-11 кл.)

· Выставка новогодних композиций «Зимняя книга природы» (1-11 кл.).

· Новогодние утренники и вечера (1-11 кл.).

· Поздравление с Новым годом учителей – ветеранов, ветеранов ВОВ (Добровольческий отряд «Лучики надежды», 5-11 кл.).

· Подготовка к районному конкурсу «Лидер года -2016» (11 кл.).

· Подготовка к Всероссийскому конкурсу юных фотолюбителей «Юность России» (5-11 кл.).

· Акция «Поделись теплом души» (сбор благотворительной помощи для игровых комнат учреждений здравоохранения Хлевенского муниципального района и школы - интерната IV вида с. Дмитряшевка добровольческий отряд «Лучики надежды», рук. Андреева А.С.).

· Акция «Подарок Деда Мороза» (сбор благотворительной помощи для игровых комнат учреждений здравоохранения Хлевенского муниципального района и школы - интерната IV вида с. Дмитряшевка добровольческий отряд «Лучики надежды», рук. Андреева А.С.).

· Акция «Подарок другу» (сбор благотворительной помощи для игровых комнат учреждений здравоохранения Хлевенского муниципального района и школы - интерната IV вида с. Дмитряшевка добровольческий отряд «Лучики надежды», рук. Андреева А.С.).

· ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ (1-11 кл.).

· Всероссийская акция «Неделя защиты животных»

· Праздничный концерт«Вечер встреч выпускников» (8-11 кл.).

· Поздравление ветеранов ВОВ, участников боевых действий в республике


Похожая информация.


Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции старшего вожатого, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности старшего вожатого, права старшего вожатого, ответственность старшего вожатого.

Должностная инструкция старшего вожатого относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции старшего вожатого должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности старшего вожатого

1) Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей). Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старший вожатый должен знать

2) Старший вожатый при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации старшего вожатого

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция старшего вожатого - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности старшего вожатого, права старшего вожатого, ответственность старшего вожатого.

Общие положения

1.1.Старшая вожатая назначается и освобождается от занимаемой должности директором Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на любого педагога. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательством о труде.

1.2.Старший вожатый должен иметь высшее, незаконченное высшее, среднее специальное образование, а также склонности к занятиям с детьми.

1.3.Старший вожатый непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

1.4.В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», положениями, указами органов управления образования всех уровней.

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

2.1.Организует деятельность детских общественных организаций и объединений.

2.2.Управление коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества.

Должностные обязанности

Старший вожатый по своей должности выполняет следующие обязанности:

3.1.Организует досуг детей, подростков, учеников старшего возраста, создает необходимые условия для раскрытия способностей школьников.

3.2.Стимулирует активность, самодеятельность и инициативу школьников.

3.3.Принимает меры к обеспечению безопасности и охране жизни и здоровья вверенных ему детей.

3.4.Готовит и проводит массовые мероприятия.

3.5.Поддерживает тесные связи с педагогами Школы и другими общественными организациями.

3.6.Организует наглядное оформление школы по какой-то определенной тематике.

3.7.Совершенствует свои профессиональные знания, повышает квалификацию и кругозор, изучает передовой опыт работы с детьми и подростками.

3.8.Принимает меры к развитию и сохранение материальной базы детских организаций и объединений.

3.9.Ведет ежедневный почасовой план, рабочий дневник вожатого, иную установленную школой документацию.

3.10.Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

3.11.Осуществляет выпуск общешкольной газеты.

Старший вожатый в пределах своей компетенции имеет права:

4.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с детьми и подростками и планировать её исходя из педагогической целесообразности.

4.2.Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности школы, в работе Педагогического совета школы.

4.3.Вносить предложения по вопросам деятельности школы администрации, которые подлежат обязательному рассмотрению.

4.4.Пользоваться в свободное от занятий время помещениям школы (за исключением кабинетов), спортивным и актовым залами, в том числе в выходные и праздничные дни.

Ответственность

5.1.Старший вожатый несет дисциплинарную ответственность за не исполнение без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка школы.

5.2.Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после не соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.

