Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Биография, Херасков Михаил Матвеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. Значение херасков михаил матвеевич в краткой биографической энциклопедии Жизнь и деятельность

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября 1733, Переяславль - 27 сентября 1807, Москва) - русский поэт эпохи Просвещения, автор огромной по объёму эпической поэмы «Россиада», видный масон и розенкрейцер, владелец подмосковной усадьбы Очаково.

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас - Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве княжна Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге - одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, в 1754 году - в коммерц-коллегии, а в 1755 году подал прошение об отставке и поступил на службу в открывшийся Московский университет, где организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал вместе с И. Ф. Богдановичем журнал «Полезное увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской сцене героическую поэму «Безбожник».

В 1760-х годах дом Хераскова (на месте нынешнего здания № 21 по Тверской) стал центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашён вместе с Сумароковым и Ф. Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в 1763 г. назначен директором Московского университета.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента берг-коллегии - учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная императрица отправляет поэта в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он передал Н. И. Новикову университетскую типографию, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году вышла поэма Хераскова «Россиада», над которой он работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменила опалу и вернула поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселился в Москву, занимался издательской деятельностью, создал университетский благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году. В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков в чине действительного тайного советника, полученном за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Семья

Жена Елизавета Васильевна (1737-1809) - русская писательница.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм - «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений - серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772-1773), «Утренний свет» (1777-1779).

Произведения
  • Эпические героические поэмы
    • «Чесменский бой» (1771); перевод поэмы на французский язык сделал Хераскова известным в Европе (переводчик Мария Сушкова, «Le combat de Tzesme, poème en cinq chants» , 1772);
    • «Россияда» (1778)
    • «Владимир возрожденный» (1785)
    • «Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)
  • Дидактическая поэма
    • «Плоды наук» (опубл. 1761)
  • Другие эпические произведения
    • «Вселенная, мир духовный» (1790) - поэма о творении мира
    • Пилигримы, или Искатели счастья (1795) - поэма-аллегория;
    • Бахариана (1805) - богатырская сказка
  • Трагедии
    • «Венецианская монахиня» (1758)
    • «Пламене» (1762, опубл. 1765)
    • «Мартезия и Фалестра» (ок. 1766)
    • «Борислав» (1772, опубл. 1774)
    • «Идолопоклонники, или Горислава» (1782)
    • «Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)
    • «Цид» (нач. 1790-х)
    • «Освобожденная Москва» (1798)
    • «Зореида и Ростислав» (1807)
  • Комедии
    • «Безбожник» (1761)
    • «Ненавистник» (1770)
  • Слёзные драмы
    • «Друг несчастных» (1774)
    • «Гонимые» (1775)
    • «Милана» (1786, «драма с песнями»)
    • «Школа добродетели» (1796)
    • «Извинительная ревность» (1796)
  • Сборники лирических стихотворений
    • «Новые оды» (1762)
    • «Философические оды или песни» (1769)
  • Басни
    • «Нравоучительные басни» (1764)
  • Романы
    • «Нума Помпилий» (1768)
    • «Кадм и Гармония» (1787)
    • «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792)

материал взят с сайта

Русская литература XVIII века

Михаил Матвеевич Херасков

Биография

Творческий путь

Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г.

Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым. Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским университетом.

В 1775 г. он поступает в штат университета, где работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г. преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений университета.

Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода - ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова.

Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и порядкам дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы, «пороками ругаться» - эта задача чужда Хераскову и его группе. Если Сумароков верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить царей, как править государством, а дворян - выполнять свой гражданский долг, то Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в общественной жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:

Позволь, Евтерпа, мне еще сказать яснея,

Что я сказать хочу:

Но люди будут ли при сих словах умнея?

Ты скажешь: «Никогда», - я лучше замолчу.

Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»:

На что полезен разум,

Когда поклоны низки,

Когда глубоки иски

Людей приводят к счастью?

На что потребен разум?

Не надобен, я чаю.

Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» - это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение».

В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства переводились в морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике нравоучительные, моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов, печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности всего земного.

Все тщета в подлунном мире,

Исключенья смертным нет,

В лаврах, рубище, порфире,

Всем должно оставить свет, -

Писал Херасков в стихотворении «Прошедшее».

Мотивы эти - предтеча поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».

В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни крестьян.

Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги спокойства сердцу не дают».

Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал - образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как:

Мне тихое вздыханье

Стенящих горлиц мило;

Мне тихие потоки,

Мне рощи, мне долины

Приятней лирна гласа -

Ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.

Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» - политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету.

В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» - «слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».

В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.

Героическая эпопея «Россияда"

Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» - так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением. Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).

Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего.

Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории - взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды.

Главная идея «Россияды» - торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано, украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного - идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству ограда», - говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на его долг перед отечеством. Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».

Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к современности. Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины, которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы. Поэма посвящена Екатерине II -все это делает весьма ограниченным либерализм Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений. В ней много отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи. Вместе с тем в этой героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра и свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к фольклору.

Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического содержания. Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи - национальный сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и обо всей России, о героическом русском народе.

Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного».

В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии русского классицизма.

Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности Богдановичу, найти свое место в литературе.

Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю - сентиментализму.

Михаил Матвеевич Херасков – известный русский поэт, прозаик (1733 - 1807). Михаил Херасков родился в г. Переяславе на Полтавщине 25 октября 1733 года в знатной аристократической боярской семье. Он получил хорошее домашнее воспитание. В 1751 году Херасков окончил Петербургский Сухопутный шляхетский корпус. С юности Херасков увлекался творчеством. В 1775 г. он поступил в штат Московского университета, в котором работал до 1802 г. заведующим библиотекой, типографией, издательством университета, а затем был назначен директором университета и его куратором.

Михаил Матвеевич вошел в историю русской литературы, прежде всего, как создатель эпопеи «Россияда», изданной в 1779 г. Главной идеей данного произведения было торжество героизма русских воинов и победа России над варварством. Целью поэмы было вдохновение современников подвигами предков и попытка обучения их подлинному патриотизму.

Херасков был последователем классицизма в драматургии. Он написал 20 пьес, наиболее известными среди которых были: трагедии "Пламена", "Борислав"; комедии "Безбожник", "Ненавистник". В своих произведениях Херасков осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеалом является образованный дворянин, который посвятил свою жизнь науке, культуре и моральному самоусовершенствованию. В период, когда в России формировались новые капиталистические отношения и усиливались меркантильные интересы в правящих дворянских кругах, Херасков, предпочел уклониться от социальной борьбы и уйти в мир философских раздумий.

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич родился в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско - писа­тель.

В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию. С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковре­менное пребывание в Коммерц-коллегии.

В 1755 был определен на службу в Мос­ковский университет в чине коллежского асес­сора.

С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятель­ность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; сов­местно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать пер­вые московские литературные журналы:

1760-62 - «Полезное увеселение»,

1763 - «Сво­бодные часы» (1763).

В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-кол­легии, ведавшей горной промышленнос­тью.

В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Москов­ском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пан­сиона, где позже получили образование В. А. Жуковский , А. И. Грибоедов , В. Ф. Одоевский , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тют­чев , и передал в аренду на 10 лет универ­ситетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветитель­скую издательскую деятельность.

Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где гос­подствовали литературные и театральные интересы.

В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

В 1755-56 в журнале «Ежемесячные сочи­нения» он опубликовал ряд басен, эпи­грамм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым . Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в об­ласти драматургии.

В 1758 вышла первая тра­гедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставлен­ных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил дей­ствительное происшествие из современ­ности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венециан­ская монахиня» была значительно бли­же к новому для того времени жанру сен­тиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в даль­нейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

«Борислав» - 1774;

«Идолопоклонники, или Горислава» - 1782;

«Пламена» - 1786;

«Осво­божденная Москва» - 1798;

«Зареида и Ростислав» - (напечатана посмертно, в 1809),

«Друг нещастных» - 1771;

«Гонимые» - 1775;

«Школа добро­детели» и «Милана» - 1798).

В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстракт­ное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житей­ской суеты, бренности земного. Xерасков откро­венно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «ти­хие потоки», «рощи» и «долины» «прият­ней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охот­нее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, со­держащие в себе раздумья и нравоуче­ния. В лирике писатель, как и в его драматур­гии, заметно начали проявляться эле­менты сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просве­тительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и лю­бовно-авантюрного и тоже аллегориче­ского романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изо­бразил французскую революцию.

Наибольшую известность у современ­ников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди ко­торых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые под­виги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвящен­ная важному историческому событию в жизни русского народа - взятию Ка­зани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Рос­сияда» вместе с тем на материале прош­лого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала рас­пущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

«Плоды наук» (1761),

«Чес­менский бой» (1771),

«Владимир» (1785),

«Вселенная» (1790),

«Пилигримы» (1795),

«Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

«Бахариана» (1803).

В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характер­ные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Ка­рамзина . Xерасков М.М. относится к числу тех «тру­долюбивых людей», которые, по выраже­нию Белинского , «размножали на Руси книги, а через книги - читателя.

Умер - , Москве.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле, Левобережной Украины (сейчас - Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валахской семьи из боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А.П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге - одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных Сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в 1754 году в коммерц-коллегии, а в 1755 году подаёт прошение об отставке и поступает работать в открывшийся Московский университет, где организует и руководит несколькими печатными изданиями, выходящими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных Сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал, вместе с И. Ф. Богдановичем, журнал «Полезное Увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московскую сцену героическую поэму «Безбожник».

Начиная с 60-х годов, дом Хераскова (на месте нынешнего здания по Тверской,21) становится центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен, вместе с Сумароковым и Ф. М. Волковым, для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в том же 1763 г. назначен директором Университета в Москве.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента Берг-коллегии - учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная на поэта императрица увольняет его в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он отдал Н. И. Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году выходит поэма Хераскова «Россиада», над которой работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменяет опалу и возвращает поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселяется в Москву, занимается издательской деятельностью, создаёт университетский Благородный пансион, где позже получили образование , и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году (1779) он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков, в чине действительного тайного советника, полученного за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря.

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм - «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений - серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи.

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772-1773), «Утренний свет» (1777-1779).

Похожие публикации