5.3.В случае совершения старшим вожатым аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается в соответствии с КЗоТ РФ.

Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:

6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором Школы.

6.3.В конце учебного года предоставляет письменный отчет о проделанной работе заместителю директора школы по воспитательной работе.

6.4.Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.

6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с педагогическим работниками и заместителями директора.

6.6.Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических учебах, непосредственно после её получения.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Старшего вожатого

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность старшего вожатого [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Старший вожатый назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Старший вожатый относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность старшего вожатого назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Старший вожатый отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Старший вожатый должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • возрастную и специальную педагогику и психологию;
  • физиологию, гигиену;
  • закономерности и тенденции развития детского движения;
  • педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
  • индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;
  • специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;
  • методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;
  • основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Старший вожатый в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия старшего вожатого его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Старший вожатый обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

2.2. В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

2.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

2.4. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

2.5. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

2.6. Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

2.7. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

2.8. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

2.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

2.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости старший вожатый может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Старший вожатый имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Старший вожатый несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы старшего вожатого осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы старшего вожатого является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы старшего вожатого определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Старшему вожатому для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

Андреев К.А.

Итак – свершилось! Ты – вожатый. Или не свершилось, а случилось? Тебе предложили им стать или ты сам предложил себя в качестве самого замечательного вожатого школе.

Ты весь 11 класс переживал, что покинешь родные пенаты, со слезами на глазах стоял на сцене, когда раздавался Последний звонок. Ты думал, как без тебя обойдутся ребята из 5го класса, которым ты вёл урок Мужества или заменял учителя географии. Ты места не находил, когда осознал, что кончились вместе со школьными буднями увлекательные экскурсии, походы в театры, поездки за город на турслёты. Грамоты за победу в конкурсе «Мистер/мисс школа» занимают половину стены над твоей ещё детской кушеткой. Тогда эта книжица для тебя.

А если ты поступил в престижный ВУЗ, никогда не занимался с детьми младше тебя, если не был активен в старших классах и весь упор делал на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И если был ты всегда в школе как невидимка. Но что-то в тебе сжалось, когда тебе предложили стать вожатым из-за того, что прежний человек, занимавший эту должность перешёл в другую школу, переехал, вышла замуж, ушёл в армию, пошёл работать в банк, уединился в деревне(нужное подчеркнуть). То это пособие тебе ни в коем случае просто читать нельзя. Надо его читать с карандашом в руках. Читать со всей страстностью, желанием познать что-то новое, увидеть насколько ты уникальный человек.

По-разному люди приходят к педагогике. По-разному приходят к вожатской работе. Кому-то предлагают стать вожатым, кто-то сам мечтает стать наставником для младших. В каждом из этих вариантов множество плюсов.

Если вам предложили стать вожатым, то наверняка в вас видят задатки педагога и способности. Наверняка вы ответственный человек и способны совладать с детским коллективом.

Если сами решили стать на этот путь – наверняка вы обладаете массой волевых качеств. Это всегда приветствуется руководством образовательного учреждения. А если вы там ещё и учились, то ваши качества уже давно прошли проверку школьной жизнью.

Но иногда в вожатые попадают случайно. История хранит множество случаев, когда человек из-за стечений обстоятельств, становился педагогом, вожатым.

Ну и конечно – часто люди совершают поступки или решаются на что-то из-за того, что просто не могут отказать, не могут сказать твёрдое «нет». Если вы чувствуете, что вы стали вожатым, не сумели сказать «нет» своё любимой классной руководительнице (которая к тому же - завуч школы) – настороженно отнеситесь ко всем своим поступкам и телодвижениям в рамках педагогической деятельности. Ибо человек, который не учится говорить «нет» в различных ситуациях вряд ли может донести до подростка мысль о том, что на предложение покурить или выпить нужно уверенно отказываться. Хотя – не спорю: каждый человек уникален и каждый способен на волшебство.

Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым.

Задумывались ли вы – зачем живёте на этой Земле, почему вы поступили в педагогический ВУЗ (или не в педагогический), почему хотите создать семью, зачем параллельно школе занимались в разных кружках Дворца творчества.

Каждый из нас в любом деле может определить цель. Цель – чего хочет он достичь. Человек, который формулирует свои жизненные приоритеты и цель – люди способные на великие поступки. Если они могут осознать своё предназначение в жизни, вернее попытаться это сделать, робко сформулировать стратегическую жизненную цель – то каждый прожитый жизнь работает на него, каждая встреча не случайна и каждый момент жизни – замечателен.

Об основах жизненного целеполагания можно прочитать массу интересных материалов, книг, трактатов, диссертаций. Мы лишь просим запомнить, возможно, новое для вас слово – «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

Почему, не определив цели и задачи вашей работы в качестве вожатого, вы не можете работать таковым? Можете. Трижды можете. Но не эффективно. Не эффективно ни для себя, ни для детей, ни для школы в целом.

Не бойтесь признаться себе, что задачи, которые вы решаете, работая вожатым – не самые благородные, не самые возвышенные. Гораздо хуже, если вы обманываете себя. Гораздо хуже, если вы говорите себе, что пришли в школу чтобы оставить след в истории, а на самом деле – хотите смотреть из кабинета завуча на цветущие весной под окном яблони. И дело конечно не в цветении, и не в весне. Дело в том, что надо учиться формулировать цели и задачи: как на всю жизнь, так и на небольшой отрезок.

Вскоре, когда вы пообщаетесь с опытными педагогами, с талантливыми организаторами и безупречными методистами – поймёте, что и в организации мероприятий, дел, концертов, игр, походов, экскурсий – надо определять цель и задачи.

Представьте себе, что вы решили сводить актив школы в музей. Просто потому, что он рядом со школой. Задайтесь вопросом – «Зачем?». Вы скажете: «Это интересно!». И вы будете правы. Но если вы не ответите на вопрос «Зачем?», не сможете сформулировать цель вашего похода для знакомства с музейной экспозицией – помните – вам это полезно не будет.

Учимся ставить цели. Формулировать задачи.

Так давайте начнём. Для чего вы – вожатый?

В этом месте можно было бы оставить пару пустых страниц для того, чтобы вы написали свои мысли. Но попытайтесь запомнить мысли, которые всплыли у вас после вопроса. Именно эти мысли могут быть отчасти вашими целями в работе вожатого. А может и в жизни в целом.

Но для того, чтобы вам было легче ориентироваться в задачах, которые вы можете решать, будучи вожатым, мы поможем немного разобраться в круговороте возможностей, вариантов, горизонтов – встающих перед вами.

Какие перспективы открываются перед вами? Вы можете:

ü Получать не большую, но стабильную заработную плату (это немаловажно, особенно если вы – студент);

ü Смотреть весной на уже выше упомянутые яблони;

ü Получать подарки от учащихся на Новы год, День святого Валентина и другие праздники;

ü Играть Снегурочку или Деда Мороза на сцене;

ü Найти примеры для сопровождения педагогической теории в институте;

ü Наработать опыт общения с детьми разного возраста;

ü Получить навыки общения с родителями;

ü Расширить свой кругозор;

ü Приобрести коммуникативные навыки;

ü Перенять и выработать организационные навыки;

ü Попрактиковаться в организации дел, мероприятий;

ü Завести связи, понять структуру местного самоуправления, найти партнёров по бизнесу (почему бы и нет. Если вы потом решитесь заниматься предпринимательством – вы способны будете использовать весь накопленный у вас багаж);

ü Изучить нормативно-правовую базу;

ü Пообщаться с опытными педагогами, психологами, организаторами

ü Оставить след в истории;

ü Стать у истоков государственно-общественного управления образовательным учреждением;

ü Заложить новые традиции;

ü Изменить в лучшую сторону жизнь школы;

ü Сплотить коллектив;

ü Дать вектор в развитии школьного актива;

ü Сделать доброе дело;

ü Помочь близкому;

ü Помочь выбрать верный путь подрастающему человеку;

ü Стать другом;

ü Найти друзей.

И многое-многое другое может выступать в роли цели и задач. Но надо помнить и понимать, что цель должна быть исключительна ваша. Не Марьи Иваны, не Васи Пупкина, а ВАША. Принята вами, осознана, пережита – сформулирована вами.

Заставить задуматься о своём предназначении в отдельно взятый отрезок жизни или же в жизни в целом – отчасти тоже миссия педагога, учителя, вожатого. Поэтому, сначала формулируем цели сами, потом учим других. Сначала определяем жизненные приоритеты и принципы сами – потом помогаем сформулировать другим.

Что я буду делать?

Если вам кажется, что должность вожатого самая интересная и подходящая вам в системе образовательного учреждения – сохраните это ощущение. Если вам кажется – что она никчёмна по сравнению с должностью директора – задумайтесь. Ведь каждый человек красив на том месте, которое занимает. И если вы определились с жизненными целями – вы можете достигать их и будучи вожатым, и находясь на должности директора школы, и став президентом страны.

Руководствуйтесь принципом «БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ».

Как можно повышать эффективность даже в должности вожатого в самой стандартной школе? Как не стоять на месте, а развиваться? Как осознавать то, что вы способны на большее и не бояться делать оправданные шаги навстречу мечтам, свершениям, реализации своего богатейшего потенциала?

На эти вопросы вы ответите, правильно приняв информацию, собранную на этих страницах.

Ответите. За всё ответите. Или на всё ответите? Разные позиции и разная формулировка – многое может решить в постановке проблемы и в её решении.

Разберём же, чем может и/или должен заниматься старший вожатый в современной общеобразовательной школе.

В нашей стране каждая должность обрастает различного рода инструкциями, положениями, тарифными ставками, специально разработанной документацией.

Так слесарь или токарь – должны обладать определёнными знаниями и умениями, пройти обучение в технических учебных заведениях, знать технику безопасности и т.д. Вожатый конечно же не слесарь и не токарь. Оттачивать ему приходиться далеко не гайки с болтами. В руках вожатого более серьёзная субстанция. Субстанция ранимая, нежная. И обращаться с ней необходимо по иным ГОСТам.

В нашей стране различными нормативными актами закреплен функционал старшего вожатого. Разработана типовая должностная инструкция. Она закрепляет основные должностные обязанности старшего вожатого в школе. Но надо помнить, что инструкция – типовая. А это значит, что на усмотрение администрации учебного заведения может быть подкорректирована. И в этом видится большой плюс. Если директор школы заинтересован в вас как в вожатом, то он способен под вас и подкорректировать должностную инструкцию. А какое содержание заложить туда – зависит во многом от вас. Но есть в должностной инструкции и то, что менять нельзя.

Помните, что должность вожатого ориентирована на работу с детским коллективом и предусматривает работу с детьми.

Должностной инструкцией закреплены основные направления деятельности старшего вожатого в школе. Это:

· содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

· организация досуга обучающихся.

Эти направления неизменны.

И если второе направление – более понятно. Ведь «досуг» гораздо ближе нам. И под ним мы понимаем организацию свободного от учёбы времени. То на первом направлении стоит заострить своё внимание, так как оно вросло в школу уже давно. И история этого направления замечательна своей красотой, масштабностью, интересными делами. Она наполнена яркими событиями.

Рассмотрим подробнее функционал старшего вожатого.

Должностные обязанности подразумевают, что старший вожатый:

· Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

· В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

· Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

· Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

· Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

· Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

· Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

· Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старший вожатый, работающий в образовательном учреждении должен знать:

Ø приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Ø законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;

Ø Конвенцию о правах ребенка;

Ø возрастную и специальную педагогику и психологию;

Ø физиологию, гигиену;

Ø закономерности и тенденции развития детского движения;

Ø педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;

Ø индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;

Ø специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;

Ø методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;

Ø основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Ø методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Ø технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Ø основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Ø правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации старшего вожатого следующие: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Документы предъявляют серьёзные требования к старшему вожатому, ведь вожатый как никто ближе находится к ребёнку, к его потребностям, чаяниям, идеям, инициативам, проблемам.

Почему вожатый - старший?

Когда вы писали заявление на имя директора с просьбой принять вас на должность «старшего вожатого» задумывались ли вы о значении слова «старший»? Слово «вожатый» - вам близко и оно на слуху. А вот в сочетании со словом «старший» кажется ещё более полновесным.

Но где же «не старшие»? Где же младшие, где же те, кто должен быть ниже по статусу?

Понятия детская общественная организация и старший вожатый тесно переплетены в истории школы.

Заинтересовавшись историей детского общественного движения, вы можете познакомиться с интересными страницами педагогики, откроете имена талантливейших людей, которые занимались внедрением методик, технологий воспитания, форм работы с детьми. Изучение истории детского движения способно дать калорийную пищу для педагогической практики, предоставит возможность испробовать на себе то, что испробовано десятилетиями.

Некоторые представители педагогических профессий иногда заявляют о том, что придумали что-то новое. Зачастую такие заявления делают и те, кто не знаком с историей. Пытаться сделать открытия необходимо. Но только, опираясь на знания, накопленные до того.

Если вы готовы узнать немного из истории, вернёмся в далёкие 20-е годы уже прошлого века. Время тяжелое для страны. Время, которое диктовало новое мышление, открытия, поступки. Тогда и стали создаваться пионерские отряды. Начала свою жизнь Пионерская организация. Робкие шаги первых вожатых, организаторов вскоре были поддержаны обществом. Пионерские отряды стали создаваться по месту жительства, при сельсоветах, при предприятиях. У каждого отряда – организатор из числа комсомольцев – вожатый.

Лишь спустя какое-то время – пионерские формирования вошли в школу.

Ныне живут замечательные педагоги-практики, прошедшие замечательную школу Пионерии. Каждый из нас имеет возможность узнать у этих людей о том, как была организована работа в пионерской организации. Поинтересуйтесь у своих коллег. Многие из учителей, представителей администрации – напрямую и тесно связаны с Пионерией. Наши коллеги являются носителями богатого опыта, переняв который можно качественно расширить свои знания, открыть для себя уникальные методики.

Неоднозначно отношение к Пионерской организации имени В.И.Ленина у современных граждан. Многие смотрят на неё через призму негативных публикаций, неаккуратно произнесённых речей, личного зачастую предвзятого опыта. Но как показывают опросы, сделанные в последние годы – к пионерскому прошлому относятся всё более сдержано, позитивно, взвешенно. Пионерия серьёзно повлияла на становление общества и на нынешнее развитие педагогики, системы образования и воспитания.

Но нам важно сейчас проследить каким образом вожатый пришёл в школу.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) пионерские отряды стали создавать и в школах. Пионерская организация строилась по такому принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе примерно по 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец.

После того, как пионерские отряды стали создаваться в школах – структура школьной жизни корректировалась.

Впервые термин «Вожатый пионеров» появился в 1922 году. Содержание деятельности вожатого пионеров, его права и обязанности документально и подробно были определены не сразу. Советуем познакомиться с «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина», которое увидело свет в 1957 году.

Учитывая, что школьный класс – отряд, школа – дружина; понимаем, что отряд координирует вожатый из числа старшеклассников (комсомольцев), дружину курирует – старший пионерский вожатый.

После прекращения существования Пионерской организации имени В.И.Ленина – должность старшего вожатого изменилась. Из формального наименования ушло слово «пионерский». Должность осталась. А то, для поддержки чего эта должность некогда вводилась – упразднено. Вот таковы парадоксы истории, которые сохранили память о пионерской организации.

В начале 90-х годов старший вожатый стал не тем человеком, коим был ранее. Без пионерской организации и без поддержки комсомольской организации, которые прекратили своё существование – старший вожатый занял куда более скромные позиции. Но в силах вожатых – более чётко определить свой статус. Сделать это можно через активные действия, качественную работу, социальные инициативы, участие в самоуправлении образовательного учреждения.

  • Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи
  • Вопрос 15. Публичное и частное право: специфика и критерии разграничения
  • Вредные факторы производства и защита от них. Вредные производственные факторы - это факторы, которые приводят к постепенному ухудшению здоровья работающих или к профессиональному заболеванию

  • Похожие публикации